X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Образовательныйпортал «Инфоурок»

Курсыповышения квалификации учителей физики:

«Актуальныевопросы преподавания физики в школе в условиях реализации ФГОС»

 

 

 

 

 

 

Рефератна тему:

«Применение цифровых образовательныхресурсов как способ повышения эффективности урока физики»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: учитель физики

МБОУ «СОШ №14» г. Махачкала

Меликова К.А.

 

 

 

 

 

 

Махачкала2022


                                           Оглавление:

 

1.     Введение

2.     Особенностицифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе

3.    Проведение уроков разного типа сиспользованием ЦОР

4.     Заключение

5.     Литература


 

Введение

     Применение компьютерных технологий в своей работе говорит о профессиональнойкомпетентности учителя. Современные дети живут в мире электронной культуры.Поэтому  учитель не может быть в стороне от этой культуры.  Учителю необходимовладеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобыпроводить уроки на должном уровне, чтобы общаться с учениками на одном языке.Цель информатизации отечественного образования – это изменение содержания,методов  и организационных форм учебной работы в условиях становления «новой»школы, которая призвана решать задачу подготовки молодежи к жизни винформационном обществе

   В современной России образование  становится личностно – ориентированным,предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика.Сегодня ученик должен получить возможность выбора индивидуальнойобразовательной траектории. Приоритетной задачей образования  становитсяразвитие личности учащихся, воспитание у них анализировать и приниматьответственные решения. Только в этом случае образование становитсякачественным. Жизнь не только предъявляет к школе новые требования, но ипредоставляет инструменты для решения новых задач. Главными из них являютсяновые педагогические  технологии и поддерживающие их цифровые образовательныересурсы (ЦОР).

     В современной психологии отмечается значительное положительное  влияниеиспользования цифровых ресурсов в обучении на развитие у  учащихся творческого,теоретического мышления, а также формирование операционного мышления,направленного на выбор оптимальных решений. Информация, продублированная черезразличные сенсорные пути, через текст, видео, графику и звук, усваивается лучшеи сохраняется гораздо дольше, согласно теории ассоциативного запоминания (сутьее в том, что память о событии будет тем прочнее, чем больше сенсорныхраздражителей ассоциируется с ним у человека). В ряде психологическихисследований указывается на создание возможностей эффективного формирования ушкольников модульно – рефлексивного стиля мышления при  использовании ЦОР вучебном процессе.

    Современный этап развития общества отличается тем, что информационныетехнологии стремительно проникают во все сферы деятельности человека. Поэтомунеобходимо в своей работе учитывать постоянное изменение и  совершенствованиеинформационных технологий, чтобы вести уроки физики на современном уровне.

Особенности цифровых образовательных ресурсов вобразовательном процессе.

     Важным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса являетсяуровень сформированности мотивации. Использование современных информационныхтехнологий при изучении физики помогает повысить мотивацию, так какинтерактивное обучение –самое современное обучение. Можно перечислить многопреимуществ применения цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на урокахфизики. Применение ЦОР позволяет:

-повысить эффективность усвоения учебного материала за счет одновременногоизложения учителем нового учебного материала и показа демонстрационныхфрагментов к теме урока;

-компенсировать недостаток информационного материала в учебниках;

-повысить уровень наглядности в обучении, что является одним из важнейшихфакторов успешности обучения;

-развивать наглядно- образное мышление за счет повышения уровня наглядности (визуализацияпроцессов, которые трудно или невозможно рассмотреть в реальных условиях);

-усилить формирование информационной культуры и компетентности школьников(поиск, отбор, переработка, упорядочение информации);

-дифференцировать обучение, включать задания и задачи разной сложности, с учетоминдивидуальных способностей и  разного уровня знаний учащихся;

-проводить при необходимости дистанционное обучение.

      Для учащегося ЦОР – это возможность действительно научиться. Применение ЦОР науроке активизирует учащихся, вынуждают самых ленивых учащихся участвовать вучебном процессе. Для учителя ЦОР – это возможность не писать ежедневноконспекты к урокам;  применять очень часто контролирующие тесты, избавляя себяот долгих проверок, выставления объективных оценок (их выставляет компьютер);повысить интерес учащихся к физике.

      Внедрение информационных технологий  в процесс обучения создает принципиальноновые педагогические инструменты, предоставляя учителю и новые возможности. Приэтом изменяется не только функция педагога, но и расширяется секторсамостоятельной работы учеников. Ведь самостоятельная работа  эффективна тольков активно — деятельностной форме. Поэтому неотъемлемой частью учебногопроцесса  необходимо считать внедрение методик и подходов, развивающих этиформы обучения и усиливающих мотивацию учащихся. Еще одним последствиемрасширения сектора самостоятельной учебной работы является необходимостьнепрерывного мониторинга процесса обучения. Все это требует большегоприменения  ЦОР в процессе обучения.

      Полноценное  преподавание физики в школе невозможно без постоянногосопровождения демонстрационным и фронтальным экспериментом. Однакоматериально-техническое оснащение школ соответствующим оборудованием оставляетжелать лучшего. Во всяком случае, это в полной мере могу сказать о своей школе.Очень важно и то, что учителям физики очень не хватает учебного времени дляорганизации работы на должном уровне. Поэтому появление ЦОР дало возможностьсопровождать уроки физики экспериментами, если так можно сказать о демонстрацииопытов на экране. Это дало возможность значительно выиграть учебное время иповысить эффективность обучения.

     Современный электронный учебник представляет собой комплекс программного ипедагогического обеспечения в котором широко используются интерактивный текст,мультимедийные картинки, видеофрагменты, анимации. Учебный материал разбит насистему модулей, связанных гиперссылками. Электронные учебные энциклопедии исловари могут быть классифицированы:

-по структуре – алфавитные и систематические;

-по содержанию информации – универсальные и предметные;

-по уровню и профилю образования – общеобразовательные и профильные;

-по  форме представления информации – электронные копии традиционныхэнциклопедий и мультимедийные энциклопедии;

-по исполнению —  как разновидность локальных информационных ресурсов и какразновидность ресурсов сети Интернет;

-по степени активности виртуальной среды – пассивные (сообщающие нужнуюинформацию) и интерактивные (предусматривающие  обратную связь спользователем).

    Как правило, электронная учебная энциклопедия представляет собой упорядоченнуюсистему отдельных модулей, в каждом из которых представлена информация посоответствующему вопросу. Используется гипертекст, содержащий рисунки,фотографии, анимации, фильмы с аудио-сопровождением иногда содержатсяметодические рекомендации и задания для учащихся.

    Набор CD и DVD дисков,содержащих различные обучающие и тестирующие программы, электронные учебники иэнциклопедии, учебные фильмы, тематический каталог предметных и методическихпособий позволяет создать электронную медиатеку, которую удобнее  всегоорганизовать на базе компьютерного класса, имеющего выход в Интернет.

    Информационные объекты, входящие в эти электронные ресурсы, можноклассифицировать по следующим типам:

-видеофрагменты, представляющие собой физические эксперименты, занимательныеопыты, современные игрушки (сувениры), в которых наблюдаются эффективныефизические явления и современные технические устройства;

-анимации, представляющие собой динамичные иллюстрации теоретическихпредставлений работы технических устройств или природных явлений;

-фотографии природных явлений, бытовых приборов, портреты ученых;

-рисунки, которые являются иллюстрациями к текстам сопровождаемых учебников, ипредставляют собой схемы приборов, экспериментальных установок, электрическихцепей, образное представление физических величин, символьное  изображениепротекающих процессов, модельных представлений об их протекании, графикизависимостей физических величин;

-текстовые фрагменты, представляющие собой определения физических понятий,величин, явлений, формулировки законов и границ их применимости, описанияважнейших технических устройств, упоминающихся в школьных учебниках;

-обобщающие таблицы, являющиеся сводом основных понятий и законов, изученных вданной теме; они могут содержать разнообразную информацию – текстовую,графическую, символьную и т.д.;

-подборка тестовых заданий для контроля знаний по содержанию; тесты позволяютпроверить уровень усвоения учащимися различных тем;

-подпорка аудиотреков с рисунками для заучивания терминов, определения иформулировки законов, для проверки правильности ответов, для самопроверки

-иллюстрированная подборка интерактивных вопросов и задач для отработки навыковрешения задач;

-интерактивные модели, позволяющие построить графики зависимостей, установленныхэкспериментально в виртуальной лаборатории.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

    Появление новых информационных технологий позволило учителю изменить формы иметоды процесса обучения. Они позволили учителю перейти от изложения материалак дискуссии, от приоритета объяснительно – иллюстративных методов обучения кинтерактивным. Информационные технологии используются в моделировании,конструировании и анализе предметных информационных сред, их содержательной идидактической компоненты. Конструирование информационных предметных сред –принципиально новая задача методики преподавания, требующая специальных знанийв области дидактики, психологии, управления. Цифровые образовательные ресурсыпозволяют не только насытить обучающихся большим количеством готовых, строгоотобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развиватьинтеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельноприобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

   Проведениеуроков разного типа с использованием ЦОР

     ЦОР имеют большие возможности для организации деятельности и учителя, иучеников в условиях классно-урочной системы. При этом следует учитывать, чтотакие их характеристики, как мультимедийность и интерактивность кореннымобразом меняют как привычную деятельность учителя, так и деятельность учащихся.

     Среди основных типов уроков можно выделить три:

-урок объяснения нового материала;

-урок закрепления знаний;

-урок обобщения и контроля знаний, умений, навыков (ЗУН)

   Урок объяснения нового материала может быть выстроен в виде: беседы, лекции,экскурсии, обучающего семинара, исследовательской лабораторной работы, игровогоучебного занятия и т.д.

   Урок закрепления может быть выстроен в виде: лабораторной работы, практикума порешению задач, практической работы, моделирования, проблемного семинара,игрового учебного занятия и т.д.

   Урок обобщения и контроля ЗУН может быть выстроен в виде: дискуссии,консультации, собеседования, теоретического зачета, практического зачета,общественного смотра знаний, лабораторной работы, практической работы,самостоятельной работы, контрольной работы.

    В своей работе я использую различные формы применения ЦОР:

-объяснение новой темы с использованием презентации;

-демонстрационный эксперимент;

 -видеоматериалы с демонстрацией физических явлений, классических опытов,технических приложений из различных компьютерных программ по физике,интернет-сайтов;

 -цифровая лаборатория (обучающая программа «Отрытая физика»)

-материалдля проверки  знаний и подготовки к ГИА

-проведение онлайн-олимпиад.

     При этом компьютер можно использовать на любом этапе урока: при объяснениинового материала, закреплении, повторении пройденного материала, контролезнаний. Компьютер уже является неотъемлемой частью урока, повышающей активностьучащихся и качество образования.

     На уроках объяснения нового материала ЦОР помогают учителю наглядно и доходчивоизложить материал. С ЦОР изменяется компонент обучения – получение информации.Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсемдругое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. С помощью ЦОР заранееможно подготовить на экране вопрос или задачу, позволяющие создать проблемнуюситуацию. Например, прежде чем начать объяснение темы «Магнитное поле тока», ядемонстрирую на экране опыт Эрстеда. Учащиеся видят, что вблизи проводника стоком магнитная стрелка изменяет свою первоначальную ориентацию. Спрашиваю:

-Почему магнитная стрелка  изменила свое направление, что могло на нее повлиять?

Детиобычно не могут ответить, что вокруг проводника с током существует магнитноеполе.

-Магнитная стрелка может изменить свое направление  только под влияниеммагнитного поля. О чем же говорит изменение направления магнитной стрелкивблизи проводника с током? Какой вывод можно сделать из этого опыта?

 Делаемвывод:

-Вокруг проводника с током существует магнитное поле, оно и действует намагнитную стрелку.

 Далеедемонстрируем, как  при изменении направления тока в проводнике изменяетсянаправление отклонения  магнитной стрелки.

-Какой вывод можно сделать из этого опыта?

 Жду, чтобы вывод сделали сами учащиеся              

-Направление магнитного поля вокруг проводника зависит от направления тока впроводнике.

     И так далее, продолжаем изучение магнитного поля тока, и перед учащимися снова  оченьнаглядные опыты, рисунки, позволяющие понять и запомнить излагаемый материал.

   Наличие такого видеоматериала в арсенале учителя облегчает работу учителя ипомогает лучшему усвоению нового материала, так как активизируется вниманиеучащихся и увеличивается наглядность, что очень важно в обучении.

   Когда-то наглядность на уроке физики обеспечивали, помимо эксперимента,применением различных таблиц. В настоящее время таблицы можно  заменитьпрезентациями. К тому же это гораздо удобнее. Одна презентация может содержать огромное число таблиц, легко сменяющих на экране друг друга. Их не нужнозаказывать и придумывать способы их хранения. Презентацию можно  легко сделать,используя компьютер и Интернет.

     Посредством презентации можно легко показать картину движения физическихобъектов (например, молекул). Внесение  новинок и красок в урок  активизируетвнимание и делает урок более понятным. При  подготовке презентации учительзаранее продумывает структуру  урока, порядок изложения, темп урока, т.е.создает план урока. Презентации  я использую и при изложении новой темы, и призакреплении нового материала, а также при проверке знаний.  При проверке знанийпрезентации содержат вопросы, задачи, материалы, отображающие ключевыеэксперименты пройденной темы, или демонстрирующие изученное физическое явление,и вопросы к учащимся.

   Физика  — наука экспериментальная. В лабораторных работах по физикеприобретаются навыки проведения экспериментов, появляется возможностьнаучиться  делать выводы из полученных опытных данных и более полно усваиватьтеоретический материал. В ходе эксперимента, проводимого учащимисясамостоятельно во время лабораторных работ, они познают закономерностифизических явлений, знакомятся с методами их исследования, учатся работать сфизическими приборами и установками. По возможности, стараюсь проводить с учащимисялабораторные и практические работы, учащимся нравится работать с приборами. Но,как я уже говорила, из-за недостатка необходимого оборудования и материалов,все плановые лабораторные работы проводить не получается. И здесь снова выручают ЦОР. Конечно, компьютерная лаборатория не может заменить  настоящуюфизическую лабораторию, но она очень помогает в учебном процессе.

     Работа с виртуальной лабораторией по физике целесообразна:

— при организации обучения на дому;

— на занятиях по организации исследовательской работы;

— для контроля умения измерять  физические величины;

— при организации обобщающего повторения;

-во внеклассной работе;

-на учебных занятиях при формировании и закреплении практических умений;   — приподготовке к выпускным экзаменам.

   Компьютер предоставляет уникальную возможность визуализации не реальногоявления природы, а его упрощенной модели, что позволяет быстро и эффективнонаходить главные физические закономерности  и явления. Интерактивные моделипозволяют ученику увидеть процессы в упрощенном виде, представить себе схемыустановок, поставить эксперименты, вообще невозможные на уроке. Графическийспособ отражения результатов моделирования облегчает учащимся усвоение большихобъемов получаемой информации.

 При закреплении и повторении пройденного материала учащиеся могут работатьфронтально или в малых группах, решая видеозадачи, выполняя различные тесты,просматривая или создавая презентации или медиаиллюстрации к уроку попройденной теме. Тесты к уроку позволяют выяснить степень усвоения материала ипровести коррекцию.

  ЦОР позволяют педагогу быстро организовать контрольную работу в форметестирования, викторины или творческого задания, а также оперативно собратьданные о результатах. При выполнении каждого задания учащийся может быстрополучить обратную связь, объективную и лишенную негативных эмоций в случаеполучения неправильного результата. На каждом занятии ученик подкрепляетпривычку самоконтроля.

    Решение задач является одним из важных способов овладения учащимися системой научных знаний, эффективным средством формирования практических уменийи навыков. Этот вид учебной работы способствует развитию мышления учащихся и ихтворческих способностей, оказывает влияние на становление интереса к изучениюкурса физики.

    В настоящее время разработана обширная система научно – методических знаний иэффективных педагогических практик обучения учащихся решению задач по физике.Это служит достаточным основанием для осмысления и переноса накопленногопедагогического опыта в новую информационную среду, оснащенную компьютернымисредствами обучения. Развитие и внедрение в учебную практику ИКТ обогатиловидовой состав задач. В новой информационной среде обучения создаютсядополнительные условия:

-для разнообразия способов предъявления учебных задач и совершенствованияпрактики демонстрации образцов их решения;

-совершенствования способов решения задач в связи с применением средств

ИКТ.

     — Лекционная форма проведения уроков целесообразна:

-при изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным;

-рассмотрении сложного для самостоятельного изучения материала;

— подаче информации крупными блоками, в плане реализации теории укрупнениядидактических единиц в обучении;

-выполнении определенного вида заданий по одной или нескольким темам, разделам;

-применение изученного материала при решении практических задач.

    Формирование ключевых компетенций невозможно без использования проектнойдеятельности.  Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная нена интеграцию фактических знаний, а на их применение  в приобретении новых, втом числе и путем самообразования. Метод проектов  предоставляет возможностиактивного включения учащихся в различные виды деятельности, освоение новыхспособов человеческой  деятельности в социокультурной среде, развитие навыков иумений адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека.  Развиватьмышление, обучить формам, методам и средствам самостоятельного добывания знанийпозволяет технология исследовательской деятельности учащихся.  На различныхэтапах проведения исследований обучающиеся работают в глобальной сети Интернет,и  не только как в основном источнике информации.  В этой сети они общаются сединомышленниками, с руководителем проекта, участвуют в сетевых проектах. Назавершающемся этапе происходит презентации готовой работы.

 

                                             Заключение                      

Предметная информационно — образовательная среда современного школьника насыщена множеством источниковинформации (природа, устные коммуникации, книга, виртуальная информационнаясреда). Содержание информации, наполняющей эти источники, претерпеваетнепрерывные изменения. Особенно стремительно развивается содержание виртуальной образовательной среды: растет число и качество цифровых пособийразличных форм и жанров, появился и совершенствуется инструментарий дляподдержки учебного процесса.

Обновление среды учения с точкизрения источников информации и инструментов деятельности непременно влечет засобой соответствующие изменения в содержании и способах информационногопотребления. В этих условиях педагогическое сообщество обязано обратить оченьсерьезное внимание на проблему организации познавательной деятельности учащихсяв виртуальной информационной среде и формирования у них новой информационнойкультуры учения. Необходимо вооружить школьников принципиально  инымпознавательным инструментарием – системой умений и навыков самостоятельногоизучения предмета с использованием ЦОР.

      Применение электронныхобразовательных ресурсов на уроках физики в школе, адекватных образовательнымзадачам и основным видам учебной деятельности, должно оказать существенное влияниена изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие,инициировать распространение нетрадиционных моделей обучения, в основе которыхлежит  активная самостоятельная деятельность обучающихся.

                                            Литература:

1.    Цифровые образовательные ресурсы –

 http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30

2.    Методики проведения лабораторных работ пофизике с использованием информационных технологий. Лапина А.Ю. –

http://do.gendocs.ru/docs/index-193492.html

3.    Ботвенко М.А. Электронные образовательные ресурсы: современныевозможности. Адрес публикации:  https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/233554-ispolzovanie-cifrovyh-obrazovatelnyh-resursov

4.    Адреса ФЦИОР ив Интернет: 1)http://fcior.edu.ru       2)http://eor.edu.ru

5.    Электронные учебники. Физика 7-11 классы. Библиотека наглядныхпособий. Дрофа.          

 

 

 

    

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет