Тема урока: Религия как одна из формкультуры (8 класс)
Цели урока и задачи: познакомить с различнымифункциями религии в обществе; характеризовать основные типы религиозныхорганизаций.
Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппаратобществоведческих знаний для раскрытия понятий религия,религиозное сознание, мировые религии, религиозный культ, религиозныеорганизации, межконфессиональный конфликт; характеризовать признакирелигиозного сознания; оценивать роль религии в жизни общества; анализироватьосновные идеи мировых религий; объяснять сущность принципа свободы совести;сравнивать светское и религиозное сознание.
Метапредметные:1)коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельностьс учителем и сверстниками; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебнуюпроблему; выдвигать версии решения проблемы; обмениваться знаниями междучленами группы для принятия эффективных совместных решений;
2) регулятивные: планировать пути достиженияобразовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом;
3) познавательные: создавать, применять ипреобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных ипознавательных задач; собирать и фиксировать информацию ; давать определениепонятий.
Тип урока: комбинированный, с элементамиисследовательской деятельности,
Основные приемы: индивидуальная работа сучебной литературой, рассказ учителя, работа в парах, группах.
Подготовительная работа: Подготовка учащимисядополнительно дома. Ученики готовят сообщения и материалы по теме «Мировыерелигии»: буддизм, ислам и христианство
Основные понятия: Религия, свобода совести,свобода вероисповедания, атеизм
План урока:
1.Организационный момент
2.Проверка и актуализация знаний
3.Изучение нового материала
4.Итоги и рефлексия
5.Домашнее задание
1. Орг. начало урока.
— Здравствуйте, ребята!Садитесь. Рада вас видеть на нашем сегодняшнем уроке! Проверьте, всё ли у васготово для плодотворной работы на уроке: учебник, тетрадь, письменныепринадлежности. Надеюсь, что сегодня на уроке вас не смутит присутствие гостей,и вы будете работать так же активно и плодотворно, как работаете на всех нашихуроках.
2. Проверка домашнего задания:
— Прежде, чем приступить кизучению нового материала, нам нужно проверить, как вы усвоили прошлый материалпо теме: «Наука в современном обществе». Поэтому, я предлагаю вам выполнитьзадания теста.
Мы с вами начали изучение основных сфержизни общества.
-Перечислите их.
-С какой сферой мы начализнакомство? (духовной)
-Что мы с вами уже изучили? (образование,совесть, наука, мораль…..)
-Что еще относится к этой сфере мы узнаемс вами на уроке.
-.Чтобы понять о чем пойдет речьвозьмите в файлах пазлы и сложите из них четверостишье. (попроситьодного ученика озвучить ее)
Каждому из вас я подготовилабуклет, который по ходу урока который нужно будет заполнить и прикрепить врабочую тетрадь.
3. Изучение новогоматериала
-Какие ассоциации вызывает у васслово « религия» ? (Бог, вера, божество, христианство, крест, душа,ислам, буддизм, пророк, духовенство, церковь, мечеть)
Учитель. Религия — одна из наиболее значимыхформ человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.
Из уроков истории вам известно,что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно40 тыс. лет назад. Большое значение религия имеет и в наше время.
Учебник трактует слово «религия»в двух значениях (рубрика «Мнение» с. 95 спросить одногоученика с места).
Одни исследователи переводят этослово с латинского как «относитьсяс особым почтением», другиепереводят слово «религия» как «связывать», то есть оно обозначаетособую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного)миров.
Согласно другому толкованию,религия — это «набожность, святыня, предмет культа».
— ответим на вопрос: Что такоерелигия?
Религия – совокупность духовныхпредставлений, основанных на вере в существование Бога или богов,сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфическиедействия. (Записать в рабочем листе).
Исторические формы развития религиибывают:
· Племенные Чтомы о них знаем ?
· НациональныеНазовите их.
· Мировые
-Перечислите мировые религии (христианство, ислам,буддизм)
-Прежде чем мы перейдем с Вами кследующему пункту плана давайте заслушаем небольшие сообщения Вашиходноклассников, которые дома подготовились и сейчас хотят поделиться с наминужной информацией, которая касается мировых религий. Сейчас мы предоставимслово нашим выступающим.
Выступление учащихся.
(Сообщения и показ презентаций: христианство,ислам, буддизм)
1. Особенности религиозной веры.
—А сейчас ребята, давайтепоработаем в группах, при этом Вам разрешается негромкообсуждать вопросы и ответы.
I группа- прочитав текст учебника на с. 96попробует обозначить «Особенности религиозной веры»
2. Роль религии в жизни общества.
1.Убежденность в существованиисверхъестественных сил;
2.Убежденность в воздействиисверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом;
3.Убежденность в возможностиконтакта человека со сверхъестественными силами.
Как Любой социальный феноменрелигия выполняет в обществе определенные задачи:
1. Регулирует поведение людей вобществе-религиозные нормы диктует, как себя вести, вводят ограничения;
2. Воспитывает человека— побуждает к развитию такихположительных качеств, как милосердие, доброта, умеренность;
3. Отвечает на вечные человеческиевопросы о мироустройстве и предназначении человека;
4. Снимает психологическоенапряжение- верующиелюди после совершения религиозных обрядов чувствуют облегчение, приток сил;
5. Объединяет общество для решенияразличных задач.
Делая выводы можно говорить отом, что любая религия предполагает наличие таинственной связи между человекоми Богом (или другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам,возможность взаимодействия человека с ними.
3. Религиозные организации иобъединения
Важным элементом религииявляются религиозные организации, непосредственно воплощающие своейдеятельности религиозные ценности и установки. К религиозным организациямотносят: (запись в рабочий лист)
-церковь
-секты
-организации, построенные вокругяркого религиозного лидера.
Найдите в учебнике на с.98, 99текст характеризующий каждую из этих организаций.
1 ученик — Церковь
Объединяет последователейкакого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделениеверующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеетофициального религиозного лидера. У многих церквей есть определеннаятерриториальная структура.
2 ученик — Секта возникает обычно врезультате отделения от церкви части мирян и священнослужителей,противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, какправило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство,провозглашаются идеи равенства всех членов организации.
-Какие черты характерны длясекты: замкнутость, (обособленность, претензии на исключительностьсвоей роли, абсолютная нетерпимость к инакомыслию)
3 ученик — Организация
Религиозные организациисектантского типа могут быть построены вокруг яркого религиозного деятеля.Руководитель такой организации провозглашает себя и признается ее участникамиБогом (его новым воплощением) и носителем Абсолютной истины.
4. Свобода совести, свободавероисповедания.
-Ребята, у Вас на партах лежитКонституция РФ, напоминаю Вам, это наш основной и главный закон, которойдействует на всей нашей страны. Конституции РФ провозглашены: (ст.28)
«Каждому гарантируется свободасовести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально илисовместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободновыбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствиис ними.»
I -Свобода совести — право человека самостоятельноформировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободедругих людей и общества в целом.
II -Свободавероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, иливообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма.
III (в толковомсловаре) Атеизм — мировоззрение, отвергающее существованиесверхъестественного— богов, духов, других нематериальных существ и сил,загробной жизни и т. д
Реализация принципа свободысовести, свободы вероисповедания в РФ:
Таблица в тетрадь.
На основе перечисленного можносделать вывод, что религия реализуют принцип свободы совести, но многоезависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение кпредставителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие,разногласия и вражду в обществе.
IV. Рефлексия
-Проверим насколько вы хорошоусвоили новый материал.
Ответьте на вопросы рубрики«Проверим себя».
Наш урок подходит к концу, заполнитеоценочную таблицу в вашем буклете.
V. Домашнее задание и выставлениеоценок:
1. § 12 читать, пересказ.
2. Для оценки «4» выполнить задание 1 рубрики «Вклассе и дома» на с.101 учебника
3. Для оценки «5» написать эссе на тему: «Смысл верыне в том, чтобы поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в себе»(Т.Харли)
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)