X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Департаментобразования науки и молодежной политики Воронежской области

        Государственное бюджетное  профессиональное  образовательное учреждение

Воронежскойобласти

«Борисоглебскийсельскохозяйственный техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Роль абстрактно-логических схем при обобщении изакреплении учебного материала по физике»

Методическая разработка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20  г

ОДОБРЕНА                                                             УТВЕРЖДАЮ

 

на заседании цикловойкомиссии                          Зам. директора по УР

председатель________.                                                         _________

Протокол №___ от_________20         г.                     «__»_______20

 

 

 

Методист: ______

 

 

Автор: СторублевцеваГ.Н., преподаватель высшей категории ГБПОУ ВО «БСХТ»

 

                                    

Настоящая методическая разработканаписана в качестве рекомендательного пособия для преподавателей.

Методическая разработка написана сцелью обмена опытом, оказания методической помощи преподавателям в проведенииуроков по дисциплине «Физика».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                  4                                                                                         Абстрактно-логическиесхемы, система и методика их разработки.                5                                                                                                                                                                                       

Заключение…11112аариаптп…………………………………………………  12

Литература………………………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       На уроках физики  велика роль наглядныхсредств в повышении качества знаний обучающихся. Одной из распространенных формнаглядного представления систематизированной учебной информации являютсяструктурно-логические схемы. Проблема использования структурно-логических схемдавно привлекает внимание педагогов и психологов. Это связано с тем, чтоструктурно-логические схемы являются средством и одновременно материалом дляотображения различных способов мышления. Это обстоятельство является оченьважным в связи с сокращением количества часов, отводимых на изучение предметовобщеобразовательного цикла.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Абстрактно-логическиесхемы, система и методика их разработки.

      Абстрактно-логические схемы–это форма представления материала, в которой наглядно показана структуравыполненного логического рассуждения с его главными составными частями,выявленными (и часто зафиксированными, обозначенными) связями и отношениямимежду ними. Сюда можно отнести всевозможные схемы осуществляемой человекомдеятельности, где в наглядной и краткой знаково-символической форме представленсам процесс познания данного учебного материала по физике.

     Из школьного курса физикиобучающиеся, как правило, уже составили себе правильное представление обатомно-молекулярном строении вещества, тепловом движении молекул, явленияхтеплопередачи, температуре, количестве теплоты и т.д. Другими словами,обучающиеся уже подготовлены воспринимать фактический материал данного раздела.

    Поэтому при изучении этого раделав техникуме достаточно ограничиться уплотненной учебной информацией, добываниемили восстановлением которой занимались бы сами обучающиеся. А конкретное еевыражение можно принять один из ведущих типов абстрактно-логической наглядности–структурно-логическую схему. Применительно к познавательной деятельности приобучении физике знак определяют либо как «материальный, выступающий в процессепознания и общения в качестве представителя другого предмета и используемый дляполучения, хранения, преобразования информации о нем», либо как «материальноеявление, которое служит для указания, замещения, сигнализации, обозначениядругих предметов, событий, действий или же результатов наших умственных операций».Сконструированные в процессе обучения физике знаки не повторяют и не копируютте реальные физические объекты и явления, для обозначения которых они былисозданы. Знак т- это субъективное образование, в основном не связанное посвоему происхождению и существованию  с самими физическими предметами познания.

   Обсуждая понятиеабстрактно-логической наглядности, следует срезу указать конкретные формы тойинформации, к которой может относиться данный знак (или их совокупность) В ходеобучения физике необходимость различать в общем случае три возможных видаучебной информации, которые необходимо учесть при формулировании и изображенииабстрактно-логической наглядности как некоторого целого:

— семантический (смысловой);

— динамический (коммуникативный);

— прагматический(эмоционально-чувственный, практический) 

    Каждый и перечисленных видовхарактеризует и отражает определённую деталь абстрактно-логической наглядности.Так, семантическая сторона информации конкретно реализуется в форме элементов физическихзнаний, о которых идет речь в данной учебной ситуации, то есть выражает смысл ифактическое содержание физических процессов, составляющих предмет изучения наданном этапе занятия.

     В самом начале изучения физикипредлагается зафиксировать структурные компоненты содержания изучаемого науроках материала, то есть те элементы физического знания, которыепредставляются основными на данном этапе овладения материалом; чаще всего это –физические явления, процессы, свойства, величины, понятия, зависимости,закономерности.

     Затем следует определить иобозначить разнообразные по характеру связи между выявленными и названнымикомпонентами структуры физического знания; подобные связи относятся обычно кфункциональной или причинно-следственной сфере характеристик учебнойдеятельности и в большинстве своем отражают логику выполнения планируемыхумственных действий и операций. Что же касается прагматической стороныабстрактно-логической наглядности, то она характеризует ценность (полезность,значимость), новизну, меру чувственного воздействия данной информации наобучаемого. Обычно, это яркие, неожиданные, запоминающиеся дополнения, детали,отступления , которые не повторяя изложенного в учебнике, призваны оживитьпроцесс усвоения студентами физического знания, пробудить у них положительныемотивы обучения, эмоционально разнообразить данный фактический материал пофизике.

    Данные структурно-логических схемсоставляются по определенным правилам. Как установлено в психологии, дляоблегчения запоминания информация должна быть сгруппирована в блоки от 5 до 9(7±2) структурных единиц (магическое число Миллера). По моему мнению, дляоблегчения запоминания информации и ее переноса необходимо выполнение ещенекоторых требований:

1.     Информация в схемах должнаотображаться четким понятийным аппаратом.

2.     Конструирование схем должноконкретизироваться как ряд ясных и доступных обучающимся действий.

3.     Работа со схемами должнаподаваться как целенаправленный процесс, разделенный на несколько этапов, накаждом их которых решается конкретная задача с использованием точнообозначенных приемов.

     В этом виде познавательнойактивной деятельности учащихся следует учитывать следующие свойстваструктурно-логических схем — рациональность, целостность, актуальность.

     В качестве примера приведемструктурно-логическую схему 1 и 2, относящуюся к повторению учебного материалапо  молекулярно-кинетической теории. Связи наглядно изображены в формеветвления по нескольким направлениям. Здесь есть самые важные  элементы физическогознания, образующие и поясняющие такое относительно емкое физическое понятие,каким является «молекулярно-кинетическая теория». Также встречаютсяпромежуточные образования между опорными сигналами (графически показанысоставляющие эту теорию объекты). Структурно-логические схемы при ихиспользовании на учебных занятиях по физике могут отличаться своей формойвыражения.

Абстрактно-логическаясхема № 1

 

 

Абстрактно-логическаясхема № 2

 

 

Удобны  структурно-логические схемы идля представления  достаточно сложных выводов отдельных формул и законов.Например, в схеме № 3 без существенного ущемления заключенного в нейфизического смысла подан значительный по объему и важности учебный материал,составляющий по сути дела, основу всей данной, ее физическую сущность. Однакосделано это весьма рационально, логично настолько, что уплотнение информации невызывает потери ее содержательности.

Абстрактно-логическаясхема № 3

       Для каждой отдельно взятойтемы данного раздела схемы могут содержать больше подробностей и деталей иобычно могут завершать изучение данной темы, поводить определенные итогиучебной работы над ней. При рассмотрении этих схем можно заметить, чтонекоторая часть материала предлагается в форме знака вопроса. Это значит, чтопри их обсуждении предлагается самостоятельно разобраться в этом вопросе изаписать в схему найденное решение.

Приведенные структурно-логическиесхемы не являются эталонными. Каждый преподаватель физики с учетом имеющихсяусловий преподавания (состав группы, психолого-педагогический климат обучения,личный опыт и интерес к содержанию темы) может произвести в них все необходимыеизменения, которые должны укладываться в структуру схемы.

   Возможны несколько методическихприемов учебной работы с абстрактно-логическими схемами с использованием ИКТ ибез них. В ходе ознакомления обучающихся с новым для них учебным материаломразличают три формы, содержащие закодированную в виде структурно-логическойсхемы информацию:

1.           Репродуктивнуюформу, в процессе реализации которой уместно провести разграничение на: а) прямуюпоследовательность предъявления абстрактно-логической схемы, при которойпреподаватель сначала подробно разъясняет содержание планируемого к изучениюматериала и только потом переходит к демонстрации его «изображения» на доскеили на экране; б) обратную последовательность, при которой преподавательпо отдельным частям предъявляет приготовленную заранее к данному занятиюабстрактно-логическую схему, после чего поясняет ее содержание и характернаблюдаемых связей, комментирует наиболее трудные и важные для пониманияобучающимися фрагменты схемы; в) параллельную деятельность преподавателяи обучающегося, рассчитанную на совместное добывание ими панируемых для данногоэтапа  обучения знаний, при сохранении всех управляющих функций в рукахпреподавателя  и разумном пробуждении познавательной деятельности самихобучающихся. Конкретно это выражается в том, что по мере изложенияпреподавателем материала урока, записи его в форме структурно-логической схемы,обучающиеся помогают ему в составлении такой схемы.

2.           Поисковуюформу, предусматривающую постановку перед обучающимися учебной задачи(проблемы), решение которой предлагается: а) оформить в видеабстрактно-логической схемы; б) оценить  с помощью коллективного обсуждения еедостоинства и недостатки, замеченные к этому времени.

3.           Исследовательскуюформу, понимаемую применительно к обучению физике, как некоторое выбираемоесамостоятельно обучающимися направление осуществления умственных операций ввиде абстрактно-логической схемы, а также обоснование правильности выполненногоими учебного задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      Одним из способов повышенияэффективности процесса обучения является структурирование учебного материала.Оно предполагает создание четко распознаваемой схемы внутренних связей междуэлементами знаний, обеспечивает системность учебному материалу, выделение в нёмглавного, группирует фактический, описательный материал вокруг ключевых идейнауки.    

      Область систематизации иобобщения  учебных знаний по физике с помощью абстрактно-логических схемдостаточно велика и она может существенно повлиять на конечные результатыусвоения обучающимися данного раздела физики.

    Правильно оформленная и грамотно составленнаяабстрактно-логическая схема позволяет не только более качественно изложитьматериал урока, но и формировать эстетический вкус обучающихся, вызватьэмоционально-положительный отклик и интерес к изучаемому предмету. Логические,структурные схемы необходимо создавать с учетом психологических особенностейобучающихся (возраст, пол, интересы, наклонности и т.п.)

      При изучении нового материалаэффективны логические и структурные схемы, включающие в себя основные понятия иформулы, оформленные на одном листе или виртуальном стенде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.     АнцифировЛ.И. Структурно-логические схемы по теории и методике обучения физике [Текст]: методическая разработка/ Л.И Анцифиров., В.И. Земцова – Курск, Орск, 1995. – С. 3.

2.     Смирнов, А.В. Методикаприменения информационных технологий в обучении физике: учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008 г., 20 с.

3.     Васильева, Т.С. ФГОС новогопоколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образованияв современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76.7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет