X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 5 КЛАСС

Тема 1. ЧЕЛОВЕК, СРЕДАЕГО ОБИТАНИЯ, БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Урок 1. Город как средаобитания человека

Цель урока.Обобщить представления учащихся о городе как месте проживания человека.Обратить их внимание на по­ложительные и отрицательные стороны дляжизнедеятельности человека в современном городе, на возможные опасные ситуа­ции,с которыми человек может встретиться в городе, на при­чины их возникновения ина необходимость соблюдения пра­вил безопасного поведения в повседневной жизни.

Изучаемыевопросы

1.     Основныепризнаки современного города.

2.     Привлекательность города дляжизнедеятельности чело­века.

3.     Наиболее характерные опасные ситуации длясовремен­ного города.

Рекомендациипо изложению учебного материала

1.     Датьопределение понятия «город».

Отметить,что исторический процесс повышения роли городов в развитии человеческогообщества шел непрерывно. Для примера привести статистику, как менялоськоличество жителей городов по отношению ко всему населению Земли: в начале XIXв. в городах мира проживало 3% населения Земли, в начале XX в. — 13,6%, в концеXX в. — 41,1%.

Городскоенаселение Российской Федерации в настоящее время составляет около 74%, ипроживает оно более чем в 1030 городах. Современные города в зависимости отколичест­ва жителей делятся на:

  малые— до 50 тыс. жителей;

  средние— 50—100 тыс. жителей;

  большие— 100—250 тыс. жителей;

  крупные— 250—500 тыс. жителей;

  крупнейшие— 500 тыс. — 1 млн жителей;

  города-миллионеры— свыше 1 млн жителей.

Кначалу XXI в. в мире насчитывалось около 220 горо­дов-миллионеров, в их числеМосква — свыше 10 млн человек и Санкт-Петербург— более 4,5 млн человек.

2.      Разъяснить учащимся, что в городах дляудобства челове­ка к жилым домам подводится вода, газ, электричество. В горо­дахсуществует целая сеть торговых организаций, обеспечиваю­щих населениепродуктами питания и всеми необходимыми товарами.

Городскойтранспорт служит для передвижения людей в необходимые для них районы города.Создана система учеб­ных заведений. Население обслуживают медицинские учреж­дения.Действует система культурных, научных и спортивных учреждений. Созданы службыдля обеспечения безопасности населения.

Всеэто должно работать слаженно, так как все учреждения и службы взаимозависимы.Жителю города необходимо уметь пользоваться всеми благами, но при этомсоблюдать правила безопасного поведения.

3.Познакомить учащихся с наиболее характерными опас­ными ситуациями, которыемогут возникнуть в современном городе. Это ситуации, связанные:

  снарушением правил дорожного движения;

  снарушением правил пожарной безопасности;

    снарушением мер общественной безопасности и общест­венного порядка;

    снарушением правил пользования различными бытовыми приборами, газом иэлектричеством;

    сразличными природными явлениями (дождь, гроза, силь­ный снегопад, гололед идр.).

Вывод: город создаетблагоприятные условия для жизни и жизнедеятельности человека, но многофункциональныесисте­мы жизнеобеспечения несут в себе определенную опасность (в них могутпроисходить отказы в работе и аварии) для город­ского жителя и требуют от негоособого поведения, обеспечи­вающего его безопасность.

Контрольныевопросы

1.     Назовите основные признаки города.

2.     Как подразделяются города в зависимости отколичества жителей?

3.     Какие наиболее характерные опасныеситуации могут возникнуть в современном городе?

Домашнеезадание

1.     Изучите § 1.1 учебника.

2.     Начните вести дневник безопасности, гдебудете запи­сывать наиболее характерные ситуации, в которые вы попали, иоценивать свое поведение.

 

 

Урок 2. Жилищечеловека и особенности его жизнеобеспечения

 

Цель урока.Систематизировать знания учащихся по осо­бенностям жизнеобеспечениясовременного дома (квартиры) в городе, обратив их внимание на водопровод, газ,электричество и канализацию.

Напомнитьбытовые приборы, используемые в повседнев­ной жизни, заострить вниманиеучащихся на необходимости соблюдения правил эксплуатации системжизнеобеспечения и бытовых приборов для обеспечения личной безопасности ибезопасности окружающих.

Изучаемыевопросы

1.     Основные системы жизнеобеспечениягородского дома (квартиры) и их предназначение.

2.     Основные бытовые приборы, используемыегорожани­ном в повседневной жизни.

3.     Необходимость соблюдения правилэксплуатации сис­тем жизнеобеспечения дома (квартиры) и бытовых приборов длягарантии личной безопасности и безопасности окружаю­щих.

Рекомендациипо изложению учебного материала

Данныйурок целесообразно провести в форме беседы.

1.     Дать обоснование темы урока, указав, что внастоящее время квартира горожанина уже в среднем городе в основномобеспечивается холодной и горячей водой, бытовым газом, имеет канализацию иэлектрифицирована.

Обратитьвнимание учащихся, что появление в жилище все новых различных приборовпотребует от человека другого от­ношения к своему дому и иных обязанностей вобласти обес­печения безопасности. Чтобы обезопасить себя и свое жилище прииспользовании оборудования и приборов в повседневной жизни, человек долженхорошо знать и соблюдать правила их эксплуатации, так как несоблюдение их можетпривести к беде.

2.     Поставить перед учащимися следующиевопросы:

1)     Какое оборудование и бытовые приборыимеются в ва­шем доме (квартире)?

2)     Какие правила соблюдаются в вашем доме(квартире) при пользовании различными электрическими, газовыми и другимиприборами?

3)     Какие случаи поломки бытовых приборов былив вашей жизни и как вели себя взрослые в этих ситуациях?

3.     Нарушение правил электробезопасности,правил хра­нения и использования горючих легковоспламеняющихся веществ, правилэксплуатации водопровода и канализации может привести к опасным ситуациям итрагическим послед­ствиям.

Домашнеезадание

1.     Изучите§ 1.2 учебника.

2.     Опишите в дневнике безопасности случайполомки бы­тового прибора в вашем доме (квартире) и поведение взрослых приэтом.

 

 

 

Урок3. Особенности природных условий в городе

 

Цель урока.Сформировать целостное представление уча­щихся о природных условиях в городе проживания,уточнить факторы, влияющие на особенности природных условий в ва­шем городе;отметить факторы, положительно влияющие на микроклимат города, и факторы,отрицательно влияющие на экологическую обстановку в городе. Обсудить правилабезо­пасности поведения в повседневной жизни с учетом экологи­ческой обстановкив городе.

Изучаемыевопросы

1.     Основные факторы, определяющиеформирование мик­роклимата города вашего проживания.

2.     Влияние промышленных объектов,расположенных в черте города, на окружающую природную среду. .

3.      Меры по обеспечению личной безопасности,которые необходимо соблюдать в повседневной жизни в реальной эко­логическойобстановке в городе.

Рекомендациипо изложению учебного материала

1.     Обратить внимание учащихся на два основныхфактора, влияющие на формирование микроклимата вашего города:

1)    географическоерасположение города и климат местно­сти, в котором он находится, наличие реки,водоемов и зеле­ных насаждений;

2)     основное предназначение города, его«профессия» и хо­зяйственная деятельность человека.

2.      Кратко познакомить учащихся с наличиемпромышлен­ных объектов в вашем городе и их влиянием на состояние эко­логическойобстановки в городе, обратить их внимание на то, как погодные условия (ветер,его направление, туман, осадки) влияют на изменение экологической обстановки,подчеркнуть, когда она становится хуже, а когда улучшается.

3.     Провести беседу, заслушав ответы учащихсяна ряд во­просов.

1)     Для чего надо учитывать все факторы,определяющие микроклимат города в повседневной жизни?

2)      Какие меры предосторожности необходимособлюдать, если ваш дом находится рядом с промышленной зоной?

3)     Какие места в городе подходят для занятийфизической культурой и прогулок, а какие нет?

4)     В каких водоемах в вашем городе можнокупаться в лет­нее время?

Вывод: для того чтобыобеспечить свою безопасность и сни­зить отрицательное влияние различныхфакторов на здоровье, необходимо знать факторы, влияющие на состояние микрокли­матагорода, и учитывать их в повседневной жизни, а главное, помнить, что зеленыенасаждения в городе очищают воздух и по-

о

мигаютдышать свежим воздухом. Поэтому берегите зеленые на­саждения, не ломайтедеревья и кустарники, не топчите и не за­грязняйте газоны.

Контрольные вопросы

1.      Какие факторы определяют природные условияв вашем городе?

2.     Какиерайоны в вашем городе имеют неблагоприятную жологическую обстановку?

3.      Какие меры безопасности следует соблюдатьв повсе­дневной жизни, чтобы снизить отрицательное влияние различ­ных факторовна ваше здоровье?

Домашнее задание

1.     Изучите§ 1.3 учебника.

2.     Запишите в дневник безопасности мерыбезопасности, которые вы намерены соблюдать с учетом состояния окружаю­щейсреды в вашем городе.

 

 

 

Урок 4.Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность

Цель урока.Познакомить учащихся с особенностями со­циальной среды города, показать еезависимость от «профес­сии» города. Обратить внимание на необходимостьсоблюдать определенные правила взаимоотношений с окружающими людьми,вырабатывать умение жить с ними в согласии и обес­печивать личную безопасность.

Изучаемые вопросы

1.     Существующиетипы городов и социальная среда.

2.     Взаимоотношения с окружающими людьми вгороде.

3.      Правила безопасного общения с незнакомымилюдьми в городе.

Рекомендации по изложениюучебного материала

1.      Познакомить учащихся с основными типамигородов и особенностями социальной среды в них.

Остановитьсяболее подробно на характеристике вашего города, на особенностях егопредназначения и социальной среды.

2.      Обратить внимание учащихся на то, чтовзаимоотноше­ния людей в городе имеют свою специфику. В городе боль­шинстволюдей незнакомы друг с другом. Но для приобретения жизненного опыта иобеспечения собственной безопасности большое значение имеет правильноевыстраивание своих взаи­моотношений с окружающими людьми. Отметить, что наибо­лееважными являются взаимоотношения с родителями и учителями. Искреннее идоверительное общение с ними спо­собствует приобретению жизненного опыта.

Обратитьвнимание учащихся на значение общения со свер­стниками, показать необходимостьсогласовывать свои жела­ния и интересы с желаниями других, свои дела с общимицеля­ми. Учиться находить приемлемый компромисс.

3.Обратить внимание учащихся на то, что современный город многолюден и вповседневной жизни им постоянно при­ходится встречаться с незнакомыми людьми,общение с кото­рыми требует продуманного отношения по обеспечению лич­нойбезопасности.

Конечно,среди незнакомых людей есть достойные, спра­ведливые и добрые люди, которыевсегда могут прийти на по­мощь в сложной ситуации. Но есть и злоумышленники,встре­ча с которыми опасна.

Обсудитьс учащимися правила общения с незнакомыми людьми, чтобы избежать встречи созлоумышленниками.

1)     Не вступать в разговор с незнакомымилюдьми на улице.

2)      При попытке чужого человека познакомитьсяникогда не следует называть свое имя, не давать свой адрес, не расска­зыватьпро своих родителей.

3)     Избегать общения с людьми, находящимися всостоя­нии алкогольного опьянения.

4)      Не садиться в машину к незнакомомучеловеку.

Взаключение урока отметить то, что дети должны знать места, где в любое время импридут на помощь: отделение ми­лиции, пожарная часть, любой магазин и другиеместа, где ра­ботают люди.

Контрольныевопросы

Гдерасположены в вашем городе (районе) отделение милиции, посты ГИБДД, пожарнаячасть, скорая помощь?

Какиеместа в вашем городе наиболее опасные в крими­ногенном отношении?

Какиепути в школу, в гости к другу (подруге), для про­гулок являютсянаиболее*безопасными?

Домашнеезадание

1.     Изучите§ 1.4 учебника.

2.     Запишите в дневник безопасности мерыбезопасного по­ведения в вашем городе.

 

 

 

Урок 5. Основыбезопасности жизнедеятельности человека

Цель урока.Дать учащимся общие понятия опасных и чрезвычайных ситуаций, с которыми онимогут встретиться в повседневной жизни, обратив внимание ребят на основныепричины их возникновения. Сформировать убеждение в необ­ходимости быть готовымик безопасному поведению в различ­ных жизненных ситуациях для снижения факторариска для

1п

жизнии здоровья. Дать учащимся номера телефонов основных служб города, которыеобеспечивают защиту населения, и пра- иила вызова их.

Изучаемыевопросы

1.     Опасные и чрезвычайные ситуации и ихклассификация по месту возникновения.

2.     Общие правила обеспечения безопасностижизнедея­тельности.

3.     Основные службы города, которые созданыдля защиты населения, и правила их вызова.

Рекомендациипо изложению учебного материала

1.     Обратить внимание учащихся на то, что впроцессе жиз­недеятельности человека всегда существуют различные опасно­сти(опасность дорожно-транспортного происшествия, возник­новения пожара,криминальная опасность и др.).

Пристечении определенных обстоятельств любая опас­ность может стать причинойвозникновения опасной или чрез­вычайной ситуации.

Датьопределения опасной и чрезвычайной ситуаций и об­ратить внимание насущественное различие опасной ситуации от чрезвычайной.

Чрезвычайнаяситуация отличается от опасной прежде

всеготяжестью последствий.

Подчеркнуть,что в большинстве случаев опасные ситуации создает сам человек, нарушаяобщепринятые нормы и правила поведения («человеческий фактор»).

Объяснитьучащимся, что наиболее часто встречающиеся опасные и чрезвычайные ситуации взависимости от опасных явлений и событий, послуживших причиной их возникнове­ния,подразделяются на три группы:

   природные;

  техногенные;

  социальные.

2.     Обратить внимание учащихся на то, чтоличная безопас­ность человека в повседневной жизни во многом зависит от неюсамого, от его умений соблюдать общепринятые правила безопасного поведения иверно реагировать на различные опасные и чрезвычайные ситуации, которые могутвозникнуть в повседневной жизни.

Далееподчеркнуть, что для снижения нежелательных по­следствий опасной иличрезвычайной ситуации необходимо уметь предвидеть опасную ситуацию, повозможности старать­ся избежать ее, если уж попали в опасную ситуацию, вестисебя соответствующим образом.

Познакомитьучащихся с основными правилами обеспече­ния личной безопасности в повседневнойжизни:

   постояннорассматривать различные ситуации, с которыми можно встретиться в повседневнойжизни, продумывая свое по­ведение в них;

   постоянносовершенствовать свои физические качества, занимаясь физической культурой испортом, закаливанием орга­низма;

   постоянновоспитывать в себе волевые качества, которые помогут сохранить спокойствие всложной обстановке и найти оптимальный выход из нее.

3.Сообщить, что для защиты человека от последствий опасных и чрезвычайныхситуаций в нашей стране созданы и действуют специальные службы, номерателефонов которых и правила их вызова надо знать.

Основныеслужбы и номера их телефонов

  Спасателии пожарные       01

   Милиция                             02

  Скораяпомощь                  03

  Аварийнаяслужба газа      04

  Службаспасения                937-99-11

Длявызова этих служб по телефону необходимо:

  набратьномер службы;

  короткосообщить диспетчеру причину вызова службы;

   сообщитьсвой точный адрес (улица, номер дома и кварти­ры, этаж, подъезд, код);

   назватьсвою фамилию и номер телефона, с которого пере­дается вызов;

  записатьфамилию дежурного, принявшего ваш вызов.

Контрольныевопросы

1.     Чтотакое опасная и чрезвычайная ситуации, в чем их различие?

2.     Накакие группы подразделяются опасные и чрезвычай­ные ситуации?

3.     Чемунеобходимо учиться, чтобы обеспечить личную безопасность?

Домашнеезадание

1.     Изучите§ 1.5 учебника.

2.     Запишитев дневник безопасности номера телефонов служб, которые обеспечиваютбезопасность жителей вашего го­рода.

Диспутпо теме

Послеизучения темы целесообразно провести диспут на тему: «Опасна жизнь в городе длячеловека или привлекательна?»

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. ОПАСНЫЕСИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

 

 

 

Урок 6. Дорожное движение, безопасностьучастников дорожного движения

Цель урока.Закрепить знания учащихся о мерах обеспече­ния безопасности дорожного движения.Напомнить о назначе­нии дороги, об обязанности участников дорожного движениясоблюдать правила дорожного движения. Обратить внимание учащихся на основныеметоды регулирования дорожного дви­жения в целях обеспечения безопасности.Обсудить назначение светофоров и значение сигналов, подаваемых регулировщиком.

Познакомитьс дорожной разметкой и основными группа­ми дорожных знаков и их назначением.Сформировать убеж­дение в необходимости знать и соблюдать правила дорожногодвижения.

Изучаемые вопросы

1.     Дорога, ее назначение, участники дорожногодвижения, методы регулирования дорожного движения.

2.     Светофоры и регулировщик, значениесигналов, пода­нном ых светофорами и регулировщиком.

3.     Дорожнаяразметка и дорожные знаки.

Рекомендации по изложениюучебного материала

1.      Напомнить учащимся понятия «дорога»,«участники до­рожного движения», «правила дорожного движения».

Внастоящее время в Российской Федерации действуют Правила дорожного движения,введенные в действие с 1 июня 1994г., с изменениями и дополнениями, внесенными в 1998, 2000 и 2006 гг.

Всоответствии с Правилами в нашей стране принято пра­востороннее движение, т. е.транспорт при движении придер­живается правой стороны проезжей части дороги.

Объяснитьучащимся, что для обеспечения безопасности на улицах и дорогах осуществляетсярегулирование дорожного аиижения — управление потоком движения транспорта и пе-|исходов. Дорожное движение регулируют дорожная разметка, порожные знаки,светофоры и регулировщики.

2.      Раскрыть значение сигналов светофоров ирегулиров­щика. Для регулирования очередности пропуска участников порожногодвижения через определенный участок дороги при­меняют светофоры, имеющиесигналы зеленого, желтого и красного цветов. Для регулирования дорожногодвижения применяются две группы светофоров: транспортные и пеше­ходные.

Движениеможет регулировать регулировщик. Он подает I in налы руками, положением корпуса, при помощи жезла.

Обратитевнимание!

Еслина перекрестке, где работает светофор, вы видите регу­лировщика, то необходимоподчиняться именно его сигналам.

3.Коротко познакомить учащихся с дорожной разметкой и основными группами дорожныхзнаков.

Дорожныезнаки, так же как и разметка, служат для регули­рования дорожного движения, дляпередачи его участникам не­обходимой информации о различных дорожных ситуациях.

Насчитываетсяболее 200 знаков. Для того чтобы облегчить их распознавание, они разделены на 8групп:

1)     Предупреждающие. 5) Особых предписаний.

2)      Приоритета.           6) Информационные.

3)      Запрещающие.       7) Сервиса.

4)      Предписывающие. 8) Дополнительнойинформации

(таблички).

Ккаждой группе относятся знаки, передающие информа­цию одинакового значения.

Контрольныевопросы

1.     Что такое дорога и какое у нее назначение?

2.      Кто является участником дорожногодвижения?

3.     При помощи каких методов осуществляетсярегулирова­ние дорожного движения и для чего оно служит?

4.     Как следует руководствоваться сигналамисветофоров и регулировщика при движении по дороге?

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 974

5.      Какие существуют группы дорожных знаков?

Домашнеезадание

1.     Изучите § 2.1 учебника. Ознакомьтесь сдорожными зна­ками в Приложении 1 учебника.

2.     Запишите в дневник безопасности дорожныезнаки, ко­торые регулируют движение пешеходов на дороге.

 

 

 

Урок 7. Пешеход. Безопасность пешехода

Цель урока.Познакомить учащихся с обязанностями пе­шехода при движении по дорогам.

Рассмотретьправила личной безопасности пешехода в ряде ситуаций, которые могут возникнутьпри движении по дороге.

Изучаемыевопросы

1.     Пешеход.

2.     Общие обязанности пешехода.

3.     Обеспечение личной безопасности пешехода внекото­рых ситуациях, которые могут возникнуть при движении по до­роге.

Рекомендациипо изложению учебного материала

1.Познакомить учащихся с понятием «пешеход», которое записано в Правилахдорожного движения.

Обратитьих внимание, что к пешеходам приравниваются ища, передвигающиеся в инвалидныхколясках без двигателей, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку,детскую или инвалидную коляску.

2.     Коротко остановиться на общих обязанностяхпешехода, которые определены в Правилах дорожного движения.

3.     Вопросы для беседы:

           На что следует обратить внимание привыходе из подъ- г «да дома?

          Что необходимо сделать, если у дома стоитавтомобиль пли растут деревья, закрывающие обзор, прежде чем выйти на проезжуючасть дороги?

          Почему при движении по тротуару необходимопридер­живаться правой стороны?

           На что необходимо обратить внимание,проходя по тро-

                 УПРУ мимо ворот или выезда из гаража?

5)     Длячего необходимо осмотреть проезжую часть дороги, ютовясь перейти через дорогу?

Ответыучащихся нужно уточнить и обосновать необходи­мость соблюдения Правил дорожногодвижения для обеспече­нии личной безопасности.

Взаключение урока надо отметить, что личная безопас­ность пешехода на дорогахдостигается воспитанием внутрен­ней потребности в осознанном соблюдении Правилдорожного движения.

Контрольныевопросы

1.     Когоможно считать пешеходом?

2.     Как должны двигаться по дороге пешеходы?

3.     Как необходимо переходить дорогу в местах,где движе­ние регулируется?

Домашнеезадание

1.     Изучите§ 2.2 учебника.

2.     Запишите в дневник безопасности наиболееопасные участки дороги по пути в школу, составьте правила безопасно- 10поведения в этих местах.

 

 

 

Урок 8. Пассажир. Безопасность пассажира

11,ель урока.Рассмотреть с учащимися общие обязанности пассажира, систематизировать ихзначения по правилам безо­пасного поведения в общественном транспорте дляобеспече­нии личной безопасности.

Обсудитьправила безопасного поведения при возникнове­нии в общественном транспортеопасной ситуации.

Изучаемыевопросы

I.Общие обязанности пассажира при пользовании обще-

I веннымтранспортом.

   Каковыобщие обязанности велосипедиста?

  Чтозапрещается велосипедистам?

Управлятьвелосипедом при движении по дорогам разреша­ется Правилами дорожного движениялицам не моложе 14 лет, а мопедом — не моложе 16 лет. Решениями соответствующихорганов регионов возраст может снижаться, но не более чем на 2 года. Всоответствии с этим управлять велосипедом на доро­гах может подросток ввозрасте 12 лет, а мопедом — в 14 лет.

Контрольныевопросы

1.     Почему можно считать, что водительтранспортного средства является главной фигурой в обеспечении безопасно­стидорожного движения?

2.     Каковы основные требования к техническомусостоя­нию велосипеда?

3.     Чтозапрещается делать велосипедисту при управлении велосипедом?

Домашнеезадание

1.     Изучите § 2.4 учебника.

2.     Запишите в дневник безопасности основныеправила безопасного поведения велосипедиста на улицах и дорогах.

Урок 10. Пожарная безопасность

Цель урока.Систематизировать знания учащихся о пожа­ре, об основных причинах возникновенияпожаров в повсе­дневной жизни. Рассказать о возможных последствиях пожаров и оборганизации защиты населения от пожаров.

Разъяснитьосновные правила пожарной безопасности и правилаличной безопасности при возникновении пожара в доме.

Изучаемыевопросы

1.     Пожар, причины его возникновения ивозможные по­следствия.

2.     Государственная противопожарная служба иее задачи. 1

3.     Правила личной безопасности при пожаре.

Рекомендациипо изложению учебного материала

1.     Дать определение пожара, показать основныепричины возникновения пожаров, привести примеры последствий noi жаров, имевших место в вашем городе.

Обратитьособое внимание учащихся на шалости детей, ко­торые приводят к трагическимпоследствиям.

2.     Довестидо учащихся в доступной для них форме орга­низацию защиты населения страны отпожаров.

Внастоящее время в Российской Федерации пожарная охра-.] на — это большая исложная структура. Основная ее часть —

Iосударственная противопожарная служба, которая входит в состав МЧС России[I].

3.Довести до учащихся общие правила пожарной безопас­ности, при этом подчеркнуть,что пожар легче предупредить, чем потушить.

Взаключение урока разобрать с учащимися ситуационные шднчи по обеспечению личнойбезопасности при возникнове­нии пожара в квартире, на балконе, в подъезде, влифте.

Контрольныевопросы

1.     Каковыосновные причины возникновения пожаров?

2.     Почему нельзя тушить включенныеэлектроприборы во- дой?

3.     Почему нельзя пользоваться лифтом, покидаяздание и|>ипожаре?

4.     Как защитить органы дыхания в задымленномпомеще­нии?

Домашнее задание

Изучите§ 2.5 учебника.

 

 

 

Урок 1 1. Безопасное поведение в бытовыхситуациях

Цель урока.Разобрать ситуационные задания по обеспече­нию личной безопасности в бытовыхситуациях; выработать Мм ждение в необходимости соблюдать правила эксплуатации hi,новых приборов и систем вцелях обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.

Ситуационныезадания

1.     Безопасноеобращение с электричеством.

2.     Безопасное обращение с бытовым газом.

Мерыбезопасности при пользовании в доме водой.

4.Правила безопасной работы за компьютером.

Рекомендациипо изложению учебного материала

Датьобщую характеристику бытовых условий в современ­ном доме (квартире) иопределение быта.

Прииспользовании хорошо знакомого оборудования и приборов могут возникнуть опасныеситуации. Такие ситуации мшVI возникнуть по двум причинам:

есличеловек нарушил правила использования оборудова­ниии бытовых приборов;

    еслипроизошла поломка оборудования или бытовых при- Поров.

Дабыизбежать возникновения опасной ситуации, а если она возникла, уменьшить еевредные последствия, необходимо знать ряд наиболее характерных опасных ситуацийи правила поведения при их возникновении.

Разобратьпримеры по соблюдению правил безопасного по­ведения в быту при обращении сэлектричеством, газом, при пользовании водой, при работе за компьютером.

Контрольныевопросы

1.     Какие меры безопасности необходимособлюдать npi— пользованииэлектроприборами?

2.     Какие меры безопасности необходимособлюдать пр* пользовании бытовым газом?

3.     Какие меры безопасности следует соблюдатьпри поль зовании в доме водой?

Домашнеезадание

1.     Изучите § 2.6 учебника.

2.     Узнайтеу родителей и запишите в дневник безопасноста номера телефонов дежурныхдиспетчеров и порядок обраще ния к ним в случае возникновения в доме опаснойситуации.

Послеизучения темы 2 целесообразно провести с учащими ся беседу по вопросу: «Каковароль человека в обеспечена личной безопасности в условиях опасных ситуацийтехноген ного происхождения?»

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3. ОПАСНЫЕСИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА

 

 

 

Урок 1 2. Погодные условия и безопасностьчеловека

Цель урока.Закрепить знания учащихся о погоде и ее оси новных показателях. Обратитьвнимание на наиболее часто случающиеся погодные явления, которые приопределенных условиях могут быть оцасны для человека (гроза, гололед, ме-j тель).

Сформироватьумения по обеспечению личной безопасно-] сти во время грозы, гололеда и метели.

Изучаемыевопросы

1.     Погода и погодные явления, опасные длячеловека.

2.      Правила безопасного поведения во времягрозы.

3.      Правила безопасного передвижения по улицев гололед.

4.      Правила безопасного поведения во времяметели.

Рекомендациипо изложению учебного материала

1.Дать определение понятия «погода».

Основныепоказатели, по которым определяют состояние погоды:

  температураокружающего воздуха;

  атмосферноедавление;

•истер, который характеризуется направлением (откуда 1 vi-1)и скоростью перемещения.

Другиехарактеристики погоды определяются наличием об- шчпости и осадков.

Обратитьвнимание учащихся на то, что в природе бывают погодные явления, которые приопределенных условиях пред- ( гавляют опасность для человека. Наиболее частовстречаю­щиеся из них: гроза, гололед и метель.

Короткодать характеристику этим погодным явлениям.

2—4.Сформировать убеждение в необходимости соблюде­ния правил безопасного поведенияво время грозы, при гололе­дице и во время метели. Довести до сведения учащихсяправи- i.i безопасного поведения во время грозы, метели, гололеда.

Взаключение урока отметить: во избежание неприятных последствий в повседневнойжизни необходимо руководство- ми П.СИ прогнозами погоды, которые передаютсяежедневно. < учетом прогнозов подбирать свою одежду и быть готовым кособенностям погодных условий на данный день.

Контрольныевопросы

1.     Чтотакое погода и какими показателями она характерн­остей?

2.     Что такое гроза, в какое время года онабывает, чем оп.к на гроза для человека?

3.     Какую опасность для человека представляетгололед?

4.     Какимиопасными факторами характеризуются снежные шносы и метели?

Домашнеезадание

Изучите§ 3.1 учебника.

 

 

Урок 13. Безопасность на водоемах

11ель урока.Дать знания учащимся о состоянии водоемов и пишем городе и правила безопасногоповедения на водоемах в |м и юе время года.

Сформироватьубеждение в необходимости знать и соблю­ди. правила личной безопасности наводоемах.

Изучаемыевопросы

1.     Состояниеводоемов в вашем городе и необходимые меры безопасности.

2.     Общие правила безопасности при купании вводоемах.

VПравила личной безопасности на замерзших водоемах.

Рекомендациипо изложению учебного материала

IОхарактеризовать водоемы, имеющиеся в вашем городе, обратив внимание учащихсяна тот факт, что не во всех водо­ем. is можно купаться, так как в черте города и вблизи него ннп Iпо течению вода в реках непригодна для питья, а в неко­торых местах опасна дажедля купания. Если на берегу установ­лен знак «Купаться запрещено», не следуетнарушать этого за­прета, как бы ни было велико желание искупаться.

Подчеркнуть,что первое правило безопасного поведения человека на воде заключается в знанииместа, где вода в водо­емах проверена и не представляет опасности для здоровьяче­ловека.

2.     Обратить внимание учащихся нанеобходимость соблю­дения общих правил поведения на воде, для того чтобы умень­шитьвозможности несчастных случаев.

Убедитьучащихся в том, что самый лучший способ чувство­вать себя уверенно в воде — этонаучиться плавать и постоянно поддерживать навыки безопасного поведения наводе. Если ногу в воде свело судорогой, нужно набрать в легкие воздух,наклониться к ноге, взять ее двумя руками за пальцы и сильно потянуть их насебя. После этого немедленно плыть к берегу. Кроме того, необходимо научитьсяотдыхать на воде, не терять самообладания и правильно действовать в критическойситуа­ции, не стесняться звать на помощь.

3.     Подчеркнуть, что не менее важно знать иправила безо­пасного поведения на замерзших водоемах. Переходить водоемрекомендуется только в проверенных местах, обозначенных специальнымипредупредительными знаками. Если безопасные места не обозначены, необходимовнимательно осмотреть лед.,

Дляодиночных пешеходов лед считается прочным, когда его толщина не менее 7 см, длягруппы людей — 12 см.

Обратитьвнимание учащихся на то, что прочность льда можно определить по ряду признаков:

    наиболеепрочен чистый, прозрачный лед, мутный лед не­надежен;

   научастках, запорошенных снегом, лед тонкий и некреп­кий;

    вместах впадения^ озеро (реку) ручьев, речек обычно об­разуется наиболее тонкийлед.

Взаключение обратить внимание на правила, которые ре­комендуется соблюдать при условии,если человек провалился под лед.

Контрольныевопросы

1.     Можно ли пить сырую воду из открытыхводоемов и рек?

2.     Почему нельзя нырять в воду в незнакомыхместах?

3.     В каких местах лед наиболее безопасен длядвижений? I

Домашнеезадание

1.     Изучите§ 3.2 учебника.

2.     В дневник безопасности запишите водоемы, вкоторых разрешено купаться в вашем городе.

Послеизучения темы 3 целесообразно провести с учащими­ся дискуссию на тему «Опасныеситуации природного характе- l>.i,часто возникающие в вашем городе, связанные с различны­ми погодными явлениями иповедением человека на воде, их последствия».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема4. ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

 

 

 

Урок 14. Криминогенные ситуации и личнаябезопасность

11,ель урока.Познакомить учащихся с понятием «кримино- Iсиная ситуация» и краткоохарактеризовать людей, которые ( iремятеядостичь своих целей преступным путем.

(формировать убеждение в необходимости соблюдать пра­вила личной безопасностипри общении с незнакомыми людь­ми, выработать умение в безопасном поведении вхарактерных криминогенных ситуациях.

Изучаемыевопросы

1.     Краткая характеристика криминогеннойситуации и лю- мсй, которые их создают.

2.     Правила личной безопасности вкриминогенных ситуа­циях.

VОбсуждение ситуационных задач.

Рекомендациипо изложению учебного материала

1.     Кратко сформулировать понятие«криминогенная ситуа­ции».

Подчеркнуть,что не все незнакомые люди имеют по отно­шению к другому человеку добрыенамерения. Есть люди, ко- Hipuc стремятсядобиться своих целей преступным путем. I ним относятся: воры, грабители,мошенники, хулиганы и на- Iильники.

Датькраткую характеристику личностей перечисленных выше людей.

()братитьвнимание детей на еще один тип опасного челове- i.i пьяного человека.

Пьяныйчеловек может приставать к детям на улице, в Грине порте и в общественном месте. Поступки пьяного бес­контрольны и агрессивны,поэтому пьяных людей надо избе- 1ЙТ1>.

2.     Необходимо выработать у учащихся умениеотказывать- i и си нежелательногообщения для обеспечения личной безо­пасности.

Разобратьосновные правила по обеспечению личной безо­пасности в различных ситуациях,возникающих в повседнев­но!! жизни.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 974

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет