Важнейшим рычагом экономического механизма деятельности предприятий рыночного типа является цена, которая отражает все стороны функционирования самостоятельного хозяйствующего субъекта. Особенно резко возрастает роль цены для любого предприятия в условиях рыночной экономики, являющейся связующим звеном между производителем и потребителем, что обеспечивает равновесие спроса и предложения.
Цена – это денежное выражение стоимости товара. Стоимость и потребительная стоимость продукции складываются непосредственно в процессе производства, но проявляются и признаются потребителем на рынке. Из этого следует, что цена имеет два уровня – нижний и верхний. Нижний уровень выражается в затратах ресурсов – себестоимости продукции (услуг). Верхний уровень цены формируется на рынке потребителем на основе спроса и предложения на данный вид товаров или услуг.
Оптовая цена изготовителя складывается из себестоимости производства и реализации товаров (услуг), прибыли производителя. Оптовая цена отпускная складывается из оптовой цены изготовителя и косвенных налогов (НДС, акцизов). Оптовая цена закупки складывается из отпускной оптовой цены изготовителя и оптово-сбытовой наценки (сумма издержек снабженческо-сбытовой организации, ее прибыли и косвенных налогов).
Розничная цена складывается из оптовой цены закупки и торговой наценки (сумма издержек обращения торговой организации, ее прибыли и косвенных налогов).
Как экономическая категория цена выполняет следующие функции:
— учетную (отражает необходимые затраты на производство и реализацию продукции) .
— стимулирующую (проявляется через стимулирование качества, научно-технического прогресса, ресурсосбережения и др.) .
— распределительную или перераспределительную (отражает распределение и перераспределение дохода между отраслями, регионами, хозяйствующими субъектами, социальными группами населения через систему налогообложения) .
— сбалансирования спроса и предложения (отражает связь между спросом и предложением, их соответствием и несоответствием).
Многообразие задач, решаемых с помощью цен, предопределяет необходимость их классификации по различным критериям.
1. По характеру обслуживаемого оборота выделяют:
а) оптовые (отпускные) цены, по которым предприятия-изготовители реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям. Оптовые цены предприятий-изготовителей продукции служат базой для установления других видов цен. Выделяют также оптовые цены посреднических снабженческо-сбытовых, торгово-закупочных предприятий и организаций .
б) закупочные цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция государственным и коммерческим организациям, в том числе и для дальнейшей переработки .
в) розничные цены, по которым население приобретает товары через розничную торговую сеть.
2. По уровню и сфере регулирования:
а) свободные (рыночные) цены устанавливаются в зависимости от конъюнктуры, под влиянием прежде всего спроса и предложения .
б) государственные (регулируемые и фиксированные) цены, испытывающие воздействие государства. Государство устанавливает определенные правила для хозяйствующих субъектов, в соответствии с которыми предприятия устанавливают цены. На отдельные виды товаров и продукции государство в лице органов власти и управления устанавливает фиксированные цены .
в) договорные (контрактные) цены устанавливаются по соглашению сторон, которые принимают на себя определенные обязательства.
3. По территории действия:
а) единые цены устанавливаются федеральными органами исполнительной власти .
б) региональные (зональные) цены устанавливаются региональными органами исполнительной власти с учетом природно-климатических, географических, социально-экономических и других различий.
4. В зависимости от порядка учета в цене транспортных расходов:
а) франко-склад поставщика .
б) франко-станция отправления .
в) франко-вагон станция отправления .
г) франко-вагон станция назначения .
д) франко-станция назначения .
е) франко-склад потребителя.
5. По времени действия цены:
а) твердые (постоянные), которые не меняются в течение всего срока действия контракта .
б) текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке .
в) сезонные, действующие в пределах определенного периода времени .
г) скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления.
6. По степени обоснованности:
а) базисные цены, применяемые в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия .
б) прейскурантные цены, фиксируемые в документальной форме в виде прейскурантов, т. е. указателей цен .
в) фактические цены сделок, учитывающие применение различных надбавок, скидок к базисной цене.
Развитие рыночной экономики сопряжено с необходимостью учета сложного комплекса ценообразующих факторов, отражающих ориентацию цен и интересы предприятия:
1. Ориентация цен на внутренние факторы (издержки производства):
а) цена, должна обеспечить возмещение затрат и получение прибыли в количестве, необходимом для развития предприятия .
б) цена определяется эффективностью использования факторов производства.
2. Ориентация цен на внешние факторы (спрос, предложение, потребительские свойства товара и т. д.):
а) выше спрос — выше цена .
б) выше потребительские свойства — выше цена .
в) выше предложение — ниже цена.
3. Комбинированный (внутренние факторы определяют кривую предложения, внешние — спроса).
К основным методам ценообразования относят, прежде всего затратные и нормативно-параметрические. Затратные методы ценообразования основаны преимущественно на учете затрат на производство и реализацию продукции. Среди них выделяют:
– метод полных затрат характеризуется расчетом цены на основе всех затрат, которые списываются на единицу произведенной продукции (изделия), к которым добавляется необходимая прибыль .
– метод стандартных (нормативных) затрат основывается на нормативной калькуляции себестоимости продукции . позволяет формировать цены на основные расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных. В отличие от простого отражения затрат, он дает возможность пофакторного их анализа.
– метод прямых (сокращенных) затрат – это метод определения цен на основе определения прямых затрат исходя их конъюнктуры рынка и ожидаемых цен продажи. Данный метод называется также методом формирования цен по сокращенным затратам.
Нормативно-параметрические основаны на учете технико-экономических, потребительских параметров товаров. К нормативно-параметрическим методам ценообразования относят:
– метод удельной цены (стоимости), основанный на формировании цен по одному из основных параметров, определяющих качество и потребительские свойства этого товара. Удельная цена рассчитывается как частное от деления цены базового изделия на величину основного параметра качества базового изделия .
– метод корреляционно-регрессионного анализа состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от нескольких основных параметров качества в рамках соответствующего параметрического ряда товаров. При этом цена выступает как функция от параметров качества изделия.
– метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости и величины параметров товаров. Здесь может быть применен следующий алгоритм: отбор основных параметров, определение значимости каждого параметра, начисление баллов по каждому параметру, суммирование баллов по базовому и искомому товару, расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов. Данный метод применяется при формировании цен на те товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению.
Ценообразование на предприятии – сложный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов: сбора и систематического анализа информации о рынке, обоснования целей ценовой политики, выбора методов ценообразования, установления конкретного уровня цены и формирования системы скидок и надбавок к цене, корректировка ценового поведения предприятия в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры.
К основным экономическим факторам, влияющим на снижение цен, относятся: рост производства, научно-технический прогресс, рост производительности труда, снижение издержек, конкуренция, снижение налогов, развитие прямых связей. К основным экономическим факторам, влияющим на рост цен, относятся: спад производства, монополизм предприятий, увеличение массы денег в обращении, нестабильность экономической ситуации, ажиотажный спрос. Только учет влияния всех факторов в комплексе позволит предприятию выработать гибкую, оптимальную и эффективную ценовую политику.
Ценовая политика – это механизм или модель принятия решений о поведении предприятия на основных типах рынков для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности.
Этапы реализации ценовой политики:
1. Установление целей ценообразования (максимизация прибыли, доли на рынке, демпинг и т. д.).
2. Оценка спроса (размер, эластичность).
3. Анализ собственных возможностей (структуры затрат, каналов сбыта и т. д.).
4. Анализ возможностей конкурентов (для определения ценовой политики).
5. Выбор ценовой стратегии и метода ценообразования (критерий – получение максимальной прибыли).
6. Анализ и учет факторов, влияющих на установление цен (инфляция, колебания конъюнктуры и т. д.).
7. Окончательное принятие цены.
Одним из этапов разработки ценовой политики является определение ценовой стратегии. Ценовые стратегии формируют выбор из нескольких вариантов цены, обеспечивающей достижение максимальной (нормативной) прибыли для предприятия на рынке в рамках планируемого периода. Стратегия дифференцированного ценообразования основана на неоднородности покупателей и возможности продажи одного и того же товара по нескольким ценам. Стратегии конкурентного ценообразования строятся на учете конкурентоспособности фирмы посредством цен. Стратегии ассортиментного ценообразования применимы, когда у фирмы имеется набор аналогичных, сопряженных или взаимозаменяемых товаров. Ценовой стратегический выбор – это выбор стратегий ценообразования, основанный на оценке приоритетов деятельности фирмы.
В условиях рынка сохраняется потребность в государственном регулировании цен. Это объясняется необходимостью контроля за ценами отраслей и предприятий-монополистов, стремлением государства обеспечить социальную защиту населения. В связи с этим можно выделить следующие формы государственного воздействия на цены:
– косвенное регулирование, которое осуществляется путем изменения цен товаров под влиянием спроса и предложения на рынке и условий производства (основные регуляторы: налоги, условия кредита, валютная политика и др.) .
– прямое регулирование, предполагающее прямое изменение или установление уровня цен посредством законодательства.
К основным способам государственного регулирования цен (тарифов) относят установление:
– предельных цен (тарифов) .
– фиксированных цен (тарифов) .
– предельных надбавок (скидок) к ценам .
– предельных уровней рентабельности, а также декларирование изменения цен (тарифов).
Государственное регулирование цен характерно и для стран с развитой рыночной экономикой. Оно способствует созданию оптимальной системы цен, которая позволяет учитывать интересы общества, потребителя и производителя.