X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Акимова С.Р.

Государственное бюджетное образовательноеучреждение высшего образования Республики Крым Крымскийинженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова

г. Симферополь

                                               Научнаястатья

«СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПОПРЕОДОЛЕНИЮ ДИЗАРТРИИ»

Аннотация

В этой статье речь пойдет об одном изсамых распространенных нарушений речи — дизартрии. Большое внимание  в статье уделяетсяобщим симптомам дизартрии и способам их устранения. Также подчеркиваетсяважность и содержание  логопедической помощи для улучшения организации речи удетей с дизартрией.

Ключевые слова: фонематическиенарушения, дизартрия, диагностика, симптоматика, логопедическая коррекция.

Keywords: phonemic disorders, dysarthria,diagnosis, symptoms, speech therapy correction.

Дизартрия -это нарушение произношения, проявляющееся в отсутствии органической иннервации артикуляционныхорганов. Термин дизартрия образован от греческихслов arthson — сочленение и dys — частица, означающаярасстройство(нарушение).

Понятие  «дизартрия»предложил терапевт А. Куссмауль в 1877 г., под которым он понимал все нарушенияфонетической стороны речи у детей и взрослых. Изучение дизартрии как речевой патологии и системыкоррекционной работы связаны с исследованиями  Е. Н. Винарской, Е. Ф.Архиповой, Е. М. Мастюковой, Е. Ф. Соботович, Л. И. Белякова, Г. В. Чиркина, Л.В. Лопатина.

Под речью ребенка с дизартрией  обычно понимают неясную,смазанную, глухую, часто с носовым оттенком речь. О таких людях говорят, что уних «полный рот каши».
Причиной этого нарушения речи может стать:
-внутриутробные инфекции;
-тяжелые токсикозы в период беременности у матери;
-травма или кислородное голодание головного мозга в процессе родов;
-перенесенные инфекции центральной нервной системы (менингиты,
энцефалиты);
-пороки развития нервной системы;
-тяжелые наследственные заболевания.

Хотядизартрия изучается так давно, до сих пор остается много не известного. Внастоящее время существует два основных подхода к изучению этого речевогорасстройства:

ü Неврологический. При такомнаправлении учитываются клинические проявления дизартрии и локализацияпоражения ЦНС. Нарушения речи рассматриваются в сочетании с другимидвигательными нарушениями, имеющимися у пациента.

ü Нейрофонетический. Фонематический анализ речи ребенка с дизартрией проводитсяс использованием психолингвистических методов. Большее внимание уделяетсявыявлению и изучению нейрофонетических проявлений, отодвигая клиническуюкартину состояния на второй план.

Основными симптомами дизартрии являются проблемы сартикуляцией, трудности с речью и изменения в темпе, ритме и интонации речи.
Данные  нарушения проявляются в различной степени и комбинациях, в зависимостиот локализации поражения в центральной и периферической нервной системе,тяжести расстройства и времени его начала.
Клинические,психологические и логопедические исследования детей с дизартрией показывают,что эта категория детей весьма неоднородна в плане двигательных, психических иречевых нарушений.

По последнимданным исследований  российских и зарубежных ученых, 60-70% детей с нарушениямиречи имеют дизартрию.

Основная цель при дизартрии – добиться дифференцированногопроизношения. Поскольку основной причиной дизартрии является полная иличастичная неподвижность артикуляционного аппарата, логопедам необходимососредоточиться на развитии подвижности артикуляционного аппарата.

 Основные направления коррекционной работы при дизартриивключают в себя:

·        Развитие фонематическоговнимания и восприятия;

·        Формирование правильногоречевого дыхания;

·        Преодоление нарушенийголоса;

·        Работа над просодическойстороной речи (ритмом, темпом, интонацией);

·        Развитие и формированиемимической и артикуляционной моторики;

·        Постановка звуков;

·        Формирование и развитиеобщей моторики и мелкой моторики рук.

Логопедическая работа основываетсяна знании структуры речевого дефекта при дизартрии, механизмов общихдвигательных и логопедических нарушений,  с учётом индивидуальных особенностейдетей. Коррекционные занятияпроводятся комплексно с участием медиков и мер медицинского характера,которые включают медикаментозное лечение, физиотерапевтическое лечение,лечебную физкультуру.

Очень важным принципом, особенно придизартрии, является раннее начало коррекционной и восстановительной работы.Ранняя коррекционная поддержка ребенка позволяет быстрее компенсироватьтрудности речевого развития.

Лечение дизартрии всегда длительное,кропотливое, систематическое и регулярное.

При коррекции дизартрии в практике, как правило,используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приемовустановления плавности речи.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.64%
НЕТ
41.36%
Проголосовало: 972

Логопед использует несколько принциповпри коррекционной работе с детьми:

Индивидуальный подход. Специалист оцениваеткомпенсаторные возможности ребёнка — какие артикуляционные движениясохранились, какие звуки и слоги малыш произносит правильно;

От простого — к сложному. Коррекционная работа  всегданачинается с тех звуков, которые ребенок произносит лучше всего. Такаяпоследовательность постановки звуков при дизартрии позволяет добиться лучшихрезультатов.

Продолжительная отработкакаждого звука. Коррекция речи у детей с дизартриейзанимает гораздо больше времени, чем при других речевых проблемах. Поэтому дляпреодоления дизартрии необходимо запастись терпением и проводить регулярныезанятия с ребенком.

Действия по преодолениюдизартрии начинается с преодоления наслоений и вторичных явлений, которыепрепятствуют правильному произношению: это преодоление обильного слюнотечения,пассивности мышц речевого аппарата, недостатков фонематического внимания ивосприятия и подготовка мышц к формированию артикуляционных укладов.

Работа надразвитием основных движений артикуляционного аппарата проводится с помощью  логопедическогомассажа и артикуляционных упражнений. Целью артикуляционной практики являетсяразвитие полноценного движения и специфических позиций артикуляционных органов,необходимых для правильного произношения звуков.

На следующем этапе осуществляетсяпреодоление основного нарушения – фонетических недостатков речи, т.е.постановка звуков.

Автоматизация поставленных звуков в речи требует такжедлительных сроков работы.

Последовательностьпостановки звуков определяется индивидуальным подходом, в зависимости отподготовленности артикуляционных укладов.
Г.В. Чиркина предлагает два этапа в постановкезвуков и их дифференциации:

I этап. Отрабатываются звуки: [а, п, у, м, к, ы, н, х,в, о, т, с, л], автоматизируются.

На этом этапепланируют дифференциацию: [п-м, м-н, к-х, т-с, а-у-о-ы].
II этап. Отрабатывают: [б, д, з, г, ж, ш, щ, ч, ц, р].

 Дифференцируют:[с-з,ш-ж, ц-ч, ч-щ, ч-т

Лечение ребенка с дизартрией требует много терпения,настойчивости и времени как от логопеда, так и от ребенка.

Различные упражнения должны проводиться длительно исистематически, они легко могут надоесть ребенку, поэтому от логопеда требуетсямного умения и такта, чтобы заставить ребенка их производить, а кроме того,много изобретательности, чтобы варьировать форму их преподнесения.

Заключительным этапом коррекционнойлогопедической работы является: включение ребенка в активное общение.

Логопеды должны быть очень гибкими в выборе речевогоматериала, поскольку им необходимо использовать как можно большесоответствующей возрасту лексики и соответствовать повседневным интересамребенка. Он может быть подобран как из специальных пособий по исправлениюпроизношения, так и из различных букварей.

Слова должны подбираться по двум принципам:

а) по постепенно нарастающей трудности произнесения —длине, звуковому составу;

б) по смысловому значению, начиная со слов конкретныхи обиходных и постепенно переходя к более абстрактным.

При раннем обнаружении  данную болезнь можно вылечить.Комплексное лечение дает хорошие результаты. Это, конечно, при отсутствиитяжелых неврологических заболеваний.

Ещё лучше, если болезнь диагностирована в то время, когдаона еще не распознана, т.е. до того, как ребенок впервые попытается заговорить.Такое раннее выявление является эффективной профилактической мерой.

Медико-педагогическая работа по предотвращению  дизартрии удетей с перинатальным поражением мозга должна начинаться с первых месяцевжизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте содержится впредостережении нейроинфекций, травм мозга, токсических воздействий.

Списоклитературы

1. Мастюкова Е.М. Дизартрия //Логопедия. —М., 1989-2002 — 30-33 с.

2. Бабина Г. В.Логопедия. Дизартрия: учебно-методическое пособие / Г. В. Бабина, Л. И.Белякова, Р. Е. Идес; — Москва: МПГУ, 2016. — 102 с.

3. Филичева Т. Б.,Орлова О. С., Туманова Т. В. Осноы дошкольной логопедии / Т. Б. Филичева, О. С.Орлова, Т. В. Туманова и др. — Москва: Эксмо, 2017. — 99–103 с.

4. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. —М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. 287 с.

5. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическаяработа по преодолению стертой дизартрии. — М.: АСТ, 2011. 200 с.

6. Белякова Л. И. Развитие речевого дыхания у дошкольников снарушением речи: метод. пособие / Л. И. Белякова. — М.: Книголюб, 2005. — 55 с.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.64%
НЕТ
41.36%
Проголосовало: 972

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет