X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселкаБерезовый Солнечного муниципального района Хабаровского края

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

 

«Использованиесенсорной комнаты в работе c детьми ОВЗ,инвалидами, РАС и другими ментальными нарушениями»

 

 

 

 

Составитель:учитель-дефектолог

                                                                                  Софьянникова Дарья Сергеевна

 

 

 

 

 

2022 г.

Сенсорная комната– это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которыевоздействуют на органы слуха, обоняния, зрения, осязания, вестибулярныерецепторы. Дети в сенсорной комнате не подвергаются никакому давлению извне иощущают себя в безопасности, что в свою очередь способствует развитию всехорганов чувств, психических процессов, а также помогает снятьпсихоэмоциональное и мышечное напряжение. Оборудование сенсорной комнатыпозволяет в необычном (отличающемся от обычной классной комнаты) пространствевыполнять различные учебные и игровые действия, реализовать потребности в игреи движениях в приспособленной, безопасной среде. Известно, что речевыепатологии у детей школьного возраста не является исключительно логопедическойпроблемой. Имеющие нарушения речи у обычных детей и детей с ОВЗ ограничиваютпознавательные возможности, порождают эмоционально-волевую незрелость, слабуюрегуляцию произвольной деятельности, выраженную моторную неловкость, чтоприводит к понижению работоспособности, которая связана с ограничениемсенсорного потока.

 Поскольку,большое количество раздражителей может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции,знакомство с сенсорной комнатой необходимо начинать, когда все стимуляторывыключены. В дальнейшем планируется поэтапное использование ее элементов.Активно применяются игровые сюжеты, где включение определенного тренажёраявляется частью игры.

Сенсорная комнатаоборудована многообразно. Какие же элементы сенсорной комнаты можетиспользовать учитель-логопед?

Воздушно-пузырьковаяколонна.  Используется с детьми с ФД на этапе постановки звуков. Ребеноксадится на тумбу, зеркало используется для отработки артикуляционныхупражнений, сама колонна с рыбками и подсветкой стимулирует зрительный нерв,успокаивает, способствует выработке концентрации внимания.

Сухой бассейн.Можно использовать с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием, индивидуальноили малыми подгруппами по 2 — 4 человека, при автоматизации и дифференциациизвуков, на совершенствование фонематических процессов. Например : можнопоиграть в игру «Кто больше назовет слов». Игра проводится на этапеавтоматизации звука. Учитель-логопед приглашает детей подойти к сухому бассейнус включенный подсветкой (в зависимости от светового оформления ребенок может«поплавать в море», «полежать в песке» и т.д.) и предлагает вспомнить, какойзвук они четко научились проговаривать в словах (допустим «Р»), а теперь проситзабраться в бассейн и найти шарик, с приклеенным к нему словом на заданныйзвук, определить место звука в слове, твердость-мягкость. В конце заданияпредлагается пересчитать количество шариков. Цель данного упражнения: автоматизациязаданного звука, стимулирование зрительных ощущений и восприятия цвета, снятиепсихоэмоционального напряжения.

В релаксационныйблок входит работа с аромалампой (ароматические масла), релаксационнаямузыкальное сопровождение, аудио библиотека, мягкие кресла и подушки,  мягкоенапольное покрытие и др.

В релаксационномблоке акцент делается на упражнения, направленные на снятие психоэмоциональногои мышечного напряжения, умение ребенка расслаблять мышцы грудной клетки,плечевого пояса и др. Сочетание музыки, цвета, мягких тактильных ощущенийприводят в состояние покоя, умиротворенности, что способствует быстромувосстановлению сил, работоспособности.

Расслабляющаягимнастика для глаз.

Ребята ложатся намягкие коврики, закрывают глазки, мягко поглаживают веки подушечками пальцев,затем на потолке включается световая панель «Галактика» или световой проектор«Нирвана», дети следят глазами за передвижением «метеоритов» на потолке или завращающимися цветовыми пятнами «Нирваны», который оправдывая свое название, ещеи расслабляет и успокаивает. Все это происходит под специальную релаксирующуюмузыку.

Упражнения намышечное расслабление.

Звучит спокойнаямелодия, дети сидят на мягких креслах. Сели удобно, отдыхаем. Делаем глубокийвдох, выдох. Представьте, что мы сидим на теплом песке у реки, светит теплоесолнышко. Нам хорошо, спокойно. Вот подул легкий ветерок, сделайте вдох иподуйте тихонечко. Ветер дотронулся своим нежным дыханием до одуванчика илегкие пушинки полетели в разные стороны (дети дуют на легкие ватные шарики),на деревьях зашелестели листочки (спокойно дуют на листочки прикрепленного кдлинной ниточке). Но вот ветер усилился, и листья зашелестели сильнее, (ребятадуют с большей силой). Мы рады этому теплому ветерку. Ветерок пошумел и утих(покажите дуновение слабого ветерка).

 Оптоволоконныймодуль «Солнечный домик», «Водопад»

Используется длястимуляции зрительного восприятия, концентрации внимания, развития творческоговоображения, мелкой моторики. Наблюдение за сменой цветов оказывает стимулирующееи расслабляющее воздействие при проведении релаксационных упражнений. Медленносменяющиеся цвета и приглушенный свет создают ощущение уюта и покоя впространстве темной сенсорной комнаты. Оптоволокно совершенно безопасно,ребенок может перебирать пальчиками тонкие светящиеся нити, наматывать их напальчики, плести «косичку». В «Солнечном домике», например, очень интереснопроводить занятия по теме «Имя прилагательное». Один ребенок забирается внутрьдомика, остальные, сидя на мягких модулях, по очереди подбирают слова дляописания характера своего друга. Конечно, можно говорить только приятные,хорошие слова. Через «Солнечный домик» проходит каждый ученик. Таким образом,происходит обогащение словарного запаса, расширяются возможности использованиисловаря прилагательных, повышается самооценка.

Для развитиясвязной речи на занятиях часто я использую тактильные дорожки.  Например, дляизучения падежей, развития навыков согласования и управления я используютактильную дорожку «Супер». Чтобы пройти по этой дорожке нужно правильнопросклонять заданное существительное (каждая дощечка представляет какой-нибудьпадеж). Если ребенок ошибся, он сходит с дистанции и снова ждет своей очереди.Это задание стимулирует интерес к изучению падежных вопросов и окончаний.Одновременно на различных поверхностях дорожки происходит тактильная стимуляциястоп.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

Зеркальнаясветящаяся панель «Бесконечность» используется для постановки и автоматизациизвуков как обычное зеркало. Светящийся тоннель, уходящий в бесконечность,одновременно стимулирует глазной нерв и оказывает расслабляющее, релаксационноевоздействие. Я использую этот модуль и для снятия страха речи (что частосвойственно детям-логопатам). Когда ребенок проговаривает звук, слог, слово илифразу в «Волшебный тоннель» у ребенка возникает ощущение волшебства, чуда истимулирует правильное звукопроизношение. Проговаривая в «Волшебный тоннель»какие-то просьбы и желания, ребенку необходимо точно и правильно сформулироватьфразу (иначе желание е сбудется), что в свою очередь способствует развитиюсвязной речи.

Песочная студиянеобходима для развития мелкой моторики и воображения. Здесь можно порисоватьпальчиками буквы или слова на светящейся панели в мелком кварцевом песке.

Отдельно хочуостановиться на работе с логопедическим тренажером «Дельфа-142», которыйиспользуется с детьми имеющими ФД. С помощью тренажера можно выработать:

• речевое дыхание,

• голосоведение,

• фонетическоеоформление звучащей речи,

•темпо-ритмическая организация речи,

• коррекциязвукопроизношения

При этом на экранеотображается:

• длительный,устойчивый плавный речевой выдох для слитного произнесения слов и фраз;

• активный,короткий выдох речевой выдох;

• наличие илиотсутствие голоса;

• сила и высотаголоса;

• громкость идлительность звука;

• слоговаяструктура слова;

• словесное илогическое ударение.

РазделЗвук

Коррекция речевогодыхания, темпа, ритма речи, голоса, звукопроизношения; устранение призвуков. Включает 19 упражнений, распределенных по типам:

• Задуйсвечки, Чашка чая, Бабочка и Сказочныйзамок «Воздушный змей» предназначены для отработки правильного речевогодыхания, плавности и длительности выдоха, слитного произнесения слов и фраз;

•Колобок и Бегемотик помогут научить ребенка произноситьзвуки различной громкости, наблюдая за изменением рисунка на экране;

•Елочка и Репка — для закрепления навыка произнесенияслогов и слов на одном выдохе;

•Паровоз — для отработки правильного произношения глухих согласныхзвуков;

•Космический стрелок — для формирования и автоматизации навыкаголосообразования (включения голоса), а также при работе с назальным оттенкомголоса;

• Речеваяволна для формирования правильной ритмико-слоговой структуры речи икоррекции дефектов плавности и слитности, в том числе при заикании;

• Речеваяволна 2 — применяется для тренировки произношения взрывных звуков иаффрикат.

Внедрениеоборудования сенсорной комнаты в логопедическую работу связано, прежде всего стем, что в последние годы значительно возросло количество детей со сложными,сочетанными дефектами развития (ЗПР, ОНР, СДВГ, и т.д.), которые имеют своиспецифические особенности – высокую чувствительность, слабость нервной системыи высокую эмоциональную лабильность, низкий уровень внимания и памяти.

Как правило,традиционно организация обучения школьников с нарушениями речи сводится кпроведению групповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработкеполученных знаний и умений с родителями. Но такая деятельность часто невызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речипредполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинениятребованиям взрослого. Дети часто занимаются, потому что “так надо”, “чтобы неругали”, т.е. у них проявляются внешние мотивы, не связанные с усваиваемымматериалом. Результаты будут значительно выше, если работа побуждаетсявнутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка. Одной из новыхформ и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, является проведениелогопедических занятий с использованием сенсорной комнаты.

Оборудованиесенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционныйпотенциал. Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования СКобеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта междуребенком и логопедом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружаетребенка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность наактивное выполнение той или иной речевой задачи.

Поскольку большоеколичество раздражителей может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции,знакомство с сенсорной комнатой необходимо начинать, когда все стимуляторывыключены. В дальнейшем планируется поэтапное использование ее элементов. Активноприменяются игровые сюжеты, где включение определенного тренажёра являетсячастью игры.

Совершенноочевидно, что использование сенсорной комнаты в обучении детей с ОВЗ, ОНР, ФФН,ФД имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:

с помощьюсенсорной комнаты учитель-логопед имеет возможность заинтересовать школьников,пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой уголзрения, при котором даже обыденное становится удивительным;

многообразие материалов,стимуляторов СК позволят активизировать ощущения, восприятия, зрительно –двигательную координацию;

каждое занятие сиспользованием оборудования СК вызывает у детей эмоциональный подъём, дажемалоактивные дети принимают активное участие в занятии. Практика показывает,что дети быстрее запоминают материал, выполняют логопедические задания сувлечением и интересом, что позволяет повысить детскую активность,любознательность.

Таким образом,использование оборудования сенсорной комнаты позволяет раскрыть резервныевозможности каждого ребенка, является действенным средством профилактикивторичных дефектов.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет