X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение «Гимназия№ 11

имени Бориса ИвановичаКолесникова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Технологии, позволяющиевлиять на психо-эмоциональное состояние ребенка во всех сферах его деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             Педагог-психолог

Болигатова Ю.В.,

Учитель начальных классов

Петровская В.А.

                                                         

2023г.

Инклюзивное образованиерассматривается как реализация права человека на получение качественногообразования в соответствии с возможностями и в адекватной его здоровью среде.Инклюзивное образование – это долгосрочный, системный подход к организациидеятельности общеобразовательного учреждения по всем направлениям в целом,который касается всех субъектов образовательного процесса: обучающихся с ОВЗ иих родителей, нормально развивающихся обучающихся и членов их семей, учителей иузких специалистов образовательного пространства, администрации, структурдополнительного образования.

Систематическое наблюдение того, какдети тщательно скрывают свои эмоции, не умеют их правильно выражать, проявляют эмоциональную нестабильность, подтолкнуло нас кисследованию способов влияния на психо-эмоциональное состояние ребенка.

Для того, чтобы определить уровень адекватнойэмоциональности учащихся, нами была проведена диагностика «Выявлениеуровня эмоциональности ребенка» Басса-Дарки.Под адекватной эмоциональностью подразумевается умение обсуждатьсвои эмоции, адекватно проявлять даже негативные чувства: аргументировать их,не распространять агрессию на окружающих, не наносить вред себе и внешнемумиру.

Тестирование состояло из15 вопросов, каждый из которых включал в себя два варианта ответа, означающиеразличные уровни эмоциональности.Показатели были следующими: с высоким уровнем эмоциональности – 19%, со среднимуровнем эмоциональности – 81%.

Выявлена следующая проблема: полноеили частичное отсутствие умения правильно выражать свои эмоции у обучающихся сОВЗ, ввиду осознания своей особенности, либо специфики заболевания.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

Мы поставили перед собой цель: созданиекомфортной эмоциональной среды для учащихся со статусом ОВЗ как дома, так и вшколе.

Задачами нашей работыстали:

Ø использовать технологииинклюзивного образования, позволяющие влиять на психо-эмоциональное состояниеребенка;

Ø создать эффективную системупсихолого-педагогического   сопровождения обучающихся с ОВЗ;

Ø создать условия длясоциализации;

Ø формировать инклюзивнуюкультуру всех участников образовательных отношений.

В данном исследованииосновополагающими являются следующие принципы:

Ø признание ценности человека независимо отего индивидуальных возможностей и достижений;

Ø признание роли образовательных организацийне только в повышении академических показателей обучающихся, но и в развитииобщественных ценностей;

Ø повышение уровня культуры вобразовательной организации за счет формирования и укреплениятолерантного сознания и поведения по отношению к детям с ОВЗ;

Ø  признаниеразличий между обучающимися, как ресурсов, способствующих образовательномупроцессу, а не препятствий, которые необходимо преодолевать;

В условиях образовательногоучреждения возникает необходимость построения моделипсихолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса, вкотором, соответственно, участвуют классный руководитель, педагог-психолог,родители и их дети, т.к. наиболее эффективная сфера применениятехнологий, используемых в начальных классах образовательная деятельность.

В гимназии проводится ряд мероприятийдля детей с ограниченными возможностями здоровья, помимо индивидуальногосопровождения каждого воспитанника педагогом-психологом, мы постарались вовлечьвоспитанников в общественную жизнь, путем обучения их способам выраженияэмоций. Для решения поставленной проблемы, мы решили работать как с детьми, таки с родителями, — именно путем приобщения родителей к этому процессу, врезультате можно получить положительную динамику: то, что было достигнуторебенком в школе не забывается им, а подкрепляется заинтересованностьюродителей. Как результат таких работ: у обучающегося повышается самооценка,мотивация к самовыражению и способность адекватно выражать свои эмоции.

Нами разработан план мероприятий вдостижении целей:

1. цикл мероприятий с обучающимися:

·        мероприятия с родителями: родительскоесобрание «Психологический климат в семье», мастер-класс «Поиграй со мной»,родительский всеобуч «Секреты памяти» и т.д.;

·        мероприятия для детей: клуб «Академия игр»(занятия проводятся педагогом-психологом Болигатовой Ю.В. и учителем начальныхклассов Петровской В.А. два раза в неделю, двумя группами по 10 человек),творческая мастерская «Нарисуй свой мир» (занятие проводится педагогом-психологомБолигатовой Ю.В. три раза в неделю, группами по 5 человек), «Веселые переменки»и т.д.

В ходе данныхмероприятий мы использовали технологии, относящиеся к коррекционным, аименно: игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия.

Охарактеризуем каждую технологию подробнее.

·        Игротерапия — процесспроживания и осмысления взрослого с ребенком какой-либо жизненно важнойситуации через игру.

·        Сказкотерапия – этопомощник в проживании какой-либо ситуации и нахождении выхода из неё при помощисказочных героев, которые всегда имеют аналог в реальной жизни. Для занятия на уроках чаще всего используется сказкотерапия, т.к.она имеет ряд преимуществ перед другими технологиями: сказкотерапия отличноподходит для работы не только во внеурочной деятельности, но и во время урокавместе с учащимися, из этого следует, что сказкотерапию легко «вплести» вконспект урока. Стоит также отметить, что вескую роль ввоспитании позитивных качеств играет также театрализация (как связь сигротерапией), т.к. она позволяет ребенку разобраться в собственных чувствах,ассоциируя себя с главным героем, соответственно, помогает найти выход изпроблемной ситуации и избавиться от эмоционального напряжения.

·        Арт-терапия – «терапияискусством» — способ раскрытия внутренних сил человека, позволяющих повыситьсамооценку, выплеснуть негативные мысли и чувства.

Наибольшийэмоциональный отклик получили некоторые мероприятия. Запоминающимся стал мастер-класс«Поиграй со мной!».

Родители были приглашены намероприятие со своими детьми. Задания, подготовленные для детей, выполнялисьсовместно с родителями. Во время упражнения с использованием сказкотерапии, гдеребенок должен был сочинить сказку по предложенной картинке, родитель не долженбыл предлагать свою идею ребенку, а наоборот, путем наводящих вопросов помочьребенку изложить свои мысли и чувства на бумаге.

В ходе мероприятия использовалисьприемы игротерапии. Родителям было упомянуто, что терапевтические игры невсегда сложны и требуют психологического образования: игры, знакомые многим сдетства могут также использоваться. Такие, как: «Жмурки», «Море волнуется раз»,«Снежный бой» и т.д. Родители активно принимали участие в подвижных играх.

В качестве арт-терапии детям иродителям было предложено задание: помочь друг другу нанести краску на ладони исоздать на листе ватмана цветочную поляну.  Арт-терапия не только предотвращаетэмоциональные всплески, но и становится помощью в выражении своих чувств, длякоторых воспитанник не может найти слов, развивает в нем творческие качества.

С уверенностью можно сказать, чтомастер-класс благоприятно отразился на эмоциональном фоне воспитанников – онистали чаще упоминать о совместно проведенном с родителями времени.

Ни для кого не секрет, что увлечение детей единым делом, демонстрация разных эмоций и стилейповедения находят отражение в театрализации. Поэтому было решено провестивнеурочное мероприятие «Театр и каким он бывает». В ходе проведенияпрослеживалось эмоциональное состояние детей, а именно: их самоощущение ичувства на каждом этапе мероприятия. В течение занятия дети познакомились сновыми видами театра, обсудили любимые сказки, попробовали себя в роли декораторови костюмеров, актеров. Дети были разделены на 3 группы для создания декораций «сцены»(дворец, сад и школа). Работа в группах способствует развитию умениядоговариваться, дает возможность побывать в роли лидера, последователя,исполнителя, генератора идей, сценарист. В концевнеурочного мероприятия раздаются картинки сразличными сказочными, необычными изображениями,по которым дети должны придумать и написать свою сказку, выразив свои потаенныежелания, обиды, страхи. После написания сказок, их анализировалпедагог-психолог для определения глубинных переживаний обучающегося идальнейшей их проработки. Важно, что даже персонажи, не имеющие слов, такжеактивно принимали участие в театрализации и передавали свои роли с помощьюмимики и эмоций. Мероприятие стало показателем того, в каком направлении намнеобходимо развиваться.

Игротерапия становится полезной технологией наперемене. Играя вместе, учащиеся получают новые навыки коммуникации, учатсяследовать правилам, коллектив становится более сплоченным.

После систематического использования технологий, было снова проведенодиагностирование, которое показало, что уровень эмоциональности повысился.

В ходе проведения работы был созданаметодическая копилка (далее: сборник). В сборник входятдиагностики личности ребенка: «Тестирование глубинных импульсов»,«Характеристика личности», «Выявление уровня эмоциональности», «Выявлениесамооценки». Также сборник включает в себя психологический анализ некоторыхдетских сказок, которые не были использованы во время реализации, но имеютместо быть как дополнительная диагностика личности ребенка и способа еговзаимодействия с миром, приведено более двадцати сказок в сказкотерапевтическомнаправлении, которые можно использовать при коррекции любого поведения:агрессии, неумении контролировать эмоции, отсутствии мотивации к деятельности,страхах и т.п. В папку входит ряд игр с детьми и родителями, упражнения для арт-терапии,а также детские работы (переведенные в цифровой формат).

В качестве подведения итогов хотелосьбы подчеркнуть, что эти терапии, проводимые по определенному расписанию,вошедшие в систематику действительно в короткий срок могут помочь улучшитьэмоциональное состояние ребенка и решить многие проблемы, связанные с обучением,эмоциональностью, самооценкой и т.д. Как доказательство – проведенные намиисследования.

Необходимо подчеркнуть, что подобногорода терапии могут перерасти в полноценный проект, который может развиватьсягодами, пополнять методическую копилку.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет