X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Конспект урока ИЗО «Городецкая роспись» с презентацией, 5 класс

Автор:Лукманова Ирина Анатольевна МБОУ «Наурская СОШ №3»
Описание: конспект урока поизобразительному искусству будет полезен для учителей изобразительногоискусства, рассчитан для детей 11 – 12 лет (5 класс). Соответствует программекурса изобразительное искусство 5 класс. Учебник под редакцией Б.М. Неменского,Москва «Просвещение» 2020.
Данный конспект является вторым занятием по теме«Городецкая роспись».
Тема занятия: городецкаяроспись.
Тип занятия: урокформирования умений.
Вид занятия: практическаяработа.
Цель занятия: закрепитьпрактические умения выполнять основные элементы городецкой росписи и создатьблагоприятные условия для формирования практических умений выполнятьрастительные мотивы городецкой росписи.
Задачи занятия:
Обучающая: закрепить практические умения выполнять основныеэлементы городецкой росписи и создать благоприятные условия для формированияпрактических умений выполнять растительные мотивы Городецкой росписи.
Воспитательная: продолжить воспитывать культуру организации рабочегоместа, аккуратность, ответственность, самостоятельность, уважение к трудугородецких мастеров и интерес к их работе, любовь к искусству и народнымтрадициям.
Развивающая: продолжить развивать интерес и любовь кнародному искусству, умения работать с художественными принадлежностями,воображение и творческие способности, интерес к профессии художника, уменияподбирать цвета росписи в соответствии с описанием.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
— готовность и способность к саморазвитию исамоопределению;
— сформированность мотивации к обучению;
— способность ставить цели и строить жизненныепланы;
Метапредметные УУД:
РегулятивныеУУД:
— целеполагание — как постановка учебной задачина основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, чтоеще неизвестно;
— планирование — определение последовательностипромежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана ипоследовательности действий;
— прогнозирование — предвосхищение результата иуровня усвоения; его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия иего результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
— коррекция — внесение необходимых дополнений икорректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результатадействия и его реального продукта;
— оценка — выделение и осознание учащимся того,что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровняусвоения;
Познавательные УУД:
Общеучебные УУД:
— самостоятельное выделение и формулированиепознавательной цели;
— структурирование знаний;
— рефлексия способов и условий действия,контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— постановка и формулирование проблемы,самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемтворческого и поискового характера.
ЛогическиеУУД:
— анализ;
— сравнение, классификация объектов повыделенным признакам;
— установление причинно-следственных связей;
Постановкаи решение проблемы:
— формулирование проблемы;
Коммуникативные УУД:
— планирование учебного сотрудничества сучителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способоввзаимодействия;
— постановка вопросов — инициативноесотрудничество в поиске и сборе информации;
— управление поведением партнера — контроль,коррекция, оценка действий партнера;
— умение с достаточной полнотой и точностьювыражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,владение монологической и диалогической формами речи в соответствии сграмматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Средства обучения:
1.Материально-техническое оснащение: краски гуашь либо акрил, кисть плоская синтетика №8-10, кисть белка №3,тряпочка (ватные диски), непроливайка, палитра, альбом.
2.Дидактическое оснащение: презентация«Городецкая роспись» слайдов
3.Методическое оснащение: план-конспект.

еМетодыорганизации занятия:
-словесные — беседа, объяснение,рассказ.
-наглядные – демонстрацияпрезентации «Городецкая роспись»
-практические – выполнениеупражнений.
Приёмы организации занятия: диалог, устное изложение, беседа, рассказ, объяснение нового материала,демонстрация презентации, поисковая и исследовательская работа.
Структура занятия:
1. Организационный момент (1-2 мин.)
2. Сообщение темы и цели занятия (1-2 мин.)
3. Актуализация знаний и мотивация обучающихся(5-6 мин.)
4. Практическая работа (31-35 мин.)
4.1. Вводный инструктаж (1-2 мин.)
4.2. Текущий инструктаж и самостоятельная работа(27-29 мин.)
4.3. Заключительный инструктаж (3-4 мин.)
5. Подведение итогов (2-3 мин.)
ИТОГО 45 мин.

Ход занятия

1. Организационный момент (1-2 мин.)

Учитель приветствуети проверяет присутствующих. Проверяет наличие всех художественныхпринадлежностей у обучающихся (альбом А4, кисть белка №3 и 6, непроливайка,палитра, краски акрил или гуашь, салфетки сухие (промокашка) и обучающихся

2. Сообщение темы и цели занятия (1-2 мин.)

Учитель: на прошлом уроке мы с вами изучили историю городецкойросписи, а также научились выполнению основных элементов городецкой росписи.Сегодня мы продолжаем изучение темы «городецкая роспись».
Демонстрацияслайда 1.
Учитель: в ходе занятия мыс вами научимся выполнять основные растительные мотивы городецкой росписи:купавка и бутон, ромашка и городецкая роза.
Демонстрацияслайда 2.

3.Актуализация и мотивация знаний (5-7 мин.)

Демонстрация слайда3.
Учитель: давайте с вамивспомним, откуда появилась городецкая роспись?
Учащийся: на берегуВолги стоит славный и древний город Городец. По Волге шли баржи и суда сгрузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, вкоторых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок былипереполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из другихстран. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные издерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца славились какумелые плотники, резчики по дереву. Немного позже люди Городца сталирасписывать изделия так появилась городецкая роспись.
Демонстрацияслайда 4.
Учитель: какие основныеэлементы мы изучили на прошлом занятии?
Учащийся: основным элементамгородецкой росписи являются: точки, скобки, круги, дуги, капли, спирали,штрихи.
Демонстрацияслайда 5.
Учитель: какие этапыпроходит городецкая роспись?
Учащийся: сначала готовятцветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), нанего наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Этот этап называют«подмалевка». Следующий этап «теневка» — на данном этапе используются темныецвета. Завершающий этап росписи называют «оживка» — добавляются цвета, которыепомогают цветку ожить и стать более реалистичным.
Учитель: благодарязнаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоныцветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника.Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.
Демонстрация слайда 6.
Учитель: существуетнесколько видов композиций в городецкой росписи: цветочная, цветочнаякомпозиция с включением мотива коня или птицы и сюжетная. Рассмотрим каждый видболее подробно. Первый вид композиции цветочная роспись, на ней изображаютсябукеты цветов из «розанов», «купавок», «бубенчиков», «ромашек».
Учитель: следующий вид —это цветочная роспись с включением мотива «конь», «птица», здесь ужедобавляется птица либо конь, это композиция становится сложнее, но при этоминтереснее.
Учитель: последнийвид – это сюжетная роспись (гуляния барынь и кавалеров, чаепития, всадники).
Демонстрация слайда 7.
Учитель: сегодня мыразучим технологию выполнения листьев и кустиков. Научившись выполнять их, выуже сможете составлять цветочную композицию. При этом мы с вами будемиспользовать основные элементы городецкой росписи, которые изучили напредыдущем занятии.

4.Практическая работа (30-35 мин.)

4.1Вводный инструктаж (1-2 минут)
Учитель: задание:выполнять основные цветы городецкой росписи: купавка и бутон, розан и ромашка игородецкая роза, а также листья и кустики на альбомном листе А4 гуашевыми илиакриловыми красками кистью белка.
Учительпоказывает образец выполнения задания «Основные цветы городецкой росписи».

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/80782_a8183915460fd0605e2cb8fceacb7302.jpeg.jpg


Учительсообщает критерии оценки практической работы:
Оценка «5» (отлично) выставляетсяв том случае, если работа отвечает всем требованиям к выполнению задания: всецветы городецкой росписи: купавка, бутон, розан, ромашка и городецкая розавыполнены аккуратно помарок на листе нет, все выполненные элементысоответствуют описанию в ИТК
Оценка «4» (хорошо) выставляетсяв том случае, если все основные цветы городецкой росписи выполнены и соответствуютописанному в ИТК, допускается не выполнение 1 вида цветка, но при этомостальные виды цветков выполнены правильно и аккуратно.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в том случае, если основные цветы городецкой росписивыполнены не аккуратно, но соответствуют описанному в ИТК. Обязательно наличиевсех видов городецкой росписи.
Оценка 2 (не удовлетворительно) выставляется в том случае, если основные цветы городецкой росписине выполнены или присутствуют грубые ошибки в их выполнение (не соответствуютописанному в ИТК).
4.2. Самостоятельная работа и текущий инструктаж (27-29 мин.)
Работаорганизуется следующим образом. Учитель рассказывает особенности каждого этапаи вместе с обучающимися выполняет работу.
Учитель: для началанеобходимо выполнить композицию расположения цветов: один главный цветок(городецкая роза), четыре средних (две ромашки и 2 купавки) и два маленьких(бутон).

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/80782_0d89264aeca48b0af5999e93f189eff7.jpg.jpg


Учитель: для началавыполним цветок ромашка (два верних цветка). Написание цветка начинаются с подмалёвка- основного объема цветка (розового цвета).

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/80782_5a859c9cc3931c312f764b78fed6e7b3.jpg.jpg


Учитель: следующийэтап называется тенёвка — выполняется красным цветом. В центре поставьте кругменьшего размера чем подмалёвок. После чего от центра к краям подмалёвкарасположите прямые капельки сначала вверх и вниз, влево вправо, в промежуткидобавьте ещё по 2 прямых капли.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/80782_3089eb4b7f7e8bed6f74628b255ae9d2.jpg.jpg

 

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/80782_dff33e2a98082dc14cab6b29603ec091.jpg.jpg


Учитель: и осталсяпоследний этап — это оживка — выполняется белым цветом. Между прямыми каплямикрасного цвета нанесите прямые капли белого цвета.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/80782_c3197d07fedfd7b127e07a8b560572d8.jpg.jpg


Учитель: далее выполнимромашку с другой стороны. После выполнения ромашок, композиция выглядитследующим образом.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/80782_c0cec6a23369d54917fcdb8f34c1b6e5.jpg.jpg


Учитель: приступим квыполнению главного цветка – городецкая роза. Написание цветка начинаются сподмалёвка — основного объема цветка (красным цветом). Нанесите круг к немуснизу присоедините круг меньшего размера, а за ним по кругу кверху расположитекруги помельче, вплоть до самой вершины, но оставив место для сердцевинки.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/80782_65d340fcf4dc8e9fb7cfeccd2a0e1125.jpg.jpg


Учитель: тенёвка -выполняется бордовым цветом. Сверху (выходя на половину за пределы подмалёвка)нарисуйте сердцевинку. Нарисуйте дугу – крутую от сердцевинки по краямцентрального круга подмалёвка. После чего по краям лепестков нанесите дуги –крутые.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/80782_a7278479d2766e4f2655deb8c0947d97.jpg.jpg


Учитель: оживка — наноситсябелым цветом. В пространстве от дуги, нанесённой от сердцевинки до краёвбольшого круга подмалёвка, до сердцевинки нанесите капельки с поворотом влево ивправо. На сердцевинку снизу нанесите дугу – простую и поставьте точку малогоразмера сверху. После чего по краям дуги, нанесённой от сердцевинки до краёвбольшого круга подмалёвка, нанесите дуги – простые маленького размера. Цветокготов.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.58%
НЕТ
41.42%
Проголосовало: 985

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/80782_a03b76634ad44eedd610e3a4338feb82.jpg.jpg


Учитель: после выполнениягородецкой розы, композиция выглядит следующим образом.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/80782_d55dff1faca771b645428e4086e185cc.jpg.jpg


Учитель: следующий цветок –это «Купавка», приступим к выполнению цветка. Первым этап подмалёвок — на листбумаги наносим основной объём цветка розового цвета, т.е. рисуем круг розовогоцвета.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/80782_4b39b53faaf77c4848e82a2adf342b7b.jpg.jpg


Учитель: приступим квыполнению второго этапа — тенёвки первое, что сделаем это внутри подмалёвка вцентре сверху пририсуем маленький круг (сердцевинку), после чего по серединепририсуем дугу до середины подмалёвка и к дуге снизу пририсуем центральныйлепесток округлой формы, а за ним по кругу кверху расположим лепестки помельче- тоже округлой формы, вплоть до самой сердцевинки, занимающей центр верхнейчасти цветка.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/80782_f1f688ad5a9301642ffbdb61f4f4fd94.jpg.jpg


Учитель: далеевыполним оживку — в пустом месте между дугой и сердцевинкой нанесём капельки споворотом влево и вправо. Затем, на сердцевинку снизу нанесём дугу – простую, асверху нарисуем среднюю точку. И в заключении, в серединки лепестков поставимточки.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/80782_01125dc314248ab35a2099964a1a5678.jpg.jpg


Учитель: далеевыполним купавку с другой стороны. После выполнения купавок, композициявыглядит следующим образом.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/80782_4492f5aad1ee29b255d07948bd47f99a.jpg.jpg


Учитель: приступим квыполнению последнего вида цветка – бутон. Написание цветка начинаются сподмалёвка — основного объема цветка (голубого цвета).

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/80782_0dcfa2ad62c73b15a6848f7b7a1d1b75.jpg.jpg


Учитель: тенёвка – начинаясбоку, рисуем пологую дугу до конца круга.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/80782_e294879f7c5785c6f96faa1d99bffe33.jpg.jpg


Учитель: последним этапомвыполняем оживку белым цветом, выполняется идентично тенёвки, только в обратнуюсторону.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/80782_6692e570d88cddad32b557b468feb450.jpg.jpg


Учитель: далее выполнимбутон с другой стороны. После выполнения бутонов, приступим к последнему этапувыполнения нашей работы это листья. Подмалевок рисуется с помощью соединениядвух элементов – капелька с поворотом влево и право.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/80782_7803a056af25b311366dc61035a1bf6d.jpg.jpg


Учитель: теневкавыполняется черным цветом. Слева по листочку нанесите элемент «Листочек».

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/80782_718effa8bf5cb89ab01f0e9d4b8c31fa.jpg.jpg


Учитель: оживка -выполняется белым цветом, в большом листе рисуется две капли с поворотом, вдвух маленьких одна капля с поворотом.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/80782_209f4f74790667d2ed6072a9984ca4af.jpg.jpg


Учитель: для того чтобынаша композиция была законченной добавим листьев возле бутонов и городецкойрозы. Наша композиция закончена.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/80782_dccd30daa5681cf0b00b9055242a9f4a.jpeg.jpg


4.3. Заключительный инструктаж (3-4 мин.)
Работаорганизуется следующим образом: Обучающиеся выкладывают выполненные упражнения– цветы городецкой росписи на листе А4 на стол.
Учитель говорит обучающимся: найдите и проанализируйте ошибки в своих выполненных цветках -упражнениях и выполненных упражнений других обучающихся.
Обучающиеся обсуждают свои работы.

5. Подведение итогов (3 – 5 мин.)

Учитель: выполненные сегодня нами цветы городецкойросписи являются основными для данной росписи. Теперь, когда вы будетесоставлять композиции для росписи готовых изделий ДПИ, вы сможете их смелоиспользовать. Как думаете для всех композиций они подойдут? Просит одногообучающегося ответить.
Обучающийся: т.к. данные цветы являютсяосновными для городецкой росписи, то не зависимо от композиции: цветочная, свключением мотива коня или птица, или же это будет сюжетная композиция мы можемсмело использовать данные цветы.
Учитель диктует домашнее задание: принести все необходимые художественныепринадлежности: кисти, непроливайка, гуашь, тонированный лист А4, непромакашка.
Демонстрацияслайда 8.
Учитель: спасибо за урок. Всем хорошего дня. Досвидания.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.58%
НЕТ
41.42%
Проголосовало: 985

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет