Методы диагностики:
— теоретические: анализ психолого-педагогической литературы .
— эмпирические: тестирование, анкетирование, социометрия, метод беседы, наблюдение, педагогический эксперимент . — математические: методы математической обработки данных.
В качестве критериев оценки сформированности коллектива младших школьников используются критерии, предложенные доктором педагогических наук В.Г. Максимовым:
1) первым и главным критерием является сплочѐнность. Показателем сплочѐнности в современной психолого-педагогической литературе принято считать ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) членов коллектива, т.е. степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций школьников по отношению к объектам (цели деятельности, лица, идеи, события), наиболее значимым для коллектива в целом .
2) нравственная направленность классного коллектива .
3) сформированность межличностных отношений в коллективе (Максимов, 2002).
Метод беседы. Можно проводить ее с учителем. Цель: выявление того, как ведется работа по формированию детского коллектива и межличностных отношений в данном классе в учебное и внеурочное время.
|
|
Вопросы: — Какие условия были созданы для формирования классного коллектива 2 «Г» класса и его вхождения в общешкольный коллектив? — Какие стадии развития прошел классный коллектив? — Как складывались взаимоотношения детей в процессе работы? — Какие традиции Вы формируете в классном коллективе? — Какие методы и приемы Вы используете для формирования детского коллектива?
Для диагностики первого показателя сформированности детского коллектива (сплочѐнности) мы использовали методику «Что важнее», предложенную в работе Л.М. Фридман. Цель данной методики состоит в том, чтобы определить сплоченность, ценностно-ориентационное единство класса (Приложение 1). Метод оценивания: анкетирование. Материал: карточка с тридцатью пятью качествами. Задание: учащимся предлагается анкета, каждые пять качеств которой характеризуют отношения к учѐбе, стиль поведения и деятельности, знания, качества ума, учебно-организационные умения, отношение к товарищам, отношение к себе. Школьники должны выбрать из этих 35 качеств только 5, которые, по их мнению, являются необходимыми и наиболее важными для успешного выполнения совместной работы.
Для диагностики второго критерия сформированности коллектива младших школьников (нравственной направленности) мы использовали тест «Размышляем о жизненном опыте», предложенный Н.Е. Щурковой, адаптированный В.М. Ивановой (Приложение 2). Метод оценивания: тестирование. Отношение к учѐбе Стиль поведения и деятельности Знания Качества ума Учебно-организационные умения Отношение к товарищам Отношение к себе. Материал: тест представляет собой 20 ситуаций-вопросов, в каждой из которых 3 варианта ответа. Задание: учащимся раздаѐтся распечатанный тест, учитель читает ситуацию-вопрос и варианты ответов, учащиеся отмечают подходящий им вариант ответа.
|
|
Для изучения межличностных отношений в коллективе могут быть использованы различные формы социометрического метода.
Методика «Социометрия» направлена на диагностику социометрической структуры группы: распределение статусов, степень сплоченности, внутригрупповые сплоченные образования и т.д. То есть, для диагностики третьего показателя сформированности межличностных отношений в коллективе, мы использовали методику «Социометрия» (Приложение 3). Метод оценивания: социометрический. Материал: задание представляет собой 2 вопроса: — Кого из твоих одноклассников ты бы хотел(а) видеть в составе вновь сформированного класса? — Кого из твоих одноклассников ты бы не хотел(а) видеть в составе вновь сформированного класса? Задание: учащимся раздаѐтся распечатанный материал. Детям предлагается представить, что их класс расформировали и ответить на два вопроса. Необходимо написать 1-5 фамилий.
На наш взгляд, можно выделить ещѐ один немаловажный критерий сформированности коллектива – степень удовлетворенности ребенка различными сторонами жизни коллектива. Для выявления этого критерия мы провели методику «Наши отношения» (Приложение4). Метод оценивания: анкетирование. Материал: карточка с двумя блоками «Взаимоприемлемость» и «Взаимопомощь», в которых по шесть утверждений. Задание: учащимся было предложено прочитать шесть утверждений из первого блока и выбрать то, которое, по их мнению, наиболее подходит к их классному коллективу. Аналогично выполняется второй блок задания. Показатели уровня выполнения задания. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного ребенка показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1