Цивилизация – это крупные социокультурные системы со своими закономерностями, которые не сводятся к закономерностям функционирования государств, наций, соц. групп и т. д.
Цивилизации могут определять материальную и духовную жизнь общества или на нее воздействовать. Каждая цивилизация самобытна, живет своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности. Цивилизации взаимодействуют между собой, при этом не теряют своей уникальности, заимствование может ускорить или замедлить их развитие, обогатить или обеднить их. Этнографические параметры цивилизации передаются с помощью термина культурный ареал.
Функции цивилизаций:
1. реализация единства духовной жизни крупной общности в исторической преемственности и на определенной территории.
2. дифференциация единства культурной жизни в тех же рамках места и времени.
Специфичность цивилизации придает духовный фактор.
Отличие формации и цивилизации:
1) для цивилизации характерна преемственность и передача культуры через механизм традиций.
2) формация не совпадает с цивилизацией, т.к. цивилизация реализует собственную приемственность во времени и с др цивилизациями в пространстве.
Существуют различные критерии определения цивилизаций: по технико–экономическим параметрам, исходя из критериев духа и стиля, ментальности, этноса, массового коллективного сознания, мировоззрения, культурного географического ареала и т.д.
Цивилизация – это собственно-социальная организация общественной жизни и культуры,
характеризующаяся всеобщей связью индивидов или первичных, т.е. базисных общностей в целях воспроизводства общественных богатств.
Британский философ Тойнби в 12-томном труде «Исследование истории» рассматривает цивилизацию в форме культурно-исторической монадологии, т.е. на основе представления о самозамкнутых дискретных единицах, на которые распадается человечество и которые он называет цивилизациями. Это представление Тойнби сложилось под влиянием немецкого философа Шпенглера. Различие в теориях Тойнби и Шпенглера в том, что Тойнби наряду с естественной необходимостью признает за человеком способность к самоопределению. А динамику цивилизации определяет законом вызова и ответа, согласно которому каждый шаг вперед связан с адекватным ответом на вызов истории. Адекватный ответ – заслуга творческого меньшинства, которое властвует сначала в силу своего авторитета, а затем превращается в господствующее меньшинство.
Возникнове6ние цивилизации, ее рост, надлом, упадок, разложение связаны со способностью или неспособностью творческого меньшинства найти адекватный ответ на вызов истории.
(из практики)Цивилизационный подход. Сторонники цивилизационного подхода в основу развития ставят не экономику и технику, а социокультурные особенности. Родоначальником этого подхода считается Маркс. Вебер – автор работы “Протестантская этика и дух капитализма”. В исламе, как в особой цивилизации, более ясно и чётко отношение к деньгам не одобряется. Наиболее известная классификация принадлежит Арнольду Тойнби. Он различает 5 культур – Западно-христианская культура, православно-христианская, исламская, индуистская и дальневосточная (конфуцианская). Цивилизационный подход также очень многое объясняет в человеческой истории. Примеры современности: боснийский конфликт. Различий между сербами и хорватами в языке меньше, чем различия в русском и украинском. А боснийские мусульмане по национальности являются сербами. До сих пор ведутся споры о месте России: принадлежим ли мы к православной культуре или мы особая цивилизация.
Есть градация на две цивилизации: Запад и Восток. По Чаадаеву: мы первая азиатская цивилизация, которая столкнулась с Западом и начала преобразовываться. Славянофилы полагают, что мы уникальная культура, совмещающая в себе достоинства, как Запада, так и вост
24. философское учение о движении,пространстве и времени
. Движение – всякое изменение вообще, потеря и/или приобретение вещества, энергии и информации.
Движение – есть абсолютное, но реализуется в конкретных формах, поэтому корректно выделить 3 родовые формы движения: движение на уровне неживой природы, движение на уровне живой природы, соц.организационная модель (на уровне человека).
Родовые формы движения материи связаны м/д собой. Все формы связаны структурно, генетически и информационно. Генетическая связь: неживая природа порождает жизнь, живая природа – социальную. Структурная связь: включает структуры нижележащих форм. Человек включает в себя структуры живого и неживого. Мы несем в себе нечто новое, тем и отличаемся от других форм.
В основе генетики и структуры лежит информация, она определяет генетическое порождение всего.
2. Пространство – способ существования материи, которая определяет, что все вещи имеют определенную протяженность, объем, занимает определенное место по отношению к другим вещам. Оно определяет порядок протяженности и порядок сосуществования.
Наш мир как форма проявления материи обладает тремя измерениями. Это не отменяет, что возможны и другие миры, с другим количеством измерений, есть эн-мерные пространства. В этих других мирах нам не бывать, ибо мы существа трехмерные.
Пространство есть везде, оно абсолютно, но проявляет себя конкретно.
Время.
Вещи существуют в определенной последовательности. Все рождается и умирает.
Время – способ существования материи, определяющий длительность и порядок последовательности. Время направлено из вчера в завтра. Эйнштейн объединил 2 понятия в одно, его друг Минковский создал концепцию единого пространства времени, т.е. мир четырехмерен: 3 пространства и 1 временное.
Нет основания полагать, что и другие миры обладают одним направлением времени.
4. Отражение – означает, что если все вещи располагаются в определенном порядке, то м/д ними возникает взаимодействие, они обмениваются веществом, энергией и информацией. Это означает, что они отразили в себе результат взаимодействия, это связь с движением, пространством и временем.
Отражение – это такой способ существования мира, когда вещь запечатлевают в своей структуре строений структур внешнего воздействия.
Отражение – есть отпечаток, след какого-то предмета оставленного на структуре другого предмета. Способы отпечатков зависят от формы движения материи, от того, из чего состоит данный объект.
Диалектика
Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности. Главная проблема диалектики – что такое развитие? Развитие – изменение материальных и идеальных объектов, как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития. Движение: – является внутренним свойством материи .
– характеризуется целостностью, непрерывностью и наличием противоречий .
– является способом связи в материальном мире
Основные законы диалектики 1. Среди способов понимания диалектики развития являются законы диалектики. Закон – это объективные не зависящие от воли человека, общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они: – охватывают все сферы окружающей действительности . – раскрывают глубинные основы движения и развития их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Выделяются три базовых закона диалектики:
– единства и борьбы противоположностей .
– переход количества в качество .
– отрицания отрицания.
2. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу, например: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д. Можно также выделить различные виды борьбы: – борьба, приносящая выгоду обеим сторонам, например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития . – борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителем» для победившей стороны. Благодаря чему, победившая сторона переходит на более высокую ступень развития . – антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за СЧЕТ полного уничтожения другой. Кроме борьбы возможны иные виды взаимодействия: – содействие, когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы . – солидарность, союзничество, когда стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении . – нейтралитет, когда стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой . – мутуализм – полная взаимосвязь, когда для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга.
3. Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. Качество – стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.). Мера – единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок». Например, если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей. При достижении температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар. Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар, т.е. переход одной меры качества в другую – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед. В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти: – резко, одномоментно . – незаметно, эволюционно.
4. Закон отрицание отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Примеры: – смена общественно-экономических формаций . – «эстафета поколений» . – смена вкусов в культуре, музыке . – ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых. Отрицание старых форм новыми является причиной и механизмом поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения: – развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие . – развитие может быть как восходящим, так и нисходящим . – развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая. Например: а) организм человека развивается, крепнет – восходящее развитие . б) затем развиваясь, слабеет, дряхлеет – нисходящее развитие. Таким образом, развитие идет не линейным образом по прямой, а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне
Принципы диалектики Основными принципами диалектики являются:
– принцип всеобщей связи. Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимозависимость всех его компонентов, таких как предметы, явления, процессы. Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Например: а) внутренние связи человеческого организма как биологической системы . б) внешние связи человека как элементы социальной системы. – принцип системности. Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно, образуют целостную систему. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность . – принцип причинности. Причинность означает наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина порождает следствие, а связи именуются причинно-следственными . – принцип историзма. Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира: а) вечность, неуничтожимость истории и мира . б) его существование и развитие во времени, которое длится всегда
Альтернативы диалектики 1. Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории, которые также являются философскими методами. Достаточно часто данные теории противоположны диалектике. К альтернативам диалектики относятся: – метафизика . – софистика . – эклектика . – догматизм . – релятивизм. 2. Метафизика является главной альтернативой диалектики.-
Основные положения- | Диалектика | Метафизика |
Связь старого и нового | Признает наличие связей между старым и новым | Полностью отвергает связь между ними, считая, что новое целиком вытесняет старое |
Причина движения | Движение-свойство материи | вижение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок |
Взаимосвязь количества и качества- | При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. | Сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством . по их мнению, количество изменяется благодаря количеству, качество изменяется благодаря качеству |
Отношение к окружающей действительности | Видит мир во всем его многообразии («цветное видение мира») | Видит мир однообразно, по принципу «черное – белое»- |
Отношение к познанию | видит мир целостным и взаимосвязанным | Видит мир состоящим из отдельных вещей и явлений |
Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. В современной западной философии метафизика признана как равноправная теория, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления диалектическому. В советской постсоветской, российской философии предпочтение отдается общепринятой классической диалектике.
3. Наряду с метафизикой существуют философские подходы альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоятельными теориями:
– эклектика – построение теоретических истин на основе произвольного объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций .
– софистика – выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные .
– догматизм – восприятие каких-либо положений как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру .
– релятивизм – интерпретация уже готовых результатов познания.