X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Рабочая программа курса внеурочнойдеятельности

«Мир вокруг»

(начальное общее образование)

(направление: общекультурное)

срок реализации рабочей программы 5 лет

 

 

Аннотация

Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности«Мир вокруг» (далее – Программа) обеспечивает реализацию общекультурногонаправления развития личности учащихся с ЗПР.  Рабочая программа разработана сучётом специфики учащихся с ЗПР, отражает национальные, региональные иэтнокультурные особенности. Программа составлена на основе программы длявнеурочной деятельности младших школьников спортивно-оздоровительногонаправления «Здравствуй, мир!»[1]и «Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве»»[2].

Для детей школьного возраста очень важно научитьцелостному взгляду на мир, дать, представить, пусть не полную, но целостнуюкартину мира, научить их пользоваться своим жизненным опытом. Необходимопоказать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живоеимеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошим условиям внешнейсреды. Обратить внимание на важную роль человека в поддержании, сохранениивсего живого на земле. Данная программа позволяет реализовать актуальные внастоящее время компетентностный, личностно ориентированный и деятельностный подходы.

Учитывая, что будущее определяется крупными научнымиизменениями, конкуренцией, мобильностью применения знаний и скоростью внедренияновых технологий, создание условий для подготовки личности, творческой,ориентированной на научный поиск, сегодня приобретает решающее значение.

Практическая значимость данного курса состоит в том,что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельностиучителя и учащихся с ЗПР.

Программа построена на принципах:

1)   учета возрастных ипсихофизиологических особенностей учащихся с ЗПР

2)   гуманизацииобразовательного процесса;

3)   добровольности изаинтересованности обучающихся;

4)   системности вовзаимодействии общего и дополнительного образования;

5)   целостности;

6)   непрерывности ипреемственности процесса образования;

7)   личностно –ориентированного подхода.

Целью курса внеурочной деятельности является:

формированиеу учащихся с ЗПР экологической знаний и культуры;

воспитаниеответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живомуна Земле;

изучениеприроды родного края.

Задачи курса внеурочной деятельности:

1)   актуализация представленийучащихся с ЗПР об окружающем мире в соответствии с возрастом и способностями вовнеурочное время;

2)   знакомствоучащихся с ЗПР с природой родного края, государства;

3)   развитие уучащихся с ЗПР коммуникативных способностей с учётом егоиндивидуальности;

4)   развитие уучащихся с ЗПР общего интеллектуального уровня, творческих способностей;

5)   воспитание уучащихся с ЗПР потребности в общении с природой, любви к Родине, к родномукраю.

В реализацию курса вовлечены учащиеся 1–5 классов сЗПР.

В основе лежат групповые занятия.

В результате освоения учащимися с ЗПР курсавнеурочной деятельности предполагается достижение ими следующих результатов:

Первый уровень результатов – первичноеознакомление учащихся с ЗПР с понятиями о природе и правилахбезопасного и бережного поведения в природе, формирование положительной нравственнойоценки семейных ценностей; уважение к нравственному опыту представителейстаршего поколения.

Для достижения данного уровня результатовнеобходимо:

1)   сформировать позитивноеотношение учащихся с ЗПР к изучению окружающей среды, природы и кэтическим нормам взаимоотношения с окружающими;

2)   сформироватьпотребность во взаимодействии учащихся с ЗПР со своим учителем какзначимым для них носителем положительного социального знания и повседневногоопыта.

Второй уровень результатов – приобретениеучащимися с ЗПР опыта переживания и формирование позитивного отношения кокружающему, желания овладеть навыками общения с природой.

Для достижения данного уровня результатовнеобходимо:

1)   воспитатьпотребность к установлению взаимоотношений учащихся с ЗПР на уровнекласса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получаетпрактическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить;

2)   учащиеся с ЗПРдолжны получить опыт общения с окружающими людьми, окружающим миром(природой, животными, растениями).

Третий уровень результатов – формирование уучащихся с ЗПР представления о природном и социальном окружениичеловека, умение вести себя в социуме в соответствии с общечеловеческиминормами.

Для его достижения необходимо:

сформироватьу учащихся с ЗПР навык взаимодействия с представителями других социальныхгрупп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместнойдеятельности с другими детьми и работы в команде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов кдругому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации программы могут бытьдостигнуты следующие воспитательные результаты:

     начальныепредставления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

     нравственно-этическийопыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми всоответствии с общепринятыми нравственными нормами;

     неравнодушиек окружающему миру, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

     способностьэмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществев целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков другихлюдей;

     уважительноеотношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

     знание традицийсвоей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Используется безотметочная накопительная системаоценивания (портфолио), характеризующая динамику индивидуальных образовательныхдостижений.

 

1.     Результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

В результатереализации рабочей программы курса внеурочной деятельности «Мир вокруг» приполучении начального общего образования у учащихся с ЗПР будут сформированы личностные, регулятивные,познавательные и коммуникативные базовые учебные действия как основаумения учиться:

В первом классе у учащегося с ЗПР будутсформированы:

     умениеслушать и выполнять инструкцию по безопасному, бережному поведению в природе иобществе (класс, школа, семья) с помощью взрослого (учителя, родителя);

     интерес кближайшему социальному окружению и своему месту в нём (семья, школа) с помощьювзрослого (учителя, родителя).

Во втором классе у учащегося с ЗПР будут сформированы:

     умениепринятия окружающей действительности в соответствии с возрастными ииндивидуальными особенностями;

     интерес квзаимодействию с окружающей действительностью с помощью взрослого;

     пониманиеправила безопасного и бережного поведения в природе и обществе и выполняет их спомощью взрослого;

     умениепонимать и соблюдать простую инструкцию при выполнении учебных заданий,поручений с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальнымиособенностями.

В третьем классе у учащегося с ЗПР будут сформированы:

     пониманиесебя как члена семьи, ученика, товарища с частичной помощью взрослого (учителя,родителя);

     умениесоблюдать элементарные правила безопасного и бережного поведения в природе иобществе с частичной помощью взрослого.

В четвертом классе у учащегося с ЗПР будутсформированы:

     положительноеотношение к окружающей действительности; готовность к взаимодействию сокружающей действительностью с помощью взрослого в соответствии с возрастными ииндивидуальными особенностями;

     умениесоблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе,осознанно применяет алгоритмы безопасного и бережного поведения в природе иобществе с помощью взрослого.

В пятом классе у учащегося с ЗПР будут сформированы:

     способностьк осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующихвозрасту ценностей и социальных ролей;

     целостный,социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальнойчастей;

     готовностьк безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

 

2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мирвокруг» рассчитана на 5 лет обучения.

Общее количество часов: 169.

Из расчета 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа, 2 класс– 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа, 5 класс – 34 часа.

В рамках общекультурного направления будутосуществляться следующие формы организации: организацияэкскурсий в музеи, посещение театров, проведение Дней вежливости.

Содержаниекурса внеурочной деятельности структурировано по шести разделам:

Я и моясемья;

Я средилюдей;

Роднойкрай – часть большой страны;

В миреживотных;

В мирептиц;

В мирерастений.

Я и моя семья.Понятие «семья». Состав семьи. Мое имя. Семья. Профессии моих родных. Историяпроисхождения имен. Необходимость изучения истории своей семьи, предков.Понятие «история». История моей семьи. Что влияет на выбор имени.Национальные имена. Значения имен. Здоровый образ моей семьи.Я – то, что я ем. Питание моей семьи. Составление рациона семьи.Составление герба и девиза своей семьи.

Формы организации: беседы,практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры,познавательные игры; викторины; экскурсии пешеходные и виртуальные, созданиетеатральных постановок, просмотр и обсуждение фильмов.

Виды деятельности: чтениетекста в различных источниках и на различных носителях; решение информационныхзадач (выполнение заданий и упражнений); наблюдение за объектом изучения(историческими памятниками); работа со словарём; работа по карточкам; работа спознавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы, кроссворды); участие ввикторинах и конкурсах; изображение изученных объектов в рисунках, поделках,сказках; участие в инсценировках.

 

Я среди людей. Я –человек. Понятие «коллектив». Мой класс – мои друзья. Отношения сосверстниками. Мой класс — дружный. Мой самый близкий человек. Удивительный мирэмоций и чувств. Благородство и милосердие вокруг меня. Мойкласс дружный! Мои соседи. Удивительный мир эмоций и чувств. Искренностьчувств. Палитра чувств. Мой характер. Кто яи как я выгляжу. Отношение к старшим. Отношение к учителю. Отношение ксверстникам. Речевой этикет. Правила поведения в общественном месте.Что такое профессия? Знакомство с разнообразием профессий.Представление о будущей профессии. Труд на благо Отечества и на пользуближнего. Альбом «Профессии моей семьи».

Формы организации: беседы,практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры,познавательные игры; викторины; экскурсии пешеходные и виртуальные, созданиетеатральных постановок, просмотр и обсуждение фильмов.

Виды деятельности: чтениетекста в различных источниках и на различных носителях; решение информационныхзадач (выполнение заданий и упражнений); наблюдение за объектом изучения(историческими памятниками); работа со словарём; работа по карточкам; работа спознавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы, кроссворды); участие ввикторинах и конкурсах; изображение изученных объектов в рисунках, поделках,сказках; участие в инсценировках.

 

Родной край – часть большой страны.Понятия «природа», «Родина». Роль природы в жизни человека. Экскурсия вприроду. Природа живая и неживая. Значение природы для людей. Охрана природы.Вода в природе. Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы.Вода в жизни животных, растений, человека. Роль природы в жизни человека.Явления природы. Человек — часть природы. Природа живая и неживая. Значениеприроды для людей. Охрана природы. Положительное и отрицательное влияниедеятельности человека на природу. Фоторепортаж «Как мы бережем природуЧелябинской области». Воздух. Территорияи географическое положение края. Знакомство с картой, границы, историяобразования. Выставка рисунков «Мой край». Явленияприроды: снегопад, дождь, листопад, северное сияние, затмение луны исолнца. Осень, Зима, Весна, Лето в нашем городе.

Формы организации: беседы,практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры,познавательные игры; викторины; экскурсии пешеходные и виртуальные, созданиетеатральных постановок, просмотр и обсуждение фильмов.

Виды деятельности: чтениетекста в различных источниках и на различных носителях; решение информационныхзадач (выполнение заданий и упражнений); наблюдение за объектом изучения(историческими памятниками); работа со словарём; работа по карточкам; работа спознавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы, кроссворды); участие ввикторинах и конкурсах; изображение изученных объектов в рисунках, поделках,сказках; участие в инсценировках.

 

В мире животных.Понятия «дикие» животные, «домашние» животные. Домашние животные. Многообразиеживотных на Земле, их предназначение. Породы домашних животных. Особенностижизни и содержания домашних животных. Изготовление стенгазеты «Мы в ответе затех, кого приручили». Домашние животные. Значение диких животных в природе ижизни человека. Защита диких животных. Земноводные. Особенности строенияземноводных. Оформление альбома «Эти удивительные животные».Дикие животные. Многообразие животных родного края. Значениеживотных для человека. Правила поведения в природе по отношению к животным.Фотоколлаж «Животные нашего края». Многообразиеживотных на земле. Животные дикие и домашние. Правила поведения в природе сживотными. Красная книга – это. Животные Челябинской области, занесенные вкрестную книгу.

Формы организации: беседы,практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры,познавательные игры; викторины; экскурсии пешеходные и виртуальные, созданиетеатральных постановок, просмотр и обсуждение фильмов.

Виды деятельности: чтениетекста в различных источниках и на различных носителях; решение информационныхзадач (выполнение заданий и упражнений); наблюдение за объектом изучения(историческими памятниками); работа со словарём; работа по карточкам; работа спознавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы, кроссворды); участие ввикторинах и конкурсах; изображение изученных объектов в рисунках, поделках,сказках; участие в инсценировках.

 

В мире птиц. Птицы– кто это? Понятие «Перелетные» и «Зимующие» птицы. Птицы их красота иразнообразие. Особенности питания птиц (растениеядные, насекомоядные, хищники).Перелетные птицы. Викторина «Знаете ли вы птиц?». Сбор материала о перелётныхптицах. Птицы их красота и разнообразие. Особенности строения птиц. Птицы самыемаленькие и самые большие, летающие и нелетающие. Особенности питания птиц(растениеядные, насекомоядные, хищники). Многообразиептиц родного края. Значение птиц для человека. Птицы перелетные, оседлые,кочующие. Охрана птиц. Оформление альбомы «Птицы нашего края».Особенности строения птиц. Птицы самые маленькие и самые большие,летающие и нелетающие, дикие и домашние. Птицы Челябинской области, занесенныев крестную книгу.

Формы организации: беседы,практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры,познавательные игры; викторины; экскурсии пешеходные и виртуальные, созданиетеатральных постановок, просмотр и обсуждение фильмов.

Виды деятельности: чтениетекста в различных источниках и на различных носителях; решение информационныхзадач (выполнение заданий и упражнений); наблюдение за объектом изучения(историческими памятниками); работа со словарём; работа по карточкам; работа спознавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы, кроссворды); участие ввикторинах и конкурсах; изображение изученных объектов в рисунках, поделках,сказках; участие в инсценировках.

 

В мире растений. Понятия«растения». Понятия «дикие» растения, «домашние» растения. Экскурсия в природу.Жизнь комнатных растений в зимний период. Период частичного или полного покоя?Какой уход требуется в это время. Изготовление горшков для цветов из подручныхматериалов. Домашние растения. Самые большие и самые маленькие растения,ядовитые растения, опасные растения. Растения-хищники. Лекарственные растения.Многообразие растений родного края. Значение растений длячеловека. Правила поведения в природе по отношению к растениям. Экскурсия«Растения школьного двора». Самыебольшие и самые маленькие растения, ядовитые растения, опасные растения. Грибысъедобные и ядовитые. Грибы-паразиты. Игра «Съедобный – несъедобный». РастенияЧелябинской области, занесенные в крестную книгу.

Формы организации: беседы,практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры,познавательные игры; викторины; экскурсии пешеходные и виртуальные, созданиетеатральных постановок, просмотр и обсуждение фильмов.

Виды деятельности: чтениетекста в различных источниках и на различных носителях; решение информационныхзадач (выполнение заданий и упражнений); наблюдение за объектом изучения(историческими памятниками); работа со словарём; работа по карточкам; работа спознавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы, кроссворды); участие ввикторинах и конкурсах; изображение изученных объектов в рисунках, поделках,сказках; участие в инсценировках.

 

2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Класс / год обучения

Тема / раздел

Кол-во часов

1

Я и моя семья

7

Я среди людей

6

Родной край – часть большой страны

5

В мире животных

5

В мире птиц

5

В мире растений

5

Итого в первом классе:

33

 

2

Я и моя семья

7

Я среди людей

7

Родной край – часть большой страны

5

В мире животных

5

В мире птиц

5

В мире растений

5

Итого во втором классе:

34

 

3

Я и моя семья

6

Я среди людей

6

Родной край – часть большой страны

7

В мире животных

5

В мире птиц

5

В мире растений

5

Итого в третьем классе:

34

 

4

Я и моя семья

5

Я среди людей

6

Родной край – часть большой страны

8

В мире животных

5

В мире птиц

5

В мире растений

5

Итого в четвертом классе:

34

 

5

Я и моя семья

5

Я среди людей

6

Родной край – часть большой страны

9

В мире животных

5

В мире птиц

5

В мире растений

4

Итого в пятом классе:

34

 

Всего:

169

 

2.1.       Тематическоепланирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся,форм организации учебных занятий

5класс

 

№ занятия

Название раздела.

 

Количество часов

 

Теория

Практика

Всего

 

Я и моя семья 5 ч.

1

1

Здравствуйте, это я

 

1

1

 

2

2

Что означают имена

1

 

1

 

3

3

История моей семьи

 

1

1

 

4

4

Герб и девиз моей семьи

 

1

1

 

5

5

Моя семья – конкурс рисунков

 

1

1

 

Я среди людей 6 ч.

 

6

1

Мой класс – мои друзья

 

1

1

 

7

2

Мои соседи

 

1

1

 

8

3

Мой внешний вид

1

 

1

 

9

4

Речевой этикет. Правила поведения в общественном месте.

 

1

1

 

10

5

Что такое профессия? Представление о будущей профессии.

1

 

1

 

11

6

Альбом «Профессии моей семьи».

 

 

1

1

 

Родной край – часть большой страны 9 ч.

12

1

Моя малая Родина

1

 

1

 

13

2

Природа живая и неживая. Значение природы для людей.

1

 

1

 

14

3

Вода в жизни животных, растений, человека.

1

 

1

 

15

4

Природное богатство Увельской земли

1

 

1

 

16

5

Изготовление стенгазеты «Лечебные озера» Увельского района

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.97%
НЕТ
41.03%
Проголосовало: 775

1

1

 

17

6

«Как мы бережем природу Челябинской области».

1

 

1

 

18

7

«Я люблю природу»

 

1

1

 

19

8

Мой край родной — викторина

 

1

1

 

20

9

Выставка рисунков «Мой край».

 

1

1

 

В мире животных 5 ч.

 

21

1

«Дикие» и «домашние» животные

1

 

1

 

22

2

Значение диких животных в природе и жизни человека.

1

 

1

 

23

3

Земноводные. Особенности строения земноводных

1

 

1

 

24

4

Оформление альбома «Эти удивительные животные»

 

1

1

 

25

5

Фотоколлаж «Животные нашего края».

 

1

1

 

В мире птиц 5 ч.

26

1

«Перелетные» и «Зимующие» птицы

 

1

1

 

27

2

Птицы самые маленькие и самые большие, летающие и нелетающие.

1

 

1

 

28

3

Многообразие птиц родного края. Значение птиц для человека

1

 

1

 

29

4

Оформление альбомы «Птицы нашего края».

 

1

1

 

30

5

Птицы Челябинской области, занесенные в Красную книгу.

1

 

1

 

В мире растений 4 ч.

 

31

1

Растения «домашние» и «дикие».

1

 

1

 

32

2

Растения-хищники. Лекарственные растения

1

 

1

 

33

3

Грибы съедобные и ядовитые.

 

1

1

 

34

4

Защита проектов

 

1

     1

 

 

 

3.Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название раздела.

 

Форма деятельности

Кол-во часов

Дата

1 четверть 8 часов

Я и моя семья – 5 часов

1

Здравствуйте, это я

Сообщение детей

1

 

2

Что означают имена

Познавательная беседа

1

 

3

История моей семьи

Сообщения детей

1

 

4

Герб и девиз моей семьи

Творческая работа

1

 

5

Моя семья

Конкурс рисунков

1

 

Я среди людей — 6 часов

6

Мой класс – мои друзья

Сообщения детей

1

 

7

Мои соседи

Сочинение

1

 

8

Мой внешний вид

Рассказ-описание

1

 

2 четверть 8 часов

9

Речевой этикет. Правила поведения в общественном месте.

Беседа, презентация, викторина

1

 

10

Что такое профессия? Представление о будущей профессии.

Познавательная беседа, презентация, викторина

1

 

11

Альбом «Профессии моей семьи».

Выставка работ

1

 

Родной край – часть большой страны — 9 часов

12

Моя малая Родина

Беседа, презентация, выставка рисунков

1

 

13

Природа живая и неживая. Значение природы для людей.

Познавательная беседа, презентация

1

 

14

Вода в жизни животных, растений, человека.

Познавательная беседа

1

 

15

Богатство Увельской земли

Сообщения детей, презентация

1

 

16

Изготовление стенгазеты «Лечебные озера» Увельского района

Творческая работа

1

 

3 четверть 10 часов

17

«Как мы бережем природу Челябинской области».

Беседа, сообщения

1

 

18

«Я люблю природу»

Тестирование

1

 

19

«Мой край родной»

Викторина

1

 

20

 «Мой край».

Выставка рисунков

1

 

В мире животных — 5 часов

21

«Дикие» и «домашние» животные

Беседа, презентация

1

 

22

Значение диких животных в природе и жизни человека.

Познавательная беседа, презентация

1

 

23

Земноводные. Особенности строения земноводных

Познавательная беседа, рисунки

1

 

24

Оформление альбома «Эти удивительные животные»

Коллективная работа

1

 

25

Фотоколлаж «Животные нашего края».

Творческая работа

1

 

В мире птиц — 5 часов

26

«Перелетные» и «Зимующие» птицы

Викторина «Знаете ли вы птиц?».

1

 

4 четверть 8 часов

27

Птицы самые маленькие и самые большие, летающие и нелетающие.

Сбор информации

1

 

28

Многообразие птиц родного края. Значение птиц для человека

Познавательная беседа, презентация

1

 

29

Оформление альбомы «Птицы нашего края».

Творческая работа

1

 

30

Птицы Челябинской области, занесенные в красную книгу.

Информационный час

1

 

В мире растений — 4 часа

31

Растения «домашние» и «дикие».

Познавательная беседа, презентация

1

 

32

Растения-хищники. Лекарственные растения

Познавательная беседа, презентация

1

 

33

Грибы съедобные и ядовитые.

Игра «Съедобный – несъедобный».

1

 

34

Защита проектов

Творческая работа

1

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.97%
НЕТ
41.03%
Проголосовало: 775

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет