X-PDF

Цена и ценообразование на предприятии

Поделиться статьей

 

Важнейшим рычагом экономического механизма деятельности предприятий рыночного типа является цена, которая отражает все стороны функционирования самостоятельного хозяйствующего субъекта. Особенно резко возрастает роль цены для любого предприятия в условиях рыночной экономики, являющейся связующим звеном между производителем и потребителем, что обеспечивает равновесие спроса и предложения.

Цена – это денежное выражение стоимости товара. Стоимость и потребительная стоимость продукции складываются непосредственно в процессе производства, но проявляются и признаются потребителем на рынке. Из этого следует, что цена имеет два уровня – нижний и верхний. Нижний уровень выражается в затратах ресурсов – себестоимости продукции (услуг). Верхний уровень цены формируется на рынке потребителем на основе спроса и предложения на данный вид товаров или услуг.

Оптовая цена изготовителя складывается из себестоимости производства и реализации товаров (услуг), прибыли производителя. Оптовая цена отпускная складывается из оптовой цены изготовителя и косвенных налогов (НДС, акцизов). Оптовая цена закупки складывается из отпускной оптовой цены изготовителя и оптово-сбытовой наценки (сумма издержек снабженческо-сбытовой организации, ее прибыли и косвенных налогов).

Розничная цена складывается из оптовой цены закупки и торговой наценки (сумма издержек обращения торговой организации, ее прибыли и косвенных налогов).

Как экономическая категория цена выполняет следующие функции:

— учетную (отражает необходимые затраты на производство и реализацию продукции) .

— стимулирующую (проявляется через стимулирование качества, научно-технического прогресса, ресурсосбережения и др.) .

— распределительную или перераспределительную (отражает распределение и перераспределение дохода между отраслями, регионами, хозяйствующими субъектами, социальными группами населения через систему налогообложения) .

— сбалансирования спроса и предложения (отражает связь между спросом и предложением, их соответствием и несоответствием).

Многообразие задач, решаемых с помощью цен, предопределяет необходимость их классификации по различным критериям.

1. По характеру обслуживаемого оборота выделяют:

а) оптовые (отпускные) цены, по которым предприятия-изготовители реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям. Оптовые цены предприятий-изготовителей продукции служат базой для установления других видов цен. Выделяют также оптовые цены посреднических снабженческо-сбытовых, торгово-закупочных предприятий и организаций .

б) закупочные цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция государственным и коммерческим организациям, в том числе и для дальнейшей переработки .

в) розничные цены, по которым население приобретает товары через розничную торговую сеть.

2. По уровню и сфере регулирования:

а) свободные (рыночные) цены устанавливаются в зависимости от конъюнктуры, под влиянием прежде всего спроса и предложения .

б) государственные (регулируемые и фиксированные) цены, испытывающие воздействие государства. Государство устанавливает определенные правила для хозяйствующих субъектов, в соответствии с которыми предприятия устанавливают цены. На отдельные виды товаров и продукции государство в лице органов власти и управления устанавливает фиксированные цены .

в) договорные (контрактные) цены устанавливаются по соглашению сторон, которые принимают на себя определенные обязательства.

3. По территории действия:

а) единые цены устанавливаются федеральными органами исполнительной власти .

б) региональные (зональные) цены устанавливаются региональными органами исполнительной власти с учетом природно-климатических, географических, социально-экономических и других различий.

4. В зависимости от порядка учета в цене транспортных расходов:

а) франко-склад поставщика .

б) франко-станция отправления .

в) франко-вагон станция отправления .

г) франко-вагон станция назначения .

д) франко-станция назначения .

е) франко-склад потребителя.

5. По времени действия цены:

а) твердые (постоянные), которые не меняются в течение всего срока действия контракта .

б) текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке .

в) сезонные, действующие в пределах определенного периода времени .

г) скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления.

6. По степени обоснованности:

а) базисные цены, применяемые в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия .

б) прейскурантные цены, фиксируемые в документальной форме в виде прейскурантов, т. е. указателей цен .

в) фактические цены сделок, учитывающие применение различных надбавок, скидок к базисной цене.

Развитие рыночной экономики сопряжено с необходимостью учета сложного комплекса ценообразующих факторов, отражающих ориентацию цен и интересы предприятия:

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

1. Ориентация цен на внутренние факторы (издержки производства):

а) цена, должна обеспечить возмещение затрат и получение прибыли в количестве, необходимом для развития предприятия .

б) цена определяется эффективностью использования факторов производства.

2. Ориентация цен на внешние факторы (спрос, предложение, потребительские свойства товара и т. д.):

а) выше спрос — выше цена .

б) выше потребительские свойства — выше цена .

в) выше предложение — ниже цена.

3. Комбинированный (внутренние факторы определяют кривую предложения, внешние — спроса).

К основным методам ценообразования относят, прежде всего затратные и нормативно-параметрические. Затратные методы ценообразования основаны преимущественно на учете затрат на производство и реализацию продукции. Среди них выделяют:

– метод полных затрат характеризуется расчетом цены на основе всех затрат, которые списываются на единицу произведенной продукции (изделия), к которым добавляется необходимая прибыль .

– метод стандартных (нормативных) затрат основывается на нормативной калькуляции себестоимости продукции . позволяет формировать цены на основные расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных. В отличие от простого отражения затрат, он дает возможность пофакторного их анализа.

– метод прямых (сокращенных) затрат – это метод определения цен на основе определения прямых затрат исходя их конъюнктуры рынка и ожидаемых цен продажи. Данный метод называется также методом формирования цен по сокращенным затратам.

Нормативно-параметрические основаны на учете технико-экономических, потребительских параметров товаров. К нормативно-параметрическим методам ценообразования относят:

– метод удельной цены (стоимости), основанный на формировании цен по одному из основных параметров, определяющих качество и потребительские свойства этого товара. Удельная цена рассчитывается как частное от деления цены базового изделия на величину основного параметра качества базового изделия .

– метод корреляционно-регрессионного анализа состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от нескольких основных параметров качества в рамках соответствующего параметрического ряда товаров. При этом цена выступает как функция от параметров качества изделия.

– метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости и величины параметров товаров. Здесь может быть применен следующий алгоритм: отбор основных параметров, определение значимости каждого параметра, начисление баллов по каждому параметру, суммирование баллов по базовому и искомому товару, расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов. Данный метод применяется при формировании цен на те товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению.

Ценообразование на предприятии – сложный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов: сбора и систематического анализа информации о рынке, обоснования целей ценовой политики, выбора методов ценообразования, установления конкретного уровня цены и формирования системы скидок и надбавок к цене, корректировка ценового поведения предприятия в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры.

К основным экономическим факторам, влияющим на снижение цен, относятся: рост производства, научно-технический прогресс, рост производительности труда, снижение издержек, конкуренция, снижение налогов, развитие прямых связей. К основным экономическим факторам, влияющим на рост цен, относятся: спад производства, монополизм предприятий, увеличение массы денег в обращении, нестабильность экономической ситуации, ажиотажный спрос. Только учет влияния всех факторов в комплексе позволит предприятию выработать гибкую, оптимальную и эффективную ценовую политику.

Ценовая политика – это механизм или модель принятия решений о поведении предприятия на основных типах рынков для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности.

Этапы реализации ценовой политики:

1. Установление целей ценообразования (максимизация прибыли, доли на рынке, демпинг и т. д.).

2. Оценка спроса (размер, эластичность).

3. Анализ собственных возможностей (структуры затрат, каналов сбыта и т. д.).

4. Анализ возможностей конкурентов (для определения ценовой политики).

5. Выбор ценовой стратегии и метода ценообразования (критерий – получение максимальной прибыли).

6. Анализ и учет факторов, влияющих на установление цен (инфляция, колебания конъюнктуры и т. д.).

7. Окончательное принятие цены.

Одним из этапов разработки ценовой политики является определение ценовой стратегии. Ценовые стратегии формируют выбор из нескольких вариантов цены, обеспечивающей достижение максимальной (нормативной) прибыли для предприятия на рынке в рамках планируемого периода. Стратегия дифференцированного ценообразования основана на неоднородности покупателей и возможности продажи одного и того же товара по нескольким ценам. Стратегии конкурентного ценообразования строятся на учете конкурентоспособности фирмы посредством цен. Стратегии ассортиментного ценообразования применимы, когда у фирмы имеется набор аналогичных, сопряженных или взаимозаменяемых товаров. Ценовой стратегический выбор – это выбор стратегий ценообразования, основанный на оценке приоритетов деятельности фирмы.

В условиях рынка сохраняется потребность в государственном регулировании цен. Это объясняется необходимостью контроля за ценами отраслей и предприятий-монополистов, стремлением государства обеспечить социальную защиту населения. В связи с этим можно выделить следующие формы государственного воздействия на цены:

– косвенное регулирование, которое осуществляется путем изменения цен товаров под влиянием спроса и предложения на рынке и условий производства (основные регуляторы: налоги, условия кредита, валютная политика и др.) .

– прямое регулирование, предполагающее прямое изменение или установление уровня цен посредством законодательства.

К основным способам государственного регулирования цен (тарифов) относят установление:

– предельных цен (тарифов) .

– фиксированных цен (тарифов) .

– предельных надбавок (скидок) к ценам .

– предельных уровней рентабельности, а также декларирование изменения цен (тарифов).

Государственное регулирование цен характерно и для стран с развитой рыночной экономикой. Оно способствует созданию оптимальной системы цен, которая позволяет учитывать интересы общества, потребителя и производителя.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет