Технологическаякарта урока
ФИО |
Калинина Елена Викторовна |
Школа |
МОУ СОШ №2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова |
Предмет |
Изобразительное искусство |
Класс |
4 «А» |
Тема урока |
Каргопольская игрушка. |
Тип урока |
Открытие новых знаний |
Цель урока |
Создать условия для открытия нового знания. Сформировать у учащихся знания об особенностях глиняной Каргопольской игрушки как составляющей народного промысла в Архангельской губернии. Отработка практических навыков украшения в стиле северной вышивки. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером. |
Планируемые результаты |
Личностные: формировать у учащихся умение оценивать успешность достижения цели. |
Метапредметные Регулятивные: уметь определять цель урока; мотивировать свою деятельность; оценивать правильность действий; Коммуникативные: учиться оформлять свою мысль в устной форме; учиться слушать и слышать; учиться высказывать своё мнение и принимать иную точку зрения; Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; использовать свой опыт в отборе материала; действовать в соответствии с планом работы. |
|
Предметные: научится применять знания об особенностях глиняной Каргопольской игрушки как составляющей народного промысла в Архангельской губернии. Отработать практические навыков украшения в стиле северной вышивки. |
|
Основные понятия |
Народные промыслы, Каргопольская игрушка, сюжет, цвет, форма. |
Технология |
Личностно-ориентированная |
Методы и приёмы |
Беседа, наблюдение, метод анализа и обобщения, метод практической работы |
Ресурсы |
Литература: Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры.- Ярославль: Академия развития, 2000. Наглядные пособия: таблица поэтапного рисования, таблица особенностей узора; запись темы урока |
Оборудование |
Для учащихся: модель для раскрашивания Каргопольская игрушка, акварель, кисти, баночка для воды, лист бумаги, салфетка, тычок (ватная палочка), простой карандаш, стирательная резинка |
Организация пространства |
Индивидуальная работа, работа в парах. |
Межпредметные связи |
Окружающий мир |
ЭТАПЫ УРОКА |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
УУД |
|||||||||||
1.Оргмомент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин. |
— Здравствуйте, ребята! Садитесь. — Урок изобразительного искусства проведу у вас я, зовут меня Алексей Анатольевич. Вы пришли сюда учиться, Работайте старательно. Слушайте внимательно! -Проверьте свою готовность к уроку. -У вас на столе: акварельные краски, кисти, баночка для воды, альбом, салфетка, тычок (ватная палочка), простой карандаш, резинка (ластик). -Поднимите руку, кто не готов к уроку. Чем Вам помочь?
-Прочитайте эпиграф на доске: -Автор этих стихов Эдуард Успенский. -Вы согласны с поэтом? (Лёша, Арина). |
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Проверяют свою готовность к уроку
Читают: « … Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне …» (Эдуард Успенский). |
Личностные: эмоционально настроиться на урок. Регулятивные: умение выстраивать свою подготовку к уроку в соответствии с требованиями к предмету. |
|||||||||||
2.Актуализация знаний о народных промыслах. |
—Сегодня тема урока будет связана с игрой, игрушкой и народными промыслами. Слушайте внимательно. -Назовите центры народных промыслов: 1)Эти игрушки делали из глины. После просушки их обжигали, а потом белили. Появлялись яркие почти живые персонажи. Над селом всегда вились из труб дымки. Отсюда и появилось название села. -Посмотрите на эти игрушки. -Назовите село. 2) Известно ли вам, что в Пензенской области в старину игрушки для крестьянских детей, как и везде, делали родители или соседи. Но особенно прославилось мастерами село Абашево. -Посмотрите на эту игрушку. -Назовите её родное село. 3) А Родина следующей игрушки Русский север. Появилась она в Архангельской области, в деревнях вокруг города Каргополь. Её делали из самого доступного в тех местах материала -красной глины. -Назовите место её рождения. |
Слушают, выделяют из речи названия центров народных промыслов.
Дымково.
Абашево.
Каргополь или Архангельск. |
Регулятивные: осознание собственного знания-незнания. Коммуникативные: умение слышать и слушать. Познавательные: на основе сопоставления выделить тему урока. |
|||||||||||
3.Открытие нового знания. 1)Осознание затруднения |
—Что общего у этих центров народных промыслов? -Прочитайте хором.
-О какой игрушке вы мало знаете? |
-Делали игрушки из глины.
—О Каргопольской. |
Личностные: осознание необходимости новых эмоциональныхпереживаний. Познавательные: уметь собирать материал для формирования нового знания и умения. на основе сопоставления выделить тему урока. Уметь достигать цель в соответствии с планом работы. Коммуникативные: умение договариваться, общаться со взрослыми, сверстниками. |
|||||||||||
2)Выделение темы урока. |
—Хотите ли вы узнать, как она выглядит? -Хотите ли вы нарисовать каргопольскую игрушку? -Назовите тему урока. Представленная информация была полезной? ДА 59.33% НЕТ 40.67% Проголосовало: 1168 -Прочитайте на доске «Глиняная Каргопольская игрушка». |
Читают тему: Глиняная Каргопольская игрушка.
|
||||||||||||
3)Поиск выхода их затруднения. |
-Что надо знать, чтобы нарисовать эскиз будущей игрушки?
|
сюжет цвет узор |
||||||||||||
4)Вводная беседа с демонстрацией изображения каргопольских игрушек, работа с таблицей «Значение символов». |
—Какой сюжет у этих игрушек? -Понаблюдайте, рассмотрите. -Кого изображали каргопольцы? Фигурки людей лепят немного грубоватыми, коренастыми (с коротким телом). Плечи сливаются с затылком, ноги и руки короткие. Животных мастера очеловечивают -они заняты тем же делом, что и люди, играют на музыкальных инструментах, несут посуду (например, самовар).
—Какой цвет используют в росписи? Цвета неяркие, приглушенные: розовые, зеленые, желто-оранжевые бледных оттенков, сиреневато-синие.
-Рассмотрите и назовите узоры. Рассмотрите таблицу.
-Узоры на Каргопольской игрушке напоминают северную вышивку.
-Вам надо будет выбрать фигурку, которую вы будете украшать. Эти игрушки имели для древних людей особый смысл:
|
Фигурки людей грубоватые, коренастые (с коротким телом). Плечи сливаются с затылком, ноги и руки короткие. Животных мастера очеловечивают -они заняты тем делом, что и люди.
Кирпично-красный, Зелёный, Чёрный, Охристый (жёлтый), Золотой, Серебряный.
Полоски. Штрихи, ромбы. Мотивы зёрен и колосьев. Круги — изображение солнца. |
||||||||||||
5)Практическая часть. Объяснение последовательности роспи.
|
—Хотели бы вы сами нарисовать один из персонажей? -Изображайте крупно силуэт. -Нанесите тонкими линиями узор. Используйте тычок, изображая точки. -Обведите красками, начиная со светлого. -Выделите чёрным цветом основные детали. -Заполните фон в соответствии с выбранным сюжетом. -Выберите шаблон одного из персонажей. |
Слушают.
Выбирают шаблон. |
Личностные: осознание необходимости впечатлений. Регулятивные: уметь действовать по плану. Предметные: работа с акварелью. |
|||||||||||
ФЗМ (1 минута) |
—Проведём физкультминутку. Встаньте. Отвели свой взгляд направо. Отвели свой взгляд налево. Оглядели потолок. Посмотрели все вперёд. Раз -согнуться, разогнуться. Два -подняться, потянуться. Три — в ладоши три хлопка. Головою три кивка. На четыре руки шире. Пять и шесть — тихо сесть. |
Выполняют физкультминутку. |
Личностные: осознание необходимости перемены работы и отдыха. |
|||||||||||
4.Самостоятельная роспись 15-20 мин. (Текущий инструктаж). |
—А сейчас и мы с вами, ребята, попробуем приблизить весну и Солнце — на время станем народными мастерами и распишем эскиз каргопольской игрушки. Постарайтесь работать так, чтобы на сердце у вас было тепло и радостно! -Выполняйте самостоятельную работу. (Учитель проверяет работы, помогает в выборе сюжета.) |
Самостоятельная роспись эскиза каргопольской игрушки. |
Личностные: настрой на самостоятельную работу. |
|||||||||||
5.Выставка работ. (5 минут.) |
—Заканчиваем свою работу. -Проведём выставку работ по рядам. -1 ряд, выходите. -Что изобразили, Даша, Никита, Марина, Ярослав, Таня? Какой цвет использовали, почему? -Какой узор изобразили? -Оценки … . -2 ряд, выходите. -Что изобразили, Лёша, Настя, Арина, Дима, Дима? -Оценки … . -3 ряд, выходите. -Что изобразили, Аня, Марина, Ярослав, Кирилл? -Оценки … . (Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.) |
Ребята вместе с учителем выбирают лучшие работы. |
Регулятивные: умение оценивать свою работу, соотносить свою работу с эталоном. |
|||||||||||
6. Подведение итогов. Рефлексия. (1 мин). |
—Чему учились на уроке? -Какую цель ставили? -Как вы думаете, достигли мы цели? |
Узнать. Как выглядит каргопольская игрушка. |
Коммуникативные: умение слышать и слушать. Регулятивные: осознавать цель урока. |
|||||||||||
7. Домашнее задание. ( 1 мин.) |
—Дома подготовить сообщение о Филимоновской глиняной игрушке. —Вот закончился урок! -И звенит, звенит звонок! -Встаньте! Урок окончен. |
Записывают задание в дневник или запоминают. |
Личностные: осознание необходимости расширения представлений о народных промыслах России. |