ПРОЕКТИРОВАНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКОГОРАЗВИВАЮЩЕГО ЦЕНТРА HAPPY KIDS
Аннотация. В статье рассматривается проектирование образовательной среды длядетей с нарушениями речи на примере детского развивающего центра. Описанопроектирование комплекса коррекционных мероприятий на примере ребенка с ОНР Iуровня.
Ключевые слова: проектированиеобразовательной среды, дети с тяжелыми нарушениями речи, комплекс коррекционныхмероприятий, центр медико-социального и психолого-педагогического сопровожденияи коррекции, общее недоразвитие речи I уровня.
DESIGNING ANEDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR CHILDREN WITH SPEECH IMPAIRMENTS ON THE EXAMPLE OFTHE CHILDRENS DEVELOPMENT CENTER HAPPY KIDS
Annotation. The article discusses the design of an educational environmentfor children with speech disorders using the example of a childrensdevelopment center. The design of a complex of corrective measures is describedon the example of a child with OHP level I.
Key words: design of the educational environment, children with severespeech disorders, a complex of corrective measures, a center for medical,psychological and pedagogical support and correction, general speechunderdevelopment of the 1st level.
Необходимость развития центровмедико-социального и психолого-педагогического сопровождения определяется тем,что в настоящее время постоянно растет количество детей с особымиобразовательными потребностями. В том числе с различными речевыми нарушениями.Констатируется существенное увеличение общественного запроса в отношении коррекционно-развивающихуслуг, логопедической коррекции. Деятельность данных центров вносит свойположительный вклад в качество образования, несомненно, влияя на общее развитиедетей и их коммуникацию с окружающими. [1]
Важнейшей частьюадаптивной коррекционно-развивающей среды является комплексное взаимодействиеспециалистов, без чего невозможна организация эффективногопсихолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательнымипотребностями, в том числе — с нарушениями речи. Функции образовательной средырассматриваются как система формирования и развития личности ребенка посредствомсоциального и пространственно-предметного окружения. А также в процессеобучения происходит формирование различных видов деятельности детей, что в своюочередь позволяет повысить уровень социализации детей с особымиобразовательными потребностями. [4]
Развивающий центр медико-социальной и психолого-педагогическойподдержки и коррекции «Хеппи Кидс» функционирует с 19.12.15 года. В центре оказываются услуги детям с ограниченными возможностямиздоровья (задержка речевого и пихического развития) по следующим направлениям:запуск речи, нарушения речи, школьные трудности, эмоции и отношения, терапиядвижением, массаж, коррекция поведения.
Программа «Запуск речи» включает в себя следующие блоки:
· Логоритмика
· Психология
· Игротерапия
· Арт-терапия
· Нейрокоррекция
· Канистерапия
Программа «Нарушения речи» включает в себя следующие блоки:
· Логопедия
· Логопедический массаж
Программа «Школьные трудности»включает в себя следующие блоки:
· Нейропсихология
· Логопедия
· Психология
· Мозжечковая стимуляция
· Неврология
Программа «Эмоции иотношения» включает в себя следующие блоки:
· Семейное консультирование
· Детская психология
· Арт-терапия
· Развитие эмоциональногоинтеллекта
· Канистерапия
Программа «Терапиядвижением» включает в себя следующие блоки:
· Лечебная физкультура
· АФК
· Кинезиотерапия
· Сенсорная интеграция
· Мозжечковая стимуляция
· Балансотерапия
· Кинезиотейпирование
Программа «Массаж» включаетв себя следующие блоки:
· Логопедический
· Оздоровительный
· Лечебный
· При ДЦП
· Массаж ШВЗ
· Спортивный
Программа «Коррекцияповедения» включает в себя следующие блоки:
· Дефектология
· Aba — терапия
· Психология
· Коммуникативные группы
· Неврология
1. Занятия с детским логопедом
Зона ответственностилогопеда для дошкольника в комплексной работе по запуску речи — это развитиеорганов артикуляции, постановка речевого дыхания, обогащения пассивногословарного запаса.
В структуре каждогозанятия с детским логопедом игровые упражнения, пальчиковые игры,ритмодекламации, подвижные речевые игры, графические упражнения, упражнениямимической, дыхательной, артикуляционной и психогимнастики, игры с песком. [3]
2. Логоритмика
Благодаря гармоничномусочетанию музыки, движения и речи, занятия логоритмикой способны помочь ребенкуизбавиться от нарушений речи, научиться плавно и красиво говорить. Помимоглавной задачи, логоритмика прекрасно влияет на моторику, дыхание, координациюдвижений, значительно улучает память, слуховое восприятие и внимание.
3. Игротерапия
Установив личностныйконтакт с ребенком, терапевт в первую очередь формирует у него положительнуюсамооценку, уверенность в собственных силах. Затем начинается коррекционнаяработа, основанная на использовании самого мощного речевого стимулятора —просьбы.
Еще один мощныйинструмент в руках игротерапевта — интерактивное оборудование, например,SpecialEducationalTools – комплекс, визуализирующий речевую деятельность.
4. Арт-терапия
Арт-терапия — одна изнаиболее эффективных методик, использующихся для нормализациипсихоэмоционального состояния ребенка. Создавая образы с помощью рисунка, играяс песком, придумывая сюжеты сказок, маленький пациент конструирует свой мир, вкотором находят отражение его переживания и сложившиеся образы окружающейдействительности.
5. Нейрокоррекция
Нейрокоррекция при ЗРРявляется одним из самых действенных элементов работы по преодолению нарушенийречи.
В ходе первичнойдиагностики, используя неинвазивные методы, нейропсихолог может определитьфизиологическую причину отклонений в развитии речи. После анализа результатовдиагностики нейропсихолог подбирает для ребенка индивидуальныйнейрокоррекционный маршрут развития. [2]
6. Канистерапия
Собака способна вызвать удетей мотивацию к общению и движению. Канистерапевт на специально разработанныхзанятиях, играх и упражнениях регулирует физическую, сенсорную и эмоциональнуюнагрузку детей, в том числе с особыми образовательными потребностями.
Работа в частном центре медико-психолого-педагогическойподдержки и коррекции имеет свою специфику. Из-за большого разнообразиякатегорий детей с ОВЗ коррекционные мероприятия в основном проходят наиндивидуальных занятиях. Одной из главных проблем является прерывание комплексакоррекционных мероприятий из-за болезней, различных семейных обстоятельств,недостатка дополнительного времени и т.д.
Подводя итог, можносделать вывод о том, что коррекция и развивающее сопровождение стали уверенновходить в во все виды работ и деятельности в развивающих оздоровительных и коррекционныхцентрах, исходя из этого, значительно расширяется подход к оказаниюпсихолого-медико-педагогической помощи на ранней стадии детям, не посещающимдетские сады. В соответствии с вышесказанным профессиональнаяпсихолого-педагогическая помощь участникам образовательной сферы региона переходитна инновационный уровень. Появляются разные частные центры медико-социальной ипсихолого-педагогической направленности, выполняющие ответственные задачи по сопровождениюи коррекции речи и интеллекта у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы
1. Бетанова, С.С. Развитие коммуникативныхнавыков детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственнойотсталости // Вестник Московского государственного областного университета(Электронный журнал). 2012. № 3. с.97-107.
2. Кирьянова, Р.А. Проектированиепредметноразвивающей среды в дошкольном образовательном учреждениикомпенсирующего вида: Пособие для логопедов и воспитателей. Мастеркласс длялогопеда. – СПб.: КАРО, 2017. – 64 с. (Серия «Мастеркласс логопеда»).
3. Кузь, Н.А. Научно-методическоесопровождение образовательной деятельности в дошкольной образовательнойорганизации // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практическойконференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016.№5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-obrazovatelnoy-deyatelnosti-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii
4. Фирсова, Е.Ю. Социально-педагогическоесопровождение семей умственно отсталых лиц: Автореф… дисс. кан. пед. наук- М.: МГПУ, 2017. – 39 с.