Статьяна тему:
«Мнемотехникав обучении детей дошкольного возраста».
Хорошая память — залог успешного обучения ребёнка. Чтобытренировать память уже в дошкольном возрасте, можно пользоваться различнымимнемотехниками. Мнемотехника – этосовокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информациюдля облегчения восприятия и последующего воспроизведения. Это своего родаконспекты в картинках. Начинать занятия с использованием мнемотехническихприёмов следует как можно раньше, так как у детей дошкольного и младшегошкольного возраста ведущий вид памяти — зрительно-образный. То есть можно стораз повторить ребенку стихотворение, но он всё равно будет путать слова ипредложения. Однако нарисовав сюжет или представив смешанную схему из картинок,знаков и слов, малыш быстро сообразит, что к чему.
Рассмотрим технику «крокирования» (от фр.слова croquis — чертеж, набросок). Метод графических ассоциаций. Суть состоит вперекодировании полученных сведений при рисовании предметов, явлений природы.
Мнемотаблица,мнемоквадрат, мнемодорожка, коллаж ― это обучающие инструменты методакрокирования.
Мнемотаблицы ―изображения, содержащие информацию. Сокращают время обучения и одновременноразвивают память, внимание, образное мышление. Помогают преобразовыватьабстрактные образы в конкретные предметы.
Мнемоквадрат ― карточкас изображением закодированной информации.
Мнемодорожка ―последовательное распределение мнемоквадратов, по которым ребенок составляетрассказ.
Вышеперечисленные примеры можно использовать:
– дляознакомления детей с окружающим миром;
– призаучивании стихов;
– припересказах художественной литературы;
– приобучении составлению рассказов;
– приотгадывании и загадывании загадок;
– дляобогащения словарного запаса;
– приобучении составу числа;
– привоспитании культурно-гигиенических навыков;
– привоспитании навыков самообслуживания.
Чтобымнемотаблица или что-то другое из перечисленного, как наглядно-практическоесредство познания, выполняла свою функцию, оно должно соответствовать рядутребований. Во-первых, чётко отражать основные свойства и отношения, которые должныбыть освоены с её помощью. Во-вторых, быть простой для восприятия и доступнойдля воспроизведения и действий с ней, соответствовать уровню развития детей.
Отметим, что мнемотехникапомогает развивать:
— ассоциативноемышление;
— зрительную ислуховую память;
— зрительное ислуховое внимание;
— воображение.
Таким образом, спомощью мнемотехники память дошкольника развивается постепенно и поэтапно,каждый последующий этап основывается на предыдущем, что в основе образуетсистему. Очень большое значение память имеет в образовательной и познавательнойдеятельности ребенка. Она является важным условием его развития и становленияличности. В связи с этим дошкольный возраст является благоприятным периодом дляразвития памяти детей. Для детей дошкольного возраста характерным видом памятиявляется образная память. В начале дошкольного возраста она носитнепроизвольный и избирательный характер. Но в старшем возрасте происходит становлениепроизвольности, образы в памяти приобретают целостный и обобщенный вид. Ацеленаправленное и систематическое обучение позволяет ребенку осваивать новыеспособы мнемической деятельности.