X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Открытыйурок по русскому языку в 11 классе

МБОУ«СОШ №3 с.п. Гвардейское»

Учитель:БаскариеваМ.И.

Комплексныйанализ текста. Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе

Цели урока: закреплятьзнания,  развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий

   Образовательные задачи: закреплятьи расширять знания орфоэпических, морфологических и синтаксических норм.

   Развивающие задачи: развиватьнавык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речиучащихся.

   Воспитательные задачи:способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитыватьбережное отношение к русскому языку.

  Оборудование: карточки; мультимедийныйкомплекс для демонстрации слайдов, сопровождающих различные этапы урока,рабочие листы.

 

Ходурока.

 

I .   Организационный момент. Слайд 1,2

Вступительное слово учителя.

 -Здравствуйте. Садитесь.

 Ребята, улыбнитесь друг к другу и своей улыбкой пожелайтедруг другу хорошего рабочего настроения на уроке.  Сегодня у нас на урокеприсутствуют гости. Покажем нашим гостям,  как мы готовимся к ЕГЭ, работая науроке.

Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ЕГЭ. Выосознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов,в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверкиорфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормамилитературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике,умение анализировать текст. До экзамена по русскому языку осталось …    дней. Унас ещё есть время для подготовки. Сегодня мы проведем комплексную работу поподготовке к ЕГЭ и систематизации знаний, умений и навыков, полученных науроках русского языка.

2 Проверка домашнего задания  Дома вам было предложено выполнить  8 и 21 заданиеЕГЭ в кимах Цыбулько 10 вариант  Слайд 3,4

 Давайтесверим ответы с проектором и прокомментируем их.  (8 з. — 68145; 21з.  —  67 (или) 76)

3 Работа с эпиграфом     Слайд 5,6

— Начнем нашу работу с чтения эпиграфа. «…На карту мной поставленовсе, в том числе и самое ценное – моя жизнь и жизнь моей семьи. Но я несомневаюсь в победе. Ведь зло может торжествовать только временно…я абсолютноспокоен и уверен, что истина восторжествует…. И добро возьмет верх над злом…»-  слова первого Президента Чеченской Республики, Героя России, Ахмата — ХаджиКадырова.

«Доброесть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь нашаесть не что иное, как стремление к добру »  — писал Л. Н. Толстой. 
— Как вы понимаете слова нашего первого Президента А- Х. Кадырова и слова известногорусского писателя?  (По словам А.Х.Кадырова , зло не может торжествоватьдолго, сила добра всегда превосходит над злом.

Л.Н.Толстойпишет, что жизнь человека есть стремление к добру.)

-Как вы  думаете, насколько актуальна тема добра и зла в наше время? — (Тема добра и зла, она будетактуальна всегда, ведь человеку необходимы прообразы поведения — то, к чемуследует стремиться и то, чего следует избегать в своем поведении. Несмотря нато, что каждого в детстве учат правильно себя вести, поступать так, как человекхотел, чтобы поступали с ним, человеку свойственно делать ошибки, но свернутьна верный путь никогда не поздно)

— Как вы думаете,  о чем мы сегодня будем говорить, каковацель нашего урока?

(Цель нашего урока подготовиться к ЕГЭ, раскрыть значениедобра и зла в жизни человека)

 2. Работа надзаданием 27. Сочинение — рассуждение  Слайд 7

— Сколько баллов дает 27 задание? (25б.)

— Если вы забыли структуру сочинения , что вам поможетвспомнить его?  (Формулировка задания)

Напишитесочинение по прочитанному тексту.

1.Сформулируйтеодну из проблем, поставленных автором текста.

2.Прокомментируйтесформулированную проблему. Включите в комментарий 2.1. два примера-иллюстрациииз прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемыисходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). 2.2.Дайте пояснение ккаждому примеру-иллюстрации. 2.3.Укажите смысловую связь междупримерами-иллюстрациями и 2.4.проанализируйте её.

3.Сформулируйте позицию автора (рассказчика). 4.Сформулируйте и обоснуйте своёотношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объёмсочинения — не менее 150 слов.

Работа,написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), неоценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностьюпереписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такаяработа оценивается 0 баллов.

Сочинениепишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Комментирование баллов за сочинение (см.критерии оценки сочинения в демоверсии).

4. Чтение текста. Текст с сайта Решу ЕГЭ.

(1)Человекдолжен излучать доброту и жить в сфере добра. (2)Эта сфера добра в значительнойстепени создаётся им самим. (3)Она создаётся из его добрых дел, добрых чувств,добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.

(4)Злоедело забывается быстрее, чем доброе. (5)Может быть, это происходит оттого, чтовспоминать хорошее приятнее, чем злое? (6)Конечно, приятнее! (7)Но дело и вдругом. (8)Зло дробит общество. (9)Оно «сепаратно» по своей природе. (10)Доброже социально в широком смысле этого слова. (11)Оно соединяет, объединяет,роднит. (12)Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. (13)Поэтому злые объединениянедолговечны. (14)Они основываются на общности временных интересов.

(15)«Волчьястая», обозлённая, дикая, жестокая, безжалостная, оскалившаяся, со вздыбленнойшерстью, с налитыми кровью глазами, рано или поздно кончается дракой волков.(16)Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств, доброты живёт дажетогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания.(17)Доброе объединение живёт в душах людей даже тогда, когда завершена и забытапрактическая необходимость такого объединения.

(18)Добровыше практической нужды! (19)Потому в жизни добро и, соответственно, доброта,пожалуй, ценнее всего, и при этом доброта умная, целенаправленная. (20)Умнаядоброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое вконечном счёте верное по пути к личному счастью. (21)Счастья достигает тот, ктостремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своихинтересах, о себе. (22)Это «неразменный рубль».

(23)Воттут обратим внимание ещё на одну черту сферы добра. (24)Она плотно связана с традициямиродной культуры, с культурой человечества вообще, с его прошлым и будущим.(25)Сфера добра большая. (26)Сфера добра прочная, несокрушимая, хотя и труднеедостигается, чем формируется сфера зла. (27)Сфера добра ближе к вечности.

(28)Вотпочему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории – своей имировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством, к ценностямгуманитарным в первую очередь. (29)Изобразительное искусство, литература,музыка, архитектура, градостроительство и природный ландшафт, созданный однойприродой или природой в союзе с человеком, – изучение всех этих гуманитарныхценностей умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека ивсего общества. (30)А без нравственности, в свою очередь, не действуютсоциальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создаютблагосостояние и самосознание человечества.

(31)Ив этом огромный практический результат «непрактического» по своей природедобра.

(32)Вотпочему дело каждого в отдельности и всех вместе – приумножать добро, чтить ихранить традиции, знать и уважать родную историю и историю всего человечества.(33)Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями добра и доброты –очень и очень важно.

 (по Д.С. Лихачёву*)

*Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог,культуролог, искусствовед, академик РАН.

 

-К какому стилю речи относится данный текст?

-Определите тему текста (добро и зло) Две стороны одной медали, они взаимосвязаны.

-Определите идею текста ( показать влияние добра и зла)   Слайд 8,9

Обращаем внимание, что правильно выполненные задания22 и 26 помогут в написании сочинения: основная мысль текста — в них.Но переписывать текст рецензии (вопрос 26) на экзамене НЕЛЬЗЯ!!! Он важентолько для понимания смысла текста.

5. Выполнение задания 22. Какие извысказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.    Слайд10

1)Зло, будучи антиподом добра, всегда было, есть и будет, и без него пропадаетценность добра.

2)Не столь важно, что было когда-то давно, потому что сфера добра оторвана отпрошлого: главное — творить добро в настоящем, ведь от этого зависит будущее.

3)Доброе объединение будет жить в душах людей даже тогда, когда забыта причина этогообъединения.

4)Сфера добра очень прочная, хотя достигается сложнее, нежели создаётся сферазла.

5)Социальные и экономические законы строятся на фундаменте логики и выгоды, аотнюдь не на принципах нравственности.

 

Объяснение.Слайд 11

Какиеиз высказываний соответствуют содержанию текста? Укажем номера ответов.

1)Зло, будучи антиподом добра, всегда было, есть и будет, и без него пропадаетценность добра. Нет такой информации.

2)Не столь важно, что было когда-то давно, потому что сфера добра оторвана отпрошлого: главное — творить добро в настоящем, ведь от этого зависит будущее.Нет такой информации.

3)Доброе объединение будет жить в душах людей даже тогда, когда забыта причинаэтого объединения. Да, верно, предложение 16.

4)Сфера добра очень прочная, хотя достигается сложнее, нежели создаётся сферазла. Да. верно, предложение 26.

5)Социальные и экономические законы строятся на фундаменте логики и выгоды, аотнюдь не на принципах нравственности. Нет такой мысли.

 Ответ: 3, 4.

 

6. Выполнение задания 26. Слайд 12  Прочитайтефрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторыетермины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусковцифры, соответствующие номеру термина из списка.

 

«РассужденияД. С. Лихачёва напоминают дневниковые записи: чистые, искренние, лишённыенапускной замысловатости и пустого любования словом, они глубоко раскрываютвнутренний мир автора. В то же время, читая тексты Дмитрия Сергеевича, мыотнюдь не чувствуем себя пассивными наблюдателями: используя такой приём, как(А)______ (предложения 5–6), автор вовлекает читателя в процесс размышлений,делает участником разговора о вечных ценностях. В лексике, стремясь подчеркнутьважность определённых понятий, Лихачёв очень активно использует (Б)_____ (добро— зло, прошлое — будущее). Вероятно, с этой же целью автор применяет такойлексико-синтаксический приём, как (В)_____ (в предложениях 25–27). В синтаксисеД. С. Лихачёв неизменно отдаёт предпочтение простым предложениям, однако, чтобыизбежать “рубленых” фраз, обогащает их (Г)______ (например, предложения 3, 11,16)».

 

Списоктерминов:

1)эпитет

2)антонимы

3)парцелляция

4)просторечие

5)ряды однородных членов предложения

6)восклицательные предложения

7)вопросно-ответная форма изложения

8)литота

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

9)анафора

Запишитев ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

 

 

 

 

 

Объяснение.   Слайд13

 

«РассужденияД. С. Лихачёва напоминают дневниковые записи: чистые, искренние, лишённыенапускной замысловатости и пустого любования словом, они глубоко раскрываютвнутренний мир автора. В то же время, читая тексты Дмитрия Сергеевича, мыотнюдь не чувствуем себя пассивными наблюдателями: используя такой приём, как(А)вопросно-ответная форма изложения (предложения 5–6), автор вовлекаетчитателя в процесс размышлений, делает участником разговора о вечных ценностях.В лексике, стремясь подчеркнуть важность определённых понятий, Лихачёв оченьактивно использует (Б) антонимы (добро — зло, прошлое — будущее).Вероятно, с этой же целью автор применяет такой лексико-синтаксический приём,как (В) анафора (в предложениях 25–27, единое начало трёхпредложений: «Сфера добра…»). В синтаксисе Д. С. Лихачёв неизменно отдаёт предпочтениепростым предложениям, однако, чтобы избежать “рубленых” фраз, обогащает их(Г) рядами однородных членов предложения (например, предложения 3,11, 16)».

 

Запишитев ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

7

2

9

5

 

7. Работа с текстом. Слайд 15,16

Чтобыправильно выявить проблемы текста, сначала подробно анализируем микротемытекста, составляем план.

1.В первом предложении текста – тезис сочинения.

2.Отличие добра от зла. Предложение 14 – микровывод.

3.Соотнесение понятия «зла» с жизненными реалиями.

4.Что такое истинное счастье для человека.

5.Аргумент в пользу «добра»: культурная сфера человека.

6.Микровывод о роли культурных ценностей.

7.Общий вывод о роли добра в жизни всего человечества.

 

8. Ищем проблемы, записываем в тетрадь. Слайд17,18

-о роли добра;

-соотношение понятий «добро», «зло»;

-о значимости культурных ценностей;

-о значении счастья для человека.

!!!Очень важно определить основную проблему, к которой можно подобрать 2 примераиз текста и их прокомментировать. Не всегда оба приведенных учеником примерамогут быть связаны с одной проблемой, равно как и к любой проблеме можноподобрать 2 примера из текста.

Анализируятекст, разделяем понятия «тема», «проблема», «идея». Говорим, что черезпроблему втор идет к идее, отталкиваясь от темы. Тема – общая, проблем – много,а идея – ОДНА. .

Слайд 19

9. Комментарий проблемы по высшему баллу(6 баллов) ставится экспертом только в том случае, если он имеет четкую иправильную структуру: 1 пример из текста + пояснение, 2 пример из текста +пояснение, связь примеров и объяснение этой связи. Чтобы учащимся легче былоэто запомнить, говорим, что написанный им комментарий должен отвечать на 3вопроса: ЧТО? (какой пример из текста поясняет проблему), КАК? (как этопоказано в тексте), ЗАЧЕМ? (зачем это нам говорит автор).

10. Выявляем авторскую позицию. Авторскаяпозиция – это ответ на вопрос, поставленный к тексту.

Еслиавторская позиция сформулирована неверно или не по заявленной проблеме, то онаоценивается экспертом 0 баллов и, соответственно, собственная позиция ученика иее обоснование засчитывается как 0 БАЛЛОВ!

11. Чтение учителем фрагмента сочинения в соответствиис требованиями, обсуждение. Слайд 20 ,21,22,23

Фрагментсочинения.  Виды вступлений

Д.С.Лихачев – автор фундаментальных трудов, посвященных русской истории и культуре.Большое внимание в творчестве уделял вопросам нравственности и духовностичеловека. Предложенная для анализа статья тому подтверждение.

Слайд 24 ,25,26,27

Спервых строк мы понимаем, насколько важна проблема роли добра в современномобществе, ведь именно добро, а не зло влияет на нравственное здоровье людей.

(ЧТО?)Вседеяния человека можно разделить на добрые и злые. Но вот вопрос. Почему добросозидательно, а зло разрушительно? (КАК?)Да потому, что зло недолговечно, онодробит мир людей, а добро вечно, оно созидательно. Сравнивая понятие «зло» состаей разъяренных волков, (ЗАЧЕМ?)Лихачев указывает нам на то, что зло –«недолговечно», ведь оно «основывается на общности временных интересов», и,следовательно, сокрушимо.

(ЧТО?)Понятие«добро»в этом отношении созидательно. (КАК?)Оно связано с традициями общества, егокультурными ценностями.(ЗАЧЕМ?) Именно высокая нравственность человека, знаниеопыта, накопленного в течение длительного времени, понимание всей природы добрав целом и формирует «прочную», «несокрушимую» сферу добра.

 

Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и еёанализ.Слайд 28,29

 

Оба примера,дополняя друг друга, позволяют автору показать, что сфера добра, хотя идостигается трудно, чем сфера зла, ближе к вечности, она прочная инесокрушимая.

 

Конкретизируяданную мысль, Д.С.Лихачев подчеркивает: сфера добра большая, так как прочносвязана с традициями и культурой общества. Именно в этом заключается еенравственная ценность.

 

Позицияавтора такова, что сфера добра устойчива к «сепаратному» злу (предложения26-27). Эта сфера хотя и труднее достигается, но «ближе к вечности». Ведьглавная задача человека – приумножать добро: созидательно влиять наблагосостояние всего общества в целом.

Позицияавтора мне близка и понятна. Зная историю, традиции, прошлое человечества, мыстремимся к искоренению зла в обществе, укреплению столь «непрактичного» посвоей природе добра! Ведь главная задача человека, по мнению Лихачева –излучать доброту и жить в сфере добра.

12. Домашнее задание: дописать позициюавтора, добавить аргументацию собственной позиции и заключение

13. Синквейн

Ребята, теперь давайте выполним упражнение на составлениесинквейна на тему ЕГЭ. Синквейн в переводе с французского —  пять строк.

https://cf.ppt-online.org/files/slide/1/1b2EP4aQDRsYVujp6lde5OgkJUqcTZy8wx3FoW/slide-9.jpg

Егэ
Контролирующее, обучающее(сложный)
Даётся, выполняется, сдаётся(готовимся, учим, сдаем)
Единый Государственный Экзамен(государственнаяитоговая аттестация)
Контроль знаний

12. Рефлексия

Мы все сегодня славно потрудились.

Что нам удалось выполнить на уроке? (повторили задания 8,21,22,26,27)

Над какими заданиями мы поработали?

Что вызвало большую трудность? Какие задания дались легко?

Что нужно сделать для преодоления возникших трудностей?

(Притча о двух волках)- видеоролик

Здесь на столе есть смайлики – сердца. Возьмите по одному,и я сразу пойму, с каким настроением вы ушли с урока.

Огромное всем спасибо!

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет