X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

ГОУ«Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат»

Утверждаю

Директор ГОУ

«П- Забайкальская школа-интернат»

Ржевцев В.В_____________

ФИО

Приказ №19а

от «1»сентября 2022 г

Согласовано на МС школы

Протокол №1

от «30»_августа 2022 г

Руководитель МС

КазанцеваТ.В______________

ФИО

Рассмотрено на МО учителей

___начальных классов_

Протокол №1

от «30»августа 2022 г

Руководитель МО

Шабанова О.И.

ФИО

 

 

 

                                                        Адаптированнаярабочая программа

Смолина Кирилла, обучающегося поиндивидуальному учебному плану

Срок реализации  1год

Составленана основе   программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений: Подготовительный, 0-4классы: / Подред. И.М. Бгажноковой. — Москва «Просвещение», 2011

 

 

                                                        

                                                                                                 Программу составила:

                                                                                                  учитель начальных классов

                                                                                                 ШабановаОльга Ивановна

 

 

 

 

Г.Петровск-Забайкальский

2022г

 

 

 

                                                                                 Содержание

 

Психолого-педагогическая характеристика Смолина Кирилла.

Стр.

4

 

Индивидуальный учебный план. Пояснительная записка. Распределение часов по предметам.

 

5

 

Русский язык. Пояснительная записка.

 

9

 

Календарно-тематическое планирование по предмету: русский язык , чтение.

 

16

 

Математика. Пояснительная  записка.

30

 

Календарно-тематическое  планирование по предмету: математика.

36

Изобразительное искусство. Тифлографика.  Пояснительная записка.

41

Календарно — тематическое планирование по предмету: Изобразительное искусство. Тифлографика. 

47

Ручной труд. Пояснительная записка.

52

Календарно — тематическое планирование по предмету: Ручной труд.

54

Пространственная ориентировка. Пояснительная записка.

56

Календарно — тематическое планирование по предмету: Пространственная ориентировка.

61

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психолого-педагогическая характеристика

учащегося  ГОУ  г.Петровска-Забайкальского

Смолина Кирилла Алексеевича, 20.07.2008 г.р.

 

    Мальчик 7-й год находится на индивидуальном обучении. Заключение краевой  ПМПК за № 410   от16.04.19г     

Русский язык, чтение. Теоретическийматериал запоминает механически, без осмысления. Изученные правила на практике не применяет. Самостоятельно работать по учебнику и тетради не может, приписьме пропускает буквы, слоги, путает буквы.  В брайлевской тетрадиориентируется неуверенно, нужен постоянный контроль со стороны взрослого.

 Чтениезвукобуквенное с переходом на слоговое. Пересказывает по наводящим вопросам.

Хорошозаучивает наизусть  стихотворения, прозу.

Математика. Освоил счет в пределах 5. Умеет воспроизводить числовой ряд в прямом, обратном порядке.Умеет присчитывать и отсчитывать по одному в пределах 5.  Задачи не решает.

Испытывает трудности при осмыслении учебногоматериала. 

  Для усвоения изучаемого материала требуются многократные систематическиеповторения, закрепление, т.к. сохранение непродолжительно.

Окружающий мир.   У мальчика скудный объем знаний об окружающем мире.   На вопросы, касающиеся осведомленности об окружающем мире не всегда даётправильные ответы.

Постоянно путается в названии  времен года,месяцев, дней недели.

           Со взрослыми и одноклассниками тактичен и вежлив.

Состояние здоровья и физическое развитиеудовлетворительное.

В семье ребенку уделяется достаточно внимания, родители мальчика интересуются его успехами, прислушиваются к рекомендациям, следят завыполнением домашнего задания.

Для дальнейшего успешного обучения Кириллу необходимо продолжатькоррекционные занятия по развитию познавательных процессов.

                                                                        

                                                                                             1.09.2022г

 

                                                            Учитель :  Шабанова О.И.

                                                       Директор: Ржевцев В.В

 

 

Результатыиндивидуального обучения  (2021-22уч год)

Предмет

Программа (автор)

Кол-во занятий по программе

Расхож дение в часах

 Итоговая успеваемость

Запланир.

Факти чески

Русский язык (письмо)

А.К.Аксёнова, С.В.Комарова, Э.В.Якубовская.

68

68

 

усв

Чтение (обучение грамоте)

  А.К.Аксёнова, С.В.Комарова, Э.В.Якубовская.

34

34

 

усв

Математика

М.Н.Перова, Т.И.Бугаева, И.Г.Старкова

68

68

 

Част усв

Окружающий мир

Н.Б.Матвеева

34

34

 

Част усв

 

 

Анализрезультатов  6-го года индивидуального обучения показывает, что для обучающегосяостаются актуальными требования к ЗУН 2-го уровня, т.к. динамика развития егопознавательных процессов незначительна, что снижает продуктивность обучения. Требуется продолжать работу по развитию произвольного внимания, объёмаоперативной и долговременной памяти, словесно-логического мышления и т.п. Приэтом в программе по основным предметам по-прежнему необходимы дополнительныечасы на повторение и закрепление наиболее сложных тем.

      На основании вышеизложенного будет продолжено обучение мальчика по индивидуальнойпрограмме.

        

 Адаптированная рабочая программа обученияобучающегося по ИУП Смолина Кирилла разработана на основании документов:

1.      Приказ Минобразования и науки РФ от 19.12 2014 за№ 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования  детей с ограниченными возможностямиздоровья»; 

 

2.       Приказ Министерствапросвещения Российской Федерации от 21.03.2021 № 115 (ред. от 17.07.2015) «Обутверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности поосновным общеобразовательным программам — образовательным программам начальногообщего, основного общего и среднего общего образования»;

3.       Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию приреализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программначального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденногоприказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2020 №254;

4.       Примерных адаптированных основных общеобразовательных программначального общего образования  слепых обучающихся. Одобрены решениемфедерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протоколот 22 декабря 2015 г. № 4/15) fgosreestr.ru

5.     Постановлением Главногосанитарного врача РФ от 28.09.2020 за № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648–20«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

6.     Постановлением Главногосанитарного врача РФ от 28 января 2021 года  №2 Об утверждении санитарныхправил и норм СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования кобеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов средыобитания.

7.       Адаптированной общеобразовательной  программы начального общегообразования слепых обучающихся  с умственной отсталостью  (интеллектуальныминарушениями) (вар 3.3.) ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная)школа-интернат»

8.     На основе примерной программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений: Подготовительный, 0-4классы: / Подред. И.М. Бгажноковой. — Москва «Просвещение», 2011.

9.     Программа воспитания ГОУ«Петровск-Забайкальская СКШИ»

Учебный план составлен с учётомвозможностей ОУ и пожеланий родителей (законных представителей).

Всвязи с тем, что мальчик частично усвоил программу за прошлый учебный год, реализациярабочих программ будет осуществляться следующим образом:

порусскому  языку, чтению  за 3 класс,

по математике, по причине частичного  усвоения программы будет продолжено обучениеза 1 класс.

 Остальныепредметы: «Изобразительное искусство. Тифлографика», «Ручной труд»,«Ориентировка в пространстве» за 4 класс.

Содержаниевсех предметов имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность,заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающегося.

Индивидуальныйучебный план начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями ) (вариант 3.3)

Предметные области

Учебные

 Кол-во час

Язык и речевая практика

Русский язык

2

Чтение

2

Математика

Математика

2

Изо

Изобразительное искусство. Тифлографика.

0,5

Технология

Ручной труд

1

Ориентировка в пространстве

Ориентировка в пространстве

0,5

Итого

 

8 час

Вариант 3.3 предусматривает обучение слепых детей,имеющих выраженные дополнительные первичные нарушения развития и при этомзначительно отстающие в развитии от возрастной нормы (легкая неосложненнаяумственная отсталость, выраженная задержка психического развитиярезидуально-органического генеза, а также другие отклонения в развитии,сочетающиеся с интеллектуальной недостаточностью).

Обучение  слепых детей с легкой степенью умственнойотсталости (интеллектуальными нарушениями) имеет целью создание условийвыполнения требований Стандарта для личностного развития данной группыобучающихся и достижение ими планируемых результатов освоения адаптированнойосновной общеобразовательной программы, направленной на обеспечение социальнойадаптации и интеграции. 

Цель обучения  состоит также вформировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатковпсихофизического развития обучающихся, в этой связи обучение  направлено нарешение диагностико-пропедевтических задач:

1. выявление индивидуальных возможностей каждогоребенка, особенностей его психофизического развития, оказывающего влияние на овладениеучебными умениями и навыками;

2. формирование у обучающихся физической,социально-личностной, коммуникативной и интеллектуальной готовности к освоениюАООП;

3. формирование готовности к участию в систематическихучебных занятиях, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия сучителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время;

4. обогащение знания обучающихся о социальном иприродном мире, приобретение опыта в доступных видах детской деятельности(рисование, лепка, аппликация, ручной труд, игра и др.).

 

Достижение поставленных целей предусматривает решениеосновных задач:

— формирование основ общей культуры, нравственноеразвитие, воспитание слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), сохранение и укрепление их здоровья;

— личностное развитие слепых обучающихся с легкойстепенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями);

— удовлетворение особых образовательных потребностейслепых обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальныминарушениями);

— создание условий, обеспечивающих достижениеобучающимися планируемых результатов по освоению учебных предметов, курсовкоррекционно-развивающей области;

 — минимизация негативного влияния особенностейпознавательной деятельности данной группы обучающихся на освоение имиадаптированной основной общеобразовательной программы;

 — оптимизация процессов социальной адаптации иинтеграции;

 — использование в образовательном процессесовременных тифлотехнических средств и средств оптической коррекции; 

— использование в образовательном процессе современныхобразовательных технологий деятельностного типа;

— предоставление слепым обучающимся с легкой степеньюумственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) возможности накоплениясоциального опыта, знаний, умений и способов деятельности, сформированных впроцессе изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области; 

Восприятие слепого ребенка ввиду отсутствия илисущественной ограниченности зрения базируется на тактильно-осязательном ислуховом способах познания окружающего мира, а обучение строится на основеиспользования рельефно-точечной системы Брайля.

Слепой ребенок с выраженными дополнительнымипервичными нарушениями развития, осваивая АООП по варианту 3.3, получаетобразование в пролонгированные сроки (1-5 лет), которое по содержанию иитоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения ссодержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительныеограничения здоровья. 

       Требования к учебникам, учебнымпринадлежностям, дидактическим материалам и наглядным пособиям. Вчастности, общими требованиями для организации в 1-5 классах обучения детей поварианту 3.3 являются следующие[1]:

1)                 Специальныеучебники,созданные на основе учебников для обучающихся, не имеющих ограничений позрению, но отвечающие особым образовательным потребностям слепых (изданныерельефно-точечным шрифтом; содержащие иллюстративно-графический материал,выполненный рельефом, а лучше рельефом и цветом) и имеющие учебно-методическийаппарат, адаптированный к особенностям познавательной деятельности слепыхобучающихся.

2)                 Тифлосредствадля подготовки к письму рельефно-точечным шрифтом Брайля: разборнаяазбука, «Брайлевское шеститочие», кубик-буква, азбука в картинках, брайлевскийалфавит, «Прибор прямого чтения».

3)                 Тетрадидля письма по Брайлю, приборы, грифели, линейки и угольники с тактильнойразметкой; рельефно-графические пособия ИПТК «Логосвос», приборы для рельефногорисования DraftsMan, приборы «Графика», «Ориентир»; белые трости дляориентировки слепых.

4)                 Попоказаниям врача-офтальмолога: индивидуальное освещение рабочей поверхности,увеличительные устройства.

5)                 Наглядныйматериал должен предъявляется на контрастном фоне и быть рассчитан как минимумна бисенсорное восприятие, т.е. иметь четкий рельеф, контрастные цвета, исопровождаться словесным описанием (данное требование является условиемформирования у слепых учащихся целостного образа).

6)                 Спортивныйинвентарь для слепых и тренажеры.

7)                  Тематическиерельефно-графические пособия издательства «Логосвос» «Азбука движений»,«Домашние животные», «Растения», «Альбом для обучения чтению рельефныхизображений» и т.д.

8)                 Принадлежностидля рельефного черчения (линейка, циркуль, транспортир с тактильной индикацией);

9)                 Приборыдля рельефного рисования и черчения «Школьник», «Draftsman».

10)             Специальныеучебные принадлежности: брайлевские приборы, грифели, тетради, сделанные изплотной (брайлевской) бумаги;

11)             Брайлевскиепечатные машинки (Tatrapoint, Perkins и т.п.), бумагой для печати по Брайлю.

12)             Брайлевскийдисплей для распечатки педагогом дидактического материала.

13)             Белыетрости для ориентировки слепых.

14)             Приборы«Графика» и «Ориентир».

15)             Подставкидля книг/иллюстраций «Сигма».

16)             Тренажерыи спортивный инвентарь для слепых.

17)             Текстовыедидактические пособия, выполненные рельефно-точечным шрифтом;иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом и рассчитанные дляосязательного восприятия (для тотально слепых); иллюстративно-графическиепособия, выполненные рельефом, но имеющие цветовое оформление, рассчитанные наосязательное и зрительное восприятие (для слепых обучающихся со светоощущениеми с остаточным форменным зрением); индивидуальные дидактические материалы инаглядные пособия, отвечающие индивидуальным особым образовательнымпотребностям слепых обучающихся.

В процессе обучения по любой из входящих вКомплект программе должны соблюдаться ряд общих требований:

1.                 Требованияк организации учебного пространства

Важным условием организациипространства, в котором обучаются слепые обучающиеся, является безопасность ипостоянство предметно-пространственной среды, что предполагает:

·        определенноепредметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входнымдверям, отсутствие выступающих углов и другое);

·        соблюдениенеобходимого для слепых обучающихся с остаточным зрением светового режима(обеспечение беспрепятственного прохождения в школьные помещения естественногосвета; одновременное использование естественного и искусственного освещения;возможность использования дополнительного индивидуального источника света идругое);

·        оперативноеустранение факторов, негативно влияющих на осязательное и слуховое восприятие,состояние зрительных функций слепых с остаточным зрением (недостаточностьуровня освещенности рабочей зоны, наличие бликов и другое);

·        комфортныеуровня освещенности школьных помещений;

·        индивидуальноеосвещение рабочей поверхности (по показаниям);

·        использованиеоптических, тифлотехнических, технических средств обучения.

2.                 Требованияк организации учебного процесса

При организации учебного процесса необходимо учитыватьгигиенические требования:

·                    чередоватьтактильную, слуховую и зрительную нагрузки; фронтальную и индивидуальную формыработы;

·                    иметьдостаточное количество и разнообразие дидактического и наглядного материала,технических средств обучения;

·                    проводитьфизкультминутки;

·                    следитьза правильным использованием обучающимися оптических средств коррекции зрения(очки, лупы и увеличивающие устройства различной модификации);

·                    использоватьпри необходимости подставки для книг и наглядного материала, в частности, иминепременно должны пользоваться дети с концентрическим сужением поля зрения иограничением поля зрения снизу при восприятии иллюстраций);

·                    всолнечные дни использовать жалюзи;

·                    осуществлятьконтроль за правильной позой учащихся во время занятий.

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Адаптированная  рабочая программа попредмету «Русский язык» разработана на основеФедерального государственного образовательного стандарта начального общегообразования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далееСтандарта), с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательнойпрограммы начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3), методик обученияслепых детей, программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений:Подготовительный, 0-4классы: / Под ред. И.М. Бгажноковой. — Москва«Просвещение», 2011.

     Программа адаптирована для ученикаиндивидуального обучения Смолина Кирилла. Мальчик, за прошлый учебный год,   освоилпрограмму 2  класса,   поэтому программа по русскому языку будет осуществлятьсяза курс 3 класса, чтение – за 3 класс.

Изучение учебного предмета «Русский язык» направленона достижение цели образовательно-коррекционной   работы: формирование услепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) коммуникативно-речевых умений на уровне устной и письменной речидля успешной социальной адаптации.

Задачи:

формирование у слепых обучающихся с легкой умственнойотсталостью интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;

развития умения пользоваться речью как средствомобщения (четкость произносительных навыков, необходимый словарь, точность впостроении предложений, связанность устного высказывания);

знакомство со связной письменной речью как видомобщения;

обучение рельефно – точечному шрифту Л.Брайля какосновному виду письма;

осуществление нравственного, эстетического иэкологического воспитания;

преодоление речевой замкнутости слепых обучающихся слегкой умственной отсталостью сотрудничать со взрослыми в различных видахдеятельности: в игре, в учебной ситуации, в решении бытовых задач;

развитие умения слушать и понимать учителя, выполнятьнесложные речевые инструкции, внятно выражать свои просьбы и желания;

коррекция недостатков сенсомоторной сферы младшихшкольников на основе различных упражнений, направленных на развитие слухового,зрительного (для слепых с остаточным зрением), тактильного восприятия,артикуляционной моторики и моторики мелких мышц руки;

уточнение и расширение представлений школьников всвязи с различными практическими действиями на уроке, во время экскурсии,наблюдений за различными явлениями в окружающей среде;

практическое овладение терминами «слово» и«предложение», формирование умения правильно оформлять предложение с опорой навыполняемые действия, картинки (рельефные изображения) или проведённые ранеенаблюдения;

знакомство со звуками и обозначающими их буквамирельефно-точечного шрифта, формирования умения слышать звуки и выделять их вслове.

 

Общаяхарактеристика учебного предмета

Русский язык является одним из основных предметов вобучении слепых умственно отсталых (интеллектуальными нарушениями) обучающихся.Общее психическое и интеллектуальное нарушение, а также недостатки зрительной,двигательной, речевой и других сфер умственно отсталых детей,  значительноснижают их готовность к школьному обучению. Это вызывает необходимостьвыделения часов на повторение программы за 1 класс, ориентированного  навыявление пробелов в знаниях и оптимальных путей коррекции недостатков общего иречевого развития ребёнка.   

 

  Ценностные ориентиры содержания курса

 

     В результате изучения учебного предмета «Русский язык»слепые обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) научатся понимать, что язык является основным средствомчеловеческого общения, у них будет формироваться позитивное отношение крусскому языку, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения,средством их развития.

     При изучении учебного предмета «Русский язык» у слепыхобучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) будут закрепляться :

 Ценность добра: направленность человека на развитие исохранение жизни, через сострадание и милосердие.

 Ценность семьи как первой и самой значимой для развитияребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственностькультурных традиций народов России от поколения кпоколению.

 Ценность труда и творчества как естественного условиячеловеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

 Осознание человеком себя как члена общества, народа,представителя страны и государства.

 Ценность патриотизма, выражающаяся в любви к России,народу, малой родине.

 

Местоучебного курса в учебном плане.

В учебном плане ГОУ СК «Петровск-Забайкальская  школа-интернат»  на обучениерусскому языку отводится 2 часа в неделю,  всего 68 часов.Продолжительность занятия — 40 минут. Сроки реализации учебной программы-2022-2023 учебный год.

 

Планируемыерезультаты освоения предмета

 

Личностные результатыосвоения программы по русскому языку за 3 класс для слепых обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должны отражать:

1)      формирование уважительного отношения к мнениюодноклассников;

2)      развитие адекватных представлений о насущнонеобходимом жизнеобеспечении;

3)      овладение начальными навыками адаптации;

4)      овладение социально-бытовыми умениями,используемыми в повседневной жизни;

5)      владение навыками коммуникации и принятымиритуалами социального взаимодействия;

6)      принятие и освоение социальной ролиобучающегося;

7)      развитие навыков сотрудничества со взрослыми исверстниками в разных социальных ситуациях;

8)      развитие доброжелательности и эмоционально-нравственнойотзывчивости;

9)    формирование установки на безопасный, здоровыйобраз жизни.

 

Минимальный уровень усвоения планируемых результатовпо русскому языку слепым обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) на конец обучения в 3  классе:

 

   Минимальныйуровень:

различение гласных исогласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционныхсогласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;

деление слов на слоги дляпереноса;

списывание по слогам ицелыми словами с  печатного текста с орфографическим проговариванием;

запись под диктовку слови коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;

обозначение мягкости итвердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (послепредварительной отработки);

дифференциация и подборслов, обозначающих предметы, действия, признаки;

составление предложений,восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетныхкартинок;

выделение из текстапредложений на заданную тему;

участие в обсуждении темытекста и выбора заголовка к нему.

Планируемые результаты освоения слепымис легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовыхучебных действий, личностных и предметных результатов.

Личностные: 

·                     восприятие «образа Я» как субъекта учебнойдеятельности. сравнение «образа Я».

Коммуникативные:

·                     высказывание в устной форме;

·                     использование адекватных возрасту ииндивидуальным возможностям форм и функций речи, включая компенсаторнуюфункцию.

Регулятивные:

·                    организация действий в соответствии споставленной учебной задачей и условиями её реализации (с помощью учителя);

·                    использование в учебно-познавательнойдеятельности сенсорных способностей и перцептивных умений;

·                    контроль и оценка результатов взаимодействия.

Познавательные:

·                    знаково-символические действия — замещения (например, звука буквой).

 

В программе по русскому языку 3-го класса выделяютсяследующие разделы:

 

 

Наименование раздела учебного материала

Количество часов на изучение раздела

Основные элементы раздела

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

1

Повторение

5 ч.

Составление предложений  на основе демонстраций  действий. Обозначение на  схеме  правил  записи  предложений. Распространение  предложений  на схеме  с  помощью рельефных картинок.  Запись  по  образцу  предложения.

Называние  предмета  различных  родовых  групп. Различение  реального  предмета  и  слова, называющего  этот  предмет. Составление  предложений с данным  словом.                                                             

Уметь писать строчные и прописные буквы; списывать прочитанные и разобранные слова и предложения с учетом психофизических особенностей детей.

2

Звуки и буквы

28 ч.

Различение гласных  и  согласных звуков  и  букв, их обозначение в схеме. Запись слова  в тетради по схеме. Составление предложения с  заданным словом. Сравнение  слов  отличающимся одним  звуком, количеством  звуков, их  расположение. Выделение ударного  гласного по образцу и  самостоятельно. Деление слов на  слоги.

Уметь анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р — л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании с учетом психофизических особенностей детей.

3

Слово

31 ч..

Названия предметов. Названия действий. Предлоги.

Слова с непроверяемыми гласными.

Уметь списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
      писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа с учетом психофизических особенностей детей.

4

Предложение

4ч.

Выделение предложения из текста. Правила записи предложения. Предложение и его схема. Составление предложения по предметной и сюжетной картинкам. Предложения-вопросы и предложения-ответы.

Уметь писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста с учетом психофизических особенностей детей.

 

Всего

68 ч

 

 

 

 

ОСНОВНОЕСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Повторение  -6ч.

Выделениепредложения из речи. Его графическое изображение.  Практическая отработкаоформления предложения на письме и в устной речи.   Завершение начатогопредложения. Сравнение предложения и не предложения.   Работа с деформированнымпредложением.   Выделение в предложении названий предметов и названийдействий.  Ответы на вопросы. Коллективная запись ответов. Самостоятельноесоставление предложений по картинке.  Различение рассказа и набора предложений.Определение темы рассказа

Звуки и буквы – 27 ч.

Порядок букв в русской азбуке. Алфавит.Расположение в алфавитном порядке фамилий учеников класса. Знакомство со«Школьным орфографическим словарём» .   Восстановление в памяти слов из словаря2 класса, нахождение их в орфографическом словаре.    Гласные звуки и буквы.  Ударение в двусложных и трехсложных словах.    Выделение ударной гласной . Гласные ударные и безударные.  Наблюдение за одинаковым написанием ударной ибезударной гласной в группе слов – «родственников».  Восстановлениедеформированного текста с опорой на серию картинок. Озаглавливание. Делениеслов на слоги.  Гласные е, ё, ю, я , э в начале слова или слога. Переносчасти слова при письме.   Согласные твёрдые и мягкие. Их дифференциация на слухи в произношении.   Буква ь на конце и в середине слова. Сочетаниегласных с шипящими Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.   Различение парныхзвонких и глухих согласных на слух и в произношении.    Правописание звонких иглухих согласных на конце слова. .

 

Слово – 31 ч.

Различениеслов, обозначающих названия предметов, по вопросам кто? что?  Выделениеназваний предметов из предложения.  Расширение круга слов, обозначающихпредметы, явления природы, растения, животных.  Различение слов, обозначающихдействия предметов, по вопросам что делает? что делают?  Знакомство с вопросамик названиям действий: что делал? (что сделал?), что будет делать? (чтосделает?)  Подбор названий действий по вопросам или по образцу . Названияпризнаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал и вкус предмета. Предлог О. Его значение.  Раздельное написание предлогов со словами.  Графическое обозначение предлога в схеме предложения. Слова с непроверяемымигласными. Единообразное написание гласной в словах-родственниках.

 

Предложение -4ч.

Выделениепредложения из текста. Смысловая законченность предложения. Чтение диалога.Соблюдение правильной интонации в вопросе и ответе.   Составление диалогов изданных вопросов и ответов. Восстановление деформированного текста с опорой навопросы.  Озаглавливание рассказа.

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ

 Учебник: Русский язык, 3 класс. Авт. Э.В.Якубовская, Я.В.Коршунова, М:«Просвещение», 2017г

№ пп

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Учебная неделя

Повторение -6ч.

1.       

Предложение. Выделение предложения из речи.

1

1

2.       

Предложения-вопросы, предложения ответы.

1

1

3.       

Завершение начатого  предложения.

1

2

4.       

Порядок слов в предложении.

1

2

5.       

Диагностический контрольный диктант

1

3

6.       

Работа над ошибками. Закрепление знаний о предложении.

1

3

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Звуки и буквы -27ч.

7.       

Знакомство с алфавитом.

1

4

8.       

Звуки гласные и согласные.

1

4

9.       

Ударение. Гласные ударные и безударные.

1

5

10.    

Наблюдение за одинаковым написанием ударной и безударной гласной в группе слов – «родственников».

1

5

11.    

Контрольный диктант № 2 по теме «Звуки и буквы. Ударение».

1

6

12.    

Работа над ошибками диктанта. Звуки и буквы. Ударение.

1

6

13.    

Деление слов на слоги.

1

7

14.    

Гласные е, ё, ю, я в начале слова или слога. Перенос части слова при письме.

1

7

15.    

Слова с гласной э в начале слова. Перенос части слова при письме.

1

8

16.    

Перенос части слова при письме.

1

8

17.    

Согласные твёрдые и мягкие. Их дифференциация на слух и в произношении.

Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю. я.

1

9

18.    

Буква ь на конце слова.

1

9

19.    

Буква ь в середине слова.

1

10

20.    

Повторение. Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю. я, ь

1

10

21.    

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

11

22.    

Контрольный диктант №3 по теме «Твёрдые и мягкие согласные. Гласные после шипящих».

1

11

23.    

Работа над ошибками. Сочетание гласных с шипящими.

1

12

24.    

Парные звонкие и глухие согласные.

1

12

25.    

Различение парных звонких и глухих согласных на слух и в произношении.

1

13

26.    

Несоответствие звука и буквы в словах со звонкой и глухой согласной на конце.

1

13

27.    

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

1

14

28.    

Проверка парных согласных на конце слов путем изменения формы слова.

1

14

29.    

Контрольный диктант № 4 по теме «Парные звонкие и глухие согласные».

1

15

30.    

Работа над ошибками диктанта. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

1

15

31.    

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Подбор проверочных слов.

1

16

32.    

Проверка парных согласных на конце слов путем изменения формы слова.

1

16

33.    

Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок. Озаглавливание текста.

1

17

Слово -31ч .

34.    

Названия предметов.

1

17

35.    

Различение слов, обозначающих названия предметов, по вопросам кто? что?

1

18

36.    

Выделение названий предметов из предложения.

1

18

37.    

Расширение круга слов, обозначающих предметы, явления природы, растения, животных.

1

19

38.    

Составление пар слов с ласкательным и уменьшительным значением.

1

19

39.    

Составление пар слов, противоположных по значению.

1

20

40.    

Использование текстовых синонимов для называния действующего лица.

1

20

41.    

Использование местоимений вместо существительного.

1

21

42.    

Названия действий. Различение слов, обозначающих действия предметов, по вопросам что делает? что делают?

1

21

43.    

Знакомство с вопросами к названиям действий: что делал? (что сделал?), что будет делать? (что сделает?) Подбор названий действий по вопросам или по образцу

1

22

44.    

Согласование слов, обозначающих названия действий, с названиями предметов.

1

22

45.    

Отгадывание названий предметов по названиям действий.

1

23

46.    

Подбор к названиям предметов нескольких названий действий.

1

23

47.    

Контрольный диктант № 5 по теме «Названия предметов».

1

24

48.    

Работа над ошибками диктанта. Названия предметов и действий.

1

24

49.    

Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок. Озаглавливание.

1

25

50.    

Названия признаков предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?

1

25

51.    

Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал и вкус предмета.

1

26

52.    

Подбор слов, обозначающих ряд признаков данного предмета. Отгадывание предмета по его признакам.

1

26

53.    

Выделение названий признаков из предложений, постановка к ним вопросов.

1

27

54.    

Образование слов различных категорий по образцу или по вопросам.

1

27

55.    

Выделение названий признаков из предложений, постановка к ним вопросов.

1

28

56.    

Контрольный диктант №6 по теме «Названия предметов, действий и признаков».

1

28

57.    

Работа над ошибками диктанта. Образование слов различных категорий по вопросам.

1

29

58.    

Восстановление деформированного текста с опорой на серию картинок. Озаглавливание рассказа.

1

29

59.    

Предлоги к, от, по, над, под. Их пространственное значение.

1

30

60.    

Предлог О. Его значение.

1

30

61.    

Раздельное написание предлогов со словами.

1

31

62.    

Графическое обозначение предлога в схеме предложения.

1

31

63.    

Использование в словосочетаниях названий предметов в правильной форме в зависимости от предлога.

1

32

64.    

Слова с непроверяемыми гласными. Единообразное написание гласной в словах.

1

32

65.    

Распространение предложений по картинке и вопросам.

1

33

66.    

Работа с деформированным предложением.

1

33

67.    

Чтение диалога. Соблюдение правильной интонации в вопросе и ответе. Составление диалогов из данных вопросов и ответов.

1

34

68.    

Итоговый контрольный диктант.

1

34

 

 

 

Ожидаемые  результатыосвоения учебного предмета «Русский язык» в конце 3 класса

2-йуровень

       различать сходные по начертанию буквы;

       называть предметы на картинках и подбирать к ним названиядействий;        1

       составлять предложение по действию или по картинке с помощьюучителя;

       списывать по  слогам слова с рукописного и печатного текстов;

       составлять буквенную схему слов типа шар, суп, Мила;

       делить слова на слоги;

•писать под диктовку буквы, слоги и слова (из 3—4 букв), написание которых не        расходится с произношением (6 слов).

   

          Критерии оценок

 Отметка «5» заустный ответ, если ученик: Обнаруживает понимание материала, может с помощьюучителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимыепримеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

 Отметка «4» заустный ответ, если ученик: Дает ответ, в целом в соответствующий требованиямоценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами иисправляет их с помощью учителя. Делает некоторые ошибки в речи. При работе стекстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляетпри помощи учителя.

  Отметка «3» заустный ответ, если ученик: Обнаруживает знание и понимание основных положенийданной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно.Допускает ряд ошибок в речи. Затрудняется самостоятельно подтвердить правилопримерами и делает это с помощью учителя. Нуждается в постоянной помощиучителя.

 Отметка «2» заустный ответ, если ученик: Обнаруживает незнание большей или наиболеесущественной части изученного материала. Допускает ошибки в формулировкеправил, искажающие их смысл. В работе с текстом делает грубые ошибки. Неиспользует помощь учителя.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ИМАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

1. Приборы 18-строчные для письма по Брайлю, грифели(детские, женские), тетради для письма по Брайлю.

2. Колодка — шеститочие, колодка — ряд шеститочий,кубик для набора комбинаций точек, рассыпная азбука.

3. Прибор «Графика», прибор «Ориентир» (малый).

4. Наборы плоских и объемных геометрических фигур.

5. Муляжи.

6. Рельефно-графические пособия для обучения грамоте,выпускаемые ИПТК «Логосвос».

7. Трость

 

Литература

1.                 Азбукадля детей. – М.: ООО «МИПО Репро», 2016. (издание шрифтом Брайля).

2.                 АксеноваА. К., Комарова С. В..Шишкова М. И. Обучение грамоте. Методические рекомендациипо обучению чтению и письму учащихся 1 класса специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение.

3.                 ГорецкийВ.Г. и др. Азбука. 1 класс. В 2 частях (В 5 книгах). – М.: ООО «МИПО Репро»(издание шрифтом Брайля).

4.                 Организацияи содержание процесса обучения грамоте в коррекционно-образовательныхучреждениях III вида: Учебное пособие /под ред. Г.В. Никулиной. – СПБ.: Изд-воРГПУ им. А.И. Герцена, 2000.

5.                 Примернаяадаптированная основная образовательная программа начального общего образованияслепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) (вариант 3.3).

6.                 ПроглядоваГ.А., Денискина В.З. Анализ некоторых проблем обучения слепых учащихся письмупо системе Брайля // Дефектология. – 2014. – № 3. – С. 89–94.

7.                 ПроглядоваГ.А., Уфимцева Л.П., Денискеина В.З. Система работы по профилактике нарушенийписьма у слепых младших школьников // Дефектология. – 2014. – № 4. – С. 71–79.

8.                 ПроглядоваГ.А. Пропедевтическая работа со слепыми учащимися при обучении письму шрифтомБрайля // Дефектология. – 2015. – № 2. – С. 71–78.

9.                 ПроглядоваГ.А. Алгоритм письма по системе Брайля // Воспитание и обучение детей снарушениями развития. – 2015. – № 7. – С. 26–29.

10.             Федеральныйгосударственный образовательный стандарт для детей с ограниченнымивозможностями здоровья (Приказ Министерства образования РФ от 19 .12.2014г.№1598).

 

 

 

Чтение.                                                                                                                                                                

Пояснительная записка.

Адаптированная рабочая программа по предмету «Чтение»для 3-го класса разработана на основе Федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования обучающихся сограниченными возможностями здоровья (далее Стандарта), с учетом Примернойадаптированной основной общеобразовательной программы начального общегообразования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3), методик обучения слепых детей.

Программа адаптирована для ученика индивидуальногообучения Смолина Кирилла. Мальчик, обучаясь в прошлом году, освоил программу 2класса:  письмо и чтение по Брайлю, поэтому программа по чтению осуществляетсяпо программе 3 класса.

          Для  реализации программы необходим следующий учебно-методическийкомплекс:

      Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений: Подготовительный, 0-4классы: / Под ред. И.М.Бгажноковой. — Москва «Просвещение», 2011.

                   УчебникЧтение:Учебник для 3 кл. специальных (коррекционных) образоват. учрежд. / Авт. сост.С.Ю. Ильина. – 5 изд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008, 2017. 247 стр.

Изучение учебного предмета «Чтение» направлено надостижение следующих образовательно-коррекционных целей:

1) Социализация личности слепого обучающегося слегкой умственной отсталостью и коррекция речемыслительных способностей.

2) Овладение грамотой, основными речевыми формами иправилами их применения.

3) Развитие устной коммуникации, способности космысленному чтению.

4) Развитие способности к словесному самовыражению науровне, соответствующем возрасту и развитию обучающегося с легкой умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Задачи:

1)овладение правильным чтением текстов вслух целыми словами, написаннымирельефно-точечным шрифтом Л. Брайля;

2)овладение специальными умениями работы с текстом;

3)проявление интереса к чтению тактильных книг;

4)формирование умения точно соотносить слово с обозначаемым предметом, действием,признаком;

5) участиев обсуждении прочитанных произведений;

6)формирование умения высказывать отношение к поступкам героев;

7)овладение максимально разборчивой и четкой речью;

8)преодоление речевой стереотипии, коммуникативно-речевой инактивности;

9) формирование умения выбирать с помощью взрослоголитературу для чтения.

 

Общая характеристика учебного предмета«Чтение»

Чтение является важным учебным предметом при обучениислепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями).

Нарушениемышления и речи, как и всех сторон психики детей с нарушением интеллекта,обуславливают специфику обучения их чтению и письму. Ведущим коррекционнымпринципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данным учебнымпредметам, является развитие речи школьников, особенно её коммуникативнойфункции.

Уроки обучения чтению имеют коррекционнуюнаправленность. В процессе анализа произведений ведется работапо установлению причинно-следственных связей и закономерностей, чтоспособствует не только усвоению содержанияпрочитанного, но и развитию словесно-логического мышления. Большое внимание науроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиесяучатся пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя с постепеннымпереходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.  В процессезнакомства с произведением ведется систематическая работа, направленная на понимание содержания произведения, обогащение иуточнение словарного запаса, обучение правильному построе­ниюпредложений.

 

  Ценностные ориентиры содержания курса

 

Осознание себя частью природного мира — частью живой инеживой природы.

Осознание важности и необходимости соблюдения здоровогообраза жизни.

Ценность добра: направленность человека на развитие исохранение жизни, через сострадание и милосердие.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развитияребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственностькультурных традиций народов России от поколения кпоколению.

Ценность труда и творчества как естественного условиячеловеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Осознание человеком себя как члена общества, народа,представителя страны и государства.

Ценность патриотизма, выражающаяся в любви к России,народу, малой родине.

 

 

Место учебного курса в учебном плане.

На обучение чтению выделяются часы учебного плана: 68часов (2 ч в неделю, 34 учебные недели).

Планируемые результаты

Личностные результаты освоенияпрограммы по «Чтению» за 3 класс для слепых обучающихся с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями) должны отражать:

1)  формирование чувства гордости за свою Родину;

2)         формирование уважительного отношения кмнению одноклассников;

3)         развитие адекватных представлений о насущнонеобходимом жизнеобеспечении;

4)         овладение начальными навыками адаптации;

5)         владение навыками коммуникации и принятымиритуалами социального взаимодействия;

6)         принятие и освоение социальной ролиобучающегося;

7)         развитие навыков сотрудничества со взрослымии сверстниками в разных социальных ситуациях;

8)         развитие доброжелательности иэмоционально-нравственной отзывчивости;

Базовые учебные действия.

Личностные

·                    восприятие«образа Я» как субъекта учебной деятельности;

·                    сравнение«образа Я» с героями литературных произведений как основы самоопределения;

·                    чувстволюбви к своей Родине; 

·                    нравственнаяоценка через выявление содержания и значения действий персонажей с помощьюучителя. 

Коммуникативные

·                    умениевыражать свои мысли с учётом целей коммуникации;

·                    восприятие«образа Я» как субъекта речевой деятельности;

·                    умениевзаимодействовать с партнерами в системе координат: «слепой – зрячий»,«слепой-слепой» при обсуждении прочитанных произведений и др.

Регулятивные

·                    организациядействий в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями еёреализации с помощью учителя;

·                    использованиев учебно-познавательной деятельности сенсорных способностей и перцептивныхумений.

Познавательные

·                    умениеслушать художественные тексты;

·                    умениеустанавливать последовательность событий и действий героев произведения (спомощью учителя);

·                    пониманиеконтекстной речи на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

·                    установлениепричинно-следственной последовательности событий и действий героев произведения(с помощью учителя).

Предметные результаты

Минимальный — уровень

-осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;

-пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;

-участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

-выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.

 

 

 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

      Программа включает в себя следующие разделы:

Тема1.«Зазвенел звонок – начался урок.»

Учащиесязнакомятся с небольшими по объёму произведениями,отрывками из произведений ожизни детей в школе,об обязанностях школьников.

Тема2. «Осенниестраницы».

Учащиесязнакомятся с небольшими по объёму произведениями,отрывками из произведений обизменениях в природе, о жизни растений осенью.

Тема3. «Мирживотных».

Учащиесязнакомятся с небольшими по объёму сказками разных народов.

Тема4. «Птицынаши друзья»

Учащиесязнакомятся с небольшими по объёму произведениями,отрывками из произведений ожизни животных в разное время года.

Тема5. «Зимниестраницы».

 Учащиесязнакомятся с небольшими по объёму произведениями,отрывками из произведений ожизни птиц в разное время года.

Тема6. «Сказка за сказкой».

Учащиесязнакомятся с небольшими по объёму произведениями,отрывками из произведений обизменениях в природе, о жизни растений зимой.

Тема7.«Всё мы делаем сами и своими руками».

Учащиесязнакомятся с небольшими по объёму произведениями,отрывками из произведений отруде взрослых, об участии в домашнем труде детей.

Тема8.«Весенние страницы».

Учащиесязнакомятся с небольшими по объёму произведениями,отрывками из произведений охороших и плохих поступках, о дружбе и взаимопомощи.

Тема9.«Ежели вы вежливы…».

Учащиесязнакомятся с небольшими по объёму произведениями,отрывками из произведений оправилах п«Всё мы делаем сами и своими руками».

оведения,вежливости.

Тема10.. «Летние страницы».

Учащиесязнакомятся с небольшими по объёму произведениями,отрывками из произведений обизменениях в природе, о жизни растений весной.

 

Крометого, программа 3 класса предусматривает составление и чтение слов со сходнымипо звучанию артикуляции звуками,со стечением согласных, многосложных; ответы навопросы по содержанию прочитанного ,нахождение в тексте ответа на вопросы,элементарная оценка прочитанного   ;пересказ по вопросам учителя с постепеннымпереходом к самостоятельному пересказу.

Основной формойорганизации процесса обучения чтению является урок. Ведущей формой работыучителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлениидифференцированного и индивидуального подхода. Каждый урок чтения иразвития речи оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточнымматериалом, техническими средствами обучения.

Основнымиметодами являются:

 -словесныеметоды:

-рассказ, используется  при  объяснении  нового материала, детиполучают полную информацию о новых незнакомых понятиях;

-беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся;

-объяснение, используется для раскрытия причинно – следственных связей;словесные методы способствуют развитию и коррекции логического мышления школьникови позволяют передать больший объем информации в короткие сроки;

-работас книгой и учебником.

-наглядныеметоды (демонстрация и показ наглядных пособий)

-наглядные методы развивают зрительную память школьников, способствуют болееполному восприятию информации. Применение наглядных методов развиваетактивность, интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости кизучаемому материалу.

 

Основныетребования к знаниям и умениям учащихся 3 класса

      Учащиесядолжны уметь:
      читать по слогам короткие тексты;
      слушать небольшую сказку, рассказ,стихотворение, загадку;
      по вопросам учителя и по иллюстрациямрассказывать, о чем читали или слушали.
      Учащиеся должны знать:
      наизусть 3—5 коротких стихотворений,отчетливо читать их перед классом.

Программа рассчитана на 1 год индивидуального обученияучащегося  3 класса 68 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет