X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Наэтом уроке мы научимся узнавать, на сколько одних предметов больше и насколькодругих меньше. Рассмотрим первый пример (рис. 1):

Сравнение

Рис.1. Сравнение бабочек и цветов

Сравним,чего больше: бабочек или цветочков? Чтобы ответить на этот вопрос, составимпары:

Бабочка– цветочек (рис. 2).

Сравнение

Рис.2. Сравнение бабочек и цветов

Чтомы заметили? Всем бабочкам хватило по цветочку, всем цветочкам хватило бабочек.

Делаемвывод: цветочков столько же, сколько и бабочек; бабочек столько же, сколько ицветочков.

Какже это записать? Обозначим бабочек буквой Б, а цветочки буквой Ц (рис. 3).

Буквенные

Рис.3. Буквенные обозначения 

Вматематике был придуман знак «равно». Читаем выражение: Б = Ц (рис. 4).

Б

Рис.4. Б = Ц 

Тоесть число бабочек равно числу цветочков.

Сравнение предметов. Знак «не равно» (http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/248621/119f6b10_0c46_0133_d4d0_12313c0dade2.png)

Рассмотримеще один пример. Сравним, чего больше, мячиков или кубиков (рис. 5).

Сравнение

Рис.5. Сравнение мячиков и кубиков

Составимпары мячиков и кубиков. Что мы заметили?

Пары

Рис.6. Пары предметов 

Одномумячику не хватило пары кубика (рис. 6).

Делаемвывод: количество мячиков и кубиков разное.

Запишемэто. Обозначим мячики буквой М, а кубики буквой К. В математике был придуманзнак «не равно». Читаем выражение: М https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/248621/119f6b10_0c46_0133_d4d0_12313c0dade2.png К(рис. 7).

М

Рис.7. М не равно К

Тоесть число мячиков не равно числу кубиков.

Выполнение практических заданий

Потренируемсяв постановке знаков «равно» и «не равно» (рис. 8, 9).

Знак

Знак

Рис. 8. Знак «равно» 

Рис. 9. Знак «не равно»

Рассмотритекартинки и определите, какой знак нужно поставить (рис. 10).

Сравнение

Рис.10. Сравнение предметов и фигур 

Числокарандашей не равно числу ручек (рис. 11).

Выбор

Рис.11. Выбор нужного знака

Числотреугольников равно числу кружочков (рис. 12).

Число

Рис.12. Число треугольников равно числу кружочков 

Вывод:если всем предметам находятся пары, значит, их количество равно; если остаютсяпредметы без пары, значит, их количество не равно.

Сравнение предметов. Знаки «больше» (>) и «меньше» (<)

Иногдадля сравнения предметы в группах удобнее посчитать. Проведем сравнение группыпредметов, используя счет. Рассмотрим первый пример.

Сравним,чего больше: ёлочек или шишек (рис. 13)?

Сравнение

Рис.13. Сравнение ёлочек и шишек 

Сколькоёлочек на картинке? 6 ёлочек. А сколько шишек? 4 шишки (рис. 14).

Количество

Рис.14. Количество елочек и шишек 

Какпоказать, что 6 больше, чем 4, а 4 меньше 6? Для того чтобы не писать слова«больше» и «меньше», математики договорились обозначать их специальнымизнаками. Так, слово «больше» мы будем обозначать знаком «больше» –https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/248632/1eecd9e0_0c46_0133_d4db_12313c0dade2.png.Рассмотрите его: он похож на клювик птички, клювик открыт в сторону большегочисла (рис. 15).

Знак

Рис.15. Знак «больше» 

Аслово «меньше» обозначают знаком «меньше» – https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/248634/21842510_0c46_0133_d4dd_12313c0dade2.png.

Знак

Рис.16. Знак «меньше»

Этотзнак похож на закрытый клювик птички, который показывает на меньшее число.

Добавимшишек во вторую группу (рис. 17).

Число

Рис.17. Число шишек увеличилось 

Сколькотеперь шишек? Восемь (рис. 18).

Число

Рис.18. Число шишек увеличилось 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Запишем:шесть меньше восьми, восемь больше шести (рис. 19).

Запись

Рис.19. Запись сравнения предметов 

Делаемвывод: для того чтобы сравнить числа, используют знаки < и >. Помните:клювик птички всегда открыт в сторону большего числа (рис. 20).

Запись

Рис.20. Запись знаков сравнения 

Чтениезаписи начинаем слева.

Закрепление знаний на практике

Атеперь закрепим полученные знания.

Выполнимзадание: сосчитаем предметы в группах и назовем, каких предметов больше, какихменьше, какой знак нужно поставить между числами (рис. 21).

Задача

Рис.21. Задача на сравнение 

Сосчитаем,сколько утят. Четверо. Сколько лягушат? Трое. Кого больше? Утят. Кого меньше?Лягушат. Запишем это. Какой знак нужно поставить между цифрами? Знак «больше»(рис. 22).

Утят

Рис.22. Утят больше, чем лягушат 

Прочтемзапись: четыре больше трех.

Выполниманалогичное задание (рис. 23).

Задача

Рис.23. Задача на сравнение 

Сколькозвездочек? Семь. Сколько кружочков? Семь. Что можно сказать о количествезвездочек и кружочков? Звездочек столько же, сколько и кружочков. Кружочковстолько же, сколько и звездочек. Какой знак нужно поставить? «Равно». Прочтемполученную запись: семь равно семи (рис. 24).

Количество

Рис.24. Количество предметов равное 

Выполнимеще одно задание (рис. 25).

Задача

Рис.25. Задача на сравнение 

Сколькокотят? Трое. Сколько мисок? Пять. Чего больше? Мисок. Кого меньше? Котят.

Какойзнак нужно поставить? «Меньше» (рис. 26).

Выбор

Рис.26. Выбор знака сравнения

Прочтемзапись: три меньше пяти (рис. 27).

Три

Рис.27. Три меньше пяти

На сколько больше или на сколько меньше предметов в группах

Теперьрассмотрим на примерах, как мы можем ответить на вопрос: на сколько больше илина сколько меньше предметов в группах (рис. 28).

Задача

Рис.28. Задача на сравнение 

Сколькоёжиков? Пять. Сколько листочков? Три. Кого больше? Ёжиков. Пять больше трех.Чего меньше? Листочков. Три меньше пяти (рис. 29).

Пять

Рис.29. Пять больше трех, три меньше пяти 

Чтобыответить на вопрос, на сколько больше или на сколько меньше, составим пары:ёжик – листочек. Что мы заметили (рис. 30)?

Пары

Рис.30. Пары предметов 

Двумёжикам не хватило пары. Чтобы узнать, на сколько ежиков больше, чем листочков,нужно из пяти вычесть три (рис. 31).

Вычитание

Рис.31. Вычитание

Ёжиковна два больше, чем листочков (рис. 32).

Ёжиков

Рис.32. Ёжиков больше на два 

Чтобыузнать, на сколько листочков меньше, чем ёжиков, нужно из большего числа (пять)вычесть меньшее число (три). Листочков на два меньше, чем ёжиков.

Сделаемвывод: чтобы узнать, на сколько больше или на сколько меньше предметов вгруппе, надо из большего числа вычесть меньшее (рис. 33).

Правило

Рис.33. Правило сравнения предметов в группе 

Выполнимзадание: рассмотрим картинку и ответим, каких фигур больше, каких меньше и насколько (рис. 34).

Задача

Рис.34. Задача на сравнение 

Квадратовдесять, треугольников восемь. Десять больше восьми, восемь меньше десяти (рис.35).

Квадратов

Рис.35. Квадратов больше, чем треугольников

Насколько квадратов больше, чем треугольников? Десять минус восемь равно 2 (рис.36).

Квадратов

Рис.36. Квадратов больше на 2 

Квадратовна два больше, чем треугольников. Треугольников на два меньше, чем квадратов(рис. 37).

Треугольников

Рис.37. Треугольников меньше на два

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет