ГОУ«Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат»
Утверждаю Директор ГОУ «П- Забайкальская школа-интернат» Ржевцев В.В_____________ ФИО Приказ №19а от «1»сентября 2022 г |
Согласовано на МС школы Протокол №1 от «30»_августа 2022 г Руководитель МС КазанцеваТ.В______________ ФИО |
Рассмотрено на МО учителей ___начальных классов_ Протокол №1 от «30»августа 2022 г Руководитель МО Шабанова О.И. ФИО |
Адаптированнаярабочая программа
Смолина Кирилла, обучающегося поиндивидуальному учебному плану
Срок реализации 1год
Составленана основе программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений: Подготовительный, 0-4классы: / Подред. И.М. Бгажноковой. — Москва «Просвещение», 2011
Программу составила:
учитель начальных классов
ШабановаОльга Ивановна
Г.Петровск-Забайкальский
2022г
Содержание
Психолого-педагогическая характеристика Смолина Кирилла. |
Стр. 4 |
Индивидуальный учебный план. Пояснительная записка. Распределение часов по предметам. |
5 |
Русский язык. Пояснительная записка. |
9 |
Календарно-тематическое планирование по предмету: русский язык , чтение. |
16 |
Математика. Пояснительная записка. |
30 |
Календарно-тематическое планирование по предмету: математика. |
36 |
Изобразительное искусство. Тифлографика. Пояснительная записка. |
41 |
Календарно — тематическое планирование по предмету: Изобразительное искусство. Тифлографика. |
47 |
Ручной труд. Пояснительная записка. |
52 |
Календарно — тематическое планирование по предмету: Ручной труд. |
54 |
Пространственная ориентировка. Пояснительная записка. |
56 |
Календарно — тематическое планирование по предмету: Пространственная ориентировка. |
61 |
Психолого-педагогическая характеристика
учащегося ГОУ г.Петровска-Забайкальского
Смолина Кирилла Алексеевича, 20.07.2008 г.р.
Мальчик 7-й год находится на индивидуальном обучении. Заключение краевой ПМПК за № 410 от16.04.19г
Русский язык, чтение. Теоретическийматериал запоминает механически, без осмысления. Изученные правила на практике не применяет. Самостоятельно работать по учебнику и тетради не может, приписьме пропускает буквы, слоги, путает буквы. В брайлевской тетрадиориентируется неуверенно, нужен постоянный контроль со стороны взрослого.
Чтениезвукобуквенное с переходом на слоговое. Пересказывает по наводящим вопросам.
Хорошозаучивает наизусть стихотворения, прозу.
Математика. Освоил счет в пределах 5. Умеет воспроизводить числовой ряд в прямом, обратном порядке.Умеет присчитывать и отсчитывать по одному в пределах 5. Задачи не решает.
Испытывает трудности при осмыслении учебногоматериала.
Для усвоения изучаемого материала требуются многократные систематическиеповторения, закрепление, т.к. сохранение непродолжительно.
Окружающий мир. У мальчика скудный объем знаний об окружающем мире. На вопросы, касающиеся осведомленности об окружающем мире не всегда даётправильные ответы.
Постоянно путается в названии времен года,месяцев, дней недели.
Со взрослыми и одноклассниками тактичен и вежлив.
Состояние здоровья и физическое развитиеудовлетворительное.
В семье ребенку уделяется достаточно внимания, родители мальчика интересуются его успехами, прислушиваются к рекомендациям, следят завыполнением домашнего задания.
Для дальнейшего успешного обучения Кириллу необходимо продолжатькоррекционные занятия по развитию познавательных процессов.
1.09.2022г
Учитель : Шабанова О.И.
Директор: Ржевцев В.В
Результатыиндивидуального обучения (2021-22уч год)
Предмет |
Программа (автор) |
Кол-во занятий по программе |
Расхож дение в часах |
Итоговая успеваемость |
|
Запланир. |
Факти чески |
||||
Русский язык (письмо) |
А.К.Аксёнова, С.В.Комарова, Э.В.Якубовская. |
68 |
68 |
|
усв |
Чтение (обучение грамоте) |
А.К.Аксёнова, С.В.Комарова, Э.В.Якубовская. |
34 |
34 |
|
усв |
Математика |
М.Н.Перова, Т.И.Бугаева, И.Г.Старкова |
68 |
68 |
|
Част усв |
Окружающий мир |
Н.Б.Матвеева |
34 |
34 |
|
Част усв |
Анализрезультатов 6-го года индивидуального обучения показывает, что для обучающегосяостаются актуальными требования к ЗУН 2-го уровня, т.к. динамика развития егопознавательных процессов незначительна, что снижает продуктивность обучения. Требуется продолжать работу по развитию произвольного внимания, объёмаоперативной и долговременной памяти, словесно-логического мышления и т.п. Приэтом в программе по основным предметам по-прежнему необходимы дополнительныечасы на повторение и закрепление наиболее сложных тем.
На основании вышеизложенного будет продолжено обучение мальчика по индивидуальнойпрограмме.
Адаптированная рабочая программа обученияобучающегося по ИУП Смолина Кирилла разработана на основании документов:
1. Приказ Минобразования и науки РФ от 19.12 2014 за№ 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования детей с ограниченными возможностямиздоровья»;
2. Приказ Министерствапросвещения Российской Федерации от 21.03.2021 № 115 (ред. от 17.07.2015) «Обутверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности поосновным общеобразовательным программам — образовательным программам начальногообщего, основного общего и среднего общего образования»;
3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию приреализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программначального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденногоприказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2020 №254;
4. Примерных адаптированных основных общеобразовательных программначального общего образования слепых обучающихся. Одобрены решениемфедерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протоколот 22 декабря 2015 г. № 4/15) fgosreestr.ru
5. Постановлением Главногосанитарного врача РФ от 28.09.2020 за № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648–20«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Постановлением Главногосанитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2 Об утверждении санитарныхправил и норм СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования кобеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов средыобитания.
7. Адаптированной общеобразовательной программы начального общегообразования слепых обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) (вар 3.3.) ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная)школа-интернат»
8. На основе примерной программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений: Подготовительный, 0-4классы: / Подред. И.М. Бгажноковой. — Москва «Просвещение», 2011.
9. Программа воспитания ГОУ«Петровск-Забайкальская СКШИ»
Учебный план составлен с учётомвозможностей ОУ и пожеланий родителей (законных представителей).
Всвязи с тем, что мальчик частично усвоил программу за прошлый учебный год, реализациярабочих программ будет осуществляться следующим образом:
порусскому языку, чтению за 3 класс,
по математике, по причине частичного усвоения программы будет продолжено обучениеза 1 класс.
Остальныепредметы: «Изобразительное искусство. Тифлографика», «Ручной труд»,«Ориентировка в пространстве» за 4 класс.
Содержаниевсех предметов имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность,заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающегося.
Индивидуальныйучебный план начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями ) (вариант 3.3)
Предметные области |
Учебные |
Кол-во час |
Язык и речевая практика |
Русский язык |
2 |
Чтение |
2 |
|
Математика |
Математика |
2 |
Изо |
Изобразительное искусство. Тифлографика. |
0,5 |
Технология |
Ручной труд |
1 |
Ориентировка в пространстве |
Ориентировка в пространстве |
0,5 |
Итого |
|
8 час |
Вариант 3.3 предусматривает обучение слепых детей,имеющих выраженные дополнительные первичные нарушения развития и при этомзначительно отстающие в развитии от возрастной нормы (легкая неосложненнаяумственная отсталость, выраженная задержка психического развитиярезидуально-органического генеза, а также другие отклонения в развитии,сочетающиеся с интеллектуальной недостаточностью).
Обучение слепых детей с легкой степенью умственнойотсталости (интеллектуальными нарушениями) имеет целью создание условийвыполнения требований Стандарта для личностного развития данной группыобучающихся и достижение ими планируемых результатов освоения адаптированнойосновной общеобразовательной программы, направленной на обеспечение социальнойадаптации и интеграции.
Цель обучения состоит также вформировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатковпсихофизического развития обучающихся, в этой связи обучение направлено нарешение диагностико-пропедевтических задач:
1. выявление индивидуальных возможностей каждогоребенка, особенностей его психофизического развития, оказывающего влияние на овладениеучебными умениями и навыками;
2. формирование у обучающихся физической,социально-личностной, коммуникативной и интеллектуальной готовности к освоениюАООП;
3. формирование готовности к участию в систематическихучебных занятиях, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия сучителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время;
4. обогащение знания обучающихся о социальном иприродном мире, приобретение опыта в доступных видах детской деятельности(рисование, лепка, аппликация, ручной труд, игра и др.).
Достижение поставленных целей предусматривает решениеосновных задач:
— формирование основ общей культуры, нравственноеразвитие, воспитание слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), сохранение и укрепление их здоровья;
— личностное развитие слепых обучающихся с легкойстепенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями);
— удовлетворение особых образовательных потребностейслепых обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальныминарушениями);
— создание условий, обеспечивающих достижениеобучающимися планируемых результатов по освоению учебных предметов, курсовкоррекционно-развивающей области;
— минимизация негативного влияния особенностейпознавательной деятельности данной группы обучающихся на освоение имиадаптированной основной общеобразовательной программы;
— оптимизация процессов социальной адаптации иинтеграции;
— использование в образовательном процессесовременных тифлотехнических средств и средств оптической коррекции;
— использование в образовательном процессе современныхобразовательных технологий деятельностного типа;
— предоставление слепым обучающимся с легкой степеньюумственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) возможности накоплениясоциального опыта, знаний, умений и способов деятельности, сформированных впроцессе изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области;
Восприятие слепого ребенка ввиду отсутствия илисущественной ограниченности зрения базируется на тактильно-осязательном ислуховом способах познания окружающего мира, а обучение строится на основеиспользования рельефно-точечной системы Брайля.
Слепой ребенок с выраженными дополнительнымипервичными нарушениями развития, осваивая АООП по варианту 3.3, получаетобразование в пролонгированные сроки (1-5 лет), которое по содержанию иитоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения ссодержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительныеограничения здоровья.
Требования к учебникам, учебнымпринадлежностям, дидактическим материалам и наглядным пособиям. Вчастности, общими требованиями для организации в 1-5 классах обучения детей поварианту 3.3 являются следующие[1]:
1) Специальныеучебники,созданные на основе учебников для обучающихся, не имеющих ограничений позрению, но отвечающие особым образовательным потребностям слепых (изданныерельефно-точечным шрифтом; содержащие иллюстративно-графический материал,выполненный рельефом, а лучше рельефом и цветом) и имеющие учебно-методическийаппарат, адаптированный к особенностям познавательной деятельности слепыхобучающихся.
2) Тифлосредствадля подготовки к письму рельефно-точечным шрифтом Брайля: разборнаяазбука, «Брайлевское шеститочие», кубик-буква, азбука в картинках, брайлевскийалфавит, «Прибор прямого чтения».
3) Тетрадидля письма по Брайлю, приборы, грифели, линейки и угольники с тактильнойразметкой; рельефно-графические пособия ИПТК «Логосвос», приборы для рельефногорисования DraftsMan, приборы «Графика», «Ориентир»; белые трости дляориентировки слепых.
4) Попоказаниям врача-офтальмолога: индивидуальное освещение рабочей поверхности,увеличительные устройства.
5) Наглядныйматериал должен предъявляется на контрастном фоне и быть рассчитан как минимумна бисенсорное восприятие, т.е. иметь четкий рельеф, контрастные цвета, исопровождаться словесным описанием (данное требование является условиемформирования у слепых учащихся целостного образа).
6) Спортивныйинвентарь для слепых и тренажеры.
7) Тематическиерельефно-графические пособия издательства «Логосвос» «Азбука движений»,«Домашние животные», «Растения», «Альбом для обучения чтению рельефныхизображений» и т.д.
8) Принадлежностидля рельефного черчения (линейка, циркуль, транспортир с тактильной индикацией);
9) Приборыдля рельефного рисования и черчения «Школьник», «Draftsman».
10) Специальныеучебные принадлежности: брайлевские приборы, грифели, тетради, сделанные изплотной (брайлевской) бумаги;
11) Брайлевскиепечатные машинки (Tatrapoint, Perkins и т.п.), бумагой для печати по Брайлю.
12) Брайлевскийдисплей для распечатки педагогом дидактического материала.
13) Белыетрости для ориентировки слепых.
14) Приборы«Графика» и «Ориентир».
15) Подставкидля книг/иллюстраций «Сигма».
16) Тренажерыи спортивный инвентарь для слепых.
17) Текстовыедидактические пособия, выполненные рельефно-точечным шрифтом;иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом и рассчитанные дляосязательного восприятия (для тотально слепых); иллюстративно-графическиепособия, выполненные рельефом, но имеющие цветовое оформление, рассчитанные наосязательное и зрительное восприятие (для слепых обучающихся со светоощущениеми с остаточным форменным зрением); индивидуальные дидактические материалы инаглядные пособия, отвечающие индивидуальным особым образовательнымпотребностям слепых обучающихся.
В процессе обучения по любой из входящих вКомплект программе должны соблюдаться ряд общих требований:
1. Требованияк организации учебного пространства
Важным условием организациипространства, в котором обучаются слепые обучающиеся, является безопасность ипостоянство предметно-пространственной среды, что предполагает:
· определенноепредметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входнымдверям, отсутствие выступающих углов и другое);
· соблюдениенеобходимого для слепых обучающихся с остаточным зрением светового режима(обеспечение беспрепятственного прохождения в школьные помещения естественногосвета; одновременное использование естественного и искусственного освещения;возможность использования дополнительного индивидуального источника света идругое);
· оперативноеустранение факторов, негативно влияющих на осязательное и слуховое восприятие,состояние зрительных функций слепых с остаточным зрением (недостаточностьуровня освещенности рабочей зоны, наличие бликов и другое);
· комфортныеуровня освещенности школьных помещений;
· индивидуальноеосвещение рабочей поверхности (по показаниям);
· использованиеоптических, тифлотехнических, технических средств обучения.
2. Требованияк организации учебного процесса
При организации учебного процесса необходимо учитыватьгигиенические требования:
· чередоватьтактильную, слуховую и зрительную нагрузки; фронтальную и индивидуальную формыработы;
· иметьдостаточное количество и разнообразие дидактического и наглядного материала,технических средств обучения;
· проводитьфизкультминутки;
· следитьза правильным использованием обучающимися оптических средств коррекции зрения(очки, лупы и увеличивающие устройства различной модификации);
· использоватьпри необходимости подставки для книг и наглядного материала, в частности, иминепременно должны пользоваться дети с концентрическим сужением поля зрения иограничением поля зрения снизу при восприятии иллюстраций);
· всолнечные дни использовать жалюзи;
· осуществлятьконтроль за правильной позой учащихся во время занятий.
РУССКИЙ ЯЗЫК.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа попредмету «Русский язык» разработана на основеФедерального государственного образовательного стандарта начального общегообразования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далееСтандарта), с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательнойпрограммы начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3), методик обученияслепых детей, программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений:Подготовительный, 0-4классы: / Под ред. И.М. Бгажноковой. — Москва«Просвещение», 2011.
Программа адаптирована для ученикаиндивидуального обучения Смолина Кирилла. Мальчик, за прошлый учебный год, освоилпрограмму 2 класса, поэтому программа по русскому языку будет осуществлятьсяза курс 3 класса, чтение – за 3 класс.
Изучение учебного предмета «Русский язык» направленона достижение цели образовательно-коррекционной работы: формирование услепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) коммуникативно-речевых умений на уровне устной и письменной речидля успешной социальной адаптации.
Задачи:
формирование у слепых обучающихся с легкой умственнойотсталостью интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;
развития умения пользоваться речью как средствомобщения (четкость произносительных навыков, необходимый словарь, точность впостроении предложений, связанность устного высказывания);
знакомство со связной письменной речью как видомобщения;
обучение рельефно – точечному шрифту Л.Брайля какосновному виду письма;
осуществление нравственного, эстетического иэкологического воспитания;
преодоление речевой замкнутости слепых обучающихся слегкой умственной отсталостью сотрудничать со взрослыми в различных видахдеятельности: в игре, в учебной ситуации, в решении бытовых задач;
развитие умения слушать и понимать учителя, выполнятьнесложные речевые инструкции, внятно выражать свои просьбы и желания;
коррекция недостатков сенсомоторной сферы младшихшкольников на основе различных упражнений, направленных на развитие слухового,зрительного (для слепых с остаточным зрением), тактильного восприятия,артикуляционной моторики и моторики мелких мышц руки;
уточнение и расширение представлений школьников всвязи с различными практическими действиями на уроке, во время экскурсии,наблюдений за различными явлениями в окружающей среде;
практическое овладение терминами «слово» и«предложение», формирование умения правильно оформлять предложение с опорой навыполняемые действия, картинки (рельефные изображения) или проведённые ранеенаблюдения;
знакомство со звуками и обозначающими их буквамирельефно-точечного шрифта, формирования умения слышать звуки и выделять их вслове.
Общаяхарактеристика учебного предмета
Русский язык является одним из основных предметов вобучении слепых умственно отсталых (интеллектуальными нарушениями) обучающихся.Общее психическое и интеллектуальное нарушение, а также недостатки зрительной,двигательной, речевой и других сфер умственно отсталых детей, значительноснижают их готовность к школьному обучению. Это вызывает необходимостьвыделения часов на повторение программы за 1 класс, ориентированного навыявление пробелов в знаниях и оптимальных путей коррекции недостатков общего иречевого развития ребёнка.
Ценностные ориентиры содержания курса
В результате изучения учебного предмета «Русский язык»слепые обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) научатся понимать, что язык является основным средствомчеловеческого общения, у них будет формироваться позитивное отношение крусскому языку, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения,средством их развития.
При изучении учебного предмета «Русский язык» у слепыхобучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) будут закрепляться :
Ценность добра: направленность человека на развитие исохранение жизни, через сострадание и милосердие.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развитияребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственностькультурных традиций народов России от поколения кпоколению.
Ценность труда и творчества как естественного условиячеловеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Осознание человеком себя как члена общества, народа,представителя страны и государства.
Ценность патриотизма, выражающаяся в любви к России,народу, малой родине.
Местоучебного курса в учебном плане.
В учебном плане ГОУ СК «Петровск-Забайкальская школа-интернат» на обучениерусскому языку отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.Продолжительность занятия — 40 минут. Сроки реализации учебной программы-2022-2023 учебный год.
Планируемыерезультаты освоения предмета
Личностные результатыосвоения программы по русскому языку за 3 класс для слепых обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должны отражать:
1) формирование уважительного отношения к мнениюодноклассников;
2) развитие адекватных представлений о насущнонеобходимом жизнеобеспечении;
3) овладение начальными навыками адаптации;
4) овладение социально-бытовыми умениями,используемыми в повседневной жизни;
5) владение навыками коммуникации и принятымиритуалами социального взаимодействия;
6) принятие и освоение социальной ролиобучающегося;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми исверстниками в разных социальных ситуациях;
8) развитие доброжелательности и эмоционально-нравственнойотзывчивости;
9) формирование установки на безопасный, здоровыйобраз жизни.
Минимальный уровень усвоения планируемых результатовпо русскому языку слепым обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) на конец обучения в 3 классе:
Минимальныйуровень:
различение гласных исогласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционныхсогласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
деление слов на слоги дляпереноса;
списывание по слогам ицелыми словами с печатного текста с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слови коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
обозначение мягкости итвердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (послепредварительной отработки);
дифференциация и подборслов, обозначающих предметы, действия, признаки;
составление предложений,восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетныхкартинок;
выделение из текстапредложений на заданную тему;
участие в обсуждении темытекста и выбора заголовка к нему.
Планируемые результаты освоения слепымис легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовыхучебных действий, личностных и предметных результатов.
Личностные:
· восприятие «образа Я» как субъекта учебнойдеятельности. сравнение «образа Я».
Коммуникативные:
· высказывание в устной форме;
· использование адекватных возрасту ииндивидуальным возможностям форм и функций речи, включая компенсаторнуюфункцию.
Регулятивные:
· организация действий в соответствии споставленной учебной задачей и условиями её реализации (с помощью учителя);
· использование в учебно-познавательнойдеятельности сенсорных способностей и перцептивных умений;
· контроль и оценка результатов взаимодействия.
Познавательные:
· знаково-символические действия — замещения (например, звука буквой).
В программе по русскому языку 3-го класса выделяютсяследующие разделы:
|
Наименование раздела учебного материала |
Количество часов на изучение раздела |
Основные элементы раздела |
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса |
1 |
Повторение |
5 ч. |
Составление предложений на основе демонстраций действий. Обозначение на схеме правил записи предложений. Распространение предложений на схеме с помощью рельефных картинок. Запись по образцу предложения. Называние предмета различных родовых групп. Различение реального предмета и слова, называющего этот предмет. Составление предложений с данным словом. |
Уметь писать строчные и прописные буквы; списывать прочитанные и разобранные слова и предложения с учетом психофизических особенностей детей. |
2 |
Звуки и буквы |
28 ч. |
Различение гласных и согласных звуков и букв, их обозначение в схеме. Запись слова в тетради по схеме. Составление предложения с заданным словом. Сравнение слов отличающимся одним звуком, количеством звуков, их расположение. Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно. Деление слов на слоги. |
Уметь анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р — л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании с учетом психофизических особенностей детей. |
3 |
Слово |
31 ч.. |
Названия предметов. Названия действий. Предлоги. Слова с непроверяемыми гласными. |
Уметь списывать по слогам с рукописного и печатного текста; |
4 |
Предложение |
4ч. |
Выделение предложения из текста. Правила записи предложения. Предложение и его схема. Составление предложения по предметной и сюжетной картинкам. Предложения-вопросы и предложения-ответы. |
Уметь писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку; |
|
Всего |
68 ч |
|
|
ОСНОВНОЕСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Повторение -6ч.
Выделениепредложения из речи. Его графическое изображение. Практическая отработкаоформления предложения на письме и в устной речи. Завершение начатогопредложения. Сравнение предложения и не предложения. Работа с деформированнымпредложением. Выделение в предложении названий предметов и названийдействий. Ответы на вопросы. Коллективная запись ответов. Самостоятельноесоставление предложений по картинке. Различение рассказа и набора предложений.Определение темы рассказа
Звуки и буквы – 27 ч.
Порядок букв в русской азбуке. Алфавит.Расположение в алфавитном порядке фамилий учеников класса. Знакомство со«Школьным орфографическим словарём» . Восстановление в памяти слов из словаря2 класса, нахождение их в орфографическом словаре. Гласные звуки и буквы. Ударение в двусложных и трехсложных словах. Выделение ударной гласной . Гласные ударные и безударные. Наблюдение за одинаковым написанием ударной ибезударной гласной в группе слов – «родственников». Восстановлениедеформированного текста с опорой на серию картинок. Озаглавливание. Делениеслов на слоги. Гласные е, ё, ю, я , э в начале слова или слога. Переносчасти слова при письме. Согласные твёрдые и мягкие. Их дифференциация на слухи в произношении. Буква ь на конце и в середине слова. Сочетаниегласных с шипящими Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Различение парныхзвонких и глухих согласных на слух и в произношении. Правописание звонких иглухих согласных на конце слова. .
Слово – 31 ч.
Различениеслов, обозначающих названия предметов, по вопросам кто? что? Выделениеназваний предметов из предложения. Расширение круга слов, обозначающихпредметы, явления природы, растения, животных. Различение слов, обозначающихдействия предметов, по вопросам что делает? что делают? Знакомство с вопросамик названиям действий: что делал? (что сделал?), что будет делать? (чтосделает?) Подбор названий действий по вопросам или по образцу . Названияпризнаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал и вкус предмета. Предлог О. Его значение. Раздельное написание предлогов со словами. Графическое обозначение предлога в схеме предложения. Слова с непроверяемымигласными. Единообразное написание гласной в словах-родственниках.
Предложение -4ч.
Выделениепредложения из текста. Смысловая законченность предложения. Чтение диалога.Соблюдение правильной интонации в вопросе и ответе. Составление диалогов изданных вопросов и ответов. Восстановление деформированного текста с опорой навопросы. Озаглавливание рассказа.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
Учебник: Русский язык, 3 класс. Авт. Э.В.Якубовская, Я.В.Коршунова, М:«Просвещение», 2017г
№ пп |
Раздел, тема урока |
Кол-во часов |
Учебная неделя |
Повторение -6ч. |
|||
1. |
Предложение. Выделение предложения из речи. |
1 |
1 |
2. |
Предложения-вопросы, предложения ответы. |
1 |
1 |
3. |
Завершение начатого предложения. |
1 |
2 |
4. |
Порядок слов в предложении. |
1 |
2 |
5. |
Диагностический контрольный диктант |
1 |
3 |
6. |
Работа над ошибками. Закрепление знаний о предложении. |
1 |
3 Представленная информация была полезной? ДА 58.69% НЕТ 41.31% Проголосовало: 990 |
Звуки и буквы -27ч. |
|||
7. |
Знакомство с алфавитом. |
1 |
4 |
8. |
Звуки гласные и согласные. |
1 |
4 |
9. |
Ударение. Гласные ударные и безударные. |
1 |
5 |
10. |
Наблюдение за одинаковым написанием ударной и безударной гласной в группе слов – «родственников». |
1 |
5 |
11. |
Контрольный диктант № 2 по теме «Звуки и буквы. Ударение». |
1 |
6 |
12. |
Работа над ошибками диктанта. Звуки и буквы. Ударение. |
1 |
6 |
13. |
Деление слов на слоги. |
1 |
7 |
14. |
Гласные е, ё, ю, я в начале слова или слога. Перенос части слова при письме. |
1 |
7 |
15. |
Слова с гласной э в начале слова. Перенос части слова при письме. |
1 |
8 |
16. |
Перенос части слова при письме. |
1 |
8 |
17. |
Согласные твёрдые и мягкие. Их дифференциация на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю. я. |
1 |
9 |
18. |
Буква ь на конце слова. |
1 |
9 |
19. |
Буква ь в середине слова. |
1 |
10 |
20. |
Повторение. Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю. я, ь |
1 |
10 |
21. |
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
1 |
11 |
22. |
Контрольный диктант №3 по теме «Твёрдые и мягкие согласные. Гласные после шипящих». |
1 |
11 |
23. |
Работа над ошибками. Сочетание гласных с шипящими. |
1 |
12 |
24. |
Парные звонкие и глухие согласные. |
1 |
12 |
25. |
Различение парных звонких и глухих согласных на слух и в произношении. |
1 |
13 |
26. |
Несоответствие звука и буквы в словах со звонкой и глухой согласной на конце. |
1 |
13 |
27. |
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. |
1 |
14 |
28. |
Проверка парных согласных на конце слов путем изменения формы слова. |
1 |
14 |
29. |
Контрольный диктант № 4 по теме «Парные звонкие и глухие согласные». |
1 |
15 |
30. |
Работа над ошибками диктанта. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. |
1 |
15 |
31. |
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Подбор проверочных слов. |
1 |
16 |
32. |
Проверка парных согласных на конце слов путем изменения формы слова. |
1 |
16 |
33. |
Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок. Озаглавливание текста. |
1 |
17 |
Слово -31ч . |
|||
34. |
Названия предметов. |
1 |
17 |
35. |
Различение слов, обозначающих названия предметов, по вопросам кто? что? |
1 |
18 |
36. |
Выделение названий предметов из предложения. |
1 |
18 |
37. |
Расширение круга слов, обозначающих предметы, явления природы, растения, животных. |
1 |
19 |
38. |
Составление пар слов с ласкательным и уменьшительным значением. |
1 |
19 |
39. |
Составление пар слов, противоположных по значению. |
1 |
20 |
40. |
Использование текстовых синонимов для называния действующего лица. |
1 |
20 |
41. |
Использование местоимений вместо существительного. |
1 |
21 |
42. |
Названия действий. Различение слов, обозначающих действия предметов, по вопросам что делает? что делают? |
1 |
21 |
43. |
Знакомство с вопросами к названиям действий: что делал? (что сделал?), что будет делать? (что сделает?) Подбор названий действий по вопросам или по образцу |
1 |
22 |
44. |
Согласование слов, обозначающих названия действий, с названиями предметов. |
1 |
22 |
45. |
Отгадывание названий предметов по названиям действий. |
1 |
23 |
46. |
Подбор к названиям предметов нескольких названий действий. |
1 |
23 |
47. |
Контрольный диктант № 5 по теме «Названия предметов». |
1 |
24 |
48. |
Работа над ошибками диктанта. Названия предметов и действий. |
1 |
24 |
49. |
Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок. Озаглавливание. |
1 |
25 |
50. |
Названия признаков предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? |
1 |
25 |
51. |
Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал и вкус предмета. |
1 |
26 |
52. |
Подбор слов, обозначающих ряд признаков данного предмета. Отгадывание предмета по его признакам. |
1 |
26 |
53. |
Выделение названий признаков из предложений, постановка к ним вопросов. |
1 |
27 |
54. |
Образование слов различных категорий по образцу или по вопросам. |
1 |
27 |
55. |
Выделение названий признаков из предложений, постановка к ним вопросов. |
1 |
28 |
56. |
Контрольный диктант №6 по теме «Названия предметов, действий и признаков». |
1 |
28 |
57. |
Работа над ошибками диктанта. Образование слов различных категорий по вопросам. |
1 |
29 |
58. |
Восстановление деформированного текста с опорой на серию картинок. Озаглавливание рассказа. |
1 |
29 |
59. |
Предлоги к, от, по, над, под. Их пространственное значение. |
1 |
30 |
60. |
Предлог О. Его значение. |
1 |
30 |
61. |
Раздельное написание предлогов со словами. |
1 |
31 |
62. |
Графическое обозначение предлога в схеме предложения. |
1 |
31 |
63. |
Использование в словосочетаниях названий предметов в правильной форме в зависимости от предлога. |
1 |
32 |
64. |
Слова с непроверяемыми гласными. Единообразное написание гласной в словах. |
1 |
32 |
65. |
Распространение предложений по картинке и вопросам. |
1 |
33 |
66. |
Работа с деформированным предложением. |
1 |
33 |
67. |
Чтение диалога. Соблюдение правильной интонации в вопросе и ответе. Составление диалогов из данных вопросов и ответов. |
1 |
34 |
68. |
Итоговый контрольный диктант. |
1 |
34 |
Ожидаемые результатыосвоения учебного предмета «Русский язык» в конце 3 класса
2-йуровень
• различать сходные по начертанию буквы;
• называть предметы на картинках и подбирать к ним названиядействий; 1
• составлять предложение по действию или по картинке с помощьюучителя;
• списывать по слогам слова с рукописного и печатного текстов;
• составлять буквенную схему слов типа шар, суп, Мила;
• делить слова на слоги;
•писать под диктовку буквы, слоги и слова (из 3—4 букв), написание которых не расходится с произношением (6 слов).
Критерии оценок
Отметка «5» заустный ответ, если ученик: Обнаруживает понимание материала, может с помощьюучителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимыепримеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» заустный ответ, если ученик: Дает ответ, в целом в соответствующий требованиямоценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами иисправляет их с помощью учителя. Делает некоторые ошибки в речи. При работе стекстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляетпри помощи учителя.
Отметка «3» заустный ответ, если ученик: Обнаруживает знание и понимание основных положенийданной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно.Допускает ряд ошибок в речи. Затрудняется самостоятельно подтвердить правилопримерами и делает это с помощью учителя. Нуждается в постоянной помощиучителя.
Отметка «2» заустный ответ, если ученик: Обнаруживает незнание большей или наиболеесущественной части изученного материала. Допускает ошибки в формулировкеправил, искажающие их смысл. В работе с текстом делает грубые ошибки. Неиспользует помощь учителя.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ИМАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
1. Приборы 18-строчные для письма по Брайлю, грифели(детские, женские), тетради для письма по Брайлю.
2. Колодка — шеститочие, колодка — ряд шеститочий,кубик для набора комбинаций точек, рассыпная азбука.
3. Прибор «Графика», прибор «Ориентир» (малый).
4. Наборы плоских и объемных геометрических фигур.
5. Муляжи.
6. Рельефно-графические пособия для обучения грамоте,выпускаемые ИПТК «Логосвос».
7. Трость
Литература
1. Азбукадля детей. – М.: ООО «МИПО Репро», 2016. (издание шрифтом Брайля).
2. АксеноваА. К., Комарова С. В..Шишкова М. И. Обучение грамоте. Методические рекомендациипо обучению чтению и письму учащихся 1 класса специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение.
3. ГорецкийВ.Г. и др. Азбука. 1 класс. В 2 частях (В 5 книгах). – М.: ООО «МИПО Репро»(издание шрифтом Брайля).
4. Организацияи содержание процесса обучения грамоте в коррекционно-образовательныхучреждениях III вида: Учебное пособие /под ред. Г.В. Никулиной. – СПБ.: Изд-воРГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
5. Примернаяадаптированная основная образовательная программа начального общего образованияслепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) (вариант 3.3).
6. ПроглядоваГ.А., Денискина В.З. Анализ некоторых проблем обучения слепых учащихся письмупо системе Брайля // Дефектология. – 2014. – № 3. – С. 89–94.
7. ПроглядоваГ.А., Уфимцева Л.П., Денискеина В.З. Система работы по профилактике нарушенийписьма у слепых младших школьников // Дефектология. – 2014. – № 4. – С. 71–79.
8. ПроглядоваГ.А. Пропедевтическая работа со слепыми учащимися при обучении письму шрифтомБрайля // Дефектология. – 2015. – № 2. – С. 71–78.
9. ПроглядоваГ.А. Алгоритм письма по системе Брайля // Воспитание и обучение детей снарушениями развития. – 2015. – № 7. – С. 26–29.
10. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт для детей с ограниченнымивозможностями здоровья (Приказ Министерства образования РФ от 19 .12.2014г.№1598).
Чтение.
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Чтение»для 3-го класса разработана на основе Федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования обучающихся сограниченными возможностями здоровья (далее Стандарта), с учетом Примернойадаптированной основной общеобразовательной программы начального общегообразования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3), методик обучения слепых детей.
Программа адаптирована для ученика индивидуальногообучения Смолина Кирилла. Мальчик, обучаясь в прошлом году, освоил программу 2класса: письмо и чтение по Брайлю, поэтому программа по чтению осуществляетсяпо программе 3 класса.
Для реализации программы необходим следующий учебно-методическийкомплекс:
Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений: Подготовительный, 0-4классы: / Под ред. И.М.Бгажноковой. — Москва «Просвещение», 2011.
УчебникЧтение:Учебник для 3 кл. специальных (коррекционных) образоват. учрежд. / Авт. сост.С.Ю. Ильина. – 5 изд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008, 2017. 247 стр.
Изучение учебного предмета «Чтение» направлено надостижение следующих образовательно-коррекционных целей:
1) Социализация личности слепого обучающегося слегкой умственной отсталостью и коррекция речемыслительных способностей.
2) Овладение грамотой, основными речевыми формами иправилами их применения.
3) Развитие устной коммуникации, способности космысленному чтению.
4) Развитие способности к словесному самовыражению науровне, соответствующем возрасту и развитию обучающегося с легкой умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи:
1)овладение правильным чтением текстов вслух целыми словами, написаннымирельефно-точечным шрифтом Л. Брайля;
2)овладение специальными умениями работы с текстом;
3)проявление интереса к чтению тактильных книг;
4)формирование умения точно соотносить слово с обозначаемым предметом, действием,признаком;
5) участиев обсуждении прочитанных произведений;
6)формирование умения высказывать отношение к поступкам героев;
7)овладение максимально разборчивой и четкой речью;
8)преодоление речевой стереотипии, коммуникативно-речевой инактивности;
9) формирование умения выбирать с помощью взрослоголитературу для чтения.
Общая характеристика учебного предмета«Чтение»
Чтение является важным учебным предметом при обучениислепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями).
Нарушениемышления и речи, как и всех сторон психики детей с нарушением интеллекта,обуславливают специфику обучения их чтению и письму. Ведущим коррекционнымпринципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данным учебнымпредметам, является развитие речи школьников, особенно её коммуникативнойфункции.
Уроки обучения чтению имеют коррекционнуюнаправленность. В процессе анализа произведений ведется работапо установлению причинно-следственных связей и закономерностей, чтоспособствует не только усвоению содержанияпрочитанного, но и развитию словесно-логического мышления. Большое внимание науроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиесяучатся пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя с постепеннымпереходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту. В процессезнакомства с произведением ведется систематическая работа, направленная на понимание содержания произведения, обогащение иуточнение словарного запаса, обучение правильному построениюпредложений.
Ценностные ориентиры содержания курса
Осознание себя частью природного мира — частью живой инеживой природы.
Осознание важности и необходимости соблюдения здоровогообраза жизни.
Ценность добра: направленность человека на развитие исохранение жизни, через сострадание и милосердие.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развитияребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственностькультурных традиций народов России от поколения кпоколению.
Ценность труда и творчества как естественного условиячеловеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Осознание человеком себя как члена общества, народа,представителя страны и государства.
Ценность патриотизма, выражающаяся в любви к России,народу, малой родине.
Место учебного курса в учебном плане.
На обучение чтению выделяются часы учебного плана: 68часов (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты
Личностные результаты освоенияпрограммы по «Чтению» за 3 класс для слепых обучающихся с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями) должны отражать:
1) формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения кмнению одноклассников;
3) развитие адекватных представлений о насущнонеобходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации;
5) владение навыками коммуникации и принятымиритуалами социального взаимодействия;
6) принятие и освоение социальной ролиобучающегося;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослымии сверстниками в разных социальных ситуациях;
8) развитие доброжелательности иэмоционально-нравственной отзывчивости;
Базовые учебные действия.
Личностные
· восприятие«образа Я» как субъекта учебной деятельности;
· сравнение«образа Я» с героями литературных произведений как основы самоопределения;
· чувстволюбви к своей Родине;
· нравственнаяоценка через выявление содержания и значения действий персонажей с помощьюучителя.
Коммуникативные
· умениевыражать свои мысли с учётом целей коммуникации;
· восприятие«образа Я» как субъекта речевой деятельности;
· умениевзаимодействовать с партнерами в системе координат: «слепой – зрячий»,«слепой-слепой» при обсуждении прочитанных произведений и др.
Регулятивные
· организациядействий в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями еёреализации с помощью учителя;
· использованиев учебно-познавательной деятельности сенсорных способностей и перцептивныхумений.
Познавательные
· умениеслушать художественные тексты;
· умениеустанавливать последовательность событий и действий героев произведения (спомощью учителя);
· пониманиеконтекстной речи на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
· установлениепричинно-следственной последовательности событий и действий героев произведения(с помощью учителя).
Предметные результаты
Минимальный — уровень
-осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
-пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
-участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
-выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа включает в себя следующие разделы:
Тема1.«Зазвенел звонок – начался урок.»
Учащиесязнакомятся с небольшими по объёму произведениями,отрывками из произведений ожизни детей в школе,об обязанностях школьников.
Тема2. «Осенниестраницы».
Учащиесязнакомятся с небольшими по объёму произведениями,отрывками из произведений обизменениях в природе, о жизни растений осенью.
Тема3. «Мирживотных».
Учащиесязнакомятся с небольшими по объёму сказками разных народов.
Тема4. «Птицынаши друзья»
Учащиесязнакомятся с небольшими по объёму произведениями,отрывками из произведений ожизни животных в разное время года.
Тема5. «Зимниестраницы».
Учащиесязнакомятся с небольшими по объёму произведениями,отрывками из произведений ожизни птиц в разное время года.
Тема6. «Сказка за сказкой».
Учащиесязнакомятся с небольшими по объёму произведениями,отрывками из произведений обизменениях в природе, о жизни растений зимой.
Тема7.«Всё мы делаем сами и своими руками».
Учащиесязнакомятся с небольшими по объёму произведениями,отрывками из произведений отруде взрослых, об участии в домашнем труде детей.
Тема8.«Весенние страницы».
Учащиесязнакомятся с небольшими по объёму произведениями,отрывками из произведений охороших и плохих поступках, о дружбе и взаимопомощи.
Тема9.«Ежели вы вежливы…».
Учащиесязнакомятся с небольшими по объёму произведениями,отрывками из произведений оправилах п«Всё мы делаем сами и своими руками».
оведения,вежливости.
Тема10.. «Летние страницы».
Учащиесязнакомятся с небольшими по объёму произведениями,отрывками из произведений обизменениях в природе, о жизни растений весной.
Крометого, программа 3 класса предусматривает составление и чтение слов со сходнымипо звучанию артикуляции звуками,со стечением согласных, многосложных; ответы навопросы по содержанию прочитанного ,нахождение в тексте ответа на вопросы,элементарная оценка прочитанного ;пересказ по вопросам учителя с постепеннымпереходом к самостоятельному пересказу.
Основной формойорганизации процесса обучения чтению является урок. Ведущей формой работыучителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлениидифференцированного и индивидуального подхода. Каждый урок чтения иразвития речи оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточнымматериалом, техническими средствами обучения.
Основнымиметодами являются:
-словесныеметоды:
-рассказ, используется при объяснении нового материала, детиполучают полную информацию о новых незнакомых понятиях;
-беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся;
-объяснение, используется для раскрытия причинно – следственных связей;словесные методы способствуют развитию и коррекции логического мышления школьникови позволяют передать больший объем информации в короткие сроки;
-работас книгой и учебником.
-наглядныеметоды (демонстрация и показ наглядных пособий)
-наглядные методы развивают зрительную память школьников, способствуют болееполному восприятию информации. Применение наглядных методов развиваетактивность, интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости кизучаемому материалу.
Основныетребования к знаниям и умениям учащихся 3 класса
Учащиесядолжны уметь:
читать по слогам короткие тексты;
слушать небольшую сказку, рассказ,стихотворение, загадку;
по вопросам учителя и по иллюстрациямрассказывать, о чем читали или слушали.
Учащиеся должны знать:
наизусть 3—5 коротких стихотворений,отчетливо читать их перед классом.
Программа рассчитана на 1 год индивидуального обученияучащегося 3 класса 68 часов.
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)