Здоровьесберегающиетехнологии в работе с детьми с ОВЗ в начальной школе.
Приобучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению иукреплению здоровья детей. Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимостькомплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства вобразовании для детей с ОВЗ. В начальной школе внедряются здоровьесберегающиетехнологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровьеребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Поэтому вовремя начатое иправильно организованное обучение таких детей, укрепление их психическогоздоровья позволят предотвратить или минимизировать эти вторичные по своемухарактеру нарушения.
Проблема сохраненияздоровья для детей с ограниченными возможностями очень важна. Здоровый образжизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельностичеловека. По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – этосостояние полного физического, психического и социального благополучия, а непросто отсутствие болезней или каких-то физических дефектов».
Целью моей работы по здоровьесбережению являетсяформирование потребности в здоровом образе жизни. Для достижения целинеобходимо учить детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье,
способствовать овладению умениями организовывать здоровьесберегающуюжизнедеятельность, воспитывать культуру здоровья.
Как здоровье сохранить?
Что в уроке применить?
Что поможет моим детям
Свое здоровье укрепить?
Класс проветрить, поиграть,
Дать заданье в норме,
Детей активность развивать,
Меняя методы и формы.
Создание психологическогокомфорта для учащихся. Принципы психологического комфорта следующие:
— учеба должна давать детямрадость;
— протекать на фонеположительных эмоций;
— исключатьпсихотравмирующие ситуации.
Без психологическогокомфорта в образовательной среде не сможет формироваться творческая личность,способная к самосовершенствованию. Я считаю, что для создания психологическогоклимата необходимо
присутствие ситуацииуспеха, которая формирует у ребенка уверенность в себе. На своих уроках яупотребляю такие выражения как « у тебя все получится», « все в твоих руках» ,вместо «ты не прав»,»кто скажет лучше ?»
На каждом уроке провожурефлексию
Рефлексия (“Все в твоихруках”)
На листе бумаги обводятлевую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своемнение.
Большой – для меня быловажным и интересным…
Указательный – по этомувопросу я получил конкретную рекомендацию.
Средний – мне было трудно(мне не понравилось).
Безымянный – моя оценкапсихологической атмосферы
Мизинец – для меня былонедостаточно…
Рациональный режим работы
1. На своих уроках чередуюучебные нагрузки, смену видов деятельности.
Например на уроке русскогоязыка за 45 минут я смогла провести :
— Проверку домашнегозадания
— самостоятельную работу
— работу в парах с взаимопроверкой
— две физминутки (использую разные разминки: для глаз, для рук, для осанки)
— изучить новую тему
— используя тест, проверилаусвоение нового материала
— провела рефлексию
— ответила на вопросыдетей, разобрав домашнее задание.
2. Организую своевременноепроветривание помещения.
3 .Организую подвижныепаузы в ходе урока, минутки релаксации, проводить эмоционально отвлекающиеразрядки на уроках.
4. Слежу за осанкой .
5 .Контролирую режимосвещённости в учебном помещении.
6. Провожу комплексы упражненийдля снятия усталости глаз.
7. Демонстрирую уверенностьв способностях всех учащихся.
8. Способствую развитиюпозитивных ожиданий учащихся.
Применение на уроках разныхформ работы с использованием заданий развивающего характера способствует развитиюпознавательного интереса, позволяет решать целый комплекс развивающих,воспитательных и здоровьесберегающих задач. Ребята учатся самоконтролю ивзаимоконтролю. Создаются условия для воспитания коммуникативных отношенийчерез работу в парах и микрогруппах.
Но не только на уроке
Я здоровье укрепляю.
Целый блок в своейпрограмме
Вопросу этому посвящаю.
Я работаю по своейавторской воспитательной программе «Вместе весело шагать», содержание которойпредставлено 6 блоками. Одним из них является блок «Здоровье всего дороже». Оннаправлен на формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня,правильном питании, на приобщение к занятиям спортом, на сохранение здоровья.
Тематические классные часына темы здоровья, профилактические беседы, утренники, викторины, конкурсныепрограммы, встречи с интересными людьми обучают жизненно важным навыкам поформированию здорового образа жизни. Внедрение здоровьесберегающих технологийпроводится при поддержке родителей. Они принимают активное участие во всехнаших мероприятиях. Уроки здоровья, дни здоровья и подвижные игры на свежемвоздухе также способствуют укреплению здоровья, двигательной активности,развитию коммуникативных навыков.
Наша команда сильна идружна
Детям помочь мы можемвсегда.
Школа – это территорияздоровья. Работая единым коллективом: психологи, медики, педагоги, можнодобиться значительных успехов в сохранении здоровья детей, создании комфортнойобстановки в классе. Наша команда делает очень много для популяризации преимуществаздорового образа жизни. Это система профилактической работы по предотвращениюроста заболеваемости обучающихся, расширение кругозора детей в областифизической культуры и спорта, просвещение родителей в вопросах сохраненияздоровья детей.
Литература:
1. Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии вработе учителя и школы» 2004г.
2. С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л, Снисаренко«Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия». Комплекс мероприятий поразвитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии. 2008г
3. О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто «Справочник психолога начальнойшколы»2006г
4. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии вобщеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опытприменения/Под.ред.М.М.Безруких,В.Д.Сонькина 2009г.
5. Коррекционно-развивающее обучение в начальнойшколе/С.Г.Шевченко.2004г.
6. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельностиобразовательных учреждений.2004г.