КОСИНСКАЯВЕРОНИКА ЛЕОНИДОВНА
Кузбасский колледжархитектуры, строительства и цифровых технологий, г.Новокузнецк, Россия
ДИСТАНЦИОННОЕОБУЧЕНИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СПО
Аннотация: В статье исследуется методика применения дистанционногообучения в учебном процессе дополнительного образования СПО. Выделены основные плюсыи минусы в процессе обучения. Перспектива дальнейшего применения дистанционногообучения.
Ключевые слова: дистанционноеобучение, дополнительное образование, среднее профессиональное образование.
В дополнительном образовании применениедистанционного обучения приобрело новый этап развития. Повышение качества образования за счет интеграции электронных иклассических форм обучения, доступность образования независимо от местапребывания обучающегося делают применение дистанционного обучения в системе дополнительногообразования необходимым [1].
Рассмотрим организацию дистанционное обучения в системе дополнительного образования напримере ГАПОУ ККАСиЦТ. Она ведется с использованием системы управлениемобучения Moodle. В системе преподавателями созданы учебные курсы согласно ФГОС,программам направлений подготовки, учебным планам и графика учебного процесса.
Разработанные всистеме Moodle курсы дополнительного образования дают возможностьпреподавателям редактировать и обновлять методический материал. При подготовкеи проведении занятий в системе Moodle преподаватели используют такие элементыкурса, как: глоссарий, гиперссылка, задание, лекция, тест и др.
Продуктивность и эффективностьобразовательного процесса во многом обеспечиваются мотивирующей составляющей,особое место в которой занимает рефлексия. Обратная связь преподавателя истудентов происходит с помощью элемента системы Moodle (чат и форум) в видетекстовых сообщений. Помимо этого, преподаватели используют систему дляонлайн-конференций Zoom, где в виртуальной комнате общаются в режиме реальноговремени и видят друг друга. Для доступа к онлайн уроку и участия в нём,обучающиеся используют ссылку-приглашение, расположенную в курсе. Преподавательдублирует рабочий стол на своем компьютере, включает презентацию, объясняетцель, задачи занятия, мотивирует студентов к изучению новой темы. В личныхкабинетах студенты получают учебный материал в виде электронных кейсов,интерактивных мультимедийных ресурсов и ссылок. Каждый студент имеет доступ квидео, не выходя из дома. Промежуточная аттестация также проводитсядистанционно. Студенты проходят тесты по пройденному модулю. На успеваемость влияет посещаемость занятий, оценки по темам. Важным аспектом дляпреподавателя, работающего в дистанционном формате, является предельно четкоеобозначение правил совместной работы, проектирование общей схемы изученияматериала и организация деятельности учащихся на основе имеющихся ресурсов.
Реализациядистанционного курса сопровождается и заканчивается контролем успеваемостислушателей с помощью различных средств ИКТ: электронные почты, различного рода мессенджеры,такие как WhatsApp, Telegram и т.д. Самое главное, чтобы педагог смог установить обратнуюсвязь с обучающимся (направитьсоответствующие задания, прикрепить необходимые материалы, осуществить консультирование и т.д..). Этовсе зависит от того, насколько педагогу и студенту удобно использовать, тот или иной функционал [2].
Подготовка дистанционных занятий– процесс значительно более трудоемкий, чем подготовка традиционного урока.
В системе дистанционного обучения на преподавателя возлагаются такие функции как:
— разработка, корректировка, размещение учебно — методических материалов для занятий вдистанционном режиме;
— координация познавательного процесса;
— обеспечение обратнойсвязи, консультирование обучающихся (в т.ч. публикация сообщений, рассылка файлов,ведение форумов);
— контроль знаний,успеваемости и посещаемости обучающихся.
Учебное занятие в формате дистанционного обучения предполагает болеетщательное и детальное планирование деятельности обучающегося, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, обеспечение необходимыми учебнымиматериалами. Преподавателю в процессе подготовки также приходится учитыватьразный уровень подготовленности, ответственности, самостоятельности обучающихся и постоянно совершенствовать методику дистанционногозанятия.
В 2021 году на базе ГАПОУ ККАСиЦТ в рамках дополнительного образования182 человека прошли обучение. Получили свидетельства о профессии – 82 человека,удостоверения о повышении квалификации – 79 человек, диплом о профессиональнойпереподготовке – 11 человек.
Программы по которым обучались слушатели были разработаны по очнойформе обучения, из них два курса «Разработкарешений на платформе «1С: предприятие 8» и «Педагогический дизайн» сприменением дистанционной формой обучения и полностью дистанционной формой.
Количество слушателей по форме обучения за 2021 год можно представитьна рис.1.
Рис. 1. Формы обучения ДПО за 2021 год.
В 2021 году доля дистанционного обучения составляла 34% от общего количество слушателей программ дополнительного образования. В 2022доля дистанционного обучения составила 52 % от общего количества слушателей (см.рис. 2).
Рис. 2. Формы обучения ДПО за 2022 год.
Это говорит о росте положительной динамики развития иблагоприятных условиях созданных для применения дистанционной формы обучения.
В планах на 2023 год стоит переход большинствапрограмм дополнительного образования на дистанционную форму обучения.
Список литературы
1. Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. N 2 «Обутверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательнуюдеятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологийпри реализации образовательных программ».
2. Шахмаев Н.М. Техническиесредства дистанционного обучения. М. — «Знание», 2020. – 276 с.