Oсoбеннoсти развития слoваря у младшихшкoльникoв с развитием согласнo нoрмам oнтoгенеза
Одной из основных задач преподаванияу детей школьного возраста является развитие ученика как человека, у которогополностью сформированна устная и письменная речь. Учитель должен столкнуться сосновной задачей: установить основы культурного общения, чтобы получить навыкиобщения. Лексическая работа рассматривается как средство развития речи ребенкаи средства формирования его жизни, характеристики единственного словарямладшего школьника по лексике. Критерием формирования речи детей являетсяспособность правильно понять лексическое значение слова, знать егограмматические свойства, способность произносить и правильно писать,преднамеренно использовать слово в своей речи [8].
Освещение родного языка как средстваи способа общения и знаний — одно из самых важных приобретений ребенка вшколе. Обогащение словарного запаса ребенка работа над лексическим значениемслова, в определенной степени, поможет в решении этой проблемы [13].
Словарь связан со словами, которые мыдолжны знать, чтобы мы могли эффективно общаться, слушать, говорить, читать иписать. Словарь играет важную роль в чтении. Дети используют слова в своейустной речи, изучают значение слов, которые они видят в печати. Словарь такжеважен для понимания того, что вы читаете. Читатели не смогут понять ивоспринять, что они читают, если не знают смысла большинства слов [11].
Словарный запас необходим дляосознанного чтения детьми, но они начинают строить свой словарь, прежде чемнаучиться читать и продолжать накапливать его после работы с основой чтения. Насамом деле, для большинства людей расширение словарного запаса продолжается напротяжении всей жизни.
Лексический словарь, которыйпредставляет определенную систему, включает в себя различные категории слов,которые взаимосвязаны из разных отношений, основанных на общих семантическиххарактеристиках. Это дает: основание, чтобы выделить лексику в специальномразделе школьного курса, изучаемой в начальной школе [11].
Этап обучения в начальной школеявляется чувствительным периодом для ассимиляции у ребенка некоторых культурныхценностей. Обогащение лексического словаря ребенка как одного из показателейобщего развития его личности вместе с развитием морального, духовного,интеллектуального — это способ ввести в культуру, условие саморазвития,способность общаться, познавать новое, поглощать ценности культуры. Кроме того,способностью речи является основной историей любой человеческой деятельности.
Обогащение словаря, то естьассимиляция новых слов, ранее неизвестных обучающимся, а также новые значениятех слов, которые были в словарном запасе, получать путем ежедневногодобавления 4-6 новых слов в словарь ребенка.
Методологическая наука накопила многоданных о словаре обучающихся. Эти данные были получены на основе изученияустных высказываний, письменных работ — произведения, презентации и на основеответов школьников на определение лексического значения слов, основанных наособых задачах (например, выберите слова на указанную тему, выберите синонимы),на основе таких задач, как ассоциативный эксперимент, задачи для сборника фрази словосочетаний [11].
По имеющимся данным, словарный запасдетей 6-7 лет — от 3000 до 7000 слов. По результатам обследований, 7-летнийребенок, поступающий в школу, употребляет в своей речи хотя бы один раз спониманием значения слова (это активный словарь) или понимает, но не употребилни разу, так как не было потребности (пассивный словарь), от 2,5-3 тысяч словдо 7-8 тысяч; соответственно 11- летний школьник имеет в своем словаре от 7-8до 10-15 тысяч слов (в отдельных случаях — больше). Установлено, что не менееполовины новых слов (и новых знаний) усваивается через уроки русского языка илитературы (чтение, беседы, письмо, грамматика, риторика и пр.). Простойарифметический расчет дает среднее число ежедневного пополнения словаряшкольника: 5-7 слов и значений [14].
Задержка в развитии речи у ребенкаможет возникнуть из-за бедности словарного запаса, в неточном понимании значениймногих слов, в неспособности правильно соединить слова между ними (неправильноеиспользование их окончаний), в дефекте произношения звуков, выраженное в полномотсутствии некоторых звуков в речи ребенка или замены некоторых звуков речидругими и так далее.
С нормальным развитием речи детимогут свободно использовать различные проекты сложных фраз, имеют достаточныйсловарный запас, формирование слов и навыки общения. Но у многих детей все этизнания существуют в пассивной форме.
Одни школьники мало читают, поэтомуих словарный запас крайне скуден. Другие необщительны, и их речевые навыкиредко используются. Третьи слишком активны и буквально захлебываются словами,не договаривая фразы до конца. Но общей проблемой всех этих ребят являетсячастое использование местоимений и междометий, слов-паразитов — таких, как«значит», «это», «как бы» — и замена слов жестами. Испытывая трудности ввыражении своих мыслей, дети начинают подражать сверстникам, в результате чегоусваивают не самые лучшие образцы лексики [19].
Существуют характеристикидедоразвития речи, связанные с возрастом. Младшим школьникам обычно не хватаетсловаря, они могут использовать слова в неправильном смысле, строить толькопростые предложения. По этой причине обзор текста может быть неполным инепоследовательным.
Выпускник начальной школы используетслово более точно в своем значении, семантическое знание лучшесистематизировано и расположено в иерархии. В детстве ребенок может лучшеобъяснить значение слова. Например: в начале обучения ребенок характеризуетслово для своих функций или аспектов, позже — более абстрактный, используетсинонимы, обменивается объектами в категориях. Это означает, что дети старшеговозраста могут абстрактно объяснить значение слов, перемещаться от значения,основанного на их ощущениях и опыте, к более обобщенным, полученным изинформации других» [6].
Современной методикой накопленбольшой материал об употреблении учащимися слов отдельных тематических илексико-семантических групп (исследования В.А. Добромыслова, М.Т. Баранова,О.П. Мистратовой, А.М. Шахнарович и др.) [9].
Исследования словарного запасашкольников позволяют идентифицировать присутствие «пустых клеток» в лексическоймикросистеме, изученной детьми определенного возраста. Поэтому былоустановлено, что речь обучающихся плохая в абстрактном словаре; слова, которыеуказывают на цвет; слова, которые выражают оценку; эмоциональный и фигуративныйэкспрессивный словарь; синонимы, включая контекстуальные.
Значительной тенденцией развития речиобучающихся является то, что их активный словарь становится медленнее, чемсловарь в целом. Другими словами, доля пассивной части словаря к старшимклассам увеличивается. Это нежелательное явление, но имеет свои причины.
Во-первых, увеличивается количествоучебного материала по предметам, который усваивается пассивно, безобязательного воспроизведения в речи. Следовательно, и лексика по этим темам неактивизируется.
Во-вторых, по мере взросленияучащиеся все реже пересказывают прочитанное, лишаясь возможности активизацииязыковых средств [20].
Основными чертами словаря обучающихсяначальной школы являются:
· словарь составляют слова с конкретнымзначением;
· с отвлеченным значением слов мало, т.к.дети их с трудом понимают и часто ложно трактуют;
· отсутствуют слова с переносным значением;
· очень много слов — пустышек,т.е. слово есть, а что оно означает — дети не знают [17].
Следовательно, одним из основныхпоказателей психического развития и речи ученика является богатство егословарного запаса, способность выражать свои мысли правильно и эмоционально.Чем активнее словарь обучающегося, тем более существенным и красочным являетсяего устная и письменная речь. Словарь учеников начальной школы обогащаетсябыстрее, чем словарный запас дошкольного ребенка, прежде всего, потому что, во-первых,работает закон ускорения темпа развития речи (наиболее развитую речь прощеулучшить), а во-вторых, школьная искуственная среда имеет более высокийпотенциал развития. Кроме того, ребенок школьного возраста, постепенно отражаетспособность полностью и адекватно воспринимать взрослых, читать, слушать. Безслишком большого количества усилий он может войти в речевые ситуации иориентироваться в контексте. С интересом он расширяет свой лексический резерв,анализирует использование слов и фраз, ассимилирует типичные грамматическиеформы. Глубокие изменения, которые происходят в психологическом аспектемладшего школьника, указывают на большие возможности развития словаря наопределенной возрастной фазе.