Консультация для родителей
«Психологическаяготовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе».
«Ребенокдошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой-тоновый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучениепроходить по какой-то программе, но вместе с тем саму программу он по природесвоей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того,в меру чего она является его собственной программой» (Л.С.Выгоцкий).
«Вигре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычногоповседневного поведения, он в игре как бы на голову выше самого себя, как вфокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как быпытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения» (Л.С.Выгоцкий).
«Важнойособенностью психического развития старшего дошкольника является обостреннаячувствительность (сензитивность), во-первых, к усвоению нравственно-психическихнорм и правил поведения и во-вторых, готовность детей к овладению целями испособами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребенкавозникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Сензитивность этогопериода очень четко проявляется и в процессе освоения грамоты. Если педагогупустит этот момент, запоздает с обучением грамоте, то в дальнейшем ее усвоениебудет проходить с большими трудностями» (Я.Л.Коломенский, Е.А.Панько «Опсихологии детей 6-летнего возраста»)
Вэтом возрасте идет процесс активного созревания организма. Он овладеваетсложными движениями (лазание, прыжки с разбега, бегать на коньках, ходить налыжах, плавать…) Вместе с тем, укрепление нервной системы будущих школьников,охрана здоровья, голоса, правильной осанки требуют дальнейшего развития всех физическихкачеств ребенка – ловкости, гибкости, скорости, силы.
Важнейшаяфизическая способность среди перечисленных – это выносливость. Ведь она тесносвязана с работоспособностью, качеством, нужным для достижения успеха в любомделе, в том числе и в овладении учебной программой.
Важно,чтобы ребенок пошел в школу физически готовый к ней. Однако необходима ипсихологическая готовность, определяемая той системой требований, которую школапредъявляет к ребенку. Они связаны с измененной социальной позицией ребенка вобществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьномвозрасте (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.)
Вдошкольные годы ребенок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьномвозрасте деятельности – учебной. Важное значение при этом будет иметьформирование у ребенка соответствующих умений. Владение этими умениями, какпоказало исследование советского педагога А.П.Усовой, обеспечивает ребенку«высокий уровень обучаемости».
Важнаготовность ребенка к принятию новой «социальной позиции» (Л.И.Божович) –положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающегоиное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностнаяготовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, кучителям, к самому себе.
Многочисленныеопросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о большойтяге детей к школе. Что же привлекает детей в школе? Может быть, внешняясторона школьной жизни? Внешние аксессуары школьной жизни, желание сменитьобстановку действительно кажутся заманчивыми старшему дошкольнику. Но это неглавное. Школа привлекает детей главным образом своей особенной деятельностью –учением. И это стремление естественно, оно связано с новыми моментами вразвитии старшего дошкольника. Ему уже недостаточно лишь косвенным способом, вигре приобщаться к жизни взрослых. А вот быть школьником – совсем другое. Этоуже осознаваемая ребенком ступенька вверх, к взрослости. Не проходит мимовнимания ребенка и уважительное отношение взрослых к учебе как к важной,серьезной деятельности.
Еслиребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличиинеобходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуальногоразвития ему будет трудно в школе. Они учатся неровно, их успехи налицо,задание выполняется небрежно, наспех.
Еслидети не хотят идти в школу, хотя их не много, они вызывают особую тревогу. «Нехочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «Не хочув школу, там программа трудная и играть будет некогда». Причины подобногоотношения к школе, как правило, — ошибки в воспитании детей. Нередко к немуприводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно поотношению к робким, неуверенным в себе детям. «Как же ты в школе будешьучиться, ты же двух слов связать не можешь?». «Вот пойдешь в школу, там тебепокажут». Можно понять боязнь и тревогу этих детей, связанную с предстоящимобучением в школе. И сколько же терпения, внимания, теплоты, времени придетсяуделить потом этим детям учителю, чтобы изменить их отношение к школе, вселитьверу в собственные силы. А это, бесспорно, гораздо труднее, чем с самого началаформировать положительное отношение к школе.
Положительноеотношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоциональныекомпоненты. Стремление занять новое социальное положение, т.к. статьшкольником, октябренком, пионером, сливается с пониманием важности школьногообучения, уважением к учителю, старим товарищам по школе, в нем отражаются илюбовь, бережное отношение к книге как к источнику знаний.
Важно,чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только понятны, но ипрочувствованы, пережиты ими.
Личностнаяи социально-психологическая готовность к школе включает и формирование у детейтакие качества, которые помогли бы им общаться с одноклассниками в школе, сучителем.
Каждомуребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно сдругими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качестваобеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.
Проявитьинтерес к личности ребенка, его внутреннему миру педагог может и должен нетолько на занятии, уроке, но и общаясь с ним в быту, на прогулке, в процессеигр, развлечений…
Серьезноговнимания требует и формирование волевой готовности первоклассника. Ведь егождет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что емухочется, а и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа.
Какотмечала Я.З.Неверович, «возрастное умение анализировать собственные движения ивнимание к точности рисунка движений говорят о психологической готовностиребенка к обучению в условиях школы, о возможности социально приобретатьдвигательные умения уже трудового порядка, сложность формы умений и навыковтипа письма, рисования, игры на инструментах, танца и т.д.»
Какпоказывают специальные исследования В.К.Котырло, первостепенное значение вформировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели.
Развитиедисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих будущемупервокласснику овладеть, управлять своим поведением, в большей мере зависит отстепени его восприимчивости к требованиям взрослых, как носителя социальныхнорм поведения, правил. Среди факторов, обусловливающих развитие этого родавосприимчивости, важное место занимает характер взаимоотношений ребенка ивзрослого, овладение детьми содержанием требований взрослых посредством«словесных инструкций, знаковых средств» (Л.С.Выготский)
Социально-психологическаяадаптация представляет собой процесс активного приспособления. Для того, чтобыадаптироваться, необходимо проявить специальные усилия. Отношения со средой, ккоторой надо приспособиться, здесь иные. Здесь не только среда воздействует начеловека, но он сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтомуадаптироваться приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, кучителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам. Первоначальныйэтап пребывания в школе как раз и есть период социально-психологическойадаптации ребенка к новым условиям.
Какиеже факторы социальной микросреды играют позитивную роль в адаптации ребенка вшколе?
Вчисле наиболее благоприятных факторов – адекватная самооценка своего положения,правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций,благоприятный статус в группе сверстников и др.
Неблагоприятныефактора, влияющие на адаптацию ребенка к школе: неправильные методы воспитанияв семье, функциональная неготовность к обучению в школе, неудовлетворительностьв общении со взрослыми, неадекватное осознание своего положения в группесверстников; низкий уровень образования матери, конфликтная ситуация из-заалкоголизма, отрицательный статус ребенка до поступления в 1 класс, низкийуровень образования отца, конфликтная ситуация в семье, отрицательный стильотношения к детям учителя первого класса, отрицательный стиль отношения к детямучителя подготовительного класса, неполная семья.
Важнуюроль в адаптации ребенка к школе имеет преемственность методов работы ипедагогического общения воспитателей детского сада и педагогов школы.
Поступлениев школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучениякардинальным образом меняет весь его образ жизни. Многочисленные «можно»,«нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваютсяна первоклассника. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу,систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразнымнормам и правилам, выполнять требования учителей и родителей, добиватьсяхороших результатов в учебе и пр. К новым правилам, требованиям, нормам нужноадаптироваться, привыкнуть. Часть первоклассников достаточно успешносправляются с этой задачей.
Однакопериод привыкания к новым условиям у детей нередко длиться целую четверть, а унекоторых растягивается на весь первый учебный год. Анализ обращений запсихологической помощью показывает, что родители регулярно сталкиваются с такойпроблемой, например, когда ребенок с сохранным интеллектом и нормальнымпсихологическим развитием, отказывается от посещения школы, конфликтует сучителями, сверстниками. Взрослые пытаются решить эти проблемы своимисредствами: заставляют ребенка, взывают к его совести, упрекают в отсутствииприлежания, повышают уровень требовательности. Эти традиционные способывлияния, как правило, не дают значимого эффекта.
Вработе с будущими первоклассниками осуществляется диагностика уровня развитиякомплексной психологической готовности. На родительских занятиях ведущиеинформируют их о психологической готовности детей к школе знакомят срезультатами обследования детей, дают конкретные рекомендации.
Основныенаправления организации работы образовательного учреждения с семьей.
1. Составлениехарактеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости,образовательный и социальный уровень)
2. Организациядиагностической работы по изучению семей.
3. Использованиеоптимальных форм и методов воспитателей дифференцированной группой ииндивидуальной работе с семьей.
4. Организацияпсихолого-педагогического просвещения родителей.
5. Созданиесистемы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместнойобщественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников).
6. Выявлениеи использование в практической деятельности позитивного опыта семейноговоспитания.
7. Внедрениев семейное воспитание традиций народной педагогики.
8. Оказаниепомощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, впрофилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативныхпоявлений у детей и подростков.
9. Использованиеразличных форм сотрудничества с родителями – отцами, вовлечение их в совместнуюс детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышенииих авторитета.
10. Созданиеусловий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательнымучреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организациидеятельности общественных родительских формирований (Совет учреждения,Попечительский совет, родительский комитет, Совет отцов и др.); объединениеродителей по семейным проблемам (школа молодого родителя, союз, ассоциация,клубы молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов,семейные клубы)
11. Активноевключение в работу с семьей педагога-психолога, социального педагога, педагогадополнительного образования, старшего вожатого, педагога-организатора,библиотекаря, воспитателей (групп продленного дня, интернатов, класса).
12. Оказаниепомощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыкови умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы,спецкурсы, кружки, клубы по программам «Этика и психология семейной жизни»,«Основы семейного воспитания»).
13. Разработкатематического оформления по работе с семьей (зал, уголок для родителей, музейсемейных традиций)
14. Расширениесферы дополнительного образования и досуговых услуг.
15. Всистеме образования в настоящее время разрабатываются модели взаимоотношениясемьи и образовательного учреждения. При этом процесс такого сотворчества, егоособенности определяются, прежде всего, типом и видом образовательногоучреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива.
Естьтакое прекрасное сравнение: маленький ребенок подобен зернышку, в котором ужесодержится и стебель, и листочки, и цветы, и плоды. И для того, чтобы зерноразвивалось в растение, нужны благоприятные условия. То же самое и длямаленьких детей. Но создание благоприятного окружения для ребенка – задача нетолько воспитателей. Союзниками и единомышленниками «детских садовниц» в этопроцессе становятся родителями. Однако достичь можно только в том случае, еслиродители выбрали вольдорфскую педагогику, как направление, соответствующее ихобразу жизни и мировоззрению.