X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Использование творческих заданий на уроках технологии дляповышения качества учебных занятий

Н.А.Бадьянова,

учительтехнологии

                                                                                 МАОУ  СОШ № 5  им.А.И.Пахайло

г.Курганинска

 

«Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять,воспитывать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант — знаний, поднятьличность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».В.А.Сухомлинский

Урок технологии – удивительный урок, здесьсталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовьи ненависть.

Сегодняшний выпускник школы должен бытьличностью, готовой жить в постоянно меняющемся мире, личностью творческой,жизнеспособной, саморазвивающейся. Необходимы стандарты нового обучения ивоспитания, ориентированные на компетентность, построенные на достижениерезультата, направленные на общее развитие школьников.

Повышение мотивации обучения технологиипутём применения исследовательских методов коллективного и индивидуальноготворчества в проектной деятельности с использованием различных технологий,которая является актуальной и перспективной.

Современные требования к уроку ставятперед учителем задачу, научить школьника самостоятельно добывать знания,находить новое в различных источниках, сопоставлять, делать выводы, уметьформулировать новые вопросы и опять возвращаться на поиски ответов. Способностьк творческой деятельности вызывает успех, который в свою очередь, поддерживаетинтерес к процессу творчества «человек, сделавший, что-нибудь значительноестановится в известном случае другим человеком». Вкладывая в себя творческуюдеятельность, он изменяется, совершенствуется.

Цель моей работы: теоретически разработать иэкспериментально проверить эффективность системы творческих заданий иупражнений, способствующих развитию творческих способностей школьников впроцессе обучения технологии.

Для достижения поставленной цели, я определила следующиезадачи:

1)рассмотреть сущность процесса развития творческих способностей ребенка натеоретическом уровне;

2)рассмотреть возможность развития творческих способностей учащихся на уроках;

3)выявить уровень развития творческих способностей учащихся;

4)подобрать, составить и апробировать в процессе обучения творческие задания иупражнения для эффективного развития творческих способностей учащихся;

5)проанализировать полученные результаты.

Я считаю, что важным средством приобщения учащихся ктворчеству, развития их способностей является приобщение их к свободной,импровизации, умение находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии. Чтобыуроки технологии были уроками творчества, на них следует воссоздать такиеусловия как: атмосфера раскованности, отсутствия боязни быть непонятым илиосмеянным. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться.

Но только создание этих условий не будет способствоватьблаготворительному творчеству, т. к. для творчества необходима некоторая базазнаний: умение комбинировать и конструировать, анализировать, находить впредмете или объекте не свойственные ему признаки, но аналогичные с признакамидругих объектов или предметов и т. д. Сформировать и развивать эти умения- вот моя главная задача.

Учить творчеству — это, прежде всего, учить творческомуотношению к труду. Труд — самый главный источник формирования познавательнойдеятельности, без чего нет и творческой личности. Развитию творческих способностейсодействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательныймикроклимат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, вниманиек каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха. На уроке дети должныполучать не только знания и умения, но и общее развитие. Учитель должен создатьусловия для проявления творческих способностей учащихся, владеть тактикой,технологией, т.е. с конкретной программой творческих упражнений, котораявключала бы активизацию основных компонентов творчества: эмоции, воображение,образного мышления. Для творческих уроков необходимо ощущение уверенности втом, что твои нестандартные находки будут замечены, приняты и правильнооценены. Многие учащиеся, показывая свои работы, смущаются. «У меня плохополучилось» — иногда такие оценки соответствуют действительности, истинномуположению, но часто за ними скрывается иное содержание: ребенок уверен, чторабота сделана хорошо, но он снижает свое впечатление от нее, надеясь, чтоучитель все равно заметит и удивится тому, как удачно выполнено задание.

Отношение учителя к результатам детского творчества — темаочень обширная. Нужно бережное отношение к тому, что создается детьми,отказаться от критики выбрать позицию принятия, ценностного отношения ктворчеству учащихся. Когда отношения доверия и открытости между учителямии учеником закрепятся, можно и нужно сравнивать выполненное задание споставленной творческой задачей.

На первоначальном этапе работы я провела с детьми следующиедиагностики:

1)“Воображение”, целью которой стало определение уровня воображения учащихся;

2)«Придумай игру» Цель данной методики — определение уровня развития фантазииребенка;

3)«Творческий потенциал» на определения развития уровня творческого потенциала.

Всвоей деятельности я выбираю различные пути для развития творчества: это можетбыть коллективное создание работы, учащиеся высказывают свои идеи, каждыйстарается предложить свой вариант. С другой стороны это может быть серияуроков: на первых уроках — это мое творчество, т. е. я учу, что и как делать попринципу «делай как я»; на втором уроке может быть выполнена та же работа, но сизменениями, где учащиеся проявляют свою самодеятельность.

Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотябы в минимальном отступлении от образца. Только разнообразие работ, многократноеопробование своих сил позволяет выявить индивидуальные способности каждого иобеспечить условия для развития, сделать процесс обучения интересным для детей.

 

В своей практике я использую творческие методы:

МЕТОДЫ УЧЕБНОГО ПОЗНАНИЯ (когнитивные):

1) Методсравнения.

Сравниватьсямогут любые объекты, понятия, эпохи. При изучении истории костюма, стиля водежде,

2)Метод эвристических вопросов.

Задаются7 вопросов: Что? Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда?

Ответына эти вопросы и предполагают рождение творческих работ.

3)Метод образного видения.

Результатработы выражается в словесной или графической форме ( эскиз проекта или егословесное описание).

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

КРЕАТИВНЫЕ МЕТОДЫ:

1)Метод придумывания.

Этоспособ создания неизвестного ранее продукта в результате творческих действий.Эскиз швейного изделия, сервировка стола, оформление подарка. Эскиз — составнаячасть любого творческого проекта.

2)Метод вживания.

Средстваэтого метода позволяют нам почувствовать другую эпоху, представить себя вплатье того времени, изучить манеры поведения.

ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ МЕТОДЫ:

1)Метод ученического планирования.

Этотметод предполагает спланировать свою образовательную деятельность на выполнениетворческого проекта, на составление реферата по проекту.

2)Метод самоорганизации обучения.

Работас первоисточниками, технологическими картами, изготовление творческих проектов(практическая работа).

3) Методвзаимообучения.

Учащиесяработают в парах, группах, выполняют функции учителя (ученики — консультанты),применяя доступный им набор педагогических методов.

4)Метод рецензии.

Рецензияможет быть на любой творческий проект по каждому блоку программы. В кабинетеесть архивный материал творческих проектов, который при необходимостипросматривается и делается анализ выполненных проектов.

 

Ведущее значение я придаю методу проектов, которыйпозволяет развивать и формировать творческую личность. Под методом проектовпонимается способ организации познавательно — трудовой деятельности учащихся сцелью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлениемреального объекта (продукта труда).

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельностьучащихся;

Метод проектов — это дидактический инструмент, которыйсоздаёт уникальные предпосылки для развития целеустремленности исамостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природнуюлюбознательность и тягу к непознанному.

Ценностьметода творческого проекта в результате:

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практическойдеятельности.

Внутренний результат – опыт творческой деятельности – становится достоянием учащегося,соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Проектная методикахарактеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражений учащимисясвоих собственных мнений, чувств, активное включение в реальнуюдействительность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Необходимо учитывать при создании творческого проекта заинтересованностьдетей в работе – мотивацию, которая будет давать источник энергии дляпогружения в проект, увлекать проблемой, перспективой практической и социальнойпользой. Темы и проблемы проектных работ подбираются в соответствии сличностными предпочтениями каждого обучающегося и находятся в области их самоопределения,определяются задачи и намечаются пути их решения. При этом обязательноучитываются возрастные особенности – интерес к работе и посильность во многомопределяет успех.

Всегда существует опасность переоценить свой результатпроекта и недооценить его процесс. Главная опасность при выполнении проекта –превращение в реферат его текстовой части.

В ходе работы над творческой деятельностью, предпочтениеотдано таким формам работы, как индивидуальные и мини групповые.

Мои занятия отличаются тем, что ребенку предлагается задание не учебногохарактера, занятия принимают форму игровой деятельности, где ученик самоценивает свои успехи, что создает положительный фон: раскованность, интерес,желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Используемые мной приемы и методы обучения углубляют знанияребят. Весь урок проходит в эмоциональном и интеллектуальном подъеме, что даетвыход творческой энергии учащихся, создает атмосферу сотрудничества,сотворчество учителя и учащихся заражают друг друга творческий энергией. Уроксоздает для каждого ученика возможность проявить себя в зависимости от умения ижелания учиться, поскольку все учащиеся задействованы в различных видах иформах учебной деятельности: (индивидуальная, групповая, фронтальная, игровая,художественная, коммуникативная и т.д.)

 

На уроках:

-мыслительно-поисковая деятельность учащихся стимулируется различными средствамии приемами;

-используются методы исследовательского, эвристического характера, творческиезадания;

-учащиеся стремятся прийти к самостоятельному поиску и решению учебной проблемы;

-учащиесяадекватно реагируют на творческие и нестандартные ситуации;

— ясоздаю проблемные ситуации, эмоциональные кульминации, обогащая учащихсяинформацией и творческое поле урока;

-учу детей заботиться об этике взаимоотношении, об эстетике оформленияпомещений;

— врезультате у всех появляется желание работать, закрепляется моментсотворчества.

 

Раскрыть и развить творческие способности– одна из задач учителя технологии. Это способствовать становлению ученика: онстановится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения иаргументировано умеет ее отстаивать. Повышается работоспособность. Но самоеглавное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональная сфера, егочувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление. Адумающий человек это и есть тот человек, который должен выйти из стен школы.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет