X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

Конспектоткрытого урока

порусскому языку в 9 классе

Тема:Синтаксис и пунктуация сложного предложения.

(уроксистематизации и

обобщениязнаний и умений

на основекраеведческого материала)

 

 

 

 

 

Автор:Стрельникова

 АннаВитальевна,

учительрусского языка

илитературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Цель урока:создание комфортных условий для обобщения  и систематизации знаний, полученныхпо теме «Сложные предложения» и  подготовки к ОГЭ;

Задачи:

Обучающие: закрепить синтаксис сложногопредложения, навыки пунктуации в сложных предложениях; умение составлять схемы,умение находить средства выразительности, учить выявлять тему и основную мысльтекста, находить грамматические основы, учить производить замену словосочетанияна синонимичное,  повторять некоторые орфограммы (правописание приставок,корней, суффиксов и пр),

 

Развивающие: развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся, развивать умения и навыки анализа   текста, находитьсложные предложения, учить  формулироватьсобственные мысли, развитие коммуникативных умений инавыков учащихся; высказывать и обосновывать свою точкузрения, осуществлять совместную деятельность в группе (паре); учить ставитьцели, планировать, производить самоконтроль, учить оценивать свою работу иработу других адекватно,  развивать познавательный интерес иумения, мышление, память, внимание, самостоятельность;

 

Воспитательные:  воспитыватьв детях  навыки  совместной работы в классном коллективе; содействовать формированию умения познавать природу и мир в целом, воспитывать вдумчивое  и бережное отношение к слову, формировать патриотические чувстваучащихся, умения видеть прекрасное,  воспитывать настойчивость,умение слушать; воспитывать положительное отношение к предмету, воспитыватьлюбовь к малой родине, бережное отношение к природе, интерес к историиЗабайкалья,

 

Оборудование: классная доска, проектор,компьютер, экран, презентация,  карточки с заданиями, текст песни «Родом я изстепей Забайкалья», видеоклип о Забайкалье с песней «Родом я из степейЗабайкалья», тетради.

 

 

 

Ход урока:

1.     Оргмомент.    Здравствуйте,ребята. Я рада  видеть вас. Садитесь.

2.     Постановкацели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, прочитайтепредложение: (слайд № 1)

    ВЗабайкалье я находил все, что хотел: днем скачешь по Кавказу, ночью по Донскойстепи, а утром очнешься от дремоты, глядь, уж Полтавская губерния… Забайкальевеликолепно. Это смесь Швейцарии, Дона и Финляндии (А.П. Чехов).

Вопросы:

— Очём этот небольшой текст? (о Забайкалье)

-Какой раздел грамматики изучает предложения? (синтаксис)

— Апервое предложение простое или сложное? (Сложное)

-Исходя из данного ответа, постарайтесь сформулировать тему урока (синтаксис ипунктуация сложного предложения с использованием краеведческого материала)

-Сделаем записи в тетрадях (Число, классная работа, тема урока)

—  Акак вы думаете, это для нас новая тема или нет? (нет)

-Следовательно, целью нашего урока будет… (систематизация и обобщение синтаксисаи пунктуации сложного предложения)

— Ачтобы достичь этой цели, что нам, как вы думаете, нужно делать на уроке, какиезадания и упражнения выполнять? (работа над текстом, синтаксический разборсложного предложения, составление схем и т.п.)

      3. Актуализация знаний. 1) Составление кластера

 «Сложное предложение» (на доске)

                                                                   

                         Союзное                    Бессоюзное

 

Сложносочинённое    сложноподчинённое

 

СПП содним придаточным      СПП с несколькими придаточными

 

С однородным подчинением                              с последовательным подчинением  

 

С неоднородным(параллельным)          с смешанным подчинением

2) Вопросы:

— Какое предложение называетсясложным? (СП – это такое сложное предложение, в котором две и болееграмматические основы, которое состоит из двух и более простых предложений)

— Какое предложение называется ССП?(ССП – это такое СП, части которого присоединяются при помощи сочинительныхсоюзов)

— Какое предложение называется СПП?(СПП – это такое СП, части которого присоединяются подчинительным союзом, гдеодно предложение – главное, а другое придаточное, которое подчиняется главному)

— Назовите разновидности СПП снесколькими придаточными.

— Вот мы с вами и вспомнилиосновную  информацию о сложных предложениях.

— Синтаксис постоянно сопровождаетпунктуация. Что такое пунктуация? (это система знаков препинания)

Вывод, итог: Молодцы!!

 

       4. Работа с текстом.

1) Просмотрвидеоклипа о Забайкалье и слушание песни «Родом я из степей Забайкалья» —

 — Ребята, сейчас я вам предлагаюпосмотреть клип о Забайкалье. Прослушайте внимательно песню.   (Слушают)

 

2) Беседа (раздатьтекст песни Приложение № 1)

— Какие чувства и эмоции выиспытали, пока слушали песню и смотрели клип? (гордость, любовь,  патриотизм ит.п.)

— О чём текст песни? Какова же тематекста? (Забайкалье родное)

— Сформулируйте и запишите основную мысль текста, оформив её в сложном предложении.  (поэт выразил любовьк родному краю, к малой родине, к Забайкалью. Показал красоту природы, чтожители Забайкалья – это настоящие патриоты, честные люди с огромной душой,  чтожизненная дорога трудна, но всё нужно преодолевать и тогда найдёшь благодать вдуше и в жизни и т. д.)

 

Реализациядомашнего задания. Сочинения-рассуждения на тему: «Что такое любовь кМалой родине?» (зачитывает 1 ученик)

— Справился ли он с заданием? (да,так как есть тезис, определение, комментарии, примеры и вывод)

 

3)Дифференцированное задание (групповая работа).

— Какие тропы использует автор,чтобы передать красоту и любовь к Малой родине?

1-й ряд находят их в 1-мпредложении; 2-й ряд – во 2-м предложении.

(Выдать памятки: тропы – приложение№ 2)

(1-е предложение: бродяги-ветра –сравнение; песни шальные – эпитет; живут облака, напевают бродяги-ветра –олицетворение)

(2-е  предложение: туманы плачут,заря зажигает – олицетворение, хрустальной росой – метафора, плачут росой –сравнение, костёр колдовской, багряный костёр – эпитеты)

Вывод:

— Ребята, зачем же нужны тропы,средства выразительности? (чтобы сделать текст выразительным, интересным,красивым, чтобы выразить мысли)

 

4) Словарнаяработа.

— Все ли слова вам понятны?

— А что такое саранка? (Саранка —  это лилия кудрявая, символ экологической чистоты и красоты природы Забайкалья,аленький цветочек Забайкалья)

— Составьте со словом «саранка»ССП. (Около леса красиво цветут саранки, и я любуюсь этими замечательнымилилиями.)

 

Синтаксическаяфизкультминутка. Отдых с пользой.

— Все встали, вышли из-за парт. Язачитываю предложения, если предложение союзное, то вы должны присесть изакрыть глаза, если предложение бессоюзное – открыть глаза,  встать, поднятьруки вверх.

— Начали. 1. Когда сходил снег, зацветал прострел -лохматые, волосатые  подснежники, и зацветали кусты багульника. – союзное.2. Ходить в это время в тайгу было нежелательно – начиналась сильная головнаяболь от дурманящих запахов. – бессоюзное. 3.  Военныйгородок находился на краю тайги около реки Ингоды,  в пяти-семи километрахот станции Дарасун, куда нас возили в школу на грузовой машине с тентом. – союзное. 4. Сестрёнка спать хочет -в тенечек на травку рубашку свою постелил. – бессоюзное. (Душевные рассказы о Забайкалье. Автор Сергей Балвский)

 

 

5) Работа посинтаксису текста (работа в парах)

— Что вы можете сказать осинтаксисе текста? Какие предложения преобладают? (сложные)

— Давайте докажем это. Итак,задание: составить схемы предложений и дать им характеристику.

— 1-я пара: Женя К., Максим К –1,10 предложения;

— 2-я пара (тройка): Данил В.,Сергей Х., Илья В. – 2,9 предложения;

— 3-я пара: Вика М., Егор К. – 3,5предложения.

Проверка (схемы на слайде)

Вывод: Какие жесложные предложения преобладают в данном тексте? (СПП, ССП с одним инесколькими придаточными, СП с разными видами связи)

— Объясните постановку запятых вэтих предложениях.

 

6) Реализациядомашнего (индивидуального) задания. (Слайд – схемы постановки знаковпрепинания в БСП)

Данил В., Козлов Ж., Мирсанова В.приготовили рассказ о пунктуации в БСП.

Запятая и точка с запятой  в БСП –Женя, тире в БСП – Данил В., двоеточие – Вика М.

 

7) Пунктуационныйдиктант.

Задание: Записатьпод диктовку, комментируя расставляя знаки препинания и подчёркиваяграмматические основы:

1.Забайкальееще сравнительно недавно называли белым пятном на археологической карте нашей страны:оно было слабо изучено археологами. 2.Низменностей на карте края практически нет —  есть всхолмленные плодородныеравнины.

Сделаем вывод. Чем отличаются бессоюзные сложныепредложения от союзных? (бессоюзные предложения отличаются от союзных тем, что в них менеечетко выражаются смысловые отношения между частями. Для более ясного выражениясмысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложенияиспользуются, как и в союзных предложениях, запятые, а также очень часто точка сзапятой, двоеточие и тире).

 

5. Самостоятельная работа по тексту. Выполнение заданий, включающих ОГЭ (работа по карточкам).(приложение № 4)

 

Проверка(ответы на слайде)

-Найдите слово, правописание приставки которого зависит от последующего согласногозвука.

1-япара: в 1-2 предложениях (восход во 2-м предл);

2-япара (тройка): в 5-6 предложениях (рассказать в 5-м предл);

3-япара: в 7-8 предложениях (раскалённой в 7-м предл).

-Замените словосочетание «из степей Забайкалья», построенное на основеуправления синонимичным словосочетанием со связью согласования. (из Забайкальских степей)

-Укажите количество грамматических основ:

1-япара: в 5-м предложении (2);

2-япара (тройка): в 10-м предложении (2);

3-япара: в 9-м предложении (2).

-Выпишите грамматическую(ие) основу(ы)

1-япара: из 2-го предложения (туманы плачут, заря зажигает);

2-япара (тройка): из 8-го предложения (колокольчик зазывал);

3-япара: из 11-го предложения (журавли стонут, хочется упасть, ворковалаблагодать).

-Найдите и укажите номер простого односоставного определённо-личного предложения(4).

 

Обсуждение и коррекция ошибок.

Выводы: проверив ипроанализировав допущенные ошибки, каковы должны быть ваши дальнейшие планы?

 

6.  Рефлексия (итоги, выводы урока)

-Как вы оцениваете нашу работу?

-Кто, по-вашему, работал на уроке лучше всех? Почему?

-Чем был  интересен, необычен урок?

-Что повторили на уроке?

-Достиг ли урок цели?

-Проанализируйте работу свою и одноклассников, поставив оценки в табличку.(приложение № 5)

 7. Домашнеезадание.

Упр 393, творческое задание: датьразвёрнуты ответ на вопрос: Как я понимаю строки: «Что родиться мало человеком.В жизни это надо доказать».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение№ 1

Текстпесни

Родом я из степей Забайкалья

(1)Родом я из степей Забайкалья,

Где на сопках живут облака,

Где без устали песни шальные

Напевают бродяги-ветра.

(2)Здесь с восходом седые туманы

Плачут в поле хрустальной росой,

А заря зажигает багряный

В синем небе костёр колдовской.

(3)Кудри вьёт саранка Забайкальская,

Дышит мёдом на полях трава,

И душа, открытая, сибирская,

Вышивает нежные слова.

(4)Поклонюсь озёрам, ветру, рекам.

(5)Ведь сумели молча рассказать,

Что родиться мало человеком.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.55%
НЕТ
41.45%
Проголосовало: 982

(6)В жизни это надо доказать.

(7)Мне шептал непокорный вереск:

«Под обидой спины не сгибай

И огнём раскалённой веры

Вспомни зло,  и с  души выжигай».

(8)Колокольчик степной бубенцами

Зазывал меня на Алханай.

(9)Там в долинах святых учат ламы,

Чтобы в трудностях ты воскресал.

(10)Серебрятся ковыльные степи,

И, играя на шёлке стеблей,

Быстрокрылый советовал ветер

Не искать в жизни лёгких путей.

(11)Журавли стонут жалобно в небе,

И так хочется в травы упасть,

Чтоб голубкой в душе ворковала

Забайкальской души благодать.

 

 

Приложение № 2.

Тропы в русском языке

(примеры)

Метонимия – заменаодного слова другим по смежности. Например: В новогоднюю полночь вся улицавышла пускать фейерверки.

 Эпитет– образное определение, дающее предмету дополнительную характеристику.Например: У Машеньки были великолепные шелковые кудри.

 Синекдоха– название части вместо целого. Например: На факультете международных отношенийучится и русский, и финн, и англичанин, и татарин.

Олицетворение –присваивание одушевленных качеств неодушевленному предмету или явлению.Например: Погода волновалась, сердилась, бушевала, а через минуту полил дождь.

Сравнение – выражение,построенное на сопоставлении двух предметов. Например: Твое личико душисто и бледно,словно весенний цветок.

Метафора –перенесение свойств одного предмета на другой. Например: У нашей мамы золотыеруки.

 

 

Приложение № 3

БСП с запятой и точкой с запятой

Запятаяв БСП ставится, если имеет место перечисление определённых фактов, можноиспользовать союз и. В таком случае интонация при чтении будет перечисляющей, иперед каждой запятой необходимо выдержать небольшую паузу.

Пример:Голова у меня закружилась, в глазах заплясали звёзды. — Голова у менязакружилась, и в глазах заплясали звёзды.

Еслипредложение распространённое и имеет внутри свои запятые (однородные члены,обособленные члены, вводные слова и вставные конструкции, обращения), то оноотделяется от другой части точкой с запятой.

Пример:Зелёные лягушата прыгают по камням около ручья; на самом большом камне лежит,греясь на солнце, золотой уж.

 

БСП с тире

Знакипрепинания в БСП напрямую зависят от смысловых взаимоотношений его частей.

Содержаниеодного предложения противоречит содержанию другого предложения. Можно поставитьзапятую и союз НО.

Пример:Понять тебя я рад – пойми и ты меня. (Понять тебя я рад, но пойми и ты меня).

 Однопредложение заключает указание на время или условие того, о чём говорится вдругом предложении. Можно поставить запятую и союзы ЕСЛИ и КОГДА.

Пример:Пойдёт дождь – отменим поход. (Если пойдёт дождь, отменим поход. Когда пойдётдождь, отменим поход).

Вовтором предложении заключён вывод или следствие того, о чём сказано в первомпредложении. Можно поставить запятую и союзы ПОЭТОМУ или ТАК ЧТО.

Пример:Завтра предстоит много сделать – надо встать пораньше. (Завтра предстоит многосделать, поэтому надо встать пораньше).

Если впредложение рисуется быстрая смена событий. Можно поставить запятую и союз И.Раздался громкий топот – всё смолкло. (Раздался громкий топот, и всё смолкло).

 

БСП с двоеточием

Огромноезначение в определении связи межу частями в БСП играет интонация. Если в концепервой части необходимо повысить тон голоса, то наверняка необходимо поставитьдвоеточие. Вот и получается, что знаки препинания в БСП зависят от интонации.Но и смысловые отношения имеют наиважнейшее значение. Рассмотрим условия дляпостановки двоеточия.

Вовтором предложении говорится о причине того, о чём сказано в первомпредложении. Можно поставить запятую и союз ПОТОМУ ЧТО.

Пример:Дождливую погоду я недолюбливал: она вгоняла меня в тоску. (Дождливую погоду янедолюбливал, потому что она вгоняла меня в тоску).

Однопредложение служит для пояснения другого, раскрывает его содержание. Можнопоставить запятую и вводное слово А ИМЕННО, тогда двоеточие будет стоять ужепосле этого слова.

Пример:В поле царит буйство красок: среди яркой зелени травы белеют ароматнымисугробиками кустики ромашки, алеют мелкие звёздочки гвоздики, изредкапроглядывают застенчивые глазки василька. (В поле царит буйство красок, аименно: среди яркой зелени травы белеют ароматными сугробиками кустики ромашки,алеют мелкие звёздочки гвоздики, изредка проглядывают застенчивые глазкивасилька).

Второепредложение служит для дополнения первого. В таком случае можно поставить междупредложениями запятую и союз КАК, ЧТО или УВИДЕЛ, ЧТО.

Приложение № 4

Самостоятельная работа по тексту.

 Выполнениезаданий, включающих ОГЭ (работа по карточкам). Задания (5 заданий):

Для1-й пары

-Найдите слово, правописание приставки которого зависит от последующегосогласного звука в 1-2 предложениях;

-Замените словосочетание «из степей Забайкалья», построенное на основеуправления синонимичным словосочетанием со связью согласования.

-Укажите количество грамматических основ в 5-м предложении;

-Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) из 2-го предложения;

 -Найдите и укажите номер простого односоставного определённо-личногопредложения.

 

 

 

 

Самостоятельная работа по тексту.

Выполнениезаданий, включающих ОГЭ (работа по карточкам). Задания (5 заданий):

Для2-й пары (тройки)

-Найдите слово, правописание приставки которого зависит от последующегосогласного звука в 5-6 предложениях;

 -Замените словосочетание «из степей Забайкалья», построенное на основеуправления синонимичным словосочетанием со связью согласования.

-Укажите количество грамматических основ в 10-м предложении;

 -Выпишите грамматическую(ие) основу(ы)  из 8-го предложения;

 -Найдите и укажите номер простого односоставного определённо-личногопредложения.

 

Самостоятельная работа по тексту.

Выполнениезаданий, включающих ОГЭ (работа по карточкам). Задания (5 заданий):

Для3-й пары

-Найдите слово, правописание приставки которого зависит от последующегосогласного звука   в 7-8 предложениях.

-Замените словосочетание «из степей Забайкалья», построенное на основеуправления синонимичным словосочетанием со связью согласования.

-Укажите количество грамматических основ   в 9-м предложении.

-Выпишите грамматическую(ие) основу(ы)  из 11-го предложения.

-Найдите и укажите номер простого односоставного определённо-личногопредложения.

 

 

Приложение№ 5

Проанализируйтеработу свою и одноклассников, поставив оценки в табличку.

Мои ФИ

Я оцениваю

Оценивает учитель

Итоговая оценка

 

 

 

 

ФИ одноклассников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 6

Знакипрепинания в БСП

Знак препинания

Условие постановки знака препинания

Подсказка

запятая

 

Одновременность и последовательность действий

 

                       ,

Союз

И

Точка с запятой

Перечисление фактов, событий

     , ,                                 ,

                      ,

Союз

И

Тире

     время          —

 

Союз

КОГДА

 

Тире

   условие         —

Союз

ЕСЛИ

Тире

                        —                       

 

        противопоставление

Союз

НО

Тире

                                

                          —        вывод,

                                  следствие

 

Союзы

ПОЭТОМУ,

ТАК ЧТО

Двоеточие

                         :        причина

Союз

ПОТОМУ ЧТО

Двоеточие

                       :     пояснение

А ИМЕННО

Двоеточие

                          :    дополнение

Союз КАК, ЧТО или УВИДЕЛ, ЧТО

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.55%
НЕТ
41.45%
Проголосовало: 982

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет