X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА КАКИНСТРУМЕНТАРИЙ МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ

Мастерство – это то, чего можно добиться,

и как могут быть известны мастер-токарь,

прекрасный мастер-врач, так должен и можетбыть прекрасным мастером педагог…

А.С. Макаренко

Педагогическая техника – совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболееполного достижения своих целей. В понятие педагогической техники входят тригруппы умений: уметь управлять собой, уметь управлять другими, уметьсотрудничать.

Структура педагогической техники

Уметь управлять собой.

Уметь управлять другими.

Уметь сотрудничать.

Социально — перцептивные способности(внимание, наблюдательность, воображение);

Управлять своими эмоциями, настроением (снятиеизлишнего психологического климата, создание творческого самочувствия);

Владение телом (целесообразность ивыразительность мимики и жестов);

Техника и культура речи (дыхание, постановкаголоса, дикция, орфоэпия логичность и выразительность речи).

Школу делает школой учитель.

Учителя разные – ведь они вырастают из разныхучеников.

Художник учится смешивать краски и наноситмазок на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемыписьменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды,осваивает приемы – только это педагогические приемы….

Вот учитель-мастер, виртуоз. Как по нотам ониграет свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоениегамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока.

Мастерство – это ремесло с печатьюсовершенства. Мастеров не так много. Но есть немного крепких профессионалов.Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости, приемы. Сильныхпедагогических приемов не так уж много – часто хороший профессионал активнопользуется двумя-тремя секретами.

— Видишь – вот нить. Незатейливая вещь, не такли? – Так. – А вот обычный узел. Ты ведь уже видел такие? – Да. А теперь мы стобой перевяжем нить узлами – вот так. И получилась сеть. С ней мы можем ловитьрыбу или сделать заграду, изготовить гамак или придумать что-нибудь ещё. Видишькакая польза только от того, что каждая нить теперь не просто сама по себе? –Да.

Приёмы педагогической техники – сеть. Ониподдерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему.

 

А теперь познакомимся с основными принципамипедтехники. Их всего пять. Это немного, но на то они и принципы. Это каждый изних реализуется с помощью гаммы конкретных приёмов.

 

ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА

¤ Существует огромное количество ценностей вэтой жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем, четвёртые… Носреди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, -свобода! Никто из нас не любит навязанные действия, чуждые решения, отсутствиевыбора. И особенно не любят этого дети.

Задача педагога: в любом обучающем илиуправляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора.С одним важным условием – право выбора всегда уравновеивается осознаннойответственностью за свой выбор!

ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ

        • «Я знаю, что я ничего не знаю», -говорил мудрый грек. «Я хорошо знаю химию, литературу и историю», звучит из устблагополучного выпускника школы. Печально. Печально то, что этот выпускник незнает главного: ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН НЕ ЗНАЕТ. Весьма смутно представляетсегодня ученик (и даже студент) границы своей информированности, и уж совсем втумане – границы познания наук. Откуда ж тогда взяться любознательности, безкоторой любое обучение – лишь воспитание исполнителей!

Задача педагога1: не только давать знания – ноещё и показывать их границы. Сталкивать ученика

ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминаетфаршированную рыбу, которая не может плавать» – говорил академик А.Л. Минц. АБернард Шоу утверждал: «Единственный путь ведущий к знанию, — этодеятельность».

Доказательства? Да вспомним хотя бы выпускникапедвуза, впервые пришедшего в класс. Его знания по дидактике, методике не былипропущены через деятельность, отлиты в рабочие приёмы педтехники. И результаттакой подготовки известен.

Задача педагога: организовывать освоениеучениками знаний, умений, навыков, смыслов преимущественно в формедеятельности.

ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

 задача педагога: регулярно контролироватьпроцесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

Чем более развита система – техническая,экономическая, социальная или педагогическая, тем больше в ней механизмовобратной связи. Летчик в полёте отслеживает приборами ряд параметров: оттемпературы за бортом до количества горючего в баках. Без этого успешный полетнепредставим. Успешный урок тоже. Только учитель в уроке отслеживает другиепараметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровеньпонимания… Учитель не имеет «термометра настроения» или «высотомера понимания»,но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться вобстановке.

 

 

 

ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ

• Идеальность – одно из ключевых понятийтеории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Психоаналитикам знаком принципудовольствия, экономистам – принцип рентабельности, инженерам – принципповышения коэффициента полезного действия (КПД). Суть всех этих принциповедина. Любое наше действие характеризуется не только получаемой от негопользой, но и затратами – затратами сил, нервов, времени, денег… Идеальностьдействия (или, если хотите, его КПД) тем выше, чем больше польза и чем меньшезатраты. В применении к педагогической технике это означает, что некоторыеприемы и технологии были отброшены, несмотря на их полезность. Отброшены из-занизкой идеальности, то есть либо слишком много сил учителя они требовали длясвоего воплощения, либо слишком редких качеств. Наш идеал – чтобы учитель неуставал, не вырабатывал эффективности своего труда! Наверное наш идеал, как ивсякий другой идеал недостижим. Но стремится к нему полезно.

Задача педагога: максимально использоватьвозможности знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативностии уменьшения затрат в процессе образования.

Каждый учитель использует свои приемы приобщении  и управлении детьми, но хотелось бы более подробно остановиться наприемах организации учебного процесса.

У молодого учителя на вооружении два-тридесятка приемов. Любой начинающий педагог умеет провести индивидуальный опрос удоски, а вот организовать работу детей в группах или жужжащий пересказ – длямногих уже проблема. Между тем у опытного учителя за годы труда соответствующихприемов накапливается до двухсот. Осваивая по 10-15 приемов в год, молодойпедагог тратит не менее 10 лет на то, чтобы приобрести необходимый для урокаинструментарий.

Прием обучения –это конкретное, часто элементарное действие учителя, вызывающее ответноедействие ученика, в результате чего достигаются соотносимые цели обоихдействующих лиц. (Дидактика средней школы.., 1982,с.212)

Прием – это способ педагогических действий вопределенных условиях.

Приемы педагогической техники могут бытьсвязаны с какими-то средствами обучения, а могут быть совершенно независимы отних.

Основания для классификации приемовпедагогической деятельности разные:

Классификация приемов по методам обучения (ПоВысоцкой С.И.)

Бытует мнение, что учителю в повседневнойпрактике нужны не столько методы, сколько приемы, с помощью которых эти методыбудут осуществляться.

Приемы объяснительно-иллюстративного метода:они предполагают

интонационное выделение учителем логическиважных моментов изложения;

 повторное, более краткое предъявлениеучащимся готового знания;

демонстрация учащимся объектов, схем, графиковс целью иллюстрирования отдельных выводов;

предъявление учащимся готового плана;

намек-подсказка, содержащая готовуюинформацию.

 Приемы репродуктивного метода

 

задание на составление кратких пояснений кходу решения задач;

задание учащимся на воспроизведение наизусть(правила, закона и т.д.);

задание учащимся на заполнение схем, таблицвслед за учителем;

наводящие вопросы учащимся, побуждающие кактуализации знаний и способов действия.

Приемы метода проблемного изложения        

раскрытие учителем причин и характера неудач,встречавшихся на пути решения проблем;

интригующее описание учителем излагаемогообъекта с последующей постановкой вопроса;

установка учителя на мысленное решениеучениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;

риторические вопросы учителя в ходе изложения;

предъявление учащимся конфликтного примера.

 Приемы частично-поискового метода

включение учащихся в аргументацию выдвинутойучителем гипотезы;

наводящие вопросы учащимся, помогающие выборуправильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходык ней;

задание учащимся на поиск ошибок врассуждениях, требующее оригинальной мысли;

задание учащимся на обобщение фактов,изложенных учителем в специальной последовательности;

демонстрация объекта, явления, побуждающая квычленению сущности;

выделение цветом части чертежа, схемы, записи,ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы.

Приемы исследовательского метода

задание учащимся на самостоятельноесоставление нестандартных задач;

задание с избыточными данными; 

задание учащимся на самостоятельные обобщенияна основе собственных практических наблюдений; 

задание учащимся на вычисление механизмапротекания явления;

задание учащимся “на мгновенную догадку”, “насоображение”.

Классификация приемов по педагогическимфункциям.

 

Каждый прием есть отражение некоторойпедагогической функции, выполняемой учителем на уроке. Вот примерный списокосновных педагогических функций:

 

Установить контакт с аудиторией

Объяснить новый материал

Закрепить материал

Получить «Обратную связь»

Снять напряжение

Повысить интерес

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Активизация внимание

Отвлечь внимание

Контроль сформированности знаний

Контроль сформированности умений

Повторить материал

Собрать, сплотить аудиторию.

Объяснение нового материала:

Лекция

Лекция с попутной беседой с опорой на знанияучащихся

Использование опорного конспекта

Самостоятельное изучение нового материала покомпьютерной презентации

Изучение через учебник с использованием разныхприемов работы с текстом: составление вопросов, пересказ по опорным словам

Образное введение в тему с последующимпроблемным вопросом

Выведение нового понятия на основе сравнениядвух терминов

Использование разноцветного мела разныхграфических знаков для выделения учебного материала

Повышение интереса к учебному материалу:

Просмотр кинофильмов, использованиемультимедиа, наглядности.

Опрережающие задания – выступления, сообщения,доклады, рефераты

Домашние задания на выбор

Вживание в образ (мы космонавты, учёные)

Дидактические игры: кроссворды, ребусы, лото

Формирование ЗУН

работа с учебником: чтение и пересказ,составление схем, заполнение таблиц, решение задач, выполнение упражнений,

Совместное сочинение 

Дидактические игры: «Отзовись, число» приустном счете «Контакт с инопланетянином»

Повторение и закрепление учебного материала

Разные виды диктантов: терминологические,словарные, схематические, выборочные, распределительные, цифровые, графические,творческие и т.д.

Викторина

Взаимопроверка

Дидактические игры с подниманием пальцев, рук,хлопанием, топанием

Контроль сформированности ЗУН

Фронтальный опрос,  проверочные работы,тестирование.

Проверка домашнего задания (постоянныйконтроль выполнения дом. задания – стимул к выполнению ДЗ, отмечает в таблице:- нет дом. задания, 0 – справился частично, + — выполнено все задание

Дифференцированный подход к контролю знаний(2 уч. у доски, 9 уч. по карточкам, остальные с учителем )

Для снятия напряжения

Динамические паузы

Считалки при выборе: кто пойдет отвечать

«Кандидаты на медаль» — выдается медаль засамую сутулую / прямую спину

приемы для активизации внимания

Смена видов деятельности, наглядности

Смена роли учащегося во время урока (вситуации ролевых игр)

Изменение интонации

Словесные приемы привлечения внимания

«В слове «жесткий» желающие могут сделатьошибку».

 «Даю возможность послушать, потом будуспрашивать».

До объяснения: «Любой уважающий себя ученик 8класса должен ответить на два вопроса после объяснения темы».

После объяснения: «Минусом, если не поняли,откуда взялась формула, плюс, если научились эту формулу применять»

«Мне хотелось бы, чтобы ты работал в классе, ане за окном».

Классификация приемов по способу информационногообмена (по В.В.Гузееву)

 В основании классификации приемов можетлежать и способ информационного обмена – например, основное направлениеинформационного потока. (по В.В.Гузееву) Это называется информационным режимомобучения. Существует три информационных режима:

 

Интраактивный режим – все информационныепотоки замкнуты внутри множества обучаемых или направлены от них вовне. Ученикивыступают здесь как субъекты учения, т.е. учащиеся. Этот режим характерен длясамостоятельной учебной деятельности.

Экстраактивный режим – все информационныепотоки циркулируют вне объекта обучения или направлены к нему. Ученик выступаетв роли обучаемого. Этот режим характерен для объяснения.

Интерактивный режим – это информационныепотоки двусторонние (диалог). Режим характерен для таких форм организацииобучения, как беседа ,консультация.

Несколько примеров интерактивных приемов:

Использование направленных и ненаправленныхвопросов (лучшее соотношение – на 2 направленных вопроса задается одинненаправленный. Направленный, значит конкретно указывает, кто будет отвечать)

Слово-предложение-вопрос-ответ (Книга-Я вчерачитал книгу-О чем эта книга?-…)

Опрос тройкой (Вызываются одновременно: 1отвечает, 2 дополняет, 3 комментирует ответ)

Приемы поиска ассоциаций (листы ассоциаций,блуждающие листки)

Чем руководствуется учитель при выбореметодов, организационных форм, средств, приемов обучения? Всегда ли можносказать, что критерием являются интересы, способности, склонности, потребностиучащихся?

Еще очень давно Л.Н.Толстой обнаружил тризакона реальной педагогической практики, к сожалению, царящих в школе исегодня:

Учитель всегда невольно стремится к тому,чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания.

Чем способ преподавания удобнее для учителя,тем он неудобнее для учеников.

Только тот образ преподавания верен, которымдовольны ученики.

           Американский психотрерапевтДжеффри Зейг однажды после не вполне удавшейся ему демонстрации одноготерапевтического приема сказал: «Прием отличный, только не тот клиент попался».

Бездумный, некритичный перенос заимствованныхприемов, созданных в определенных условиях, в Ваши, совсем иные, условия можетпривести к тому, что для этих прекрасных приемов «дети окажутся неподходящими».Будем помнить, что в профессиональной деятельности учителя главным является  нетолько, чтобы учить, но и, чтобы думать.

Каждый педагог, готовясь к уроку, ставит передсобой, перед учениками определённые цели и задачи. И одним из путей достиженияцели учителя будет являться привлечение внимания учащихся к учебному материалу.У каждого учителя есть свои приемы по привлечению внимания учащихся к учебномуматериалу.

Далее мы перенесем себя на урок, где проживемэтапы урока, а учителя-мастера поделятся теми приемами педагогических техник,которые они применяют в своей деятельности, достигая предметных, метапредметныхи личностных результатов уч-ся.

Повышение интереса к учебному предмету(мотивация) представят учителя:

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО НА УРОКЕ, изученныхранее тем:

 

 

            Самый непродуктивный, утомительныйи, – увы! – распространенный способ повторения – традиционно-репродуктивный.Когда высшей доблестью становится дословное повторение вслед за учителем иликнигой.

Мы будем говорить о другом повторении –активном и развивающем. Главный принцип такого повторения – переход отрепродукции к деятельности по применению и изменению полученного знания.Поделятся своим приемами организации повторения, контроля, самоконтроля науроке наши коллеги:

УРОВНИ И ВИДЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

 

    Вредный и достаточно распространенныйпедагогический прием – наказание домашним заданием, повешение объема илисложности. Психологическое основание его в том, что иные взрослыеподсознательно (если не сознательно) убеждены: школьное образование –необходимый, но тяжелый и безрадостный труд. Поэтому много копий сломано поповоду домашнего задания на страницах педлитературы, особенно зарубежной.Задавать или не? Каковы допустимые объемы и время на домашнее задание? Как оновлияет на успеваемость?

Не будем вдаваться в не слишком убедительныетеоретические рассуждения. Мы уверены в одном: если уж задавать, то смаксимальной пользой!

   Представят опыт :

КОЛЛЕКТИВНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УМЕЕМ ЛИ?

Во что зачастую превращается совместноетворчество группы взрослых людей? Кто не знает ответа на этот вопрос – пустьвключит телевизор. И посмотрит заседание депутатов Верховного Совета. И что жеон увидит? А увидит он: неумение слушать и слышать коллег; неумение споритьтактично; агрессивную реакцию на критику…

Что же мешает взрослым дядям и тетям? (Ополитических разногласиях мы не говорим.) Да они ведь просто не умеют работатьколлективно! Ну, не учили их, не было принято… И учит поздновато. А мы давайтесделаем то, что можем, — научим детей коллективному сотрудничеству, решениюзадач сообща.

ФАКТОР УСПЕХА

Что больше всего влияет на успеваемость?Квалификация учителя? Затраты на обучение? Уровень развития одноклассников?Или, скажем, количество книг в школьной библиотеке? Как бы вы ответили на этотвопрос?

Результаты грандиозного исследованияамериканского социолога Коумена Джеймса оказались однозначными. Все важно: иквалификация учителя, и оборудование кабинетов…. Но больше всего – класс!Развитие товарищей по классу, их успеваемость и жизненные планы по большомусчету важнее чем затраты средств на одного учащегося, число учеников в классе,количество книг и даже квалификация учителя.

 

В умело организованном коллективе каждыйработает на каждого. Дело учителя за малым – помочь классу умелоорганизоваться на своих уроках. Наверное, в этом и кроется секрет лучшихучителей, умеющих СОЗДАТЬ КЛАСС.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет