муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняяобщеобразовательная школа № 2 г. Сафоново Смоленской области
«Рассмотрено» на ШМО Руководитель ШМО _____________ Красильникова М.Ю.
Протокол № ______ от «___» _____ 2020 г.
|
«Согласовано» Зам. директора по УВР
___________/ Мокроусова Л. Б.
«___________2020 г. |
Принято на заседании педагогического совета Протокол № от
«___» 2020 г.
|
«Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново ________________ /Шахов Д.Н./
Приказ № от «___» 2020 г.
|
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Основы безопасности жизнедеятельности», 3класс,
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
Даниловой Светланы Николаевны.
2021 / 2022 учебный год
Содержание
№ |
Раздел программы |
стр. |
1 |
Пояснительная записка |
1 |
2 |
Результаты освоения курса |
2 |
3 |
Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности |
3 |
4 |
Тематическое планирование |
5 |
1. Пояснительнаязаписка
Рабочая программа МБОУ «СОШ №2» г.Сафоново по внеурочнойдеятельности курса «Основыбезопасности жизнедеятельности» для учащихся 1—4 классов МБОУ «СОШ №2» г. Сафоново Смоленской области составлена на основе:
— Закона Российской Федерации «Об образовании в РоссийскойФедерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от6 октября 2009 г. № 373 с внесенными изменениями (приказМинистерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №1576 );
— Основной образовательной программы начального общегообразования МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново;
— Положения о порядке разработки, экспертизы и утверждениярабочих программ в МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново;
— Учебного плана МБОУ«СОШ № 2»г. Сафоново на 2021-2022 учебный год.
— Авторская программа«Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1—4 классов образовательныхучреждений» А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова, М. В.Маслова, В.А.Васнева. М.«Просвещение» 2011г.
Одним из основныхмоментов, в практической реализации вышеназванных законов Российской Федерации,является: постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечениеправильных действий населения в случаевозникновения чрезвычайных ситуаций, в опасных для жизни и здоровьяусловиях.
Всоответствии с вышеизложенным, предлагается программа, учитывающая все требования стандарта по ОБЖ в начальнойшколе и обеспечивающая непрерывностьобучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильнымдействиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.
Целью программы является:
— формирование социального опыта школьника;
— осознание им необходимости применять полученныезнания в нестандартной ситуации
Задачи курса:
- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
- привитие учащимся начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни;
- формирование у детей научно обоснованной системы понятий основ безопасности жизнедеятельности;
- выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Согласно учебному плану МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново на 2021-2022 учебный год наизучение курса отводится 1 час в неделю.
Всоответствии с этим в рабочую программу внесены изменения:
С цельюознакомления детей с правилами поведения пассажиров в транспорте, на остановке,при переходе трамвайных путей, в момент аварии добавлено 2 часа наизучение темы: «Мы пассажиры». (Раздел 1. «Опасные ситуации, возникающие вповседневной жизни, правила поведения учащихся»).
Напроведение контрольных работ отводится 4 часа (из них: тестирований: 2,контрольных работ: 2), на практические занятия — 9 часов
Текущийконтроль осуществляется при помощи устных ответов обучающихся, а также завыполнение практических заданий.
2. Результаты освоения курса
Личностные результаты:
- Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
- Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- Формирование коммуникативной компетентности в обращении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной и других видов деятельности;
- Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Метапредметные результаты:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований,
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
- Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
Ученик будет знать:
— источники возможной опасности и опасные ситуации, которыемогут возникнуть дома
опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомымилюдьми, животными;
— наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила переходадороги. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства; дорожныезнаки и разметку,
— правила безопасного поведения наулицах и дорогах, в транспорте, лифте, в квартире, общественном месте. Гдеможно и где нельзя играть;
— правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу, уводоема, во дворе, понятие об ориентировке на местности;
Ученик получит возможность узнать:
— безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице,в подъезде дома, по телефону;
— выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой.Правильно переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора ирегулировщика, дорожную разметку;
— правильно переходить дорогу при высадке из транспортногосредства. Принять безопасную позу при аварийной ситуации в транспорте;
— самостоятельно ориентироватьсяи правильно вести себя в парках, скверах, в лесу;
2. Основы медицинских знаний и оказание первоймедицинской помощи
Ученикбудет знать:
— основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни».Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укреплениездоровья. Как ухаживать за своим телом; — основные виды травм у детей. Чтотакое первая медицинская помощь (на примере ожога). Как уберечься от порезов,ожогов, ушибов, обморожений, отравлений, бытовых травм;
— общие правила оказания первой медицинской помощи припорезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечениях, обморожениях, отравлениях;
— влияние на здоровье человека температуры окружающеговоздуха и погодных условий (ветер, дождь, снег). Что значит одеться по сезону,правила поведения;
— чистый воздух, его значение для здоровья человека, причинызагрязнения воздуха;
— опасные животные и насекомые. Правила безопасногоповедения, меры защиты и оказание первой доврачебной помощи;
— вредные привычки. Влияние на здоровье курения, алкоголя инаркотических средств.
Ученик получитвозможность узнать:
— составить распорядок дня. Ухаживать за полостьюрта, руками, ногами;
— оказать медицинскую помощь при порезах, ожогах,отравлениях, обморожениях, укусах насекомых, первую медицинскую помощь принебольших кровотечениях;
— самостоятельно одеться по сезону;
— правильно вести себя при встрече с животными и насекомыми (пчелами,осами). Оказать первую медицинскую помощь при укусах насекомых.
3. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
Ученик будет знать:
— общиепонятия опасности и чрезвычайной ситуации. Что такое авария на производстве,экологическая катастрофа, стихийное бедствие;
— правила безопасного поведения при возникновении чрезвычайнойситуации;
Ученик получит возможность узнать:
— правила поведения при теракте,обнаружении подозрительного предмета;
3. Содержание курса с указанием форм организации ивидов деятельности
1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
1.1. Безопасное поведение на дорогах
Движениепешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение. Элементы дорог.Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды. Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика. Видытранспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы,подаваемые водителями транспортных средств. Скорости движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. На загородной дороге, движениепешехода по загородной дороге.
1.2. Мы — пассажиры
Безопасностьпассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки и высадки из транспортного средства. Поведение приугрозе и во время аварии. Безопасная поза.
1.3. Пожарная безопасность и поведение припожаре
Пожар вобщественных местах (школа, кинотеатр), причина пожара. Правила поведения при возникновении пожара вобщественных местах. Страх, навыкибезопасного поведения.
Возникновениепожара в общественном транспорте, правила поведения.
1.4. Безопасное поведение в ситуацияхкриминогенного характера
Правилаобеспечения сохранности личных вещей. Защитаквартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону.
Особенностиповедения с незнакомыми людьми; опасные незнакомцы.
1.5. Безопасное поведение дома
Лифт — нашдомашний транспорт. Меры безопасности при пользовании предметамибытовой химии. Профилактикаотравлений. Соблюдение мербезопасности при пользовании электрическими приборами в быту. Соблюдениемер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением.
2. Основы медицинскихзнаний и оказание первой медицинской помощи
2.1. Первая медицинская помощь при отравлениигазами
Отравление.Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами.Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравленииугарным газом.
3. Защита человека в чрезвычайныхситуациях
3.1. Чрезвычайные ситуации
Чрезвычайныеситуации природного происхождения — «стихийные бедствия». Примеры стихийных бедствий: тайфуны,ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады,метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите. Лесные пожары. Действия школьников по ихпредупреждению.
3.2. Основные мероприятиягражданской обороны по защите населения
Организацияоповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информациио чрезвычайных ситуациях.
Основной формой организации учебного процессаявляется классно-урочная система обучения. В ходе учебного процессаиспользуются как традиционные формы урока (уроки объяснения нового материала,обобщения и систематизации, контроля), так и особенно актуальны для младшего школьникаследующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение(активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний,рисунок) и слово (беседа, рассказ).
При организации урока применяется деятельностный подход, которыйпредполагает активное участие ребенка в учебном процессе, за умениями,навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. Необходимонаучить ребенка мыслить, привить ему навыки практических действий. Этомуспособствуют активные формы и методы обучения, к которым относятся: игра,проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работа,«оценочная» деятельность учащихся.
4. Тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Количество уроков |
Дата |
|
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения обучающихся |
26ч. |
|
|
Безопасное поведение на улицах и дорогах. Твой безопасный путь путь от школы до дома(практическое занятие). |
1 |
|
|
Пожарная безопасность и поведение при пожарах. Тренировочные учения эвакуации из здания школы. |
1 |
|
|
Безопасное поведение в школе |
1 |
|
|
Безопасное поведение на улицах и дорогах. Как пешеходы и водители поделили улицу |
1 |
|
|
Безопасное поведение на улицах и дорогах. Дорожные знаки |
1 |
|
|
Безопасное поведение на улицах и дорогах .Дорожные знаки |
1 |
|
|
Безопасное поведение на улицах и дорогах. Дорожная разметка. |
1 |
|
|
Безопасное поведение на улицах и дорогах. Как правильно переходить улицы города. |
1 |
|
|
Безопасное поведение на улицах и дорогах. На загородной дороге. |
1 |
|
|
Безопасное поведение на улицах и дорогах. Мы — пассажиры. |
1 |
|
|
Безопасное поведение на улицах и дорогах. Мы — пассажиры. |
1 |
|
|
Пожарная безопасность и поведение при пожарах. .Причины возникновения пожара и действия при пожаре. |
1 |
|
|
Пожарная безопасность и поведение при пожарах. Первичные средства огнетушения. |
1 |
|
|
Безопасное поведение дома. Службы экстренной помощи. |
1 |
|
|
Безопасное поведение дома. Как справиться с утечкой газом. |
1 |
|
|
Безопасное поведение на Новогодних праздниках дома ,на утренниках, на улице. |
1 |
|
|
Безопасное поведение дома. Электричество. Водопровод |
1 |
|
|
Безопасное поведение дома. Домашняя аптечка. |
1 |
|
|
Безопасное поведение дома. Если кто-то звонит в твою дверь. |
1 |
|
|
Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера |
1 |
|
|
Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера |
1 |
|
|
Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера |
1 |
|
|
Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера |
1 |
|
|
Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера |
1 |
|
|
Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера |
1 |
|
|
Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения. |
1 |
|
|
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи |
2ч. |
|
|
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь |
1 |
|
|
Первая медицинская помощь при отравлении газами |
1 |
|
|
Основы здорового образа жизни |
2ч. |
|
|
Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика. Пути укрепления здоровья |
1 |
|
|
Конкурс рисунков в рамках промежуточной аттестации |
1 |
|
|
Защита человека в чрезвычайных ситуациях |
4ч. |
|
|
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты) |
1 |
|
|
Подготовка обучающихся к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени |
1 |
|
|
Основные мероприятия гражданской обороне по защите населения |
1 |
|
|
Подготовка и участие в «Дне защиты детей» |
1 |
|
|
Итого |
34 ч. |
|