Конспектподгруппового логопедического занятия на тему: «Дифференциация [В]- [Ф] в слогах, словах и предложениях».
Город: Магнитогорск
МСКОУ «С(К)ОШИ №52»
Учитель — логопед: Назина М.А.,
Класс: 7
Тема учебного занятия: «Дифференциация [В]- [Ф] в слогах, словах и предложениях»
Продолжительностьучебного занятия: 40 минут
Тип учебногозанятия: повторение изученного
Цели(образовательная, развивающая, воспитательная) и задачи учебного занятия:
· Коррекционно-образовательные: уточнение и сравнение артикуляции и произношениязвуков [в] — [ф];
совершенствованиедвижений артикуляционного аппарата;
· Коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха,мелкой моторики; слухового, зрительного внимания и памяти; формированиеправильного речевого дыхания;
· Коррекционно-воспитательные: воспитание стремления овладетьправильной речью; внимания к обращенной речи.
Оборудование: презентация,буквы В и Ф; карточкис заданиями; рисунки; мешочек, мяч.
Дидактические материалы к учебному занятию: презентация MS Power Point.
Ходучебного занятия:
Ходучебного занятия:
Этап учебного занятия |
Время |
Цель. |
Компетентность |
Методы |
Формы |
Используемые ЦОРы |
||||||
Знания |
Умения |
|||||||||||
1. Организационный момент |
3 мин. |
Закрепление изученных понятий. Психологический настрой. |
-знание загадок |
-уметь выполнять команды учителя; |
Словесный. |
Опрос. |
|
|||||
Деятельность учителя. |
Деятельность ученика. |
|||||||||||
Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас сегодня на нашем занятии. Прежде чем начнем наш урок, давайте отгадаем загадки и назовем тему урока.. 1. Предок всех собак, поверь, Этот серый хищный зверь. Знает в овцах, козах толк Страшный, хитрый, серый … 2. Высокий и огромный, Похож на кран подъёмный. Только этот кран живой! С длинной шеей, с головой!
Логопед спрашивает: «Как можно это назвать одним словом?»
-Ребята! Я думаю, что сегодня вы все будете хорошо работать на уроке, поднимать руку и отвечать полным ответом.. |
Дети отгадывают загадки и показывают соответствующие картинки
1.- волк 2.- жираф
-дикие животные |
|||||||||||
Этап учебного занятия. |
Время |
Цель. |
Компетентность |
Методы |
Формы |
Используемые ЦОРы |
||||||
Знания |
Умения |
|||||||||||
2. Артикуляционная гимнастика
|
3 мин |
Подготовка артикуляционного аппарата. -развитие речевого дыхания и голоса. |
Знать органы речевого аппарата. |
Уметь принимать заданные артикуляционные позы. |
Наглядно-практический. |
Упражнение. |
Презентация MS Power Point. |
|||||
Деятельность учителя—логопеда. |
Деятельность ученика. |
|||||||||||
-Ребята, сегодня на занятии мы будем много говорить, поэтому давайте разомнем наши язычки и сделаем артикуляционную гимнастику: · «улыбка»; · «чистим зубки»; · «часики»; · «качели»; · «шарик»; (слайд) -Молодцы, ребята. Теперь наши язычки готовы к работе. |
(дети выполняют гимнастику за учителем). |
|||||||||||
Этап учебного занятия.
|
Время |
Цель. |
Компетентность |
Методы |
Формы |
Используемые ЦОРы |
||||||
Знания |
Умения |
|||||||||||
3. Пальчиковая разминка
|
2 мин. |
Развитие мелкой моторики рук. |
Знать алгоритм выполнения пальчиковой гимнастики. |
Уметь синхронно проговаривать слова и совершать движения. |
Наглядно-практический. |
Упражнение. |
Презентация MS Power Point. |
|||||
Деятельность учителя-логопеда. |
Деятельность ученика. |
|||||||||||
Сегодня мы будем не только говорить, но и писать. Давайте разомнем наши руки и выполним пальчиковую гимнастику. Летела сова (Машем руками) Что мы с вами делали сейчас? |
Ученики выполняют пальчиковую гимнастику по образцу учителя.
-мы делали разминку для пальцев рук |
|||||||||||
Этап учебного занятия. |
Время |
Цель. |
Компетентность |
Методы |
Формы |
Используемые ЦОРы |
||||||
Знания |
Умения |
|||||||||||
4. Объявление темы урока. |
1 мин |
Сообщение новой темы. |
Знать алгоритм полного ответа. |
Уметь дифференцировать звуки |
Наглядно-практический. |
«Путешествие» |
Презентация MS Power Point. |
|||||
Деятельность учителя. |
Деятельность ученика. |
|||||||||||
Сегодня мы будем различать [В]- [Ф] в слогах, словах и предложениях.
|
Заслушивание темы урока
|
|||||||||||
Этап учебного занятия. |
Время |
Цель. |
Компетентность |
Методы |
Формы |
Используемые ЦОРы |
||||||
Знания |
Умения |
|||||||||||
5. Характеристика звуков [В]- [Ф] по таблице
|
3 мин. |
Образование относительных прилагательных; — Употребление прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов.
|
знать характеристику звуков |
Уметь самостоятельно давать полную характеристику заданным звукам |
Наглядно-практический. |
Опрос. |
Презентация MS Power Point. |
|||||
Деятельность учителя-логопеда. |
Деятельность ученика. |
|||||||||||
1.Дать характеристику звукам [в]- [ф] [В]-согласный, твердый/мягкий, звонкий [Ф] -согласный, твердый/мягкий , глухой Что мы с вами сейчас делали?
|
[В]-согласный, твердый/мягкий, звонкий [Ф] -согласный, твердый/мягкий , глухой — мы давали характеристику заданным звукам по таблице. |
|||||||||||
Этап учебного занятия. |
Время |
Цель. |
Компетентность |
Методы |
Формы |
Используемые ЦОРы |
||||||
Знания |
Умения |
|||||||||||
6. игра «Доскажи словечко»
|
5 мин. |
Развитие фонематического анализа и синтеза. |
Знать алгоритм выполнения заданий. |
Уметь дифференцировать звуки на слух |
Практический. |
Игра. |
Презентация MS Power Point. |
|||||
Деятельность учителя-логопеда. |
Деятельность ученика. |
|||||||||||
2.Придумать слова начинающиеся со слогов: (логопед кидает мяч ученику и тот придумывает слово с заданным слогом). Ва- Фа- Во- Фо- Ве- Фе- Ви- Фи- -Молодцы! Что мы с вами делали? |
Дети по инструкции выполняют задание.
-мы придумывали слова на заданный слог |
|||||||||||
Этап учебного занятия. |
Время |
Цель. |
Компетентность |
Методы |
Формы |
Используемые ЦОРы |
||||||
Знания |
Умения |
|||||||||||
7. Физминутка.
|
2 мин. |
Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка. |
Совершенствования знаний алгоритма выполнения физкультминутки. |
Уметь выполнять инструкцию учителя. |
Практический. |
Упражнение. |
Презентация MS Power Point. |
|||||
Деятельность учителя-логопеда. |
Деятельность ученика. |
|||||||||||
-Пора отдохнуть и сделать физминутку. Физминутка «СОВА» В лесу темно, Все спят давно. (Дети изображают спящих.) Все птицы спят… Одна сова не спит, Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.) Совушка — сова, Большая голова. На суку сидит, Головой вертит. (Изобразить большой круг руками. Присесть, сделать повороты головой вправо, влево.)
— Что мы с вами делали? |
(дети выходят из-за парт и повторяют движения и слова за учителем).
— Мы делали физминутку. |
|||||||||||
Этап учебного занятия. |
Время |
Цель. |
Компетентность |
Методы |
Формы |
Используемые ЦОРы |
||||||
Знания |
Умения |
|||||||||||
8. игра « Готовим сок» |
5 мин. |
Употребление прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов.
|
Знать алгоритм выполнения задания |
Употреблять прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов. Представленная информация была полезной? ДА 58.59% НЕТ 41.41% Проголосовало: 1053
|
Наглядно-практический. |
Упражнение. |
Презентация MS Power Point. |
|||||
Деятельность учителя-логопеда. |
Деятельность ученика. |
|||||||||||
3.Вставить в словосочетания пропущенные буквы В или Ф. Логопед раздает карточки с заданием. ..ысокое дере..о; березо..ые дро..а; з..онкая песня; ..кусная кон..ета; дере..янный шка..; питье..ая ..ода;
мудрая со..а; посадить о..ощи; но..ый ко..ер; ..олшебная ..ея.
-что мы с вами делали?
|
— дети вставляют пропущенные буквы и выделяют их на письме.
-мы вставляли пропущенные буквы. |
|||||||||||
Этап учебного занятия |
Время
|
Цель |
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые образовательные ресурсы |
|||||||||
Знания |
Умения |
||||||||||||||
9. . Игра «волшебный мешочек».
|
4 мин |
Развивать фонематический слух |
Знать алгоритм выполнения заданий. |
Уметь анализировать слова |
Наглядный |
Игра |
Презентация |
||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||||||||||
Каждый ученик вытаскивает из мешочка карточку с загадками и загадывает классу. Загадки на В— Ф.
В тихую погоду нет нас нигде, как ветер подует — бежим по воде. (волны)
Меня пьют, меня льют. Всем нужна я. Кто я такая? (вода)
Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый и все же Без него мы жить не можем. (воздух)
После брата Января, Сушит ветер-суховей,
Соберем команду в школе,
Кто зимой холодной Бродит злой, голодный? (волк)
Плещет теплая волна В берега из чугуна. Отгадайте, вспомните: Что за море в комнате? (ванна) -Что мы с вами делали? |
Ответы учащихся.
-читали и отгадывали загадки, работали с заданными звуками.
|
||||||||||||||
Этап учебного занятия
|
Время 4мин
|
Цель
|
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые образовательные ресурсы |
|||||||||
Знания |
Умения |
||||||||||||||
10.Игра «слова рассыпались»
Офтальмопауза.
|
6 мин |
Обогащение словаря |
Знать алгоритм выполнения задания |
Уметь составлять слова из букв |
Наглядный |
игра |
Презентация |
||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||||||||||
Логопед записывает на доске буквы, а дети должны составить из них слова и записать в тетрадь. л е н а в к и — составьте слово, начинающееся с «в». О т в е т : валенки. О р о а н в — составьте слово, начинающееся с «в». О т в е т : ворона Н и в е к — составьте слово, начинающееся с «в». О т в е т : веник О р м а ф — составьте слово, начинающееся с «ф». О т в е т : форма. т ы ф к у р — составьте слово, начинающееся с «ф». О т в е т : фрукты. Л ф г а — составьте слово, начинающееся с «ф». О т в е т : флаг Н а т н о ф— составьте слово, начинающееся с «ф». О т в е т : фонтан. -в словах выделите заданные звуки. -что общего во всех этих словах?
-Что мы с вами делали? |
О т в е т : валенки.
О т в е т : ворона
О т в е т : веник
О т в е т : форма. О т в е т : фрукты. О т в е т : флаг
О т в е т : фонтан.
-составляли слова из рассыпанных букв |
||||||||||||||
Этап учебного занятия. |
Время 4мин |
Цель. |
Компетентность |
Методы |
Формы |
Используемые ЦОРы |
|||||||||
Знания |
Умения |
||||||||||||||
11. Игра «лесенки». |
|
Дифференциация звуков |
Совершенствования знаний алгоритма выполнения заданий |
Уметь выполнять инструкцию учителя, уметь придумывать слова по схеме |
Словесный |
игра |
Презентация |
||||||||
Логопед рисует схемы слов на доске, дети должны придумать слова с заданной буквой. ф – в – – ф – – в – – – ф – – – в – – – – ф – – – – в – – – – – ф – – – – – в – – – – – – – – ф – – – – – в – -что мы с вами сейчас делали? |
Возможный вариант ответа: фи, фея, фара, форма, флажок, , кефир. Вор, ваза, ворон, ворона, воробей, трава. -мы придумывали слова по заданной схеме. |
||||||||||||||
Этап учебного занятия. |
Время |
Цель. |
Компетентность |
Методы |
Формы |
Используемые ЦОРы |
|
Знания |
Умения |
||||||
12. Рефлексия.
|
4 мин. |
Закрепление и актуализация полученных знаний на уроке |
Совершенствование знаний |
Уметь проводить рефлексию |
Словесный |
Беседа |
|
Деятельность учителя. |
Деятельность ученика. |
||||||
-Ребята, на этом наше занятие подходит к концу. Кто вспомнит и назовет тему нашего урока? -с какими звуками мы сегодня работали? -Какие задания мы с вами выполняли? -Поднимите руку те, кто сегодня очень хорошо постарался, все задания выполнял, поднимал руку. -Поднимите руку те ученики, кто работал на уроке, но не в полную силу, где-то промолчал, где-то поленился. Одним словом, работал на 4-ку. -А кто у нас совсем не работал на уроке? Есть такие? -Молодцы, ребята! -Всем спасибо за урок. |
-мы работали со звуками (в-ф) -артикуляционную гимнастику, физминутку, отгадывали загадки, работали в тетради, составляли слова по схеме и т.д.
|