ГКОУ Школа-интернат39
г. НижнийНовгород.
Доклад:
«Использование игровых технологий в процессе обучения детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью».
Составитель: учитель
ЛебедеваСветлана Евгеньевна
2021г.
Одной изволнующих проблем учителей работающих с детьми с глубокойумственной отсталостью является организация обучениятаким образом, чтобы детям было интересно, и при этом ониактивно работали. А чтобы процесс обучения был доступным,увлекательным и творческим, необходимо использовать новые современные технологии.Одной из таких технологий является игра,которую я систематически применяю на уроках, на разных его этапах. Игровыетехнологии – это современные образовательные (педагогические) технологии,основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся. Понятие «игровые технологии» включаетдостаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса вформе различных педагогических игр. Педагогическая игра — это разновидностькомплексного многокомпонентного средства педагогической коммуникации,позволяющего включать обучающих в различныежизненные ситуации. Такие игры обладают существенным признаком — четкопоставленной целью обучения и соответствующимей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явномвиде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Главный принципв работе с детьми с глубокой умственной отсталостью –её практическая направленность. И обучение, и воспитание должнывсемерно содействовать выявлению возможностей, позволяющих подготовить детей кдоступным для них видам труда, а также социальной адаптации среди людей.Поэтому в своей педагогической деятельности используюфизические (двигательные, интеллектуальные (умственные,трудовые, социальные и психологические игровые технологии.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй,самые древние. Возможно, именно поэтому игра остаётся очень действенным методомдля развития и совершенствования познавательных, умственных итворческих способностей детей.
Игра — самоелюбимое, самое естественное занятие детей. Она приоткрывает ребёнкунезнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок,способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету,значит, процесс обучения становится болееэффективным. Известный психолог Д. Б. Эльконин подчёркивал, что ни один другойвид деятельности не образует вокруг себя такого мощного педагогическогополя. Увлечённые игрой, дети легче усваиваютпрограммный материал, приобретают определённые знания и умения. Наиболееважной игровой деятельностью в развитииличности ребёнка являются предметные, дидактические, подвижные,театрализованные, строительно-конструктивные и сюжетно-ролевые игры.
Игра выполняет ряд функций: функция социализации,функция коммуникации, диагностическая функция, терапевтическая функция,развлекающая функция, функция коррекции. При реализации функции социализации икоммуникации игра является сильнейшим средством включения ребёнка в системуобщественных отношений, усвоения им богатств культуры, позволяет обучающимся войтив контекст сложных человеческих коммуникаций. Игровыеформы обучения на уроках создают возможности эффективнойорганизации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения.Игра развивает наблюдательность и способность определять свойства предметов,выявлять их существенные признаки, в процессе игры детиприобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира.Такие игры оказывают большое влияние на развитие мышления, внимания,творческого воображения детей.
Для того чтобыорганизовать игру, стать активным участником игровых действийи отношений, ребёнку необходимо овладеть разнообразными знаниями ипрактическими умениями, научиться выполнять определённые действия и правила,подчинять свои желания и интересы требованиям роли. У детей стяжелой умственной отсталостью проявляется характерная длявсех умственно отсталых склонность к использованию игрушек,являющихся копией реальных предметов окружающей действительности. Функциязамещения спонтанно у них формируется. На своих занятиях учу детейиспользовать различные предметы не только в их прямомназначении, но и в качестве заменителей (кубик — мыло, стол, стул и. т. д.,стул-мотоцикл, лошадка и. т. п., палочка-градусник, расческа). Неумение использовать предметы-заменителисвязано не только с недоразвитием у детей образного мышления ивоображения, но, прежде всего, с тем, что у них чрезвычайно скуден запаспредставлений об окружающем мире и беден опыт предметных действий.
Необходимоотметить, что важное место в игре занимает речь, которая всегда сопровождаетигру, и выполняет в ней специфическую функцию замещения воображаемых вмысленном плане действий, предметов, образов. Огромную трудность в обучении вызываютдети с грубым нарушением речи и неговорящие, которые составляют основную частьмоего класса. Существующее множество форм альтернативной коммуникации облегчаеттаким детям общение. Наряду с использованием жестикуляционных,мимических методов широко применяю во время учебного процесса такиеразнообразные средства коммуникации, как фотографии, картинки, символы. Мояроль, как педагога, заключается в поиске подходящего способа общения с детьмис тяжелой и глубокой умственной отсталостью,учитывая их психофизические и индивидуальные особенности, для этого в началеучебного года я провожу диагностику детей. Для диагностики уровнявоспитанности применяю различные методы и приемы: фронтальный опрос,простейшие тестовые задания, мультимедийные презентации. В ходе диагностикисделала вывод, что, дети с тяжелой и глубокой умственной отсталостью характеризуютсяразнообразием нарушений и неравномерностью развития психических функций. Утаких детей игровая деятельность, как ведущаядеятельность не возникает спонтанно, без специального обучения онаограничивается простейшими однообразными манипуляциями с игрушками.
Поэтому частосвои уроки и занятия провожу в нетрадиционной форме (урок-игра, ролевые игры,применяю сюжетные картинки, математические пазлы, задания в стихах. Для болееуспешного усвоения учебного материала ввожу в учебный процессследующие виды игр : игры – упражнения, игры путешествия,сюжетно – ролевые. Строя обучение на основе игровой деятельности, использую такойприём как театрализованные игры, игры-импровизации (Мишки в лесу,Зайчики на полянке, Кошка и котята и др.).При применении на уроках игр-драматизаций наряду с задачами поформированию игровых действий ставлю задачу наразвитие речевых и коммуникативных умений ( осуществление ролевого общения в соответствии с сюжетом при помощиречевых и неречевых средств: мимики, жеста, пиктограммы и т. п.) Приэтом словарь детей обогащается простейшимивыражениями. С интересом обучающиеся участвовали виграх-драматизациях Теремок, Колобок и др. Важнымэлементом, без которого невозможно проведение игры, является игровоедействие. А так как дети с тяжелой и глубокойумственной отсталостью самостоятельно им неовладевают, использую такие приёмы, как совместныедействия ребёнка и взрослого, выполнение действий по подражанию, подемонстрации образца действий, словесной инструкции. Игровая формазанятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которыевыступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебнойдеятельности. На сегодняшний день, в эпоху развития игровыхтехнологий, на прилавках магазинов появляется все большеразнообразных развивающих игр и занятий для детей.Это специальные тренажеры для развития внимания, поющие и говорящие игрушки,компьютерные программы для обучения рисованию имногое другое. Большое значение в процессе обучения имеетсоздание высокого эмоционального фона, исключение упрёков и нравоучения в адресребёнка для того, чтобы обучающийся могчувствовать себя уверенно и комфортно. Ожидаемым результатом обучения явилосьадекватное поведение и эмоциональные реакции в соответствии с заданием.Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечиваетразвитие у обучающихся познавательной активности,творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Анализируя своюдеятельность, я пришла к выводу, что в основе обучения ивоспитания детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью игровые технологии неотъемлемыйметод взаимодействия учителя и ученика. Применение мною на практике «Игровой технологии», атак же технических средств помогают вобеспечении эффективного процесса обучения.
Играставит детей в условия поиска, пробуждает интереск учебе, и внеклассной деятельности. Она учит стремиться к победе, бытьбыстрым, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдая правила игры. Подвлиянием познавательного интереса деятельность становиться продуктивней,появляется интерес ко всему процессу обучения и воспитания.Как показала практика, положительная динамика наблюдается только присистематическом использовании игровых технологий назанятиях с детьми, если это не использовать, то значительноснижается эффективность коррекционного воздействия и уровень познавательнойактивности у детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью.
Литература:
1. Баряева Л.Б., Яковлева Н. Н. Программы обучения учащихся сумеренной и тяжёлой умственной отсталостью,Санкт-Петербург, 2001.
2. БгажноковаИ. М. Воспитание и обучение детей свыраженным недоразвитием интеллекта. Москва, ВЛАДОС, 2007.
3. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка. Вопросыпсихологии-1990.-№6.
4. Грабенко Т.М. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры / Т. М. Грабенко, Т. Д.Зинкевич-Евстигнеева. -Спб. : Детство-пресс, 2004,
5.Гаврилушкина. Соколова. «Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников».Москва «Просвещение»1985.
6. ЖурналДефектологии 1972 №2 Статья Соколовой «Особенности игровыхдействий».
7. «Игра дошкольника» (под редакцией С. Л.Новосёловой) Москва «Просвещение»1989.
8.«Коррекционное обучение как основаличности развития аномального дошкольника» Москва 1989. Статья Соколовой.
9. МенджерицкаяД. В. «Воспитателюо детской игре» Под редакцией Марковой Т. А. Москва «Просвещение»1982.
10.«Особенности развития и воспитания детей дошкольного возрастас недостатком слуха и интеллекта». Статья Соколовой Москва 1984.
11. «Руководство игр детей в дошкольном учреждении» Составители: Е. Н.Тверитина, А. С. Баразкова. Под редакцией М. А. Васильевой. Москва «Просвещение»1986.
12.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа, 1969.
13. Усова А.П. «Роль игры ввоспитании детей» Подредакцией А. В. Запорожца. Москва «Просвещение»1976.
14.Эльконин «Психологияигры»