X-PDF

Читательская грамотность на уроках русского языка, чтения (Литературного чтения), истории Отечества (мастер – класс)

Поделиться статьей

Читательскаяграмотность на  уроках  русского языка,

чтения (Литературного  чтения), истории  Отечества

(мастер– класс)

 

   Внастоящее время функциональная грамотность становится одной из главных тем дляобсуждения на всех уровнях в сфере образования.

 

Слайд  2    (Функциональнаяграмотность — …)

Функциональнаяграмотность (англ. functionalliteracy) – результат образования, которыйобеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, полученияновых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешноговыполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в томчисле воспитания детей, решении различных жизненных проблем.

 

Слайд  3 (А. А.Леонтьев)

Функциональная  грамотность  включает  всебя математическую, финансовую,  естественнонаучную, грамотность глобальных компетенций,читательскую  грамотность и креативного мышления.

 

Слайд  4  (Функциональная грамотность  1, 2, 3…)

Важнейшая задача современной школы –формирование функционально грамотных людей.

Функциональная грамотность – способностьчеловека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться ифункционировать в ней.

 

Слайд  5  (Читательскаяграмотность —…)

На мой взгляд,базовая грамотность – это чтение. В современном мире важно умение работать с различнымиисточниками информации, необходимо не только читать и запоминать большоеколичество информации, но, прежде всего, уметь анализировать, обобщать и делатьвыводы.

 

Слайд  6  (Читательскиеумения)

Чтение –это достаточно сложный когнитивный процесс. У каждого ребенка своя манерачтения, нашим детям сложно понять незнакомые слова в контексте, и в итоге онине понимают весь текст, из-за чего формируется нелюбовь к чтению и снижаетсяучебная мотивация. Чтобы избежать негативных последствий, педагоги школыстараются формировать у каждого ребенка интерес к чтению.

 

Слайд  7  (Навыки и  умения, без  которых  сегодня  невозможно справляться  с  решением жизненно  важных  задач:…)

 

На каждомзанятии при работе с текстом внимание уделяется новым терминам и объяснению ихзначений, формируется умение самостоятельно работать с текстом: задаватьвопросы по тексту, отвечать на вопросы к тексту, найти ключевое слово, котороеотображает смысл и т.д.

 

 

Слайд 8 (Текст  1)

Формированиечитательской грамотности на уроках русского языка

 

Текст 1

   Барабанщик– мужественное, крепкое  слово. И  по  барабану  (что  делать?) – дело  мужское.Дятел – барабанщик – звучит  вполне  подходяще. Стучит  дятел  по  дереву, а дробь  получается  настоящая  (какая?).

   Ядумал, что  (что  делает?)  по  дереву  только дятел- самец. Но  однажды навёл  фоторужьё – и  увидел  не  дятла  барабанщика, а  дятлиху  — (кого?)! Назатылке  у  неё  не  было  красной  полоски, которая  украшает  самца. 

 

Источник: Русский  язык. 7 класс: учеб. для  общеобразоват. организаций, реализующих  адапт. основные общеобразоват. программы/ Э. В Якубовская, Н. Г. Галунчикова. – 7-е изд. — М.:Просвещение, 2021. -256 с.

Упр.48, стр. 42.

 

 

Задания

1.1.

Подбери  разные  части  речи  (существительные, прилагательные, глаголы)  с  корнем  — БАРАБАН — .

Вставь  эти  однокоренные  слова  в  текст  вместо  вопросов. Прочитай  получившийся  текст.

 

*Предположите, с какой целью автор использует эти слова.

1.2.

Озаглавьте  текст  и  запишите  его.

1.3.

Слайд  9 

Какая  новая  для  тебя  информация  содержится  в  тексте?

Рассмотрите иллюстрации и выберите те, на которых изображены упоминаемые  в тексте птицы. Укажите, кто есть кто?

            

Рис.1                   Рис.2                    Рис.3               Рис.4                  Рис.5                 Рис.6

1.4.

Пройдите по  одной из  ссылок и познакомьтесь с информацией.

https://mostitsky_universal.academic.ru/

Словари и энциклопедии на Академике.

https://givnost.ru

Сайт о животных.

1.5.

Слайд  10

Ответь  на  вопросы.

1. Что  входит  в меню  дятла?

В меню дятлов входят насекомые. Любимым лакомством дятлов являются жуки, гусеницы, личинки, бабочки, муравьи, черви.

 

2. Как дятел понимает, в каком именно месте ему следует проделать отверстие?

Птица обладает прекрасным слухом. Дятел слышит малейший шорох под корой дерева.

 

*Чем  могут  питаться  дятлы  зимой?

Отсутствие насекомых они вполне заменяют орехами, семенами сосны и ели. Есть желудевый дятел, любимым лакомством которого являются желуди.

 

 

 

 

Слайд  11

Формированиечитательской грамотности на уроках чтения  (Литературного  чтения)

Текст 1

Сказка « Умный мужик»

   У одного бедногомужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было счем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понес. Барин принял гуся иговорит мужику:

— Спасибо, мужик,тебе за гуся; только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена,два сына да две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды?

Мужик говорит:

— Я разделю.

Взял ножик, отрезалголову и говорит барину:

— Ты всему домуголова — тебе голову.

Потом отрезалзадок, подает барыне.

— Тебе, — говорит,- дома сидеть, за домом смотреть — тебе задок.

Потом отрезал лапкии подает сыновьям.

— Вам, — говорит, -ножки — топтать отцовские дорожки.

А дочерям далкрылья.

— Вы, — говорит, -скоро из дома улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму!

И взял всего гуся.

Барин посмеялся,дал мужику хлеба и денег.

Услыхал богатыймужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарилпять гусей и понес к барину.

Барин говорит:

— Спасибо за гусей.Да вот у меня жена, два сына, две дочки — всех шестеро. Как бы нам поровнуразделить твоих гусей?

Стал богатый мужикдумать и ничего не придумал.

Послал барин забедным мужиком и велел делить.

Бедный мужик взялодного гуся дал барину с барыней и говорит:

— Вот вас трое сгусем.

Одного далсыновьям:

— И вас, — говорит,- трое.

Одного дал дочерям:

— И вас трое.

А себе взял двухгусей:

— Вот, — говорит, -и нас трое с гусями, всё поровну.

Никому не обидно.

Барин рассмеялся:

— Ну, молодец, мужик! Знал, какнадо разделить, и себя не забыл!

Дал бедному мужикуеще денег и хлеба, а богатого прогнал.

 

Источник: Чтение. 7  класс:учеб. для  общеобразоват. организаций, реализующих  адапт. основные общеобразоват. программы/ авт.- сост. А.К.Аксёнова. –14-е изд. — М.:Просвещение, 2021. -287 с.

Стр. 20-23

 

 

 

Задания

1.1.

Прочитай  сказку  по  ролям. При  передаче  характеров  действующих  лиц  обратите  внимание  на  рассудительность  барина, на  умную  хитрость  бедного мужика, на  растерянность  и  глупость  богатого  мужика.

За  какое  время  вы  прочитали  сказку?

1.2.

К  какой  сказке по  содержанию   относится  сказка  «Умный  мужик»?  БЫТОВАЯ  СКАЗКА

1.3.

Слайд  12

Выделите  зачин  и  концовку  сказку.

Зачин: у одного мужика не стало хлеба.

Концовка: Барин рассмеялся:

— Ну, молодец, мужик! Знал, как надо разделить, и себя не забыл! Дал бедному мужику еще денег и хлеба, а богатого прогнал.

 Барин посмеялся и дал бедному мужику еще денег и хлеба, а богатого прогнал.

1.4.

Слайд  13 — 14

Назови  главных героев, опиши их поступки.

Бедный мужик: находчивый, смекалистый.

Взял ножик, отрезал голову и говорит барину:

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

— Ты всему дому голова — тебе голову.

Потом отрезал задок, подает барыне.

— Тебе, — говорит, — дома сидеть, за домом смотреть — тебе задок.

Потом отрезал лапки и подает сыновьям.

— Вам, — говорит, — ножки — топтать отцовские дорожки.

А дочерям дал крылья.

— Вы, — говорит, — скоро из дома улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму!

Богатый мужик: жадный, завистливый.

Услыхал богатый мужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять гусей и понес к барину.

Барин: мудрый. Наградил мужика за его ум и смекалку.

 

1.5.

 

 

 

Слайд  15

Рассмотри  иллюстрацию  к  сказке. Как  удалось  художнику  передать  характеры  персонажей?

 

 

 

1.6.

Слайд  16

Какова  главная  мысль  сказки?

Умный мужик раскрывает тему человеческих достоинств и пороков. Сказка показывает, что ум и смекалка всегда в народе ценились, а жадность и глупость осуждались.

Смекалка  бедняка помогла  ему найти выход из затруднительного положения и завоевать уважение барина. А жадный богач опозорен и наказан.

 

Чему учит сказка?

Сказка высмеивает жадность, учит оптимизму и находчивости.

 

Как  она  соотносится  с  пословицами:

Подумаешь да смекнешь – нигде не пропадешь.

Голь на выдумки хитра.

Премудрость одна, а хитростей много.

 

 

Слайд  17

Формированиечитательской грамотности на уроках  истории  Отечества

 

Источник: Мир  истории. 6 класс:учеб. для  общеобразоват. организаций, реализующих  адапт. основные общеобразоват. программы/И.М.Бгажнокова, Л.В.смирнова. –6-е изд. — М.:Просвещение, 2020. -207 с.

Стр. 83- 92

 

 

Задания

1.1.

Глава  4. Что  изучает  наука  история

Тема 1. Что изучает  история

Вставь  пропущенные  слова.

 

История – это  наука, она  изучает события  прошедшего  и  настоящего времени.

   

Историю  называют  наукой  о  жизни  общества и  событиях, происходящих  в  прошлом  и  настоящем  времени.   

 

Слова  для  справок: общество, наука, события, природа.

Стр. 84

1.2.

Слайд  18

Тема 2. Какие  науки  помогают  истории

Прочитай  левую  часть  таблицы, справа  укажи  науки, которые  помогают  истории  получать  знания.

Знания

Вспомогательные   исторические  науки: нумизматика, геральдика,

историческая география, археология

1. История  древних  поселений, городов, жилищ, посуды, украшений, найденных  при  раскопках

археология

2. История монет, орденов, медалей

нумизматика

3. История  о  прежних  названиях государств, даты  великих  географических  открытий, деятельность  человека  в  разных  местах  Земли

историческая география

4. История  символов, знаков, гербов  государств  и  городов

геральдика

Стр. 86

1.3.

Рассмотри  рисунки, назови  науки, которые  помогают  истории  получать  знания.

         

               Рис.1                        Рис.2                        Рис.3                     Рис.4

          

Рис.1 нумизматика                  

Рис.2  историческая география

Рис.3   геральдика               

Рис.4 археология

 

 

 

1.4.

Тема  3. Исторические  памятники

Запиши  ответы.

От  какого  слова  произошло  слово  «памятник»? память

Запиши  3 – 5  наименований  ВЕЩЕСТВЕННЫХ  памятников.

Оружие, здания, скульптуры, орудия  труда, предметы  быта.

Что  относится  к  памятникам НЕВЕЩЕСТВЕННЫМ. Религия, обряды, народные  обычаи, правила  поведения, устное  народное  творчество.

                                       

Стр. 91

1.5.

Слайд 19

Тема  4. Историческая  карта

Прочитай  в  учебнике  на стр. 42 – 43   отрывки  из  истории  Куликовской  битвы, выпиши  в  тетрадь:

дату  битвы, укажи  век  8  сентября  1380 год; 14  век =XIV век

имя  русского  полководца Дмитрий  Иванович  (Донской);

*Почему  русские  люди  назвали  князя  Донским? За  победу  над  ордынцами  на  Куликовом  Поле

место  сражения  русских  войск  с  татарами    Куликово  поле

названия  рек  рядом  с  полем  битвы   Дон, Непрядва, Смолка.

  

1.6.

Слайд  20

Рассмотри  в  учебнике  на  стр. 94  карту  сражения  на  Куликовом  поле, нарисуй  знаки, обозначающие:

ставку  князя  Дмитрия    ДМИТРИЙ ;

 

ставку  хана  Мамая  МАМАЙ;

направления  ударов  главных  сил  врага  против  русских    

преследование  врагов  русскими  войсками            .

 

 

 

 

 

Слайд  21

Итак,делаю  вывод:

Читательскаяграмотность на уроках русского  языка, чтения  (Литературного чтения), истории определяется:

1.Нахождение информации. «Прочтение текста, определение его основных элементов,
поиск необходимой информации, иногда выраженной втексте в непрямой форме, выделение главного ивторостепенного содержания».

2.Интерпретация текста. «Сравнение и противопоставление заключенной в тексте
информации разного характера, обнаружение в немдоводов и выводов, выведение
заключения о намерении автора или главной мыслитекста»
3. Рефлексия на содержание текста или его форму и ихоценка. «Связывание информации, обнаруженной втексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождениедоводов в защиту своего мнения».

 

Все задания, которые  я  подобрала  для  работы  сегодня —  соответствуют  этим трем  направлениям. На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственногообразовательного стандарта обучающиеся должныне только читать вслух и молча, но и пользоватьсяумением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получатьнеобходимые знания, осваивая другие дисциплины,обогащать свой читательский опыт и интеллект.

 

Слайд  22

       Я вам предлагаю написать диктант.

* По шоссе мчаласьмашина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей,жонглёр и шорник.Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей сшорником договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув наглаза капюшон. Жорапредлагал чокаться крюшоном.Настроение у него быломажорное, будто он ехал на весёлое шоу. Вдруг раздался шорох. Это у обжоры лопнул шов на шортах. Все,конечно, были шокированыпроисшедшим.

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет