Самоанализурока литературного чтения
учителяначальных классов Королько Л.Ю.
Данныйурок проходил во 2 классе в рамках учебного курса предмета литературное чтение(УМК «Школа России»).
Типурока: урок изучения нового материала.
Данныйурок является вторым по изучению произведений С.В.Михалкова.
Тема: С.В.Михалков «Мой щенок».
Цель урока: познакомитьучеников с новым произведением Сергея Владимировича Михалкова «Мой щенок».
Науроке решались следующие задачи:
Обучающие: продолжить знакомство с творчеством С.В.Михалкова; формировать навык беглого,осознанного, выразительного чтения; обучать различным видам работы с текстом(словарная работа, выборочное чтение, воспроизведение последовательностисобытий произведения с использованием сюжетных картинок).
Развивающие: развивать умения анализировать текст, находить в нём необходимую информацию,выражать своё отношение к происходящим событиям, умение давать характеристикуглавным героям.
Воспитывающие:воспитывать любовь к домашним питомцам, чувство сострадания к ним; создавать уучащихся положительную мотивацию к сотрудничеству при работе в паре, группе.
Метапредметныезадачи урока
Регулятивные: формулировать учебные задачи урока и стремиться их выполнять, осуществлять самоконтроль;давать оценку своей деятельности.
Познавательные:извлекать информацию из иллюстраций и текста; выявлять сущность, особенностиобъектов; выделять опорные слова; выстраивать логическую цепь рассуждений,делать выводы.
Коммуникативные:формировать умение выражать свои мысли, отвечать на вопросы, договариваться,находить общее решение, развивать способность сохранять доброжелательныеотношения друг к другу во время работы в паре, в группе, уважать чужое мнение.
Прогнозируемыерезультаты урока:
Ученики научатся самостоятельно формулировать выводы, слушать собеседника,излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Допускала возможность возникновения трудностей при разгадывании ребуса, т.к.,возможно, дети не были знакомы с алгоритмом разгадывания ребусов, поэтомуданный вид работы делали с помощью учителя.
Учебные задачи урока решались с помощью проблемных вопросов и заданий, черезсовместный поиск формулировки темы, целей и задач урока.
Уроквключал в себя несколько этапов.
Наорганизационном этапе мне предстояло познакомиться с учащимися имотивировать их к учебной деятельности на личностно-значимом уровне. Для созданиякомфортной эмоциональной обстановки использовала метод психологическогонастроя. Считаю, что мне удалось установить контакт с детьми.
Актуализация имеющихся знанийявляется важным связующим звеном всего урока. В начале урока предложила детямдевиз урока, настроила на то, что в конце они самостоятельно сделают вывод,почему именно эти слова стали девизом. Далее было подобрано задание, в ходе которого ребята выяснили фамилию авторапроизведения, его главного героя. Цель этогоэтапа – подвести учащихся к определению темы и цели урока.
Для поддержания активности учащихся, на разных этапах урокаиспользовала задания по функциональной грамотности:
— разгадывание ребуса,
— речевая разминка (чтение текста по его видимой части. Такоечтение способствует эффективному развитию навыка техники чтения, формируетаналитические и эвристические умения учащихся),
— словарная работа, где дети самостоятельно объясняли значениенезнакомых слов, опираясь на имеющиеся у них представления, жизненный опыт иинтуицию,
— восстановление событий произведения с помощью сюжетных картинок,
— работа в группах (дети должны были составить текст объявления опропаже щенка, памятку ухода за домашними питомцами, незнакомый стихотворныйтекст, используя слова для справок).
Входе выполнения этих заданий каждый ученик смог пережить ситуацию успеха, о чемсвидетельствовали результаты их самооценки в конце урока. Работав группах способствовала развитию лидерских качеств, приобретению детьмикоммуникативных умений.
Структура урока, запланированные вопросы, практическаядеятельность способствовали познавательной активности учащихся. Этапы урока были тесно взаимосвязаны междусобой. Физминутка заключала в себе связь физической подвижности детей имыслительную деятельность. Им необходимо было найти слова для характеристикиглавных героев произведения, расположенные в разных частях класса, и прикрепитьпод картинкой героя. Высокая работоспособность напротяжении всего урока обеспечивалась сменой видов деятельности, различнымиформами организации работы (индивидуальной, групповой, работой в парах), атакже применением здоровьесберегающих технологий. Это способствовало созданиюна уроке положительной психологической атмосферы, ситуации успеха.
Вконце урока были подведены итоги работы, дети сделали вывод, почему в качестведевиза были взяты слова Антуана де Сент-Экзюпери, сформулировали главную мысльпроизведения. Учащимся было предложено дифференцированное домашнее задание,объем которого соответствовал нормативам.
Учебныйматериал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска,соответствовал жизненному опыту детей. На уроке был использован дидактическийматериал (карточки со словами, словарь настроения, сюжетные картинки,презентация).
Воснове всего урока лежит деятельностный метод обучения. А чтобы познавательныйинтерес стал мотивом для активной деятельности учащихся, я также использовалаи другие методы и приёмы обучения:
-проблемно – поисковый;
-репродуктивный;
-словесный;
-практический;
-методы взаимного контроля.
Использовала технологии:
— проблемного обучения;
-здоровьесберегающие;
-обучение в сотрудничестве.
Учащиесявыступали в разных ролях: информатор, мыслитель, слушатель, исследователь.
Входе работы я была организатором и консультантом. Стиль общения -доброжелательный, демократический.
Науроке присутствовали все три вида активности: познавательная — дети саминаходили решение проблем; социальная — дети неравнодушны к тому, что происходитна уроке, они отвечали на вопросы, обменивались мнениями; физическая — двигательная активность и работе в группах. Работав группах способствовала развитию информационной предметно-развивающей среды.
Навсех этапах использовала различные виды контроля: ученик – ученик (пригрупповой форме и работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель. В концеурока детям было предложено сделать самооценку своей работы на уроке, опираясьна шкалу оценивания.
Втечение всего урока прослеживалась: в академическом плане — постояннаядоказательная база, в личностном — помощь группы в реализации задач, вэмоциональном — положительные эмоции.
Считаю,что урок цели достиг, потому что заявленные в начале урока задачи реализованыв полном объеме.