X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Муниципальноеобщеобразовательное учреждение

Октябрьский сельский лицей

Чердаклинского района Ульяновской области

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора лицея

                                                                                                              от31 августа 2022 года

                                                                               № 200

 

 

 

 

 

 

Рабочаяпрограмма                                                                                                                                                                                  (втом числе с применением электронного обученияи                                                                                                          дистанционныхобразовательныхтехнологий)                                                                                                                                                                       по географии                                                                                                                                                                                        для обучающихся 9 класса А,Б                                                                                                                                                     на2022-2023 учебныйгод                                                                                                                                                          учителя географии ибиологии                                                                                                                                             высшей квалификационной категории                                                                                                                       ЕремеевойНаталии Валерьевны

 

 

Срокреализации: один год

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО                                                 на заседании кафедры  математики, информатики и естественно-научных дисциплин                                        Протокол № 01 от «29» августа 2022 года                           Руководитель кафедры  Е.П Дронова

 

 

СОГЛАСОВАНО                                                                               зам директора лицея по УВР                                                Г.М. Константинов                                                                     «30» августа 2022год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» в 9  классе

1.      Личностныерезультаты:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм,уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качествегражданина России, субъективная значимость использования русского языка иязыков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбероссийского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории,языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов Россиии человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой,сопричастность истории народов и государств, находившихся на территориисовременной России); интериоризация гуманистических, демократических итрадиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное,уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,традициям, языкам, ценностям народов России.

2.Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основемотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору ипостроению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базеориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетомустойчивых познавательных интересов.

3. Развитоеморальное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основеличностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность кнравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение крелигиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных нормморали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народовРоссии, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений обосновах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитиикультуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества ироссийской государственности; понимание значения нравственности, веры и религиив жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношенияк учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социальнозначимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятиеценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своейсемьи.

4.Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровнюразвития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,языковое, духовное многообразие современного мира.

5.Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, егомнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность испособность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания(идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность кконструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образадопустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога какконвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведениюпереговоров).

6. Освоенность социальныхнорм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастныхкомпетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономическихособенностей (формирование готовности к участию в процессе   упорядочениясоциальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют самиучащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовностьучаствовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения,продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоениекомпетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностейсозидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества,ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации вгруппе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способовреализации собственного лидерского потенциала).

7.Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризацияправил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайныхситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте ина дорогах.

8.Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследиянародов России, творческой деятельности эстетического характера (способностьпонимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурныетрадиции).

9.Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современномууровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированнойрефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях(готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, кхудожественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числеэкотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

 

Метапредметные результаты

Метапредметные результатывключают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебныедействия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Условием формирования межпредметных понятий, таких,как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладениеобучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы синформацией, участие в проектной деятельности. На всех предметах будетпродолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуютприобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать стекстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, втом числе: систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщатьинформацию, содержащуюся в готовых информационных объектах, выделять главную иизбыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов,мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана илитезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем идиаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. В ходе изучения всехучебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особойформы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности,инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебнойдеятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровнеовладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, приниматьрешения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможностьразвить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поискунестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основнойобразовательной программы основного общего образования образовательнойорганизации в зависимости от материально-технического оснащения, кадровогопотенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группыуниверсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

 

Регулятивные УУД

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новыезадачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своейпознавательной деятельности. Обучающийся сможет: анализировать существующие ипланировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственныепроблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы,формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цельдеятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной целидеятельности; обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2.Умениесамостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных ипознавательных задач. Обучающийся сможет: определять необходимые действия всоответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм ихвыполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способоврешения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе изпредложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевыеориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая иобосновывая логическую последовательность шагов); выбирать из предложенныхвариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решениязадачи/достижения цели; составлять план решения проблемы (выполнения проекта,проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решенииучебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описыватьсвой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии  решенияпрактических задач определенного класса; планировать и корректировать своюиндивидуальную образовательную траекторию.

3.Умениесоотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контрольсвоей деятельности в процессе достижения результата, определять способыдействий в рамках предложенных условий и требований, корректировать своидействия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемыхрезультатов и критерии оценки своей учебной деятельности; систематизировать (втом числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценкисвоей деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности,осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий итребований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения илиотсутствия планируемого результата; находить достаточные средства для выполненияучебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемогорезультата; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельностьна основе анализа изменений ситуации для получения запланированныххарактеристик продукта/результата; устанавливать связь между полученнымихарактеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и позавершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса дляполучения улучшенных характеристик продукта; -сверять свои действия с целью и,при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.Умениеоценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еерешения. Обучающийся сможет: определять критерии правильности (корректности)выполнения учебной задачи; анализировать и обосновывать применениесоответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; свободнопользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели иимеющихся средств, различая результат и способы действий; оценивать продуктсвоей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям всоответствии с целью деятельности; обосновывать достижимость цели выбраннымспособом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешнихресурсов; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательныхрезультатов.

5.Владениеосновами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанноговыбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет: наблюдать ианализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельностьдругих обучающихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемыерезультаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способывыхода из ситуации неуспеха; ретроспективно определять, какие действия порешению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегосяпродукта учебной деятельности; демонстрировать приемы регуляциипсихофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения(устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабленияпроявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологическойреактивности).

 

Познавательные УУД

1.Умениеопределять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии дляклассификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическоерассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делатьвыводы. Обучающийся сможет: выстраивать логическую цепочку, состоящую изключевого слова и соподчиненных ему слов; выделять общий признак двух илинескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; объединять предметы иявления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать иобобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений;определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи междуявлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причинойданного явления, выявлять причины и следствия явлений; строить рассуждение отобщих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общимзакономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируяее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию,нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверностиинформации; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на негоисточником; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходепознавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение сизменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять сзаданной точки зрения); выявлять и называть причины события, явления, в томчисле возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданнойпричины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; делать выводна основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать выводсобственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2.Умениесоздавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы длярешения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: обозначать символоми знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметамии/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; строитьмодель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; создаватьвербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенныххарактеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии сситуацией; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющихданную предметную область; переводить сложную по составу (многоаспектную) информациюиз графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, инаоборот; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливатьнеизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которомуприменяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемнойситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценкипродукта/результата.

3.Смысловоечтение. Обучающийся сможет: находить в тексте требуемую информацию (всоответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста,понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливатьвзаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмироватьглавную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другуюмодальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный –учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); критическиоценивать содержание и форму текста.

 4.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его впознавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональнойориентации. Обучающийся сможет: определять свое отношение к природной среде;анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живыхорганизмов; проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действиедругого фактора; распространять экологические знания и участвовать впрактических делах по защите окружающей среды; выражать свое отношение кприроде через рисунки,  модели, проектные работы.

5.Развитиемотивации к овладению культурой активного использования словарей и другихпоисковых систем. Обучающийся сможет: определять необходимые ключевые поисковыеслова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковымисистемами, словарями; формировать множественную выборку из поисковых источниковдля объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поискасо своей деятельностью.

 

КоммуникативныеУУД

1.Умениеорганизовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем исверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение иразрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль всовместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позициюдругого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия идействия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивнойкоммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательнойдеятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, вдискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владениемеханизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному мнению, сдостоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) икорректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросахдля обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамкахдиалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием состороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2.Умениеосознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникациидля выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляциисвоей деятельности; владение устной и письменной речью, монологическойконтекстной речью. Обучающийся сможет: определять задачу коммуникации и всоответствии с ней отбирать речевые средства; отбирать и использовать речевыесредства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малойгруппе и т. д.); представлять в устной или письменной форме развернутый плансобственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологеи дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать иобосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; создаватьписьменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием  необходимыхречевых средств; использовать вербальные средства (средства логической связи)для выделения смысловых блоков своего выступления; использовать невербальныесредства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководствомучителя; делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственнопосле завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3.Формированиеи развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационныхтехнологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет: целенаправленно искать ииспользовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных ипрактических задач с помощью средств ИКТ; выбирать, строить и использовать адекватнуюинформационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных иформальных языков в соответствии с условиями коммуникации; выделятьинформационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решениязадачи; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задачеинструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решенияинформационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;использовать информацию с учетом этических и правовых норм; создаватьинформационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдатьинформационную гигиену и правила информационной безопасности.

 

Предметные результаты:

Порезультатам освоения программывыпускник 9 класса научится:

-выбирать источники географической информации (картографические, статистические,текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватныерешаемым задачам;

-ориентироваться в источниках географической информации (картографические,статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных):находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравниватькачественные и количественные показатели, характеризующие географическиеобъекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическимкартам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую,взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленнуюв одном или нескольких источниках;

-представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика,географического описания) географическую информацию, необходимую для решенияучебных и практико-ориентированных задач;

-использовать различные источники географической информации (картографические,статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных)для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявлениегеографических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений,на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информацииобъяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания игеографических различий); расчет количественных показателей, характеризующихгеографические объекты, явления и процессы; составление простейшихгеографических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении,сравнении и/или оценке географической информации; 

— различать изученныегеографические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты,процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить ихпростейшую классификацию;

— использовать знания огеографических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученнымигеографическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств,условий протекания и различий; 

— оценивать характервзаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разныхгеографических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

— различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессыи явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных еесубъектов, а также регионов и стран мира;

— использовать знания онаселении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениямидля решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

— описывать по картеположение и взаиморасположение географических объектов;

— различатьгеографические процессы и явления, определяющие особенности природы и населенияРоссии, отдельных регионов и стран;

-устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения,материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человекак разным природным условиям;

— объяснять особенностикомпонентов природы отдельных территорий;

-приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельныхтерриторий;

— различать принципывыделения и устанавливать соотношения между государственной территорией иисключительной экономической зоной России;

— оценивать воздействиегеографического положения России и ее отдельных частей на особенности природы,жизнь и хозяйственную деятельность населения;

-использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решенияпрактико-ориентированных задач по определению различий в поясном временитерриторий в контексте реальной жизни;

-различать географические процессы и явления, определяющие особенности природыРоссии и ее отдельных регионов;

-оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельныхтерриторий России;

— объяснять особенностикомпонентов природы отдельных частей страны;

-оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельныхтерриторий России;

-использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельныхтерриторий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач вконтексте реальной жизни;

-различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления,характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов;факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру,особенности размещения населения по территории страны, географические различияв уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

-использовать знания о естественном и механическом движении населения,половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении,этническом и религиозном составе населения России для решенияпрактико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

-находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуацияхповседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографическихи социальных процессов или закономерностей;

-различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональнуюи территориальную структуру хозяйства России;

-использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещенияотраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой,функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализафакторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территориистраны;

-объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельныхрегионов России;

— сравнивать особенностиприроды, населения и хозяйства отдельных регионов России;

-сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительностижизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями другихстран;

— описывать погоду своейместности;

— давать характеристикурельефа своей местности;  

-приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи длярешения учебных и практических задач по географии;

— оценивать место и рольРоссии в мировом хозяйстве.

Выпускник 9 классаполучит возможность научиться:

— создавать простейшиегеографические карты различного содержания;

— моделироватьгеографические объекты и явления;

-работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источникамигеографической информации;

 -подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, осовременных исследованиях Земли;

— ориентироваться наместности: в мегаполисе и в природе;

-использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни длясохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту иокружающей среде;

-приводить примеры, показывающие роль географической науки в решениисоциально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примерыпрактического использования географических знаний в различных областяхдеятельности;

-воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания внаучно-популярной литературе и средствах массовой информации;

-составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях изакономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географическойоболочке;

-сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящихглобальных изменений климата;

-оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климатадля отдельных регионов и стран;

-объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорийв связи с природными и социально-экономическими факторами;

-оценивать возможные в будущем изменения географического положения России,обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими игеоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационнойсистемы; 

— давать оценку иприводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы сточки зрения их доступности;

-делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результатеизменения их компонентов;

-наносить на контурные карты основные формы рельефа;

-давать характеристику климата своей области;

-показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетнеймерзлоты;

-выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменениичисленности населения России, его половозрастной структуры, развитиичеловеческого капитала;

-оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

-объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионовРоссии

-выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информациигипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

— обосновывать возможныепути решения проблем развития хозяйства России;

-выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировойэкономике;

-объяснять возможности России в решении современных глобальных проблемчеловечества;

— оцениватьсоциально-экономическое положение и перспективы развития России.

 

2.     Основноесодержание по темам рабочей программы

Раздел 1. Хозяйство России

Развитие хозяйства. Понятия: индексчеловеческого развития (ИЧР), отрасль, отрасли хозяйства, территориальнаяструктура хозяйства, секторы экономики, факторы размещения производства, цикл Кондратьева.

Особенности экономики России. Уровеньэкономического развития стран: развитые страны, развивающиеся страны. Россия –страна с переходной экономикой. Роль исторического фактора в развитии хозяйстваРоссии. Развитие экономики России сегодня. Практическая работа 1-Учимся с «Полярной звездой» -проект «Что мы оставим потомкам».

Топливно-энергетический комплекс. Состав топливно-энергетического комплекса(топливная промышленность, электроэнергетика). Отрасли топливнойпромышленности: угольная, нефтяная, газовая, торфяная, сланцевая, урановая. Понятиео топливно-энергетическом балансе.                                                                                                                                    Угольная промышленность. Факторы размещения отрасли. Главныеугольные бассейны страны: Кузнецкий (Кузбасс), Канско-Ачинский, Печорский, Тунгусский,Ленский, Южно-Якутский, Иркутский (Черемховский), Донецкий, Зырянский,Нижнезейский.  Перспективы развития угольной промышленности. Практическая работа 2(и). составлениехарактеристики угольного бассейна России.

Нефтяная промышленность. Место нефти в современном мире.Особенности нефтяной промышленности в России. Главные районы нефтедобычи страны(Западная Сибирь, Волго-Уральский район, Восточная Сибирь). Основные районынефтепереработки страны. Крупнейшие нефтепроводы и их направления.

Газовая промышленность. Преимущества природного газа.Особенности газовой промышленности в России. Крупнейшие месторождения газа.Важнейшие центры переработки газа. Газопроводы и их направления. Перспективыгазовой промышленности в России.

Электроэнергетика. Электроэнергетика – фундамент всейэкономики страны. Выработка электроэнергии по странам мира, место России. Типыэлектростанций (ГЭС, ТЭС, АЭС, ГТЭС, приливные, ветровые, солнечные).Размещение электростанций. Перспективы энергопотребления в России.

Металлургический комплекс. Металлургический комплекс  — одиниз базовых отраслей промышленности. Состав металлургического комплекса(черная металлургия, цветная металлургия). Особенности металлургическогокомплекса.

Черная металлургия. Стадии металлургическогопроизводства (добыча, обогащение руды, получение первичного металла –чугуна, выплавка стали и сплавов, производство проката). Типы металлургическихпредприятий: комбинат, передельная металлургия, производство ферросплавов,малая металлургия, бездоменная металлургия. Особенности размещения чернойметаллургии в России. Крупные районы металлургического производства.

Цветная металлургия. Особенности размещения предприятийцветной металлургии. Районы добычи и производства: никель-кобальтовых ,алюминиевых, медных, свинцово-цинковых руд.

Машиностроение. Состав,место и значение в хозяйстве. Факторыразмещения машиностроительных предприятий. Гео графияважнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охранаокружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого иметаллоёмкого машиностроения по картам. Практическая работа 3(и). Определение главных районовразмещения трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения.

Химическая  промышленность.  Состав,место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. Географияважнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическаяпромышленность и охрана окружающей среды

Лесная  промышленность.  Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещенияпредприятий. География важнейших отраслей: основные районы илесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающейсреды.

 

Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве,отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственныеугодья, их структура. Земледелие и животноводство: география основных отраслей.Определение по картам и эколого климатическим показателям основных районоввыращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. Практическая работа 4(и).Определение по картам основных районов выращивания зерновых и техническихкультур в России. Практическая работа 5(о) – учимся с «Полярной звездой»  –работа с источниками информации (АПК и его проблемы).

 

Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место изначение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место, значение в хозяйстве.География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути илинии связи, крупней шие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды.География науки. Состав, место и значение в хозяйстве, основные районы, центры,города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития икачестве жизни населения. Практическаяработа 6(и) Составление характеристики одного из видов транспорта. Практическаяработа 7(и) – учимся с «Полярной звездой» — изучаем сферу услуг своего района.

Повторениеи обобщение раздела «Хозяйство России»

 Раздел 2.Регионы России

 

Тема 1. ЦентральнаяРоссия

Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразиегеографического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшиереки. Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоениетерритории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятиянаселения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. ПамятникиВсемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы иперспективы Центральной России.
Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства.Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки.Проблемы сельской местности. Волго-Вятский район. Своеобразие района.
Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.
Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.
Практическая работа 8 (и)Выявление и анализ условий для развития ЦентральнойРоссии.
Практическая работа 9(о) – учимся с «Полярной звездой» -работа с текстом. Повторениеи обобщение по темам «Центральная России» и «Европейский Северо-Запад»

 

Тема 2. Европейский Северо-Запад

Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района.Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отраслиспециализации.
Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада. Новгород,Псков.
Санкт-Петербург. Особенности планировки. Промышленность, наука, культура.Туризм. Крупнейшие порты. Экологические проблемы города.
Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияниеприродных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отраслиспециализации. Проблемы и перспективы развития.

 Практическаяработа 10 (и) «Составление картосхемы экономических связей Северо-Западной иЦентральной России».

 

Тема 3. Европейский Север        

Географическое положение. Состав и соседи района. Оценкаприродно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Роль моря на разныхэтапах развития района. Население. Традиции и быт населения. Коренные жители.Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура,художественные промыслы. Специализация района. Проблемы и перспективы развитияЕвропейского Севера.

Практическая работа 11(о)  «Оценка природно-ресурсного потенциала района наоснове тематических карт». Практическая работа 12 (и) – учимся с «Полярной звездой» -составляем карту

Тема 4. Европейский Юг

Географическое положение. Состав и соседи района. Особенностиприродных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитиехозяйства. Высотная поясность. Выход к морям. Этапы освоения территории. Густаянаселенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт,традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск.Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализациирайона. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды.Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.

Практическаяработа 13(о) – учимся с «Полярной звездой» — разрабатываем проект («Развитиерекреации на Северном Кавказе»).

Тема 5. Поволжье

Географическоеположение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главнаяхозяйственная ось района. Освоение территории и население. Этническоеразнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжскиегорода-миллионеры. Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации.Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.

Практическаяработа 14(о) — учимся с «Полярной звездой» —  подготовка к дискуссии«Экологические проблемы Поволжья».

Тема 6. Урал

Своеобразиегеографического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечениисвязей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, ихособенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Этапы освоения территориии развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России.Специализация района. Современное хозяйство Урала. Население. Национальныйсостав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург,Пермь, Ижевск, Нижний Тагил, Уфа, Челябинск. Урал — экологически неблагополучный район.Источники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перспективы развития Урала.Практическая работа 15 (о) «Оценка природных ресурсов Урала». Практическаяработа № 16 (и)  «Сравнительная характеристика развития Поволжья и Урала» Практическаяработа 17 (о) — учимся с «Полярной звездой» — анализ «Специфика проблем Урала».

Обобщение по теме«Европейская Россия».

Тема 7. Сибирь

Пространство Сибири.Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.
Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения.Коренные народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирскаямагистраль. Хозяйство. Отрасли специализации. Западная Сибирь — главнаятопливная база России. Заболоченность территории — одна из проблем района.Особенности АПК. Золотые горы Алтая — объект Всемирного природного наследия.Крупные города: Новосибирск, Омск, Томск. Проблемы и перспективы развития. ВосточнаяСибирь. Оценка природных условий и ресурсов для жизни населения. Крупнейшиереки. Заповедник «Столбы». Байкал — объект Всемирного природного наследия. Норильскийпромышленный район. Постиндустриальная Восточная Сибирь. Крупные города:Иркутск, Красноярск, Норильск. Проблемы и перспективы развития района.
Практическая работа 18 (и)«Сравнительная оценка географического положения Западной и Восточной Сибири» Практическая работа 19(о) –учимся с «Полярной звездой» — разрабатываем проект «Путешествие поТранссибирской железной дороге».

Тема 8. Дальний Восток

Уникальность географическогоположения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района.Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур иее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга —уникальный природный комплекс. Охрана природы.
Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренныенароды. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовоехозяйство. Крупные города Дальнего Востока.
Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.
Дальний Восток — далекаяпериферия или «тихоокеанский фасад» России? Внешние связи региона.

 Практическаяработа 20(о) — учимся с «Полярной звездой» — разработка проекта «РазвитиеДальнего Востока в первой половине 21 века». Практическая работа 21 (и)Составление характеристики природных особенностей, населения и хозяйства своейместности.

Тема 9. Россия в современноммире. Соседи России. Место России в мире.Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи Россиисо странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта.Расширение внешних экономических связей с другими государствами. Сфера влиянияРоссии. Геополитическое и экономическое влияние.                                                                                                                                                      Повторение.Итоговоетестирование по курсу «География России». Обобщающее повторение по курсугеографии 9 класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     Тематическоепланирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 

Тема урока

Кол-во часов

Целевые приоритеты с учетом программы воспитания

Методы и приемы с учетом программы  воспитания

 

Раздел 1. Хозяйство России

22

 

 

1.

Развитие хозяйства.

1

1.Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности.

2.Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета.

1.Поддержка;                                      поощрение.

 

 

 

 

 

 

2. Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.

2.

Особенности экономики России.

 

1

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета.

Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.

3.

Практическая работа 1-Учимся с «Полярной звездой» — проект «Что мы оставим потомкам».

1

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета.

Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.

4.

Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность.

Практическая работа 2(и). составление характеристики угольного бассейна России.

1

Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организациях работы с получаемой на уроке социально значимой информацией.

Инициирование обсуждения учебной проблемы;

высказывание своего мнения

выработка своего отношения к проблеме.

5.

Нефтяная промышленность.

1

Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организациях работы с получаемой на уроке социально значимой информацией.

Инициирование обсуждения учебной проблемы;

высказывание своего мнения

выработка своего отношения к проблеме.

6.

Газовая промышленность.

1

Навык самостоятельного решения теоретической проблемы. 

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников    

7.

Электроэнергетика.

1

Активизации   познавательной деятельности учащихся

 

Поддержка;

поощрение.

 

8.

Металлургия

1

Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией

Выработка своего отношения к проблеме

9.

Черная металлургия.

1

Активизации   познавательной деятельности учащихся

 

Поддержка;

поощрение.

 

10.

Цветная металлургия

1

Навык самостоятельного решения теоретической проблемы. 

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников    

11.

Машиностроение. Практическая работа 3(и). Определение главных районов размещения трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения.

1

Активизации   познавательной деятельности учащихся

 

Поддержка;

поощрение.

 

12.

Химическая промышленность.

1

Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией

Выработка своего отношения к проблеме

13.

Лесопромышленный комплекс.

1

Активизации   познавательной деятельности учащихся

 

Поддержка;

поощрение.

 

14.

Сельское хозяйство. Растениеводство. Практическая работа 4(и). Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур в России.

1

Навык самостоятельного решения теоретической проблемы. 

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников    

15.

Сельское хозяйство. Животноводство.

1

Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией

Выработка своего отношения к проблеме

16.

Практическая работа 5(о) – учимся с «Полярной звездой»  – работа с источниками информации (АПК и его проблемы).

1

Навык самостоятельного решения теоретической проблемы. 

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников    

17.

Транспортная инфраструктура (1).

1

Активизации   познавательной деятельности учащихся

 

Поддержка;

поощрение.

 

18.

Транспортная инфраструктура (2). Практическая работа 6(и) Составление характеристики одного из видов транспорта.

1

Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организациях работы с получаемой на уроке социально значимой информацией.

Инициирование обсуждения учебной проблемы;

высказывание своего мнения

выработка своего отношения к проблеме.

19.

Социальная инфраструктура.

1

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета

Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.

20.

Практическая работа 7(и) – учимся с «Полярной звездой» — изучаем сферу услуг своего района.

1

Навык самостоятельного решения теоретической проблемы. 

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников    

21.

Информационная инфраструктура.

1

Активизации   познавательной деятельности учащихся

 

Поддержка;

поощрение.

 

22.

Повторение и обобщение раздела «Хозяйство России»

1

Навык самостоятельного решения теоретической проблемы. 

Инициирование и поддержка   деятельности школьников в рамках выполнения итоговой работы.

 

Раздел 2. Регионы России.

46

 

 

 

Тема 1. Центральная Россия

6

 

 

23.

Пространство Центральной России.

1

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета

Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.

24.

Центральная Россия: освоение территории и население.

1

Активизации   познавательной деятельности учащихся

 

Поддержка;

поощрение.

 

25.

Центральная Россия: хозяйство (1). Практическая работа 8 (и)Выявление и анализ условий для развития Центральной России.

1

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета

Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.

26.

Центральная Россия: хозяйство (2).

1

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения

27.

Практическая работа 9(о) – учимся с «Полярной звездой» — работа с текстом.

1

Навык самостоятельного решения теоретической проблемы. 

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников    

28.

Москва – столица России.

1

 

 

 

Тема 2. Европейский Северо-Запад

5

 

 

29.

Пространство Северо-Запада.

1

Активизации   познавательной деятельности учащихся

 

Поддержка;

поощрение.

 

30.

Северо-Запад: «окно в Европу».

1

Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организациях работы с получаемой на уроке социально значимой информацией.

Инициирование обсуждения учебной проблемы;

высказывание своего мнения

выработка своего отношения к проблеме.

31.

Северо-Запад: хозяйство.

1

Навык самостоятельного решения теоретической проблемы. 

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников    

32.

Санкт-Петербург — культурная столица России.

1

Навык самостоятельного решения теоретической проблемы. 

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников    

33.

Практическая работа 10 (и) «Составление картосхемы экономических связей Северо-Западной и Центральной России».

1

Навык самостоятельного решения теоретической проблемы. 

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников    

34.

Повторение и обобщение по темам «Центральная России» и «Европейский Северо-Запад»

 

 

 

 

Тема 3. Европейский Север

4

 

 

35.

Пространство Европейского Севера.

Практическая работа 11(о)  «Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических карт».

1

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета

Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения

36.

Европейский Север: освоение территории, население.

1

Активизации   познавательной деятельности учащихся

 

Поддержка;

поощрение.

 

37.

Европейский Север: хозяйство и проблемы.

1

Навык самостоятельного решения теоретической проблемы. 

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников    

38.

Практическая работа 12 (и) – учимся с «Полярной звездой» — составляем карту.

1

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета

Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения

 

Тема 4. Европейский Юг

4

 

 

39.

Пространство Европейского Юга.

1

Активизации   познавательной деятельности учащихся

 

Поддержка;

поощрение.

 

40.

Европейский Юг: население.

1

Навык самостоятельного решения теоретической проблемы. 

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников    

41.

Европейский Юг: освоение территории и хозяйство.

1

Навык самостоятельного решения теоретической проблемы. 

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников    

42.

Практическая работа 13(о) – учимся с «Полярной звездой» — разрабатываем проект («Развитие рекреации на Северном Кавказе»).

1

Навык самостоятельного решения теоретической проблемы. 

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников    

 

Тема 5. Поволжье.

4

 

 

43.

Пространство Поволжья.

1

Навык самостоятельного решения теоретической проблемы. 

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников    

44.

Поволжье: освоение территории и население.

1

 

 

45.

Поволжье: хозяйство и проблемы.

1

Активизации   познавательной деятельности учащихся

 

Поддержка;

поощрение.

 

46.

Практическая работа 14(о) — учимся с «Полярной звездой» —  подготовка к дискуссии «Экологические проблемы Поволжья».

1

Навык самостоятельного решения теоретической проблемы. 

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников    

 

Тема 6. Урал.

8

 

 

47.

Пространство Урала.

1

Активизации   познавательной деятельности учащихся

 

Поддержка;

поощрение.

 

48.

Практическая работа 15 (о) «Оценка природных ресурсов Урала».

1

Навык самостоятельного решения теоретической проблемы. 

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников    

49-50.

Урал: население и города.

2

Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией

Выработка своего отношения к проблеме

51.

Урал: освоение территории и хозяйство.

1

Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией

Выработка своего отношения к проблеме

52.

Практическая работа № 16 (и)  «Сравнительная характеристика развития Поволжья и Урала»

1

Навык самостоятельного решения теоретической проблемы. 

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников    

53.

Практическая работа 17 (о) — учимся с «Полярной звездой» — анализ «Специфика проблем Урала».

1

Навык самостоятельного решения теоретической проблемы. 

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников    

54.

Обобщение по теме «Европейская Россия».

1

Навык самостоятельного решения теоретической проблемы. 

Инициирование и поддержка   деятельности школьников в рамках выполнения итоговой работы.

 

Тема 7. Сибирь.

5

 

 

55.

Пространство Сибири.

1

Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией

Выработка своего отношения к проблеме

56.

Сибирь: освоение территории, население и хозяйство.

1

Активизации   познавательной деятельности учащихся

 

Поддержка;

поощрение.

 

57.

Западная Сибирь.

1

Навык самостоятельного решения теоретической проблемы. 

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников    

58.

Восточная Сибирь. Практическая работа 18 (и) «Сравнительная оценка географического положения Западной и Восточной Сибири»

1

 

 

59.

Практическая работа 19(о) – учимся с «Полярной звездой» — разрабатываем проект «Путешествие по Транссибирской железной дороге».

1

Навык самостоятельного решения теоретической проблемы. 

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников    

 

Тема 8. Дальний Восток.

5

 

 

60.

Пространство Дальнего Востока.

1

Активизации   познавательной деятельности учащихся

 

Поддержка;

поощрение.

 

61.

Дальний Восток: освоение территории и население (1).

1

Навык самостоятельного решения теоретической проблемы. 

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников    

62.

Дальний Восток: хозяйство

1

Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организациях работы с получаемой на уроке социально значимой информацией.

Инициирование обсуждения учебной проблемы;

высказывание своего мнения

выработка своего отношения к проблеме.

63.

Дальний Восток: хозяйство и перспективы.

1

Активизации   познавательной деятельности учащихся

 

Поддержка;

поощрение.

 

64

Практическая работа 20(о) — учимся с «Полярной звездой» — разработка проекта «Развитие Дальнего Востока в первой половине 21 века».

1

Навык самостоятельного решения теоретической проблемы. 

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников    

 

Тема 9. Россия в современном мире.

2

 

 

65.

Россия в мире

1

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета

Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения

66.

Взаимодействие природы и человека на примере своего места проживания. Практическая работа 21 (и) Составление характеристики природных особенностей, населения и хозяйства своей местности.

1

Навык самостоятельного решения теоретической проблемы. 

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников    

 

Повторение.

2

 

 

67.

Итоговое тестирование по курсу «География России»

1

Навык самостоятельного решения теоретической проблемы. 

Инициирование и поддержка   деятельности школьников в рамках выполнения итоговой работы.

68

Обобщающее повторение по курсу географии 9 класса

1

 Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета

 Подбор соответствующих заданий.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет