X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

 

Автор В.А. Малахова

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 3D МОДЕЛИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Аннотация. В статье рассмотрены 3D-технологии, а также их возможности использования в начальнойшколе. Даны авторские  определения понятий «3D моделирование», «3D принтер», «3D ручка»; раскрывается сущность использования данных устройств вобразовательных организациях. Приведены примеры использования элементов 3D моделирования на урокахокружающего мира, в частности, по темам внеурочных занятий, связанных сКосмосом.

Ключевыеслова: 3D моделирование, 3D принтер, 3D ручка, окружающий мир,младшие школьники.

 

Annotation. Thearticle discusses 3D technologies, as well as their possibilities of use inprimary school. The author defines the concepts of 3D modeling,3D printer, 3D pen; reveals the essence of the use ofthese devices in educational organizations. Examples of the use of 3D modelingelements in the lessons of the surrounding world, in particular, on the topicsof extracurricular activities related to Space, are given.

Keywords: 3Dmodeling, 3D printer, 3D pen, the surrounding world, junior schoolchildren.

 

В современном,быстро меняющемся мире школьники должны обладать не только знаниями, умениями инавыками, но ещё уметь организовывать свою деятельность, искать, обрабатывать иприменять информацию, используя интерактивныесредства обучения на уроках.  Это применение специальных обучающих программ,которые помогают каждому ученику в доступном для него темпе проходить учебныйматериал, осваивать его и демонстрировать результат своей работы. Среди них 3Dмоделирование является средством формирования универсальных учебных действий;оно помогает интенсивно развивать детское познание, а также в интересной формезнакомить учащихся с окружающим их миром.

Поопределению Н. В. Ланг и М. М. Шляховой 3D-моделирование — это процесс создания объемных виртуальныхмоделей любых объектов, позволяющий максимально точно представить форму,размер, текстуру объекта, оценить внешний вид объекта [2, с. 20]. 3D моделирование определим какситуацию, когда человек берет реальный или вымышленный объект и создает его вкомпьютере. Задача 3D-моделирования — разработать визуальный объемный образжелаемого объекта. С помощью трехмерной графики можно и создать точную копиюконкретного предмета, и разработать новое, даже нереальное представление досего момента не существовавшего объекта.

Каксвидетельствует анализ научной и методической литературы (Журкин И.Г., ЛангН.В., Меженин А.В., Хлебникова Т.А., ШляховаМ.М.) существует два вида моделирования:

·       Полигональный.

Меженин А.В.в своих работах говорит о том, что за основу полигонального вида моделированияберется полигон. Эта плоскость, которая состоит из нескольких вершин,выделенных красным цветом, которые соединены ребрами черного цвета. Совокупностьполигонов называется сеткой. Её можно редактировать в любом месте,произвольными способами. Для этого необходимо выбрать вершину, ребро илиполигон. Данный вид моделирования подходит для виртуальной реальности и 3D принтера.

         В образовательныхорганизациях учителя начальных классов могут установить на рабочий компьютерсоответствующие программы, которые позволят им в подходящий момент на урокепользоваться возможностями полигонного моделирования. Например: знакомяшкольников с Солнечной системой, учитель может вывести на интерактивную доскусвой экран компьютера и показать классу, какие бывают планеты, а также какимисвойствами они обладают.

         В начальных классахможно использовать одно из направлений моделирования – полигонноеконструирование из бумаги. Данную работу можно начинать проводить с 1 класса,постепенно увеличивая сложность заданий. Положительными чертами этогонаправления моделирования является то, что не требуется большого количествавспомогательного материала, а также данная деятельность помогает реализоватьобразовательные и развивающие задачи.

На уроках иливо время внеурочной деятельности учитель может рассказывать теоретическийматериал о космосе, а далее предложить ученикам выполнить модель того или иногокосмического явления. Постепенно усложняя задания, педагог может предлагатьученикам чертежи и схемы для дальнейшего конструирования объектов, стремясьсоздавать детализированные модели. Таким образом, ученики будут расширять свойкругозор, знакомиться с различными объектами и явлениями окружающего мира. 

·       Параметрический.

Меженин А.В.утверждает, что параметрический вид подходит для промышленного моделирования,однако элементы данного вида моделирования можно использовать в образовательнойдеятельности. Работа происходит путем создания эскизов и дальнейшего занятия сними. Создается математическая модель с нужными параметрами, изменяя которыеможно создавать различные комбинации модели и тем самым избегать ошибок вносянеобходимые корректировки. Параметрический вид является старым и простымспособом проектирования деталей и механизмов.

В настоящеевремя в образовательных организациях учителя стали активно использовать такиетехнологии трехмерного изображения, как 3D принтер и 3D ручка. Это обусловлено тем, что в процессе работы с 3D технологиями школьникиодновременно занимаются теорией и практикой. Информацию, которую они получаютиз разных источников, ученики могут визуализировать, представить в реальноймодели, чтобы рассмотреть объект с разных сторон [4, с. 207].

3D принтер – это устройство,которое позволяет из различных материалов создавать настоящие объекты [4, с.207]. Данное оборудование выпускают под различные задачи и виды работы. Вшколах часто устанавливают 3D принтеры Hercules. Он предназначен для послойного наполнения пластика за счет чегопроисходит создание каких-то объемных моделей. Его отличительными чертамиявляется то, что данный принтер тихо работает, но при этом у него высокаяпроизводительность.

На уроках поокружающему миру учитель может предлагать младшим школьникам различные задания,которые будут связанны с 3D печатью. Например, изучая флору и фауну той или иной природнойзоны Российской Федерации, педагог может предложить ученикам придуматьживотного, которое смогло бы жить в заданной местности. Школьники должны будутнарисовать данного зверя, продумать все его черты и признаки, составить емуописание, спланировать речь для представления своей работы. Далее на внеурочномзанятии школьники вместе с учителем могут перенести рисунок в программу для 3D принтера и распечатать данныйобъект. На следящем уроке по окружающему миру младшие школьники виндивидуальной форме могут представить своих животных, рассказывая, какимипризнаками обладают их звери для того, чтобы они смогли выжить и комфортносуществовать в той или иной природной зоне.

Готовясь курокам по окружающему миру в начальных классах, учитель может на 3D принтере печатать различныйвспомогательный материал, который впоследствии он сможет давать в рукишкольникам. Так, ученики будут не только слушать учителя, читать материал исмотреть различное тематическое видео, но ещё смогут тактильно познакомиться сявлением, рассмотреть его параметры, структуру и др.

Вобразовательных организациях активно используют ещё один элемент 

3D моделирования – 3D ручка. Продолжая анализ работы Можарова М.С., Можаровой А.Э., можно сказать, что они определяют ручку как инструментдля рисования пластиком, позволяющий создавать трехмерные объекты в воздухе [4,208].

Рисование 3D ручкой – популярнаятехнология, в которой для создания объёмных изображений используется нагретыйбиоразлагаемый пластик. Застывающие линии из пластика можно располагать вразличных плоскостях, таким образом, становится возможным рисовать в пространстве.Существует два вида 3D ручек: холодные и горячие. Первые печатают быстро затвердевающимисмолами – фотополимерами. «Горячие» ручки используют различные полимерныесплавы в форме катушек с пластиковой нитью [2, с. 24].

Педагог передначалом использования 3D ручки должен провести инструктаж по технике безопасности, чтобышкольники понимали как надо вести себя с данным инструментом, как его чистить.Оптимальным возрастом начала работы с 3D-ручкой считается 8-9 лет. 

Рисование 3D приучает мыслить не вплоскости, а пространственно. Пробуждает интерес к анализу рисунка.

3D ручка развивает у ребенкаощущение цвета и гибкости материалов, воображение, мелкую моторику, пространственноемышление, мотивирует заниматься творчеством, а с другой стороны, дети учатсяработать с высокими технологиями. Устройство может пригодиться на урокахокружающего мира, математики, изобразительного искусства и труда. При помощи3D-ручки можно изготавливать сувениры, открытки, модели статуй, моделикосмической системы и т.д. Данным предметом рисуют по трафарету, на бумаге, атакже в пространстве.

Такимобразом, использование 3D технологий, в образовательном процессе способствует развитиюфантазии, способствует развитию абстрактного мышления, навыкам проектирования,а также ряду других актуальных способностей, которые необходимы в миреинформационных технологий.

Педагог можетиспользовать 3D ручкупри изучении различных тем связанных с окружающем миром. Например: когдашкольники будут знакомиться с зарубежными странами, учитель может предложить,чтобы ученики сделали предметы, которые у них ассоциируются с этимигосударствами, потом представив их всему классу. Изучая темы, связанные сэкологией, учитель может предложить школьникам сделать объекты, которыепомогали бы людям беречь окружающую природу. Важно, чтобы младшие школьники нетолько делали предметы при помощи 3D ручки, но ещё и продумывали демонстрацию своей работы, писалитекст, в котором раскрывали особенности того или иного объекта и т.д.

Деятельностькласса учитель может организовывать как в индивидуальной, так и в групповойформе. Возможно предоставить школьникам возможность самостоятельногораспределения на пары. Все это будет положительно влиять на формированиеуниверсальных учебных действий. Также работу можно проводить с использованием 3D моделирование на уроках, вовнеурочное время, на кружках или дома; очно или в дистанционном формате.

Проведенныйвыше анализ свидетельствуют о большой значимости 3-D технологий и ее компонентов. Рассмотримболее детально применение этих компонентов на уроках в начальной школе и внеурочнойвремя.

Таблица 1 применение3-D технологии в урочное время

Учебный предмет

3-D технология

Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

Тема урока (область применения)

1

Математика

3-D ручка

Область применения:

геометрический материал (для визуализации геометрических объектов и решения задач)

2

Русский язык

3-D ручка

Области применение: закрепление изученного материала; выполнение различного рода интерактивных заданий

3

Чтение

3-D принтер

Область применение: театрализация и драматизация; создание модель-сравнения.

4

Окружающий мир

3-D принтер

Тема урока: строение человека; космос; флора и фауна (для наглядности представления материала)

 

Таблица 2 применение 3-D технологии во внеурочное время

При выполнении домашнего задания

На досуге

Применение 3-D ручки для построения той или иной геометрической модели

Применение 3-D печати для репетиции кукольного театра

Применение 3-D принтера для проектирования заданного сюжета

Применение 3-D печати во время театрализованной деятельности; театрализованных игр

Применение 3-D принтера во время подготовки работы по теме «Красная книга»

Применение 3-D ручки во время викторины

 

         Современные3D технологииобучения предоставляют учителям начальной школы новые возможности в планезнакомства и исследования астрологических явлений. 3D ручка, принтер, полигональноеконструирование из бумаги – могут служить инструментами, которые будутмотивировать учеников к познанию нового материала, станут помощниками восвоении окружающего мира, а частности темы Космоса. На практических урокахмладшие школьники могут с помощью 3D ручкисоздавать модели небесных явлений. Привлечение различных 3Dтехнологий разнообразит учебный процесс и позволит школьникам получитьвсестороннее развитие. Таким образом, актуальность использования 3Dмоделирования заключается в том, что оно способствует формированию целостнойкартины мира у младших школьников.

 

Литература

1.    Журкин И.Г., Хлебникова Т.А. Цифровое моделирование измерительныхтрехмерных видеосцен: монография. – Новосибирск: СГГА, 2012. – 246.

2.    Ланг Н. В., Шляхова М. М. Новые направления использования 3D – моделирования / Н. В.Ланг, М. М. Шляхова // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2020. — № 1. – Т. 6. – С.205-209.

3.    Меженин А.В. Технологии разработки 3D-моделей. Учебное пособие. – СПб:Университет ИТМО, 2018. – 100 с.

4.    Можаров М. С., Можарова А. Э. Обучение младших школьников3D-моделированию / М. С. Мажаров, А. Э. Мажарова // Сибирский педагогическийжурнал. – 2017. — № 2. – С. 20-25.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет