X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Технологическаякарта урока

ФИО

Калинина Елена Викторовна

Школа

МОУ СОШ №2 г. Белинского Пензенской области им. Р.М. Сазонова

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

4 «А»

Тема урока

Каргопольская игрушка.

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель урока

Создать условия для открытия нового знания. Сформировать у учащихся знания об особенностях глиняной Каргопольской игрушки как составляющей народного промысла в Архангельской губернии. Отработка практических навыков украшения в стиле северной вышивки. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Планируемые результаты

Личностные: формировать у учащихся умение оценивать успешность достижения цели.

Метапредметные

Регулятивные: уметь определять цель урока; мотивировать свою деятельность; оценивать правильность действий;

Коммуникативные: учиться оформлять свою мысль в устной форме; учиться слушать и слышать; учиться высказывать своё мнение и принимать иную точку зрения;

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; использовать свой опыт в отборе материала; действовать в соответствии с планом работы.

Предметные: научится применять знания об особенностях глиняной Каргопольской игрушки как составляющей народного промысла в Архангельской губернии. Отработать практические навыков украшения в стиле северной вышивки.

Основные понятия

Народные промыслы, Каргопольская игрушка, сюжет, цвет, форма.

Технология

Личностно-ориентированная

Методы и приёмы

Беседа, наблюдение, метод анализа и обобщения, метод практической работы

Ресурсы

Литература:

Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры.- Ярославль: Академия развития, 2000.

Наглядные пособия: таблица поэтапного рисования, таблица особенностей узора; запись темы урока

Оборудование

Для учащихся: модель для раскрашивания Каргопольская игрушка, акварель, кисти, баночка для воды, лист бумаги, салфетка, тычок (ватная палочка), простой карандаш, стирательная резинка

Организация  пространства

Индивидуальная работа, работа в парах.

Межпредметные связи

Окружающий мир

 

ЭТАПЫ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

УУД

1.Оргмомент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

— Урок изобразительного искусства проведу у вас я, зовут меня Алексей Анатольевич.

Вы пришли сюда учиться,

Работайте старательно.

Слушайте внимательно!

-Проверьте свою готовность к уроку.

-У вас на столе: акварельные краски, кисти, баночка для воды, альбом, салфетка, тычок (ватная палочка), простой карандаш,  резинка (ластик).

-Поднимите руку, кто не готов к уроку. Чем Вам помочь?

 

-Прочитайте эпиграф на доске:

-Автор этих стихов Эдуард Успенский.

-Вы согласны с поэтом? (Лёша, Арина).

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу. Проверяют свою  готовность к уроку

 

 

 

Читают:

« … Это правда!

Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне …»   (Эдуард Успенский).

Личностные:

эмоционально настроиться на урок.

Регулятивные:

умение выстраивать свою подготовку к уроку в соответствии с требованиями к предмету.

2.Актуализация знаний о народных промыслах.

Сегодня тема урока будет связана с игрой, игрушкой и народными промыслами. Слушайте внимательно.

-Назовите центры народных промыслов:

1)Эти игрушки делали из глины. После просушки их обжигали, а потом белили. Появлялись яркие почти живые персонажи. Над селом всегда вились из труб дымки. Отсюда и появилось название села.

-Посмотрите на эти игрушки.

-Назовите село.

2) Известно ли вам, что в Пензенской области в старину игрушки для крестьянских детей, как и везде, делали родители или соседи. Но особенно прославилось мастерами село Абашево.

-Посмотрите на эту игрушку.

-Назовите её родное село.

3) А Родина следующей игрушки Русский север.

Появилась она в Архангельской области, в деревнях вокруг города Каргополь. Её делали из самого доступного в тех местах материала -красной глины.

-Назовите место её рождения.

Слушают, выделяют из речи названия центров народных промыслов.

 

 

 

 

 

Дымково.

 

 

 

Абашево.

 

 

 

 

 

Каргополь

или Архангельск.

Регулятивные:

осознание собственного знания-незнания.

Коммуникативные:

умение слышать и слушать.

Познавательные:

на основе сопоставления выделить тему урока.

3.Открытие нового знания.

 1)Осознание затруднения

Что общего у этих центров  народных промыслов?

-Прочитайте хором.

игрушка

с. Дымково

с. Абашево

г. Каргополь

-О какой игрушке вы мало знаете?

-Делали игрушки из глины.

 

 

 

О Каргопольской.

Личностные:

осознание необходимости новых эмоциональныхпереживаний.

Познавательные:

уметь собирать материал для формирования нового знания и умения.

на основе сопоставления выделить тему урока. Уметь достигать цель в соответствии с планом работы.

Коммуникативные:

умение договариваться, общаться со взрослыми, сверстниками.

2)Выделение темы урока.

Хотите ли вы узнать, как она выглядит?

-Хотите ли вы нарисовать каргопольскую игрушку?

-Назовите тему урока.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

-Прочитайте на доске «Глиняная Каргопольская игрушка».

Читают тему: Глиняная Каргопольская игрушка.

 

3)Поиск выхода их затруднения.

-Что надо знать, чтобы нарисовать эскиз будущей игрушки?

 

сюжет

цвет

узор

4)Вводная беседа с демонстрацией изображения каргопольских игрушек,  работа с таблицей «Значение символов».

Какой сюжет у этих игрушек?

-Понаблюдайте, рассмотрите.

-Кого изображали каргопольцы?

Фигурки людей лепят немного грубоватыми, коренастыми (с коротким телом). Плечи сливаются с затылком, ноги и руки короткие.

Животных мастера очеловечивают -они заняты тем же делом, что и люди, играют на музыкальных инструментах, несут посуду (например, самовар).

 

Какой цвет используют в росписи?

Цвета неяркие, приглушенные: розовые, зеленые, желто-оранжевые бледных оттенков, сиреневато-синие.

 

-Рассмотрите и назовите узоры. Рассмотрите таблицу.

 

-Узоры на Каргопольской игрушке напоминают северную вышивку.

 

-Вам надо будет выбрать фигурку, которую вы будете украшать.

Эти игрушки имели для древних людей особый смысл:

Берегиня

Женщина, держащая голубей

Главный оберег

Конь

Знак(символ) плодородия

Медведь

Знак успешного ведения хозяйства

Баран, корова

Знак изобилия

Олень

Знак доброй силы

Козёл

Фигурки людей грубоватые, коренастые (с коротким телом). Плечи сливаются с затылком, ноги и руки короткие.

Животных мастера очеловечивают -они заняты тем делом, что и люди.

 

 

Кирпично-красный, Зелёный, Чёрный, Охристый (жёлтый), Золотой, Серебряный.

 

Полоски.

Штрихи, ромбы.

Мотивы зёрен и колосьев. Круги — изображение солнца.

5)Практическая часть. Объяснение последовательности роспи.

 

Хотели бы вы сами нарисовать один из персонажей?

-Изображайте крупно силуэт.

-Нанесите тонкими линиями узор. Используйте тычок, изображая точки.

-Обведите красками, начиная со светлого.

-Выделите чёрным цветом основные детали.

-Заполните фон в соответствии с выбранным сюжетом.

-Выберите шаблон одного из персонажей.

Слушают.

 

 

 

 

Выбирают шаблон.

Личностные:

осознание необходимости   впечатлений.

Регулятивные:

уметь действовать  по плану.

Предметные:

 работа с акварелью.

ФЗМ

(1 минута)

Проведём физкультминутку.

Встаньте.

Отвели свой взгляд направо.

Отвели свой взгляд налево.

Оглядели потолок.

Посмотрели все вперёд.

Раз -согнуться, разогнуться.

Два -подняться, потянуться.

Три — в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре руки шире.

Пять и шесть — тихо сесть.

Выполняют физкультминутку.

Личностные:

осознание необходимости перемены работы и отдыха.

4.Самостоятельная роспись  15-20 мин. (Текущий инструктаж).

А сейчас и мы с вами, ребята, попробуем приблизить весну и Солнце — на время станем народными мастерами и распишем эскиз каргопольской игрушки. Постарайтесь работать так, чтобы на сердце у вас было тепло и радостно!

-Выполняйте самостоятельную работу.

(Учитель проверяет работы, помогает в выборе сюжета.)

Самостоятельная роспись эскиза каргопольской игрушки.

Личностные:

настрой на самостоятельную работу.

5.Выставка работ.

(5 минут.)

Заканчиваем свою работу.

-Проведём выставку работ по рядам.

-1 ряд, выходите.

-Что изобразили, Даша, Никита, Марина, Ярослав, Таня?

Какой цвет использовали, почему?

-Какой узор изобразили?

-Оценки … .

-2 ряд, выходите.

-Что изобразили, Лёша, Настя, Арина, Дима, Дима?

-Оценки … .

-3 ряд, выходите.

-Что изобразили, Аня, Марина, Ярослав, Кирилл?

-Оценки … .

 (Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.)

Ребята вместе с учителем выбирают лучшие работы.

Регулятивные:

умение оценивать свою работу, соотносить свою работу с эталоном.

6. Подведение итогов. Рефлексия. (1 мин).

Чему учились на уроке?

-Какую цель ставили?

-Как вы думаете, достигли мы цели?

Узнать. Как выглядит каргопольская игрушка.

Коммуникативные: умение слышать и слушать.

Регулятивные:

осознавать цель урока.

7. Домашнее задание. ( 1 мин.)

Дома подготовить сообщение о Филимоновской глиняной игрушке.

Вот закончился урок!

-И звенит, звенит звонок!

-Встаньте! Урок окончен.

Записывают задание в дневник или запоминают.

Личностные: осознание необходимости расширения  представлений о народных промыслах России.

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет