X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

                                          ООО «Инфоурок»

 

 

 

 

Особенностиэтики в системе отношений «педагог-педагог», принципы эффективноговзаимодействия в педагогическом коллективе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Выполнила : Васина Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности этики в системе отношений«педагог-педагог».

1.Основыи принципы эффективного взаимодействия в педагогическом коллективе

Какизвестно, демографической особенностью педагогического коллектива является то,что 83 % школьных педагогов – женщины. Как считают специалисты, в однородных пополу коллективах учащаются межличностные конфликты, которые в итоге затрагиваютделовую сферу отношений сотрудников и перерастают в деловые конфликты, неспособствующие нормальному развитию личности и эффективности образовательногопроцесса. Существенным является и такое противоречие: разныепритязания-ожидания, разные ценностные ориентации, различные психофизическиевозможности учителей, объединенных одной профессиональной деятельностью в общемсоциальном пространстве и времени.

2.Специфическиепричины конфликтов «Педагог-педагог».

Конфликты,обусловленные особенностью отношений субъектов педагогических конфликтов:

─между молодыми педагогами и педагогами со стажем работы;

─между учителями, преподающими разные предметы (например, между физиками ифилологами);

─между педагогами, преподающими один и тот же предмет;

─между педагогами, имеющими звание, должностной статус (преподаватель высшейкатегории, руководитель методического объединения) и не имеющими их др.

2.Конфликты, «провоцируемые» (чаще непреднамеренно) администрацией учебногозаведения:

─необъективное или неравномерное распределение ресурсов (к примеру, кабинетов,технических средств обучения);

─неудачный подбор преподавателей в одной параллели с точки зрения ихпсихологической совместимости;

─косвенное «сталкивание» учителей (сравнение групп по успеваемости,исполнительской дисциплине, возвышение одного преподавателя за счет унижениядругого или сравнение с кем-либо).

Профессиональнаяпедагогическая этика проявляет себя в блоке взаимоотношений «педагог-педагог».Нельзя не согласиться что, отношения в коллективе педагогов, как и в любомколлективе, регулируются общими правилами делового этикета, предполагающимивзаимную вежливость, предупредительность, внимание друг к другу.

Отношенияв учительской между педагогами определяются обстоятельствами и регулируютсяэтическими нормами и принципами трех видов:

-общечеловеческими, базирующимися на высших моральных ценностях;

-виды профессиональных взаимоотношений «по вертикали» и «по горизонтали»;

-этическими нормами и принципами, в которых проявляется специфика именнопедагогического труда.

Кромеперечисленных качеств большое значение для самочувствия и работоспособностипедагога имеет ряд других обстоятельств, знание и учет которых может объяснитьмногие нюансы и сложности взаимоотношений в коллективе. Прежде всего, следуетиметь в виду неоднородность педагогического коллектива по разным основаниям.

3.Наличие совместимости или несовместимости между членами педагогическогоколлектива, относящимися к разным слоям, группам, различающимися по взглядам,убеждениям, жизненному опыту, потребностям, интересам.Совместимость обеспечивается оптимальным сочетанием личностных качествотдельных людей: их темпераментов, взглядов, характеров, культур. Совместнымимогут быть люди, как с одинаковыми, так и с разными, но удачно дополняющимидруг друга качествами. Несовместимость — это неспособность в критическихситуациях понять друг друга, не синхронность психических реакций, различие вовнимании, мышлении, ценностных установках; это невозможность дружеских связей,неуважение или даже неприязнь друг к другу. Несовместимость затрудняет, аиногда и делает невозможной совместную деятельность и жизнь людей.

4.Различие по профессиональным ориентациям и интересам,ведь в одной учительской собраны «физики» и «лирики», естественники игуманитарии. Одно — это чревато проблемами во взаимоотношениях между ними.

Приведемпример. Появились предметы «главные» и «второстепенные». Первые (и их«носители») пользовались преимуществами, например, при составлении расписания.У вторых постепенно и незаметно сокращалось количество часов, а если в учебномзаведении возникала потребность освободить детей от занятий для проведениякаких-то мероприятий, то в первую очередь это были занятия ботаники, географии,истории. Так возникает неравенство, которое, конечно же, осложняютсявзаимоотношения самих педагогов, порождая чувства обиды и несправедливости.

5.Реальностьличностной неоднородности, неодинаковости человеческого коллектива, в которомобъединены люди разные — по возрасту, жизненному опыту, темпераментам,убеждениям, уровню культуры и образования.Одни из них оканчивали педагогические университеты, другие — педучилища, одниживут высокими духовными потребностями, следят за новинками науки, искусства,литературы, другие — больше всего бытовыми проблемами.

6.Профессиональная педагогическая этика в системе «педагог — педагог»

Сложностьвзаимоотношений в педагогическом коллективе в значительной мере определяетсяеще и тем, что все эти культуро­логические различия усиливаются различиямипсихологическими, ведь есть представители всех типов темперамента: сангвиники имеланхолики, флегматики и холерики с их разными способами саморегуляции иреакций на одни и те же раздражители, со всеми вытекающими отсюдапоследствиями.

Рассмотренныепроблемы являются общими для всех коллективов и определяют отношения междуколлегами.

1.Самоуправление и контроль за собственным поведением, формирование в себекачеств, необходимых профессии, приятных окружающим, способствующих личномууспеху и продвижению.

2.Координация собственного поведения, темперамента, потребностей, интересов,настроения с окружающими. Недопустимо распускать себя, оправдываясь тем, что выхолерик или у вас неприятности дома.

3.Терпимость к недостаткам, вредным привычкам коллег, к их раздражающим васвзглядам, убеждениям, мнениям. Основой такой терпимости должна быть твердаяуверенность в том, что человек имеет право быть таким, каков он есть, и мыдолжны принимать людей именно такими — «иными» по сравнению с нами.

4.Стремление к взаимопониманию, желание понять другого, для чего надо «выйти изсобственной концепции к общей системе координат», попытаться понять, что движетдругим человеком;

5.Способность к сочувствию, сопереживанию это даже не требуемое (требовать этогонельзя, а скорее ожидаемое, желаемое.

Этиобщие принципы отношений назовём их «по горизонтали» конкретизируются в нормахповедения, включающих в себя:

-подчинение сиюминутных личных интересов стратегическим целям коллектива;

-умение не превращать деловые разногласия с коллегами в личную неприязнь и непереносить свои симпатии и антипатии на служебные отношения;

-стремление сохранить с коллегами хорошие отношения, которые не должныпрепятствовать деловой критике, способности аргументированно отстаиватьсобственную точку зрения;

-умение координировать собственную точку зрения с мнением коллег, вестиколлективный поиск наиболее оптимального решения профессиональныхпедагогических проблем;

-способность проявить во взаимоотношениях с коллегами тактичность, стремление квзаимопониманию, сочувствию, сопереживанию.

Оптимизацииотношений «по горизонтали» способствуют также установки ожидания, желанияличности.

Есливы действительно стремитесь вызвать хорошее к себе отношение и хотите, чтобыподобные отношения установились между всеми коллегами, то следуйте известнымсоветам Д. Карнеги:

-искренне интересуйтесь людьми, проявляйте внимание к их делам и проблемам;

-доброжелательно и как можно чаше улыбайтесь людям, и они ответят вам тем же;

-запоминайте имена людей и обращайтесь к ним по имени и отчеству: людям этонравится;

-умейте слушать собеседника, побуждайте человека говорить о том, что для негонаиболее важно, и он будет благодарен вам;

-говорите с людьми о том, что интересует их, а не вас;

-дайте собеседнику почувствовать себя личностью, вызовите в нем чувствосамоуважения, и он будет бесконечно благодарен вам.

Этикаслужебных отношений «по вертикали» регламентирует отношения управления иподчинения, отличительная черта которых — асимметричность, неравенство,зависимость одного лица от другого. Тон здесь, безусловно, задает лидер,руководитель, и поэтому именно к нему, к его личностным качествам предъявляютсяосновные требования.

Молодойначинающий педагог должен иметь представление о них и как подчиненный своегоначальника, и как потенциальный руководитель. Но в первую очередь этитребования относятся к самому руководителю — завучу, директору школы,заведующему кафедрой, декану в вузе.

Взаимодействиелюдей — это сложное явление, в основе которого лежат целостные системы взаимныхдействий и реакций. Оно включает в себя ряд таких психологических компонентов:

-коммуникативный компонент: обмен мыслями, знаниями, идеями;

-деятельностный компонент: обмен действиями;

-перцептивно-эмоциональный компонент: процесс восприятия партнерами друг друга.

Взаимодействиеи сотрудничество специалистов возможны при условии понимания и выполнения имисвоих профессиональных обязанностей.

Сторонывзаимодействия могут приводить как к эффективной работе, так и к развитиюконфликтных ситуаций.

Основныеформы взаимодействия педагогов:

-кооперация – общая цель и потребности в принадлежности к группе. Общая цельпорождает у людей теплые чувства;

-соревнование – вызывает повышенную активность людей, что ведет к роступроизводительности труда;

-приспособление – побуждает людей к терпению по отношению к другим людям исоциальным группам;

-конфликт – это противоборство и борьба, но проявляемая в самых различныхформах.

Существуетдве стороны взаимодействия:

1Кооперация – процесс общения при котором происходит координация единичных силучастников.

2.Конкуренция – процесс, при котором расшатывается совместная деятельность,препятствия для взаимодействия.

Типывзаимодействия:

-кооперация – сотрудничество, взаимопомощь;

-конфронтация – противодействие, конфликт;

-координация – согласование усилий;

-компромисс – взаимодействие на основе взаимных уступок;

-конкуренция – соревнование, соперничество;

-субординация – взаимоподчиненность;

-конформность – подчинение влиянию большинства;

Отказ– избегание взаимодействия.

7.В процессе осуществления этих типов взаимодействия, проявляются следующиеведущие стратегии поведения во взаимодействии:

-сотрудничество, направленное на полное удовлетворение участникамивзаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либоконкуренции);

-компромисс, реализующийся в частном достижении целей партнеров ради условногоравенства;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.64%
НЕТ
41.36%
Проголосовало: 972

-уступчивость, предполагающая жертву собственных интересов для достижения целейпартнера (альтруизм);

-противодействие, предполагающее ориентацию на свои цели без учета целейпартнеров по общению (индивидуализм);

-избегание, которое представляет собой уход от контакта, потерю собственныхцелей для исключения выигрыша другого.

8.Стороны взаимодействия реализуются через формы взаимодействия:

-по форме — наличие партнерского общения, понимание интересов и профессиональныхзадач

-по содержанию – создание совместных проектов: взаимодействие в рамках наборадетей, подготовки мероприятий, участия в конкурсах, проведения мероприятий посохранности контингента.

9.Принципытехнологии взаимодействия и совместной деятельности

-постановка единой цели;

-распределение обязанностей;

-взаимоответственность;

-взаимоконтроль;

-ориентация на конечный результат.

Такимобразом, развитие взаимодействия педагогов происходит в процессе организации ихсовместной деятельности, в ходе работы команды. Эффективность её будетповышается, если:

•сформирована положительная установка у взаимодействующих сторон на совместнуюработу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

•осуществляется совместное планирование, организация и подведение итоговдеятельности, целесообразное распределение ролей и функций;

•создаются ситуации свободного выбора видов и способов деятельности;

•позиция и стиль работы способствуют самореализации и самовыражению участниковдеятельности.

10.Правила, которые способствуют эффективному взаимодействию педагогов.

1.Пунктуальность.Если Вы начнёте приходить вовремя на работу, быть пунктуальным в деловыхконтактах, то ваша профессиональная компетентность будет ценнее. Пунктуальностьневозможна без критического отношения к себе.

2.Самокритичность.Самокритичность— критическое отношение к себе, основная движущая сила в развитии личности.Причины неуспеха недовольные собой люди склонны видеть в собственных ошибках инедостатках. Это позволяет им мобилизоваться и справиться с любыми задачами. Трезваяоценка себя и своих действий в различных обстоятельствах, это сочетание ума,позволяющего увидеть свои промахи, и смелости, позволяющей их признать.

3.Уважение.Уважение— это способность считаться с границами и интересами других людей, видеть ипризнавать их достоинства, замечать индивидуальность, соблюдать социальнодопустимый формат общения, взаимодействовать не причиняя морального ифизического вреда. Это умение принять без осуждения поступки и поведение,высказывания другого человека, даже если мы не разделяем его мотивов. Еслиначнёте отмечать в окружающих положительные качества, то вы сможетеустанавливать контакт и взаимодействовать с ними. Не путайте с лестью. Уважениепомогает научиться тому, за что вы уважаете этого человека.

4.Целеустремлённость.

Целеустремлённость— это личностная черта, которая характеризуется сознательной, последовательной,длительной, стабильной ориентированностью на результат, называемый целью. Все вашикачества должны быть направлены на достижение цели. Целеустремлённость —ключевое профессиональное качество.

5.Конфиденциальность.Конфиденциальность (от лат. konfidentia — доверие) —необходимость предотвращения разглашения, утечки какой-либо информации. Этопонятие равнозначно с понятиями тайны или секрета. Важно уметь определять, каки с кем строить отношения и обмениваться информацией.

Дажемалейшее соблюдений этих правил дают правильное поведение людей в коллективе,порядочность в отношениях.

Соответствиеэтим требованиям и создает руководителю авторитет — признание его лидерства нетолько по должности, но и по его человеческим качествам, готовность сотрудниковподчиняться ему не по обязанности, а по личной склонности.

Однаконаличие у руководителя авторитета еще не определяет благополучия иэффективности отношений «по вертикали». Многое здесь зависит от стиляруководства. Основные стили руководства — авторитарный, демократический илиберальный.

Дляобеспечения высокой работоспособности и оптимального морально-психологическогоклимата в коллективе большое значение имеет правильное распределениеобязанностей и поручений.

«Правильным»оно будет в случае соответствия служебных и общественных обязанностей педагогатой «роли», к которой он предрасположен по организации своего мышления инаклонностей. Руководитель должен знать, как классифицируются эти «роли», исоответственно определять сферу деятельности учителя, давать ему те или иныепоручения и спрашивать с него.

11.Условноераспределение ролей в педагогическом коллективе :

Вколлективах, в том числе педагогических, условно выделяются следующие «роли»:

-«коллективисты»— общительны, тяготеют к совместным действиям, поддерживают общественныеначинания, быстро включаются в общие мероприятия. Они составляют костяк, активколлектива и облегчают руководителю контакт с ним. Вместе с тем они оченьчувствительны к общественной оценке, нуждаются в постоянном поощрении, котороестимулирует их дальнейшую активность;

-«индивидуалисты»— больше тяготеют к самостоятельным действиям, частозамкнуты и необщительны, но это не всегда свидетельствует об их высокомерии, аскорее, о застенчивости или неуверенности в себе. Нуждаются в ободрении, особомподходе;

-«претензионисты»— предрасположены к активному участию и жизни и делах коллектива, но обладаютповышенным тщеславием (пре­тензиями), обидчивы, стремятся постоянно находитьсяв центре вни­мания. Если их недооценили или не предложили достойную их работу,то они легко становятся в позу недовольных, критикуя руководство и его решения,выступая эпицентром конфликтных ситуаций;

-«подражатели»— отличаются слабой самостоятельностью мышления и отсутствием инициативы.Главный принцип их отношений с людьми — поменьше проблем и осложнений.Приспосабливаются к любым условиям, всегда согласны с мнением большинства. Онидисциплинированны, избегают участия в конфликтах, «удобны» в управлении, поэтомупользуются расположением руководства. Однако за их соглашательством часто стоитравнодушие, эгоизм, забота только о собственных интересах. Поэтому важносформировать в коллективе атмосферу нетерпимости к подобным качествам,пробуждая у людей чувство ответственности за собственную позицию;

-«пассивные»— тип слабохарактерных людей. Они добродушны, дружелюбны, исполнительны. У нихчасто бывают благие порывы и намерения, стремление быть в, ряду активных, ноони не умеют проявить инициативы, стесняются громко заявить о себе — у них несрабатывает волевой механизм. Такие люди нуждаются в четком руководстве,наличии побуждающих импульсов, развитии волевой собранности;

-«изолированные»— люди, которые своими действиями или выска­зываниями(пренебрежение к работе и жизни коллектива, стремление переложить все на плечидругих, грубость, эгоизм и т. п.) оттолкнули от себя большинство коллег. Этоведет к изоляции таких людей: с ними мало разговаривают, стараются не общаться.Изолированными часто оказываются люди, недостаточно воспитанные,раздражительные, всегда недовольные, с болезненным самолюбием. Нередко этикачества ока­зываются не результатом сознательного выбора поведения, аследствием неправильного воспитания или неблагоприятного стеченияобстоятельств. Таких людей надо не игнорировать, а постараться изменить, помочьим избавиться от отрицательных черт характера или хотя бы смягчить их.

-«генераторы идей» — педагоги, обладающие нестандартным мышлением, способные ктворчеству, предрасположенные к поиску и созданию нового: новых методов иметодик, новых форм организации учебного процесса и т. д.

-«новаторы» как правило, люди беспокойные и беспокоящие других и поэтому частобывают «не в чести» у начальства, однако это «золотой фонд» любого учреждения;

-«исполнители» — педагоги, обладающие репродуктивным складом ума иисполнительскими наклонностями, добросовестные, часто талантливые«трансляторы», прекрасно реализующие и внедряющие апробированные идеи, иустоявшиеся истины;

-«эксперты» — люди, предрасположенные к прогнозированию и предвидению, способныезаранее просчитать и увидеть, как будет «работать» предлагаемая идея, какиепоследствия повлечет за собой та или иная методика;

-«критики» — люди с особым, критичным складом ума, подмечающие все недостатки и«узкие» места, часто не способные к продуктивной деятельности, но затовыявляющие те негативные моменты, которые остальными не замечаются; обычновызывают неприязнь окружающих и руководства («критиковать легче всего»);

-«шут гороховый» — легкий, необидчивый, контактный человек, способный поднятьнастроение в коллективе или разрядить тяжелую конфликтную обстановку.

Хватаетли у каждого из нас выдержки и терпимости, чтобы с уважением относиться квзглядам друг друга? Способны ли коллеги-педагоги воздержаться отпрезрительных, да еще с апломбом, оценок художественной выставки, скажем,русского авангарда или постмодерна, кото­рую хвалит один, а другие (сгордостью) «не понимают»? Всегда ли сдерживаются старшие коллеги, чтобы неподжать неодобрительно губ или не сделать вслух замечания по поводу джинсов,длины юбки или яркости макияжа молодой преподавательницы, если они не совпадаютс их представлениями о должном внешнем облике педагога? А проблема возрождениянационального языка и культуры, затрагивающая ин­тересы всех преподавателей ивызывающая поэтому неоднозначное от­ношение каждого из них? А разногласия поповоду методов и методик преподавания, мобилизующие своих сторонников ипротивников?

Сложностьвзаимоотношений в педагогическом коллективе в значительной мере определяетсяеще и тем, что все эти культурологические различия усиливаются различиямипсихологическими, ведь здесь, в учительской, есть представители всех типовтемперамента: сангвиники и меланхолики, флегматики и холери­ки с их разнымиспособами саморегуляции и реакций на одни и те же раздражители, со всемивытекающими отсюда последствиями.

Рассмотренныепроблемы являются общими для всех коллективов. Это разделение условно, невсегда точно, но каждый человек чувствует себя «на своем месте» только тогда,когда его предрасположенность и реальное положение совпадают. Не будучиреализованной или будучи неправильно истолкованной, «роль» может стать причинойсмутного недовольства, раздражительности, зависти, что ведет к состояниюпсихологического дискомфорта и конфликтным ситуациям в коллективе. Умелыйруководитель должен не только знать о наличии этих и других «ролей», но и уметьраспознать в своих сотрудниках предрасположенность к той или иной «роли», найтиим соответствующее место, давать поручения, ожидать и требовать от нихдостижений в соответствии с их возможностями, но не вопреки им.

12.Принципы формирования и функционирования педагогического коллектива.

Конструктивная,здоровая атмосфера в педагогическом коллективе обеспечиваетсяпутем его функционирования на таких принципах:

1)слаженность и сплоченность педагогического коллектива.Общие согласованные действия педагогов является залогом эффективного достиженияколлективом профессиональных целей.

2)атмосфера терпимости в жизни педагогического коллектива.Педагоги могут иметь разные политические взгляды, принадлежать к разнымрелигиозным верованиям и т. п. Это обязывает терпеливо относиться к различнымтемперамент и характеров, их недостатков, необходимости принимать их такими,какие они есть, ценить индивидуальность, неповторимость, уникальность;

3)атмосфера доброжелательности, чуткости, тактичности.Этот принцип способствует гармонизации отношений в коллективе, что проявляетсяв эффективности его деятельности, создании атмосферы, в которой педагог имеетвозможность максимально проявить себя как профессионал и как личность.

Формируютсякачества коллектива на основе морально-психологической общности людей,предполагающей:

-наличие групповых интересов и потребностей, объединяющих чле­нов педагогическогоколлектива не только в служебное время, но и в неформальной обстановке;

-ориентациюна общие нравственные нормы и ценности — общечеловеческие, гражданские,культурные и другие, что помогает предотвратить серьезные конфликты иразногласия;

-сходство мнений в оценках как профессиональных проблем, так и вопросов,выходящих за рамки служебных интересов (политика, культура, мода);

-присутствиеособого «мы—чувства», формирующего гордость за принадлежность к профессиипедагога, за свой колледж. институт, кафедру; стремление поддержать их престиж,доказать их (и свое) превосходство.

13.Особенности профессиональной психологии педагога.

Впедагогическом коллективе наряду с общими нормами моральной регуляции большоезначение имеют особенности профессиональной психологиипедагога, которые в качестве субъективных факторов определяют специфическиемоменты в поведении и отношениях педагогов.

1.Один из них — кажущийся индивидуализм педагогического труда. Действительно,основная работа каждого педагога протекает один на один с обучающимися. Напротяжении учебного года или даже нескольких лет он и только он учит их зазакрытой дверью своему предмету, а заодно и жизни, отношению к делу, людям ит.д. И постепенно возникает иллюзия, что благодаря именно его усилиям детистановятся более умными, знающими, развитыми. Учитель «забывает», чтоодновременно с ним, в том же направлении на них воздействуют его коллеги и чтополученный результат — это результат совокупных усилий все педагогов. И тогдаон перестает координировать свои требования и действия с требованиями своихколлег и начинает действовать по принципу «выхожу один я на дорогу». Это можетпроявляться, например, в неумеренной требовательности педагога.

Известно,что требовательность проявляется, в частности, в объеме домашних заданий.Однако мало кто из преподавателей, давая задание на дом думает о том, какие ещепредметы будут у обучающихся в этот день? И сколько им задали другие преподаватели?Возможно ли полностью и добросовестно выполнить все эти задания? А ведь недумая об этом, педагог, по существу, провоцирует обучающихся на выбор: чемуотдать предпочтение — физике с математикой или биологии с историей. И уже темсамым поступает некорректно по отношению к коллеге.

2.«Индивидуализм» тесно связан с. другой профессиональной чертой педагога:обостренной потребностью в авторитете. Естественно, любой специалист стремитсяобладать авторитетом своей области. Но у учителя «соискание авторитета» —профессиональная необходимость, ибо преподаватель без авторитета просто неможет учить: ему «не поверят». Однако потребность в авторитете можетпроявляться по-разному. Например, в некоторой амбициозности, выражающейся впреувеличенном чувстве собственного достоинства, в излишней уверенности в себе— в непогрешимости своих знаний, методик, в ценности своих педагогическихнаходок.

Безуверенности в себе и истинности своих знаний педагогу нельзя — он должен бытьуверен в себе! Однако постоянное «общение» с вечными, незыблемыми истинами,сопровождаемое убедительной аргументацией, может привести к тому, чтопо­степенно у него развиваются категоричность и максимализм, безапелляционностьсуждений и уверенность в собственной непогрешимости. Эти «профессиональныечерты» осложняют педагогу даже личную жизнь, общение с близкими и любимымилюдьми. Что же говорить об отношениях в учительской, где собираются десяткиодинаково «непогрешимых» и категоричных, и тогда политические или безобидныебытовые дебаты и замечания оказываются чреваты серьезными конфликтами,порождающими неприятие, а порой и неприязнь друг к другу.

Подстерегаетпедагога и такая опасность, как излишняя подозрительность, с которой он поройотносится к любому критическому замечанию в свой адрес, усматривая в немпокушение на свой авторитет. Подозрительность идет рука об руку с обидчивостью.И обе препятствуют как установлению оптимального морально-психологическогоклимата в учительской, вызывая напряженность в отношениях между коллегами, таки совершенствованию профессионального мастерства, ибо блоки­руютсамокритичность и объективность педагога по отношению к собственным ошибкам.

Всеэти опасности и «ловушки» связаны со сложностями в самооценке и объективнойоценке педагогического труда. Возможна ли такая оценка вообще и каковы ее критерии?Проблема, грубо говоря, сводится к дилемме: кого-то незаслуженно«пере­хвалили», кого-то несправедливо «недохвалили». Неправильное поведениепервых или вторых (или тех и других) способно спровоцировать деление коллективана группировки, вызвать враждебность, зависть и недоброжелательство.

Например,кто-то из педагогов, однажды попав в «обойму» мастеров (заслуженно илинезаслуженно), остается там многие годы, пользуясь славой, почетом иавторитетом, а другие — «неудачники» — никак не могут выбраться из списка тех,кому постоянно указывают на недостатки или кто надолго остается «молодымпреподавателем». И тогда становится понятным, откуда у многих педагоговскладывается порой это ощущение несправедливости и обиды: меня недооценили,коллегу пере­хвалили. В результате возникает стремление, противоречащее нормампедагогической этики, доказать не то, что ты не хуже педагога-мастера, а то,что он ничем не лучше его.

Профессиональнаяэтика требует от педагога, независимо от его личной оценки, уважительного отношенияк опыту и мастерству признанного педагогического авторитета, скрупулезно­го ихизучения (а не отрицания «с порога»), попыток применения в собственнойпрактике. Тем более недопустимы зависть и недоброжелательство, стремлениеумалить заслуги другого, до­казать его несостоятельность или даже выжить изколлектива. Но это уже нормы не профессиональной, а просто человеческойпорядочности.

Вместес тем многое зависит и от поведения самого педагога-мастера.

Бываеттак, что однажды став «лучшим», «образцовым», педагог преисполняетсяуверенности в собственной непогрешимости, начинает «почивать на лаврах» и«стричь купоны» с предыдущих достижений. Он перестает искать и учиться сам, ачужие новации его раздражают. Он обретает особый — высокомерно-снисходительный тонарбитра педагогического мастерства по отношению к своим коллегам, что,разумеется, не может не нервировать их.

Подлиннаяпедагогическая культура несовместима с само­любованием и самовлюбленностью,заносчивостью и чванством, которые отталкивают коллег и вызывают ихсправедливые нарекания.

6.Сложности в оценке педагогического труда и определении квалификационногоположения (опытные — неопытные, старшие — младшие) связаны с особенностямикритики в педагоги­ческом коллективе. В связи с этим следует сделать несколькозамечаний о критике — «замечания о замечаниях». Лучше всего использовать терекомендации, которые выработаны для анало­гичных ситуаций Д. Карнеги. Ониобщезначимы и не носят про­фессионально направленного характера, однако могут идолж­ны учитываться в профессиональном педагогическом общении с коллегами,например, при обсуждении проведенного занятия. Общей нормой здесь должны бытьдоброжелательность и опора на положительное восприятие.

Ксожалению, обычно при разборе занятия после традиционны констатации о«соответствии требованиям», «методической грамотности» и т.д. большая частьвремени посвящается «недостаткам» и «упущениям». При этом педагоги-коллегипорой забывают о необходимость щадить самолюбие и гордость человека. Конечно,конструктивная критика необходима для совершенствования мастерства, но лучшеделать замечания и критиковать наедине, в неформальной обстановке, а «на людях»постараться выявить все положительное, подчеркнуть малейшие достижения. Дайтечеловеку почувствовать, что вы высокого мнения о его возможностях, и онпостарается оправдать ваше мнение, приложив для этого максимум сил. Ободряйтечеловека, не столько подчеркивая его ошибки, сколько показывая, особенно насобствен­ном опыте, что они исправимы.

Можно,конечно, и не согласиться с этим, считая, что такие действия могут привести кзазнайству и потере самокритичности. Действительно, эта опасность есть, но всеже лучше перехвалить человека, дать ему уверовать в собственные силы, чемунизить и выбить почву из-под ног. Каждый из нас хоть раз бывал в положениичеловека, которого при всех «разделывают под орех». Какие чувства испытывали мытогда: стыд, обиду, возмущение? Но никогда при этом человек не испытываеттворческого подъема, удовлетворения и желания трудиться еще лучше. Значит, идля пользы дела соблюдение этических норм приносит благо, а не вред.

Рассмотреннаясистема связей в педагогическом коллективе, симпатии и антипатии, совместимостьи несовместимость, сложности оценок и психологического взаимопонимания не могути не должны, однако, фатально определять отношения в коллективе. Обеспечениюоптимального климата в отношениях «по го­ризонтали», созданию обстановкипсихологического комфорта должно способствовать соблюдение необходимыхэтических принципов и норм.

14.Принципы и нормы отношений педагогов.

Вучительской, где собираются люди такие разные и вместе с тем такие ранимые,надеяться на стихийное установление оптимального морально-психологическогоклимата не приходится. Здесь особенно велика роль этики и культуры общения —толерантности, терпимости к инакомыслию, желания и умения по­нять другого.Подобные отношения между педагогами могут быть обеспечены при соблюденииследующих требований, выступающих принципами отношений.

Самоуправлениеи контроль за собственным поведением, формирование в себе качеств, необходимыхпрофессии, приятных окружающим, способствующих личному успеху и продвижению.

Координациясобственного поведения, темперамента, потребностей, интересов, настроения сокружающими. Недопустимо распускать себя, оправдываясь тем, что вы холерик илиу вас неприятности дома.

Терпимостьк недостаткам, вредным привычкам коллег, к их раздражающим вас взглядам,убеждениям, мнениям. Основой такой терпимости должна быть твердая уверенность втом, что каждый человек имеет право быть таким, каков он есть, и Мы Должныпринимать людей именно такими — «иными» по сравнению с нами.

Стремлениек взаимопониманию, желание понять другого, для чего надо «выйти из собственнойконцепции к общей систе­ме координат», попытаться понять, что движет другимчеловеком.

Способностьк сочувствию, сопереживанию — это даже не требуемое (требовать этого нельзя), аскорее ожидаемое, желаемое.

Этиобщие принципы отношений «по горизонтали» конкретизируются в нормах поведения,включающих в себя:

-подчинениесиюминутных личных интересов стратегическим целям коллектива;

-умениене превращать деловые разногласия с коллегами в личную неприязнь и непереносить свои симпатии и антипатии на служебные отношения;

-стремлениесохранить с коллегами хорошие отношения, которые не должны препятствоватьделовой критике, способности аргументи­рованно отстаивать собственную точкузрения;

-умениекоординировать собственную точку зрения с мнением коллег, вести коллективныйпоиск наиболее оптимального решения профессиональных педагогических проблем;

-способностьпроявить во взаимоотношениях с коллегами тактичность, стремление квзаимопониманию, сочувствию, сопереживанию.

15.Запомните 8 «нельзя» для педагогического работника: свод неписаных правил.

Помимоделового этикета существует еще некоторый свод неписаных правил, небольшойсписок «нельзя» для работника. Некоторые из них очевидны для большинства изнас, а на некоторые нужно обратить особое внимание. Итак, что нельзя делать наработе.

1.Нельзя присваивать себе чужие вещи

Апопросту — красть. Странно, но многие люди не считают воровством унести домойручку с работы или пачку бумаги, а ведь именно так это и классифицируется.Имущество Дома детского творчества, присвоенное сотрудником, считается украденным.Вероятно, по делу о коробке скрепок уголовное дело на вас не заведут, но развечистая совесть не дороже всего на свете?

2.Нельзя сваливать на других свои ошибки

Дажеесли это значительный «промах», лучше признать его, чем валить вину на других. Во-первых,все вокруг ведь тоже не дураки и отлично понимают, кто виноват; во-вторых,когда-то это может вернуться вам сторицей — и тогда бесполезно будет проситьпомощи у сотрудников. Если вас знают как человека, способного сжульничать, наподдержку рассчитывать не стоит.

3.Нельзя одеваться небрежно

Официальныйи опрятный вид — обязательное условие вашего появления на работе.

4.Нельзя сплетничать

Сплетни— еще одно рабочее зло — недопустимы в нормальных деловых отношениях. Не говоряуже о том, как неприятно было бы вам самому стать объектом коллективныхсплетен, вообще разговоры такого плана считаются дурным тоном.

5.Нельзя притворяться больным

Обычно,когда внезапно нас настигает лень или хандра, нам хочется «заболеть», чтобыотдохнуть пару дней от работы. Лучше всего в этом случае взять выходной за свойсчет, чем притвориться больным и потом «случайно» встретиться с кем-то изсотрудников где-нибудь в магазине… Ложь имеет свойство раскрываться и потому неявляется самым лучшим способом решать проблемы.

6.Нельзя выходить на работу, если вы на самом деле больны

Еслидаже вам не жаль своего здоровья (ведь известно, что болезнь, перенесенная «наногах» наносит организму гораздо больший вред, чем, если провести неделю впостели), подумайте об окружающих. Выходя на работу больным, вы, прежде всего,не показываете преданность общему делу, а ставите под угрозу здоровье другихлюдей.

7.Нельзя выносить на всеобщее обсуждение личные проблемы

Помните,что ваши личные и семейные дела никого, кроме вас, не касаются. Более того,никому они по-настоящему не интересны.

8.Нельзя пользоваться офисной оргтехникой в личных целях

Используяофисные ресурсы, вы поступаете, попросту, непорядочно. И не важно, печатаете ливы кипы книг на офисном принтере или общаетесь через интернет, за которыйплатит учебное заведение.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.64%
НЕТ
41.36%
Проголосовало: 972

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет