Наэтом уроке мы научимся узнавать, на сколько одних предметов больше и насколькодругих меньше. Рассмотрим первый пример (рис. 1):
Рис.1. Сравнение бабочек и цветов
Сравним,чего больше: бабочек или цветочков? Чтобы ответить на этот вопрос, составимпары:
Бабочка– цветочек (рис. 2).
Рис.2. Сравнение бабочек и цветов
Чтомы заметили? Всем бабочкам хватило по цветочку, всем цветочкам хватило бабочек.
Делаемвывод: цветочков столько же, сколько и бабочек; бабочек столько же, сколько ицветочков.
Какже это записать? Обозначим бабочек буквой Б, а цветочки буквой Ц (рис. 3).
Рис.3. Буквенные обозначения
Вматематике был придуман знак «равно». Читаем выражение: Б = Ц (рис. 4).
Рис.4. Б = Ц
Тоесть число бабочек равно числу цветочков.
Сравнение предметов. Знак «не равно» ()
Рассмотримеще один пример. Сравним, чего больше, мячиков или кубиков (рис. 5).
Рис.5. Сравнение мячиков и кубиков
Составимпары мячиков и кубиков. Что мы заметили?
Рис.6. Пары предметов
Одномумячику не хватило пары кубика (рис. 6).
Делаемвывод: количество мячиков и кубиков разное.
Запишемэто. Обозначим мячики буквой М, а кубики буквой К. В математике был придуманзнак «не равно». Читаем выражение: М К(рис. 7).
Рис.7. М не равно К
Тоесть число мячиков не равно числу кубиков.
Выполнение практических заданий
Потренируемсяв постановке знаков «равно» и «не равно» (рис. 8, 9).
|
|
Рис. 8. Знак «равно» |
Рис. 9. Знак «не равно» |
Рассмотритекартинки и определите, какой знак нужно поставить (рис. 10).
Рис.10. Сравнение предметов и фигур
Числокарандашей не равно числу ручек (рис. 11).
Рис.11. Выбор нужного знака
Числотреугольников равно числу кружочков (рис. 12).
Рис.12. Число треугольников равно числу кружочков
Вывод:если всем предметам находятся пары, значит, их количество равно; если остаютсяпредметы без пары, значит, их количество не равно.
Сравнение предметов. Знаки «больше» (>) и «меньше» (<)
Иногдадля сравнения предметы в группах удобнее посчитать. Проведем сравнение группыпредметов, используя счет. Рассмотрим первый пример.
Сравним,чего больше: ёлочек или шишек (рис. 13)?
Рис.13. Сравнение ёлочек и шишек
Сколькоёлочек на картинке? 6 ёлочек. А сколько шишек? 4 шишки (рис. 14).
Рис.14. Количество елочек и шишек
Какпоказать, что 6 больше, чем 4, а 4 меньше 6? Для того чтобы не писать слова«больше» и «меньше», математики договорились обозначать их специальнымизнаками. Так, слово «больше» мы будем обозначать знаком «больше» –.Рассмотрите его: он похож на клювик птички, клювик открыт в сторону большегочисла (рис. 15).
Рис.15. Знак «больше»
Аслово «меньше» обозначают знаком «меньше» – .
Рис.16. Знак «меньше»
Этотзнак похож на закрытый клювик птички, который показывает на меньшее число.
Добавимшишек во вторую группу (рис. 17).
Рис.17. Число шишек увеличилось
Сколькотеперь шишек? Восемь (рис. 18).
Рис.18. Число шишек увеличилось
Запишем:шесть меньше восьми, восемь больше шести (рис. 19).
Рис.19. Запись сравнения предметов
Делаемвывод: для того чтобы сравнить числа, используют знаки < и >. Помните:клювик птички всегда открыт в сторону большего числа (рис. 20).
Рис.20. Запись знаков сравнения
Чтениезаписи начинаем слева.
Закрепление знаний на практике
Атеперь закрепим полученные знания.
Выполнимзадание: сосчитаем предметы в группах и назовем, каких предметов больше, какихменьше, какой знак нужно поставить между числами (рис. 21).
Рис.21. Задача на сравнение
Сосчитаем,сколько утят. Четверо. Сколько лягушат? Трое. Кого больше? Утят. Кого меньше?Лягушат. Запишем это. Какой знак нужно поставить между цифрами? Знак «больше»(рис. 22).
Рис.22. Утят больше, чем лягушат
Прочтемзапись: четыре больше трех.
Выполниманалогичное задание (рис. 23).
Рис.23. Задача на сравнение
Сколькозвездочек? Семь. Сколько кружочков? Семь. Что можно сказать о количествезвездочек и кружочков? Звездочек столько же, сколько и кружочков. Кружочковстолько же, сколько и звездочек. Какой знак нужно поставить? «Равно». Прочтемполученную запись: семь равно семи (рис. 24).
Рис.24. Количество предметов равное
Выполнимеще одно задание (рис. 25).
Рис.25. Задача на сравнение
Сколькокотят? Трое. Сколько мисок? Пять. Чего больше? Мисок. Кого меньше? Котят.
Какойзнак нужно поставить? «Меньше» (рис. 26).
Рис.26. Выбор знака сравнения
Прочтемзапись: три меньше пяти (рис. 27).
Рис.27. Три меньше пяти
На сколько больше или на сколько меньше предметов в группах
Теперьрассмотрим на примерах, как мы можем ответить на вопрос: на сколько больше илина сколько меньше предметов в группах (рис. 28).
Рис.28. Задача на сравнение
Сколькоёжиков? Пять. Сколько листочков? Три. Кого больше? Ёжиков. Пять больше трех.Чего меньше? Листочков. Три меньше пяти (рис. 29).
Рис.29. Пять больше трех, три меньше пяти
Чтобыответить на вопрос, на сколько больше или на сколько меньше, составим пары:ёжик – листочек. Что мы заметили (рис. 30)?
Рис.30. Пары предметов
Двумёжикам не хватило пары. Чтобы узнать, на сколько ежиков больше, чем листочков,нужно из пяти вычесть три (рис. 31).
Рис.31. Вычитание
Ёжиковна два больше, чем листочков (рис. 32).
Рис.32. Ёжиков больше на два
Чтобыузнать, на сколько листочков меньше, чем ёжиков, нужно из большего числа (пять)вычесть меньшее число (три). Листочков на два меньше, чем ёжиков.
Сделаемвывод: чтобы узнать, на сколько больше или на сколько меньше предметов вгруппе, надо из большего числа вычесть меньшее (рис. 33).
Рис.33. Правило сравнения предметов в группе
Выполнимзадание: рассмотрим картинку и ответим, каких фигур больше, каких меньше и насколько (рис. 34).
Рис.34. Задача на сравнение
Квадратовдесять, треугольников восемь. Десять больше восьми, восемь меньше десяти (рис.35).
Рис.35. Квадратов больше, чем треугольников
Насколько квадратов больше, чем треугольников? Десять минус восемь равно 2 (рис.36).
Рис.36. Квадратов больше на 2
Квадратовна два больше, чем треугольников. Треугольников на два меньше, чем квадратов(рис. 37).
Рис.37. Треугольников меньше на два