Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Подготовила:
педагог-психолог
МБОУ «СОШ №56» г.Чебоксары
Панова Наталья Александровна
Профилактика детского неблагополучия -
2 слайд
состояние здоровья и возможности для полноценного физического, умственного и эмоционального созревания, наличие такой дружественной детям социальной среды, которая способствовала бы их росту и развитию, поощряла самовыражение, творчество и ответственность.
Детское благополучие
Детское неблагополучие — условия, непригодные для развития ребенка, наносящие вред, препятствующие его социализации, развитию и дальнейшему продвижению в жизни. -
3 слайд
Низкая успеваемость, серьезные отставания по ряду учебных предметов;
сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, включая родителей;
иные аспекты неуспешной социализации.
Проявление «детского неблагополучия»:
Социализация — процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей), усвоения индивидом социального опыта, в ходе которого создается личность.
Неуспешная социализация — нарушение индивидом традиций, правил и норм общества (при удовлетворенности субъекта можно рассматривать, как криминальное направление процесса социализации индивида). -
4 слайд
это внутренний дискомфорт, ощущение себя ущербным, беспомощным;
это состояние, осложняющее или даже делающее невозможным безусловное принятие себя, своей природы, изначальной врожденной данности (генетически запрограммированных особенностей внешности, темперамента, наличия, ограниченности или отсутствия определенных качеств и способностей);
это состояние эмоционального дискомфорта, повышенной тревоги, беспомощности, вызванное влияние внешних факторов и формирующееся под воздействие субъективной оценки ситуации.
Психологическое неблагополучие -
5 слайд
это внутриличностный комфорт, наличие у человека гармонизированного внутреннего мира, баланса с самим собой и окружающими. (Л.Я. Коломенский)
Психологическое благополучие –
интегральная характеристика личности, которая проявляется в эмоциональной устойчивости и возможности регулировать свое психическое состояние в любых жизненных ситуациях.
Психологическое благополучие -
6 слайд
Самопринятие
позитивное отношение к себе: осознание, принятие и положительная оценка всех сторон своей личности и собственной жизни
Личностный рост
стремление развиваться, учиться новому, ощущать собственный прогресс и самореализацию в чем-либо
Автономность
способность следовать собственным убеждениям, противостоять социальному давлению, иметь стремление к саморегуляции
Компетентность в управлении средой
способность выполнять требования повседневной жизни при этом добиваться желаемого, преодолевая трудности на пути реализации своих целей
Позитивные отношения с окружающими
умение устанавливать длительные доверительные отношения, проявлять эмпатию, гибкость, заботу во взаимодействии с другими людьми
Наличие целей и занятий, придающих жизни смысл
понимание значения собственной жизни, ценности прошлого, настоящего и будущего
Обобщенная модель психологического благополучия -
7 слайд
Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга.
С семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями — все это зарождается в дружной, теплой атмосфере дома.
Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
-
8 слайд
— уметь распознавать состояния острого неблагополучия у детей и своевременно предпринимать меры по сохранению жизни и здоровья ребёнка
— оказывать психологическую поддержку и создавать атмосферу принятия и эмоционального комфорта в семье.
Родители должны
-
9 слайд
1. Ребенок ведет себя не так, как всегда.
2. Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.
3. Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению, появление замкнутости.
4. Снижение успеваемости.
5. Изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше).
6. Вялость, хроническая усталость, апатия (равнодушие к окружающему).
Признаки эмоционального неблагополучия детей: -
10 слайд
7. Длительное повышение или понижение настроения. Выраженная тревога.
8. Идеи собственной малоценности, никчемности. Появившаяся неряшливость во внешнем виде.
9. Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком.
10. Возможным проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление ПАВ (или первые пробы).
11. Суицидальные идеи, намерения, попытки.
Признаки эмоционального неблагополучия детей: -
11 слайд
к нарушению его социализации, которая проявляется в низкой адаптивности ребенка, в неуверенности в себе, тревожности нерешительности.
к появлению проблем в установлении социальных контактов
к школьной неуспешности
к риску стать изгоем среди сверстников
к поиску ситуаций, где ребенку будет более комфортно (например, микросреда с асоциальными, но значимыми для ребенка (часто подростка) компаниями)
к риску девиантного поведения.Длительное эмоциональное неблагополучие ребенка приводит
-
12 слайд
обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других (адекватная самооценка);
обучать навыкам понимания своих эмоциональных реакций, и умению выразить их словами;
навыкам понимания эмоционального состояния других людей;
умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих;
формировать потребность в саморазвитии (создавать условия для реализации творческих потребностей ребенка);
уделять своему ребенку достаточно внимания, любви, заботы.
Что могут сделать родители психологического благополучия? -
13 слайд
Необходимо проводить вместе с ребенком какое-то время «просто так»: вместе гулять, играть, смотреть фильмы (мультики), разговаривать, общаться и получать от этого удовольствие.
-
14 слайд
Используйте для общения разные ситуации (когда ведете ребенка в сад/школу, идете в магазин/ в поликлинику …).
Рассказывайте ребенку о себе: о своих мыслях, взглядах, чувствах, о своем детстве, о своих радостях и проблемах (в разумных пределах и на доступном его пониманию языке).
Возобновите чтение на ночь или просто чтение вслух, подобрав соответствующие возрасту и интересам книги. Обсуждайте эти книги.
Совместно просматривайте и обсуждайте передачи, фильмы и даже мультфильмы.Важно просто быть со своим ребенком «вместе», и душой, и мыслями полностью присутствовать в общении с ним.
-
15 слайд
— наличие трудных ситуаций, разрешаемых ребенком самостоятельно или с помощью взрослых, при том, что предъявляемые нагрузки соответствуют возрастным и индивидуальным возможностям ребёнка;
— положительный фон настроения и фиксация на успехах ребенка с анализом причин успешных форм поведения и эмоционального реагирования;
— умение взрослых пользоваться юмором, общая оптимистическая установка взрослых (родителей и педагогов).
Факторы, формирующие
психологическое здоровье -
16 слайд
Родителям необходимо знать:
— о чем мечтает ребенок, чем интересуется;
— как он себя чувствует в той ли иной ситуации;
— с кем дружит;
— чего боится;
— чего хочет от родителей, от друзей.Главное в общении родителей с ребенком — искренность.
Если ребенок почувствует, что им искренне интересуются, а не выполняют некие «рекомендации», то он обязательно откликнется.
Уделяйте больше внимания, любви и заботы своему ребёнку -
17 слайд
Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека».
В.А. Сухомлинский.