X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Развитиеобразовательной среды при изучении биологии для сопровождения учебной,исследовательской и проектной деятельности школьников в рамках Федеральногопроекта «Современная школа»

 

        Образовательная среда в общем смысле — это совокупность условий,в которых происходит воспитание, обучение и развитие человека.А задача педагогов — создание «правильной» образовательной среды, такой,какая наилучшим образом способствует воспитанию, обучению и развитию.

        Развивающая образовательная среда представляет собой совокупность условий,организуемых администрацией школы, педагогическим коллективом принепосредственном участии учащихся и их родителей с целью создания оптимальныхусловий для всестороннего развития личности участников образовательногопроцесса.

Врамках национального проекта «Образование» стало возможным оснащение нашейшколы современным оборудованием центра «Точка роста» и «Успех каждого ребенка».Современные средства обучения, в рамках этих проектов содержат как ужеизвестное оборудование, так и принципиально новое. Прежде всего, это цифровыелаборатории с наборами датчиков, позволяющие проводить измерения физических,химических, физиологических параметров окружающей среды и организмов.Профильный комплект оборудования обеспечивает эффективное достижениеобразовательных результатов обучающимися по программам естественно-научнойнаправлен­ности, возможность углублённого изучения биологии, в том числе дляфор­мирования изобретательского, креативного, критического мышления, развитияфункцио­нальной грамотности у обучающихся, в том числе естественно-научной иматематической.

Внедрениеэтого оборудования поз­воляет качественно изменить процесс обучения биологии.Появляется возможность коли­чественных наблюдений и опытов для получениядостоверной информации о биологиче­ских процессах и объектах.

Значениешкольного курса биологии обусловлено потенциалом этого предмета как факторапрогресса современного научного, промышленного и сельскохозяйственногопроизводства. Важно своевременно формировать у учащихся устойчивый интерес испособности к биологии. Поэтому в процессе преподавания биологии важноакцентировать внимание не только на сознательном и прочном усвоении учащимисяведущих идей и основных понятий, но и формировать у учащихся устойчивый интереск предмету, умение самостоятельно добывать новые знания и проводить научныеисследования, то есть в полной мере проявлять свою познавательную активность.

 

Ведущуюроль в создании эффективной развивающей образовательной среды при изучениибиологии имеет проблемно-поисковая деятельность учащихся. Эта деятельность посравнению с другими имеет ряд преимуществ: усиливает познавательный интересучащихся; способствует получению более глубоких знаний и показывает ихприкладную направленность, развивает умение творчески мыслить, анализировать,сравнивать, строить причинно-следственные связи, делать выводы.

Припланировании уроков, на которых предполагается включить учащихся впроблемно-поисковую деятельность, следует учитывать, что средстваинформационных технологий применяются не для активизации запоминания, как нарепродуктивном уровне, а для сознания проблемных ситуаций.

 

Способысоздания проблемных ситуаций:

·        Учитель включает учащихся в проблемнуюситуацию, побуждая их к анализу фактов, порождающих противоречия междужитейскими (бытовыми) представлениями и отражающими их научными понятиями.Практика показывает, что учащиеся с большим интересом включаются в ситуации, вкоторых необходимо опровергнуть общепринятое при помощи собственных знаний иопыта.

·        Учитель выдвигает гипотезу и затеморганизует ее проверку учащимися с формулировкой выводов. Это распространенныйприем включения учащихся в частично-поисковую деятельность на лабораторных и практическихзанятиях.

·        Учитель может включить учащихся впроблемную ситуацию, предложив им сопоставить или противопоставить факты,явления, теории при объяснении нового материала, в ходе которого учащиесямоделируют строение, образ жизни вновь изучаемого биообъекта или явления,сравнивая с изученными ранее.

·        Учитель побуждает учащихся кпредварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся у учащихся знаний,показывая их недостаточность для объяснения всех особенностей обобщаемых новыхфактов.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.46%
НЕТ
41.54%
Проголосовало: 975

·        Ситуация познавательного затруднениявозникает при знакомстве учащихся с фактами из истории науки, приведшими кпостановке научных проблем. Способ — моделирование прошедших в науке событий,которые привели к ниспровержению или пересмотру существующих и казавшихся незыблемыминаучных теорий.

·        Одним из способов создания проблемнойситуации может быть рассмотрение с учащимися факта, для объяснения которогоследует привлечь знания из других областей науки и техники. Такая ситуация,например, может возникнуть при установлении учащимися связи достиженийбиологической науки и уровня развития техники, физики, химии, географии.

·        Побуждение учащихся к объяснению явлений ивнешнего несоответствия между ними может быть организовано путем демонстрациииллюстраций или видеосюжетов о биообъектах и явлениях.

 

Однимиз эффективных методов формирования творческой познавательной активностишкольников при изучении биологии является проектно-исследовательский метод.Внесение элементов исследования в учебно-воспитательный процесс оказываетсодействие формированию у школьников творческой активности, инициативности,любознательности и развивает мышление, потребность в самостоятельном поиске иоткрытиях. Исследовательский принцип обучения предполагает такую организациюобразовательной среды, когда ученики знакомятся с основными методами научныхисследований, осваивают доступные элементарные методики и приобретают умениясамостоятельно добывать новые знания путем исследования процессов и явленийприроды. В результате исследовательской и проектной деятельности детиприобретают навык самостоятельной работы с информацией, навык подготовкисообщения, мультимедийной презентации как сопровождения к выступлению,приобретают навык публичного выступления и участия в научно‐практическихконференциях, конкурсах, семинарах. Умение публично представить результатысвоей проектной и исследовательской деятельности является одним из главныхдостижений успеха.
        Эксперимент является источником знаний и критерием их истинности внауке. Концепция современного образования подразумевает, что в учебномэксперименте ведущую роль должен занять самостоятельный исследовательскийученический эксперимент. Учебный эксперимент по биологии, проводимый натрадиционном оборудовании, без применения цифровых лабораторий, не можетпозволить в полной мере решить все задачи в современной школе. Это связано срядом причин:

•традиционное школьное оборудование из-за ограничения технических возможностейне позволяет проводить многие количественные исследования;

•длительность проведения биологических исследований не всегда согласуется сдлительностью учебных занятий;

•возможность проведения многих исследований ограничивается требованиями техникибезопасности и др.

Цифроваялаборатория полностью меняет методику и содержание экспериментальной деятельностии решает вышеперечисленные проблемы.

Исследовательскийметод организации учебного процесса в профильной старшей школе активизируетпознавательную деятельность старшеклассников, вносит элементы профессиональнойдеятельности.

 

Особуюроль в организации развивающей образовательной среды при изучении биологиииграют разнообразные формы внеклассной работы. Среди них можно выделить такие:предметные кружки, школьные научные общества, индивидуальная исследовательскаядеятельность школьников, конкурсы, игры, олимпиады, индивидуальные проекты.

 

Итак,организация развивающей образовательной среды при изучении биологиихарактеризуется необходимостью реализации специфических профессиональных задачпедагогической деятельности, а именно: проектирование образовательногопроцесса, направленного на индивидуализацию обучения; усиление самостоятельноготворческого поиска учеников, развитие умений и навыков исследовательскойдеятельности, использование, как традиционных, так и инновационных видов, форм,методов и средств обучения, которые учитывают индивидуальные особенностишкольников; формирование у учеников ключевых компетентностей; применениеметодов и технологий обучения, которые формируют практические навыки сбора ианализа информации, которые стимулируют самостоятельную работу учащихся,помогают самоорганизации школьников, становлению их ценностных ориентаций.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.46%
НЕТ
41.54%
Проголосовало: 975

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет