КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА
«ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИНЕДОСТАТКОВ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА МЕТОДОМ ФОЛЬКЛОРА»
Пояснительная записка
Дляобучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениямихарактерны замедленный темп развитиясловесно-логической памяти, маленький объем памяти, затрудненозапоминание и последующее воспроизведение, неустойчивое запоминание, привоспроизведении допускают много ошибок, искажений, пропусков деталей, трудности в понимании смысла текста (рассказа), что вдальнейшем влияет на запоминание.
Приэтом, отмечается, что большие возможности в развитии словесно-логической памятиимеет фольклор. В работах А.Н. Мартыновой, М.Н. Мельникова,М.П. Чередниковой говорится о его огромном влиянии на всестороннее развитиеобучающихся. Фольклор – это русское народное творчество, оно веками вбирало всебя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало ихмладшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы иэстетические идеалы.
Фольклорв силу своей ритмичности, повторов, интересного сюжета легко запоминаетсядетьми. Разыгрывание сюжетов по фольклорным произведениям развиваетсловесно-логическую память детей, способствует лучшему запоминанию произведенийустного народного творчества [Яковлева 2014].
Наосновании вышесказанного нами была разработана коррекционно-развивающаяпрограмма, целью которой являлось коррекция недостатков развитиясловесно-логической памяти обучающихся младшего школьного возраста синтеллектуальными нарушениями.
Задачипрограммы:
· развитие процессов словесно-логической памяти (запоминание,сохранение, воспроизведение информации);
· развитие объема словесно-логической памяти;
· выработка эффективных приемов запоминания.
Программасоставлена с учетом следующих принципов:
· принципсоблюдения интересов ребенка определяет позицию специалиста, который призванрешать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребенка;
· учетиндивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации впределах психофизических особенностей каждого ребенка;
· принципсистемности обеспечивает единство коррекционных (исправление или сглаживаниеотклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития),профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) иразвивающих задач;
· деятельностныйпринцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы черезактивизацию деятельности каждого обучающегося, в ходе которой создаётсянеобходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка;
· принцип учетаэмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы проводимые игры,задания и упражнения создавали благоприятный эмоциональный фон, стимулировалиположительные эмоции.
· принцип духовно-нравственного развития обучающихся заключается в разработкетаких задач, при решении которых происходит развитие активного культурногосознания и нравственного поведения обучающихся младшего школьного возраста синтеллектуальными нарушениями (представлен в упражнениях основной частизанятий).
Предполагаемыйрезультат поитогам реализации программы коррекции словесно-логической памяти обучающихсямладшего школьного возраста с нарушениями интеллекта: развитие словесно-логической памяти, увеличение объема словесно-логической памяти, выработка эффективных приёмов запоминания.
Нормативно-правоваяоснова разработки коррекционно-развивающей программы:
1. Федеральныйзакон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273.
2. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерстваобразования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599).
3. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт начального общего образования (утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2021 г. №286).
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 24ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированнойосновной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)».
5. Примерная адаптированная основная общеобразовательная програма образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
6. Этический кодекс педагога-психолога службыпрактической психологии образования России, принятый на Всероссийском съездепрактических психологов образования 26.03.2003 г.
7. Санитарно-эпидемиологические требования корганизациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП2.4.3648-20).
Разработанная нами программа может бытьреализована в процессе реализации примерной АООП обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями).
Технологии работы: арт-терапевтические технологии(прослушивание фольклорных произведений и их пересказ, рассматриваниеиллюстраций, рисование), игровые технологии (сюжетные игры),здоровьесберегающие технологии (снижение эмоционального напряжения, дыхательнаягимнастика), информационные технологии (компьютер, медиапроектор).
Направления работы:
· диагностическое –осуществление диагностического исследования словесно-логической памятиобучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями;
· коррекционно-развивающее –осуществление целенаправленной коррекционно-развивающей работы по коррекциинедостатков развития словесно-логической памяти обучающихся младшего школьноговозраста с интеллектуальными нарушениями при помощи фольклора;
· консультативное иинформационно-просветительское – предполагает оказание психолого-педагогическихконсультаций, а также просвещение педагогов, родителей, воспитывающих детеймладшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
Структурапрограммы:программа состоит из 12 занятий, направленных на:
· знакомство и установлениедоверительной атмосферы в группе, а также разработку правил работы (1 занятие);
· выявление особенностейразвития словесно-логической памяти обучающихся младшего школьного возраста синтеллектуальными нарушениями (2 занятия);
· непосредственную работу покоррекции недостатков развития словесно-логической памяти обучающихся младшегошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями при помощи фольклора (8занятий);
· закрепление полученных навыкови рефлексию (1 занятие).
Структура занятия:
Все занятия имеютодинаковую структуру:
· организационный этап –приветствие, формирование доверительной атмосферы, настрой обучающихся наработу;
· основной этап – работа надпроблемой;
· заключительный этап – подведениеитогов занятия, рефлексия.
Упражнения,представленные в коррекционной программе, разработаны с учетом возрастныхособенностей и уровня развития обучающихся, в соответствии с целью и задачамипрограммы.
Задания включают всебя припоминание сказочных героев и сюжетов сказок, сопоставление пословиц исказок, в которых они встречаются, отгадывание загадок по сюжетам сказок,припоминание и проигрывание сюжетов сказок при помощи пальчиковых кукол идеревянных фигурок сказочных героев, а также составление собственного сюжетасказки на основе русских народных сказок.
При этом, занятия сприменением средств фольклора носят игровой характер, что способствуетдостижению обучающимися ситуации успеха, заинтересованности и увлеченности вработе, тем самым повышая эффективность развивающей работы.
Формы контролярезультативности: результативностьпрограммы определяется при сравнении результатов исходящей и заключительнойдиагностики.
Состав группы: 8 обучающихся младшего школьного возрастас интеллектуальными нарушениями, разделенных на 2 группы по 4 человека.
Частота встреч: 2 раза в неделю, среда и пятница.
Продолжительность занятий: 25-30 минут.
Место проведения: классный кабинет.
Тематическое планированиекоррекционно-развивающей программы представлено в таблице 2.3.