Согласовано__________(Л.Н.Ванина)
Зам директора по УВР 16.08.21.
Утверждаю ___________(С.К.Степаненко)
Директор МКОУ «Конышевская средняя
общеобразовательная школа»
17.08.21.
МКОУ «Конышевская средняя общеобразовательная школа»
«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
Образовательная программа
длядетей младшего школьного возраста
Составила
учитель – логопед
Коверзнева Л.Н.
2021 – 2022 учебный год
Содержание.
1. Целевойраздел
1.1. Пояснительнаязаписка……………………………………………….…3
1.2. Цели и задачирабочей образовательной программы «Логопедическиезанятия»……………………………………………………..……………….…4
2. Программы логопедических занятий
2.1. Программа устранения фонетического дефекта………………………6
2.2. Программа логопедических занятий с детьми, страдающих фонетико – фонематическимнедоразвитием речи……………………..……9
2.2.1.Содержание коррекционно – воспитательной работы.
1-й годобучения………………………………………………………………12
2.2.2. Содержание коррекционно – воспитательной работы.
2-й годобучения………………………………………………………………21
2.3. Программа логопедическихзанятий с детьми, страдающих общим недоразвитием речи III и IV уровней…………………………………….31
2.3.1.Содержание коррекционно – воспитательной работы.
3-й годобучения……………………………………………………………….36
3. Требования к уровню усвоения курса………………………………48
4. Литература………………………………………………………………49
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая образовательная программа «Логопедические занятия»разработана в соответствии с утверждённой программой ОУ. Программаспроектирована с учетом ФГОС школьного образования, региона, образовательныхпотребностей и запросов обучающихся и предназначена для использования в 1 – 3классах школы.
Рабочая образовательная программа «Логопедические занятия» разработана в соответствии с основными нормативно – правовыми документами по школьному образованию:
Конституцией РФ,
Конвенцией о правах ребёнка,
Федеральным законом № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании вРоссийской Федерации»,
Типовым положением ОУ,
уставом ОУ,
ФГОС ОО.
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ « ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ».
Цели данной образовательной программы:
— устранение фонетических и фонематических нарушений речи удетей, обучающихся в первом классе, как профилактика нарушений чтения иписьма при обучении в школе;
— коррекция нарушений чтения и письма, обусловленныхнесформированностью фонематического, лексического компонентов языковойспособности, продолжение формирования навыков чтения и письма как сложныхпсихологических процессов, осуществляемых при взаимодействии зрительного,речедвигательного, речеслухового, смыслового механизмов у детей, обучающихсяво втором и третьем классах;
— формирование и закрепление навыков чтения и письма как сложныхпсихологических процессов, осуществляемых привзаимодействии зрительного,речедвигательного, речеслухового, смыслового механизмов у детей 1 – 3классов;
Достижению данных целей способствует решение следующих задач.
Задачи:
Образовательные:
— формирование полноценных представлений о звуках русского языка и ихартикуляции, коррекция звукопроизношения;
— развитие фонематического восприятия, слухо – произносительнойдифференциации нарушенных звуков;
— формирование полноценных представлений о звуковом составе слова
(количестве и последовательности звуков в слове, слоговой структуреслова) на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого – звукового состава слова;
— активизация, расширение и совершенствование словарного запаса детей;
— формирование и совершенствование графических навыков, развитие общейи мелкой моторики;
— развитие зрительного восприятия, пространственной ориентации;
— развитие просодической стороны речи;
— формирование техники чтения, соответствующей возрастным особенностям детей;
— формирование связной речи.
Развивающие:
— развитие слухового внимания, памяти;
— развитие мышления;
— развитие и совершенствование наблюдательности;
— развитие и совершенствование познавательной активности;
— развитие речи.
Воспитательные:
— воспитание культуры речи.
Коррекционная работа по освоению содержанияпрограммы опирается на следующие основные дидактические илогопедические принципы:
дидактические принципы;
— принцип учёта ключевых положений возрастной психологии и школьнойпедагогики (учёт зоны ближайшего развития ребёнка, непроизвольности ипроизвольности психических процессов, сензитивных- оптимальных – периодов дляразвития новых качеств психики и личности школьника и др.);
— принцип развивающего обучения;
— принцип полноты, необходимости и достаточности;
— принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задачпроцесса образования детей школьного возраста;
— принцип наглядности;
— принцип доступности;
— принцип сознательности;
— принцип индивидуального подхода.
логопедические принципы:
— принцип системности,
— принцип комплексности,
— принцип развития,
— принцип рассмотрения нарушений речи во взаимосвязи с другимисторонами психического развития ребенка,
— онтогенетический принцип,
— принцип учета этиологии,
— принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта,
— принцип обходного пути.
В программе используются следующие педагогические методы:
— обучение с учетом « зоны ближайшего развития ребенка »,
— опора на интерес,
— сочетание коллективных и индивидуальных форм работы на занятиях,
— использование соревновательных форм обучения.
Срок реализации программы 3 года.
2.ПРОГРАММЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
2.1. ПРОГРАММА УСТРАНЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКОГО ДЕФЕКТА
(устранение нарушений звукопроизношения).
№ |
Тема занятия |
Кол. час. |
Содержание |
Оборудование |
1. |
Знакомство. Беседа с родителями. |
1ч. |
Знакомство логопеда с родителями, знакомство родителей с требованиями к занятиям, знакомство обучающихся с рабочим местом для индивидуальных занятий. |
|
2. |
Подготовительные упражнения для мышц губ, нижней челюсти, языка. |
1ч. |
Упражнения «Заборчик», « Окошко», «Качели». |
Зеркала. |
3. |
Подготовительные упражнения для постановки звука. |
1ч. |
При ротацизме: «Качели», «Лошадка», «Грибок», «Чистим зубки», «Барабанщик». При ламбдацизме: «Лопаточка», «Индюки», «Пароход». При шипящем сигматизме: «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье». При свистящем сигматизме: «Блинчик», «Сердитая кошка». |
Зеркала. |
4. |
Постановка звука |
|
Количество занятий зависит от особенностей дефекта и от способностей ребенка к восприятию и воспроизводству материала. |
Зеркала, вата, дезраствор. |
5. |
Автоматизация звука в прямых слогах |
1ч. |
Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно. |
Предметные картинки. |
6. |
Автоматизация звука в прямых слогах под ударением (в начале слова). |
1ч. |
Выбираются слова, в которых исправляемый звук стоит в начальной позиции в открытом слоге под ударением. |
Предметные картинки. |
7. |
Автоматизация звука в прямых слогах под ударением (в середине слова). |
1ч. |
Выбираются слова, в которых исправляемый звук стоит в середине слова под ударением. |
Предметные картинки. |
8. |
Автоматизация звука в прямых слогах без ударения (в начале и середине слова) |
1ч. |
Повторение отраженно за логопедом, потом самостоятельно. |
Предметные картинки. |
9. |
Автоматизация звука в обратных слогах под ударением. |
1ч. |
Повторение отраженно за логопедом, потом самостоятельно. |
Предметные картинки. |
10. |
Автоматизация звука в обратных слогах без ударения. |
1ч. |
Повторение отраженно за логопедом, потом самостоятельно. |
Предметные картинки. |
11. |
Автоматизация звука в словах с этим звуком на конце. |
1ч. |
Повторение отраженно за логопедом, потом самостоятельно. |
Предметные картинки. |
12. |
Автоматизация звука в словах со стечением согласных. |
1ч. |
Повторение отраженно за логопедом, потом самостоятельно. |
Предметные картинки. |
13. |
Автоматизация звука в словах, содержащих два звука. |
1ч. |
Повторение отраженно за логопедом, потом самостоятельно. |
Предметные картинки. |
14. |
Автоматизация звука в словосочетаниях |
1ч. |
Повторение отраженно за логопедом, потом самостоятельно. Игры с картинками. |
Предметные картинки. |
15. |
Дифференциация звуков в слогах. |
1ч. |
Дифференциация звуков в слогах. |
Слоги. Буквы. |
16 |
Дифференциация звуков в словах. |
1ч. |
Дифференциация звуков в словах. |
Предметные картинки. |
17. |
Дифференциация звуков в словосочетаниях. |
1ч. |
Дифференциация звуков в словосочетаниях. |
Карточки. |
18. |
Дифференциация звуков в предложениях. |
1ч. |
Дифференциация звуков в предложениях. |
Карточки. |
19. |
Автоматизация звука в предложениях. |
1ч. |
Повторение отраженно за логопедом, потом самостоятельно. |
Карточки. |
20. |
Автоматизация звука в стихотворениях |
10ч |
Повторение отраженно за логопедом, потом самостоятельно |
Карточки. |
21. |
Автоматизация звука в скороговорках. |
1ч. |
Повторение отраженно за логопедом, потом самостоятельно. |
Карточки. |
22. |
Автоматизация звука в беседе. |
1ч. |
Беседа. |
|
2.2. ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В РАЗВИТИИ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Содержаниекоррекционно- воспитательной работы по преодолению отклонения речевого развитияу детей.
1.Развитие исовершенствование психологических предпосылок к обучению.
2.Развитие исовершенствование коммуникативной готовности к обучению.
3.Формированиеполноценных учебных умений.
4.Формированиекоммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.
5.Коррекционнаяработа.
РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК К ОБУЧЕНИЮ.
1.Развитиезрительного восприятия: восприятия цвета, формы, величины, пропорций,пространственных отношений.
2.Развитие слуховоговосприятия: восприятие неречевых звуков, восприятие речевых звуков,произносимых с разной громкостью и высотой голоса.
3.Развитие исовершенствование устойчивости внимания.
4.Развитие исовершенствование способности к переключению внимания.
5.Развитие объёмавнимания.
6.Развитие исовершенствование наблюдательности.
7.Развитие исовершенствование способности к запоминанию.
8.Развитиекраткосрочной и долгосрочной памяти.
9.Развитие объёмапамяти.
10.Развитие способностик проведению аналитических, синтетических, логических мыслительных операций.
11.Развитие исовершенствование навыков и приемов самоконтроля.
12.Развитие исовершенствование познавательной активности.
РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ.
1.Развитие исовершенствование умения внимательно слушать и слышать логопеда, непереключаясь на посторонние воздействия, умения подчинять свои действия егоинструкциям и замечаниям.
2.Развитие исовершенствование умения понять и принять учебную задачу, поставленную ввербальной форме.
3.Развитие исовершенствование умения свободно владеть вербальными средствами общения вцелях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебнойзадачи, соответственно учебной деятельности.
4.Развитие исовершенствование умения целенаправленно и последовательно выполнять учебныедействия и адекватно реагировать на контроль и оценки логопеда.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛНОЦЕННЫХ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ.
1.Формирование уменияпланирования предстоящей деятельности.
2.Формированияактивного осмысления материала; выделения главного, определения путей и средствдостижения учебной цели.
3.Формированиеконтроля за ходом своей деятельности.
4.Формирование уменияработать в определенном темпе.
5.Формирование уменияприменения знаний в новых ситуациях.
6.Формирование уменияанализа и оценки продуктивности собственной деятельности.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, АДЕКВАТНЫХ СИТУАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.Формирование уменияи навыка давать ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, задачей.
2.Формирование уменияи навыка давать ответы на вопросы по ходу учебной работы.
3.Формирование уменияи навыка давать ответы на вопросы 2-3 фразами по ходу и итогам учебной деятельности.
4.Формирование уменияи навыка применения инструкции при подготовке связного высказывания.
5.Формирование уменияи навыка употребления усвоенной учебной терминологии.
6.Формирование уменияи навыка обращения к логопеду за разъяснением.
7.Формирование уменияи навыка пояснения инструкции, учебной задачи с использованием нужнойтерминологии.
8.Формированиеумения развернутым рассказом сообщить о последовательности учебной работы ,подведения итогов занятия.
9.Формированияумения сформулировать задания при выполнении коллективных видов работы.
10.Формированиеумения проведения дифференцированного опроса и оценки ответов своих товарищей( в роли руководителя).
11.Формированиеумения соблюдения речевого этикета при общении ( обращение, просьба, диалог).
12.Формированиеумения составления устных связных высказываний с элементами творчества.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА.
1.Формированиеполноценных представлений о звуковом составе слова на базе развитияфонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого – звукового составаслова.
2.Коррекция дефектовпроизношения.
2.2.1.СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО — ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
1 год обучения
№ |
Тема занятий |
К. час |
Содержание занятий |
Связь с программн. материалом |
Дата провед. по плану |
Дата провед. по факту |
1. |
Буквы А, а, звук [А]. |
1 |
Знакомство с буквами А, а. Звук [А]. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Гласный звук. Определение наличия звука [А] в словах. Определение места звука [А] А в словах. |
Буквы. Звуки. Гласные. |
|
|
2. |
Буквы Я, я, звуки [ЙА]. |
1 |
Знакомство с буквами Я, я. Звуки [ЙА]. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Согласные и гласные звуки. Определение наличия звуков [ЙА] в словах. Определение места звуков [ЙА] в словах. |
Буквы. Звуки. Гласные. |
|
|
3. |
Буквы О, о, звук [О]. |
1 |
Знакомство с буквами О, о. Звук [О]. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Гласные звуки. Определение наличия звука [О] в словах. Определение места звука [О] в словах. |
Буквы. Звуки. Гласные. |
|
|
4. |
Буквы Ё, ё, звуки [ЙО]. |
1 |
Знакомство с буквами Ё, Ё. Звуки [ЙО]. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Согласные и гласные звуки. Определение наличия звуков [ЙО]в словах. Определение места звуков [ЙО] в словах. |
Буквы. Звуки. Гласные. |
|
|
5. |
Буквы У, у, звук [У]. |
1 |
Знакомство с буквами У, у. Звук [У]. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Гласные звуки. Определение наличия звука [У] в словах. Определение места звука [У] в словах. |
Буквы. Звуки. Гласные. |
|
|
6. |
Буквы Ю, ю, звуки [ЙУ]. |
1 |
Знакомство с буквами Ю, ю. Звуки [ЙУ]. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Согласные и гласные звуки. Определение наличия звуков [ЙУ]в словах. Определение места звуков [ЙУ] в словах. |
Буквы. Звуки. Гласные. |
|
|
7. |
Буквы Э, э, звук [Э]. |
1 |
Знакомство с буквами Э, э. Звук [Э]. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Гласные звуки. Определение наличия звука [Э] в словах. Определение места звука [Э] в словах. |
Буквы. Звуки. Гласные. |
|
|
8. |
Буквы Е, е, звуки [ЙЭ]. |
1 |
Знакомство с буквами Е, Е. Звуки [ЙЭ]. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Согласные и гласные звуки. Определение наличия звуков [ЙЭ]в словах. Определение места звуков ЙЭ] в словах. |
Буквы. Звуки. Гласные. |
|
|
9. |
Буква ы, звук [Ы]. |
1 |
Знакомство с буквой ы. Звук [Ы]. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Гласные звуки. Определение наличия звука [Ы] в словах. Определение места звука [Ы] в словах. |
Буквы. Звуки. Гласные. |
|
|
10. |
Буквы И, и, звук [И]. |
1 |
Знакомство с буквами И, и. Звук [И]. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Гласные звуки. Определение наличия звука [И] в словах. Определение места звука [И] И в словах. |
Буквы. Звуки. Гласные. |
|
|
11. |
Буквы М, м, звук [М]. |
1 |
Знакомство с буквами М, м. Звук [М]. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Согласные звуки. Определение наличия звука [М] в словах. Определение места звука [М] в словах. |
Буквы. Звуки. Гласные. Согласные. Слог. Чтение слогов. |
|
|
12. |
Буквы Н, н, звук Н]. |
1 |
Знакомство с буквами Н, н. Звук [Н] Н. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Согласные звуки. Определение наличия звука [Н] в словах. Определение места звука [Н] в словах. |
Буквы. Звуки. Гласные. Согласные. Слог. Чтение слогов. |
|
|
13. |
Буквы Р, р, звук [Р]. |
1 |
Знакомство с буквами Р, р. Звук [Р]. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Согласные звуки. Определение наличия звука [Р] в словах. Определение места звука [Р] в словах. |
Буквы. Звуки. Гласные. Согласные. Слог. Чтение слогов, слов. |
|
|
14. |
Буквы Л, л, звук [Л]. |
1 |
Знакомство с буквами Л, л. Звук [Л]. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Согласные звуки. Определение наличия звука [Л] в словах. Определение места звука [Л] в словах. Дифференциация звуков [Л-Р]. |
Буквы. Звуки. Гласные. Согласные. Слог. Чтение слогов, слов. |
|
|
15. |
Буквы Й, й, звук [Й]. |
1 |
Знакомство с буквами Й, й. Звук [Й]. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Согласные звуки. Определение наличия звука [Й] в словах. Определение места звука [Й] в словах. |
Буквы. Звуки. Гласные. Согласные. Слог. Чтение слогов, слов. |
|
|
16. |
Буквы Г, г, звук [Г]. |
1 |
Знакомство с буквами Г, г. Звук [Г]. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Согласные звуки. Определение наличия звука [Г] в словах. Определение места звука [Г] в словах. |
Буквы. Звуки. Гласные. Согласные. Слог. Чтение слогов, слов. |
|
|
17. |
Буквы К, к, звук [К]. |
1 |
Знакомство с буквами К, к. Звук [К]. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Согласные звуки. Определение наличия звука [К] в словах. Определение места звука [К] в словах. Дифференциация звуков [Г-К]. |
Буквы. Звуки. Гласные. Согласные. Слог. Чтение слогов, слов. |
|
|
18. |
Буквы З, з, звук [З]. |
1 |
Знакомство с буквами З, з. Звук [З]. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Согласные звуки. Определение наличия звука [З] в словах. Определение места звука [З] в словах. |
Буквы. Звуки. Гласные. Согласные. Слог. Чтение слогов, слов. |
|
|
19. |
Буквы С, с, звук [С]. |
1 |
Знакомство с буквами С, с. Звук [С]. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Согласные звуки. Определение наличия звука [С] в словах. Определение места звука [С] в словах. Дифференциация звуков [З-С]. |
Буквы. Звуки. Гласные. Согласные. Слог. Чтение слогов, слов. |
|
|
20. |
Буквы Д, д, звук [Д]. |
1 |
Знакомство с буквами Д, д. Звук [Д]. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Согласные звуки. Определение наличия звука [Д] в словах. Определение места звука [Д] в словах. |
Буквы. Звуки. Гласные. Согласные. Слог. Чтение слогов, слов. |
|
|
21. |
Буквы Т, т, звук [Т]. |
1 |
Знакомство с буквами Т, т. Звук [Т]. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Согласные звуки. Определение наличия звука [Т] в словах. Определение места звука [Т] в словах. Дифференциация звуков [Д-Т]. |
Буквы. Звуки. Гласные. Согласные. Слог. Чтение слогов, слов. |
|
|
22. |
Буквы Б, б, звук [Б]. |
1 |
Знакомство с буквами Б, б. Звук [Б]. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Согласные звуки. Определение наличия звука [Б] в словах. Определение места звука [Б] в словах. |
Буквы. Звуки. Гласные. Согласные. Слог. Чтение слогов, слов. |
|
|
23. |
Буквы П, п, звук [П]. |
1 |
Знакомство с буквами П, п. Звук [П]. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Согласные звуки. Определение наличия звука [П] в словах. Определение места звука [П] в словах. Дифференциация звуков [Б-П]. |
Буквы. Звуки. Гласные. Согласные. Слог. Чтение слогов, слов. |
|
|
24. |
Буквы В, в, звук [В]. |
1 |
Знакомство с буквами В, в. Звук [В]. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Согласные звуки. Определение наличия звука [В] в словах. Определение места звука [В] в словах. |
Буквы. Звуки. Гласные. Согласные. Слог. Чтение слогов, слов. |
|
|
25. |
Буквы Ф, ф, звук [Ф]. |
1 |
Знакомство с буквами Ф,ф. Звук [Ф]. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Согласные звуки. Определение наличия звука [Ф] в словах. Определение места звука [Ф] в словах. Дифференциация звуков [В-Ф]. |
Буквы. Звуки. Гласные. Согласные. Слог. Чтение слогов, слов. |
|
|
26. |
Буквы Ж, ж, звук [Ж]. |
1 |
Знакомство с буквами Ж, ж. Звук [Ж] Ж. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Согласные звуки. Определение наличия звука [Ж]в словах. Определение места звука [Ж] в словах. Дифференциация звуков [Ж-Ш] Дифференциация звуков [З-Ж]. |
Буквы. Звуки. Гласные. Согласные. Слог. Чтение слогов, слов. |
|
|
27. |
Буквы Ш, ш, звук [Ш]. |
1 |
Знакомство с буквами Ш, ш. Звук [Ш]. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Согласные звуки. Определение наличия звука [Ш] в словах. Определение места звука [Ш] в словах. Дифференциация звуков [С-Ш] Дифференциация звуков [Ж-Ш] |
Буквы. Звуки. Гласные. Согласные. Слог. Чтение слогов, слов. |
|
|
28. |
Буквы Ч, ч, звук [Ч]. |
1 |
Знакомство с буквами Ч, ч Звук [Ч]. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Согласные звуки. Определение наличия звука [Ч] в словах. Определение места звука [Ч] в словах. Дифференциация звуков [Ч-С-С‘]. |
Буквы. Звуки. Гласные. Согласные. Слог. Чтение слогов, слов. |
|
|
29. |
Буквы Щ, щ, звук [Щ]. |
1 |
Знакомство с буквами Щ, щ. Звук [Щ. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Согласные звуки. Определение наличия звука [Щ] в словах. Определение места звука [Щ] в словах. Дифференциация звуков [С‘-С-Щ] Дифференциация звуков [Ч-Щ] |
Буквы. Звуки. Гласные. Согласные. Слог. Чтение слогов, слов. |
|
|
30. |
Буквы Х, х, звук [Х]. |
1 |
Знакомство с буквами Х, х. Звук [Х]. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Согласные звуки. Определение наличия звука [Х] в словах. Определение места звука [Х] в словах. Дифференциация звуков [Г-К-Х]. |
Буквы. Звуки. Гласные. Согласные. Слог. Чтение слогов, слов. |
|
|
31. |
Буквы Ц, ц, звук [Ц]. |
1 |
Знакомство с буквами Ц, ц. Звук [Ц]. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Согласные звуки. Определение наличия звука [Ц] в словах. Определение места звука [Ц] в словах. Дифференциация звуков [С-Ц] Дифференциация звуков [Ч-Ц] |
Буквы. Звуки. Гласные. Согласные. Слог. Чтение слогов, слов. |
|
|
32. |
Буква ь. |
1 |
Знакомство с буквой Ь. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Согласные звуки. Мягкие и твёрдые согласные. Смягчение согласных. Определение места буквы Ь в словах. |
Буквы. Звуки. Гласные. Согласные. Слог. Чтение слогов, слов. |
|
|
33. |
Буква ъ. |
1 |
Знакомство с буквой Ъ. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Твёрдые согласные звуки. Определение места буквы Ъ в словах. |
Буквы. Звуки. Гласные. Согласные. Слог. Чтение слогов, слов. |
|
|
2.2.2. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО — ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
2 год обучения
№ |
Тема занятий |
Кол час |
Содержание занятий |
Связь с программн. материалом |
Дата провед. по плану |
Дата провед. по факту |
1 |
Речь. Органы речи. Развитие фонематического слуха. Узнавание неречевых звуков. Различение звукокомплексов, одинаковых по высоте, силе и тембру. |
1 ч. |
Строение речевого аппарата. Наблюдение за работой речевого аппарата. Образование гласных и согласных звуков. Сравнение неречевых и речевых звуков. Работа над слоговой структурой слова. Четкое произношение открытых и закрытых слогов. |
Гласные и согласные звуки. Слоги. |
|
|
2 |
Различение слов, близких по звуковому составу. |
1 ч. |
Различение на слух слов, близких по звуковому составу. Произнесение открытых слогов с изменением темпа и последовательности. |
Слоги. |
|
|
3 |
Дифференциация слогов и фонем. |
1 ч. |
Дифференциация слогов на слух в различных вариациях. Различение фонем на слух. |
Слоги. |
|
|
4 |
Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение заданного звука в словах. |
1 ч. |
Выделение заданного звука в словах из различных позиций. Произнесение слоговых рядов с различным ударением. |
Звуки. Слоги. Слова. Ударение. |
|
|
5 |
Выделение заданного звука в предложениях и текстах. |
1 ч. |
Выделение заданного звука в словах предложений. |
Звуки. Слова. Предложения. |
|
|
6 |
Определение количества и места звуков в слове. |
1 ч. |
Определение количества и места звуков в словах при произнесении слов с ускорением темпа. |
Звуки. Слова. |
|
|
7 |
Соотношение между звуками и буквами в слове. |
1 ч. |
Определение соотношения между звуками и буквами в слове. |
Звуки. Буквы. |
|
|
8 |
Слоговой анализ и синтез. |
1 ч. |
Слышать, выделять и называть первый слог в слове. Произнесение слов с твердыми и мягкими согласными. |
Звуки. Буквы. Слоги. Слова. |
|
|
9 |
Слогообразующая роль гласных звуков. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги. |
1 ч. |
Артикуляционная характеристика гласных звуков. Деление слов на слоги. Составление слов из слогов. |
Звуки. Буквы. Слоги. Слова. |
|
|
10 |
Ударение. Место ударения в слове. Смысло- различительная роль ударения. |
1 ч. |
Учить правильной постановке ударения. Наблюдение за изменением смысла слов при переносе ударения. |
Звуки. Слоги. Слова. Ударение. |
|
Представленная информация была полезной? ДА 58.67% НЕТ 41.33% Проголосовало: 1050 |
11 |
Предложение и слово. |
1 ч. |
Деление предложений на слова. |
Слова. Предложение. |
|
|
12 |
Слова, обозначающие предметы. |
1 ч. |
Постановка вопросов: Кто? Что? Графическое изображение слов – предметов. |
Главные члены предложения. |
|
|
13 |
Слова, обозначающие действия предметов. |
1 ч. |
Постановка вопросов: Что делают? Что делали? Графическое изображение слов действий. Состав предложения. |
Главные члены предложения. |
|
|
14 |
Слова, обозначающие признаки предмета. |
1 ч. |
Постановка вопросов: Какой? Какая? Какое? Какие? Распространение предложений. Двусоставное предложение. |
Второстепенные члены предложения. |
|
|
15 |
Звуковой состав слова. Гласные и согласные звуки. |
1 ч. |
Артикуляционная характеристика гласных и согласных звуков. Различие артикуляционных характеристик. |
Гласные и согласные звуки. |
|
|
16 |
Обозначение мягкости согласных с помощью гласных. Твердые и мягкие согласные перед а – я. |
1 ч. |
Дифференциация гласных а – я в слогах, словах, предложениях. |
Смягчение согласных. |
|
|
17 |
Твердые и мягкие согласные перед о – ё. |
1 ч. |
Дифференциация гласных о – ё в слогах, словах, предложениях. |
Смягчение согласных. |
|
|
18 |
Твердые и мягкие согласные перед у – ю. |
1 ч. |
Дифференциация гласных у – ю в слогах, словах, предложениях. |
Смягчение согласных. |
|
|
19 |
Твердые и мягкие согласные перед ы – и. |
1 ч. |
Дифференциация гласных ы – и в слогах, словах, предложениях. |
Смягчение согласных. |
|
|
20 |
Твердые и мягкие согласные перед е. |
1 ч. |
Дифференцированное произношение твердых и мягких согласных перед е. Разделительные ь и ъ. |
Смягчение согласных. Разделительные знаки. |
|
|
21 |
Мягкий знак на конце слова. |
1 ч. |
Упражнения в обозначении мягкости согласных на письме с помощью ь. |
Мягкий знак. Смягчение согласных. |
|
|
22 |
Мягкий знак в середине слова. |
1 ч. |
Упражнения в обозначении мягкости согласных на письме с помощью ь. |
Мягкий знак. Смягчение согласных. |
|
|
23 |
Непарные твердые согласные звуки: [ж,ш,ц] |
1ч. |
Артикуляционная характеристика непарных твердых согласных. Различение их на слух и на письме. |
Твердые и мягкие согласные. |
|
|
24 |
Непарные мягкие согласные звуки: [ч,щ,й].
|
1 ч. |
Артикуляционная характеристика непарных мягких согласных. Различение их на слух и при письме. |
Твердые и мягкие согласные. |
|
|
25 |
Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство. Буквы д – б. |
1 ч. |
Различение элементов букв д — б. Артикуляционная характеристика звуков. Различение их на слух и при письме. |
Звуки и буквы д, б. |
|
|
26 |
Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство. Буквы о – а. |
1 ч. |
Различение элементов букв о — а. Артикуляционная характеристика звуков. Различение их на слух и при письме. |
Звуки и буквы о, а. |
|
|
27 |
Звонкие и глухие парные согласные. Звуки [з], [з’]. Буква з.
|
1 ч. |
Артикуляционная характеристика звонких и глухих согласных. Сравнение. Артикуляционная характеристика звуков з, з. Выделение звуков з , з в словах на слух, при чтении, при письме. |
Звонкие согласные. Звук и буква з. |
|
|
28 |
Звуки [с], [с‘]. Буква с. |
1 ч. |
Артикуляционная характеристика звуков с, с Выделение звуков с, с в словах на слух, при чтении, при письме. |
Глухие согласные. Звук и буква с. |
|
|
29 |
Дифференциация [з-с], [з‘-с‘], в слогах, словах, предложениях, текстах. |
2 ч. |
Сравнение артикуляционных характеристик з – с, з – с. Дифференциация в слогах, словах на слух, при чтении, при письме. |
Звонкие и глухие согласные. Звуки и буквы з, с. |
|
|
30 |
Звуки [в], [в‘]. Буква в. |
1 ч. |
Артикуляционная характеристика звуков в,в. Выделение звуков в, в в словах на слух, при чтении, при письме. |
Звонкие согласные. Звук и буква в. |
|
|
31 |
Звуки [ф], [ф‘]. Буква ф. |
1 ч. |
Артикуляционная характеристика звуков ф, ф. Выделение звуков ф, ф в словах на слух, при чтении, при письме. |
Глухие согласные. Звук и буква ф. |
|
|
32 |
Дифференциация [в-ф], [в‘-ф‘] в слогах, словах, предложениях, текстах. |
1 ч. |
Сравнение артикуляционных характеристик в – ф, в – ф. Дифференциация в слогах, словах на слух, при чтении, при письме. |
Звонкие и глухие согласные. Звуки и буквы в, ф. |
|
|
33 |
Звук [ж] и буква ж. |
1 ч. |
Артикуляционная характеристика звука ж. Выделение звука ж в словах на слух, при чтении, на письме. |
Звонкие согласные. Звук и буква ж . |
|
|
34 |
Звук [ш] и буква ш. |
1 ч. |
Артикуляционная характеристика звука ш. Выделение в словах на слух, при чтении, при письме. |
Глухие согласные. Звук и буква ш. |
|
|
35 |
Дифференциация [ж-ш] в слогах, словах , предложениях, текстах. |
2 ч. |
Сравнение артикуляционных характеристик ж – ш. Выделение в слогах, словах, предложениях, текстах. |
Звонкие и глухие согласные. Звуки и буквы ж, ш. |
|
|
36 |
Звуки [б], [б‘]. Буква б. |
1 ч. |
Артикуляционная характеристика звуков б-б. Выделение в словах на слух, при чтении, при письме. |
Звонкие согласные. Звук и буква б. |
|
|
37 |
Звуки [п], [п‘] . Буква п. |
1 ч. |
Артикуляционная характеристика звуков п, п. Выделение в словах на слух, при чтении, при письме. |
Глухие согласные. Звук и буква п. |
|
|
38 |
Дифференциация [б-п], [б‘-п‘] в слогах , словах, предложениях, текстах. |
1 ч. |
Сравнение артикуляционных характеристик б – п, б – п. Дифференциация в слогах, словах, предложениях, текстах. |
Звонкие и глухие согласные. Звуки и буквы б, п. |
|
|
39 |
Звуки [д], [д‘]. Буква д. |
1 ч. |
Артикуляционная характеристика звуков д – д. Выделение в словах на слух, при чтении, при письме. |
Звонкие согласные. Звук и буква д. |
|
|
40 |
Звуки [т], [т‘]. Буква т. |
1 ч. |
Артикуляционная характеристика звуков т – т. |
Глухие согласные. Звук и буква п. |
|
|
41 |
Дифференциация [д-т], [д‘-т‘] в слогах , словах, предложения , текстах. |
1 ч. |
Сравнение артикуляционных характеристик д – т, д – т. Выделение в слогах, словах, предложениях текстах. |
Звонкие и глухие согласные. Звуки и буквы д, т. |
|
|
42 |
Дифференциация фонем, имеющих акустико- артикуляционное сходство: [г-к-х], [г‘-к‘-х‘]. |
1 ч. |
Сравнение артикуляционных характеристик г – к – х.. Выделение в слогах, словах, предложениях, текстах. |
Звонкое и глухие согласные. Звуки и буквы г – к – х. |
|
|
43 |
Оглушение звонких согласных. |
1 ч. |
Наблюдение за несовпадением норм произношения с нормами правописания. |
Звонкие и глухие согласные. Оглушение звонких согласных. |
|
|
44 |
Дифференциация фонем, имеющих акустико – артикуляционное сходство: [с-ш]. |
2 ч. |
Сравнение артикуляционных характеристик с – ш. Дифференциация в слогах, словах, предложениях, текстах. |
Глухие согласные. |
|
|
45 |
Дифференциация фонем, имеющих акустико – артикуляционное сходство: [с-ц]. |
1 ч. |
Сравнение артикуляционных характеристик с – ц. Дифференциация в слогах, словах, предложениях, текстах. |
Глухие согласные. |
|
|
46 |
Дифференциация фонем. имеющих акустико – артикуляционное сходство: [с-т], [с‘-т‘]. |
1 ч . |
Сравнение артикуляционных характеристик с – т, с – т. Дифференциация в слогах, словах, предложениях, текстах. |
Глухие согласные. |
|
|
47 |
Дифференциация фонем, имеющих акустико – артикуляционное сходство: [с-с‘-щ]. |
1 ч. |
Сравнение артикуляционных характеристик с – щ. Дифференциация в слогах, словах, предложениях, текстах. |
Звуки и буквы с, щ. |
|
|
48 |
Дифференциация фонем, имеющих акустико – артикуляционное сходство: [с-с‘-ч]. |
1 ч. |
Сравнение артикуляционных характеристик с – ч. Дифференциация в слогах, словах, предложениях, текстах. |
Звуки и буквы с, ч. |
|
|
49 |
Дифференциация фонем, имеющих акустико – артикуляционное сходство: [з-ж]. |
2 ч. |
Сравнение артикуляционных характеристик з – ж. Дифференциация в слогах, словах, предложениях, текстах. |
Звуки и буквы з ,ж. |
|
|
50 |
Дифференциация фонем, имеющих акустико – артикуляционное сходство: [л-р], [л‘-р‘]. |
1 ч. |
Сравнение артикуляционных характеристик л – р, л – р. Дифференциация в слогах, словах, предложениях, текстах. |
Звуки и буквы л – р, л – р. |
|
|
51 |
Дифференциация фонем, имеющих акустико – артикуляционное сходство: [ч-т]. |
1 ч. |
Сравнение артикуляционных характеристик ч – т. Дифференциация в слогах, словах, предложениях, текстах. |
Звуки и буквы ч, т. |
|
|
52 |
Дифференциация фонем, имеющих акустико – артикуляционное сходство: [ч-щ]. |
2 ч. |
Сравнение артикуляционных характеристик ч – щ. Дифференциация в слогах, словах, предложениях, текстах. |
Звуки и буквы ч, щ.. |
|
|
53 |
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: [ц-ч]. |
1 ч. |
Сравнение артикуляционных характеристик ц – ч. Дифференциация в слогах, словах, предложениях, текстах. |
Звуки ц, ч.
|
|
|
54 |
Контрольное списывание. |
1 ч. |
Списывание печатного текста. |
|
|
|
55. |
Контрольный диктант. |
1 ч. |
Письмо под диктовку. |
|
|
|
Примечание:
на логопедическихзанятиях № 1- № 53 используется следующее оборудование:
— предметныекартинки,
— карточки сбуквами,
— карточки сослогами,
— карточки сословами,
— карточки сзаданиями,
— цифровой ряд,
— карандаши синего,зеленого, красного цветов,
— зеркала.
2.3. ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИХ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III и IV уровней.
ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В РАЗВИТИИ ЛЕКСИКО — ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА.
Содержание коррекционно – воспитательной работы.
1.Развитие исовершенствование психологических предпосылок к обучению.
2.Развитие исовершенствование коммуникативной готовности к обучению.
3.Формированиеполноценных учебных умений.
4.Формированиекоммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.
5.Коррекционнаяработа.
РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК К ОБУЧЕНИЮ.
1.Развитиезрительного восприятия: восприятие цвета, формы, величины, пропорций,пространственных отношений.
2.Развитие слуховоговосприятия: восприятие неречевых звуков, восприятие речевых звуков,произносимых с разной громкостью и высотой голоса.
3.Развитие исовершенствование устойчивости внимания.
4.Развитиеспособности к переключению внимания.
5.Развитие объёмавнимания.
6.Развитие исовершенствование наблюдательности.
7.Развитие исовершенствование способности к запоминанию.
8.Развитиекраткосрочной и долгосрочной памяти.
9.Развитие объёмапамяти.
10.развитиеспособности к проведению аналитических, синтетических, логических мыслительныхопераций.
11.Развитие исовершенствование навыков и приемов самоконтроля.
12.Развитие исовершенствование познавательной активности.
РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ.
1.Развитие исовершенствование умения внимательно слушать и слышать логопеда, непереключаясь на посторонние воздействия, подчинять свои действия егоинструкциям и замечаниям.
2.Развитие исовершенствование умения понять и принять учебную задачу, поставленнуюлогопедом.
3.Развитие исовершенствование умения свободно владеть вербальными средствами общения вцелях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебнойзадачи, соответственно учебной инструкции.
4.Развитие исовершенствование умения целенаправленно и последовательно выполнять учебныедействия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны логопеда.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛНОЦЕННЫХ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ.
1.Формирование уменияпланирования предстоящей деятельности.
2.Формирование уменияактивного осмысления материала ; выделение главного, определение путей исредств достижения учебной цели.
3.Формирование уменияконтроля за ходом своей деятельности.
4.Формирование уменияработать в определенном темпе.
5.Формирование уменияанализа и оценки продуктивности собственной деятельности.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, АДЕКВАТНЫХ СИТУАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.Формирование уменияи навыка давать ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией.
2.Формирование уменияи навыка давать ответы на вопросы по ходу учебной деятельности.
3.Формирование умениядавать ответы на вопросы 2-3 фразами по ходу и итогам учебной деятельности.
4.Формирование уменияи навыков применения инструкции при подготовке связного высказывания.
5.Формирование уменияи навыков употребления усвоенной учебной терминологии.
6.Формирование уменияобращения к логопеду за разъяснениями.
7.Формированиеумения пояснения инструкции, учебной задачи с использованием нужнойтерминологии.
8.Формирование уменияразвернутым рассказом сообщить о последовательности учебной работы, подведенияитогов занятия.
9.Формирование умениясформулировать задания при выполнении коллективных видов работы.
10.Формированиеумения проведения дифференцированного опроса и оценки ответов обучающихся (вроли руководителя).
11.Формированиеумения соблюдения речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог).
12.Формированиеумения составления устных связных высказываний с элементами творчества.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА.
1.Уточнение значенийимеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путемнакопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счетразвития у детей умения активно пользоваться различными способамисловообразования, активизация пассивного словарного запаса.
2.Уточнение,развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладениядетьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений вразличных синтаксических конструкциях.
Совершенствованиеумения строить и перестраивать предложения адекватно замыслу.
3.Развитие связнойречи: научить каждого ребёнка правильно, связно, последовательно излагать своимысли, развивать способности правильного интонационного оформления речи,закрепление способности детей к ведению диалогического формы речи, обучениедетей монологической форме речи.
2.3.1. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО– ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
3год обучения
№ |
Тема занятий |
Кол час |
Содержание занятий |
Связь с программн. материалом |
Дата провед. по плану |
Дата провед. по факту |
1. |
Проверочный диктант. |
1 ч. |
Письмо под диктовку. |
Письмо под диктовку. |
|
|
2. |
Контрольное списывание. |
1 ч. |
Списывание печатного текста. |
Списывание печатного текста. |
|
|
3. |
Обозначение мягкости с помощью мягкого знака |
1 ч. |
Упражнения в обозначении мягкости с помощью мягкого знака. |
Мягкий знак. |
|
|
4. |
Обозначение мягкости с помощью мягкого знака. Мягкий знак в конце слова. |
1 ч. |
Упражнения в обозначении мягкости с помощью мягкого знака. |
Мягкий знак. |
|
|
5. |
Обозначение мягкости с помощью мягкого знака. Мягкий знак в середине слова. |
1 ч. |
Упражнения в обозначении мягкости с помощью мягкого знака. |
Мягкий знак. |
|
|
6. |
Обозначения мягкости с помощью гласных. Твердые и мягкие согласные перед а – я. |
1 ч. |
Дифференциация а – я в слогах , словах, предложениях. |
Смягчение согласных. |
|
|
7. |
Обозначение мягкости с помощью гласных. Твердые и мягкие согласные перед о – ё. |
1 ч. |
Дифференциация о – ё в слогах, словах, предложениях. |
Смягчение согласных. |
|
|
8. |
Обозначение мягкости с помощью гласных. Твердые и мягкие согласные перед у – ю. |
1 ч. |
Дифференциация у – ю в слогах, словах, предложениях. |
Смягчение согласных. |
|
|
9. |
Обозначение мягкости с помощью гласных. Твердые и мягкие согласные перед ы – и. |
1 ч. |
Дифференциация ы – и в слогах, словах, предложениях. |
Смягчение согласных. |
|
|
10. |
Обозначение мягкости с помощью гласных. Мягкие согласные перед гласной е. |
1 ч. |
Выделение е в слогах, словах, предложениях. |
Смягчение согласных. |
|
|
11. |
Расширение словарного запаса. Слова – «приятели» (синонимы). |
1 ч. |
Упражнения в подборе близких по значению слов к разным частям речи. |
Синонимы, части речи. |
|
|
12. |
Слова – синонимы, обозначающие предметы. |
1 ч. |
Развитие чуткости к смысловым оттенкам слов. |
Синонимы, части речи. |
|
|
13. |
Слова – синонимы, обозначающие признак предмета. |
1 ч. |
Развитие чуткости к смысловым оттенкам слов. |
Синонимы, части речи. |
|
|
14. |
Слова – синонимы, обозначающие действие. |
1 ч. |
Развитие чуткости к смысловым оттенкам слов. |
Синонимы, части речи. |
|
|
15. |
Слова –«неприятели» ( антонимы). |
1 ч. |
Упражнения в подборе слов с противоположным значением к разным частям речи. Уточнение значений имеющихся слов. |
Антонимы, части речи. |
|
|
16. |
Слова – антонимы, обозначающие признак предмета. |
1 ч. |
Развитие чуткости к смысловым оттенкам слов. |
Антонимы, части речи. |
|
|
17. |
Слова – антонимы, обозначающие предметы. |
1 ч. |
Развитие чуткости к смысловым оттенкам слов. |
Антонимы, части речи. |
|
|
18. |
Слова – антонимы, обозначающие действие предметов. |
1 ч. |
Развитие чуткости к смысловым оттенкам слов. |
Антонимы, части речи. |
|
|
19. |
Слова – «близнецы» (омонимы). |
1 ч. |
Уточнение значений слов. Наблюдение за изменением смысла слов в зависимости от контекста, перестановки слов. |
Омонимы, части речи. Метафоры. |
|
|
20. |
Слова – омонимы, обозначающие предметы. |
1 ч. |
Уточнение значений слов. |
Омонимы, части речи. |
|
|
21. |
Слова – омонимы, обозначающие признаки. |
1 ч. |
Уточнение значения слов. |
Омонимы, части речи. |
|
|
22. |
Синонимы, омонимы, антонимы. |
1 ч. |
Обобщающее занятие. |
Синонимы, омонимы, антонимы. |
|
|
23. |
Перенос значений слов. |
1 ч. |
Уточнение значения слов. |
Части речи. |
|
|
24. |
Способы словообразования. Подбор родственных слов с выделением корня. |
5 ч. |
Подбор родственных слов. Выделение в словах корня, окончания, приставки, суффикса. Уточнение словообразующей роли суффиксов, приставок. |
Корень, окончание, суффикс, приставка, однокоренные слова. |
|
|
25. |
Подбор родственных слов с выделением окончания. |
1 ч. |
Подбор родственных слов. Выделение в словах корня, окончания. |
Корень, окончание, однокоренные слова. |
|
|
26. |
Подбор родственных слов с выделением суффикса. |
1 ч. |
Подбор родственных слов. Выделение в словах корня, суффикса. |
Корень, суффикс, однокоренные слова. |
|
|
27. |
Подбор родственных слов с выделением приставки. |
1 ч. |
Подбор родственных слов. Выделение в словах корня, приставки. |
Корень, суффикс, однокоренные слова. |
|
|
28. |
Образование слов при помощи приставок с пространственным и временным значением: в-, вз-, вы-, под-, у-, над-, от-, про-, пере-. |
1 ч. |
Уточнение лексического значения глаголов, от которых образуются новые слова с приставкой, сопоставление его с глаголом, имеющим приставку. Сопоставление однокоренных глаголов, имеющих разные приставки. Усвоение соотношения приставок и предлогов. |
Глаголы, приставки, предлоги. |
|
|
29. |
Образование слов при помощи приставок с временным значением: за-, по-. Образование слов при помощи приставок со значением неполного действия: под-, при-. |
1 ч. |
Уточнение лексического значения глаголов, от которых образуются новые слова с приставкой, сопоставление его с глаголом, имеющим приставку. Сопоставление однокоренных глаголов, имеющих разные приставки. Усвоение соотношения приставок и предлогов. |
Глаголы, приставки, предлоги. |
|
|
30. |
Образование слов при помощи приставок со значением полноты или результативности действия: в-, вз-, воз-, до-, за-. |
1 ч. |
Образование самостоятельных слов, образованных при помощи приставок. Усвоение соотношения приставок и предлогов. |
Глаголы, приставки, предлоги. |
|
|
31. |
Образование слов при помощи суффиксов оттеночных значений уменьшительности, увеличительности, ласкательности : -очк-, -ечк-, -ик-, -изн-, -к-, -еньк-, -оньк-. |
1 ч. |
Уточнение значений слов, образованных посредством суффиксов. Работа с производящим и производимым словами. Сопоставление этих слов и уточнение разницы в их значении. Сопоставление слов, образованных при помощи суффиксов. Образование нового слова от искусственно образованной основы, не имеющей смыслового значения. |
Части речи, приставки. |
|
|
32. |
Образование слов при помощи суффиксов, которые образуют различные части речи: -ик-, -их-, -ищ-, -ист-, -щик-, -чик-, -ар-, -ян-, -ан-, -н-, -ов -, -ск-. |
1 ч. |
Уточнение значений слов, образованных посредством суффиксов. |
Части речи, приставки. |
|
|
33. |
Сложные слова. |
1 ч. |
Уточнение значений сложных слов. |
Сложные слова. |
|
|
34. |
Предлоги. Предлоги, выражающие пространственные отношения: на, в. |
1 ч. |
Различение предлогов и приставок по семантическим признакам. Уточнение значения приставок, предлогов. |
Предлоги, приставки. |
|
|
35. |
Предлоги. Предлоги, выражающие временные отношения : перед, с, до. |
1 ч. |
Проследить соотношение предлогов и глагольных приставок. |
Предлоги, приставки. |
|
|
36. |
Предлоги, Предлоги, выражающие причинные отношения :по, из-за, от, к. |
1 ч. |
Слитное написание приставок, раздельное написание предлогов. |
Предлоги, приставки. |
|
|
37. |
Закрепление отработанных предлогов. |
1 ч. |
Обобщающее занятие. |
Предлоги. |
|
|
38. |
Различение предлогов и приставок. |
2 ч. |
Дифференциация предлогов и приставок. |
Предлоги, приставки. |
|
|
39. |
Словосочетания. Виды словосочетаний. |
1 ч. |
Словосочетания. |
Слово-сочетания. |
|
|
40. |
Способы связи в словосочетаниях. Согласование в роде и числе. |
1 ч. |
Уточнение и расширение знаний о формировании словосочетаний. Согласование существительных с числительными и прилагательными. Составление словосочетаний разной сложности. |
Имена существительные, прилагательные, глаголы. |
|
|
41. |
Управление. Винительный падеж. Кого? Что? — без предлога, — с предлогом. |
2 ч. |
Практическое овладение формами падежей с предлогами и без предлога. |
Падежи. |
|
|
42. |
Родительный падеж. Кого? Чего? -без предлога, -с предлогом. |
2 ч. |
Практическое овладение формами падежей с предлогами и без предлога. |
Падежи. |
|
|
43. |
Дательный падеж. Кому? Чему? -без предлогов, -с предлогами. |
2 ч. |
Практическое овладение формами падежей с предлогами и без предлога. |
Падежи. |
|
|
44. |
Предложный падеж. О ком? О чем? |
2 ч. |
Практическое овладение формами падежей. |
Падежи. |
|
|
45. |
Творительный падеж. Кем? Чем? -без предлога, -с предлогом. |
2 ч. |
Практическое овладение формами падежей с предлогами и без предлога. |
Падежи. |
|
|
46. |
Закрепление падежных форм. |
1 ч. |
Практическое овладение формами падежей с предлогами и без предлога. |
Падежи. |
|
|
47. |
Закрепление падежных форм. Проверочная работа. |
1 ч. |
Практическое овладение формами падежей с предлогами и без предлога. |
Падежи. |
|
|
Примечание:
на логопедическихзанятиях № 1 — № 46 используется следующее оборудование:
— предметныекартинки,
— карточки с буквами,
— карточки сослогами,
— карточки сословами,
— карточки сзаданиями,
— цифровой ряд,
— карандаши синего,зеленого и красного цветов
— зеркала.
ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
№ |
Тема занятий |
Кол час |
Содержание занятий |
Связь с программн. материалом |
Дата провед. по плану |
Дата провед. по факту |
1. |
Предложение. Виды предложений. |
1 ч. |
Повествовательные, восклицательные, вопросительные предложения. Оформление предложения. |
Точка, восклицательный, вопросительный знаки. Заглавная буква в начале предложения. |
|
|
2. |
Простые распространенные и нераспространенные предложения. |
1 ч. |
Простые нераспространенные предложения. Простые распространенные предложения. |
Члены предложения. |
|
|
3. |
Распространение простых предложений определением. |
1 ч. |
Простые распространенные предложения. |
Члены предложения. |
|
|
4. |
Распространение простых предложений дополнением. |
3 ч. |
Простые распространенные предложения. |
Члены предложения. |
|
|
5. |
Связь слов в предложении, их порядок. |
1 ч. |
Простые распространенные предложения. |
Члены предложения. |
|
|
6. |
Главные члены предложения. |
1 ч. |
Простые предложения. |
Члены предложения. |
|
|
7. |
Сложные предложения. |
2 ч. |
Сложные предложения. |
Члены предложения. |
|
|
8. |
Последовательный пересказ по плану. |
1 ч. |
Последовательный пересказ. |
Пересказ. |
|
|
9. |
Последовательный пересказ с использованием картинок. |
1 ч. |
Последовательный пересказ. |
Пересказ. |
|
|
10. |
Краткий пересказ. Составление плана. Опорные слова. |
1 ч. |
Краткий пересказ. |
Пересказ. |
|
|
11. |
Краткий пересказ. План. |
1 ч. |
Краткий пересказ. |
Пересказ. |
|
|
12. |
Выборочный пересказ. |
2 ч. |
Выборочный пересказ. |
Пересказ. |
|
|
13. |
Творческие пересказы по началу, концу, середине текста. |
3 ч. |
Творческий пересказ. |
Пересказ. |
|
|
14. |
Составление рассказа с использованием набора слов из него. |
1 ч. |
Рассказ. |
Рассказ. |
|
|
15. |
Составление рассказа с использованием набора отдельных предложений из него. |
1 ч. |
Рассказ. |
Рассказ. |
|
|
16. |
Составление рассказа с использованием деформированного варианта этого рассказа. |
1 ч. |
Рассказ. |
Рассказ. |
|
|
17. |
Составление рассказа с использование его варианта с пропуском одной смысловой части. |
1 ч. |
Рассказ. |
Рассказ. |
|
|
18. |
Средства соединения предложений и частей в тексте. Цепная связь предложений в тексте. |
1 ч. |
Рассказ. |
Рассказ. |
|
|
19. |
Средства соединения предложений и частей в тексте. Параллельная связь предложений в тексте. |
1 ч. |
Рассказ. |
Рассказ. |
|
|
20. |
Сочетание цепной и параллельной связи в одном тексте. |
1 ч. |
Рассказ. |
Рассказ. |
|
|
21. |
Самостоятельное рассказывание по сюжетной картинке. |
2 ч. |
Рассказ. |
Рассказ. |
|
|
22. |
Самостоятельное рассказывание по серии сюжетных картинок. |
2 ч. |
Рассказ. |
Рассказ. |
|
|
23. |
Самостоятельное рассказывание по заданной теме. |
2 ч. |
Рассказ. |
Рассказ. |
|
|
24. |
Изложение. |
1 ч. |
Изложение. |
Изложение. |
|
|
Примечание:
на логопедическихзанятиях № 1 — № 23 используется следующее оборудование:
— предметныекартинки,
— карточки сословами,
— карточки сзаданиями.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ КУРСА.
ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
1.Звуки и буквы русского алфавита.
2.Правила чтения.
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
1.Дифференцировать гласные звуки и буквы.
2.Дифференцировать согласные звонкие и глухие.
3.Дифференцировать согласные свистящие и шипящие.
4.При чтении и письме не допускать ошибки замены букв.
5.Уметь правильно излагать свои рассуждения.
6.Выстраивать коммуникативные функции с учётом требований речевогоэтикета.
4. ЛИТЕРАТУРА.
1.Баранова Ю.Ю., Солодкова М.И., Яковлева Г.В. «Программакоррекционной работы. Начальная школа»,
2.Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. « Логопедия »,
3.Гербова В.В. « Учусь говорить »,
4.Ермакова И.А.« Поговори со мною, мама…»,
5.Ёлкина Н.В.,Тарабарина Т.И.- составители «1000 загадок»,
6.Зубарева Л.В. «Развитие словесно – логического мышления и связнойречи»,
7.Ишимова О.А., Бондарчук О.А. «Логопедическая работа в школе»,
8.Исханова С.В. «Игротерапия в логопедии»
9.Колесникова Е.В. « Развитие звуковой культуры речи у детей»,
10.Львова С.И. « Язык в речевом общении»,
11.Максаков А.И. « Развитие правильной речи ребенка в семье»,
12.Максаков А,И., Тумакова Г.А. «Учите, играя»,
13.Омороков М.И.,Рапопорт И.А., Постоловский И.З. «Преодоление трудностей»,
14.Поваляева М.А.«Справочник логопеда»,
15.Рудик О.С. «Практическая коррекционная работа с детьми с ОНР»,
16.Селиверстов В.И. « Игры в логопедической работе»,
17.Скворцова И.В. « 100 логопедических игр»,
18.Стрелкова Л.П. « Уроки сказки»,
19.Тихеева Е И. «Развитие речи детей»,
20.Успенская Л.П.,Успенский М.Б. « Учитесь говорить правильно»,
21.Филичева Т.Б.,Чевелева Н.А., Чиркина Т.В. « Основы логопедии»,
22.Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»,
23.Чернявская И.С. «Эстетическое воспитание детей и культура слова».