X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Коммунальное государственное учреждение

«Таволжанская средняя общеобразовательнаяшкола»

отдела образования Успенского района,

 управления образования Павлодарскойобласти

 

 

 

 

Тема работы: «ОРТЕКЕ-НАЦИОНАЛЬНАЯИГРУШКА»

 

                          

Секция: история,краеведение, этнокультуроведение

 

 

 

 

                                                                                  Выполнила: Надербай Дана,4 класс, Таволжанская СОШ,

 Успенский район, Павлодарская область

                                   Руководитель:Есалинова Алмагуль Мусабековна,

педагог-психолог,Таволжанская СОШ              

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1.Казахские национальныеигрушки…………………………………….5

Глава 2.Сакральноеискусство…………………………………………………..7

Глава 3.Биография народного умельца,мастера из села Таволжан………13

5.Практическаячасть……………………………………………………………16

Заключение……………………………………………………………………….19

Литература……………………………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 В наше время у моих друзей множествоигрушек. Но самой любимой «игрушкой является телефон ,планшет иликомпьютер. Любимые игры –

Компьютерные. Многие давно согласны с тем,что планшет и телефон лучше, чем детские игрушки. Когда учитель рассказала  об«Известных личностях Таволжана, а именно о народном умельце, ювелире КазахстанаЕсалинова Абдыкарима ,который подарил музею интересный экспонат -Ортеке. Мнезахотелось узнать : какие игрушки существовали раньше, чем играли дети,

кто делал игрушки ?

              Проблема исследования-многие дети не знают историю возникновения деревянной игрушки- Ортеке  и незнают, как её изготовили.

             Актуальность моего проекта : темуигрушки казахского народа

считаю актуальной  т. к. изучение истории родногокрая ,возрождение народных традиций и ремёсел сегодня уделяется особоевнимание. Народная игрушка  в своём первородном виде -это и интрумент магии  иобрядовая скульптура  и  явление народного искусства слитые воедино. Поэтому изучениепрошлого моего  народа неразрывно связано с историей возникновения и развитиянародной игрушки. В настоящее время проблема состоит в том, что мы многое незнаем  о прошлом  своего народа. Очень редко ,кто может сказать какими былидетские игрушки ранее. Мне захотелось узнать, чем играли дети, кто их делал иих историю.

Этапы нашей работы:

Первый этап-подготовительный: подготовилавопросы ,на которые захотела найти ответы.

Второй этап-основной(исследовательский).Сбор информации (читали энциклопедии, посетиламузей Г.Н.Потанина, рассматривала  иллюстрации ,

Опросила взрослых и учащихся КГУ«Таволжанская СОШ».

Третий этап-заключительный : созданиепрезентации, сборника.

Представление  (педагогам, учащимся,сверстникам )достигнутых результатов.

 

 

 

 

Цель проекта-изучитьисторию казахских игрушек прошлых веков, узнать историю возникновениядеревянной игрушки Ортеке.

Задачи проекта:

1.Изучить историю возникновения деревянной игрушки.

2.Изучить биографию известного мастера ЕсалиноваА.

3.Узнать об истории экспоната,

переданным музею народным умельцем.

Гипотеза:

Объект исследования-историядеревянной игрушки Ортеке.

Предмет исследования – Ортеке-национальная игрушка.

Методы исследования :

1.Изучение литературы и информации изсайтов Интернета.

2.Опрос населения села Таволжан ,учащихсяКГУ «Таволжанская СОШ».

3.Посещение музея имени Г.Н.Потанина.

4.Практическая работа.

Структура исследования : введение, 3 главы,заключение, список литературы, приложение.

Практическая значимость : данный материалможно использовать на классных часах ,занятиях литературного чтения, познаниямира, истории и т.д. В ходе исследования ,я научилась анализировать  большойобъем информации, находить полезную информацию, а так же делать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА1.Казахские национальные игрушки

    

Об игрушках разных стран я прочитала многоинтересного, но мне было интересно узнать, в какие игрушки играли мои предки?

 Игрушки,способствовавшие музыкальному развитию детей

Однимиз развлечений детей были и музыкальные инструменты.

Любиликазахские дети бубенчик, который привязывали на шею жеребенку или верблюжонку,пуская их на ночную пастьбу. Бубенчик своим звоном отпугивал от животных хищныхзверей. Годился бубенчик и для многих детских игр.

Распространеннойдетской игрушкой была свистулька, которую обычно мастерили из ветвей дерева, глины,а чаще всего – из сухого камыша. Были свистульки с несколькими просверленнымиотверстиями.

В истории развитиямузыкального искусства Казахстана особая группа – инструменты, изготовленные изглины: ускирик, тастауык и саз-сырнай. Во времена кочевников они представлялисобой небольшие полые глиняные сосуды с 1-5 отверстиями, которым придавалиразличную форму – птиц, животных или просто овал. Звук всех инструментов былмягким, с характерным шипящим призвуком. Во время кочевья они служили игрушкой,забавой для детей, а также свистулькой для чабанов. Теперь благодаря этиминструментам музыканты для полноты картины того или иного произведения создаютиллюзию ветра, пения птиц и крика животных.

Духовойинструмент типа свирели яйцевидной формы, изготовленный из глины, был найденпри раскопках сожженного войсками Чингис-хана в 1220 г. средневекового городаОтрара.

Ускирик. Духовой инструмент типа свирели в форме парящейптицы, родственный сазсырнаю. Изготавливался из глины. Звук узкирика похож назвук ветра, отсюда и его название (ускирик значит свистветра). Аналогичный ускирику инструмент, гораздо меньший по размерам,сохранился у башкир. Инструменты, близкие саз сырнаю и ускирику в виде детскойигрушки, свистульки существуют у тюркских народов Поволжья. В охотничьейпрактике казахов, проживающих в Монголии, ускирик выполняет прикладную функцию.Его свистящий звук служит на охоте манком при ловле лис.

Домбра былаизлюбленным инструментом не только взрослых, но и детей. В прошлом струныдомбры изготавливались из козлиных кишок. Нежная, мягко певучая и бархатнаязвучность домбры известна многим. Домбру можно было изготовить и использовать вусловиях кочевого быта.

Втрадиционном народном музицировании казахов, вдомбровом исполнительстве, как правило, предшествовали рассказ или легенда овозникновении и содержании кюя. История домбровой традиции уходит в глубьвеков, о которой свидетельствуют археологические открытия, например, древнегоХорезма, а также Пазырыкских курганов и археологические находки казахстанскихархеологов на территории Казахстана. Судя по этим сведениям, домбыра и кобызбыли наиболее распространенными музыкальными инструментами ранних кочевников.Одна из особенностей домбрового исполнительства – сольная форма игры наинструменте. Она способствовала выдвижению ярких личностей в различныеисторические эпохи.

Ортеке

Нашипредки придумали игрушку ортеке, чтобы развить в своих детях фантазию, привлечьих к искусству. Ортеке – деревянная игрушка на ниточках в виде фигуркиживотного, чаще всего козлика – приводилась в движение руками домбриста: ониграл на домбре и, ударяя пальцами по струнам, одновременно дёргал за ниточки.И ортеке принимался скакать, выделывая всякие замысловатые па.

В 2012 году в Алматыпрошёл II Международный фестиваль традиционного кукольного искусства«Ортеке-2012», в котором приняли участие мастера из России, Эстонии, Киргизии иКазахстана. Главная цель мероприятия – возрождение исчезающего древнегоказахского искусства изготовления особых кукол-ортеке.

Глава 2. Сакральное искусство.

   Зазвучаладомбра , замер в ожидании народ, и на ровной как сама степь кожаной поверхностиначала отбивать крохотными копытцами ритм маленькая деревянная фигурка горногокозла «таутеке»,привязанная одной-единственной нитью к музыканту -кукловоду.Это завораживающее своей безыскусной и магической простотой действий, известноеу казахов как «Ортеке», уходит корнями в глубокую древность. Ортеке увлекалиськак дети, так и взрослые. Это было и обрядом, и забавой.

В старину бытовала игра на инструменте нес одним, а с 8- 10 козликами, а также с фигурами мужчины, женщины и коня. Чембольше фигурок тем сложнее ими управлять: все зависит от степени мастерствамузыканта- кукловода, его искусства вождения фигурок двумя руками. Сейчасспециалисты технику вождения фигурок в ортеке двумя руками считают утерянной.  Синкретическое искусство тюрков в научной литературе имеет общепризнанный статус кукольно-музыкального,так как здесь мы наблюдаем синтез  нескольких видов художественного творчества

В данный момент это древнее синкретическоеискусство тюрков в научной литературе имеет общепризнанный статус кукольно-музыкального , так как здесь мы наблюдаем синтез нескольких видовхудожественного творчества : декоративно- прикладного искусства ,музыки ,танца,и  искусства вождения марионеток.

Любая традиционная культура в куклу, вданном случае-ортеке, вкладывает несколько смысловых уровней : сакральный,мифологически-обрядовый и бытовой. Нам бы хотелось сосредоточить внимание наОртеке не столько как на музыкальном феномене ,развлечении и игре, сколько наего мистицизме и семантике как обряда. Поэтому мы намерены  двигаться в своейработе от бытового к священному, постепенно раскрывая грани этого уникальногодревнего искусства.

Если в классических кукольных театрахактер-кукловод водит марионеток непосредственно сам (аналогия«управляющий-управляемый Цельнымв кукле является только корпус животного. Голова горного козла с рожками, какправило, вырезаются вместе. Шейный отдел выпиливался отдельно и прикреплялся ктуловищу заклепками. Вся фигурка затем насаживается на стальной штырь.

Фигурка ортеке стилизована и приводит на ум знаменитый звериныйстиль – уникальное достижение древних кочевников Центральной Азии. При всейреалистичности образа, она вылеплена крупными, рельефными объемами и при этомизысканно-динамична.

Традиция изображения зооморфных образов в Казахстане, имеетдревнейшую историю, начиная с петроглифов первобытной эпохи и заканчиваятрадиционным казахским орнаментом. Но по художественному исполнению Ортекечетко ассоциируется с зооморфными образами скифо-сакской эпохи: с силуэтнымиполнофигурными изображениями горного козла. Такие изображения найдены вмогильниках Шиликты, Тасмола и других.

Первое, что бросается сразу в глаза любому человеку, — гордо вздернутаяголова таутеке, потом изящный абрис корпуса и мощные ноги. Горный козелиздревле олицетворял мужскую силу, он — символ Хаоса, и вместе с тем обитательнебесных вершин. Поэтому его рога (чем больше и круче – тем лучше)осмысливались принадлежностью вождя, сильнейшего из воинов, и яркимдоказательство являются выразительные изображения на головных масках конейвождей Берельских курганов, датируемых IVIII вв. дон.э.

Сейчас Ортеке устойчиво ассоциируется с домбровой музыкой, но встарину кукол водили с помощью шертера и шанкобыза. Независимо от музыкальногоинструмента принцип ортеке был тот же: управление только одной нитью,подвязанной к пальцу музыканта.

Современный казахский мастер-изготовитель музыкальных инструментови кишечных струн для домбры Еркосай Абилов из Западного Казахстана (Актюбинск)(сейчас он практически единственный в Казахстане делает их на заказ) изготовилОртеке, у которого голова двигается в такт музыке с помощью педали. У егоОртеке три привода, и мастер считает, что сделать куклу с более чем трехприводов реально. Это, конечно, творческая реминисценция, но мастер всегдаруководствуется старинными технологиями.

Дерево, используемое мастерами для изготовления Ортеке, исконносакрально для кочевников. В старину мастера предпочитали арчу и березу. Оновоспринималось как элемент Мирового Дерева. Многие современные мастерапредпочитают тополь, так как качество его древесины, по их мнению, отвечаетфункциям Ортеке.

Плоская поверхность поля, на которой танцует Ортеке, как правило,это круглая или четырехугольная кожаная мембрана. Форма постамента для куклыглубоко семантична. Круг – это проекция Земли как небесного тела, в данномслучае аналог шанырака, символ юрты – мини-космоса казахов. Четырёхугольнаяформа трактуется как четыре стороны света, иначе – Срединный мир. И, можносказать, что Ортеке танцует, властвуя над миром.

Интересно и показательно для сакральной сущности ортеке мнениенекоторых мастеров о том, что раньше (еще на рубеже XIX иХХ веков) бытовала традиция, где в ортеке как обряде предпочитали использоватькруглую мембрану, а для игры и забавы – квадратную/прямоугольную. Мастераслышали это от своих отцов и дедов, но, конечно, научного или документальногоподтверждения этому нет.

Мембрана обычно изготавливалась из тонкой козлиной кожи, хотянепреложного правила здесь нет, и мастера могли использовать кожу другогопарнокопытного животного, как в случае с даулпазом. Современные музыкантыговорят, что даулпаз позволяет отлично воспроизвести цокот копыт.

Традиционная обработка кожи – отличительная черта прикладногоискусства казахов, поэтому ремесленники превосходно знали, какой тип кожикакими признаками характеризуется. Козлиная кожа обладает массой полезных дляремесла качеств: она прочная, плотная, хорошо растягивается, эстетическипривлекательна и намного крепче овечьей кожи.

Козлиная кожа, как и сам козел/коза, имеет глубокий символическийсмысл. Также как и олень, козел – индоевропейский и индоарийский архетипическийобраз. К примеру, козлиная кожа использовалась в совершенно иной от тюркскойэтнокультурной реальности для изготовления борана, ирландского бубна.

Сходная семантика образа козла фигурирует во многих культурныхтрадициях мира: «по ведической традиции он атрибут бога Агни. Скандинавысчитали его священным животным Тора. Козлоподобным изображался греческий богПан. Козлиные мотивы неизменно присутствовали в символике дионисийскихмистерий, да и сам Дионис зачастую принимал облик козла. Его свиту составляликозлоногие сатиры. На козьем молоке был взращен Юпитер. Козий рог, из которогопил Юпитер, получил наименование «рог изобилия» [1].

Козлиная кожа за счет своих материальных свойств – тонкости,прочности и звучности широко используется и сейчас во множестве культурныхтрадиций мира. Практически везде, где согласно климату, водятся горные козлыили люди целенаправленно разводят коз, в музыкальных инструментах обязательноесть те, которые изготовляются на основе козлиной кожи.

Помимо знаний по выделке и сушке кож, казахи-кочевники прекрасноразбирались в их акустических свойствах кожи как возбудителях звуковых волнразных частот. «Звуки слишком резкие и оглушительные не являются естественными,так же, как издающие их инструменты. Этими звуками пользуются в особых случаях(на поле битвы), их действие можно сравнить с действием лекарств или даже яда,для того чтобы оглушать или ошеломлять…», — писал аль-Фараби [2].

Козлиная кожа давала возможность музыкантам извлекать ихинструмента звонкие, яркие и чистые звуки. Кроме того, тонкость и прочностьтакой кожи обуславливала широкий звуковой диапазон. Это было не только важныминструментальным свойством (материальный уровень), но и непременным условием вобрядности, особенно шаманской (сакральный уровень). Чем чище «поет» шаманскийбубен, тем слышнее его голос для духов, призываемых шаманом.

Мы не случайно привели здесь пример с шаманским бубном, ведькожаная поверхность для танца ортеке есть не что иное, как специфический аналогбубна, сохраняющий некоторые его священные свойства. И ремесленники, имузыканты могли использовать разные материалы, но сознательно выбирали длямембраны козлиную кожу. Ее качественные характеристики – одно, семантическаяприрода – совсем иное.

В пользу этой теории говорит тот факт, что в алтайском, тувинскоми южносибирском шаманизме бубен обтягивали только шкурой диких копытныхживотных и обязательно самцов (марала, лося, оленя, косули), и запрещалосьиспользовать с этой целью шкуры домашних животных. Шкура символизировалаверховое животное, на котором во время камлания шаман совершал свое путешествие[3].

Ортеке же в понимании казахов – особый обряд, осуществляемый настыке священного/ритуала и мирского/игры. Потому нам думается, что козлинаякожа здесь является своеобразным объединяющим началом небесного и земного. Содной стороны козел – носитель божественного Хаоса, с другой – человек способеним управлять, то есть «дикая» природа козла может быть при необходимостиконтролируема.

Хотя традиционно баран является символом мужского начала, но икозел, обладает такими же характеристиками, только на другом, более высокомсакральном уровне. Можно сказать, что Баран — детище и персонификацияСрединного мира, а Козел как «управляемый Хаос» способен объединить все триУровня тюркского Космоса.

Не случайно у кочевников козла всегда ставят во главе стада баранов.Он – прирожденный лидер среди парнокопытных, но, в отличие от баранов, частосовершенно непредсказуем. Козел – важный и популярный персонаж казахскихсказок, и благодаря своему уму и смекалке часто помогает и направляеттугодумов-баранов.

Семантика образа козла как пособника Хаоса четко читается вдревнем казахском обряде-игре «Кокпар» (каз. «көкбори»).Обезглавленная козлиная туша – главный приз для всадников-волков («бори» –каз. волк), которые, символически побеждая и часто раздирая на части тушу,торжествуют так победу человека над Тьмой и Беспорядком.

Но вернемся к ортеке. Благодаря задумке и мастерству музыкантачеткая дробь копыт таутеке создавала и задавала определенный ритм. И опятьздесь мы видим явное сходство с шаманскими практиками, где «одиночные резкиеудары в бубен соответствовали прыжкам, мелкая барабанная дробь — быстрому бегуили кружению» [4, 36].

Каковы же истоки Ортеке?

Некоторые современные исследователи (Г. Омарова, Б. Абишева идругие) считают, что Ортеке восходит к культу охотничьей магии. Об этимологиислова «ортеке» Г. Омарова, пишет: «в словарях это слово, в данном случае –приставка, имеет два смысловых перевода и значения: первое как темно-рыжаямасть, второе – кроме слов: яма, канава, овраг, еще и западня, могила (впереносном значении – біреуге ор қазба, т. е. не рой яму другому…)».

Для жанра ортеке оба значения приемлемы: обычно танцующее животноеокрашивают именно в темно-рыжий или в темно-русый цвет. Сами теке или другиекопытные, не менее священные киелі животные (это может бытькиік – серна, түйе – верблюд) кажутся действительно попавшими в яму, западню,засаду: они в такт музыке то встают, то падают по очереди на передние и задниелапы, как бы, делая попытку встать, и потому танец ортеке, скорее, танец хромого,подбитого или подстреленного животного [5].

Но наш взгляд это не обязательно хромое, подбитое илиподстреленное животное. Вообще, использование ловчих ям для добычи дикогоживотного – очень древний способ охоты, суть которого заключается в следующем:ямы для добычи копытных рыли на тропах миграции животного, как правило,продолговатой формы по величине животного, чтобы оно не имело возможности дляпрыжка. Естественно, яма маскируется. Устраивали ловчие ямы за несколькомесяцев до сезонного хода животных, чтобы оно приняло естественный вид, ничемне выделяясь от окружающей обстановки и утратило бы запах человека.

Животное, попавшее в яму, чаще горный козел-теке, стремясь выйтина свободу, пыталось прыгать, кружилось и совершало другие резкие, ломаные движения,которые, по мнению Б. Абишевой, вероятно легли в основу Ортеке.

В тюркской традиционной культуре охота на козла или другогокопытного животного строго регламентировалась. Во-первых, это были символыСрединного мира; во-вторых, дикие животные являлись посланниками Тэнгри,неотъемлемой частью Природы, часто воплощениями-аватарами «хозяев» гор истепей. Любой вред, наносимый им умышленно или даже несознательно со сторонычеловека, был чреват негативными последствиями для него.

Посвященные люди (в том числе и опытные охотники) прекрасно былиосведомлены, что добыча посылается им свыше, и все, что выходит за рамки (здесьне было четких правил, охотник сам знал, когда следует остановиться), уже не отТэнгри, а от темных сил. К тому же во всех традиционных культурах мира вохотничьих обрядах еще с глубокой архаики существовал негласный закон: охотникипросили прощения у убитых ими животных, отдавая дань уважения их скорости,ловкости, силе духа и жертвенности и взывая к «духам-хозяевам», опасаясь ихмести [6]. Г. Омарова приводит в пример одну из древних тюркских охотничьихлегенд:

«Жил когда-то в горах со своей матерью охотник Куламерген. Многогорных козлов таутеке было убито им на охоте. И однажды явился к его матери восне кие – дух таутеке в облике девушки: «Отчего твой сын без надобностистреляет в нас? По предписанию Тенгри человек не должен брать у природы больше,чем ему нужно (для пропитания). Ведро Куламергена с кровью переполнено, ещеодна капля – и последует проклятие неба».

Несмотря, на предостережение матери, Куламерген, который промышлялохотой на таутеке не только из-за мяса, но и из-за шкур, вновь отправился наохоту. День был хмурым, охотнику не повстречалось ни одно животное. Когдауставший Куламерген начал разжигать костер, перед ним вдруг появился таутеке снеобычным бело-золотистым окрасом и белоснежными рогами. Куламерген тут жевыхватил лук и подстрелил козла.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

Разделав тушу, заложив мясо в котел и посолив шкуру животного, онприлег отдохнуть. Однако вскоре охотник проснулся от какого-то шума и увиделперед собой того же самого таутеке, живого и невредимого. Три раза покруживвокруг Куламергена, и прыгнув через его голову, тау теке скрылся…

Наутро конь Куламергена пришел без хозяина, его испекшееся теломать нашла в горячем источнике» (легенда записана и опубликована со слов Т.Асемкулова) [5].

В казахской культуре существует четыре одноименных кюя и танец,некоторые из кюев входят в репертуар современных музыкантов. Г. Омарова пишет:«По нашим наблюдениям, кюи «ортеке» – это, чаще всего, квинтовые кюи восточныхрегионов Казахстана, которые исполняются штрихом «қара қағыс» (бряцание), и кюис регулярным ритмом в традиции төкпе Западного Казахстана.

Так, например, у кюйши XIX века из Мангыстау Есбая есть кюй содноименным названием «Ортеке», легенда которого, к сожалению, не сохранилась»[5]. В целом, специалисты отмечают: все четыре имеют общие черты, касающегосяцелого ритмического рисунка, особенностей мелодического движения, наличиескачков на широкие интервалы, что свидетельствуют о некоей единой праоснове[7].

Узбекали Джанибеков, вместе с «Ормек-би» (танецткачей), «Каражорга» (бег иноходца), «Тепен-кок» (бегскакуна), относит «Ортеке» (танец козла-прыгуна) к бытовымподражательным танцам. Как известно все традиционные танцы имеют ритуальноепроисхождение. В этом контексте ортеке, скорее всего, — древний танецохотников.

Мы полагаем, что магическая охотничья природа ортеке, безусловно,один из аспектов этого феномена, но отнюдь не определяющий. Скорее, этоотражение более глубоких мифорелигиозных процессов, составляющих ядро картинымира древней кочевой культуры Центральной Азии.

Итак, по нашему мнению, в семантической основе Ортеке лежит одиниз архетипических мотивов Творения, где особенное существо, в нашем случае,Козел в ритуальном танце создает Нечто.

Танец здесь – ключевой момент в процессе Созидания мира.Семантически танец является феноменом, объединяющим Звук и Действие, где первыйуправляет вторым, что можно трактовать как земную проекцию акта Творения: «ВНачале было Слово…» [8]. Привилегией совершать «Танец Творения» обладали толькоизбранные боги и, как правило, они часто имеют статус Демиургов.

Здесь доказателен и впечатляющ образ танцующего Шивы – узловойфигуры индуистской Тримурти, хотя корни Шивы можно проследить еще до доарийскогои протодравидского периодов. Во время своего космического танца Шива «Натарадж»(неистово танцующий) разрушает прежний мир (как материальный, так и мировойпорядок вообще), чтобы создать вместе с Вишну новый. Оргиастический танецШивы тандава воплощает процесс аккумуляции и трансформациикосмической энергии созидания.

 

 

Глава 3   Биография народного умельца,мастера из села Таволжан.

Есалинов Абдыкарим родился в 1887 году вБаянаульском районе, Павлодарской области. В ранней юности переехал в селоТаволжан, Успенского района, Павлодарской области. С юных лет увлекалсяремесленным делом. Увлечение ювелирным ремеслом перешло к нему по наследству от деда и отца Есалы.

Участник Первого Слета народных мастеровКазахстана (1957).На многих республиканских и областных выставках его ювелирныеработы были отмечены призами и грамотами. За свой талант был награждён Почетнойграмотой Президиума Верховного Совета  Каз.ССР ( 1961 г.) Вот что написалГ.Лончаков в газете в газете Павлодарская правда от 31 мая 1959года «Человеку,впервые перешагнувшему порог Павлодарского областного историко-краеведческогомузея, непременно покажут экспонаты ,сделанные руками уроженца Баян-АулаАбдыкарима Есалинова. Действительно надо обладать незаурядными способностямиювелира и резчика, чтобы  мастерить подобные предметы старинного обихода. Обращаютна себя внимание домбра, искусно украшенная казахским орнаментом, серебряныезубочистка и расческа ,кольца с чернением и филигранью. Некоторые изделиянашего земляка находятся в республиканском краеведческом музее.»

Все перечисленные журналистом изделияэкспонируются в Павлодарском областном краеведческом музее имени Г.Н.Потанина.Кроме этого казахское седло в серебряной отделке, блюдо для подачи мяса, тостаганы,Кубэ-сосуд для взбивания кумыса украшают зал  «Казахской этнографии». В своихработах Есалинов Абдыкарим сочетал искусство ювелира и мастера по дереву.Несомненно, самым высоким видом искусства, самым талантливым ,самым гениальным является народное исскуство, то есть что запечатлено народом и сохранено черезстолетия.

Еще один экспонат сделанный рукамимастера- музыкальная кукла Ортеке.

Призана Юнеско шедервом ,достояниемвсемирного наследия ,нематериальной духовной ценностью человечества.

Глава 4.   История одного экспоната 

     Неотъемлемойчастью культуры народа считается музыкальное искусство. С древнейших временчеловек пытался извлекать звуки из различных предметов. Первые музыкальныеинструменты появились для подачи сигнала или имитировали крик зверей и птиц.Позднее часть древних инструментов использовалась для сопровождения песен.легенд и исполнения музыки. В фондах павлодарского областногоисторико-краеведческого музея хранится уникальный старинный экспонат ортеке,который стал настоящим раритетом.

Раньше для создания музыкальныхинструментов обычно использовались природные материалы -дерево, глина, металл,шкуры и жилы животных. Секреты их изготовления мастера передавали понаследству. Развитие народных мелодий происходило вместе с совершенствованиемсамого инструмента. На сегодняшний день известно огромное количествомузыкальных инструментов, которые поражают разнообразием форм и способовизвлечения звука.

В областном историко-краеведческом музееимени Г.Н. Потанина собрана богатая коллекция музыкальных инструментов, средикоторых есть духовые, смычковые и ударные. В этом многообразии можно отыскатьинтереснейший экспонат, наличием которого может похвастаться далеко не каждыймузей. Это древний кукольно-музыкальный инструментортеке.                               В древние времена у казахского народабыла кукла — козлик Ортеке. Прикрепленная на нити к руке домбриста, она выполняларитмичные движения в такт музыке. С происхождением и названием игрушки связаномного легенд. В их основе лежит B история о теке. Это слово в переводе означает«козел>>, <<марал>>. Животное, попавшее в западню, делаетбезуспешные попытки вырваться из нее. Вырезанная из дерева фигура выполняеттанец раненого, хромогоживотного.                                                                                                                                                            Фигура теке кажется живой, этот эффект создается благодаря очень хитроумномуустройству. Механизм танцующей игрушки сделан так, что в деревянную основу, накоторой расположен ортеке, вмонтирован металлический стержень. На верхнюю частьэтого стержня насажена фигурка животного, а к нижней при вязана леска. Этулеску цепляет за y пальцы исполнитель, и когда его рука делает регулярныеритмичные за движения вверх-вниз, фигурка двигается. Подвижность всех«суставов>> ортеке обеспечивается подвешенными на кусочки лески нижнимичастями ног и верхней части шеи и головы. Теке или другие копытные кажутсядействительно попавшими в яму или западню: они в такт музыке  то встают, топадают по очереди на передние и задние ноги, как бы делая попытку встать.

Ортеке исполняется параллельно с кюем. Недаромзнаменитый кюй Курмангазы «Аксак киiк» иногда исполняется с ортеке. В легендеговорится о глубоком сожалении кюйши по поводу того, что он как-то на спорподстрелил на охоте сайгу. Однажды, подзадоривая Курмангазы, джигиты велятпопасть в ногу животному,и в пылу азарта, доказывая свою меткость, кюйши ранитсайгу прямо в указанное место. Походку хромающей сайги, тоску и раскаяниеотразил в своем кюе знаменитый музыкант. Кстати, в качестве ортеке может бытькозленок, тулпар или какое-нибудь другое животное.

 

Древний кукольно-музыкальный инструментортеке, аналог которого археологи обнаружили в развалинах древнего Отрара,считался утерянным. Единственное упоминание о нем было в статье композитораАхмета Жубанова под заголовком «Ортеке казахский национальный театр кукол в«Казахстанской правде за 1934 год. В материале описывалась кукла, а на снимкебыл исполнитель ортеке — кюйши Науша. Даже в работах известного знатокамузыкальных инструментов Болата Сарыбаева, который занимался исследованием иреконструкцией утерянных музыкальных инструментов, не на шлось упоминаний обортеке. Этот кукольно-музыкальный инструмент постепенно возрождается. ПозжеОртеке был внесен на рассмотрение в список нематериального наследия ЮНЕСКО отКазахстана. Ценность самого экспоната заключается в ТОМ, ЧТО ЭТО не такназываемый «новодел», а подлинный инструмент, которым пользовались в нашемрегионе.

В фонды историко-краеведческого музеяортеке поступил от известного мастера А. Есалинова в 1965 году. Инструментпредставляет собой деревянный расписанный узора ми ящик, на котором закрепленыдве фигуры лошадок. Одна сине зеленого цвета, вторая — коричневая в яблоках.Гривы и хвосты фигурок из конского волоса. Подвижные части лошадок скрепленыкожаными вытяжками. Сохранились и фрагменты нитей, при помощи которыхприводились в движение игрушки. После реставрации этот раритет занял  достойноеместо в экспозиции историко-краеведческогомузея.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

5.Практическаячасть

Япроводила  социологический опрос среди взрослого  населения и выяснил:

·        взрослое население до 70-х годов хорошознают -Ортеке;

·        С 70-х годом – об «Ортеке» уже не знают.

  Я провела анкетирование среди учащихся нашей школы  во 2-9 классов  -42учащихся, КГУ «Таволжанская СОШ» и вот что выяснил:

 

Знаком ли Вам

Ортеке?

Слушали кюй в сопровождении Ортеке?

Хотели бы вы больше узнать об этой игрушке?

Да

2

0

42

Нет

40

42

0

 

 

Год рождения

да

нет

Знакома ли Вам игрушка Ортеке?

1950

1

0

 

1952  (2 чел.)

     1

1

 

1953

1

0

 

1957

1

0

 

1967

1

      0

 

1968

1

0

 

1969

1

0

Видели как она выглядит?

1972

0

      1  

 

1983

0

1

 

1980

0

1

 

1986

1

0

 

1994

0

1

 

1989

0

1

 

1978

0

1

 

 

Изполученных результатов видно, что мало людей знают об игрушке -Ортеке, ещеменьше видели как она выглядит.

    На основании полученных результатов я предлагаю провести классные часы,навнеклассной работе,показать при праздновании национальных праздниках.

 

 

 

 

 

 

 

                                             

                                             Заключение

 

     На основе моего исследования я пришла к выводу, что игрушка является важнымфактором в воспитании и обучении  ребенка.

  В  работе я установила, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древностичеловек заметила, что игрушка способствует успешному развитию ребенка. Ясчитаю, что ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им ребенокусваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность.

  Входе  моей  исследовательской  работе  я   познакомилась  с  историей   игрушексвоей страны. А также подробно изучила влияние казахской национальной игрушкина формирование личности ребенка . Мною систематизирована разрозненнаяинформация о казахских национальных игрушках с древних времен и музыкальныхинструментах.

     Я  думаю, что мои исследования могутпригодиться учителям в проведении классных часов, также могут быть использованына уроках истории, познании мира, при написании рефератов.

    По окончании исследовательской работыбыл создан сборник «Казахские игрушки и музыкальные инструменты прошлых веков».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Литература:

1.     http://biblios.newgoo.net/t4316-topic История возникновения игрушки.

2.     http://iqtoy.ru/text/21 Об истории игрушек.

3.     http://www.rukukla.ru/article/kuhi/toystory/ictoria_vozniknovenia_igru6ki.htm История возникновения игрушки. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4716/ Игрушечная история

4.     http://www.liveinternet.ru/users/3395230/post206897124/ В каждой избушке свои погремушки

5.     http://andreysklyarov.comСаккарская птица

6.     http://rus.ans4.com Как выглядит самая старая в мире игрушка?

7.       Медоев А.Г.,. Магауин М Детскаяэнциклопедия Казахстана. .. Азбука казахской истории.  Алматы, 2007,издательство Аруна

8.       http://www. express-k.kzКультурное наследие,  Мадени Мура, Елена Чернышова

9.       http://sociosphera.com Н. Т.Толегенулы, М.Х. Испулаев Педагогическое значение казахских национальных игрдля детей и подростков

     Казахский Национальный  педагогический университет им. Абая, г. 

      Алматы. Казахстан


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет