Читательскаяграмотность на уроках русского языка,
чтения (Литературного чтения), истории Отечества
(мастер– класс)
Внастоящее время функциональная грамотность становится одной из главных тем дляобсуждения на всех уровнях в сфере образования.
Слайд 2 (Функциональнаяграмотность — …)
Функциональнаяграмотность (англ. functionalliteracy) – результат образования, которыйобеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, полученияновых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешноговыполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в томчисле воспитания детей, решении различных жизненных проблем.
Слайд 3 (А. А.Леонтьев)
Функциональная грамотность включает всебя математическую, финансовую, естественнонаучную, грамотность глобальных компетенций,читательскую грамотность и креативного мышления.
Слайд 4 (Функциональная грамотность 1, 2, 3…)
Важнейшая задача современной школы –формирование функционально грамотных людей.
Функциональная грамотность – способностьчеловека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться ифункционировать в ней.
Слайд 5 (Читательскаяграмотность —…)
На мой взгляд,базовая грамотность – это чтение. В современном мире важно умение работать с различнымиисточниками информации, необходимо не только читать и запоминать большоеколичество информации, но, прежде всего, уметь анализировать, обобщать и делатьвыводы.
Слайд 6 (Читательскиеумения)
Чтение –это достаточно сложный когнитивный процесс. У каждого ребенка своя манерачтения, нашим детям сложно понять незнакомые слова в контексте, и в итоге онине понимают весь текст, из-за чего формируется нелюбовь к чтению и снижаетсяучебная мотивация. Чтобы избежать негативных последствий, педагоги школыстараются формировать у каждого ребенка интерес к чтению.
Слайд 7 (Навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач:…)
На каждомзанятии при работе с текстом внимание уделяется новым терминам и объяснению ихзначений, формируется умение самостоятельно работать с текстом: задаватьвопросы по тексту, отвечать на вопросы к тексту, найти ключевое слово, котороеотображает смысл и т.д.
Слайд 8 (Текст 1)
Формированиечитательской грамотности на уроках русского языка
Текст 1
Барабанщик– мужественное, крепкое слово. И по барабану (что делать?) – дело мужское.Дятел – барабанщик – звучит вполне подходяще. Стучит дятел по дереву, а дробь получается настоящая (какая?).
Ядумал, что (что делает?) по дереву только дятел- самец. Но однажды навёл фоторужьё – и увидел не дятла барабанщика, а дятлиху — (кого?)! Назатылке у неё не было красной полоски, которая украшает самца.
Источник: Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ Э. В Якубовская, Н. Г. Галунчикова. – 7-е изд. — М.:Просвещение, 2021. -256 с.
Упр.48, стр. 42.
|
Задания |
1.1. |
Подбери разные части речи (существительные, прилагательные, глаголы) с корнем — БАРАБАН — . Вставь эти однокоренные слова в текст вместо вопросов. Прочитай получившийся текст.
*Предположите, с какой целью автор использует эти слова. |
1.2. |
Озаглавьте текст и запишите его. |
1.3. |
Слайд 9 Какая новая для тебя информация содержится в тексте? Рассмотрите иллюстрации и выберите те, на которых изображены упоминаемые в тексте птицы. Укажите, кто есть кто?
Рис.1 Рис.2 Рис.3 Рис.4 Рис.5 Рис.6 |
1.4. |
Пройдите по одной из ссылок и познакомьтесь с информацией. https://mostitsky_universal.academic.ru/ Словари и энциклопедии на Академике. Сайт о животных. |
1.5. |
Слайд 10 Ответь на вопросы. 1. Что входит в меню дятла? В меню дятлов входят насекомые. Любимым лакомством дятлов являются жуки, гусеницы, личинки, бабочки, муравьи, черви.
2. Как дятел понимает, в каком именно месте ему следует проделать отверстие? Птица обладает прекрасным слухом. Дятел слышит малейший шорох под корой дерева.
*Чем могут питаться дятлы зимой? Отсутствие насекомых они вполне заменяют орехами, семенами сосны и ели. Есть желудевый дятел, любимым лакомством которого являются желуди. |
Слайд 11
Формированиечитательской грамотности на уроках чтения (Литературного чтения)
Текст 1
Сказка « Умный мужик»
У одного бедногомужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было счем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понес. Барин принял гуся иговорит мужику:
— Спасибо, мужик,тебе за гуся; только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена,два сына да две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды?
Мужик говорит:
— Я разделю.
Взял ножик, отрезалголову и говорит барину:
— Ты всему домуголова — тебе голову.
Потом отрезалзадок, подает барыне.
— Тебе, — говорит,- дома сидеть, за домом смотреть — тебе задок.
Потом отрезал лапкии подает сыновьям.
— Вам, — говорит, -ножки — топтать отцовские дорожки.
А дочерям далкрылья.
— Вы, — говорит, -скоро из дома улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму!
И взял всего гуся.
Барин посмеялся,дал мужику хлеба и денег.
Услыхал богатыймужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарилпять гусей и понес к барину.
Барин говорит:
— Спасибо за гусей.Да вот у меня жена, два сына, две дочки — всех шестеро. Как бы нам поровнуразделить твоих гусей?
Стал богатый мужикдумать и ничего не придумал.
Послал барин забедным мужиком и велел делить.
Бедный мужик взялодного гуся дал барину с барыней и говорит:
— Вот вас трое сгусем.
Одного далсыновьям:
— И вас, — говорит,- трое.
Одного дал дочерям:
— И вас трое.
А себе взял двухгусей:
— Вот, — говорит, -и нас трое с гусями, всё поровну.
Никому не обидно.
Барин рассмеялся:
— Ну, молодец, мужик! Знал, какнадо разделить, и себя не забыл!
Дал бедному мужикуеще денег и хлеба, а богатого прогнал.
Источник: Чтение. 7 класс:учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ авт.- сост. А.К.Аксёнова. –14-е изд. — М.:Просвещение, 2021. -287 с.
Стр. 20-23
|
Задания |
1.1. |
Прочитай сказку по ролям. При передаче характеров действующих лиц обратите внимание на рассудительность барина, на умную хитрость бедного мужика, на растерянность и глупость богатого мужика. За какое время вы прочитали сказку? |
1.2. |
К какой сказке по содержанию относится сказка «Умный мужик»? БЫТОВАЯ СКАЗКА |
1.3. |
Слайд 12 Выделите зачин и концовку сказку. Зачин: у одного мужика не стало хлеба. Концовка: Барин рассмеялся: — Ну, молодец, мужик! Знал, как надо разделить, и себя не забыл! Дал бедному мужику еще денег и хлеба, а богатого прогнал. Барин посмеялся и дал бедному мужику еще денег и хлеба, а богатого прогнал. |
1.4. |
Слайд 13 — 14 Назови главных героев, опиши их поступки. Бедный мужик: находчивый, смекалистый. Взял ножик, отрезал голову и говорит барину: Представленная информация была полезной? ДА 58.69% НЕТ 41.31% Проголосовало: 990 — Ты всему дому голова — тебе голову. Потом отрезал задок, подает барыне. — Тебе, — говорит, — дома сидеть, за домом смотреть — тебе задок. Потом отрезал лапки и подает сыновьям. — Вам, — говорит, — ножки — топтать отцовские дорожки. А дочерям дал крылья. — Вы, — говорит, — скоро из дома улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму! Богатый мужик: жадный, завистливый. Услыхал богатый мужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять гусей и понес к барину. Барин: мудрый. Наградил мужика за его ум и смекалку.
|
1.5.
|
Слайд 15 Рассмотри иллюстрацию к сказке. Как удалось художнику передать характеры персонажей?
|
|
|
1.6. |
Слайд 16 Какова главная мысль сказки? Умный мужик раскрывает тему человеческих достоинств и пороков. Сказка показывает, что ум и смекалка всегда в народе ценились, а жадность и глупость осуждались. Смекалка бедняка помогла ему найти выход из затруднительного положения и завоевать уважение барина. А жадный богач опозорен и наказан.
Чему учит сказка? Сказка высмеивает жадность, учит оптимизму и находчивости.
Как она соотносится с пословицами: Подумаешь да смекнешь – нигде не пропадешь. Голь на выдумки хитра. Премудрость одна, а хитростей много. |
Слайд 17
Формированиечитательской грамотности на уроках истории Отечества
Источник: Мир истории. 6 класс:учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/И.М.Бгажнокова, Л.В.смирнова. –6-е изд. — М.:Просвещение, 2020. -207 с.
Стр. 83- 92
|
Задания |
||||||||||
1.1. |
Глава 4. Что изучает наука история Тема 1. Что изучает история Вставь пропущенные слова.
История – это наука, она изучает события прошедшего и настоящего времени.
Историю называют наукой о жизни общества и событиях, происходящих в прошлом и настоящем времени.
Слова для справок: общество, наука, события, природа. Стр. 84 |
||||||||||
1.2. |
Слайд 18 Тема 2. Какие науки помогают истории Прочитай левую часть таблицы, справа укажи науки, которые помогают истории получать знания.
Стр. 86 |
||||||||||
1.3. |
Рассмотри рисунки, назови науки, которые помогают истории получать знания. Рис.1 Рис.2 Рис.3 Рис.4
Рис.1 нумизматика Рис.2 историческая география Рис.3 геральдика Рис.4 археология
|
||||||||||
1.4. |
Тема 3. Исторические памятники Запиши ответы. От какого слова произошло слово «памятник»? память Запиши 3 – 5 наименований ВЕЩЕСТВЕННЫХ памятников. Оружие, здания, скульптуры, орудия труда, предметы быта. Что относится к памятникам НЕВЕЩЕСТВЕННЫМ. Религия, обряды, народные обычаи, правила поведения, устное народное творчество.
Стр. 91 |
||||||||||
1.5. |
Слайд 19 Тема 4. Историческая карта Прочитай в учебнике на стр. 42 – 43 отрывки из истории Куликовской битвы, выпиши в тетрадь: дату битвы, укажи век 8 сентября 1380 год; 14 век =XIV век имя русского полководца Дмитрий Иванович (Донской); *Почему русские люди назвали князя Донским? За победу над ордынцами на Куликовом Поле место сражения русских войск с татарами Куликово поле названия рек рядом с полем битвы Дон, Непрядва, Смолка.
|
||||||||||
1.6. |
Слайд 20 Рассмотри в учебнике на стр. 94 карту сражения на Куликовом поле, нарисуй знаки, обозначающие: ставку князя Дмитрия
ставку хана Мамая направления ударов главных сил врага против русских преследование врагов русскими войсками
|
Слайд 21
Итак,делаю вывод:
Читательскаяграмотность на уроках русского языка, чтения (Литературного чтения), истории определяется:
1.Нахождение информации. «Прочтение текста, определение его основных элементов,
поиск необходимой информации, иногда выраженной втексте в непрямой форме, выделение главного ивторостепенного содержания».
2.Интерпретация текста. «Сравнение и противопоставление заключенной в тексте
информации разного характера, обнаружение в немдоводов и выводов, выведение
заключения о намерении автора или главной мыслитекста»
3. Рефлексия на содержание текста или его форму и ихоценка. «Связывание информации, обнаруженной втексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождениедоводов в защиту своего мнения».
Все задания, которые я подобрала для работы сегодня — соответствуют этим трем направлениям. На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственногообразовательного стандарта обучающиеся должныне только читать вслух и молча, но и пользоватьсяумением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получатьнеобходимые знания, осваивая другие дисциплины,обогащать свой читательский опыт и интеллект.
Слайд 22
Я вам предлагаю написать диктант.
* По шоссе мчаласьмашина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей,жонглёр и шорник.Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей сшорником договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув наглаза капюшон. Жорапредлагал чокаться крюшоном.Настроение у него быломажорное, будто он ехал на весёлое шоу. Вдруг раздался шорох. Это у обжоры лопнул шов на шортах. Все,конечно, были шокированыпроисшедшим.
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)