X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Пояснительная записка

 

Рабочая программа  логопедическойработы специальной (коррекционной) школы-интернат VШ вида 1 класс (диагноз Общеенедоразвитие речи (I уровень) разработана на основе  

 Цель программы:

коррекция дефектов устной речи и формированиефункционального базиса навыков письма и чтения, способствующего успешнойадаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов сОВЗ.

Задачи программы:

активизировать словарный запас,

формировать грамматический строй речи,

развивать связную речь,

развивать мелкую моторику,

вырабатывать у детей навык продуктивнойучебной деятельности,

развивать мыслительную деятельность,память, внимание обучающихся.

Характеристикакоррекционно-образовательного процесса.

Логопедические занятия проводятся 3раза в неделю по 40 минутВремя занятий— первая половина дня.

Обобщенная структура групповогологопедического занятия:

мотивационная установка,

актуализация имеющегося опыта; 

коррекция звукопроизношения,

лексико-грамматические упражнения,

развитие связной речи,

развитие неречевых процессов,

развитие мелкой моторики,

Особенности организации работы покоррекции звукопроизношения

Индивидуальная коррекционная работа попостановке правильного звукопроизношения проходит через основные этапыобучения: подготовительный (отработка сохранных звуков, гласных звуков,комплекса артикуляционной гимнастики) – постановка звуков (от более легких ксложным) – автоматизация и дифференциация по мере постановки звуков(изолированно, в слогах, словах, предложении, фразе).

 Результаты усвоения содержанияпрограммы.

К концу обучения дети должны знать:

артикуляцию гласных звуков;

признаки гласных звуков;

К концу обучения дети должны уметь:

различать гласные по звуки;

подбирать буквы, рисунки на заданный звук;

Характеристикадетей С ОНР 1 уровня

 

Длявсех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое играмматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевойдеятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность,мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координациидвижений; общей, тонкой и речевой моторики.

Удетей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуютсялепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами,смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровнярезко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы,звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдаетимпрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматическихкатегорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще детивоспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов.Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из нихоказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей сОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, дляребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

Логопедическаяработа по коррекции ОНР выстаиваетсядифференцированно, с учетом уровня речевого развития.

Так,основными направлениями при ОНР 1 уровня является развитие понимания обращеннойречи, активизация самостоятельной речевой активности детей и неречевыхпроцессов (внимания, памяти, мышления). При обучении детей с ОНР 1 уровня неставится задача правильного фонетического оформления высказывания, нообращается внимание на грамматическую сторону речи.

Важно, чтобы обучение былопоследовательным. Необходимо использовать большое количество материалов, чтобыформировался навык применения высказываний в различных ситуациях. Громкие(произнесенные не шепотом), четкие высказывания необходимо подкреплять.

 

Содержаниелогопедической работы

Развитиепонимания речи

Обучать ребенка:

находитьпредметы, игрушки по просьбе педагога.

 Поинструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.

Показыватьчасти тела в соответствии с просьбой взрослого.

Пониматьобобщающие категории:

·         

    • работа проводится в первую очередь на конкретном материале (а не на картинках) в жизненной ситуации;
    • нужно добиваться истинного понимания, а не механического заучивания: понятие «транспорт» формируется не только по книжке с картинками или по карточкам, но и на улице, на вокзале, и т.д., понятие «овощи» закрепляют на рынке, в овощном магазине и т.п.

Показыватьи выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой илиигровой ситуацией:

o   пословесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети глазки?Вот они! Покажи, где у тети ручки? – Вот они»;

    • задания по речевой инструкции, включающие 1-2-3 действия (Возьми куклу. Возьми куклу и дай Маше. Возьми куклу, посади за стол, покорми);
    • задания по речевой инструкции, включающие пространственные отношения между предметами: на, под, в, за (пример: «Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди куклу, она в шкафу. Принеси машину, она под столом и др.).

Закреплятьнавык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержаниюсюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).

Дифференцированновоспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?.

Пониматькатегории единственного и множественного числа существительных, глаголов.

Различатьна слух обращения к одному или нескольким лицам.

Пониматькатегории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читалакнигу; Валя читал книгу.

Отгадыватьпредметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый,косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).

Пониматьфункциональное значение предметов. По просьбе взрослого выбирать предметы длявыполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливатьсуп — половник).

Определятьпричинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба).

Лексические темы:«Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт».

Развитиеактивной подражательной речевой деятельности

Учить ребенка:

называтьродителей, родственников (мама, папа, баба).

Называтьимена друзей, кукол.

Вызыватьречевые подражания на гласных звуках и их сочетаниях (Катя поет: а-а-а; Вьютгудит: у-у-у; Петрушка удивляется: о-о-о; Мышка пищит: и-и-и; В лесу кричат:ау; Малыш плачет: уа; Ослик кричит: иа.)

Закрепитьпроизнесение одних и тех же слогов: Да-да-да! Ба-ба-ба-ба! Ма-ма-ма-ма!Па-па-па-па!;

Вызыватьзвукоподражания голосам животных и звукам окружающего мира

·         

    • на материале открытых слогов: корова — му; мышка — пи; палъчик — бо-бо; машина — би-би; гусъ — га-га-га; курица — ко-ко-ко;
    • на материале закрытых слогов: мячик — бух; собака — ав-ав; гномик — ням-ням; чайник — пых-пых;
    • на материале слогов со стечением согласных: лягушка – ква – ква — ква; уточка — кря, кря-кря; поросенок — хрю, хрю-хрю и т. п.).

Удавшиеся звуковыекомплексы повторяются в игровой форме несколько раз (до 5-10 повторений).

Четкомувыражению своих желаний:

·         

    • «Да», «Нет».
    • «Хочу», «Не хочу».
    • «Буду», «Не буду».

Указыватьна определенные предметы: вот, это, тут.

Отдаватьприказания: на, иди, дай

Составлятьпервые предложения, например: Вот мяч. Это Даня.

Выражатьсвои потребности простой фразой (2-3 слова) в конкретной ситуации: «Тетя,дай!», «Коля, на мяч», «Мама гулять», «идем спать».

Составлятьпредложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Мама,спи.

Преобразовыватьглаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственногочисла 3-го лица (спи — спит, иди — идет).

Отражатьв речи в доступной для ребенка форме результаты наблюдений в природе и в быту(«Где Даниил был? Гулял. Что там видел? Снег. С кем гулял? Няня. Как зовутняню? Тетя Галя. Кого видел? Лену.)

Припроизнесении взрослым потешек, стихов, считалок выполнять определенныедействия, разучивать пальчиковые игры с речевым сопровождением: например,считалки: «Мы делили апельсин, много нас, а он один. Эта долька дляежа, эта долька для чижа, а эта для Маши»; «Вышли мышки как-то раз, посмотретькоторый час. Раз, два три, четыре, мышки дернули за гири, вдруг раздалсястрашный звон, убежали мышки вон» и другие.

Игра. «Наблины»: Стал (называется имя ребенка) гостей собирать. — Хлопки в ладоши,то правая, то левая рука сверху. — И Иван приди, И Степан приди, Да Андрейприди, Да и Матвей приди. – Кончик полусогнутого указательного пальца правойруки зацепляет по очереди кончики полусогнутых пальцев левой руки, начиная сбольшого и мягко покачивает их. — А Митрошечка: Ну, пожалуйста! — указательныйпалец правой руки четыре раза настойчиво покачивает мизинец левой. Стала Анягостей угощать: И Ивану блин, И Степану блин, Да и Андрею блин, Да и Матвеюблин, А Митрошечке – Мятный пряничек!» — Хлопки в ладоши, то правая, то леваярука сверху. Левую руку поворачивает ладонью вверх, большой палец правой рукинажимает на подушечки каждого пальца левой, начиная с большого, как бы, кладяблин. Стала Аня гостей провожать: — Прощевай, Иван! – Прощевай, Степан. -Прощевай, Андрей! – Прощевай, Матвей! Пальцы правой руки загибают пальцы левойк ладони, начиная с большого. – А ты, Мирошечка, моя крошечка, да ты побудь сомной еще немножечко! Три первых пальца правой руки ласково поглаживают мизинецлевой сверху донизу.

Постепенно ребенокдолжен начать пытаться самостоятельно называть соответствующее слово. Важнопоощрять любое, даже самое искаженное его воспроизведение. В то же времялогопед правильно и отчетливо повторяет данное слово вслед за ребенком.

При этом используютсяспециальные приемы, способствующие актуализации речи:

  • появление и внезапное исчезновение предмета, который сначала был назван, а затем задается вопрос — Что это? Кто это? Кто спрятался?;
  • совместное проговаривание слова;
  • отраженное проговаривание;
  • договаривание слова в ситуации, подсказывающей нужное слово.

 

Развитиеобщих речевых навыков

Формированиеоптимального для речи типа физиологического диафрагмального дыхания.

Формироватьречевое дыхание (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох):

·         

    • без речевого сопровождения (например, «Понюхаем цветок», «Кораблики» и др.)
    • с речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных /Ф/, /X/, слогов с этими согласными, слов, в дальнейшем — постепенно распространяющихся фраз, произношение которых требует непрерывного, длительного выдоха (3-4 слова).

Развиватьсилу голоса (тихо — громко) и модуляции голоса (высоко — низко).

Вырабатыватьправильный умеренный темп речи (речь с движением, пение с движением).

Формироватьпервичные представления об интонационной выразительности речи посредствомэмоционального чтения ребенку потешек, стихов, сказок.

Формироватьумение передавать акценты ударами в бубен, хлопками в ладоши и выдерживатьпаузы.

Обучатьинтонационному подражанию голосам животных и птиц.

Обучатьвоспроизводить интонационно-ритмический рисунок слова с одновременнымотстукиванием слогов движениями руки.

Обучатьвыразительному рассказыванию потешек, небольших стихотворений, сказок.

Движения  артикуляторногоаппарата и мимической мускулатуры в процессе выполнения в игровой формеартикуляционных упражнений по подражанию:

 

    • Улыбка- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
    • Трубочка — Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
    • «Улыбка-трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
    • «Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
    • «Толстячки». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
    • «Худышки». Втянуть щеки.
    • «Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
    • «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
    • «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
    • «Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
    • «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
    • «Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
    • «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
    • «Футбол». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
    • «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
    • «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
    • «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

Развитиефонематического слуха

Учить ребенка различатьнеречевые звуки и их направление:

o   Постукивание;

o   похлопывание;

o   шуршаниебумаги;

    • скрип двери;
    • звуки бубна;
    • звуки металлофона;
    • звуки маракаса;
    • звуки игрушки (пищание).

Обучатьдифференциации на слух:

    • существительные, названия которых отличаются одним звуком. Ребенок показывает названные логопедом картинки: мышка — миска; крыша — крыса; дочка — точка;
    • существительные, отличающиеся несколькими звуками, сходные по звуко-слоговой структуре: осел — козел; ослик — козлик; газон — вагон; змея — земля; воз — нос;
    • глаголы, сходные по звучанию (логопед задает вопросы к «сюжетным» картинкам): кто катает — кто купает; кто купает — кто покупает; кого пасут — кого несут; кто везет — кто несет.

Учить ребенка на слух выделять звуковые комплексы «Укачиваниекуклы (а-а-а-а)», «Больное ушко (о-о-о-о)», «Эхо» (заблудились в лесу — ау),«Плаксивый малыш» (уа-уа) среди других звукосочетаний.

Развитие артикуляционного аппарата.

           Массаж

o  Зондовый массаж

o  Пассивный массаж (массаж лица)

o  Артикуляционные упражнения

Развитие графических навыков (письмо)

1.    Научить правильно держать карандаш, ручку, тетрадь.

2.    Учить детей ориентироваться на листе бумаги.

3.    Написать простейшие элементы: палочки вертикальные, горизонтальныеи наклонные

 

Общекорригирующие упражнения

 

Развитие тонкой моторики пальцев:

o  разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака в кулак;

o  отхлопывать ритм ладонями по столу, затем чередуя положение;

o  перебирать пальцами натянутую резинку или шнурок;

o  рисование на песке;

o  захватывать мелкие предметы небольшего диаметра разными пальцами;

o  массаж рук и.т.д

 

 

Литература:

 

1.    Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. УстранениеОНР у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. — М.: АЙРИС-ПРЕСС,2004.

2.    Баряева Л. Б., Голубева Г. Г., Лопатина Л. В. Программалогопедической работы в дошкольном образовательном учреждении: сб. метод.рекомендаций и прогр., РГПУ — СПб., 2009.

3.    Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. «Коррекция нарушенияречи». Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида длядетей с нарушениями речи. — М.: «Просвещение» 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     

 

 

 

 

Календарно-тематическоепланирование по логопедии 1класс.

Тема

 Развитие мелкой и крупной моторики

Артикуляционная гимнастика

Элементы содержания урока

Основные требования к знаниям и умениям

Предв дата

Факт. дата

 

Обследование речи (6ч)

Обследование артикуляционного аппарата

 

 

 

 

 

 

Логопедический альбом, сюжетные картинки, слова, текст,  игра «Четвертый лишний»

02.09.

 

Обследование  связной  речи

05.09.

 

 

Обследование фонематического слуха

06.09.

 

 

Обследование понимания речи

09.09.

 

 

Обследование звукопроизношения

12.09

 

 

Обследование  грамматического строя речи и словарного запаса

13.09.

 

 

Фонематическая тема (6ч) Представления о звуках.

 

Упражнения для мышц плечевого пояса: поднимание и опускание плеч.

При поднимании вдох через нос, при опускании выдох через рот.

Упражнения на развитие двигательной памяти.

Шнуровка.

Упражнения для челюсти, для губ, языка.

 

Слушание звуков вокруг нас: «Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск волны,

Но бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны».

Образование звуков речи. Знакомство с термином «речевой звук».

Произношение отдельных звуков

Знать понятие «речевой звук».

 

Уметь образовывать звуки речи (голосом, шумом, голосом и шумом).

16.09. 20.09.

 

 Органы артикуляции (знакомство)

Повторение: какие бывают звуки? Что такое речевой звук?

Ознакомление с органами артикуляции.

Наблюдение за деятельностью речевого аппарата. В образовании разных звуков участвует вся ротовая полость: язык, твердое и мягкое небо, губы, челюсть, зубы, полость носа + воздушная струя.

Что мы слушали? (Звуки).

Чем мы слушаем?

(Ушами)

Чем произносим звуки?

(Ртом)

Знать органы артикуляции.

 

Уметь выполнять простые артикуляцион-ные упражнения.

 

различать неречевые звуки и их направление

23.09.

26.09.

 

 

Не речевые звуки.

27.09

30.09.

 

 

Развитие понимание речи (10ч)

Наш класс

Пальчиковая гимнастика «Кап, кап…»

».

 

Упражнения для губ: «Улыбка», «Хоботок», — чередование.

Упражнение для языка на расслабление «Лопатка», «Блинчики».

 

Упражнения для губ: «Улыбка», «Хоботок», — чередование

1.      Организационный момент.

2.       Упражнение «Повтори за мной».

Работа с картинками.( Органы артикуляции). Покажи на себе и назови

 

Развивать подвижности органов артикуляции.

 

 

03.10.

04.10.

 

 

 

Органы артикуляции

3.       Знать части тела и органы артикуляции. Показывать на картинках.

 07.10.

10.10.

 

Игрушки

Организационный момент.

1.       Упражнение «Повтори за мной».

2.       Игра «Слушаем тишину».

 Покажи и назови музыкальные инструменты.

3.      Узнавать музыкальные инструменты по звучанию

11.10.

14.10.

 

Части тела

Организационный момент.

4.       Упражнение «Повтори за мной части тела».

5.       Игра «Слушаем тишину».

Игра «Слушаем звуки», «Хлопни как я»

знать части тела

 

 

уметь находить овощей среди картинок

17.10.

18.10.

 

 

Овощи

 

 21.10. 24.10.

 

Повторение

Самомассаж пальцев рук

 Упражнения для языка

 

 

25.10

28.10.

 

Вторая четверть

 

Органы речи.

 

 

 

Самомассаж пальцев рук.

Движения кистями рук

«Лопаточка».

«Чашечка».

«Иголочка».

«Грибок».

 

Ознакомление с органами артикуляции.

Наблюдение за деятельностью речевого аппарата. В образовании разных звуков участвует вся ротовая полость: язык, твердое и мягкое небо, губы, челюсть, зубы, полость носа + воздушная струя.

Что мы слушали? (Звуки).

Чем мы слушаем?

(Ушами)

Чем произносим звуки?

(Ртом)

Уметь выполнять простые артикуляцион-ные упражнения.

07.11.

 

 

Части тела.

08.11.

 

 

Развитие графо-моторных навыков (4ч)

Развитие крупной моторики

Упражнения для мышц шеи: повороты головы в стороны. При повороте – вдох, при возврате – выдох.

 

Упражнение для развития подвижности нижней челюсти

Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, построения) Повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления, игра с мячом

 

ориентироваться на сенсорные эталоны

действовать по звуковому сигналу

 

10.11.

14.11

 

 

Развитие мелкой моторики пальцев и руки

Самомассаж пальцев рук

«Лопаточка». «Чашечка». «Иголочка». «Грибок».

Узнать предметы по пунктирным линиям, обвести по контуру, раскрасить

зрительно дифференцировать предметы по неярко выраженным признакам

15.11.

18.11.

 

 

Понятие «Слово».

Упражнения для развития мышц плече-вого пояса: вращение плеч, руки опущены.

Пальчиковая гимнастика:

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем.

Упражнения для губ: «Улыбка», «Хоботок», — чередование.

Упражнение для языка на рассла-бление «Лопатка», «Блинчики».

Закрепление понятия «звук».

 

Знать понятие «звук»,

 

 

21.11.

22.11.

 

Цвет.

Путешествие в замки красного, синего, зеленого цвета.

Сказка «Подошла машинка к красному замку, прикоснулась к красному кружку, и он зазвучал «А» (О.У.И): потом к синему замку – Д-д, м-м, б-бб;

в зеленом замке – дьдь, мьмь, бьбь.

 

Знать основные цвета.

25.11.

28.11.

 

Дифференциация понятий «звук — слово».

Ознакомление с понятием «слово». Дифференциация понятий «звук – слово». Условно графическая запись.

Выделение из речевого потока слов.

Игра: «Слово – не слово» («плим» — сочетание звуков, «стол» — слово).

Уметь отличать звук от слова.

29.11.

02.12.

 

 

Звуки и буквы (24ч)

 

Звук и буква А.

«Животные»

 

Упражнения для шеи: опускание, запрокидыва-ние, повороты головы с произнесением звука А.

Развитие динамической координации рук.

Упражнение «Золушка».

Упражнение на опускание корня языка и продви-жение языка вплотную к зубам.

Упражнение «Окошко».

Повторение: что такое звук речи?

Выделение звука А из ряда гласных звуков.

Игра: «Пойте со мной» (ааауууыыыааа уууааа).

Анализ артикуляции звука А.

А! – со мною вместе пойте

А! – по шире рот откройте.

Все теперь мы будем знать

Вот как может А звучать.

Характеристика звука А.

 Выделение слов со звуком А (Аня кушает фрукты, в названиях которых есть звук А).

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Знакомство с буквой Аа

Знать правильную артикуляцию звука А, названия фруктов.

 

Уметь выделять звук А из ряда звуков, из слоговой дорожки, из слов.

05.12.

06.12.

09.12.

 

 

Звук и буква У.

 

Лес. Сад. Огород.

 

Релаксацион-ные упраж-нения с элементами логоритмики.

Вытягивание губ в трубочку, выработка движений губ вперед

Повторение «Звука А».

Выделение звука у в начале слова УТКА.

Анализ артикуляции звука У.

У – мы в дудочку дудим.

У – как поезд мы гудим

У – вперед мы тянем губки.

В узенькую дуем трубку.

Характеристика звука У – гласный, потому что нет преграды. Выделение звука У  из слов (утка, гусь, петух, куры).

Упражнение детей в практическом усвоении падежной конструкции (твор.падеж)

(За кем ухаживает Уля? Уля ухажи-вает за уткой).

Чтение слов ау, у – а.

Звуко-буквенный анализ.

 

Знать правильную артикуляцию звука У, написание буквы У.

 

Уметь практически употреблять.

 

Формы твори-тельного падежа существительных.

12.12.

13.12.

16.12.

 

 

Звук и буква О

 

Фрукты.

 

Упражнения на поднимание рук вверх и наклоны корпуса вправо и влево «Не под окном, а около каталось О и охало,

О охало, О охало,

Не под окном, а около.

Упражнения для удержания рта широко откры-тым.

Активизация круговой мышцы рта и подвижности верхней губы.

Повторение гласных звуков.

Выделение звука О в начале слова.

Анализ артикуляции звука О .

О – мы губы округляем

О – мы плавно напеваем

О – свободно голос льется

О – так звонко раздается.

Характеристика звука О .

Выделение гласного звука О из слов, из слогов, из ряда гласных звуков.

Отгадывание загадок о домаш-них животных (кот, ослик, конь, собака).

Составление предложений по картинкам

(Оля кормит (кого?) кота …)

Знать артикуляцию звука О , названия некоторых домашних животных.

 

Уметь выделять звук О из ряда других звуков, из слогов, слов.

19.12.

20.12.

23.12.

 

 

Повторение пройденного

Упражнения для развития кинестетической основы движений руки. «Волшебники», Флажок

Дыхательные упражнения

«Дуй в ворота»

Узнать предметы по пунктирным линиям, обвести по контуру, раскрасить

Узнать предметы по пунктирным линиям

26.12.

27.12.

 

Третья четверть

 

 

Звук  и буква Ы

 

Овощи

Ориентировка в пространстве относительно предметов и окружающих детей.

Упражнения для голоса: вокализы, голубиное воркование.

Выработка высокого подъема спинки языка.

Повторение гласных звуков. Образование гласных звуков.

Выделение звука Ы.

Как пыхтит тесто? (пых-пых).

Характеристика звука Ы по артикуляционным и акустическим признакам.

Ы! – Спинку языка повыше

Ы! – Кончик к нижним зубкам ближе

Ы! – между языком и небом

Ты голос пропусти попробуй.

Работа с иллюстра-цией к сказке Чуковского «Бармалей».

 

Знать артикуляцию звука Ы.

 

Уметь находить букву Ы

12.01.

16.01.

17.01.

 

 

 

Звук и буква И

 

Домашние животные.

 

Выполнение общеразвивающих упражнений по речевой инструкции.

Укрепление круговой мышцы рта, выработка умения плотно сжимать зубы. Упражнение «Ниточка».

Повторение артикуляции гласных звуков. Произношение этих звуков громко – тихо – длительно.

Диф-ция предметов относящихся к игрушкам и инструментам (игла, клещи, ножницы, молоток, избушка, мишка, лисичка, мячик).

Выделение звука И из слов. Характеристика звука И.

И – широко мы улыбнемся

И – кончик языка опустим

И – изнутри зубов коснемся

И – голос петь свободно пустим.

Подбор родственных слов

(Что можно делать с игрушками? Играть.

Эта машинка …. (игрушечная).

У нас много ….. (игрушек)

Сейчас я приглашу вас на ….. (игру)

Со мной вы будете ….. (играть).

Знать какие звуки называются гласными.

 

Уметь отличать инструменты от игрушек, подбирать родственные слова с помощью логопеда.

19.01.

23.01.

24.01.

 

 

Звук и буква Э

 

Зима

Элементы ритмической гимнастики и хореографи-ческих композиций.

Упражнение «Ниточка».

Повторение гласных звуков. Знакомство с темой занятия через развитие звукового анализа (Отгадать имя девочки по первым звукам слов-картинок). Знакомство с нормой артикуляции. Соотнесение звука Э с буквой и символом.

Игра «Я знаю это слово» — рассмотреть и назвать картинки.

 

Знать, что Э – гласный,

Уметь соотносить звук э буквой и символом.

26.01.

30.01.

31.01.

 

 

Звук и буква 8

 

Одежда

Упражнения на поднимание рук вверх и наклоны корпуса вправо и влево

 

Упражнения для удержания рта широко открытым.

Активизация круговой мышцы рта и подвижности верхней губы.

Повторение гласных звуков.

Выделение звука О в начале слова.

Анализ артикуляции звука О

Характеристика звука О .

Выделение гласного звука О из слов, из слогов, из ряда гласных звуков.

 

Знать артикуляцию звука О , названия некоторых домашних животных.

 

Уметь выделять звук О из ряда других звуков, из слогов, слов.

02.02.

06.02.

07.02.

 

 

Звук и буква У

 

Игры на природе

 

Релаксацион-ные упраж-нения с элементами логоритмики.

Вытягивание губ в трубочку, выработка движений губ вперед

Повторение Выделение звука у в начале слова

Анализ артикуляции звука У.

Характеристика звука У – гласный, потому что нет преграды. Выделение звука У  из слов (уут,урун,урумэччи..

Звуко-буквенный анализ.

 

Знать правильную артикуляцию звука У, написание буквы У.

 

Уметь практически употреблять.

 

Формы твори-тельного падежа существительных.

09.02.

(каникул с 13.02.по 19.01.)

 

 

 

20.02.

21.02.

 

 

Автоматизация гласных звуков (16ч)

Автоматизация звука А

Имитационные упражнения для кистей рук.

Поочередное касание пальцев на каждой руке отдельно

«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

«Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку.

 

Повторение слов.  Повторить слова со гласным звуком. Найти положение звука в слоге. Игра «Что изменилось»

обводить по трафарету гласные буквы

Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие

(23 пр)

27.02.

28.02.

 

Автоматизация звука У

02.03.

06.03.

 

Автоматизация звука О

07.03.

09.03.

 

Автоматизация звука И

13.03.

14.03.

 

 

Автоматизация звука Ы

Имитационные упражнения для кистей рук.

Поочередное касание пальцев на каждой руке отдельно

«Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

Повторение слов.  Повторить слова со гласным звуком. Найти положение звука в слоге. Игра «Что изменилось»

 

Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие

16.03.

20.03.

 

 

Повторение пройденного

21.03.

23.03.

 

Четвертая четверть

 

Автоматизация звука Э

Развитие динамической координации рук

«кулак ладошка, разные движения, рисуем колечки, маляры»

 

Повторение слов.  Повторить слова со гласным звуком. Найти положение звука в слоге. Игра «Что изменилось»

Упражнение «Эхо» Послушай слова. Запомни их и повтори по порядку выделяя гласные звуки.

Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие

03.04.

04.04.

 

Автоматизация звука 8

06.04.

10.04.

 

Автоматизация звука У

11.04.

13.04.

 

Повторение гласных звуков

Повторить слоги, найти названный звук, упражнение «Загадки» логопед называет слова признаки, а ученик показывает соответствующую картинку и называет его

17.04.

18.04.

20.04.

 

 

Развитие активной подражательной речевой деятельности (6ч)

Вызывать звукоподражания голосам животных и звукам окружающего мира

 

Указывать на определенные предметы: вот, это, тут.

 

разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака в кулак,

перебирать пальцами натянутую резинку или шнурок

Упражнения на дыхание спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох

на материале открытых слогов: корова — му; мышка — пи; палъчик — бо-бо; машина — би-би; гусъ — га-га-га;на материале закрытых слогов: мячик — бух; собака — ав-ав; гномик — ням-ням; на материале слогов со стечением согласных: лягушка – ква – ква — ква; уточка — кря, кря-кря).

Работа с картинками. Найти ту, картинку, которую назвал логопед и отвечать на вопросы. Игры на внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь совместно с логопедом проговаривать слова;

24.04.

25.04.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27.04.

01.05пр

 

 

 

Отдавать приказания: на, иди, дай

 

Пальчиковая гимнастика. Теневой театр (кошка, утка, лошадь, волк,коза)

«Футбол». Рот закрыт. Напряженным упереться то в одну, то в другую щеку

«Почистим зубки»

«Вкусное варенье»

Учить определять на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

определять на ощупь предметы, отраженное проговаривание;

 

02.05.

 

Составление предложения,

 

Работа с картинками. Составлять первые предложения, например: Вот мяч. Это Даня.

договаривание слова в ситуации,

 04.05

 

Выражать свои потребности простой фразой

 

08.05.

09.05пр

 

 

Развитие графических навыков (письмо)

Ориентировка на листе бумаги

 

Поочередное касание пальцев на каждой руке отдельно

«Лошадка»

 обводить по трафарету  (внутреннему и внешнему) и штриховать.

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая/левая сторона)

Уметь правильно держать карандаш, ручку ориентироваться на плоскости и в пространстве

11.05

15.05. 16.05.

 

 

Расположение предметов на листе бумаги.

обводить по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховать.

Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно»

ориентироваться на плоскости и в пространстве

18.05.

 

 

 

Поочередное касание пальцев на двух руках вместе

 

Упражнение «Сложи картинку». Сложи из счетных  палочек картинки по образцу(снег,сани)

ориентироваться на плоскости и в пространстве

22.05.

 

 

 

Повторение пройденного

Гласные звуки и буквы

Рисование на крупе, захватывать мелкие предметы небольшого диаметра разными пальцами

 

Артикуляционные упражнения для языка

Упражнения: 1.найди буквы

2.Веселый поезд (назови каждого пассажира,, выделяя гласные звуки, ат, ыт, улар итд).3.

 

23.05.

25.05.

29.05.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет