НизкодубоваВалентина Иосифовна,
учительукраинского языка и литературы
общеобразовательнойшколы №12
суглубленным изучением отдельных предметов
(г. Горловка, ДНР)
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ РОДНОГО КРАЯ
Внастоящее время главной проблемой ДНР, наряду с непрекращающимися боевымидействиями, является отсутствие понятных приоритетов социального развитияреспублики.
В Республике, в настоящее время, идёт становлениеновой системы образования, ориентированной на вхождение в российскоеобразовательное пространство. Происходят существенные изменения впедагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Менядавно волнует проблема отсутствия интереса к чтению у учащихся, поэтому язадумалась о том, как научить своих учеников читать, слушать, говорить,сочинять и писать, как раскрыть их творческие способности.
Говоря о проблеме творческих способностей, необходимо помнить о том,что творчество невозможно без деятельности. Для решения данной проблемы япоставила цель: изучить процесс развития творческихспособностей у школьников через изучение предмета литературное краеведение.
Актуальность заявленная в работе определяется потребностьюобщества в творческих, активных людях. Изучение литературы родногокрая расширяет и обогащает знания школьников о родныхместах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогаетболее полно ощутить и осознать связь истории с жизнью.
Длясовременной школы исключительно важной является проблема развития творческихспособностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься рядотечественных и зарубежных ученых, такие как Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, П. Я.Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Р. С. Немов, Е. И. Рогов.
Творчество есть создание новых, общественно значимыхматериальных, научных, художественных и других ценностей. Творчество –целенаправленная человеческая деятельность.
Завремя работы в школе я пришла к выводу, что необходимо осуществлять комплексныйподход к применению современных педагогических технологий для развитиятворческих способностей учащихся.
В течение последних лет я являюсь учителем украинскогоязыка и веду уроки гражданственности Донбасса. Это позволило мне апробироватьи успешно внедрять технологию развивающего, проблемного обучения, широкоиспользовать информационные технологии в обучении, технологию проектнойдеятельности.
В своей работе для формирования и развития творческихспособностей учащихся, их самостоятельности в работе на уроках литературноекраеведение я использую следующие методы: метод проекта, исследовательскуюдеятельность и другие педагогические технологии. С 2015 года в нашей школеведется факультативный курс «Литература Донбасса». Несмотря на продолжительныебоевые действия, в нашей школе № 12 постоянно проводятся литературные гостиные,на которые приглашаются поэты и писатели Горловки, конкурсы чтецов, гдечитаются стихотворение школьных и горловских поэтов. Так в 2015 году в школубыли приглашены поэты Чернявский С., Самойленко В., Новиков В. Они были гостямичитательского форума «Книга: удовольствие или наказание». В 2016 году учителемНизкодубовой В.И. был проведен открытый урок по творчеству горловского писателяЧернявского Н. А в этом году на литературную гостиную были приглашены НовиковН., Савицкая Т., Чернявский Н., Высоцкая Т.
Благодаря урокам литературного краеведения обогащаются имеющиесязнания по истории родного города. Изучение истории малой родины способствуетразвитию бережного отношения, не только к памятникам культуры и истории, но и клюдям, живущим рядом.
По моему мнению, систематическая работа политературному краеведению способствует развитию творческих способностей, чтопомогает подготовить учащихся к самостоятельной жизни, где каждый из них долженбудет выбрать свой правильный жизненный путь.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческихспособностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б.Богоявленская – М.: Академия, 2002.- 318с.
2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский – М.: Просвещение, 1991. – С. 155.
3. Сухомлинский В.А. Сердцеотдаю детям // Избранные педагогические сочинения в 3т. – М., 1979.