X-PDF

Дипломная работа на тему: Коррекционно-воспитательная работа педагога-дефектолога с аномальными детьми с

Поделиться статьей

АВТОНОМНАЯНЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Институтсовременного образования»

(АНОДПО «Институт современного образования»)

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГОВАЯАТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

попрограмме профессиональной переподготовки

«педагог-дефектолог»

на тему: «Коррекционно-воспитательнаяработа педагога-дефектолога с аномальными детьми»

 

 

 

 

Выполнила:Вольнова А.М.

 

 

Воронеж2023

 

 

 

Содержание.

 

Введение                                                                                                                3

1.Теоретические основы коррекционно-воспитательной работы с детьми сограниченными возможностями здоровья

1.1Особенности семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья                                                                                     9

1.2Особенности коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ      12

2.Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию детей с ограниченнымивозможностями здоровья                                                        15

Заключение                                                                                                           18

Источникии литература                                                                                       19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Нет случайно родившихся детей. Ниодин путник вечности случайно не рождается. Каждый ребёнок есть явление вземной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился, потому чтоименно его не хватало миру. Он путь для мира так же, как мир есть путь длянего. И не сравнивайте душу его с телом: он младенец не душою, а телом. А душоюон- носитель Истины, Бессмертия, Беспредельности. В нём предназначение, миссия.Служение своей миссии даст его духу восхождение…

И каждый, кто воспитает ребёнка, будет соработником у Бога[2].

В настоящее время, каждый десятый в населении Земли, т.е. более500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневнойжизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорнымидефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Каждая четвертая семьясталкивается так или иначе с проблемой инвалидности [14].

И, тем не менее, несмотря на предпринимаемые усилия и значительныйпрогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, ностабильно растет. Так, например, детей, нуждающихся в специальном обучении,ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией:церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость и т.д. [13].

Часто в силу своих заболеваний такие детине могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать общения с ними ивключения их в свои игры. Возникает ситуация рассогласованности междунеобходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка иневозможностью ее полноценной реализации. Социальная депривация углубляется засчет длительного пребывания ребенка в специальных стационарах, санаториях , гдеограничен социальный опыт и общение осуществляется между такими же детьми.Следствием этого является задержка развития социальных и коммуникативныхнавыков, формируются недостаточно адекватное представление об окружающем мире убольного ребенка [11] .

М. Р. Романов характеризует такого ребенка как боязливого,малоконтактного. Поэтому он предлагает обогащать чувственный и практическийопыт этих детей, постепенно включая его в круг здоровых сверстников. В работе сданной категорией детей рекомендуется так же использовать их особуючувствительность к музыке. [16]  В России процесс воспитания детей с пониженныминтеллектом зарождается под влиянием педагогических идей К. Д. Ушинского, В. П.Кащенко, которым пренадлежит заслуга в создании первых учреждений для умственноотсталых детей и в издании первых методов руководства по работе с умственноотсталыми детьми.

В.П. Кащенко был также одним из активных пропагандистов всеобщегообучения и воспитания аномальных детей, организатором научных исследований подефектологии, инициатором создания и руководителем Школы-санатория длядефективных детей, открытой в Москве в 1908 году. Большое значение для развитияданного направления имели работы А. С. Грибоедова, О. Б. Фельцмана, Г. Я.Трошина и другие. Значительную, роль в организации процесса обучения ивоспитания детей с нарушением интеллекта. сыграли В. М. Бехтерев, П. Ф.Лесгафт, И.В.Маляревский, Г. И. Россолимо и др., стремившиеся сблизитьпедагогику с медицинской наукой и тем самым усилить естественно-научную основуобучения и воспитания умственно отсталых детей [18].

В СССР обучение и воспитание аномальных детей сталорассматриваться как задача общегосударственной системы образования. Важнейшийвклад внёс Л. С. Выготский. Многие его теоретические положения (например,единство законов развития нормального и умственно отсталого ребенка) вдальнейшем были реализованы в трудах А. Н. Граборова, Л. В. Занкова, Г. М.Дульнева, Ж. И. Шиф, Б. И. Пинского, Т. А. Власовой, И. Г. Ерёменко, X. С. Замского,В. Г. Петровой, В. И. Лубовского, М. С. Певзнер, И. М. Соловьёва и др.

В России воспитание и обучение детей с лёгкими формами умственнойотсталости базируются на общих принципах педагогики и осуществляются вовспомогательных школах (VIII — вида), интернатах и спец. дошкольныхучреждениях. 

Организация процесса обучения и воспитания детей с нарушениеминтеллекта в России опирается на достижения психологии умственно отсталогоребенка, которая в нашей стране оформилась как самостоятельная ветвьпсихологической науки довольно давно. За время своего существования онанакопила довольно значительный круг сведений о тех своеобразных чертах, которыеотличают учеников вспомогательной школы от их нормально развивающихсясверстников.

Внимание русских исследователей, таких как Л.С.Выготский,Л.В.Занков в первую очередь привлекали ярко выраженные, массивные аномалииформирования и развития психических процессов умственно отсталых детей, а такженедостатки различных сторон их личности. [5]

Психологической основой обучения и воспитания детей с нарушениеминтеллекта в России являются положения о возможностях их развития и о единствезаконов развития нормального и умственно отсталого ребенка, впервые выдвинутыеЛ. С. Выготским и подтвержденные в работах выдающихся психологов, работавшихпод его руководством (Л. В. Занков, А.Н. Леонтьев, И. М. Соловьев и другие). Л.С. Выготский подчеркивал, что умственно отсталый ребенок — прежде всего,ребенок, и, следовательно способен к развитию, хотя этот процесс отличаетсясвоеобразием [5].

Л. С. Выготский теоретически обосновал, что у умственно отсталыхдетей существуют процессы, способствующие их развитию. В развитии умственноотсталых детей, как и в развитии всякого ребенка, существуют процессы, которыевозникают из того, что организм ребенка реагируют на те трудности, с которымисталкиваются, и в процессе активного приспособления среде вырабатывают рядфункций, с помощью которых компенсируют, выравнивают, замещают недостатки [5].

На основе исследования особенностей умственно отсталых детей Л. С.Выготский показал, что у всех детей, в том числе и умственно отсталых, подвоздействием среды формируются сложные виды психической деятельности. Развитиеумственно отсталого ребенка, как и нормального, совершается главным образом засчет развития высших психических функций.

Разрабатывая проблему взаимоотношения, обучения, воспитания Л.С.Выготскийисходил из того, что обучение должно опережать развитие, стимулировать его,вести за собой. При разработке этой проблемы были введены понятия зонаактуального развития и зона ближайшего развития, под которыми подразумевалась впервом случае такая подготовка ученика, которая дает ему возможностьдействовать самостоятельно, во втором — возможность выполнять с помощью учителято, что самостоятельно сделать пока не удается.

Выдвинутая Л. С. Выготским идея о ведущей роли обучения в развитииребенка была подтверждена, развита и конкретизирована в дальнейшихмногочисленных психологических исследованиях (П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, А.В. Запорожец, Г. С. Костюк, А. А. Смирнов, Д. Б. Эльконин и другие) [16].Данные исследователи едины во мнении о том, что основным условием как общегоразвития, так и развития отдельных способностей учащихся является учебнаядеятельность.

Важным условием в процессе обучения и воспитания детей снарушением интеллекта в России является коррекция. Под коррекцией недостатковпсихического и физического развития умственно отсталых школьников понимаетсяисправление или ослабление этих недостатков и содействие возможно большемуприближению развития этих детей к уровню развития нормальных школьников.[9]

Как указывается в работах Л.Н.Блиновой [4], В.В.Воронковой [16] идр. эффективность коррекционной работы, зависит от правильной постановки всегоучебно-воспитательного процесса в школе и от применения специфических приемовобучения.

Процесс обучения, в котором в качестве основных применяютсяспециальные педагогические приемы, влияние на исправление свойственных учащимсявспомогательных школ недостатков и способствующие их интеллектуальному ифизическому развитию и становлению личности, называют коррекционнонаправленным. Осуществление коррекции недостатков психофизического развитияучащихся вспомогательных школ путем использования системы особых педагогическихприемов должно составлять основу процесса обучения умственно отсталых детей.Коррекция дефектов умственно отсталых детей и подростков осуществляется впроцессе всей учебно-воспитательной работы школы, такими исследователями, как А.А. Смирнова, Пороцкая, Г. М. Дульнев. Не существует отдельной программыкоррекционной работы, она проводится на том учебном материале, который являетсясодержанием того или иного учебного предмета.

Педагогические приемы коррекционной работы отличаются тем, что онистимулируют компенсаторные процессы развития умственно отсталых детей ипозволяют формировать у них новые положительные качества. Результатомучебно-воспитательной работы является овладение учащимися определенным объемомзнаний, конкретных умений и навыков. Как указывает Н.Я. Семаго, в результатекоррекционной работы у учащихся формируются обобщенные учебные и трудовыеумения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новыхучебных и учебно-трудовых заданий. Результаты учебно-воспитательной икоррекционной работы отличаются также темпом их достижения: обучение учащихся конкретнымумениям, знаниям и навыкам происходит гораздо быстрее, чем исправлениенедостатков их развития [18].

Вопрос о коррекционной работе с умственно отсталыми детьми всегдабыл одним из основных и главных в истории вспомогательного обучения.Правомерность его постановки признавалось авторам А.Н. Граборова, но чтокасается принципов построения и осуществления системы специальной работы,направленной на исправление дефектов развития умственно отсталых детей,существовали и существуют различные подчас противоположные взгляды.

Как отмечает В.В.Воронкова, на каждом этапе развитияолигофренопедагогики то или иное понимание сущности умственной отсталости иособенностей развития детей — олигофренов определяло пути разработки основныхпрактических вопросов работы с ними, в том числе построение специальныхпедагогических приемов [16].

Постепенно в практике работы вспомогательных школ стали появлятьсяпедагогические приемы, направленные на развитие у учащихся умений выполнятьмыслительные операции и действия в процессе усвоения знания, благодаря которым,у них формируются высшие психические функции.

Развернувшееся затем комплексное изучение клинических,психологических и педагогических особенностей умственно отсталых школьников иих потенциальных возможностей (М. Ф. Гнездилов, Г. М. Дульнев, Л. В. Занков, М.С. Певзнер, И. М. Соловьев и другие) позволило разработать новый принципкоррекционной работы в вспомогательной школе.

В настоящее время в России численность детей с ограниченнымивозможностями здоровья очень велика. И она постоянно увеличивается.

Появление на свет больного ребёнка всегда является большойтрагедией для семьи. Пока ребёнок девять месяцев находится в утробе матери, егос нетерпением ждёт вся семья, строят планы на будущее, выбирают имя своемумалышу. Но когда рождается ребёнок с отклонениями – это событие можно  сравнитьсо смертью близкого человека. Не все родители это выдерживают, некоторые простоне готовы к воспитанию такого ребёнка и оставляют его в родильном доме, чтобыне успеть привыкнуть к нему. А некоторые решают воспитывать ребёнка сврождёнными пороками в семье. Это очень серьёзный шаг. Тяжёлая ноша, котораяложится на плечи родителей, чаще всего приводит к панике, к чувствуобречённости, к чувству вины. Изменяется психологический климат в семье,нормальный цикл семейной жизни. Все члены семьи, в большей степени матьребёнка, находятся в состоянии эмоционального стресса. А ребёнок требуетбольшого количества внимания, тепла и заботы.

Также, родители таких детей сталкиваются не только с проблемамивоспитания и ухода за ребёнком, но и с медицинскими, экономическими,педагогическими и социально-психологическими трудностями, которые приводят кухудшению качества их жизни, возникновению семейных проблем. Поэтому оченьважно, чтобы родители не оставались один на один с ребёнком, необходимапсихолого-педагогическая помощь.

Родители, которые решились на такой шаг, просто могут несправиться с трудностями в воспитании и уходе за ребёнком. Некоторые из нихотдают детей в реабилитационные центры через какое-то время. Это ещё большетравмирует психику таких детей [3].

Детям с ограниченными возможностями необходима поддержка и защита.В настоящее время социальная защита детей с ОВЗ перерастает из рядасоциально-медицинской проблемы в общую социальную задачу, которая предполагает:

Системное взаимодействие для оптимизации этого процесса всегоокружения человека (семья, Интернет, школа, дом, друзья);

Активное использование всех направлений социально-регулирующеговоздействия (финансовое, медицинское, психолого-педагогическое и так далее).Вот поэтому сейчас актуальной практической и научной проблемой остаётсяисследование системы социальной защиты детей с ограниченными возможностями инаправлений совершенствования этого явления. О социальном здоровье обществаможно судить по тому, как оно относится к детям с ОВЗ и как организованасистема защиты таких детей.

Эта проблема актуальна не только научными задачами, но ипотребностями социальной защиты в стране.

Интерес к детям с ограниченными возможностями, к их проблемам, ксоциальной защите, к трудностям родителей, воспитывающих такого ребёнка,постоянно растет.

Актуальность проблемы определила тему данной работы: Коррекционно-воспитательная работа педагога-дефектолога с аномальными детьми.

Целью данной работы является изучениематериалов педагогического воспитания детей с ОВЗ и его анализ.

Объект исследования — воспитание детей сограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования — содержание иметодика воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи исследования:

1.Провести анализ литературы по теме исследования;

2.Выявить проблему воспитания детей с ОВЗ;

3.Определить особенности воспитания детей с ОВЗ;

4.Разработать рекомендации по воспитанию детей с ОВЗ для родителейи педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы воспитательной работы с детьми сограниченными возможностями здоровья

1.1 Особенности семейного воспитания ребенка с ограниченнымивозможностями

После рождения каждый ребенок нуждается втом, чтобы за ним ухаживали, в удовлетворении потребностей в еде, вбезопасности, в тепле, общении с близкими людьми. Благодаря этому у каждого изнас вырабатываются определенные ценности: способность любить, жалеть,сочувствовать, не наносить вред обществу и природе, контролировать свои эмоции,общаться с окружающими людьми.

Семья является основной ценностью государства. Когда в семьепоявляется ребенок с ограниченными возможностями здоровья, у семьи начинаетсясовсем другая жизнь. Многие родители замыкаются, отдаляются от друзей,родственников. Но они должны постараться скорее справиться со своими эмоциями ипереживаниями, иначе у ребенка еще больше начнет выражаться его болезнь [7].

Большинство семей сталкивается с призрением и ненавистьюокружающих к ребенку. Некоторые родители, у которых есть ребенок с ОВЗ, быстроадаптируются и приспосабливаются к новым условиям жизни. Но, к сожалению, такихродителей намного меньше, чем тех, кто не справляется с воспитанием такогоребенка.

Рождение ребенка с отклонениями полностью меняет прежнюю жизньсемьи, меняет отношение родителей к жизни, их цели, принципы и многое другое.Воспитание такого ребенка требует педагогического искусства. Порой родители,воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями, получают неполноценнуюинформацию о воспитании таких детей. В большинстве регионов воспитание иобразование осложняется тем, что отсутствует психолого-педагогическая помощь.Поэтому дети с ОВЗ не могут получить образование, реализовать себя, заниматьсялюбимым делом. Нет возможности обучаться в общеобразовательных школах [1].

Зачастую, родители, имеющие ребенка с ограничениями, переоцениваютили недооценивают дефект. Нужно относиться к проблеме реально.

Семья ребенка-инвалида становится почти необщительной,избирательной в контактах.

Такая семья сужает круг своих друзей и знакомых до минимума иограничивает общение с родственниками из-за особенностей своего ребенка.Рождение детей с отклонениями очень влияет на отношения между родителями. Вбольшинстве случаев семьи распадаются.

Те переживания, которые испытывает мать ребенка с ОВЗ, приводят кразличным соматическим заболеваниям, вегетативным расстройствам.

Все проблемы семей, у которых есть ребенок с ОВЗ, нужно решать,чем раньше, тем лучше. Таким семьям нужна помощь, в первую очередь,психологическая. В такой помощи нуждаются как дети, так и родители ребенка [7].

Семья с ребенком-инвалидом имеет особый статус. Особенности ипроблемы такой семьи определяются личностными качествами и особенностямикаждого члена такой семьи, занятостью решением проблем ребенка.

В специальной психологии и педагогике семья, как объектисследования, изучена крайне мало. Внимание в основном уделяется научномуизучению семей, имеющих детей с наиболее тяжелыми аномалиями развития, а именносо средней и тяжелой степенью умственной отсталости, инвалидностью, вследствиедетского церебрального паралича (ДЦП). Рассмотрен психологический климат семей,разработаны коррекционные меры, предназначенные для реализации конкретнойпомощи семьям. В настоящее время известны серьезные работы Е.М. Мастюковой,А.Р. Маллер, О.Н., В.В. Ткачевой освещающие проблемы таких детей и ихродителей.

Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна безопределенного специального образования родителей. Вся работа учреждения должнабыть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активнымиучастниками воспитания и обучения своих детей — считает А.Р. Маллер [13].

А Е.М. Мастюкова настаивает на том, что всю психотерапевтическуюработу с матерью необходимо проводить одновременно с обучением её конкретнымприемам коррекционной работы [12].

В.В. Ткачева также рассматривает работу с семьями, имеющими детейс отклонениями в развитии. Она разработала методику психолого-педагогическойпомощи родителям, в которой выделяется два направления работы: педагогическое(воздействие средствами педагогики); психологическое (коррекция родительскихустановок, которая представлена индивидуальной и групповой формами). В.В.Ткачева высказывает мнение, что достижение психокоррекционного эффектаосуществляется вследствие личного участия матери больного ребенка в егообразовательно-воспитательном процессе [15].

Семья —  родной дом, где ребенок живет, играет, учится познаватьмир и людей. Будущее ребенка во многом зависит от умелого чуткого подхода кнему, а в этом роль близких неоценима. Ребенка воспитывает все, что егоокружает. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия ивзаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являютсявоспитательными [14].

Л. С. Выготский подчеркивал, что особенности личности аномальногоребенка во многом определяются его положением в семье. Негативные факторысемейного воспитания способны вызвать задержку психического развития, нарушенияповедения и личностного развития в целом. В связи с этим помощь семье состороны специалистов, государства и общества является составной частью любойкоррекционной программы. [10]

Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейноговоспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейноговоспитания, создают хорошую основу родительской компетентности [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности работы с детьми с ОВЗ

Проблема воспитания и обучения  аномальныхдетей  на сегодняшний день очень важна. Такие дети нуждаются в особом подходе.Этот подход может найти специалист.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.64%
НЕТ
41.36%
Проголосовало: 972

Деятельность педагога включает в себя две основные характеристики:субъективную и объективную. К субъективным характеристикам относятся еголичностные особенности, а к объективным — знания и умения, которыми онобладает.

Профессиональные знания педагога в работе с детьми, имеющимиограниченные возможности здоровья, не могут сами по себе решить цели и задачисоциальной реабилитации. Это лишь необходимые условия. Решающее значениеоказывают личностные качества и умения в совокупности со знаниями и умениями всоциальной реабилитации [5].

Преподаватель должен обладать качествами, которые присущизаботливым родителям, специалистам разных профессий: психологам.Психотерапевтам и так далее. Потому что, взаимодействуя с ребенком, имеющимограниченные способности, специалист выступает в нескольких ролях: воспитателя,учителя, родителя. Он должен умело использовать формы, методы воспитательноговоздействия. Различные социально-реабилитационные технологии, владетьпедагогической этикой, знать цели и функции учебно-воспитательного процесса.

К субъективным характеристикам личности педагога можно отнести:способности, психическое состояние. Характер, мотивационную направленность,индивидуальный стиль деятельности общения, самооценка.

Самое важное качество педагога — мотивационная направленность напрофессию.

Профессиональная направленность — это стремление быть и оставатьсяспециалистом в данной области. Такая направленность помогает педагогупреодолевать трудности.

Педагог, обучающий детей с ОВЗ, обязательно должен понимать, чтоэти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Если дети сограничениями обучаются в общеобразовательной школе вместе со здоровыми детьми,то педагог должен обязательно разъяснить тему равноправия людей синвалидностью. Например, пригласить взрослого с инвалидностью, чтобы тот описалсоциальную модель инвалидности, провел беседу с детьми. Так же можно найтиинформацию в интернете о таких людях, рассказать о том, как они перебарывают своюболезнь и идут на поправку, о том, сколько спортсменов и великих, знаменитыхлюдей-инвалидов в России и по всему миру [6].

Дети с ОВЗ нуждаются в индивидуальной методике обучения. Еслиздоровый ребенок, приходя в школу, приспосабливается к правилам и условиямобщества, то дети-инвалиды включаются в жизнь на своих собственных условиях,которые общество принимает и учитывает.

Работа воспитателя, педагога в общеобразовательных учреждениях, втом числе и коррекционных, зависит от целей и задачей, решаемых в ходепедагогического процесса. Не смотря на то, что существуют некоторые различияцелей, которые выдвигаются той или иной программой, все они соответствуютглавной цели дошкольного и школьного воспитания, определенной Государственнымобразовательным стандартом.

Главными задачами работы воспитателя в специализированномучреждении являются: охрана жизни и здоровья детей, повышение уровняпсихического развития ребенка в социальной, интеллектуальной и эмоциональнойсферах, успешная интеграция ребенка в общеобразовательную школу и обществосверстников.

В начальный период пребывания ребенка в специализированныхучреждениях содержание деятельности воспитателя направлено на выявлениеособенностей протекания адаптации воспитанников, на содействие более быстрому,и конечно, безболезненному ее завершению. Поэтому создаются условия, вызывающиепознавательную деятельность воспитанников, снимается стресс и обеспечиваетсяположительное эмоциональное состояние ребенка, организовывается общение детейдруг с другом [5].

Наблюдая за ребенком, специалист изучает материалы личного дела,беседует, проводит рисуночные методики, тесты (Дом-Дерево-Человек;Несуществующее животное). При этом нельзя затрагивать темы, которыемогут привести к сильным переживаниям ребенка, связанные с утратой близкихлюдей.

Педагога в первую очередь интересует наличное состояние ребенка,его психическая защита. Тут важно наблюдение за собственнымиинициативами в поведении ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок чувствовалсебя подопытным.

Ребенку предлагаются несложные интеллектуальные и практическиезадания с мазайкой, конструктором, разрезанными картинками. При наблюдении заребенком, в моменты таких игр, педагог получает очень ценную информацию обинтеллектуальных проблемах, назревших или потенциальных конфликтах, страхов,неудовлетворенных потребностей.

К традиционным методам работы педагога, в таких учреждениях какинтернат, специальные школы, школы-интернаты и так далее, относится беседа. Вбеседах, дискуссиях, диалогах выявляется отношение детей, их намерения ичувства, позиции и оценки. Очень важно, чтобы к беседе с ребенком педагогхорошо подготовился [13].

Главной целью педагога является помощь детям с ограниченнымиспособностями здоровья. Им нужно помочь социально адаптироваться, само реализоватьсяв обществе. Если здоровый ребенок познает окружающий мир не только на уроке, нои, в большей степени, во внеурочное время, когда ребята получают возможностьнепосредственного общения со сверстниками, то дети с ограниченнымивозможностями здоровья, обучающиеся на дому, лишены такой возможности. Присохраненном интеллекте такие ребята имеют маленький опыт социализации, ихпознания об окружающем мире поверхностны, будущее выглядит для нихнеопределенно. В большинстве случаев отсутствует желание учиться ипознавать.

Работа с детьми с ОВЗ требует особых методов и форм подачиучебного материала. Грамотная организация внеурочной деятельности для такихдетей может стать ступенькой для последующей социализации и адаптации всовременном обществе, открыть возможности для самореализации ипрофессионального определения [1].

Одна из древних мудростей гласит: Ребенок- это сосуд, данныйнам, взрослым, на хранение. Каждый педагог должен понимать какой грузответственности он несет за каждого ребенка. Учитель- это призвание, талант,который дан свыше.

Формирование личности ребенка- это очень сложный процесс. Но люди,которые по-настоящему любят детей, добиваются поставленной цели и остаются всердцах учеников на всю жизнь [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию детей сограниченными возможностями здоровья

Эти рекомендации помогут педагогу улучшить свою работу с детьми сОВЗ.

1.    Учебники и учебная программа:

четкое и понятное разъяснение заданий;

замещение письменных заданий;

обеспечение учебниками альтернативного формата, но с одинаковымсодержанием или более простым.

2.     Работа в классе, группе:

близость учеников к учителю;

наличие индивидуальных правил;

обеспечение двумя комплектами учебников для занятий в школе идома;

наличие в классе дополнительных материалов.

3.     Организация учебного процесса:

составление индивидуальных планов;

предоставление возможности покинуть класс и уединиться, когда этопонадобится;

знание об изменениях поведения, которые предупреждают онеобходимости принятия медикоментозных средств [1].

Педагог должен способствовать созданию доброжелательной атмосферыв классе. Дети, которые живут в страхе, не могут учиться, поэтому педагогдолжен оказывать поддержку ученикам, которые сталкиваются с оскорблениями.

Следует отмечать достижения ребенка за последнее время.Преподаватель должен показывать, что ценит каждого ребенка одинаково, открытохваля индивидуальные усилия каждого ученика.

Если ребенок, по состоянию здоровья, не может долго стоять, тонеобходимо убедиться, что он не стоит в очереди в столовой. Необходимоубедиться в том, что дети, у которых есть проблемы со слухом или зрением, сидятза столом в таком месте, где они могут принимать полное участие в деятельностиколлектива.

Педагог должен быть в курсе того, каким образом развиваютсяотношения в классе. Важно создать такую обстановку, чтобы в коллективе царилодружелюбие и понимание. Тогда каждый новичок будет встречен с любовью и радостью.Не менее важно, чтобы у ребенка, который пришел в новый класс, за первые двенедели появилось хотя бы два друга.

Учитель должен создать такую атмосферу в классе, чтобы каждыйребенок мог свободно выразить свои мысли или любопытство [11].

Воспитание ребенка с ограниченными возможностями требует наличияспециальных знаний, перестройки при необходимости межличностных отношений всемье, отказа от порочных стилей взаимодействия и использования тактикивоспитательной работы с учетом дефекта, типа семьи, условий жизни. Но надоосознать, что готовых рецептов воспитания на все случаи жизни не может быть.Родители должны сами познать закономерности развития своего ребенка исоотносить с ними свои действия. Эффективность коррекционной работы с детьми,имеющими нарушения в развитии, в целом зависит от согласованных ивзаимосвязанных действий родителей и всех участниковкоррекционно-интегративного педагогического процесса.

От уровня педагогической компетентности родителей во многомзависит успешность социальной интеграции в общество ребенка с ограниченнымивозможностями [15].

Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложномположении. Им необходимо учиться, общаться со сверстниками, развиваться. Народителей ложится очень большая нагрузка. Некоторые рекомендации помогутродителям в воспитании ребенка.

Для родителей имеющих детей инвалидов:

— важно принять ситуацию такой, какая она есть. Не думая о причинеслучившегося;

— обязательно дарите ребенку больше любви и внимане;

— не ограничивайте его в общении со сверстниками;

— дайте ребенку самостоятельно принимать решения;

— обязательно следите за своим поведением и внешностью. Вашребенок должен гордиться вами;

— важно уметь отказать ребенку в чем-либо, если его требованиячрезмерны;

— прислушивайтесь к советам психологов и педагогов;

— больше читайте различную литературу своему ребенку;

— научите ребенка быть самим собой- и дома, и на людях;

— готовьте его к самостоятельной взрослой жизни. Ведь онповзрослеет и придется жить самостоятельно;

— не лишайте себя жизни, удовольствий. Ведь жертва с вашей стороныни чем не поможет.

Если родители будут радоваться жизни, то и своему ребенку онисмогут дать намного больше [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучение научной и методической литературы по проблеме позволилосделать вывод о том, что родителей, имеющих особого ребенка, следуетподготовить к тому, что его воспитание в семье потребует много духовных ифизических сил. Надо чтобы они на протяжении жизни сохраняли физическоездоровье, душевное равновесие и оптимизм.

Известны семьи, в которых один или оба родителя нестандартногоребенка становятся высококвалифицированными специалистами в области специальнойпедагогики и психологии, пишут книги, создают сайты в Интернете, делятся опытомс другими семьями и полностью реализуют свои способности в этой области.

Таким образом, можно отметить, что только лишь совместная работародителей и педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями приведетк решению проблемы развития личности ребенка и его адаптации в будущем.

Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особойсоциально незащищенной группой населения. Особенности детского здоровья иразвития оказываю существенное влияние на формирование детской — инвалидности.

В настоящее детей с ограниченными возможностями здоровьяцелесообразно рассматривать как социальную проблему, связанную с наличиемструктурных нарушений, обусловленных внешними и внутренними факторами, которыемогут привести к утрате или несовершенству развития навыков, необходимых длянекоторых видов деятельности, а в итоге к социальной дезадаптации.Многогранность и сложность феномена ограниченных возможностей здоровья детейобусловили неоднозначность оценки его в научной литературе и созданиесоциальной, медицинской и правовой моделей детской инвалидности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение.Учебно-методическое пособие. — М., 1997. — 239 с.

2.Амонашвили Ш.А. Спешите дети, будем учиться летать. Изд. ДомШалвы Амонашвили. Лаборатория гуманит. Пед. МГПУ.- М., 2005- 329 с.

.Андреева Л.В. Педагогические условия осуществления интеграциидетей с проблемами в развитии в общеобразовательную школу. Материалымеждународного семинара. Интегрированное обучение: проблемы и перспективы.-СПб., 1996-144 с.

.Белявский Б.В. Состояние и пути развития начального и среднегопрофессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.Федеральный институт развития образования. М., 2010. — 26-33 с.

.Беспалько О.В. Соцiальная педагогiка в схемах и таблiцях:Навчальний пособнiк. Центр начальноi лiтератури. К., 2003 — 134 с.

.Болотов В.А. Об интегрированном воспитании и обучении детей сотклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях. Метод. ПисьмоМинистерства образования РФ. М., 2002. — 12 с.

7. Галагузова М.А. Социальная педагогика. Курс лекций. Гуманит.Изд. Центр ВЛАДОС. М., 2000 — 416 с.

8. Гришина Л.Г., Талалаева Н.Д., Амирова Э.К. Анализ инвалидностив Российской Федерации за 1970 — 1999 гг. и ее прогноз до 2015 года.Медико-социальная экспертиза и реабилитация. М., 2001 — 244 с.

9. Елизаров А.А. Дистанционное образование. Характеристикапонятия. Журнал Информационное общество, № 4. М., 2005 — 89 с.

10. Жулина Е.В. Основы социальной реабилитации. ТЦ Сфера. М., 2005- 187 с.

11. Калимов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. М., 1997 -234 с.

.Коновалова М.П. Социокультурная реабилитация детей сограниченными возможностями в процессе информационно-библиотечногообслуживания. Вестник Московского государственного университета культуры иискусств М. П. Коновалова. М., 2003 — 103-107 с.

. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике. ИКЦ МарТМ., 2005 — 448 с.

14.Ляпидиевская Г.В. О создании в России сети реабилитационныхцентров для детей и подростков с ограниченными возможностями. Вестникпсихо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. М., 1997 — 42 — 48 с.

15. Малофеева Т., Васин С. Инвалиды в России, №3. М., М., 80 — 105с.

16. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольныйвозраст). ВЛАДОС, М., 1997 — 304 с.

17. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. ТЦ Сфера.М., 2002 — 480 с.

18. Романов М.Р. Реабилитация инвалидов. Вагриус. М., 2000 — 175с.

19. Страхов И.В. Психологические основы педагогического такта.Саратов, 1972 — 344 с.

20. Хайртдинова Л.Ф. Формирование начальных представлений о себе удошкольников с нарушением интеллекта. Дефектология. № 1. М., 2002 — 81-89с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.64%
НЕТ
41.36%
Проголосовало: 972

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет