Русский язык 5 класс
Дата:
Урок: № 70.
Тема: Единообразноенаписание корня в группе однокоренных слов.
Цели:1.Формировать навык единообразногонаписания корня в группе однокоренных слов.
2. Активизироватьмыслительную деятельность через выполнение практических упражнений.
3. Воспитыватьсамостоятельность в работе.
Оборудование: таблица- памятка.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Повторение пройденного материала.
1) Минутка каллиграфии.
С ссс
3. Проверка домашнего задания.
— Как пишутся звонкие и глухие согласные вкорне однокоренных слов?
— Как проверить парные звонкие и глухиесогласные в корне слова?
— Что необходимо помнить при написании корняв группе однокоренных слов?
4. Сообщение темы и цели урока.
— Тема сегодняшнего урока : Единообразноенаписание корня в группе однокоренных слов.
5. Закрепление пройденного материала.
1)Тренировочные упражнения.
1. Выпиши из даннойгруппы слов только однокоренные слова:
Домашний, дом, домино, домовой.
Рот, ротик, воротник, ротище, ворота.
Вода, водитель, водный, водичка.
2.Подбери к данным словам однокоренные слова в таком порядке: имясуществительное, глагол, имя прилагательное.
Холод- ______________________________
Боль — ________________________________
Сад — _________________________________
3.Прочитай. Сколько групп однокоренных слов вы нашли? Каждую группу запишите сновой строки, выделите корень.
Платье, платный, расплата, платьишко, выплатить,зарплата, платьице.
Коса, косить, косыночка, перекос, косилка,косынка, покосился, косяк, косарь
4.Прочитай слова, найди и выдели в них корень. Найди лишнее слово.Объясни значение слов.
Луна, луноход, лунный, прилуниться, лунка,лунатики.
Слеза, слезать, слезливый, прослезиться.
5.Со словами грибной, гриб, грибники составь и запиши предложения. Впредложении должно быль название деревни и имя мальчика.
6. Выпиши из текста однокоренные слова, корень выдели.
В курятнике живут куры. Там лежат куриные яйца.Скоро из них вылупятся маленькие курочки.
7.Подбери однокоренные слова по данным значениям:
Ягоды, сваренные в сахарном сиропе-___________________________
Мастер по приготовлению пищи -_______________________________
Большая ложка для разливания супа — ____________________________
2) Минутка отдыха
8.Замени данные словосочетания одним словом. В однокоренных словахвыдели корень.
Положить соль-___________________________________
Оказать помощь -__________________________________
Сделать запись — ___________________________________
9.Отгадай загадки. К отгадкам подбери однокоренные слова.
Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …….. (лук)
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом …………… (картошка)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а вся дрожит. (осина)
10. Замени выражение одним словом. К этому слову подбери однокоренныеслова.
Часть суток от вечера до утра — … (ночь)
У машины мотор, у человека — …… (сердце)
У конфеты фантик, у человека — ….. (одежда)
11.Вставь в текст пропущенные слова с корнем –лёт-.
Осень многие птицы ________________________ наюг. Перед ___________ они собираются в стаи. Журавли______________________ клином. Гуси – вереницей. ________________стаю ведёт вожак. Многие _______________
Птицы гибнут в пути.
12.Подумай и запиши слова, состоящие только из корня.
13. Запиши парами предложения, в которых употребленыоднокоренные слова.
В реке теплаявода.
Мать видела много горя.
На уроке нас водили в кино.
Девочки нарвали водяных цветов.
На горе стоит дом.
Мальчик любит веселиться, он редко горюет.
Мой брат – водитель такси.
На горизонте видны горные вершины.
Выделикорень в однокоренных словах.
.
6.Домашнее задание.
Напишисловосочетания, изменяя по смыслу слова, данные в скобках.
(Птица) — ___________________________________перо.
(Волк) — ____________________________________нора.
(Корова) — __________________________________молоко.
(Медведь) — _________________________________берлога.
7. Итог урока.
— Чему учились на уроке?