X-PDF

Дидактическиеигры на уроках физики

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

 

 

«Эффективные приёмы

формирования ключевыхкомпетентностей  учащихся на уроках физики в основной школе»

 

 

                                                             

                                                        Выполнила:

 МухинаЛюбовь Николаевна

                                                                    учитель физики

                                                                  

                         

 

 

 

                                                   

 

 

 

                                                   2022год

 

 

 

 

 

                                                        

 

 

 

                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 ПЛАН

 

 

1.Введение:

·       важностьи значимость темы

·       концепцияразвивающего обучения

 

2. Эффективные приёмыформирования ключевых компетентностей  учащихся на уроках физики:

·       развитиекритического мышления:

       — критическое мышление-отправная точка для развития творческого мышления;

       -развитие критическогомышления посредством чтения и письма

(РКМЧП)

 

·       творческое мышление иприёмы его развития:

       — проблемное обучение;

       -создание проблемных ситуаций и творческие задания;

       — частично-поисковые задания;

·       приобщениеучащихся к методам научного исследования

·       из опытадифференциации обучения физике;

·       содержаниезаданий и некоторые формы развития интеллектуальных способностей;

·       формированиеу учащихся умений объяснять физические явления;

 

3.Заключение.

 

4. Литература

 

5. Приложения

 

                                                             Аннотация

 

 

        Даннаяработа содержит рекомендации и разработки, которые помогут сформироватькомплекс ключевых компетентностей  учащихся на уроках физики, связанных смыслительной деятельностью. Поэтому она отражает идеи, заложенные  в новыеСтандарты. Дидактический  материал и методические приёмы, описанные в даннойработе, могут быть использованы при изучении любых тем курса физики в основнойшколе. Они помогут научить рассуждать, улучшить некоторые качества мышленияучащихся, их способности понимать и запоминать.

 

                                                                        «Развитие иобразование ни одному человеку

не могут быть даны или сообщены.

                                                                            Всякий, кто желает к ним приобщиться,

должен достигнуть этого собственной деятельностью,

собственными силами, собственным напряжением».

 

 (А. Дистервег )

 

 

Согласно Концепции модернизацииРоссийского образования и положениям инициативыпрезидента РФ «Новая школа» роль образовательного учреждения — социализацияребёнка и формирование ключевых компетентностей. Достижение этой целиневозможно без смены роли учителя иученика и вне применения новых образовательных технологий, обеспечивающих интерактивность процесса обучёния иразвитие мышления ребёнка.

       Компетентностный подход в обучениисосредоточивается на том, чтобы не увеличиватьобъем информированности человека в различных предметных областях, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незнакомыхситуациях. Те же умения, которые помогают человеку ориентироваться вновых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни,достигая поставленных целей, стали называть компетенциями или ключевымикомпетенциями. Сам термин «ключевые компетенции» указывает на то, что ониявляются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметноориентированных.

Основой современных образовательных стандартов становится формированиеследующих ключевыхкомпетенций:

информационной – умение  искать, анализировать,преобразовывать, применять информацию для решения проблем;

коммуникативной — умение эффективносотрудничать с другими людьми;

самоорганизационной-умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использоватьличностные ресурсы;

 самообразовательной— готовностьконструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию напротяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.

Проблема развития творческих способностей особенноважна в настоящее время; ведь сейчас первостепенной задачей стало воспитаниеученика творческой личностью средствами каждого учебного предмета. Более важным,чем знание определенных вопросов программы, является увлечение ученика делом,которому он решил посвятить свою жизнь.      Творческое отношение к трудуследует воспитывать именно в школе, начиная с простейших  опытов и решениязадач. Основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда впроцессе обучения будет сформулирован интерес к знаниям, что способствует ростуактивности учащихся на уроках, качество знаний, активной жизненной позиции, чтов совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

                        В мировой  педагогическойпрактике четко прослеживается тенденция на «вооружение» учащихся не толькоконкретными знаниями по отдельным предметам, но и комплексном умений, в томчисле интеллектуальных. Международные исследования уровня знаний школьников поестественным

дисциплинам включают в себя задания и на проверку интеллектуальныхумений: выполнять анализ интеллектуальных знаний, классификацию и обобщениефактов, формулировать выводы, заключения и другие. Есть задания  и на проверкуумений методологического характера: провести наблюдения, сформулироватьпроблему для исследования, выдвинуть гипотезу, сформулировать эксперимент,объяснить наблюдаемые факты. Не учитывать эту важную тенденцию нельзя: можноотстать от мирового сообщества. Одна из концепций, соответствующих новымусловиям и потребностям общества, а также международным тенденциям – концепцияразвивающего обучения. Она прогрессивна, потому что личностно – ориентирована.Развивающие обучение направлено на формулирование из ученика личности, его цель– развитие ученика, в частности его интеллекта. Основа этого процесса – егосамостоятельная, творческая, познавательная деятельность созвучна требованиямсегодняшнего дня.

1.Современногоученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поискупути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети частоиспытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всемшкольным предметам, а по физике эти затруднения наибольшие. Причина этого внедостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего критического. Как никогда важной становится проблема воспитаниятакой личности, которая не несет с собойпо жизни неподъёмный багаж энциклопедических знаний, а обладает таким важным качеством как критическое мышление, позволяющеенаходить крупицы истины в потоках информациииз любого источника.

      Одним из  этих эффективных  инструментов  для развития подобного  мышления стала педагогическая   технология   развития  критического   мышления   посредством  чтения  и письма (РКМЧП). Технологияразвития критического   мышления  в   процессе   обучения письму и  чтению представляет собой совокупность разнообразныхприёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить внём исследовательскую, творческую активность), затем —предоставить емуусловия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённыезнания. В основе технологии лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: Вызов- Реализация смысла — Рефлексия. Она задает не  только  определеннуюлогику построения урока, но и последовательность, и способы сочетанияконкретных методических приемов.

Остановлюсь   более   подробно   на   тех  приёмах  и   стратегиях  технологии  развития критического мышления, которые я применяюна уроках физики, развивая критическое мышление и формируя культуру работы стекстом. Их можно разделить в соответствии с направлениями работы.

1.Учнмся воспринимать информацию. Для развития умениявоспринимать информацию возможно использование приемов «Знаю — хочу узнать -узнал» «Зигзаг», «Прием корзина идей,понятий, имен». Как правило, ушкольников есть трудности восприятия информации и формулирования целей. Данные приемы помогаютпреодолеть эти трудности.

Прием «Знаю — хочу узнать -узнал» -это работа с таблицей. При изучении темы, на

3 стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары,посовещаться и заполнить графы таблицы,после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют целиурока ( что я хочу узнать?) и заполняют 2 графу.

что я знаю по теме?

какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения

что я хочу узнать?

для     устранения     пробелов в собственных знаниях

 

узнал

 

 

 

 

После изучения темы соотносятполученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлектироватьсобственную мыслительную деятельность.

Приём «чёрный ящик»:  любойобъект или тело помещается в специальный ящик, предлагается историяо нём или система вопросов, ученики выдвигают гипотезы или работают с текстомистории, заполняют таблицы и т.п.), который подходит для любой стадии урока.

«Прием «Зигзаг» основан на следующем принципе:члены рабочей группы становятся экспертамипо определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат другдруга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладелитемой в полном объеме.

Прием «Корзина идей, понятий, имен…» : выделяетсяключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать какможно больше слов или выражений, связанных,по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники вписывали все, приходящиеим на ум ассоциации. В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания поданной конкретной теме, что позволяет учителюдиагностировать уровень подготовки классного коллектива, использоватьполученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.
Пример. Тема урока: Механические волны
            В «корзину»учениками были сброшены следующие понятия, которые они связали с данной темой урока : море, вода, круги,ветер, и т.д. Это позволило сформировать кластер «Механические волны» и выяснить первоначальные представления учащихся офизической природе волн, активизировать их деятельность на уроке.

2. Учимся прогнозировать. Важной способностью сегодня является умениепрогнозировать. Но даже среди взрослых этой способностью обладаютнемногие. Использование приемов «Верные — неверные утверждении» и приемов прогнозирования поможетразвить эту способность у детей и повыситьмотивацию к изучению материала. Используя прием «Верные — неверные утверждения», на стадии вызова учитель предлагает несколькоутверждений по еще не изученной теме.Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт илипросто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяетудерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этомуприему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

1.      Пример:Урок«Второй закон Ньютона» .Методический прием «Верите ли вы что…»

Сейчас в группахвы должны ответить на вопросы и обосновать один из них.

        1.В реальном мире обычно тела взаимодействуют другс другом, и всегда при этом действие сип скомпенсировано.

2.Автомобиль можетдвигаться по горизонтальному шоссе равномерно с выключенным двигателем.

З.Тело может в одно и то же время в одной системе отсчета сохраняетсвою скорость, а в другой- изменять.

4.    Равнодействующая трех равных по модулю сил, приложенных к одной точке,должна быть равнойнулю.

5.    Причиной действия ускорения является некомпенсированная сила.

Учащиеся обсуждают  вопросы в группах,  вырабатывают  общую  позицию.  Затем класс выслушивает ответы каждойгруппы.

3. Учимсяработать с текстом. Для осмысления содержания текста, обнаружения личностностного смысла в материале используютсяприемы «Чтение с остановками», «Чтение с пометками INSERT», «Концептуальная таблица». «Фишбоун».

 Прием«Чтение с пометками INSERT»

Цель: оптимизация проработки текста сиспользованием знаковой системы. Время выполнения: в зависимости от объемапредложенного текста. Описаниеприема.

        Предлагается  проработать текст документа или параграфа учебника,используя установленнуюзнаковую систему.

        Учащиесявнимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки наполях текста:

V — то, что было известно учащимся ранее; + — новая,неожиданная информация; — информация, противоречащая взглядам учащихся; ? -информация до конца не выяснена (не вполне понятна). Количество используемых условных обозначений может изменяться взависимости от сложностипредложенного для анализа текста или уровня развития навыков у учащихся.

Прием « Мудрыесовы»

Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текстаучебника (индивидуальноили в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработкисодержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий:

Азы работы над текстом. Найдите в текстеосновные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.

Чтоне ждали?Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиями первоначальным представлениям.

Ты уже знаешь, последние новости? Запишите туинформацию, которая является для Вас новой.

Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразитьглавную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральнымвысказыванием, какие фразы являются ключевыми?

Известное и неизвестное. Найдите в текстету информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.

Иллюстративное изображение. Постарайтесьпроиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на неев виде рисунка, схемы, опорного конспекта

Поучительный вывод. Можно ли сделатьиз прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

Важные  темы  для  обсуждения.      Найдите   в   тексте   такие  высказывания,   которыезаслуживают особого внимания, и достойныобсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.

Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут бытьнамечены следующие шаги: поиск дополнительной информации, домашние задания дляотдельных учащихся или групп детей; выделение нерешенных проблем, определениепоследующих этапов работы.

Прием «Фишбоун».  Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбьякость». В «голове» этого скелета обозначенапроблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученикиотмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних -располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающиеналичие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие сутьфакты. Пример: Данный прием можно на уроках физики по следующим темам:«Способы теплопередачи», «Механические колебания» и т.д.

4.Учимся творчески интерпретировать информацию. Проблема недостаточности рефлексии в школе не дает возможности для личногоосознания материала, собственных действий и мыслей. Эту проблему устраняютприемы устной и письменной рефлексии.

Устнаярефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения иподразумевает ответы на следующие вопросы: Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвалозатруднения? Какие предположения подтвердились?   Над чем стоит поразмышлять вдальнейшем?   Как изменилось ваше представление о    посравнению с началом урока?

Письменная рефлексия позволит ученикамостаться наедине   со   своими мыслями,  учит внутреннемудиалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию(т.е. рефлексию  за  другого).  Это  возможно   с   помощью  приемов  «Написание   эссе»,Мини-сочинения «Ура! Я могу объяснить многие физическиеявления»

5. Учимся задавать вопросы. Использованиеприема «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный   учеником   вопрос   является  способом   диагностики   знаний   ученика,   уровня погружения в текст.   «Тонкие»  вопросы — вопросы репродуктивного  плана,  требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы — вопросы,требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, уменияанализировать. Для достижения первой цели на уроках необходимо использовать таблицу:

 

 

 

? тонкие

? толстые

•      кто…

•      что…

•      когда…

•      может…

•      будет…

•      могли…

•      как звали…

Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

•    верно…

•      дайте объяснение, почему…

•      почему вы думаете…

•      почему высчитаете…

•      в чем разница…

•      предположите, что будет, если…

•      что, если…

Таблица Толстых и Тонких вопросов может бытьиспользована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова — это вопросыдо изучения темы; на стадии осмысления — способ активной фиксациивопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении — демонстрация пройденного.

Классический вариант использования технологии не всегда возможен науроках физики, что обусловлено спецификой предметного материала, ноиспользование элементов технологии и отдельных приёмов также приносит свой результат, хотя имедленнее, чем полное применение. Крометого, достижение заявленного результата невозможно на предметах естественногоцикла без интеграции технологии РКМЧП с другими современными интерактивными технологиями: групповая работа,дискуссия, проектная деятельность, ИКТ (созданиеи использование учебных электронных ресурсов, сформированных в логике РКМЧП).

Проверенона практике, что, работая в рамках данной технологии, учитель даёт возможность достигнуть образовательного успехадаже слабым учащимся на определённом этапеурока (особенно в создании творческих отчётов на стадии рефлексии), что потом способствует переходу успешности и в предметноесодержание. Учащиеся разной подготовки по предмету находят свою ситуациюуспеха, что в целом повьшает качественную и количественнуюуспеваемость, снижает тревожность и эмоциональное напряжение на уроке, создаваяоптимальные условия для работы.

На одном уроке можно применять разные методические приемы, которыепомогут более эффективно развивать умения работы с текстом иактивизировать деятельность учащихся на уроке. В процессеработы по этой технологии, все приемы работы с информацией постепенно переходят в руки самому обучающемуся:он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе:начинает реально обучать себя сам. Результаты диагностики позволяют утверждать, что данная технологияобеспечивает самостоятельность, активность учеников в их совместной работе в учебном процессе; развиваеткритическое мышление, помогает в освоении культуры работы с текстом.

Критериямиэффективности развития навыков критического мышления считаю:

        Владение навыками поиска, трактовки, анализа различных видовинформации;

       Умение формулировать корректные вопросы;

       Интерес к творческой деятельности;

       Самостоятельность учащихся в изучении предмета;

       Умение аргументировано отстаивать свою позицию;

       Умение найти выход в новой (нетрадиционной) ситуации;

       Положительная мотивация к учебному предмету;

2.     Критическоемышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, непринимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Можно сказать, чтокритическое мышление — это отправная точка для развития творческого мышления. Используя его, человек ставит перед собой вопросы и планомерноищет на них ответы при помощи исследовательских методов и определённых приёмов работы с источниками информации.Критическое мышление начинается свопросов и проблем, а не с ответов на все вопросы ученика преподавателем..

Согласно современным воззрениям процесс научноготворчества совершается в три этапа. I этап характеризуется возникновением ( в ходепознания или практической деятельности) проблемной ситуации, первоначальныманализом ее и формулировкой проблемы. II этап творческого процесса – этап поиска путирешения проблемы. Этап поиска совершается в ходе деятельного анализа проблемына основе имеющихся знаний. В случае необходимости знания об изучаемом объектеисследования можно пополнить, изучая соответствующую литературу или выполняянеобходимые экспериментальные исследования. III этап творческого познания – этап претворениянайденного ( или угаданного) принципа проблемы и его проверка. На этом этапепринцип решения реализуется в виде определенных результатов творчества: решениеновой задачи, обоснование и разработка конструкции, теории и т.д. Полученные результатыпроверяют экспериментально, согласуют с другими теоретическими данными.

Рассмотренная структура творческой познавательнойдеятельности позволяет выделить существенные черты творческого мышления. Длятворческого мышления характерны не только развитость логического мышления,обширность знаний, но и гибкость, критическое мышление, быстрота актуализациинужных знаний, способность к высказыванию интуитивных суждений, решению задач вусловиях неполной детерминированности. В учебном процессе к творческимцелесообразно относить все те задания, принцип выполнения которых не указан, ачасто и неизвестен учащимися явно. Он должен быть сформулирован имисамостоятельно, в ходе анализа заданий, на основе имеющихся знаний инакопленного опыта при решении нестандартных задач. Выделенные три уровнямыслительной деятельности положены в основу системы работы по развитиютворческих способностей учащихся.

Творческая деятельность предполагает обширные знания,высоко развитое логическое мышление, гибкость ума, и также способностьпредвидеть результат исследования до проведения точно обоснованныхдоказательств. Организовать творческую поисковую деятельность учащихся можно нетолько на этапе применения знаний, но и при изучении   нового материала. Дляразвития творческих способностей необходимо в ходе обучения ставить учащихся втакие ситуации, в которых они вынуждены высказывать предположения, строитьдогадки, проявлять и развивать свою интуицию. Один из методов работы,рассчитанный на развитие у учащихся творческих способностей и требующий от нихмаксимальной познавательной активности – проблемное обучение. Теоретическойосновой проблемного обучения являются основные закономерности творческогопознавательного процесса, иначе говоря, при проблемном обучении познавательнуюдеятельность учащихся необходимо организовать по логике                   познавательного процесса.

2.Проблемное обучение нельзя осуществлять с решениемтворческих задач, хотя и то и другое рассчитано на творческую деятельностьучащихся. Но между ними есть существенное различие: проблемное обучение наоснове поисковой деятельности ведет к новому знанию; творческие задачи учатприменять полученные знания в новой, незнакомой ситуации,  требуют поискапринципа решения задач среди уже известных знаний. Конечно, и творческую задачуможно предъявить ученикам в занимательной форме, подчеркнув противоречивостьописываемой в ней ситуации. Вот одна из таких задач. Конденсатор большойемкости (2-6 мкф) заряжают и присоединяют к индикатору напряжений (например,осциллографу). Коснувшись ручкой одной из клейм, поясняют, что тем самымпотенциал этой обкладки становится равным нулю. Соединив с землей вторуюобкладку, делают то же самое. Однако…конденсатор не разряжается. Почему? Напервый взгляд задача «проблемная». Но найденный в процессе решения ответ неведет к усвоению нового материала. (В силу большой емкости конденсатора присоединении электрода с землей не происходит заметного изменения его потенциала(емкость системы «земля – электрод» очень мала)). Это, конечно, не означает,что творческие задачи обладают меньшей воспитательной возможностью, чемпроблемное обучение, или их не нужно применять в учебном процессе. Безусловно,они полезны и должны широко использоваться в обучении, особенно с сильнымиучащимися. Оценивая высоко проблемное обучение, необходимо отметить, что оно неможет выступать единственным средством активизации познавательной деятельностии развития творческих способностей учащихся. При проблемном обучениипознавательную деятельность учащихся необходимо организовать так, чтобы онапроходила через все этапы творческого познавательного процесса. Однако наиболеесущественным моментом является  гипотез и их проверка.

    3. Предметом ученического исследования является «переоткрытие» ужеоткрытого в науке. Вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания является познаниемеще непознанного. Можно выделить следующие структурные элементыисследовательской деятельности учащихся: накопление фактов, выдвижениегипотезы, постановка эксперимента, создание теории. Выделение именно этихосновных моментов связано с особенностями творческого процесса. Процесснаучного творчества является циклическим, состоящим из звеньев: исходныефакты              гипотеза          следствия            эксперимент          исходные факты. В современных условиях обучения представляется возможнымосуществить изучение некоторых тем, используя не только логику и язык науки, нои исследовательский момент. Именно знакомство учащихся с методами исследования природыявляется делом одной из основных задач учителя физики. Заданияисследовательского характера вызывают усиленный интерес к физике,

что и приводит к глубокому и прочному усвоениюматериала. Необходимость активизировать умственную деятельность учащихся иразвивать их самостоятельность привела к использованию практических работ вкачестве источника новых знаний. В этом случае создается конкретная возможностьговорить о субъективном присвоении знаний, так как теперь самостоятельнаяработа учащихся носит не исполнительный, а исследовательский характер. Итогомработы на уроке становится выводы, самостоятельно полученные школьниками какответы на проблемный вопрос учителя. Активность учащихся определяетсявнутренними побудительными силами. Причем умственную активность сопровождаетэмоциональный настрой, что приводит к развитию интереса к знаниям. Уроки,целиком посвященные исследовательской деятельности учащихся, можно провести последующим темам: «Последовательное (параллельное) соединение проводников», « Газовыезаконы» и другие.

 В каждом ученике живет страсть к открытиям иисследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету,когда ему удается что-нибудь «открыть»: установить закон плавления тел,исследовать зависимость силы тока от напряжения и сопротивления проводника,определить фокусное расстояние линзы и т.д. В процессе выполнения опытовпроявляется самостоятельная мыслительная деятельность школьников. Им приходитсяанализировать, сравнивать, делать выводы о наблюдаемых закономерностях.Активный поиск решения поставленной учителем задачи приводит к созданию уучащихся устойчивых познавательных интересов, выросших на базе их интуитивнойзаинтересованности.

К.Д.Ушинский указывал, что приохотить учащихся к учению гораздо важнее,чем приневолить. В этом плане фронтальные опыта, представленные учащимся как ихпервые научные исследования, имеют особенно большое значение. Наслаждение самимтрудом, процессом его выполнения (ведь ученик считает себя первооткрывателем)приводит к сознательному выполнению данной работы. Ученика надо приобщать крадости умственного труда, дать ему испытать удовлетворение от творчества,открытия победы. Чем чаще учитель будет предоставлять ученику такиевозможности, тем глубже будет интерес к предмету. Ученику интересно, когдаизучение физики представляется для него как решение конкретной задачи, какпостоянная работа мысли. Однако здесь необходимо отметить, что важным условиемвоспитания на уроке интереса к предмету является доступность и посильностьвыполнения задания для каждого школьника. Прежде всего учитель должен четкопоставить задачу и объяснить цель проведения опытов. В конце урока очень важнымявляется обсуждение результатов самостоятельных опытов учащихся. Пусть онивыдвигают свои теории, думают, спорят. Естественно, что их ответы будут невсегда правильными. Постоянные сравнения правильных и неправильных понятийприведут к более прочному усвоению знаний. Опыт работы в школе показал большоепреимущество фронтальных наблюдений учащихся перед аналогичным демонстрационнымэкспериментом. Их проведение убеждает учеников в том, что каждый может сделать«открытие», толчок которому дает опыт.

3.Широкое применение исследовательского метода науроках связано с определенными трудностями, т.к. для его реализации, какправило, требуется большая затрата учебного времени и дифференцированный подходк учащимся. Максимальное развитие сил учащихся может быть достигнуто путемприменения исследовательского метода при умелом сочетании классной ивнеклассной работы. … различный характер заданий на уроке и во внеурочнойработе, различие в обстановке, в условиях и ситуациях способствует формированиютворческих черт личности школьника. Домашнее исследование могут проводиться какобязательное домашнее задание или предлагаться для желающих как одна из формвнеклассной работы. Опыт работы убеждает, что доступные экспериментальныеисследования полезно давать в качестве обязательного домашнего задания, что быпривлечь к ним школьников. Дело в том, что проведение этих работ, как правило,пробуждает любознательность у всех учащихся, в том числе и слабоуспевающих.Отчет моей работы показывает, что все дети охотно проводят экспериментальныеисследования: наблюдать протекание явления диффузии при помещении в воду капличернил или кристалла марганцовокислого камня, причем, вести наблюдение запротеканием диффузии в двух сосудах, один из которых помещен в более холодноеместо. Они выполняют в тетрадях соответствующие рисунки и записывают наблюденияи выводы. Более того, многие ученики задание усложняют, внося элементытворчества, например, наблюдать протекание явления диффузии для разных пар тел.Оправдана другая ситуация, когда, проводя домашнее исследование, ученикнаблюдает новое явление, в котором он разобраться не в состоянии. Это повышаетинтерес к новой теме, а иногда позволяет учащимся сформулировать проблемуисследования. Домашние самостоятельные экспериментальные исследования полезнопроводить во все годы обучения физики. Приучать детей к таким исследованиямнеобходимо с первых уроков физики.

Совершенствование учебно-воспитательного процессатесно связано с дифференциацией обучения. Возникает вопрос: как ее осуществитьв обычных, не специализированных классах, как там учитывать индивидуальныевозможности школьников? Ведь это важно: ученики имеют разные уровни знаний иумений, разные склонности. У одних учебные навыки  формируются быстро, удругих- медленно. Поэтому, ученикам необходимо предлагать задания разнойсложности, что бы одни не скучали на уроках, а другие не были равнодушны, а всевместе развивали творческие способности. I вариант (облегченный) представляет собойзадание, направленное на воспроизведение или усвоение учащимися основныхпонятий, фактов, формул, законов. Он рассчитан на тех, кто обладает невысокимуровнем знаний и умений, и представляет собой, как правильно, алгоритм действиявкупе с текстом учебникаи простейшими, изучаемыми по программе приборами. Такимучащимся для развития своих творческих способностей я предлагаю задания IIварианта.

IIвариант(средний по трудности) состоит из заданий более сложных: на сравнение,постановку эксперимента, проведения самостоятельного анализа изучаемых фактов иявлений. Он рассчитан на учащихся со средним уровнем подготовности, которым для развития творческих способностей, я предлагаю задания IIIварианта.

IIIвариант(наиболее трудный) содержит задания, требующие от ученика творческойработы мысли: самостоятельного поиска и отбора необходимых фактов издополнительной литературы, составление проекта самостоятельного выполненияисследования, анализ эксперимента и др. Он предназначен учащимся, проявляющимповышенный интерес к физике, и обладающим сравнительно высоким уровнем знаний.В случае быстрого выполнения работ этим учеником предлагаю дополнительноезадние: например, собранный фактический материал или сделанные выводыпредставить в виде таблицы (форму таблицы учащийся выбирает сам). Этоспособствует развитию умения обобщать, классифицировать факты, делать выводы всжатой, наглядной форме.

Учащиеся могут сами выбрать себе вариант задания, чтовырабатывает практический подход к оценке своих возможностей. Вопросы, входящиев состав задания каждого варианта, тоже могут быть дифференцированными посложности; последнее возрастает от первого вопроса к последнему, что позволяетученику постепенно, плавно входить в работу, а учителю индивидуализировать ихдеятельность. Ребята, выбравшие один и тот же вариант, могут образовыватьгруппу. Внутри группы каждый может учиться друг у друга, получить помощь отболее сильного. По истечении отведенного времени представители каждой группывыступают с ответами на свои вопросы. Поясню сказанное примером. Одна излюбимых форм организации зачета для моих учеников является урок-игра«Путешествие в страну Физика». Группа учеников получают пакеты, где обозначен маршрути станции, на каждой станции конверт с заданием (маршрут и сложность заданиягруппа учащихся определяет сама). В общей сложности, маршрутный лист состоит иззамка эрудитов, острова смекалистых, города законограда, станции неразгаданныхтайн, приборограда, города чародеев, замка  историков науки и техники.

Вот некоторые содержания заданий и формы занятий,способствующие развитию интеллекта школьников.

Сравнение. Умение возникает при выполнении заданий:«сравнить…(например, молекулярное строение тел в разных агрегатных состояниях,равномерное и равнопеременное движение), выделив черты сходства и различия,заполнить сравнительную таблицу»;

Анализ. Это умение формирует задания типа:

-выбрать из ряда предложенных объектов или параметровпроцесса один например, материал, обеспечивающий сохранность тепла, длятеплоизоляции помещений);

-разобрать усвоенные задачи и выделить участвующие в«событии» тела, описать, то происходит с каждым;

Синтез. выработке этого умения способствуют задания:написать реферат или доклад, суммируя сведения из нескольких источников,подготовить рассказ по таблице, опорному конспекту. Написанию рефератов яуделяю большое внимание, особенно экологической тематике. С такими рефератами,докладами ученики выступают на конференциях, которые проводятся в рамках«Неделя экологических знаний» в школе.

Классификация: умение выполнять эту операцию формулируют следующиезнания: из предложенных графиков выбрать те, которые характеризуют определенныйпроцесс (например, изохорный в газе, равномерное движение); на уроке опрактическом применении изученного явления заполнить при прослушиваниисообщений таблицу: Физическое явление…

 

в природе

в быту

и т.д.

 

Целенаправленную и последовательную работу поформатированию умений объяснять физические явления целесообразно начинать в VIIклассе. В процессе деятельности необходимо учитывать и знания, накопленные науроках окружающего мира, биологии, географии, т.к. аналогичные умения формируютна занятиях по всем естественным предметам. Для этой цели применяю системузаданий для урока и домашней работы, задания отличаются по форме и степенисложности. Вот некоторые из них, которые требуют творческого подхода к ихвыполнению: сформулировать вопрос, придумать задачу, проект прибора, установкудля демонстрации. Наиболее часто применяемые в моей практике работы следующиезадания:

1.                          Ученикам предлагаютсобрать материал о различных проявлениях какого-то одного явления и все примерыобъяснить. Для выполнения задания выдаю карточку, оформленную в виде таблицы:

 

                                                                      Всё о явлении…

 

Место, где встречается явление

Наблюдаемая картина

Рисунок или описание

объяснение

1

В живой и неживой природе

 

 

2

В быту

 

 

3

В технике, на производстве

 

 

4

В играх, спортивных соревн.

 

 

5

В научно-популярных книга, журналах

 

 

6

В физических опытах

 

 

7

В кинокартинах и телепередачах

 

 

8

Определяет сам ученик (где еще?)

 

 

 

 

Задания такого типа можно предлагать как назаключительном этапе изучения темы, так и в конце года при завершающемповторении, а можно и в начале изучения темы с предложением заполнить таблицупо мере прохождения материала и узнавания новых сведений.

2.Предлагаю задачи, в которых требуется объяснить наоснове применения теоретических знаний изученные явления, но в новых условиях.Например, в классе произошло явление испарения жидкости, и задаваемый вопросотносится к испарению твердого тела. «Мокрое бельё, повешенное зимой во дворе,замерзает; но через некоторое время становится сухим. Чем это можно объяснить?Почему летом мокрое бельё высыхает быстрее, чем на морозе зимой?» Заданиятакого типа могут выполняться и в классе и дома. Поскольку в них, требуетсяобъяснить явление в новых условиях на основе теоретических знаний, тол этизадания целесообразно предлагать на завершающем этапе изучения материала.

3. Придумать вопросы, относящиеся к какому-либоизученному явлению. Одновременно предлагаю, и дать ответ на этот вопрос.Например: «Придумайте вопрос или задачу на явление инерции в быту или технике иприведите ответ на него», «Предложите вопрос (задачу), посвященный явлению конвекциив природе и дайте ответ».

4. Учащийся должен придумать прибор для демонстрациитого или иного физического явления и его сделать, а также уметь объяснитьустройство и принцип действия своего изделия. Примеры таких заданий:«Предложите проект прибора для показа явления теплового расширения жидкости иосуществите его; объясните работу прибора», «Придумайте модель демонстрацииявления реактивной отдачи и воплотите её в жизнь. Сумейте рассказать, как онадействует». 3 и 4 типы заданий – повышенной сложности, требующие от учащихся нетолько хороших знаний, но и творчества, интуиции фантазии, гибкости мышления.Они предназначены для интересующихся физикой учащихся и помогают дифференцироватьучебную работу на уроке. Требовать выполнения этих заданий от всех учащихся неследует.

5. Подготовить небольшое сообщение, разъясняющее сутьтех или иных явлений. Например: «Сделать сообщение «Эти природные явленияобъясняются диффузией». Такие задания даются домой на определенный срок.Заслушивать сообщение или доклад лучше в конце темы, тогда в нём можно обобщитьширокий круг явлений или технических предложений. Интересные доклады полезнопредставать и на стенде в физ. кабинете.

6. Составление учащимися вопросов и задач по физике приработе с учебником. Одним из главных результатов составления задач и вопросовпо материалам учебника служит повышение результативности обучения школьниковрешению физических задач, поскольку оно способствует более полному раскрытиютворческих способностей учащихся.

Особо хочуостановиться на  применении программированных заданий при проверке знаний,формул, формулировок. За определенный промежуток времени ученик должен напротиввопроса вставить карточку, которая по его мнению содержит ответ на поставленныйвопрос. Правильность я проверяю очень быстро (на обратной стороне пишу словаили буквы – код, например, «Молодец», «Спасибо» или кожзгсф). (см. приложение2)

Интересной формулой проверки домашних заданий может бытьсоставление рассказа по рисунку (можно через эпидиаскоп для класса).Естественно, что тема рисунка должна соответствовать изучаемому материалу. Ясоставляла в процессе работы наборы по отдельным темам курса физики, привлекаядаже к их подбору учащихся класса. Подобная проверка знаний всегдазаинтересовывает учащихся, т.к. при составлении рассказа не обойдешьсязаученными фактами, здесь важно поразмыслить, есть возможность применить своизнания. (см. приложение 4) 

Важнейшей задачей учителя является поддержание уучащихся интереса к предмету не только во время уроков, но и при выполнениидомашних заданий. Главным условием достижения этой цели является разнообразиедомашних заданий. Самыми распространенными и любимыми учащимися в моей практикестали кроссворды, чайнворды. За правильно составленный кроссворд я выставляюоценки, а лучшие из них проигрываем всем классом. Самостоятельное составлениеигр заставляет даже самых сильных учеников неоднократно обращаться к учебнику.Очень важно, что ученики это делают добровольно, просматривая по учебникубольший чем обычно материал. (см. приложение 5)

Опыт моей работы показывает, что наибольший интерес ушкольников вызывают те уроки, в которых они принимают активное участие. Вкачестве таких уроков я применяю уроки – конференции, уроки – семинары, уроки –практикумы. (по решению задач), уроки – зачеты (по экспериментальным умениям уучащихся.) Уроки – конференции чаще всего проводятся мною при закрепленииучебного материала и являются итогом работы по изучению большой темы курсафизики, а при изучении новой темы, которые рационально проводить в старшихклассах (см. приложение 6 и 7).

Урок – конференция « Сердца, отданные науке» посвящаетсявыдающимся физикам (как правило, провожу такие уроки в конце года, используя материало тех учёных, которые изучались в данном классе). Такие уроки, на мой взгляд,учат самостоятельности мышления, вырабатывают умения выступать перед большойаудиторией, воспитывают ответственность перед классом, позволяют засравнительно короткий промежуток времени повторить большой материал. С цельюповышения активности восприятия доклада предлагая всем учащимся по ходу урока(выступлений) заполнить таблицу или выделить наиболее яркие на их взглядбиблиографические данные учёного. Это заставляет их внимательно слушатьдокладчиков, активнее  мыслить на протяжении всего урока.

С целью активизации работы учащихся на урокахзакрепления я провожу их в форме «коллективного смотра знаний, которые носятхарактер состязания: урок-викторина «Футбольный матч»; урок-игра «Путешествие встрану «Физика» », урок физики за чайным столом (см. приложение №8, №9, №10)

На мой взгляд, они сочетают в себе много: нацеливаютшкольников на серьёзное изучение материала в целом, повторение и конкретизациюучебного материала, развитие мышления, воспитание волевых черт личности и самоеглавное: формируют познавательный интерес к физике.

Использование на различных этапах урока всевозможныхигровых ситуаций – одно из направлений поднятие интереса учащихся к учению, вчастности, к занятиям по физике. Дидактические игры могут и должны бытьиспользованы на уроках физики в целях развития познавательных интересовучащихся и повышения эффективности обучения ( глубоко ошибаются те педагоги,которые представляют игру как забаву и развлечения). Дидактические игры,применяемые на уроке или на внеклассном мероприятии должны быть оченьразнообразны как по содержанию предлагаемого материала, как и по формепроведения. Классифицирую физические игры в зависимости от игровой ситуацииможно выделить игры-соревнования, связанные с выяснением победителя. Этоэстафета на знание формул, единиц измерения, физических приборов. Игры,направленные на выполнения занимательного занятия примером может служитьфизический аукцион. Для того чтобы купить какой-то предмет, нужно найти егосвязь с физикой (понятиями, законами, явлениями).

В основе ряда игровых ситуаций лежат самодельныедидактические игры, имеющие конкретное учебно-информационное содержание,например игры раздаточным материалом: «лото», «домино», физические кубики идругие. Поскольку наша промышленность не занимается их изготовлением. Местоигры на уроке может быть различным. Расскажу о некоторых из них.

1. Дидактические кубики (сделать их очень просто!).Применяю их в основном для проверки знаний формул, как кубик-экзаменатор назачёте. (см. приложение №11)

2. «Физическое «лото», предназначено для усвоенияпрограммного материала, в частности его повторения и его закрепления. Вопросы,ответы, даются в разном виде: формулой, графиком, числом. Игра в лотоактивизирует учащихся и повышает эффективность урока, она придаёт ему живойхарактер. (см. приложение №12).

3. Физическое «домино». Выстраиваются цепочки формул,законов, понятий, единиц измерения, схем или цепочки формул, в которых каждаяпоследующие начинается с той буквы, которая заканчивается предшествующая. (см.приложение №13).

4. Физический «цветок», «дерево». Подобный рисунок можноначертить на доске или кодоплёнке. Ученик должен написать формулы, относящиесяк данному понятию, или на стволе я пишу название темы. Этим приёмом удобнопроводить повторение и систематизацию материала. (см. приложение № 14)

Учитель всегда должен помнить о большом воспитательномзначении игр. Под его руководством в играх воспитывается  дисциплинированностьучащихся, самоконтроль, ответственное отношение к делу, к чёткому соблюдениюправил.

 Заключение:Чтобы учение не превратилось для ребят в скучное и однообразноезанятие, нужно на каждом уроке вызывать у школьников приятное ощущение новизныпознаваемого. Своеобразие методики применения творческих заданий – следствиепсихологических и педагогических особенностей протекания творческойдеятельности учащихся. Первая особенность-это новизна идеи, новизна решенияпоставленной задачи. Именно здесь необходима полная самостоятельность работыкаждого школьника, так как главное в решении творческих заданий- это найтиидею. Прямые или косвенные подсказки в таких случаях могут иметь решающеезначение. Это нужно учитывать, создавая необходимый заряд творчества в классе.Удачно приведённый пример, умело заданный вопрос, мысль, высказанная вслух,-всё это может быть средством помощи учащимся в развитии их способностей врешении творческих заданий. Вторая особенность- это интерес к поставленнойзадаче. Большое значение имеет активный интерес к творческим заданиям самогоучителя. Кроме того, для учебной творческой деятельности школьников нужносоздать все необходимые условия для успеха и удовлетворения в работе. Этотретья особенность творческих упражнений. Систематическое применение творческихзаданий развивает способности ребят, учит их применять знания в новых условиях,заставляет более практически относиться ко многим своим знаниям. Однако нельзяпереоценивать значения содержания учебного материала и творческих заданий вразвитии способностей учащихся. Хороший учебный материал способствуетформированию научного мышления учащихся, а творческие задания развивают ихинтуицию в применении знаний в новых условиях. В ходе работы в рамках этоймодели учащиеся овладевают различными способами интегрированияинформации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различногоопыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мыслиясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

 Таким образом, данные результаты позволяют сделать выводо том, что использование приемов технологии развития творческих способностей можетслужить средством формированияключевых компетентностей школьников.

Конечнаяже задача использования данной технологии на уроках — научить детей применять эту модель самостоятельно, чтобы онимогли стать независимыми, грамотными людьми и с удовольствием учились втечение всей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.Браверман Э.М. Учимся и учиммыслить и понимать (текст). Советы изучающим и преподающим физику …и не только.Практическое пособие для учащихся и педагогов школ, колледжей, лицеев. М.:АПК иППРО,2010.-192 с. с ил.. (Серия «Развивающее учение», Кн.2)

 

2. Урок физики в современной школе: Творческийпоиск учителей: Кн. для учителя/ Сост. Э.М.Браверман; Под ред. В.Г.Разумовского.-М.: Просвещение, 1993,-288 с.-

 

3. Разумовский В.Г. Творческие задачипо физике в средней школе (текст). М.:Просвещение,1966.

 

4.Иванова Л.И. Активизацияпознавательной деятельности учащихся при изучении физики (текст). М.:Просвещение, 1963

 

5.ЛанинаИ.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики (текст).М.:Просвещение, 1985

 

6. Ланина И.Я. 100 игр по физике(текст). М.: Просвещение, 1995

 

7. Зверева Н.М. Активизация мышленияучащихся на уроках физики (текст). М.:Просвещение,1980

 

 

8. Поиск информации в сети   (Электронныйресурс).

 

Приложения


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет