X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Министерство образования и науки РБ

МБОУ «Бичурская средняяобщеобразовательная школа № 3»

 

 

 

 

Исследовательская работа на тему:

КОНЦЕПТ «ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ» ПРОЗЫ В РОМАНЕ БОРИСА  ПИЛЬНЯКА  «ГОЛЫЙ ГОД»

 

 

 

  

 

 

 

Выполнила:

Григорьева Татьяна, ученица 10 класса

Руководитель: учитель русского языка илитературы

Савельева Любовь Семеновна

 

  

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 г.

 

                                     СОДЕРЖАНИЕ.

Введение.

 1.1   Понятие «орнаментальной прозы»в литературе.

  1.2  Борис  Пильняк  и еготворческая судьба.

   1.3  Роман Б. Пильняка «Голый год»как образец «орнаментальной прозы»

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Введение.

    В означенный период в русскойлитературе появляются новые жанровые разновидности. Характерной чертойлитературы 20-х годов прошлого века является поиск в сфере художественнойречи.. Проявления этих поисков очень многообразны, но мне хочется остановитьсяна одном примере, а именно так называемом «орнаментальном стиле» Многиеписатели послереволюционных лет, пытаясь представить жизнь эпически возвышенно,прибегали к сказочному, узорчатому, праздничному языку. В настоящее время последолгого забвения «орнаментальная проза» вновь привлекает внимание. С этимлитературным явлением очень тесно связано творчество  Бориса Пастернака.

  ЦЕЛЬ МОЕЙ НАУЧНОЙ  РАБОТЫ: исследуяпризнаки «орнаментальной прозы», раскрыть особенности художественной эстетикипрозы Бориса Пильняка, обозначить его место  в литературном процессе 20-х,30-хгодов прошлого века.

   ОБЪЕКТОМ  ИССЛЕДОВАНИЯ являетсятворчество Бориса Пильняка, рассмотренное  в контексте литературного процессаначала 20-го столетия.

  ПРЕДМЕТ  ИССЛЕДОВАНИЯ – признаки«орнаментальной прозы» в произведениях Бориса Пильняка.

  Для достижения основной цели работыпоставлены  СЛЕДУЮЩИЕ  ЗАДАЧИ:

  — рассмотреть специфику феномена «орнаментальной прозы» в литературе 20-х годов 20 века;

  —  установить причины предпочтения «орнаментальной прозы» Борисом Пильняком;

  —  выявить, какими художественнымисредствами выражается в романе Бориса Пильняка «голый год» «орнаментальнаяпроза».

  НОВИЗНА исследования заключается втом, что впервые творчество Пильняка рассматривается в контексте традицийрусской  «орнаментальной прозы» , что даёт возможность определить, как«орнаментальность» обнаруживает определённые качества мировосприятия прозаика.

   Творчество Бориса Пильняка, такимобразом, рассматривается в контексте  традиций «орнаментальной прозы». В такомпреломлении его творчество ещё не являлось предметом исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1            Понятие «орнаментальной прозы»

   «Орнаментальная проза» как яркоелитературное явление 20 –х годов 20 века не могла не оставить свой след влитературе. Это явление рассматривается как художественно-стилистическаяразновидность словесного искусства, совмещающая в себе характерные черты прозыи поэзии. Для её обозначения в исследовательской литературе используютсяразличные термины: «поэтическая»(В.М. Жирмунский), «поэтизированная» ( Ю.Н.Тынянов ), «неклассическая» (Н.А. кожевников),  «лирическая», «ритмированнаяпроза». Но предпочтение отдаётся термину «орнаментальная проза», так какглубокое внедрение в повествование  поэтических приёмов оправдывает понятие«орнаментализм».  Именно структурная связь с поэзией позволила осознать данныйстиль как качественно новое явление. «Орнаментализм»  —  это не поддающеесяисторической фиксации результат воздействия поэтических начал на прозаическийтекст. Сам текст при этом уходит на второй план, а на первый выдвигаютсяметафоры, образы, ассоциации, слово становится самоценным, обретая множествосмысловых оттенков. Таким образом,  основным признаком «орнаментальной прозы»является «особый поэтический язык», для  словесной организации которогохарактерны повтор и возникающие на его основе лейтмотивы. Лейтмотивом можетстать любой элемент текста – слово, фраза, деталь, черта портрета, характераперсонажа, отдельный эпизод и т.д. Именно поэтому текст усложняется, становитсясемантически более насыщенным, он уже не рассчитан на пассивное восприятие, атребует сотворчества со стороны читателя.

     Феномен «орнаментальная проза»,по мнению учёных, проявлялся в разные периоды истории литературы: его можнообнаружить в древнерусской литературе, в литературе 18 века (в творчестве А.С.Пушкина, А.П.  Чехова), но в большей степени это явление можно обнаружить влитературе 20 годов 20 века. Многие писатели использовали в своих произведениях«орнаментальную прозу». Среди них Андрей Белый (роман «Петербург»),  ВсевлодИванов (повесть «Бронепоезд 14-69»), Борис Лавренёв (повесть «Сорок первый»),Исаак Бабель (роман «Конармия»), создавшие своеобразную модель отношений междучеловеком и миром. Одним из ярких представителей этого явления Борис Пильняк.

 

 

 

 

 

 

1.2            ТВОРЧЕСКАЯ  СУДЬБА  БОРИСА  ПИЛЬНЯКА

    Интерес к творчеству БорисаПильняка сегодня нарастает, а в 20-е годы 20 века его имя гремело. Его ценили,критиковали, но и публиковали. После трагической гибели писателя  в 1938 году(ему было 42 года) книги Пильняка не издавались до 1975 года. Сегодня, вомногом благодаря интернету, можно подробнее познакомиться с творчествомписателя, понять и осознать, в чём его тайна, в чём его необычность в русскойлитературе и почему так рано и трагически оборвалась его жизнь, ощутить стильписателя

 В творчестве Бориса  Пильняка можновыделить 3 этапа.

   Первый —  с 1918  по 1922 . Этопериод революции, которому посвящён сборник рассказов «Быльё»;

   Второй —  период НЭПа до 1929года. Произведения этого периода инкриминировали ему в обвинительном заключении перед расстрелом в 1938 году. Произведения этого периода – «Мать имачеха» (1922),  «Машины и волки»(1924), роман «Голый год».

   Третий – 1930 – 1937 годы. Порасоциалистических преобразований. В этот период литературный путь Пильняка обрывается.

   Октябрьский переворот призвал литературу на службу революции. На этот призыв откликнулись немногие.Большинство литераторов  выступило с разоблачением большевицкого заговора,направленного против русского народа. Среди них был Борис Пильняк. В книге«Быльё» (1920) была выражена попытка автора отразить быт революционной эпохи:смятение, разброд. Неустойчивость  и одновременно иллюзии и надежды. Одниприветствовали Пильняка как «бытописателя революции» и отмечали его стремлениеобнажить национальные корни революции; другие склонны были отождествлять еготворчество с «литературой упадка». Его называли «попутчиком», «внутреннимэмигрантом», «врагом». Причина  заключалась в своеобразии его творческой  игражданской позиции. Борис Пильняк строил свои произведения по принципудраматической симфонии. Он ощущал художественную и  чисто человеческую близостьс такими писателями, как  Исаак Бабель, Всеволод Иванов, Борис Пастернак,дружил с Андреем Платоновым. Все его произведения, написанные в тот  период,«Штосс в жизнь», «Красное дерево», «Повесть непогашенной луны», «Голый год»  -были вроде красной тряпки  для части критиков, вызывали скандалы. Критики,пытаясь перещеголять друг друга, разносили в пух и  прах произведения, которыене читали. Многих раздражали  независимость и смелость Пильняка, изображение имхаоса жизни, проявления анархизма, дикости. Пильняк не был представителемсоциалистического реализма, хотя твёрдо стоял на позициях реализма, но реализмакритического. Уже в 1926 году он увидел в системе некоторые черты  культаличности. В сборнике рассказов «Всплёснутое время»(1927) отражен суровый бытреволюционной и постреволюционной эпохи в России с разгулом новой власти итеррором по отношению к собственному народу.

   В 1934 году Борис Пильняк былизбран делегатом 1 съезда советских писателей. Однако  атмосфера политическогонедоверия и творческого неприятия вокруг писателя сгущалась. На егопроизведения обратил внимание  сам Сталин, и, разумеется,  подвергосновательной критике написанное Пильняком. Следствием этого явилосьотстранение  писателя от руководства Союзом писателей. В октябре 1937 года Борис Пильняк был арестован. В апреле 1938 года осуждён военной коллегией Верховного Суда  СССР по  сфабрикованному обвинению в государственномпреступлении – шпионаже в пользу Японии – и приговорён к смертной казни.Расстрелян в тот же день в Москве.

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 970

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3            РОМАН  БОРИСА  ПИЛЬНЯКА «ГОЛЫЙ ГОД» КАКОБРАЗЕЦ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ  ПРОЗЫ.

    В 1921 году был созданэкспериментальный роман Бориса Пильняка «Голый год». Он был издан в 1922 году,вызвал дискуссию и сделал писателя известным. Название  романа – типично пильняковское. А.И. Солженицын по этому поводу пишет: « Голый год. Почему так названо? Вначаледумаешь – год голодный? Год – нищий для страны? Оказывается, нет: голый – какобнажение человеческих инстинктов.»

   В центре повествования жизньжителей уездного города. Автор благодаря «орнаментальному» восприятию передаёткартины жизни российской провинции и «метельной» измученной революцией и войнойРоссии. Призыв Александра Блока: «Слушайте музыку революции», — явственноотозвался в этом произведении. Пильняк, приступая к работе над произведением,поставил перед собой сверхзадачу: во что бы то ни стало писать всё по-новому.Новое в романе то, что он является образцом «орнаментальной прозы». Основнымичертами «орнаментализма» в романе являются:

— отсутствие сюжета;

 —  отказ от фабулы и традиционныхроманных характеров;

 — принцип монтажа;

 — принцип повтора;

 — отсутствие единой ценностнойпозиции, которая могла бы совпадать с авторской;

 —  метафоричность;

 — использование цитат,внелитературных элементов.

Роман парадоксален, отличаетсярваной  композицией, причудливой смесью казусов, проявлениями тёмного извериного.. Место действия в романе – город Ордынин. В романе представленоогромное количество персонажей из разных социальных слоёв и представлены они поразные стороны баррикад, в зависимости от отношения к революции.

 ДОНАТ  РАТЧИН – сын торговца ИванаЕмельяновича Ратчина, одного из купцов, проживающих в Ордынине. В связи сполитической ситуацией уходит на первую мировую войну, поддаётсякоммунистической идеологии, по возвращении желающий разрушить старый город радипостройки нового. Любые изменения в городе ему по душе.

  Отголоски уходящего дворянствапредставлены в лице княжеской семьи Ордыниных. Хозяин семьи Евграф умирает,княгиня Елена спивается, дети Борис и Глеб плачут, страдают.

 Люди, взявшие на себя задачуобновить Россию и мир, неграмотны и неспособны понять русскую культуру.

 У Пильняка впервые вводится образ«кожаной куртки» (большевика) – неграмотного революционера, считающего себяпредставителем власти. Один из них перед сном изучает словарь иностранных слови впоследствии старательно декламирует их на собраниях.

  История же семьи Ордыниных –традиционная для русской литературы тема  умирающих дворянских родов, ноподаётся она Пильняком как картина полного распада. Образы людей умирающейэпохи Пильняку, по опыту жизни, ближе. Их он знает и понимает лучше, чем«кожаные куртки».

  Идеи и мир в романе вступают впротиворечие: писатель – художник вступает в борьбу с писателем – мыслителем. Первый – славит народ. Второго пугает этот народ: революция – бунт народа –восстание зверей. Писатель воспевает стихию природной силы, освобождённойреволюцией, вырвавшейся жестоким и очистительным разливом. Созидательной силыреволюции и истинного смысла  происходящих событий  в эту пору писатель ещё неосознаёт. Отсюда – экспрессионистский стиль произведения: автор не столькоизображает объект, сколько выражает своё противоречивое отношение к нему. Поройу него тяга к эксперименту выливалась  в простое звукоподражание: « Метель.Март. – Ах, какая метель, когда ветер ест снег! Шооля, шо-ояя,шооояя!…Гвииуу, гваау…гвиииуу, гвишиууу…Гу-ву-зз!» Метельная заумь,сопровождающая лейтмотивом роман Пильняка, требует исторического комментария.Новый язык – из метели. Метель – символ революции. Природа в произведенииродственна истории. Это по сути две равновеликие стихии, одна из которых –история – воплощает вечную изменчивость, другая – природа – неизменнуюповторяемость.  Историческое у Пильняка даётся через природное. Это не символ,а метафора – приём его изобразительности и мышления.

   Кроме метафоричности в романеможно отметить приём повтора: повторы отдельных фраз, эпитетов, иногда целыхэпизодов, целых абзацев играют важную роль – они внедряют в читателя особоважные мысли. В повторах заключается музыкальная  ритмичность: « Сегодня ночь иещё через миллион лет будет ночь». « О, книги! Ужели избудет яд ваш и сладостиваши».

  Свои, порою весьма длинные фразы,Пильняк разрывает графически – новой строкой, обычно с добавкою тире, и даже неодного.

  —  « Все стали ходить по кругу — —

 —  этих глав  писание — обывательское!»

   В духе всего отмеченного, можносказать, что Пильняк щедр на фразы, и они естественны в ткани повествования ичасто свежи. В подавляющем числе образы обращены к природе, что и связано совсей музыкальностью произведения. Например, « небо умирало огненнымиразвалинами облаков»,  эти « огненные развалины меркли, точно угли, покрывалисьпеплом». При зное «сухо  блестели потухшим серебром – трава, дали, воздух»,«дрожали дали мелкой знойной дрожью».

  Интересен и язык произведения. Внём слышна крестьянская речь, а также язык большевицких активистов. Пильнякизыскивает наборы  звукосочетаний, а также коверкает глагольные формы: « вгороде исчезнул хлеб, потухнул свет», «погибнуло поместье». А русский языкПильняк чувствует основательно: « сапоги забуцкали», «звездопадные ночи»,«июлевы ночи», «во рже», «ворожейный» . Всё это являлось противоречием  вмировоззрении Пильняка. Оно помогало автору показать купеческий быт, распадсемьи помещиков Ордыниных, варварство деревенской жизни. Собственноеповествование автор уподобляет своеобразной «стенограмме» современности, вкоторой прочувствованы  звучание нового, деформированного наступившей эпохойязыка и дух революции.

   Порождаемый автором текст мыслитсяим  и как документ о себе, и документ о сложном периоде в истории России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

      Творчество Бориса Пильнякавызывало и вызывает жаркие критические споры. Он был «бесспорным талантом», ненашедшим себя.  А ещё он был противоречивым, прожившим сложную жизнь влитературе. Совершал он ошибки и политического характера, о чём забывать мы недолжны. ( повести «Повесть непогашенной луны», «Красное дерево») Но не этимиошибками определяется сегодня значение творчества Бориса Пильняка. Еготворчество – часть истории русской советской литературы, её  не изученнаястраница.  Он был когда-то самым читаемым и известным писателем. Это были20-30-е годы пошлого века.  Он был лидером советской литературы, руководителем Всероссийского союза писателей, встречался с известным английским писателемБернардом Шоу, его  «Повесть непогашенной луны» обсуждала вся страна.

    В процессе работы я ознакомилась с биографией  писателя, с содержанием романа «Голый год». Это было интересно.

   Хотелось бы, чтобы в современномлитературоведении появился целостный взгляд на творчество  Бориса Пильняка.  Атакже хотелось бы , чтобы его произведения были включены в школьную программу,чтобы имя его было возвращено  читателю. Он был и остаётся главой целой школыили направления в советской литературе, которое называется «орнаментальнойпрозой».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ.

1.       Кожевников Н. «Из наблюдений надклассической («орнаментальной») прозой М. 1976

2.       «Литературное наследство» М. 1983

3.       Скороспелова ЕБ. «Русская проза20 века» М.ТЕИС  2003

4.       Пильняк Б. «Голодный год» Минск, 1988

5.       Полонский В. «О литературе»

6.       Полонский В. «Шахматы без короля» (ОПильняке) М. 1988

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 970

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет