X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Докладпо теме самообразования:

  Использование  технологии деятельностного  метода обучения на уроках в начальной школе как условиеобеспечения качества образования на основе соответствия актуальным потребностямличности, общества, государства. 

Учитель начальных классов: Скалунова Э.Д.

В настоящее времяв связи с новой образовательной концепцией приоритетной целью являетсянаправленность на развитие активности и самостоятельности личности в учебномпроцессе. Что понимают под активными методами обучения?       Однозначногоопределения этого понятия нет, так как любое обучение предполагает определеннуюстепень активности со стороны обучающегося, поскольку без нее обучение простоневозможно. Но степень этой активности может быть разной. В целом, подактивными методами обучения понимают методы, реализующие установку на большуюактивность учащегося в учебном процессе, в противоположность, так называемым,традиционным методам, при которых ученик более пассивен. Более частноеопределение этого понятия следующее. Активные методы обучения — это те, которыепозволяют учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладетьзнаниями и умениями за счет сознательного формирования у них необходимых видовдеятельности. Именно самостоятельную целенаправленную деятельность самогоучащегося и следует рассматривать как активность личности. Включение активныхметодов в учебный процесс стимулирует познавательную активность учащихся,усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельномуобучению.

Отмечается,например, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20%информации, тогда как в деловой игре — до 90%. В настоящее время наиболеераспространенными в педагогической практике являются следующие активные методыобучения:

практическийэксперимент;

 методпроектов;

 групповыеобсуждения (дискуссии);

 мозговой штурм;

 деловыеигры;

 ролевыеигры;

 баскет-метод(имитация ситуаций);

 тренинги;использование компьютерных обучающих программ;

 анализпрактических ситуаций (case-study).

 Выборметода обучения определяется разными факторами (например, численностью учащихся,так как большинство методов пригодно для небольших групп), но, в первуюочередь, дидактической задачей.

Методпроектов

Использованиемультимедиа и коммуникационных технологий как средства для реализации активныхметодов обучения В связи с вышеупомянутой направленностью образовательногопроцесса на развитие активности и самостоятельности активизировалась иразработка ИК-технологий, позволяющих решать эти задачи. Мультимедийныетехнологии. Слово мультимедиа происходит от англ. multi-много и media-среда.Мультимедиа-технологии являются одними из наиболее перспективных и популярныхпедагогических информационных технологий. Эти технологии объединяют текст,графику, анимацию, звук, фото и видео в представлении учебной информации. Вшироком смысле термин мультимедиа означает совокупность информационныхтехнологий, использующих различные программные и технические средства с цельюнаиболее эффективного воздействия на пользователя (становящегося, такимобразом, одновременно и читателем и слушателем и зрителем). Такие средстваобладают большим эмоциональным воздействием. Эффективностьмультимедиа-технологий вызвана их интерактивностью (обусловленнойгипертекстовыми технологиями), которая позволяет обучающемуся активновзаимодействовать с названными средствами. Интерактивность означает наличиеусловий для учебного диалога, одним их участников которого являются ИКТ.

Телекоммуникации- это технологии, основанные на возможности передавать информацию междукомпьютерами, объединенными в сети. К ним относятся известные телекоммуникационныесервисы, основанные на возможностях сети Интернет. При этом, общение припередаче информации может происходить как отсрочено (так называемые,offline-технологии или асинхронные), так и в реальном времени(on-line-технологии). В образовании и обучении наиболее используются следующиетелекоммуникации.

1)Электронная почта (E-mail) — система для хранения и пересылки сообщений междулюдьми, имеющими доступ к компьютерной сети. Посредством электронной почтыможно передавать по компьютерным сетям любую информацию (текстовые документы,изображения, цифровые данные, звукозаписи и так далее). Электронная почта можетбыть использована для общения участников учебного процесса и пересылкиучебно-методических материалов.

2)Телеконференции — это сетевые форумы (средства массового тематическогообщения), организованные для проведения дискуссий и обмена новостями поопределенной тематике. Телеконференции позволяют публиковать сообщения поинтересам на специальном компьютере в сети.

3) IRC(Internet Relay Chat) или чат — обмен текстовыми сообщениями через Интернет вреальном времени. Возможны два варианта: обмен сообщениями один наодин; коллективная беседа (в этом случае необходимо подключиться кспециальному IRCсерверу).

 4) Есликомпьютер оборудован звуковой картой, микрофоном и наушниками (илиакустическими колонками), то возможна организация аудиоконференции.

 5) Привидеоконференции обеспечивается еще более высокий уровень общения (необходимыweb-камера, микрофон, звуковой микшер и другое). Эта технология сегодня широкоиспользуется в дискуссионном обучении. При традиционном обучении с ееиспользованием возможна организация занятий в распределенной аудиторииобучающихся, привлечение на занятия педагогов других образовательныхучреждений, научных работников и ученых.

Методпроектов Метод проектов не является новым в педагогике. Он появился в 20-е годыХХ века в США. Его еще называли методом проблем. В этой технологии рациональносочетаются теоретические знания и их практическое применение для решенияконкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельностишкольников. Основной тезис современного понимания метода проектов — все,что я знаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знанияприменить, и он привлекает многие образовательные системы, стремящиесянайти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, уменийсамостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться винформационном пространстве, развитие критического мышления. Говоря о методепроектов имеют ввиду способ достижения дидактической цели через детальнуюразработку проблемы, которая должна завершиться реальным, осязаемымпрактическим результатом, оформленным тем или иным образом. Его можно увидеть,осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Итак, метод проектов-

1. всегдаориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную,групповую), выполняемую в течение определенного отрезка времени;

2. всегдапредполагает решение какой-то проблемы; решение проблемы предусматривает: а)использование совокупности разнообразных методов, средств обучения; б)предполагает необходимость интегрирования знаний, умений из различных областейнауки, техники, технологии, творческих областей;

3. всегдапредполагает, что результаты выполненных проектов будут осязаемыми(например, если это теоретическая проблема-то ее конкретное решение; еслипрактическаято конкретный результат, готовый к внедрению). Таким образом, методпроектов всегда прагматичен по сути. Тем не менее, полной ясности в отношенииметода проектов сегодня нет. Если метод проектов рассматривать как метод, то онпредполагает совокупность учебно-познавательных приемов, позволяющих решитьпроблему в результате самостоятельной работы. Если же его рассматривать какпедагогическую технологию, то она предполагает совокупность исследовательских,поисковых, проблемных методов.

 Метод проектов- это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решениявозникшей проблемы. Умение пользоваться методом проектов считается показателемвысокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения иразвития учащихся, поэтому эту технологию относят к технологиям XXI века,предусматривающим умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиямжизни человека постиндустриального общества. Основные требования киспользованию метода проектов:

1) наличиезначимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующейисследовательского поиска для ее решения, интегрированного знания).

2)Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемыхрезультатов (доклад, выпуск печатного издания, охрана (чего-либо), планмероприятий).

3)Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4)Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапныхрезультатов).

 5)Использование исследовательских методов, предусматривающих определеннуюпоследовательность действий: 1. определение проблемы, задач исследования; 2.выдвижение гипотезы их исследования; 3. обсуждение методов исследования; 4.обсуждение способов оформления конечных результатов (презентации, защиты, творческиеотчеты, просмотры и тому подобное); 5. сбор, систематизация и анализ полученныхданных; 6. подведение итогов, оформление результатов, их презентация; 7.выводы, выдвижение новых проблем исследований. Типология проектов.

 Классифицироватьпроекты можно по разным признакам.

 I. Подоминирующей в проекте деятельности они делятся на: исследовательские — ониполностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную илиполностью совпадающую с подлинным научным исследованием (актуальность темы, определениепроблемы, обозначение задач, методов исследования и так далее); творческие -предполагают соответствующее оформление результатов, не имеют детальнопроработанной структуры (совместная газета, сочинение, видеофильм, ролевая играи так далее); ролевые, игровые проекты — имеют открытую структуру; участникипринимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержаниемпроекта (литературные персонажи, выдуманные герои и тому подобное);информационные — направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении,анализ ее, обобщение фактов; прикладные (практико-ориентированные) проекты ссамого начала имеют четко обозначенный результат деятельности его участников,ориентированный на социальные интересы самих участников (документы по биологии,географии, исторического, литературоведческого и прочего характера, и такдалее).

 II. Попредметно-содержательной области они делятся на: монопроекты — проводятся врамках одного предмета, сложного раздела или темы;l межпредметныепроекты — затрагивают два-три предмета, или общешкольные,l планирующиерешить какую-либо проблему, значимую для всех участников (культура общения,проблема человеческого достоинства в российском обществе 20-го века и другие);

III. Похарактеру координации они бывают: проекты с открытой, явной координацией -координатор проекта (учитель, специалист) участвует в проекте в собственнойфункции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя его этапы,деятельность; проекты со скрытой координацией — координатор выступает какполноправный участник проекта, но не обнаруживает себя в деятельностиучастников.

IV. Похарактеру контактов проекты бывают: внутренние или региональные — в пределаходной страны (внутри школы, между школами, классами); международные — участникииз разных стран (в основном, это телекоммуникационные проекты). В реальнойпрактике чаще всего имеют дело со смешанными типами проектов.

Учебныетелеконференции, являясь частью реального процесса обучения, обладаютнекоторыми особенностями в их организации и проведении, в отличие отбольшинства распространенных телеконференций в Интернет: их строгая учебнаянаправленность обсуждений, что влечет за собой контроль модератора задеятельностью каждого участника во время работы конференции; ограниченность вовремени проведения; вследствие тесной связи с временными и тематическимипланами обучения в школах, учебная телеконференция не может быть болееодного-двух месяцев и имеет конкретное время начала и окончания.Вписывание учебной телеконференции в реальный учебный процесс,построенный на классно-урочной системе, требует: организации деятельностиобучаемых во время работы в телеконференции; наличия необходимого количествакомпьютеров; возможности использования электронной почты и другихтелекоммуникационных средств.

Телекоммуникационныетехнологии в этом случае используются для расширения зоны действия проектныхметодов, для организации сотрудничества учащихся разных школ одного или несколькихрегионов и даже стран.

Также большимивозможностями обладают программы, реализующие проблемное обучение. Игровыепрограммы способствуют формированию мотивации учения, стимулируют инициативу итворческое мышление, развивают умение совместно действовать, подчинять своиинтересы общим целям. Игра позволяет выйти за рамки определенного предмета,побуждая учащихся к приобретению знаний в смежных областях и практическойдеятельности. Наиболее подходящим для этих целей средством считаются программысоздания презентаций (PowerPoint). Среди программ для начальной школы,направленным на обучение и развитие, можно назвать интегрированные пакетыРоботландия и КиД (Компьютер и Дети). Система Роботландия ориентирована надетей младшей возрастной группы (обычно начальная школа), начинающих изучать компьютер.Дети учатся управлять роботом, развивая алгоритмическое мышление и вырабатываяпростейшие умения и навыки работы с компьютером. Система КиД включает в себяобучающе-развивающие игры, смысл которых — научить детей алфавиту, счету,простейшим математическим операциям. Язык Лого (и в дальнейшем, программы Логона основе этого языка) был разработан в 80-х годах прошлого столетияамериканским ученым Сеймуром Пейпертом в качестве конструктивной среды дляобучения детей начальной школы. Его концепция-ребенок обучается различнымучебным предметам, обучая черепашку. В средах Лого можно создавать сложныемультипликационные картины и игры. Этот язык важен как средство развитияличности, когда ребенок учится анализировать любую проблему, относиться к любойошибке не как к катастрофе, а как к тому, что следует найти и исправить. Всреде Лого ребенок сам управляет процессом обучения. Как и в реальной жизни, онсам ставит себе задачу и сам находит пути ее решения. Лого реализует новыеподходы к обучению, нацеленные не на заучивание правил, а на формированиепроцесса мышления. Позже стали появляться версии этой программы, обладающиеболее широкими возможностями: LogoWriter, LegoLogo, ЛогоМиры, ПервоЛого.Существуют программы, используемые при изучении русского языка, литературногочтения. При изучении естествознания используются различные моделирующиепрограммы, виртуальные конструкторы (например, программный пакет Живаяприрода- среда, в которой учащиеся могут проводить собственные изыскания,ставить эксперименты, формулировать гипотезы, доказывать их или отвергать).

Использование технологии  деятельностного  метода обучения на уроках в начальной школе максимальноактивизирует обучающихся, организует как индивидуальное, так и коллективноеосмысление проблем, с которыми они могут столкнуться в своей деятельности. Темсамым развиваются учебные компетенции, накапливается личный опыт у каждогоученика, вырабатывается умение анализировать и оценивать проблему, выстраиватьпути ее эффективного решения. Кроме того, дети учатся аргументированопредставлять и отстаивать свою позицию, вести дискуссию, работать в группе.

А также использование технологии  деятельностного  метода обучения на уроках в начальной школепомогает в  решении  :

  • формирования готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных,

        психологических и физиологических особенностейобучающихся.

Такимобразом, Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активнуюдеятельность учащихся.  В процессе деятельности учащийся осваиваетуниверсальные учебные действия (УУД), развивается как личность.

  (Основныевиды УУД – коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные).

     Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей вдеятельность. Перед учителем встает вопрос: Какими средствами реализоватьсистемно-деятельностный подход. Обратимся к теории данного подхода.

Ключевоеместо  в системно-деятельностном подходе занимает категориядеятельности, а деятельность сама рассматривается как своего родасистема, нацеленная на результат. Современные ученые выделяют следующиевзаимосвязанные между собой  структурные элементы деятельности каксистемы:

Реализация деятельностного подхода в практическом преподаваниивозможна при любой из действующих программ и обеспечивается следующей системойдидактических принципов: 

1)Принцип деятельности — заключается в том, чтоученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этомсодержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему еенорм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активномууспешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей,общеучебных умений.

2)Принцип непрерывности – означает преемственность междувсеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик сучетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3)Принцип целостности – предполагает формированиеучащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самомсебе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки всистеме наук).

4)Принцип минимакса – заключается в следующем: школадолжна предложить ученику возможность освоения содержания образования намаксимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастнойгруппы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасногоминимума (гос стандарта ).

5)Принцип психологической комфортности – предполагаетснятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и науроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идейпедагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6)Принцип вариативности – предполагает формированиеучащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватномупринятию решений в ситуациях выбора.

7)Принцип творчества – означает максимальную ориентациюна творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимсясобственного опыта творческой деятельности.

 

 

Сравнимурок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком  по рядуэлементов:

 

Элементы сравнения:

Традиционный урок

 

Урок  в  режиме деятельностного подхода

Формулирование  темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Постановка целей и задач

 

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

 

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

 

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)

 

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и  индивидуальная форма организации деятельности)

Осуществление контроля

 

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Представленная информация была полезной?
ДА
58.54%
НЕТ
41.46%
Проголосовало: 984

 

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону)

Осуществление коррекции

 

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание

 

Учитель оценивает работу на уроке

 

Учащиеся участвуют в  оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

 

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

 

Домашнее задание

 

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

 

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

 

Характеробучения  становится поисковым: освоение нового происходит на основерешения учебной задачи (проблемы) с помощью преобразования способов действий,конструирования новых,  помимо предложенных учителем.

Очевидно,что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствованиеурока.  

Спомощью каких технологий реализовать деятельностный подход на уроке? 

Механизмомреализации системно – деятельностного подхода является такие технологии,как:

  • Информационные и коммуникативные технологии.
  • Технология, основанная на создании учебной ситуации.
  • Технология, основанная на реализации проектной деятельности.
  • Технология, основанная на уровневой дифференциации.
  • Технология деятельностного метода.

Деятельностныйметод — метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, адобывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Технология системно — деятельностного метода  предполагает следующую последовательность шагов на уроке:

Этапыурока

Организующаяроль учителя

1.Мотивация к учебной деятельности

Создаютусловия для возникновения у ученика внутренней потребности включения вдеятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»).

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Организуетподготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия:

 1)актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения новогоспособа действий;

2)тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создаетсязатруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

3.Выявление места и причины затруднения

Организуетвыявление учащимися места и причины затруднения:

 1)организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага,где возникло затруднение

2)выявление причины затруднения — каких конкретно знаний, умений не хватает длярешения исходной задачи такого класса или типа.

4.Построение проекта выхода из затруднения

Организуетпроцесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумываютпроект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели,выбирают метод разрешения проблемной ситуации.

5.Реализация построенного проекта

Организует:обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися;  выбороптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняетхарактер нового знания.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организуетусвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с ихпроговариванием (фронтально, в парах или группах).

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по критерию

Организуетсамостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия исамопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, длякаждого ученика ситуацию успеха.

8.Включение в систему знаний и повторение

Организуетвыявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания,необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

9.Рефлексия учебной деятельности.

Организуетоценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённыхзатруднений на уроке, как направления будущей учебной деятельности, обсуждениеи запись домашнего задания в Кунделик.

 

В условиях применения системно — деятельностного метода отношениешкольников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю — не знаю»,«умею — не умею» и сменяется

 параметрами «ищу инахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».

Длятого, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимоорганизовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательнуюдеятельность – в этом функция учителя. 

Инаиболее сегодня актуальными становятся педагогические технологии, основнымичертами которых выступают:

  • процессуально-целевая ориентация;
  • относительная целостность;
  • ориентация учащихся на самостоятельное освоение нового опыта, развитие своих познавательных возможностей;
  • представление процесса обучения как творческого поиска решения познавательных задач;
  • познавательная рефлексия;
  • активная позиция учащегося в процессе обучения (самостоятельный выбор вариантов решения, принятие решений, оценочная деятельность);
  • позиция педагога как «партнёра по учебному исследованию»; измеряемость и воспроизводимость результатов.

Этотакие технологии, как

  • Проблемно-диалогическая технология

Основнымсредством развивающих технологий становятся продуктивные задания.

  • Технология развития критического мышления
  • Кейс-технология
  • Исследовательская технология обучения
  • Информационная технология
  • Адаптированная система обучения  – работа в группах и в парах (в т.ч.  и на онлайн обучении)
  • Проблемно-развивающая технология
  • Рейтинговая технология
  • Технология модульного обучения
  • Технология коллективного способа обучения (авторская)
  • Здоровье — сберегающая технология
  • Личностно — ориентированная технология
  • Технологии игрового обучения

        В отличиеот традиционного обучения, где дидактические игры выполняютвспомогательную роль (иллюстрации, стимулирование интереса,эмоционально-привлекательный фон).

В развивающем обучении учебная игра моделируетпроцесс исследования реальной или имитационной проблемной ситуации,самостоятельного принятия решения в соответствии с правилами игры, атакже  оценочную деятельность при анализе принятых решений идостигнутых результатов (в том числе учебных).

Вывод:

  • Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.
  • Позиция ученика: за познание мира.
  • Учебная задача – задача, решая которую ребёнок выполняет цели учителя.
  • Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
  • Учебное действие – действие по созданию образа.
  • Образ – слово, рисунок, схема, план.
  • Оценочное действие – я умею! У меня получится!
  • Эмоционально-ценностная оценка – формирование мировоззрения.

 

Задачашколы – не дать объём знаний, а научить учиться.

 

Закончитьсвоё выступление мне бы хотелось словами английского политика Уильяма Уорда(яхтсмен, бронзовый призер летних олимпийских игр 1908г.), которые, ещёбольше усиливают противоречия между профессией учителя и всеми остальными:

«Посредственныйучитель излагает.  Хороший учитель объясняет.

Выдающийсяучитель показывает.   Великий учитель вдохновляет».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь 2021


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.54%
НЕТ
41.46%
Проголосовало: 984

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет