X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

XVIII Республиканскаяучебно-исследовательская конференция

«Я — исследователь, я открываю мир!» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направление: естественнонаучное

 

Тема: Холодныйфарфор: получение и изучение свойств экологичной массы для лепки на основекрахмала 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Мазилин Ярослав Артемович

 

Научный руководитель: (должность, звание,)Труничева  Гузелия Махмутовна

 

Место выполнения работы: МОУ «СОШ № 40 сУИОП» г.Воркуты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воркута 2022г.

Содержание

 

Введение. 3

Глава1. Лепка как вид творчества и материалы для нее. 5

1.1Общие сведения о видах домашнего художественного творчества. 5

1.2Массы для лепки: виды, особенности, применение. 6

1.3.Холодный фарфор: история материала и его особенности. 9

1.4Как приготовить холодный фарфор в домашних условиях. 10

Глава2. Практическая часть. 12

2.1Получение пластичных масс из основных ингредиентов. 12

2.2Влияние вида крахмала на свойства массы.. 13

2.3Влияние клея на свойства холодного фарфора. 13

2.4Влияние масляной составляющей на свойства холодного фарфора. 14

2.5Изучение способности холодного фарфора удерживать запахи. 14

2.6Исследование красок для окрашивания холодного фарфора. 14

Глава3. Результаты и их обсуждение. 15

3.1.Получение холодного фарфора на основе крахмала по разным рецептам  15

3.2.Влияние вида крахмала на свойства холодного фарфора. 17

3.3Влияние замены других составляющих на свойства холодного фарфора  19

3.4Изготовление продукта проекта — ароматических кулонов и оценка их свойств  20

Выводы.. 22

Заключение. 23

Списоклитературы. 24

Приложение1. Сравнение холодного фарфора на основе кукурузного и картофельного крахмала(по рецепту №1) 25

Приложение2. Описание продукта проекта – основы для аромакулонов из холодного фарфора. 26

 

Введение

Для полноценного и разностороннего развития детям необходимо заниматьсятворчеством. Через творчество мы познаем окружающий мир и учимся выражатьчувства и мысли. Творческие занятия доступные детям разнообразны – это ирисование, и музыка, и разные виды лепки, и поделки из доступных материалов.

Лепка – любимый видтворчества многих детей, начиная с самого раннего возраста.Она развивает мелкую моторику рук, а это хорошо влияетна развитие речи, помогает в рисовании и освоении письма. Лепка развивает головноймозг: активизируются мышление и восприятие красоты. Кроме того, лепкавоспитывает терпеливость, старательность внимательность, помогает успокоитьсяпосле активных занятий.

Почти треть опрошенных школьников выбирают именно лепку в качествелюбимого вида творчества.

Актуальность работы: есть очень многопластичных материалов для творчества. Традиционно для лепки используются разныевиды пластилина. Но у них есть недостатки: недорогой пластилин бывает снеприятным запахом, слишком твердый или мягкий, а улучшенные виды пластилина -дорогие, и не все они безопасны для маленьких детей. Мы обнаружили, чтосуществуют материалы для лепки, который можно приготовить самим из доступныхкомпонентов, главный из которых крахмал. Часто такие массы (материалы)называются холодный фарфор. Изделия из них очень изящные, тонкие иразнообразные. Мы заинтересовались темой получения масс для лепки на основекрахмала.   

Гипотеза: материалыдля лепки на основе крахмала можно использовать вместо пластилина на уроках и вдомашнем творчестве. 

Цель работы: исследованиевлияния состава холодного фарфора из крахмала на его свойства, а также оценка возможностиприменения этого материала на уроках и для домашнего творчества.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

·       изучить литературу;

·       оценить влияние составахолодного фарфора на его свойства;

·       проанализировать, для чегоможно использовать холодный фарфор на основе крахмала;

·       изготовить продуктпроекта;

·       сделать выводы и датьнекоторые рекомендации.

Объектисследования: массадля лепки на основе крахмала — холодный фарфор.

Предмет исследования: возможность получения массы для лепки сзаданными свойствами для самодельных изделий, например, аромакулонов.

Методыисследования:

Теоретический (работа с литературой — книги, статьи, интернет-источники

Эмпирический (наблюдение, сравнение свойств, анализ и т.п.);

Практический(эксперименты по влиянию состава и отдельных компонентов на свойства массы иизделий из нее).


 

Глава 1. Лепка как вид творчества иматериалы для нее

 1.1Общие сведения о видах домашнего художественного творчества

Каждый ребенок – творец, художник, аблагодаря помощи и поддержке взрослых он может ознакомиться с различными видамии жанрами творчества, выбрать занятие по душе, в соответствии со своими способностямии предпочтениями. Развитие творчества, желания и умения изменять мир к лучшему,помогает формировать гармоничный духовный мир ребенка [1].

Лепка – один из видов изобразительного творчества, в котором из пластическихматериалов создаются объемные или рельефные образы и целые композиции.Техника лепки богатаи разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. А если вместопластилина взять самодельные затвердевающие массы длялепки, например, «соленоетесто» или «холодный фарфор», то можно вылепить игрушки (посуду, еду,фрукты или овощи, животных или персонажей сказок) и новогодние украшения.

Лепка –самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то,что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее,обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственнымируками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрениятехнику лепки можнооценить как самую естественную и доступную для самостоятельного освоения.

В лепке склонности и способности к творчеству реализуютсядаже при минимуме материалов. Из одного комка пластичной массы можно создаватьбесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы,даже без участия взрослых (педагогов и родителей). А если материаладостаточно, и с ним приятно работать, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

Занятия лепкой комплексновоздействуют на развитие ребенка:

·       повышаютсенсорную чувствительность, т. е. способствуют тонкому восприятию формы,фактуры, цвета, веса, пластики;

·       развиваютвоображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

·       синхронизируютработу обеих рук;

·       формируютумение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат идостигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Самое важное и ценное заключается в том,что лепка нарядус другими видами изобразительного искусства развивает детей эстетически. Ребенокучится видеть, чувствовать, оценивать красоту и созидать свои творения по ее законам[2].

1.2 Массыдля лепки: виды, особенности,применение

Любой творческий процесс складывается из множества факторов:что создавать, из каких материалов, какие особенности есть у процесса илиматериалов. Из всех видовизобразительного искусства как творчества любому ребенку с самого раннеговозраста доступна лепка.

Какие материалы можно для этого использовать? Их множество!

1. Пластилин отечественного производства

Знакомый всем нам с детстваклассический пластилин. Он доступен и повсеместно распространен.Достаточно прочный – с поделками из него можно долго играть не опасаясь, чтоони развалятся. Из-за его свойств отдельные элементы легко соединяются междусобой, образуя устойчивую композицию.

Тем не менее, у классического пластилинамасса известных минусов.

Он очень твердый. Маленький ребенок несможет сразу работать с ним, так как родитель должен предварительно размягчитьматериал;

Быстро собирает мусор;

Не подходит для малышей из-за состава. Использоватьэтот материал можно, начиная с 3-летнего возраста.

2. Пластилинзарубежного производства

Отличается от отечественного исключительной мягкостью ияркостью, которую ему придают натуральные красители. Он не пачкает руки иодежду, легко очищается. Из-за его податливой фактуры и состава из растительныхкомпонентов он рекомендуется для самых маленьких детей. Ярким и всем известнымпримером является пластилин «PlayDoh».

Недостаток импортного пластилина заключается в его мягкости.Поделки получаются не очень прочными и легко разваливаются. Отдельные деталиплохо соединяются между собой.

3. Глина

Глина мягкая и приятная на ощупь. Она превосходно сохраняетформу, поэтому поделки могут храниться неограниченное время. Это недорогой идоступный материал, который, к тому же, можно раскрашивать.

Минусы глины – любая поделка требует сушки, а это занимаетвремя, за которое ребенок может потерять интерес к своей поделке.

4. Паста длямоделирования

Паста для моделирования дарит приятные тактильные ощущения инапоминает глину. При этом ее не нужно сушить, так как она затвердевает приконтакте с воздухом. Поделки из пасты можно раскрашивать.

Но! Детали из пасты для моделирования несклеиваются между собой, а так как паста быстро сохнет, то поделку можно неуспеть доделать. Материал однозначно не подходит для маленьких детей.

5. Тесто для лепки (самодельное)

Популярный материал, отличающийсямягкостью и податливостью. Абсолютно безопасен – в состав входит мука, соль ивода. Поделку потом можно раскрасить или добавить пищевые красители в самотесто. Не прилипает к рукам, отдельные детали легко склеиваются между собой.Готовое изделие можно сохранить на память. Тесто доступно, его вполнеможно изготовить в домашних условиях.

Недостатки: поделки из теста сохнут неменее 12-ти часов и могут размокнуть при контакте с водой.

6. Шариковый пластилин

Шариковый пластилин – превосходныйматериал для развития мелкой моторики. Он не прилипает к рукам и обладаетяркими, сочными цветами. Чаще всего этот материал используется длядекорирования (облепливания) формочек, фигурок и детских поделок, так какотлично скрывает неровности и недостатки.

К сожалению, шариковый пластилинрекомендуется только детям, достигшим 3-летнего возраста. При этом взрослые влюбом случае должны следить за детьми, работающими с этим материалом. Сохнутподелки из шарикового пластилина около суток, сохраняя даже после высыханияхрупкость. Поделки с з шарикового пластилина или декорированные им не подходятдля игр.

7. Восковый пластилин

Восковый пластилин – очень мягкий иотлично склеивается. Поделки из него долгое время сохраняют форму. Цвета, какправило, яркие и насыщенные. Не оставляет загрязнений на рабочем месте илиодежде.

Восковый пластилин подходит для лепкитолько самых простых поделок. Приобретать необходимо только те наборы, вкоторых каждый кусочек пластилина находится в индивидуальной упаковке, так какматериал легко слипается.

8. Масса для лепки

Масса для лепки – один из самыхпопулярных и практичных материалов для детского творчества. Она очень мягкая ипластичная, не прилипает к рукам и окружающим предметам. При этом готовыеподелки высыхают за 8 часов, после чего ими можно достаточно долго играть.Любопытная особенность материала – до 12-ти часов с момента контакта с воздухомон может сохранять пластичность. Даже если 8 часов прошло, поделку можносбрызнуть водой и исправить недостатки.

При всех достоинствах масса для лепкистоит довольно дорого [3].

В этот обширный список материалов длялепки, подходящих для домашнего творчества детей, можно добавить еще одинматериал для лепки, который не так популярен сегодня, но является отличным и доступнымпрактически каждому материалом для лепки. Это холодный фарфор!

Работа с холоднымфарфором абсолютно безопасна и не требует каких-то особенных навыков ипознаний, заниматься таким творчеством может даже маленький ребенок.Приготовить материал можно в домашних условиях, то есть не нужно бегать помагазинам и искать что-то особенное для воплощения своей мечты, радостиприкоснуться к искусству, чтобы создать уникальное украшение или предметинтерьера своими руками.

По внешнему виду холодный фарфор напоминаетглину или пластилин, но после высыхания он становится очень твердым. При лепкеиз него в изделия можно добавлять любые типы украшений, от мелкого бисера ибусин, ракушек, пуговиц, веточек или засохших цветов, до текстиля любойструктуры – ниточек или тряпочек, оставшихся от вязания, вышивания или пошиваодежды.

Поверхность изделия в технике холодного фарфора можно окрашивать,обсыпать (оклеивать) мелкими материалами (песок, бисер), покрывать лаком.Благодаря высокой пластичности и разнообразию рецептов, из холодного фарфораможно изготавливать изделия с очень тонкими изящными и мелкими деталями. 

1.3.Холодный фарфор: история материала и его особенности

История холодного фарфора

История этогоматериала для лепки берет свое начало в первых годах 19 века, именно темвременем датируются записи о нем и первые изделия. Согласно данным, холодныйфарфор был изобретен аргентинцами, но точных сведений о его происхождении иистории его изобретения нет.

Гораздо большеинформации о русском мастере Петре Иванове, который работал на императорскомфарфором заводе и уже в начале 19 века создавал уникальные изделия из особоговида фарфора. Если верить архивным документам этого Петербургского завода,именно Петр Ульянович создал первые цветы из холодного фарфора. Предназначалисьони для украшения флаконов для духов и парфюмированной воды, котораяпоставлялась императору и его семье.

Но есть и болееранние подтверждения существования этого материала. В китайских трактатах обискусстве и скульптуре есть множество описаний лепки из холодного фарфора, ноназывается он иначе, однако рецептура его абсолютно схожа с той, которуюиспользовал Петр Иванов.

Что можно создать из холодногофарфора

Из этого материаламожно лепить все – от украшений до небольших предметов интерьера. Можно слепитьсказочных персонажей, героев любимых мультов, которые украсят комнату.

Красивы горшки икашпо для комнатных растений, украшенные лепниной из холодного фарфора, рамкидля картин и фотографий, лампы, вазы и вазоны.

Уникальным украшениеминтерьера могут быть гирлянды цветов, зелени, грибов, фигурки животных,домовят, гномов, тематические композиции из холодного фарфора. Из холодногофарфора можно сделать оригинальный и недорогой подарок для друзей или близких.

1.4 Как приготовить холодный фарфор в домашних условиях

Приготовить холодныйфарфор для лепки (его еще иногда называют полимерной глиной) не сложно.

Самый простой рецептхолодного фарфора включает крахмал (рисовый, кукурузный или картофельный), клейПВА, масло и обычный детский крем в пропорции 1:1 (стакана клея и крахмала) и2:1 (столовых ложек глицерина и крема). Эти ингредиенты смешиваются и взаиморастворяются.Масса принимает консистенцию, которая идеально подходит для лепки [4].

Представленная информация была полезной?
ДА
58.55%
НЕТ
41.45%
Проголосовало: 982

Очень просто идоступно!

Преимуществахолодного фарфора:

·       Холодныйфарфор идеально подходит для лепки реалистичных цветов (лепесточки можнораскатывать очень тоненько — не отличить от живых);

·       очень прочныйи в то же время гибкий материал — лепесточки после высыхания можно скручивать втрубочки и ничего им не будет;

·       окрашиваетсяили тонируется почти любыми видами красок, можно добиться любого цвета иоттенка, поэтому изделия выглядят очень реалистичными;

·       материалмягкий.

Недостатки холодного фарфора:

·       Холодныйфарфор боится воды: при погружении в воду более чем на 20 минут изделие можетповредится (кратковременный контакт с водой, дождь не страшен материалу);

·       на морозе сизделиями из холодного фарфора необходимо обращаться аккуратно, он можетстановится хрупким, но как только отогревается в помещении к изделию возвращаетсяпрежняя эластичность;

·       готовый кработе материал необходимо хранить плотно завернутым в целлофановую пищевуюпленку; тогда он будет долго храниться, при несоблюдении этого правила быстровысохнет;

·       дает легкуюусадку — для некоторых видов поделок, например, фигурок, это необходимоучитывать.

Итак, из обзоралитературы следует, что холодныйфарфор на основе крахмала — отличная альтернатива пластилину, например, науроках технологии и в домашнем детском творчестве. Эта масса для лепки очень удобнаяв работе и ее легко изготовить в домашних условиях. Холодный фарфор — отличный экологичный и пластичныйматериал! В его основе натуральные безопасные ингредиенты, которые мы самивыбираем, значит, за здоровье юных творцов и скульпторов можно не беспокоиться.

В практической части нашего исследовательского проекта мы изготовилихолодный фарфор по нескольким рецептам, изучили влияние отдельных компонентов насвойства массы для лепки, а также применили полученные результаты дляизготовления продукта проекта – аромакулонов с заданными свойствами. 

Глава 2. Практическая часть

Использованноеоборудование и материалы:

Реактивы: крахмал (картофельный) «Скайфуд»,клей ПВА «Wunderkind» («Erhoft»), крем«Детский», растительное масло «Altero», лимонная кислота, ароматическоемасло «Aroma BIO» сароматом «Эвкалипт».

Оборудование: ложки чайная и столовая,деревянная лопатка, сковорода с антипригарным покрытием, доска разделочная,формочки для фигурок

 

За основу мы взяли 2 рецепта пластичных масс из крахмала.

2.1 Получение пластичных масс изосновных ингредиентов

2.1.1Получение холодного фарфора по рецепту 1.

По рецепту №1 нам потребовались следующие ингредиенты: крахмал (один из видов), клей ПВА, крем,лимонная кислота, масло.

Варили массу на сковороде с антипригарным покрытием и толстым дном. Смешали в сковороде 4 столовые ложки клея ПВА, ½ чайной ложки жирного крема, 1 чайную ложку растительного масла, ½ чайной ложки лимоннойкислоты. Нагрели смесь на небольшомогонь и перемешивали, пока смесьне стала однородной. Когдапоявились первые пузырьки, всыпали крахмал  и интенсивно перемешивали. Мешали круговымидвижениями, собирая массу в комок. Когда собрался комок, прижимали его деревянной ложкой к сковороде и поднимали. Если он падал, сразу его убирали со сковороды, если прилипал к ложке, то варили еще некоторое время. Когдакомок остыл, вымешивали массу припудренными крахмалом руками [5].

2.1.2Получение холодного фарфора по рецепту 2.

По рецепту №2 нам потребовалось:

Стакан соды, ½ стакана крахмала, ¾ стаканатеплой воды, немного растительного масла (для раскатывании).

В сковороде смешали соду и крахмал, добавилитеплую воду и тщательно размешали, чтобы не было комочков. Сотейник поставилина умеренно сильный огонь.

Варили, пока смесь не начала густеть,перемешали так, чтобы смесь стала однородной, без жидких участков и собралась вкомок [6].

2.1.3Формирование изделий – аромакулонов.

Когда смесь остыла, вымесили ее, как тесто.Если смесь немного липкая, то добавили немного масла (растительного).

Массу раскатали до толщины 0,5 – 1 см.Формочками вырезали фигурки. Проделали отверстия для ленточки. Аккуратно спомощью лопатки перенесли заготовку сушиться.

Переворачивали фигурки каждые несколько часовдля равномерного просыхания [7].

2.2 Влияние вида крахмала на свойствамассы

Для оценки влияния вида крахмала на свойства массы взяли 2 вида крахмала:картофельный и кукурузный.

Варили холодный фарфор по рецептам 1 и 2,меняли только вид крахмала.

Оценивали равномерность массы для лепки, гладкость, пластичность, цвет,пористость. В том числе рассматривали образцы при помощиувеличительных прибором.

Наблюдения описывали в таблицах и делали фото.

2.3 Влияние клея на свойства холодного фарфора

Для полученияболее твердой массы в основных рецептах часть жидкостей заменили клеем. В остальном действовали по выбранным схеме(последовательности действий) и рецептуре.

2.4 Влияние масляной составляющей на свойства холодного фарфора

 Для оценки влияния масляной составляющей на свойства массы для лепки в основных рецептурах замениличасть воды растительным маслом или жирным кремом (изменили соотношение жидкихингредиентов).

2.5 Изучение способности холодногофарфора удерживать запахи

Для оценки способности холодного фарфора удерживатьзапахи выбрали эфирное масло с ароматом «Эквалипт».

Способность приготовленных масс удерживать запахи проверяли следующимобразом: при вымешиваниимассы добавляли 5 капель аромамасла, раскатывали лист, вырезали фигурки, сушили, вывешивали на ленточке впомещении. Далее в течение 10-14 дней оценивали, сохранялся ли запах.

2.6 Исследование красок дляокрашивания холодного фарфора

Для эксперимента взяли акварельные краски и гуашь — красили ими готовыеизделия. Затем сравнили результаты.

Все результаты опытов, наблюдения фиксировали в виде таблиц, делалифотографии. Для более тщательных описаний использовали увеличительныеприборы.


 

Глава 3.Результаты и их обсуждение

В первой части нашего исследования мыпроанализировали статьи, в которых предлагались различные рецептуры. За основумы взяли 2 рецепта пластичных масс из крахмала.

 

3.1. Получение холодного фарфора наоснове крахмала по разным рецептам   

3.1.1 Получение холодного фарфора порецепту № 1.  

По рецепту №1 нам потребовались следующиеингредиенты: крахмал (один из видов), клей ПВА, крем,лимонная кислота, масло [5].


Процесс подготовки массы показан на рисунке 3.1.

 

 

3.1.2 Получение холодного фарфора по рецепту № 2.

По рецепту № 2 нам потребовались сода икрахмал в соотношении 2:1 (на стакан соды — половина стакана крахмала) и вода.Готовили массу в соответствии с описанием [6]. Процесс подготовки массы поэтому рецепту на рисунке 3.2.

Сравнение свойствмасс на основе разных видовкрахмала приведены в таблице 3.1.

Таблица 3.1.

Сравнение свойств масс на основе разных видов крахмала

Свойство

Рецепт №1

Рецепт №2

Равномерность массы

Берется комочками, при разминании слегка рассыпается

Идеально ровная

Пластичность

Масса менее пластичная, плохо тянется, мнется с трудом, тугая

Масса пластичная, тянется очень хорошо, разминается легко, очень мягкая

Структура

Очень пористая

Менее пористая

 

Можно сделать заключение, что масса с лучшимисвойствами получается по рецепту №2.

3.2. Влияние вида крахмала насвойства холодного фарфора.

Крахмал, на основе которого готовится холодный фарфор,- это природный (натуральный) полимер. Он в огромном количестве содержится в картофеле и других корнеплодах, бобовых, зернах и семенах многихрастений, бананах, кукурузе. Вбелой пшеничной муке более 70 % крахмала [8].

Полиме́ры – это вещества, состоящие из длинных, почтибесконечных, молекул из повторяющихся фрагментов (мономеров) (рис.3.3).

Полимеры – это самыеглавные вещества в природе. Из них построены все живые организмы. И один из нихкрахмал – в виде крахмала растения запасают питательные вещества нанеблагоприятный период. Особенность природных (натуральных) полимеров в отличиеот синтетических, из которых сделаны многочисленные пластиковые изделия –ПЭТ-бутылки, пакеты, мешки, упаковки для бытовой химии — они состоят изцепочек-молекул разной длины [9]. Другими словами,крахмал, полученный из разных растений, может очень заметно отличаться посвойствам (рис.3.4).

Поэтому мы решилиповерить, влияет ли вид крахмала на свойства холодного фарфора.  

Для работы мы выбрали2 вида крахмала: картофельный и кукурузный. Варилихолодный фарфор по рецептам №№1 и 2, меняли только вид крахмала. Значительной разницы в качествеизделий мы не увидели, но небольшие отличия есть.

Масса на основе кукурузного крахмала, приготовленная и по рецепту №1 и порецепту №2, была более пластичная и удобная в работе, не искажала цвет приокрашивании, так как масса была чисто белого цвета без оттенков. 

Все эти особенности хорошо видны по микрофотографиям на примере массы,приготовленной по рецепту №1 (для лучшего контраста).

Масса на основе кукурузного крахмала более равномерная, гладкая, а массана основе картофельного крахмала не очень однородная, комковатая, слегкакрошится при разминании, менее удобная в работе (см. Приложение 1).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что основной ингредиент -крахмал и его вид (источник) — оказывает очень большое влияние на свойстваизделий из холодного фарфора. 

3.3 Влияние замены другихсоставляющих на свойствахолодного фарфора

Для получения более твердой массы в основномрецепте №1 заменили соотношение жидкостей: часть жидких ингредиентов замениликлеем ПВА, т.е. увеличили количество клея. Это неблагоприятно сказалось нарезультате. Клей хорошо совместился (смешался) с жидкими ингредиентами – смесьюмасла, крема и лимонной кислоты, но при добавлении крахмала масса стала комковатой,с трудом можно было превратить ее снова в равномерную по структуре смесь. Вероятно,это связано с тем, что для перехода крахмала из сухого порошкообразногосостояния в пластичную массу (а это происходит, когда крахмал набухает, т.е.цепочки-молекулы присоединяют воду и расправляются [10]), необходима именновода, а не другие жидкости. Воды было недостаточно для взятого количествакрахмала, поэтому масса получилась комковатая и тугая. 

Кроме того, эта масса для лепки получилась слегкажирная на ощупь (масляных составляющих — избыток).

Большое влияние на результат и качествофарфора оказывает клей.

Для изготовления фарфора рекомендуют использоватьне обычный канцелярский ПВА, а строительныйклей с пластификатором. Именно пластификатор улучшает пластичность массы. Приэтом нужно обратить внимание, чтобы состав имел идеально белый оттенок – отэтого будет зависеть цвет всей массы.

Также в строительном магазине можно приобрести ииспользовать для получения холодного фарфора виниловый клей для обоев, в егосоставе также есть крахмал, но не нативный (природный), а модифицированный.  Приего использовании холодный фарфор становится глянцевого белоснежного цвета.

Данного клея у нас было совсем немного, поэтому мы лишь попробовалисделать маленький комочек, и в описание основных результатов эксперимента невключали. Минус данного клея в том, что он дорогой.

 Чтобы проверить подходит ли клей, можно сделатьследующее: снять с крышки прозрачную пленку (засохший слой клея, которыйостается на банке) и попробовать разорвать эту пленку. Если она легко рвется, какпленка обычного школьного клея ПВА, то холодный фарфор с таким клеем, скореевсего, будет очень плохого качества.

Если пленка тянется, и ее сложно разорвать, то, значит, вклее достаточно пластификатора, и холодный фарфор может получиться хорошим.

Если на крышке нет пленки, то можно намазать слой клея накакую-то гладкую поверхность, например, на тарелку, дать полностью высохнуть, потомснять эту пленку и попроовать на разрыв [11-13].

Важный момент!

В состав клея из строительного магазина могут входить вредные для детей добавки, вызывающиеаллергические и кожные реакции. Например, в состав обойного клея часто входятфунгицидные и бактерицидные добавки, которые при контакте могут вызвать сильнуюаллергическую реакцию как дыхательных путей, так и кожных покровов, особенно удетей [14]. Поэтому при изготовлении холодного фарфора для детского творчествалучше подобрать клей ПВА, одобренный для детского творчества. Их очень много, сразными свойствами [15]. Путем подбора можно найти подходящий.  

Замена части воды масляными ингредиентами -растительным маслом и жирным кремом «Детский» также привела к тому, что массабыла комковатая и при вымешивании не очень эластичная. Изделие (кулон) послевысыхания оставлял при контакте жирные следы.

Итак, приизготовлении пластичных масс для лепки на основе крахмала очень важно подобратьправильное и наилучшее соотношение ингредиентов, в том числе жидких – клей имасло не могу заменить обычную воду.

3.4 Изготовление продукта проекта — ароматическихкулонов и оценка их свойств

В качестве продукта исследовательского проектамы изготовили фигурки-аромакулоны с эфирным маслом эвкалипта (Приложение 2).

Известно, что эвкалиптовое масло обладает сильным,свежим, прохладным и терпким запахом и славится своими чудодейственнымсвойствами для борьбы с различными болезнями. Имея свойствообеззараживать, эфирное эвкалиптовое масло играетважную роль в профилактике заражения инфекционными заболеваниями, передающиесявоздушно-капельным путем, что очень актуально для любых детскихколлективов [16]. 

Техника в которойизготовлены кулоны животных проста и легка в усвоении.

Изготовленные аромакулоны хорошо удерживали запах ароматического масла втечение 7 дней, и далее, даже через несколько недель сохранялся слабый запах.

Также их можно раскрасить. Мы использовали гуашь и акварельные краски(рис.3.5), но, очевидно, можно использовать и любые другие способы окрашиванияи краски. Вероятно, эффект окрашивания будет зависеть от вида краски и способаокрашивания. Какие-то краски будутдавать более ровные, насыщенные, блестящие покрытия, другие будут менеенасыщенны по оттенку, но и в них может быть своя «изюминка» — эффект старинныхизделий или более спокойные натуральные оттенки в эко-стиле.

Можно сказать, что холодный фарфор идеально подходит для изготовленияпрофилактических детских антимикробных аромакулонов на период вирусныхэпидемий: запах, а значит, и воздействие масла, хорошо держится до 10 дней, попрошествии которых его можно возобновить, нанеся масло повторно (1 раз в 7-10дней).

Аромакулоны можно изготовить любой формы и удобного размера, можносделать их полыми внутри и капать масло внутрь, так оно будет действовать ещелучше.

Изготовление аромакулонов может быть одной изтем уроков технологии в младшей школе или мастер-класса во внеурочнойдеятельности, художественных мастерских или иных дополнительных обучающихзанятий для детей.   

Выводы

       Массу для лепки — холодныйфарфор — очень легко приготовить дома из доступных и недорогих ингредиентов.

       Рецептура, а также и основнойингредиент — крахмал (его свойства в зависимости от источника) оказывают оченьбольшое влияние на свойства массы и изделий из нее. Более пластичная и гладкаямасса получилась по рецепту №2.  

       Для получения холодногофарфора лучше брать безопасные для детей составляющие, не имеющие в составе вредныхдля детей добавок, вызывающих аллергические реакции. Так, несмотря на то, чтостроительные клеи с точки зрения пластичности более удобны, в изготовлениихолодного фарфора, предназначенного для лепки с детьми, лучше выбрать клеи ПВА,одобренные для детского творчества.

       Холодный фарфор идеальноподходит для изготовления профилактических детских антимикробных аромакулоновна период вирусных эпидемий: запах, а значит, и воздействие масла, хорошодержится до 10 дней, по прошествии которых его можно возобновить, нанеся маслоповторно (1 раз в 7-10 дней).

       В качестве продуктапроекта сделаны и окрашены профилактические аромакулоны с эфирным масломэвкалипта.

Заключение

Цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась.

Свойства пластичноймассы, которую называют «холодный фарфор», зависят от состава, рецепта, способаизготовления.

Холодный фарфор –отличный пластичный, экологичный (на основе натурального растительного биополимеракрахмала), безопасный для детей материал для одного из любимых видов детскоготворчества – лепки.

Изготовление холодного фарфора  является экологически безопасным: не вредит земной атмосфере, не загрязняет окружающуюсреду отходами. При изготовлении изделий из холодного фарфора не требуетсяспециальное оборудование, всё изготавливается вручную. Изделияиз него похожи на керамику, но они более дешевые и безопасные для детей вслучае поломки (нет острых осколков), при этом можно создавать какхудожественные изделия, так и практичные поделки (посуду, емкости для хранения,аромакулоны).

Выбирайте для творчества, особенно детского, толькобезопасные и экологичные материалы. Один из таких материалов – холодный фарфор,свойства которого можно менять, а изделия делать как разными по структуре ипрочности, так и использовать для их декорирования разные краски и способыокрашивания.0

Творите с удовольствием и безугрозы здоровью и природе!

Список литературы

1.                    https://medaboutme.ru/ zdorove/ spravochnik/slovar-medicinskih-terminov/ tvorchestvo/

2.                    https://www.maam.ru/ detskijsad/lepka-kak-odin-iz-vidov-hudozhestvenogo-tvorchestva.html

3.                    http://blog.dochkisinochki.ru/articles/vidy-plastilina-sovremennye-varianty-i-ix-osobennosti/

4.                    https://eva-k2.livejournal.com/2233258.html

5.                    https://www.livemaster.ru/topic/1454291-prostoj-i-dostupnyj-retsept-holodnogo-farfora-kotoryj-poluchaetsya-vsegda

6.                    19 Рецептов приготовлениехолодного фарфора для лепки — Сам себе мастер — 4 апреля — 43434783555 -Медиаплатформа МирТесен (mirtesen.ru)https://sam.mirtesen.ru/blog/43434783555/19-Retseptov-prigotovlenie-holodnogo-farfora-dlya-lepki

7.                    Поделки из холодногофарфора — Сделай сам — 21 октября — 43585917040 — Медиаплатформа МирТесен(mirtesen.ru)https://sdelaisam.mirtesen.ru/blog/43585917040/Podelki-iz-holodnogo-farfora

8.                    http://prodgid.ru/pitatelnye-veshhestva-v-produktax/produkty-bogatye-kraxmalom/

9.                    Стрельникова Л.Н. Из чего все сделано? Рассказы овеществе. Под ред. Г. Эрлиха. — М.: Яуза-пресс, 2011, с.164-167, 186-188.

10.                Набухание, клейстеризация, растворение крахмала;зависимость от вида и способа подготовки сырья //https://megaobuchalka.ru/5/5419.html

11.                Клей для холодного фарфора //https://yacollectioner.ru/klej-dlya-holodnogo-farfora

12.                Все клеи ПВА для ХФ //https://stranamasterov.ru/node/335506

13.                ПВА клей: расшифровка и состав // https://sevparitet.ru/raznoe/klej-pva-s-plastifikatorom.html

14.                Клей – символ ремонта //http://www.okleyah.ru/bitovie-klei/oboyniy-kley.php

15.                ТОП-7 самых хороших клеев ПВА: преимущества инедостатки, отзывы // https://vseobzornik.com/top-kleev-pva/

16.                Лечебные свойства масла эвкалипта. Как лечитьсямаслом эвкалипта? // https://heaclub.ru/lechebnyesvojstvamaslaevkaliptakaklechitsyamaslomevkalipta


 

Приложение 1. Сравнение холодногофарфора на основе кукурузного и картофельного крахмала (по рецепту №1)

Основа холодного фарфора

Описание свойств

Микрофотография

Кукурузный крахмал

Масса очень пластичная, однородная, гладкая, довольно долго сохраняет свои свойства (при правильном хранении – в пленке и холоде — не высыхает, можно готовить с запасом). Масса чистого белого цвета, не искажает цвет при окрашивании.

Картофельный крахмал

Масса менее однородная, комковатая, более грубая, высыхает быстрее, чем масса на основе кукурузного крахмала, становится хрупкой, ломкой.

Масса не чистого белого цвета, а с оттенком кремово-розоватого, поэтому при окрашивании слегка искажается. 

Приложение 2. Описание продуктапроекта – основы для аромакулонов из холодного фарфора.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.55%
НЕТ
41.45%
Проголосовало: 982

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет