Развитиеречи ребенка с РАС посредством художественной литературы
«Книга – это великое чудо из всех чудес,
сотворенных человеком»
М. Горький
В нашем современном мире, наполненном электронной техникой,забывается и ослабевает значимость художественного слова. Дети не приучены кчтению, прослушиванию художественных произведений и умению использовать поназначению детские книги.
Трудность обучения ребенка с расстройствами аутистическогоспектра (РАС) обусловлена нарушениями в области социального взаимодействия. Такимдетям трудно общаться, так как у них не сформированы механизмы подражания,имитации, понимания обращенной речи и невербальных проявлений другого человека.
Художественная литература позволяет восполнитьнедостаточность общения детей с РАС с окружающими людьми. А чтениехудожественной литературы имеет коррекционную направленность, так какстимулирует овладение детьми вербальной речью, расширение словаря, формированиелексико-грамматического строя языка, развитие связной речи. Совместноевзаимодействие с книгами взрослого и ребенка позволяет формировать чувстводоверия, умение налаживать эмоциональный контакт, бороться со страхами.
Чтение книгблагоприятно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, особенно важно этопомнить при общении с детьми с РАС. Каждая минута, проведенная вместе,проведенная в спокойной, располагающей обстановке формирует мотивацию к живомуобщению, способствует установлению более близкого эмоционального контакта междувзрослым и ребенком. Рассматривая красочные иллюстрации совместно с малышом,обсуждая главных героев книги, их характеристики, внешний вид, события,связанные с ними, мы тем самым создаем условия для речевого и коммуникативногоразвития ребенка.
Итак, как помочьребенку с РАС в развитии речевых навыков посредством художественной литературы?Начните с неторопливого просмотра книги, ее иллюстраций. Пусть ребенокзаинтересуется содержанием. Задайте ребенку следующие наводящие вопросы:
· Что ты видишь? Кто (что)это?
· Куда идет (персонаж)?
· Давай узнаем, чтослучилось с этим персонажем?
Следите заэмоциональным состоянием ребенка. Если ребенок утомился, можно в первый разостановиться на просмотре самой книги, иллюстраций и обсуждения персонажей,изображенных на картинках. Если не удалось заинтересовать ребенка этой книгой, обсудите,почему книга не понравилась, и подберите другую, учитывая его пожелания.
Еслиудалось заинтересовать ребенка, то в следующий раз начните читать книгу вместе.Читайте выразительно и неторопливо. Следите за реакцией ребенка. Кто-то любитэмоциональное чтение, кто-то, напротив, спокойное, монотонное. Важно этоучитывать.
Детям 3-х лет очень хорошо подойдут книгис потешками. Несмотря на то, что они достаточно короткие и легкозапоминающиеся, трудно переоценить пользу, которую они приносят детям. Петь ихне нужно, так что выучить и разыграть их вместе с малышом не составит труда. Текстстиха (потешки) можно сопровождать ритмичными движениями, в этом случае уребенка развивается координация движений, образное мышление и воображение,тренируются внимание и память. Сопровождать стихи ритмичными движениями лучше начинать тогда,когда ребенок уже достаточно хорошо усвоил текст. Подойдутстихи «Мишка косолапый», «Зайка серенький» и подобные им.
Детям постарше можно предложить стихиС.Я. Маршака, А. Барто, К. Чуковского, русские народные сказки про животных,произведения В. Сутеева. Еслиребенку нравится содержание книги, он с удовольствием послушает историю еще иеще раз. Важно, читая историю повторно, мотивировать ребенка к спонтанномудиалогу: при чтении книги, остановитесь, сделайте паузу, дайте возможностьребенку самому договорить последнее слово в предложении. Вспоминая,воспроизводя правильно конец предложения, малыш тем самым учится грамотномупостроению различных лексико-грамматических форм в словосочетании ипредложении, постепеннозапоминает текст.
Совместноечтение художественных произведений обогащает словарный запас, развиваетлексико-грамматический стой, фразовую и связную речь, а также улучшаетэмоциональный контакт ребенка с РАС и взрослого.