X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

УДК 37.011.33                  

Т.А. Сретенская

студент магистратуры 3курс

ФГБОУ ВО «Ярославскийгосударственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»                             

Аннотация

Встатье описывается модель организации воспитательного процесса в школе –интернате для слабослышащих детей. Представлена схема модели организациивоспитания в школе – интерната для слабослышащих детей. Описаны целивоспитания. Охарактеризованы специфические принципы и задачи воспитания слабослышащихдетей. Очерчивается содержание воспитательного процесса в школе – интернате дляслабослышащих детей.

 

Ключевыеслова:

Воспитательныйпроцесс, модель воспитания, школа – интернат для слабослышащих детей, целивоспитания, принципы, задачи и содержание воспитания.

 

Модель организации воспитательногопроцесса в школе – интернате для слабослышащих детей

В статье описывается педагогическая модель, которая направлена,прежде всего, на развитие речи и социализацию учеников с нарушениями в слуховоми интеллектуальном развитии, обучающихся и проживающих в школе – интернате. Дляэтих обучаемых условия обучения, воспитания и проживания являются, в нашемслучае, средой воспитания.

В этой среде организация воспитательного процесса существует единство целей, принципов, содержания, методов и условийвоспитания, обусловленной особенностями и закономерностями развития слабослышащихучеников.

Схематично модель организации воспитания в школе – интерната дляслабослышащих детей представлена на рис. 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Модель организациивоспитания в школе – интерната для слабослышащих детей

Стратегической целью модели организации воспитания являетсясоздание возможностей для социализации детей с нарушениями слуха.

Тактические цели отражают содержательные направления моделивоспитания человека. Для слабослышащих учеников такими целями являются:компенсация нарушений слуха через развитие и коррекцию разговорной речи,развитие индивидуальных способностей и возможностей; определение места всовременном обществе; подготовка к самостоятельной трудовой жизни; развитиепознавательной и эмоционально – волевой сферы; защита и представление интересовв обществе.

Тактические цели организации воспитания реализуются в оперативныхцелях, которые представляют собой конкретные действия педагога, воспитателя,ориентированные на усвоение ребенком знаний, умений и навыков.

В организации воспитания слабослышащих учеников необходимовыделить специфические принципы воспитания, к которым относятся, прежде  всего, коррекционная     направленность   процесса    воспитания и активизацияречевого общения. Коррекционная направленность процесса воспитания предполагаетучет и преодоление последствий глухоты и интернатных условий. Наметим вероятныепути реализации данного принципа:

— мониторинг индивидуальных особенностей, заполнение картыизучения ученика; выявление проблем и отклонений в личностном развитии и наоснове этого – постановка индивидуальных корригирующих задач воспитания;

— любое воспитательное мероприятие должно быть ориентировано нарешение коррекционных задач;

— проведение специальных занятий по развитию памяти, внимания,мышления, речевому развитию;

— учитывая трудностиглухих и слабослышащих в понимании социального и нравственного смысла событий,ситуаций, поступков, высоких и тонких эмоций и чувств, должна быть заметноувеличена нравоучительная составляющая воспитательных воздействий: воспитатель болееподробно, чем в массовой школе, комментирует происходящее, объясняет, даетсоветы;

— в целях предупреждениякомплекса неполноценности у детей целенаправленно формируются оптимизм,положительные жизненные перспективы;

— в целях предупреждениянедостатков в межличностных отношениях руководить системой взаимоотношений;

— практикам хорошоизвестно, что в условиях интернатного существования слабослышащие отличаются пассивностью,неинициативностью. В целях преодоления этого состояния в воспитательномпроцессе должна быть с особой силой представлена стимулирующая поддержкавоспитанника, специальная мотивация к действию;

— монотонная,однообразная среда интерната в сочетании со слабым развитием у глухого психическогопроцесса воображения не создает условий для стихийного развития творческойиндивидуальности, значимо важной для жизненного успеха будущего члена общества.Необходимы специальные технологии формирования творческой индивидуальности вкружках, работе с книгой, в театральном и изобразительном искусстве.

Принципактивизации речевого общения регулирует речевое поведение воспитанников ивоспитателей в процессе общения и взаимодействия. Его реализация идет по следующимнаправлениям:

— целенаправленное продолжениеслухоречевого режима, организуемого ранее в процессе обучения, на уроках:воспитатели должны общаться в устно — дактильной форме, воспитанники побуждаютсяк слухозрительному восприятию речи и говорению. В отличие от урочногопространства в интернате разрешено и тем, и другим пользоваться жестовой речью,но в крайнем случае: если сложная ситуация не «разруливается» словесно. Этанеизбежная реальность: жест – наиболее комфортная форма общения для неслышащих.По сути дела, это официально признанная «полиглоссия», тотальная коммуникация,обслуживающая неформальное общение. Разрешение жестового общения –психологически целительная позиция: нельзя лишать глухого и слабослышащегоприродосообразного языка, нельзя превращать школу в инквизицию;

— несмотря на разрешеннуюв исключительных случаях полиглоссию, принцип речевого императива требует отвоспитателя обязательного побуждения воспитанника к использованию словеснойречи: развития умения отвечать на вопросы, понимать инструкции, самимформулировать вопрос, просьбу, выразить мысль и т.д.;

— воспитателькорректирует произношение воспитанника, следит за правильностью грамматическогооформления речи.

Кромеспецифических принципов, выделим специфические задачи воспитания. Во – первых,слабослышащие ученики сталкиваются с серьезным дискомфортом в социальныхконтактах со слышащими и общаются по преимуществу с себе подобными, тем самымвыключая себя из общественных связей. Ситуация усугубляется тем, что ученики живутв интернатах весь учебный год, тем самым как бы отгорожены от внешнего мира.Следовательно, задача воспитателей состоит во включении детей в ситуациюобщения со слышащими в процессе специально организуемых мероприятий.

Следующимкомпонентом модели организации воспитания является содержание воспитания – совокупностьзнаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной идуховной культуры общества, которые подлежат усвоению и превращению их виндивидуальный внутренний мир личности.

Содержаниевоспитания предполагает, во – первых, постоянное изучение и обсуждениенравственных, политических, экологических, эстетических, правовых и т.д.понятий и представлений, совместный анализ их проекций в опыте самих учащихся.Далее, когнитивный опыт из своей духовной формы переводится в форму совместнойдеятельности педагога и воспитанника. Во – вторых, это присвоение социальныхзнаний и требований через упражнение, личное применение, личное включение в соответствующиевиды духовной практики общества. В – третьих, это трансформация знаний иприобретенного духовного опыта в ценности и идеалы личности. Данный уровеньявляется по природе своей результативным. Восхождения на данный уровень илихотя бы формирования готовности к этому восхождению школа может добиться тольков результате кропотливой, систематической, не формальной, а подлинно активнойвоспитательной работы на протяжении всех лет пребывания слабослышащего воспитанникав образовательном учреждении.

Таким образом, воспитаниеслабослышащих детей опирается не только на общие закономерности, но и на знаниеособенностей развития этих детей, учет их при организации процесса социальнойадаптации.

 

Список использованной литературы:

1.    Карпова Г. А.  Основы сурдопедагогики:учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. А. Карпова. –Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2008. – 354 с.– Текст: непосредственный.

2.     РожковМ. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе /. -Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений/ М. И. Рожков, Л.В. Байбородова.- Москва: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 256 с. – Текст: непосредственный.

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет