X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Планирование и организация учебной дискуссии как формыобучения речевому взаимодействию учащихся на уроках иностранного языка

 

Аннотация. Статья посвящена такойформе обучения иноязычному общению, как учебная дискуссия. Дается определение икраткая характеристика данной формы обучения. Подробно раскрываются особенностипланирования и организации учебной дискуссии. Упор при этом деляется напоэтапный характер данного процесса.

Ключевыеслова: дискуссия, учебная дискуссия, формы учебной дискуссии,планирование учебной дискусии, тема учебной дискуссии, этапы организацииучебной дискуссии, правила организации учебной дискуссии, итог учебнойдискуссии.

 

Многие исследователи процесса обучения иностранному языку (М.А.Ковальчук, 2008; В.К. Иванов, 2004; С.А. Милорадов, 1999; Д. М. Мирзоева, 2011;А.В. Щеколдина, 2005 и др); убеждены, что использование на занятиях по иностранномуязыку такого метода обучения, как учебная дискуссия, является эффективнымспособом формирования коммуникативных навыков у учащихся. [7; 5; 8; 9

Термин «дискуссия» происходит от латинского discussio –рассмотрение, исследование. Дискуссия – это динамическая диалоговая форма,способ и процесс взаимодействия при обсуждении каких-либо проблем, спорныхвопросов.

Как дидактическая категория, дискуссия рассматриваетсяучеными как форма или способ организации обучения. В учебной литературе потеории и методике обучения существует ряд определений учебной дискусии. Так,например, учебная дискуссия в понимании Т.Н. Сергеева –это форма сотрудничества субъектов образовательного процесса, котораяиспользуется для изучения двух или нескольких различных точек зрения покакой-либо проблеме с целью установления истины (правильной точки зрения) [16, c. 95]. М.Ю.О. Бободжоновадает следующее определение учебной дискуссии: это коллегиальное обсуждение сучителями и учениками проблем разной природы [1, с. 215]. С.И. Поздеева подучебной дискуссией понимает обсуждение темы, проблемы, проблемного вопроса,которое осуществляется в лидерской модели организации совместной деятельностипедагога и учащихся [15, с. 82].

В данной работе мы будем опираться на самостоятельносформулированное определение учебной дискуссии. Учебная дискуссия – это форма организации учебнойдеятельности, при которой происходит ознакомление учащихся с содержаниемучебного материала и упорядоченный, целенаправленный обмен мнениями, суждениямии идеями по конкретной проблеме, связанной с содержанием данного учебногоматериала.

Как указывают В.Х. Забирова и Е.Е. Коптякова,учебная дискуссия реализуется в форме взаимодействия, опирающейся наинновационную технологию учебного сотрудничества, которая способствуетактивизации мыслительной деятельности обучающихся, стимулирует познавательныепроцессы, формирует стойкий интерес к обучению. Учебная дискуссия направлена наактивизацию познавательной активности обучающихся и её ведущей особенностьюявляется сотрудничество в процессе обучения. Более того, учебная дискуссиявовлекает обучающихся в процесс воссоздания значимых жизненных ситуаций,стимулирующих говорение, аудирование, аргументированное изложение своих взглядовна изучаемом языке [4,с. 282].

Существуют разнообразные формы дискуссии, включая «круглый стол», «мозговой штурм» (брейнсторминг),панельную дискуссию, дебаты, организацию коллективного взаимодействия  по типу«аквариум», симпозиум, форум и т.п., при этом основой учебной дискуссиивсегда является обсуждение вопроса или проблемы, на суть которых существуетбольше одной точки зрения. Структурными элементами дискуссии являютсявыступления участников по теме или в ответ на высказывания других.

Следует понимать, что нельзя учащихся заставить общаться, но можно инужно стимулировать их общение. В связи с этим большое значение приобретаетзадание определенных ориентаций, формирование установок и целый рядпсихологических нюан­сов, от которых зависит ход обсуждения. Вот почему большоезначение приобретает процесс подготовки к проведению дискуссий, который следуетрегламентировать, придавая ему определенную структуру [10, с. 47].

Наибольшейэффективности занятия в форме дискуссий достигают, ко­гда в учебном курсе онипредставлены именно в целостном цикле, преду­сматривающем использование всехвышеуказанных форм. При этом про­должительность дискуссии с течением временидолжна возрастать. Единственное, чего следует избегать припланировании цикла занятий – это, как считает Л.Б. Бурова, многократноеповторение одной и той же формы дискуссии [2, с. 217].

В организационном плане, по мнению М.А. Ковальчук, выделяют4 фазы дискуссии: определение целей и темы дискуссии; сбор информации;упорядочение, интерпретация и оценка полученной информации; подведение итогов(соответствие результатов целям дискуссии) [6, с. 98].

Необходимость прохождения дискуссии через указанные фазыобъясняется тем, что достижение общей цели становится возможным, когда этаобщая цель разбивается на частные цели [6,с. 99]. К ним относятся:

—           сбор и упорядочение информации (чтобы найтирешение поставленной проблемы, сначала надо обменяться мнениями и каким-либообразом эти мнения упорядочить. Например, выяснить, какие аспекты проблемызатрагиваются в высказанных мнениях. Узнать, в какой степени проблемаосознается участниками и т.д.);

—           поиск альтернативных подходов, ихинтерпретация (здесь важно «расклассифицировать» предлагаемые подходы к решениюс точки зрения их сходств и различий, а затем выявить альтернативные подходы изафиксировать их обоснование);

—           выбор оптимальной альтернативы (анализпреимуществ и недостатков предложенных решений и выбор наиболее удачного изних).

В социально-психологическом плане можно выделить три этапаразвития дискуссии: 1) ориентация (участники ориентируются в проблеме, и, чтоне менее важно, друг в друге; здесь активизируются процессы межличностноговосприятия); 2) оценка (происходит сопоставление, конфронтация и конфликт идей,но именно идей, а не личностей: конфликт идей не должен переходить вмежличностный конфликт); 3) консолидация (подведение итогов) [6, с. 98].

Д.М. Хамитова и Т.И. Нурушева формулируют этапы организациидискуссии следующим образом:

1. Предварительное пояснение темы дискуссии, ознакомлениеучастников с предметом обсуждения, их ролями и правилами проведениямероприятия.

2. Краткое предварительное обсуждение вопроса в малыхгруппах.

3. Введение темы через заранее поставленное перед участникамизадание.

4. Краткий предварительный опрос по теме.

5. Распределение ролей.

6. Представление позиций, коллективное обсуждение.

7. Подведение итогов [19, с. 45].

И.Г. Морозова в дискуссионном занятии выделяет следующиеэтапы:

I. Подготовка к дискуссии. Определениетемы (предмета) обсуждения, цели, которую преследуют его участники; выборыведущего, распределение ролей (секретаря, счѐтной комиссии, экспертов и т.д.).Принятие повестки дня, регламента, определение последовательности вопросов,вынесенных на обсуждение.

II. Проведение дискуссии. Выступления участников, прения.Обсуждение проекта решения, принятие итогового документа.

III. Подведение итогов. Обсуждение и оценка проведѐннойдискуссии. Замечания по ведению собрания, оценка роли ведущего, определениевклада каждого участника в ход дискуссии. Планирование дальнейших дискуссий [11,с. 29-30].

М.Н.Смирнова, как и И.Г. Морозова, делит подготовкудискуссии на 3 стадии: начальную, основную и заключительную для подведенияитогов и анализа. По мнению исследовательницы, начальная стадия должнаначинаться за 7-10 дней до проведения дискуссии, поскольку учебные дискуссии,особенно на первых порах, должны быть хорошо подготовлены. [17, с. 59]

М.Н. Смирнова также подчеркивает, что в отличие отдискуссии в воспитательном процессе учебная дискуссия проводится тогда, когдавсе учащиеся владеют полной информацией или суммой знаний по теме обсуждения,иначе её эффективность будет низка. [17, с. 59]

Говоря о подготовке к проведению дискуссии, необходимоподчеркнуть важность тщательного отбора и разработки материалов дискуссии: этомогут быть тексты для чтения. В качестве источника таких текстов можетвыступать периодика, поскольку для групповой дискуссии особенно важно выбиратьактуальные темы.

Следющий этап в подготовке материалов для групповойдискуссии — составление плана дискуссии, разрабатываемого заранеепреподавателем. План дискуссии можно уподобить сценарию урока. При этом планэто скорее разработка возможных направлений развития дискуссии. Если общая темадискуссии уже сформулирована в виде проблемы, то в плане она предстает в виденескольких подпроблем.

По мнению И.Г. Морозовой, выбор темы дискуссии – одна изнаиболее важных задач, которые стоят перед учебной группой, готовящейдискуссию; желательно, чтобы тема была связана с актуальными проблемамисовременности или с интересами учащихся, с тем, что находится в сфере ихкомпетентности. [11, с. 29]. Для выбора темы в группе может использоватьсяметод «мозговой атаки», при котором участникам обсуждения предлагаетсявысказывать как можно больше вариантов, в том числе самых необычных и дажефантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбираются наиболееудачные для последующего обсуждения

Как указывают О. Г. Наталевич и Л. В.Вонсович тема учебной дискуссии должна быть спорной, неоднозначной, должнасодействовать активному вовлечению студентов в диалог, в обсуждение. При этомучащиеся должны иметь определенные знания по теме. Без знаний дискуссиястановится беспредметной, бессодержательной и неточной. Тема должнасоответствовать дидактическим и воспитательным задачам [12, c. 122].

При формулировании проблемной ситуации для дискуссии стоитобращать внимание на наличие следующих факторов: 1) наличие реальной, неигровой проблемы, обеспечивающей необходимость поиска способов ее разрешения,анализа различных альтернативных точек зрения; 2) двуплановость, а иногда имногоплановость общей ситуации, требующей рассмотрения с разных сторон;

На основной стадии — стадии проведения дискуссии — выделяютследующие этапы:

1.Постановка проблемы на занятии.

2.Обозначение темы дискуссии.

3.Деление учащихся на группы.

4.Обсуждение проблемы в группах.

5.Представление результатов перед всем классом.

Основная стадия дискуссии, по мнению М.Н.Смирновой и Е.В.Захаровой,должна начинаться с вступления ведущего, которое не должно продолжаться более10 минут. Важно помнить, что во вступлении ведущий должен наметить проблемы дляобсуждения и раскрыть основные моменты темы [11, с. 59].

При организации дискуссии нельзязабывать о правилах ее ведения и правилах поведения в процессе общения:

1. Выступления должны проходитьорганизованно, каждый участник может выступать только с разрешенияпредседательствующего (ведущего), повторные выступления могут быть толькоотсроченными, недопустима перепалка между участниками.

2. Каждое высказывание должно бытьподкреплено фактами. 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

3. В обсуждении следует предоставитькаждому участнику возможность высказаться. 

4. Каждое высказывание, позиция должныбыть внимательно рассмотрены.

5. В ходе обсуждения недопустимо«переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительныевысказывания и т. п.

Говоря о списке умений, необходимых для участия вдискуссии, следует рассмотреть подробнее такой важный пункт как умение слышатьи слушать [6, с. 107].Необходимо обратить внимание учащихся на то, что существуют 3 типа слушания.

1.         Критическое слушание. Оно заключается в том, чтовоспринимаемое сообщение немедленно подвергается критическому анализу и оценке.Такая установка выступает как некоторый фильтр, препятствующий прохождениюинформации. Следовательно, потери информации неизбежны.

2.         Эмпатическое слушание. Этот вид слушанияозначает, что партнер сначала старается возможно более полно воспринятьсообщение и только после этого подвергает поступившую информацию критическомуанализу и оценке. Эта техника позволяет минимизировать потери при восприятииинформации.

3.         Активное или рефлексивное слушание. Эта техникапозволяет еще больше повысить эффективность коммуникации, так как она предполагаетактивные действия слушателя, направленные на достижение более точногопонимания. В качестве таких активных действий слушающий может использоватьчетыре типа ответных реакций: уточнение, перефразирование, нейтральноеотражение чувств, резюмирование.

Исследователи также настоятельно рекомендуют помнить об ещеодном умении, без которого ни одна дискуссия не может считаться плодотворной -это умение быть терпимым к мнению других людей — т.е. о толерантности [2, с.218]. И хотя это умение упоминается в последнюю очередь, его безпреувеличения можно считать важнейшим для культуры общения в целом и культурыдискуссии, в частности.

По завершению дискуссии учителю важно подвести итоги.Важно, чтобы дискуссия не оставалось неоконченной. Выводы, к которым пришлистороны, должны быть озвучены. [18, с. 16]

Как подчеркивает В.В.Осипова, итог дискуссии – объективноесуждение, поддерживаемое всеми участниками дискуссии или их большинством [14, с.281]. Как указывает М.А.Ковальчук, оценивать участие в дискуссиях лучше наоснове коллективного мнения, с учетом аргументированной оценки выделенных дляэтого «экспертов» из числа учеников и согласия с их мнением большинстваучащихся.  Но для этого полезно сформулировать заранее критерии оценки, ккоторым можно отнести, например, активность, аргументированность высказываний,культуру общения, грамотность, свободу владения лексикой, терминамиидиоматическими выражениями. При этом, оценивая результаты дискуссии, следуетпомнить, что поиск группой решения проблемы не является самоцелью. Это лишьсредство стимулировать спонтанную творческую речь [7, с. 136].

К.А. Никифорук подчеркивает, что итог дискуссии не долженсводиться к сумме высказанных точек зрения относительно обсуждаемого предмета.Другими словами, результат дискуссии должен выражаться в более или менееобъективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии или ихбольшинством. Таким образом, в результате дискуссии решение проблемыформируется четко и ясно, убеждения каждой из сторон становятся обоснованными [13,с. 450].

По мнению М.Н. Смирновой и Е.В. Захаровой, итог учебнойдискуссии может быть в форме краткого повторения хода дискуссии и основныхвыводов, к которым пришли группы участников. Также итогом может статьопределение перспектив или создание творческого продукта: выпуск стенгазеты илиплаката, коллажа, написание эссе, стихотворения и т.п. [17, с. 60]

Анализ и оценка дискуссии повышают её педагогическуюценность и развивают коммуникативные навыки учащихся. Анализироваться должновыполнение как содержательных, так и организационных задач. В ходе анализацелесообразно обсудить совместно с учениками следующие вопросы:

— Выполнила ли групповая дискуссия намеченные задачи?

— В каком отношении мы не достигли успеха?

Главным критерием успешности дискуссии является ееэффективность. Она зависит от соблюдения, как минимум двух условий: 1)сопоставления различных мнений по одному воспросу; 2) корректное ведениедискуссии и наличие у участников стремления не только высказаться, но ивникнуть в суть выступлений других.

Успех дискуссии, по убеждению В.В. Гузеева, определяетсявыполнением следующих требований:

— вопросы дискуссии должны быть сформулированы интересно,быть актуальными; преподаватель должен обладать широкой общественной инаучно-технической эрудицией, способностью длительное время находиться вбольшом умственном напряжении;

— руководитель дискуссии должен отлично знать не толькосвой предмет, но и смежные предметы, изучаемые старшеклассниками, увязыватьсодержание курса с актуальными вопросами современной жизни, с новейшимиоткрытиями в науке и технике;

— обязательным условием успешного проведения дискуссииявляются особенности речи преподавателя: она должна быть художественной, яркой,эмоциональной, способствовать созданию эмоционально-нравственной ситуации. Безэтого условия речь преподавателя остается информационно полезной, но неспособствует в должной мере реализации функции стимулированияучебно-познавательной деятельности [3, с. 201].

В процессе дискуссии много времени будет занимать контрольза правильностью взаимоотношений учащихся, за корректностью формулировок. Привысказывании собственных мнений отдельные партнеры могут замкнуться на них и невидеть преимуществ других суждений. Между тем, как полагает Т.Н.  Сергеева,диалог идет успешно лишь тогда, когда его участники умеют встать вышесобственного мнения, способны посмотреть на него со стороны. Чем более партнерыспособны отказаться от своей предубежденности, личных склонностей, чем болееони объективны, тем успешнее и результативнее диалог [16, с. 96].

Если дискуссия прошла недостаточно эффективно, это можночастично компенсировать за счет развернутого и глубокого последействия. Дляэтого можно выбрать форму совместной беседы, где будут представлены впечатленияобеих сторон. В любом случае последействие завершается анализом языковыхошибок, причем желательно осуществлять это в коллективной форме.

Таким образом, учебная дискуссия – это поэтапный видработы, который организуется в соответствии с определенными правилами и делитсяна 3 основные стадии: начальную, основную и заключительную для подведенияитогов и анализа. Во время подготовительного этапа задача учителя состоит втом, чтобы создать необходимые условия для вовлечения учащихся в дискуссию сучетом психологических особенностей их возраста, а при проведении дискуссиинеобходимо придерживаться определенных правил и учитывать нормы поведения впроцессе общения. По итогу же дискуссии должно быть сформулировно отчетливоерешение проблемы. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БободжоноваМ.Ю.О. Дискуссия как метод обучения общению на уроках английского языка [Текст]/  М.Ю.О. Бободжонова // Вестник Педагогического университета. Серия 2:Педагогики и психологии, методики преподавания гуманитарных и естественныхдисциплин. 2020. № 1 (1). С. 215-218.

2. Бурова Л. Б.Дискуссия как средство формирования коммуникативной компетенции [Текст] / Л. Б.Бурова, Н. И. Ефимова // Наука и современность. 2011. № 8-1. С. 214-220

3. Гузеев В.В.Методы и организационные формы обучения [Текст] / В.В. Гузеев. – М.: Народноеобразование, 2001. – 348 с.

4. Забирова В.Х.Учебная дискуссия как форма взаимодействия на уроках иностранного языка [Текст] / В.Х. Забирова, Е.Е. Коптякова// Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 5-1. – С. 281-287.

5. Иванов В.К.Формирование дискутивных умений в процессе обучения иностранному языку вусловиях гуманитарного вуза [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. / В.К. Иванов. — СПб.,2004. – 162 c.;

6. КовальчукМ.А. Интенсивное обучение иностранным языкам в контексте проблемыгуманитаризации образования [Текст] / М.А. Ковальчук. // Интенсивное обучение иностранным языкамсегодня. Ч. 1 / Под ред. Китайгородской. — М.: НОУ «Школа Китайгородской», 2001.С. 30-111.

7. Ковальчук М.А.Дискуссия как средство обучения иноязычному общению: методическое пособие дляпреподавателей иностранных языков [Текст] / М.А. Ковальчук. – М.: Высшая школа, 2008. – 144 с.

8. Милорадов С.А.Обучение дискуссионному общению на иностранном языке: Метод активизациивозможностей личности и коллектива, обучение английскому языку на продвинутомэтапе [Текст]:  дис. … канд. пед. наук:13.00.02 / С.А.Милорадов. – М., 1999. – 124 c.

9. Мирзоева Д. М.Обучение коммуникативным средствам самовыражения учащихся вличностно-ориентированном иноязычном общении: английский язык, старшие классыобщеобразовательной школы [Текст]:  дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Д. М.  Мирзоева. – Нальчик, 2011. – 194 с.

10. МиролюбовА.А. Методика обучения иностранным языкам: тради­ции и современность [Текст] /  А.А.Миролюбов. — Обнинск: Титул,2010. – 549 с.

11. Морозова И.Г.Использование дискуссии на занятиях иностранного языка в рамках проблемногообучения при подготовке современных специалистов [Текст]  / И.Г. Морозова //Иностранные языки. Теория и практика, 2020. – № 1. – C. 25–35.

12. Наталевич О.Г. Дискуссия как инновационный прием технологии РКМ в области гуманитарногознания [Текст] / О. Г. Наталевич, Л. В. Вонсович // Межкультурная коммуникацияи профессионально ориентированное обучение иностранным языкам: материалы V Междунар. науч. конф., посвящ.90-летию образования Белорус. гос. ун-та, Минск, 28 окт. 2011 г. C. 121-122.

13. НикифорукК.А. Дискуссия на уроках иностранного язык [Текст] / К.А. Никифорук //Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-3. С. 449-450.

14. Осипова В.В.Учебная дискуссия как метод активного обучения на уроке иностранного языка[Текст] / В.В. Осипова // Академическая публицистика. 2020. № 11. С. 280-282.

15. Поздеева С.И.Учебная дискуссия в начальной школе как форма развития коммуникативныхуниверсальных учебных действий [Текст] / С.И. Поздеева // Человек иобразование. 2019. № 1 (58). — С. 81-85.

16. Сергеева Т.Н.Учебная дискуссия как метод формирования коммуникативных навыков в старшихклассах средней школы [Текст] / Т.Н. Сергеева // Педагогика и психология:актуальные вопросы теории и практики. 2016. № 2 (7). С. 95-97.

17. Смирнова М.Н.О роли дискуссии на уроках иностранного языка в старших классах средней школы[Текст] / М.Н.Смирнова, Е.В.Захарова // Вестник педагогического опыта. 2018. №42. С. 57-60.

18. Тумшайс О.С.Дискуссия как условие развития аналитических способностей школьников на урокаханглийского языка [Текст]  / О.С. Тумшайс, В.А. Кушнир  // Проблемы современнойлингводидактики. 2021. № 17. С. 10-18.

19. Хамитова Д.М.Дискуссия как метод формирования коммуникативных навыков в старших классахсредней школы [Текст] /  Д.М.Хамитова, Т.И.Нурушева // Sciences of Europe.2021. № 82-3 (82). С. 44-46.

20. ЩеколдинаА.В. Развитие дискуссионных умений как компонента интерактивной компетенции устудентов неязыковых вузов (на материале английского языка) [Текст]:  дис. … канд. пед. наук:13.00.02 /  А.В. Щеколдина. – Волгоград, 2005. – 192 с.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет